Венчание на царство Николая II: не только ходынская трагедия

Источник: Татьянин День

Торжества коронации Николая II имели место 14 мая (по старому стилю) 1896 года. В этом году 26 мая исполняется 115 лет со дня события, смысл которого гораздо серьезнее, чем дань традиции. Увы, в сознании последующих поколений оно заслонилось ходынской катастрофой. Приходится делать над собою усилие, чтобы, обращаясь мысленно к маю 1896 года, думать не только о «Ходынке». И все-таки: что есть помазание на царство? Только ли обряд, как бы подтверждающий уже свершившийся факт восшествия на престол нового Государя? Что оно значило для Николая II? Что означала ходынская трагедия в перспективе следующего, ХХ века?

Валентин Серов. Коронация. 1896
Валентин Серов. Коронация. 1896
Тема помазания на царство требует серьезного и вдумчивого подхода. Это в особенности относится к коронации Николая II, который, как ясно задним числом, был помазан тогда же и на предстоящие страдания. Но лишь задумаешься о миропомазании последнего нашего Царя, как помысел, по видимости исполненный сострадания к погибшим соотечественникам, «встает на стражу» и заставляет думать о катастрофе. Впрочем, трагедию, унесшую более чем 1,5 тыс. жизней, конечно, нельзя обойти вниманием. Она случилась на четвертый день после коронации, была, как мы увидим, результатом кратковременного безумия толпы и, по слову игумена Серафима (Кузнецова), явилась предзнаменованием той утраты самосознания, с которой, после 1917 года, мы стали «давить» друг друга уже не тысячами, а миллионами. Но, добавим, подобно тому, как революция и смута ХХ века, заслонившие царствование Николая II, «не отменяют» его царствования, так и ходынская катастрофа «не отменяет» коронационных торжеств и главного в них: помазания Государя на царство.

Царь прибыл в Москву в день своего рождения, 6 мая (ст.ст.), и остановился в Петровском замке, находившемся тогда на окраине столицы. 9 мая состоялся торжественный въезд царя в Москву. Царская чета поселилась в Александринском дворце (нынешнее здание Академии Наук РФ на Ленинском проспекте) и все дни, оставшиеся до коронации, говела. Наступает 14 мая (ст.ст.) 1896 года, и на паперти Успенского собора Государя и Государыню встречает духовенство. Митрополит Московский Сергий (Ляпидевский; †1898), благословив царя и царицу, произносит речь, обращенную к Государю и, по традиции, наставительную, а не только приветственную. Он говорит в ней: «Ты вступаешь в это древнее святилище, чтобы возложить здесь на себя царский венец и принять священное миропомазание <…> Миропомазания сподобляются все православные христиане, и оно не повторяемо. Если же предлежит тебе воспринять новых впечатлений этого таинства, то сему причина та, что как нет выше, так нет и труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. Чрез помазание видимое да подастся тебе невидимая сила, Свыше действующая, озаряющая твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верных подданных».

Коронационное шествие
Коронационное шествие
Царь и царица целуют крест, их окропляют святою водою, после чего они входят в собор, при пении 100-го псалма, в котором звучит исповедание правителем идеала непорочности: «…сердце развращенное будет удалено от меня; тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; злого я не буду знать…». Государь и Государыня совершают земной поклон перед царскими вратами, прикладываются к чудотворным иконам и садятся на приготовленные для них престолы посреди храма. Вскоре должен начаться чин венчания или коронования, но он начался не прежде, чем первенствующий митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев-Писарев; †1898), приблизившись к царскому трону, спросил у Государя о его вероисповедании. В ответ император ясным и громким голосом произнес Символ Православной веры.

В чине венчания читается паремия (Ис. 49.13-19) о покрове Божием над царем («Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною»), Апостол (Рим.13.1-7) – о повиновении царям, и Евангелие (Мф. 22.15-23), как бы в дополнение к предыдущему чтению – о воздаянии кесарева кесарю, а Божиего Богу. Один из важнейших моментов коронования – возложение крестообразно рук митрополита на царскую главу и возношение им молитвы о том, чтобы Господь помазал царя «елеем радования, одел его силою с высоты, …дал в десницу его скипетр спасения, посадил на престоле правды…». После этой молитвы Государь взял принесенную ему на подушке митрополитом корону и, в соответствии с чином, сам возложил ее на себя, затем малую корону возложил на голову царицы, вставшей перед ним на колени.

