Один день в мире святого Иоанна Златоуста

Священник Иоанн Валентин Истрати

Святитель Иоанн Златоуст толкует Павловы Послания
Святитель Иоанн Златоуст толкует Павловы Послания
Мы живем в меняющемся мире. Вокруг жизнь, смерть, прошлое, старение, переходы от одного этапа к другому. Люди становятся тем, чем были их родители, дети вырастают в юношей и превращаются во взрослых, старики уходят в землю, и всех безжалостно преследует призрак смерти. Так было всегда с тех пор, как стоит мир. Но наш стиль жизни усугубляет перемены и уходы до такой степени, что порой, если сердца наши чутки, эта пляска непостоянства болезненно давит, она проникает в бессмертную душу и отбрасывает тень небытия на вечные основания души.

Представим себе, каким был трудовой день в мире святого Иоанна Златоуста, написавшего столько книг, сколько не написали бы и десять человек, и таких толкований, для постижения которых нужна вечность. Представьте себе мир без единого механического шума, без машин, электрических лампочек, где глубокую ночную тьму прорезает лишь одинокая плошка, подвешенная над массивным Писанием, сшитым из овчинных кож, или удары лошадиных копыт о камни мостовой. Мир без телевизора, интернета, мобильного телефона, Facebookʼа, без поездов, гудков; мир, где скрежета автоматизированной материи не слышно вовсе. Мир беспроводной, то есть без сетей, без звуковых сигналов, без люминесценции, но полный благодати, жужжания пчел и блистания звезд. Мир без самолетов на небе, но полный птиц.

День, начинавшийся рано, но без будильника, а с пением петухов; мир с Божественной литургией, распеваемой протяжно, умиротворяюще, без микрофонов и динамиков, а голосами, идущими из груди, полной крепкого горного воздуха. Вспоминаю, как на Афоне святой старец Дионисий из Колчу[1] шепотом рассказывал мне, что, когда пел великий Нектарий-протопсалт, перед ним образовывался сильный поток воздуха, ветер, полный мелодичной византийской гармонии, воскрешавшей из мертвых даже святогорские мощи.

Возвратимся ко дню святителя Иоанна. После небесного причащения тела Христова несколько тысяч голодных людей, столпившихся вокруг церкви, неспешно угощались от щедрот, собранных обличительной проповедью великого антиохийца.

Затем день продолжался изучением книг, долгим писанием, толкованиями, письмами в разные уголки империи, отсылаемыми сегодня, а доходившими через год, святительскими наставлениями, беседами со священниками из епархии, многой-многой молитвой, вычитыванием дневного круга церковного богослужения, правилом, а затем чтением ночью при свете лампы и сном на скамеечке или на деревянном ложе.

В то время у людей не было отдельных комнат, на всех была одна общая комната, одновременно служившая и гостиной, и столовой, и кухней, и спальней, так что по-братски делили все – от миски еды до плача младенца среди ночи. Монах, однако, имел свою келью, наполненную светом молитвы и смирения.

То, о чем я говорю, можно пережить – конечно, в очень малой степени, – если поехать в уединенный монастырь, на какое-то время погрузиться в его таинство молитвы и покоя. Но потом придется вернуться в городскую сутолоку. Так было и со мной. Два месяца летних каникул, проведенных на Святой Горе, подошли к своему неизбежному концу, и я вынужден был снова пойти по мирским путям: из Кареи к Дафни, Уранополису и Фессалоникам. Здесь город показался мне ужасающе шумным, хотя в сравнении с другими городами он спокойный. Повсюду меня не покидало острое чувство говорения без смысла, одиночества, афишируемого в выкриках; люди вопили о своем небытии, они жестикулировали посреди улицы и голосили без всякой пользы. У меня болели уши от такого шума, и несколько дней, пока я не обвык, мигрень не оставляла меня.

Видите, какая колоссальная разница в стиле жизни, какая пропасть лежит между нашим и святых отцов способом существования?! Сколько шума по пустякам здесь, в XXI веке, какой вопль земли, из которой выжаты силы, сколько утомительной бесполезности, выплеснутой на экраны и в сердца и имеющей видимость бытия.

Шум электросварки, отбойного молотка или бензопилы, грохот железных колес, включенные моторы – все это словно болезненный крик материи, перегруженной тяжестью человеческого греха и стыдящейся навязчивого желания человека восхищаться без причины.

Решить вернуться к подлинному существованию – это не значит совершить короткое замыкание всех технологических связей человечества. Это значит начать внимательней прислушиваться к голосу земли, глубже переживать таинство жизни, вернуться в деревню (по совету святого Паисия Святогорца), научиться древним обычаям, составляющим фундамент для души, прилежать к храму и глубже смотреть на это чудо жизни, которое Бог не переставая изливает на нас, – чтобы ощутить Его безграничную любовь.

Священник Иоанн Валентин Истрати
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Doxologia.ro

12 мая 2011 г.

[1] Иеромонах Дионисий (Игнат; 1909–2004) был одним из великих афонских духовников. По происхождению румын, он пришел на Афон в 17 лет и подвизался здесь всю свою жизнь, до 95 лет. Колчу – название кельи святого Георгия при румынском ските Продрому (святого Иоанна Предтечи).

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Елена 9 февраля 2016, 15:00
Святой Иоанн! Моли Христа Бога о моем племяннике Иоанне, о здравии его душевном и телесном! Сегодня моему племяннику исполняется 11 лет, назвали в честь Иоанна Златоуста.
Александр 8 февраля 2016, 22:00
Что интересно, когда читаешь беседы-толкования Иоанна Златоуста на Евангелие, складывается впечатление, что это сказано в наше время и для нас. Как все просто, понятно и проникает в душу и сердце. А по поводу "лампочек и машин", как мне кажется, автор хотел подчеркнуть ложность и суетность нынешнего мира, который не смотря на все научные достижения, которые якобы направлены на развитие и совершенствование личности, не способен дать нового Златоуста. Да и молиться лучше в тишине, а без молитвы разве, что путное напишешь.
Ксения Фролова26 ноября 2015, 09:00
Как хорошо автор описал состояние тишины. Так тихо легко на душе стало. И захотелось туда, где свет свечи, шелест перелистываемых страниц писания и тихая молитва.
Артамонова Алена26 ноября 2015, 08:00
Благодарю Святый Свт. Иоанне Златоустный со всеми учителями вселенскими! Как же ты мне помог, когда в самое трудное время я читала твои толкования Евангелия! Моли Бога, угодниче Божий, о родных и близких и всех православных христианах, да молитвами твоими даст нам Господь разумение, рассуждение, терпение, смирение - в любви и согласии идти по жизни с Христом!
Сергий 9 февраля 2015, 08:00
К сожалению мы ушли от природы созданной БОГОМ для нас , не слышим ее голоса, а она кричит от боли, которую мы в наше время технократии приносим ей всеми своими без БОЖЬИМИ действиями, но все имеет предел ...
римма26 ноября 2014, 14:00
Святой Иоанн Златоуст, спасибо тебе за помощь в моей грешной жизни. Помолись Господу Богу о даровании мне грешной здравия душевного и телесного, успешного продвижения по службе, любви, возможности делать меного добрых дел. Не остави своим предстательством моих дедей и внучку, веди их путем праведным. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Евгений26 ноября 2014, 10:00
Разве святитель стал святым благодаря тишине? Или приезжая из города в деревню мы становимся святее? Мы в деревне лучше созерцаем Божий мир, наслаждаемся тишиной и красотой природы, только и всего. По своему опыту знаю,(служил чтецом, певцом 12 лет) эта восторженность не надолго, как и любая восторженность. После года в деревне, не мог накататьая на трамвае и нагуляться в городских парках. Но главное, деревня -это часто, неистребимый питомник суеверия и псевдоправославных "забубонов", где "рушник" чуть ли не важнее иконы.
Marina Bogdanova26 ноября 2014, 08:00
Живые слова слава Отцу Сыну и Святому Духу.
римма29 сентября 2014, 15:00
Святой Иоанн Златоуст, моли Моли Бога о мне грешной. Помоги моим детям в любви и работе, наставь мою внучку на путь учения. чтобы ей нравилось учиться читать, писать, чтобы росла в вере праведной. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Александр27 сентября 2014, 10:00