Исповедав веру и приняв бремя власти, Царь преклонил колена и, держа корону в руке, вознес к Богу коронационную молитву. В ней есть такие слова: «…Исповедую неизследимое Твое о мне смотрение и, благодаря, величеству Твоему поклоняюся, Ты же, Владыко и Господи мой, настави мя в деле, на неже послал мя еси, вразуми и управи мя в великом служении сем. Да будет со мною приседающая Престолу Твоему Премудрость. Посли ю с небес святых Твоих, да уразумею, что есть угодно пред очима Твоими, и что есть право по заповедям Твоим./Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей».

Въезд в Кремль
Въезд в Кремль
Окончив молитву, Государь встал, и тогда тотчас же все присутствовавшие в соборе преклонили колени. Митрополит Палладий, стоя на коленях, прочел от лица народа молитву за царя: «<…>Покажи его врагам победительна, злодеям страшна, добрым милостива и благонадежна, согрей его сердце к призрению нищих, к приятию странных, к заступлению нападствуемых. Подчиненное ему правительство управляя на путь истины и правды, и от лицеприятия и мздоимства отражая, и вся от Тебе державы Его врученные люди в нелицемерной содержи верности, сотвори его о чадах веселящагося…» На таковых словах останавливаешься, зная, что последовало через 21 год, думаешь с горечью: сбылось в точности противоположное, и не удерживаешься от восклицания: Господь ли не содержал?

После молитвы митрополит Палладий с амвона обратился к Государю с пространным приветствием, завершающимся словами: «Ты же, Царь православный, Богом венчанный, уповай на Господа, да утвердится в Нем сердце твое: верою и благочестием и цари сильны, и царства непоколебимы!». Обращают внимание серьезность и отсутствие какой-либо велеречивости как в текстах коронационных молитв, так и в текстах речей, обращенных к Помазаннику от лица Церкви.

Боголюбов. Иллюминация Кремля
Боголюбов. Иллюминация Кремля
После чина коронования началась Божественная литургия. В конце ее, перед принятием Святых Христовых Таин, и совершено было миропомазание Царя и Царицы. По замечанию Б.А.Успенского, повторение священного действия, которое в принципе не должно повторяться, придавало поставляемому лицу (в данном случае царю) особый статус, особую харизму: царь становился принадлежащим к иной, высшей сфере бытия, и его юридические полномочия превращались в полномочия харизматические (цитируется по В.Семенко. Харизма власти).

По мысли протоиерея Максима Козлова (см. статью «Его искреннее самопожертвование было совершено ради сохранения принципа самодержавия»), «смысл этого священнодействия состоял в том, что Царь благословлялся Богом не только как глава государственной или гражданской администрации, но прежде всего — как носитель теократического служения, служения церковного, как наместник Бога на земле». Более того, Царь отвечал за духовное состояние всех своих подданных, ибо, будучи верховным покровителем православной Церкви, был хранителем и духовных традиций других религиозных общин. В той же статье протоиерей Максим Козлов напоминает и об учении святителя Филарета Московского о царской власти и о верном расположении к ней православных подданных, напоминает о словах святителя: «Народ, чтущий Царя, благоугождает через сие Богу, ибо Царь есть устроение Божие». Протоиерей Максим Козлов пишет: «Царь, по учению святителя Филарета, есть носитель власти Божией, той власти, которая, существуя на земле, является отражением Небесной Вседержавной Власти Божией. Царство земное есть образ и преддверие Царства Небесного, а потому естественно из этого учения вытекает, что только то земное общество благословенно и содержит в себе семя благодати Божией, одухотворяющей и освящающей это общество, которое своим главой имеет верховного носителя власти и помазанника - Царя».

К Иверской
К Иверской
После завершения службы в Успенском соборе началось коронационное шествие: посещение Государем и Государыней святынь Архангельского и Благовещенского соборов. Наконец высочайшие особы поднялись на Красное Крыльцо и трижды поклонились народу: перед собой, направо и налево.