Все дело в том, что все это было, есть, и будет - разделение на овец и козлищ,и происходит это и в монастырях, и в миру.Только в миру все отрабатывается в ускоренном темпе (это мы замечаем по темпу жизни), поэтому многим жизнь в городах кажется невыносимой. Можно бросить все и уединится (как раньше были отшельники), но в том-то и дело, что прежний уклад уже не вписывается в новое время. Раз Господь поставил в миру-будь на своем месте,ведь мы-соборные! И,как предрекали многие старцы, Живая Вера постепенно перейдет в мир-"иноки будут ходить в мирских одеждах". Здесь главное внимать себе и не осуждать, особенно молодежь. Как говорил прп. Серафим Вырицкий "ничего, что много грешат- горячее каятся будут!". Всему свое время...(Кто не согласен-вспомните себя в атеистической молодости-то же язычество по-существу!) Мир всем...
римма12 февраля 2014, 11:00
Святой Иоанн Златоуст, исцели меня. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Сергей 9 февраля 2014, 13:00
У каждого своя точка мировозрения на трудный быт в мегаполисе. И у всех у нас нотки любви к Богу. Будем стремиться полюбить друг друга, помогать ближнему в беде словом, делом, подать нужное нищему, голодному.Хочется не злится на врага своего, но не получается. Господи, помоги! Если бы не слышна была молитва в монастырях за весь народ православный, наверное, был бы хаос, и мы погибли. Господи, спаси и сохрани страну нашу хрустальную. Благодарим Господа за жизнь, за родных и близких, за цветы, звезды, солнце, зиму и лето, за источники водные святые, за школы, книги, за храмы и монастыри и молитвы. Как хочется жить! Слава Богу за все!
Ирина 6 февраля 2014, 15:00
В каждой Епархии есть монастыри- женские, мужские.... Все очень просто, нужно приехать в монастырь, поговорить с Благочинной или Настоятелем о Вашем прибывании в нем , в качестве послушнице(ка), особенно перед большими Двунадесятыми праздниками , когда рабочие руки очень нужны. Даже если это- два, три дня. Наше государство очень щедро на праздники, нужно отказаться от шумных компаний, застолий и шашлыков. Мамочки приезжают с маленькими детками, а подростки с удовольствием остаются сами И этот удивительный, совершенно другой мир откроет Вам свои объятия!!! Я была там! И очень хочу возвращаться туда снова и снова!!! С уважение И.
Сергей П.27 сентября 2013, 21:00
Здравия духовного и телесного работникам портала, автору статьи и комментирующим! Согласен, что окружающий мир не способствует нашему очищению и духовному росту. А когда, в какие времена он способствовал? Настоящие христиане всегда были чужими на празднике суетной жизни. Они всегда несли в себе безумие для мира сего. Об этом и говорил Христос. Давайте поблагодарим Бога за то, что нам выпало время свободного общения, посещения храмов, чтения книг и статей на порталах. Нас за это не колесуют, не преследуют и не расстреливают, как наших предков. Нам ли ссылаться на суетность и разврат жизни? Ведь давно уже известно, что разруха не в клозетах, а в головах и душах наших. Настоящие христиане должны быть воинами Христовыми. Так жили наши Святые Отцы. И мы должны равняться на них. Копать глубже в себя и идти против ветра суетных перемен. Ох, как это тяжело! Но у нас нет другого пути.
Андрей11 февраля 2013, 02:00
Благодарю портал за замечательные статьи и не менее ценные отзывы - размышления на эти важнейшие темы.Жить по христиански,конечно трудно человеку в современном секулярном,бездушномеханизированном,неоязыческом мире.Но есть примеры не только древней святости,но и святые наших времён.А с помощью и упованием на Бога,и современный человек спасает свою душу.ДОВЕРЯЙТЕ БОГУ,ЛЮБИТЕ ЕГО и живите спокойно(главное - живите по христиански,а не по язычески).Многие это знают,но сил и воли прилагать к этому не хотят.Вот и живут двоясь и "толеранствуют" угождая и Богу и Велиару.
Алевтина10 февраля 2013, 22:00
Да всё верно,суета вокрруг,а мир и покой только в ионастырях, Там по другому даже время течёт. А что-же делать нам? Куда ж от этой суеты деться. Автор ставит проблему,но не даёт пути к её решению.
Александр10 февраля 2013, 04:00
Это во времена Златоуста было спокойно? В Константинополе? Только представьте себе Константинопольский рынок в те времена: зазывалы орут, ишаки орут, расталкивая всех прут напролом охранники, сопровождающие знатного вельможу, зазевавшегося крестьянина одним ударом сбивают с ног и он катится в грязь под хохот толпы... По центральной улице движется торжественная многотысячная процессия, сегодня именины двоюродного брата младшей сестры императора. Трубы, литавры, толпа скандирует здравницы... Жара, вонь нечистот, которых полно здесь же, на улице (лошади, волы, собаки и пр. отправляют естественные потребности где придётся, да и для людей ещё биотуалетов не придумали). Дворцовые интриги, моральное разложение духовенства, с которым безуспешно боролся Златоуст и жертвой которого пал... В общем, не так уж тихо всё было.
Ольга10 февраля 2013, 02:00
Ответ Нат(Наталье?)-думаю,надежды нет.Очень трудно,опустившись до самого дна,не испачкаться той грязью,что будет по дороге-только к очень чистой душе грязь не пристает-а это уже духовная высота,достижение,которое добывается не падением во все тяжкие,а как раз наоборот-восхождением.Не каждой душе дана такая сила,чтоб упав на дно,суметь подняться.Многие сломаются по дороге. Да и читайте Библию-помнится избранному еврейскому народу их соседи-язычники стали подсовывать своих девок для блуда,многие потом и женились на них,жены их склоняли в язычество-и вот ослабел народ,попал в рабство к египтянам. То,что наши бабушки и даже мамы выходили замуж девушками-благодаря этому у нас еще приличное здоровье,чего уже не сказать о наших детях....Не знаю-надо ли что-то там запрещать современной молодежи...Все идет из семьи-если ребенок видит в ней пример верности и целомудрия родителей,их почитания Закона Божьего-ему не придется что-то запрещать.А что первые чувства самые сильные и могут быть прекрасным стартом для счастливой семейной жизни-думаю никому доказывать не надо.
р.Б. Иулия10 февраля 2013, 01:00
для нат: надежда может быть для конкретного человека. а эволюция чего может быть? или кого? вспомните древнюю историю (Ветхий Завет) - там оч.много поучительного для наших дней, возможно, и ответ на свой вопрос там тоже найдете. по поводу статьи, как абориген мегаполиса, могу сказать так. да! шум этот действительно инфернальный. волею судеб я оказалась в почти что деревне - небольшом (после мегаполиса) городе с деревенскими, по сути, привычками и людьми. я первые полгода - надышаться не могла от СВОБОДЫ. Я только тут поняла - насколько сильно мегаполис давит на человека, перемалывает его (да он и заточен на это). эта мегаполисная жизнь прививает определенные привычки - делать все бегом - иначе - не успеешь. молитвы тоже бегом, в дороге... все в этом мире взаимосвязано - потому и шум от нас идет и мы - от шума устаем... хотим мы этого или нет.
tatta- 9 февраля 2013, 21:00
А может суть суеты состоит в помощи ближнему,а не в сутолоки мирной ?( Мф.35:46 ).
Александр 9 февраля 2013, 21:00
Нату: Моя болящая мама часто говорит о себе: "Лучше не будет". То же можно сказать и о нашем мире, больном, "лежащем во зле". Конечно, деградация идёт, и довольно хорошими темпами. Но самого конца не видно, мы знаем, почему. Но, думаю, вполне возможны синусоидные явления, то чуть хуже, то чуть лучше, но с общим наклоном именно к деградации. Вот после 1988 года стало лучше, резкое возрождение веры. Но только в России. Прошлый год - некоторое давление на это возрождение. Чем оно кончится - "Не ваше дело знать времена и сроки". А святыми становились невзирая на шум за окном, и идеологию властей. Я посещаю пещерные монастыри Крыма, и даже там хватает шума от паломников и туристов. Лично я уже привык быстро перестраиваться от духовного настроя к житейской суете. И наоборот.
нат 9 февраля 2013, 14:00
Вопрос в массы:) По рассказу Светланы, о том, какими были наши предки (невинные девушки, скромная одежда и тд) у меня возник вопрос. Как вы полагаете, тот разврат, который выдается теперь за норму, это деградация или наоборот такая трудная эволюция? Поясню. Если вы считаете, что по каким-либо причинам стало хуже (революция, советчина, жадный материализм) и ведет к дальнейшему ухудшению душевного здоровья общества, то это деградация. Но ,может быть, достигнув дна, этак по Достоевскому, попробовав все запретные плоды и узнав, какие они по сути гадкие, мы снова вернемся к былой невинности, но только уже добровольно, по желанию, не по закону (как раньше), а по велению сердца. ? Тогда сегодняшний период служит эволюции. Что думаете, есть надежда?
нат 9 февраля 2013, 13:00