На Николая II обыкновенно смотрят теперь как на «хорошего человека» с прибавлением «но». Вслед за «но» может содержаться обвинение во всех наших бедах ХХ века, а может и не содержаться, однако, во всяком случае, подразумевается следующее: «хороший человек, но несостоятельный государь». Его успехи, признававшиеся даже врагами, замалчивают, а об ответственности его совершенно не думают, считают ее само собой разумеющейся. В то же время в плане ответственности Царь Николай II может считаться образцом Государя. Известно, что никакое решение он не принимал, не предъявив его Богу, никогда не шел против совести. Ни единое слово коронационных молитв, таким образом, не произнес он втуне и не пропустил мимо ушей. Да, впоследствии он вынужден был отречься, но это не означало пресловутой, приписанной ему современниками и по сей день праздно присвояемой «слабости».

Сразу после коронации
Сразу после коронации
Не о «слабости» был дан ему знак уже во время коронации. Какой знак? Об этом малоизвестном эпизоде пишет игумен Серафим (Кузнецов) в своей книге «Православный царь-мученик» (М. 1997): «После длинной и утомительной коронационной службы, в момент восхождения императора на церковный помост, изнемогая под тяжестью царского одеяния и короны, он (Государь) споткнулся и на время лишился чувств». Такому случаю, оставшемуся почти никем не замеченным, игумен Серафим придает символическое значение: «Что же случилось после того, как Государь при короновании изнемог? Кровавая катастрофа, народ давил и душил друг друга. Не то же ли случилось, как царь изнемог под тяжестью креста, насильно снятого с него частью народа?». Тут игумен Серафим и сказал о потере самосознания, стоившей нам миллионы жизней.

Обратимся к событиям на Ходынском поле 18 мая 1896 года. С раннего утра и даже с ночи здесь собралось огромное количество народа: более полумиллиона человек. Ждали раздачи царского подарка, представлявшего из себя такой набор: памятная кружка (алюминиевая крашеная) с вензелями их величеств, полфунта колбасы, фруктовая сайка, вяземский пряник с гербом и мешочек со сластями и орехами. Вплоть до шести утра все было совершенно спокойно. Около шести разнесся вдруг слух: подарков на всех не хватит, буфетчики мол делают для себя запасы… Тогда, по словам очевидца, «толпа вскочила вдруг как один человек и бросилась вперед с такой стремительностью, как если бы гнался за ней огонь… Задние ряды напирали на передние, кто падал, того топтали, потеряв способность ощущать, что ходят по живым еще телам, как по камням или бревнам. Катастрофа продолжалась всего 10-15 минут. Когда толпа опомнилась, было уже поздно».

Памятная кружка
Памятная кружка
Коронация Александра III имела место за тринадцать лет до коронации его сына, и теперь на Ходынском поле подготовились к празднованию просто так же, как и тогда, не ожидали такого наплыва народа. Все же организация столь массового мероприятия, несомненно, оставляла желать лучшего. Но когда читаешь приведенное только что описание, возникает впечатление, что от такого безумия никакие меры не спасли бы. Московские экскурсоводы об этом не думают, они даже не знают, что формально московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович вовсе не отвечал за организацию праздника на Ходынском поле (хотя, как хозяин Москвы, должен и об этом был печься), и с тем же пафосом, что и сто, и пятьдесят лет назад, обвиняют его и обвиняют… В книге А.Н. Боханова «Николай II» подробно рассказано об интригах, плетшихся в доме Романовых вокруг имени великого князя, у которого было много врагов среди «своих», — они и задали указанный пафос.

Памятный рубль
Памятный рубль
В «каноническом» списке обвинений в адрес Николая II трагедия на Ходынском поле занимает пусть не слишком значительное, но вполне определенное место. Обвиняли и обвиняют царя – в бессердечии: не отказался, мол, пойти на бал у французского посланника, и т.п. Сошлемся и здесь на А.Н. Боханова, который внятно объясняет невозможность для Государя отказаться от приглашения французской стороны. Официальное лицо – заложник этикета и протокола, не понимать это можно лишь при желании дурно думать об этом официальном лице. Известно, что после 18 мая торжественные мероприятия были сокращены. Что же касается бессердечия царя, то заметим лишь: эта клевета остается на диву живучей, ее повторяет, к примеру, И. Зимин в недавно вышедшей книге «Повседневная жизнь императорского двора»   (СПб, 2010), и если автору хочется так считать, с этим ничего не поделаешь.