Присоединяюсь к Валентину, Браво - Светлана. Сколько же умных, интересных людей на этом сайте. Что касается проблем цивилизации и большого города, я думаю, что цивилизация нам дала столько плюсов все-таки, что можно и заплатить за них минусами. Ну вот пример по-женски, из 4 случаев родов моих подруг, три случая с осложнениями, кесарево и прочее. Кто знает, остались бы они и их детки живы, если б не достижения цивилизации. А прививки - сколько раньше умирало людей, особенно детей. А свалить шум в душе на шум за окном, это проще всего, только и в тайге наши проблемы пойдут за нами. Поэтому надо искать мира в душе в первую очередь.
Кондратенко Максим 9 февраля 2013, 12:00
В принципе техника не должна мешать религии,но природу загрязнять не стоит...Позапрошлым летом был в Украине на Днестре,там прекрасная природа и красивейший пещерный монастырь.монахи к нам относились с такой добротой и умилением,наловили нам 25 килограммов рыбы! там было так тихо.когда то был в еще одном монастыре,так он старше Киево-печерской лавры!!!
Светлана 4 февраля 2013, 13:00
Я пытаюсь представить себе, как жили не то, что далекие ромеи, а хотя бы родные русские. Но именно так, благочестиво, по-русски, по-православному. Я пытаюсь себе представить, какую жизнь надо вести сегодня, что бы спастись? ...женщины с покрытыми головами, в одеждах по-запястье, и по-щиколотку... Примерно так же, как сегодня одеты мусульманки. И примерно так же, как одевались деревенские женщины хотя бы до войны... ... мужчины - с бородами... День начинается не с кофе под телевизор, а с молитвы... и заканчивается так же. Немногословие и не праздность, а не кричащая реклама с табло, журналов, баннеров, и жадный, алчный, ненасытный досуг с ресторанами, турами, тусовками и сплетнями... Сначала - крест и поклон иконам, а потом приветствие хозяевам. Сначала венчание, а потом брак. Самая страшная угроза при обмане и недобросовестной сделке - это "стереть в порошок", т.е. простить долг записанный (!!!) мелом, передав взыскание в вечность! Сейчас даже представить себе такое невозможно. Фашисты, осматривая девушек, угнанных на работы в Германию были поражены тем, что у русских все девушки девственны! Еще не так давно сквернословие считалось преступлением. Еще совсем недавно, лет 20-30 назад можно было увидеть эти звезды, услышать эту тишину, этот природный ритм в простых советских колхозах... Сейчас все это кажется фантастикой...
Валентин28 ноября 2012, 01:00
Браво, Светлана ! Византию, колыбель нашей веры, жаль и над Константинополем сейчас тоже мог бы плыть колокольный звон, но увы... А наш мир таков, каков он есть и он прекрасен, и люди все мы хорошие,"вот только квартирный вопрос нас испортил".
Нина27 ноября 2012, 16:00
Может быть, много суеты еще и потому, что совсем не уделяется внимания греху против вещи..?
Евгений26 ноября 2012, 21:00
Все верно, в больших городах-мегаполисах жить стало очень трудно, странно, что не все это понимают, будто на другой планете живут. И в миру возможно жить "без суеты житейской", более того, не просто возможно, а необходимо именно к этому стремиться.
Алена26 ноября 2012, 20:00
Суету разводят люди... А разве в окружении святых людей не было? Разве монахи - не люди? У них нет искушений? Просто святые жили с любовью в душе, они знали, что главное в жизни. Носили бремя друг друга на себе, помогая этим другим. Вот бы нам этому научиться... Может, и мы тогда не заметим нашей суеты???...
Светлана26 ноября 2012, 18:00
Жизнь святого Иоанна Златоуста нас учит, что можно быть святым в любом мире. Последняя Пасха святителя на Константинопольском престоле была кровавой - ворвавшиеся солдаты стали убивать тех, кого святой собирался крестить. Он вел огласительные беседы с людьми, которых теперь убивали, он весь Великий пост встречался с ними! Это можно назвать спокойной жизнью? Да, не было интернета. Но сколько клеветы вынес святой! Вплоть до того, что некотоые фразы в его проповедях сейчас считаются вставками с цель опорочить его! И о какой тишине идет речь? Интриги двора и клира. Постоянные труды. Увещевание императора, императрицы. Он крестил детей Аркадия и Евпраксии - будущего императора Феодосия младшего и Галлу, которая прославлена своим мавзолеем в Равенне. Он увещевал раскольников и соединял церковь в раздорах. Он разбирался с делом "долгих братьев" - монахов, ввыгнанных из Египта - и с интригами Феофила Александрийского. Наконец, вой завоевателей вестготов, ужасающих своей жестокостью, раздавался совсем недалеко от столицы. Поверьте, дорогие братья и сестры, это забот поболее, чем у нас, привычно жалующихся на бесконечную суету