Жертвы ходынской катастрофы
Жертвы ходынской катастрофы
Царь распорядился выдать по 1000 рублей (весьма значительная сумма по тем временам) каждой семье погибшего или израненного на Ходынском поле. Вместе с Государыней он посещал раненых во время трагедии в московских больницах. Посещала их и вдовствующая императрица Мария Федоровна. А.Н. Боханов приводит ее письмо сыну Георгию, написанное в те дни: «Я была очень расстроена, увидев всех этих несчастных раненых, наполовину раздавленных, в госпитале, и почти каждый из них потерял кого-нибудь из своих близких. Это было душераздирающе. Но в то же время они были такие значимые и возвышенные в своей простоте, что они просто вызывали желание встать перед ними на колени. Они были такими трогательными, не обвиняя никого, кроме их самих. Они говорили, что виноваты сами и очень сожалеют, что расстроили этим царя! Они как всегда были возвышенными, и можно было гордиться от сознания, что ты принадлежишь к такому великому и прекрасному народу. Другие классы должны бы были брать с них пример, а не пожирать друг друга, и главным образом, своей жестокостью возбуждать умы до такого состояния, которого я еще никогда не видела за 30 лет моего пребывания в России». Примечательное свидетельство. Увы, «возбуждение умов» будет лишь возрастать, и все в одну сторону: истощания традиционной для России любви к царю и обретения «права на бесчестье», по выражению Достоевского.

Но помазанник, и при этом такой помазанник, который «претерпит до конца» и станет святым предстателем за свой жестоковыйный народ перед Богом, у нас уже был. Свершилось его соединение с нами — «венчальными узами».

Андрей Мановцев

Источник: Татьянин День

26 мая 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВ18 июля 2015, 17:07
...Я ИСТОРИК И НЕ ЗНАЮ СОСЛАГАТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ .ТРАГЕДИЯ РОССИИ ВИДНА БЫЛА И МЕССИНГУ И МИНИСТРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДУРНОВО.....ПРОЧТИТЕ ЕГО ДОКЛАД !В ВОДУ ГЛЯДЕЛ...17 ИЮЛЯ ПОМНИМ И СКОРБИМ....И ОТРАДНО ЧТО ЛЮДИ САМИ! ПОД ДОЖДЕМ 24 КИЛОМЕТРА ШЛИ ПЕШКОМ ДО ГАНИНОЙ ЯМЫ....В 2015 ГОДУ....ГДЕ БЕЗВЕРИЕ И РАЗВРАТ ОБЩЕСТВА ЗАПРЕДЕЛЬНЫ...ТЫСЯЧИ !! ЛЮДЕЙ ..НАРОД ПОМИНАЛ ГОСУДАРЯ ...ЭТО ЛИ НЕ ХВАЛА ЕМУ И НЕ ПАМЯТНИК ЛИ!
r.b.Anna21 октября 2012, 21:30
Надежда,
мои предки НЕ предавали царя, и простой русский нaрод очень любил Цара Николая 2-го и всю его семью;
давайте смотреть правде в глаза, а не обвинять голословно русский народ...

...известно, что масоны долго и тщательно состaвляли план гибели Российского ПРАВОСЛАВНОГО Cамодержавия, денег и агентов у них было предостаточно и времени тоже, начиная с 1825 года
Александр18 июля 2011, 10:37
Если Николай II не мог вынести тягот своего предназначения, он должен был назначить преемника.
Представьте, что идет самая ответственная битва, и военачальник говорит - я отрекаюсь от своего войска.
Думаю Николай II и не писал отречения.
Надежда17 июля 2011, 14:54
Как легко переложить вину на другого.Виноват кто-то,только ни я.Вот так и Царя-Батюшку обвиняем во всем случившемся.Столько лет пытаемся оправдать себя за предательство Царя и Бога.А виноваты-то мы сами-наши предки,предавшие его.Виноваты те,кто должен был быть ему опорой,а вместо этого выбили у него почву из-под ног.Виноваты все,что отошли от Бога и продолжаем это делать.Нет в нас совести,потому,как мало в наших сердцах места для Бога.
Геннадий Александрович16 июля 2011, 23:55
Заслужим ли прощения от Господа, за то, что допустили убийство Помазанника Его, а ведь в этом и есть спасение России:дела наши, совесть наша, должны подвигнуть всех окружающих нас на осознание покаяния перед лицом Божиим. Трудно? Да, но не невозможно.Сколько времени пройдёт? Сложно сказать, всё зависит от искренности покаяния каждого. Богу, возможно всё! Дела его дивны, а мы перед Ним равны. Так начнём же, православные, не забывать сами приносить покаянные молитвы в сердцах своих, а уж остальное Господь приложит. Дивны дела Твои, Господи! И спасибо, Богу, за Всё!
Виктор 8 июня 2011, 18:57
Действительно, Манифеста об отречении не существует, потому что Царь его не писал! Машинописная фальшивка могла быть создана между 1917 и 1928 годами, т.к. до этого её никто не видел. В 2006 году исследователь Андрей Разумов фактически доказал, что «карандашная подпись» в ней взята с Приказа Николая II по армии и флоту от 1915 г. и «переведена» по специальной технологии. Там же присутствует «подпись» министра императорского двора графа Фредерикса. Эта подпись также написана карандашом и обведена пером. В свое время Фредерикс был допрошен чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства и заявил: «Меня не было в тот момент рядом с Императором».

А вот слова из письма Святой Мученицы Императрицы Александры на следующий день после насильственного отрешения Государя от Престола: "Я вполне понимаю твой поступок, о мой герой! Я знаю, что ты не мог подписать противного тому, в чём ты клялся на своей коронации. Мы в совершенстве знаем друг друга, нам не нужно слов, и, клянусь жизнью, мы увидим тебя снова на твоём Престоле, вознесённым обратно твоим народом и войсками во славу твоего Царства. Ты спас Царство своего сына и страну, и свою святую чистоту, и
(о, иуда Рузский) ты будешь коронован Самим Богом на этой земле, в своей стране..."
Марина 2 июня 2011, 15:55
Знаете,кто-то сказал,что самый честный из правителей-это царь.Временщики воруют,а ему нечего воровать,потому-что все и так его.
Я думаю,наш Государь Николай не просто осознавал,что это ЕГО Россия.Он осознавал величайшую ответственность за то, что ему вверено.Ведь никто же из нас не будет вредить своей семье или своему дому и тому,что в нем,или воровать из него.А для Государя вся Россия была его семьей и его домом.
А зависть тем и страшна,что ничего не хочет ни видеть,ни слышать,ни понимать,а только уничтожить...
А то,что зачастую лица,занимающие определённые должности или выполняющие определенные функции есть заложники своего положения,простым людям этого не понять.Сама с этим часто сталкиваюсь.
Жаль...
Вера 2 июня 2011, 00:04
Спасибо за статью! Когда слышу или читаю выпады в адрес православной церкви, императора, вспоминаются ветхозаветные евреи, которых Моисей водил 40 лет по пустыне.До тех пор народ не мог войти в землю обетованную, пока не умер последний из рождённых в рабстве. Наверное, и в нашей стране поэтому нет благоденствия - время не пришло.
Сергей 1 июня 2011, 18:31
Спасибо Андрею за интересную статью и замечательные фотографии. Только не могу согласиться с фразой: "Да, впоследствии он вынужден был отречься,". Он не отрекался. Отречение государя придумано его предателями. Зато мы отреклись от него, наши старшие, чья кровь сегодня течет в наших жилах. И успокою Серглоса: монархия не бывает без верноподаных. А какие из нас верноподданые? Так что спите спокойно. Монархия нам не грозит.
марыся 1 июня 2011, 00:04
в первой строчке опечатка - вместо 1896 года стоит - 1886
Елена31 мая 2011, 13:13
Для меня император Николай - святой человек, без всвяких "но", грамотный руководитель, если выражаться современным языком, преданно любивший свою страну и свой народ; балгочестивой жизни православный царь, стоявший на страже интересов Православия. Другое дело, что элита-дворянство устремилось от веры Православной к западному свободомыслию, а за ней и простой народ потянулся, зараженный этой заразой. Стоит ли говорить о том, что в таком случае, надобность в Православном Царе отпала сама собой?
Ирине огромное спасибо за стихи!!!!!
Ирина.30 мая 2011, 15:57
Государство - от слова Государь. Нет Государя - следовательно нет и Государства. Самодержавный Монарх заинтересован в том, чтобы передать законному Наследнику благополучное Царство. Если властью распоряжаются временщики, это "a priori" ни при каких условиях не может быть лучше.
Елена30 мая 2011, 11:33
Спасибо Ирине за чудесные стихи! А что это за поэт?
SeRgIoS28 мая 2011, 17:35
В статье идет разговор о личности Николая II, о том какой он был хороший и добрый, а люди это воспринимают примерно вот так: монархия - идеальная форма государственного устройства, и вот если у нас сейчас в стране будет монархия то все у нас, мол, будет хорошо. Честно скажу, недолюбливаю сторонников монархии.
Церковь всегда знала, что благополучие страны не зависит от формы государственного устройства, а зависит от моральных качеств людей в обществе. Не важно, что мы будем строить дворец или сарай, если кирпичи будут гнилыми, рухнет и то и другое. Преждевременны разговоры о монархии, сейчас это не даст блага для общества, скорее наоборот приведет только к очередному противостоянию.
Ирина27 мая 2011, 13:45
Нападками газетными исколот,
Вдали от всех превратностей и бед,
Ещё не стар, хоть далеко не молод,
Курил он, опершись о парапет.

Он всё глядел куда-то сквозь и мимо…
Она, уже давно не так стройна,
Но до сих пор мучительно любима,
Стояла рядом – спутница, жена.

Внизу искрилось ласковое море,
Шептались сосны крымские вокруг…
И он сказал: «Нас ждёт немало горя».
И услыхал: «Но я с тобой, мой друг.

Какая бы ни разыгралась драма,
Друг другу наши вверены сердца».
– Но будет ложь, и кровь, и царство Хама.
– Ну что ж, мы будем вместе – до конца!

Пройдя сомнений тягостные петли,
Покой земной не выслужив себе,
Стояли посреди красот Ай-Петри
Она и он, покорные судьбе.

Вонзались в небо кипарисов свечи,
Чуть слышен был громов далёких лай.
И обнимал любимую за плечи
Последний император Николай.

Этим стихотворением Льва Болдова все сказано.
Виктор27 мая 2011, 09:12
Православная монархия может и должна быть Самодержавной: партии, конституции - чужды её природе. Святой Царь-Мученик Николай II мистически осознавал своё великое призвание, данное ему в Таинстве венчания на Царство, и во всём следовал совершенной воле Божией. Посему нелепо предполагать, что должен был сделать он, чтобы не произошло всех ужасов XX века. Как говорится: "Смирение - паче гордыни".
Ирина.27 мая 2011, 08:46
Миропомазание - Таинство, а не обряд. Ни над кем более оно не совершается дважды, как только над православным Царем (первый раз - чтобы запечатлеть Крещение, второй - при венчании на Царство).
Марина26 мая 2011, 17:43
Царь никогда не предаст свою Родину и народ. Как отрадна эта мысль! И как горько смотреть ненавидящих Россию наших "помазаников"! До чего докатились!! Спаси Господи!!!!
Михаил26 мая 2011, 16:48
Хорошая статья , произошла трагедия .Чтобы понять , чего мы лишились , то это нужно потерять. Царь - это не просто символ власти - а это символ национальной государственности и культуры. Произошла десакрализация Царской власти .Царская власть - воспринималась как обычай , а кем-то как анахронизм.
Никто не изучал сути Царской власти. Не было тогда таких исследователей как Тихомиров и Солоневич.
Если допустить , что Царь ограничив свою власть конституцией
взял бы и образовал народно-монархическую партию.Как в свое время Царь Петр уравнял дворян с боярами.А Царь Николай взял и раздал бы земли крестьянам как помещичьи так и государственные -то вообще никаких революций и 1000 лет не было бы ,опираясь на крестьян ,армию и свою политическую силу .Вся наша ущербность от инерции мышления.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×