ольга 21 сентября 2012, 12:00
В миру невозможно жить иначе:без суеты житейской.Вокруг человека все стремительно летит,несется,на бегу замечаешь знакомых ,перекидываешься парой ничего не значащих фраз...Единственное место,где останавливаешь свой бег-храм Божий.Здесь время как бы приостанавливается,есть возможность отдышаться,подумать о Вечном.Но и в нашем мире стремительном есть иной мир-монастырский,святой,вечный.Вот где молится со слезами,где все твои грехи вопиют к тебе:"Покайся!"Здесь чувствуешь свою связь с Богом и поражаешься той жизни,которой жил...У меня было такое состояние,которое передать словами невозможно...
Мария28 ноября 2011, 17:00
Каждому - своё. Есть люди, которым непросто и даже невозможно оставить цивилизацию с её удобствами, есть люди, которым невозможно оставить своих близких. Жить в нашем грешном людском мире очень непросто и тяжело. Конечно, у верующих людей душа тянется к общению с Богом, к тишине и покою.Очень понятна основная мысль автора.
Сашок22 октября 2011, 21:00
В каждое время свои проблемы,а тишины правда хочется.
Дмитрий15 мая 2011, 21:00
Почему то вспомнились слова: не оставлю вас сиротами приду к вам. Еще немного и мир уже не увидит Меня а вы увидите Меня ибо Я живу и вы будете жить.
Светлана14 мая 2011, 09:00
Дивная картина. Если забыть о криках вестготов Алариха, которые, собственно, пострашнее "скрежета автоматизированной материи". Да, осада Константинополя была в 385, св. Иоанн поставлен на Константинопольскую кафедру в 387 - когда все еще сохранялась угроза - до тех пор, пока в 401 орды не двинулись на Рим. Если забыть шепот придворных и внешних интриг с участием Египта, если забыть о распрях и ересях. О периодически слетавших тут и там головах. А так - да, действительно, без машин.
Марина14 мая 2011, 04:00
Мне верится, что можно и нужно учиться жить без суеты здесь и сейчас, не "сваливая" все беды на окружающую действительность. Чудо жизни, которое Бог не переставая изливает на нас есть везде и в шумном городе тоже, умеем ли мы видеть? Колоссальная разница в стиле жизни и пропасть между нашим и святых отцов способом существования заключается не в разнице времен, тяжесть человеческого греха была всегда (а то и поболее), перечитайте Евангелие. Разница в том, что настолько сильна вера Святых Отцов, что решались они оставить свою семью, детей, дом, друзей, "карьерный рост", город и т.п. и отдавались единственному истинному делу верующего человека - служению Богу. Уверена и сегодня есть такие. А мы, давайте, не будем слабоверие наше пытаться оправдать вечной суетой. Молиться надо и душой трудиться, что бы хоть капельку веры такой обрести и, даст Бог, на Святую Гору не на "каникулы" будем ездить и не будет для нас неизбежного конца и слов "вынужден был"... Простите меня, если словом обидела кого. P.S. ...И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми... Мк 10:31; Лк 13:30
Олег13 мая 2011, 18:00
Слащавая манипуляция,чем автору помешали лампочки и машины? Обличает других, а сам развёз пустую болтовню,фантазия разигралась.Похоже на рекламу самого себя с привлечением святого Иоана Златоуста.
Маргарита13 мая 2011, 09:00
Эх, как бы хотелось пожить в таком тихом мире, в гармонии с природой...
Анатолий Евлашкин13 мая 2011, 08:00
Довольно интересно. Синтез религии и экологии. Экологическое православие.
Наталья12 мая 2011, 22:00
Как верно сказано. Всё-то мы суетимся, куда-то стремимся, бежим... Между делом молимся, то вспоминаем, а то и забываем о Боге. Святитель Василий Великий сказал: "Суетно всё, что выше потребности". А многие из нас умеют жить исключительно по потребности? Да многие ли хотя бы знают свои потребности? Как же вырваться из этого круга?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке