Cвятыня или талисман?

Обратиться к святыне или защитить себя талисманом?

Среди языческой атрибутики, распространяемой в нашем обществе, можно встретить всевозможные обереги, талисманы и амулеты, то есть предметы, которые, как кажется, оберегают, защищают человека, его дом или двор от дурного влияния, порчи и сглаза. Например, в качестве оберегов используются различные кулоны, пояски или красная нить на руке. В народном сознании талисманом удачи считается кроличья лапка. Особенно часто в качестве талисманов выступают драгоценные и полудрагоценные камни, ради чего составляются подробные инструкции, где прописано, какие качества характера данный камень усиливает или, наоборот, ослабляет, с каким знаком зодиака он наиболее созвучен и с каким дисгармонирует. Множество амулетов и талисманов мыслятся как непременные помощники в жизни людей. Что же это такое? И в чем отличие всего этого оберегающего нас изобилия от христианских святынь?

Сначала несколько слов скажем о подлинных святынях. Божия благодать способна освящать своим присутствием не только души людей, но и предметы, вещи, места, с которыми связано особое явление Божие или подвиг святых людей, и которые поэтому тоже называются святыми. Пророку Моисею во время явления Божия в неопалимой купине (т.е. терновом кусте, объятом пламенем и не сгоравшем) было сказано: Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3: 5). Свято всё, что освящено Божественной благодатью – храмы, иконы, кресты, а потому их присутствие, выразимся образно, создает духовную атмосферу, благотворную для спасения человека и защиты его от вражеских наваждений. Вещи, которые носили люди святые, также освящены благодатью, которую стяжали сами святые. Об апостоле Павле в книге Деяний сказано, что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19: 12). А в Ветхом Завете рассказывается о том, как несшие хоронить покойника неожиданно увидели полчища врагов, поспешно бросили мертвого в гробницу пророка Елисея, и умерший при соприкосновении с костями святого пророка тут же воскрес (4 Цар. 13: 20 – 21)! Тела святых и после того, как душа их отойдет ко Господу, имеют благодатную силу Божию, поэтому в Православной Церкви принято почитание мощей святых угодников. Таким образом, христианину даны все средства, благоприятные для его вечного спасения и единения с Богом. С одной стороны это – внутреннее делание, молитва, с другой – Таинства Церкви, православные святыни, имеющие благодать Божию.

В отличие от святынь существуют предметы, в которых обнаруживаются демонические силы. Например, в древности демоны часто проявляли свое присутствие в статуях, им посвященных. В Священном Писании в 1 Книге Царств повествуется о том, как у израильтян иноплеменники похитили кивот Господень, они поставили его в своем языческом храме, посвященном Дагону:И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним (1Цар. 5: 2–3). Ниспровергнутой статуей Дагона двигал демон, не выдержавший Божией славы, окружавшей ковчег Завета. Этот демон и пал ниц, опрокинув видимую вещь, в которой он обитал. Наиболее же важно понять здесь то, что язычники смотрели на истукан Дагона как на своего покровителя, к которому обращались с мольбой, и от которого ждали помощи и защиты. Примерно то же самое наблюдается в отношении талисманов или амулетов. Сами по себе они не представляют особой ценности, но за ними мыслится некая мистическая сила, благоприятствующая человеку в его земных делах. Сила эта, если действительно проявляется, принадлежит демоническому миру, заинтересованному в погружении людей во мрак язычества.

Уточним ту важную мысль, что сами по себе предметы, используемые для амулетов или талисманов, остаются земными вещами, не заключают в себе ничего демонического. Подкова над входом в дом – это всего лишь предмет деревенского быта, однако мистическое отношение к подобным вещам привлекает к суеверной душе соответствующих невидимок. Причем, над некоторыми предметами, предполагаемыми, как амулеты или талисманы, специально произносят магические заклинания. Камушек или кусок коры, связка волос или клыки хищного зверя используются в магии как предметы, которые после соответствующего ритуала могут служить амулетами. Приведем пример из реальной практики бывшего мага. Колдун изготавливал из дерева дуба маленькую дощечку или цилиндрическую палочку, на которой писал рунические знаки (руны, таинственные символы, обычно используют для гаданий, они имеют демонический характер). Все это заливал тонким слоем воска с произнесением особого заклинания согласно профилю талисмана – удача, любовь, деньги. Таким образом, колдун, пребывающий в демонообщении, передает то же самое свойство создаваемым им амулетам. Иногда назначается время действия талисмана, допустим, полгода – на этот период дела должны упорядочиваться, а потом все возвращается на круги своя. Это нужно для того, чтобы клиент колдуна пришел к осознанию, что своими силами он ничего сделать не может, и что эффект в делах бывает только после посещения колдуна. Маг ставит такого человека в серьезную зависимость от себя, в том числе и финансовую. Подобный талисман носится на шее, якобы чтобы сработаться с энергией конкретного человека.

Другие же предметы не имеют к колдунам и демонам никакого отношения и лишь суеверно в народе почитаются оберегами, без специального оккультного воздействия. Например, таковой является пресловутая подкова или так называемый «куриный бог» – камень с отверстием естественного происхождения, допустим, проточенного струей воды. Считается, что этот талисман (хотя считать так курам на смех) приносит удачу и здоровье тому, кто его нашел (название возникло, очевидно, от того, что в некоторых местах этот предмет вешали в курятниках, чтобы мифические существа кикиморы не давили кур).

Иногда амулет и талисман употребляются в разных значениях.

Амулет мыслится как предмет, который, по суеверным представлениям, должен защищать, охранять его владельца от каких-либо бедствий, и поэтому его лучше всего всегда носить с собой. Еще в древности в этом смысле были известны апотропеи (с греческого «отвращающие беду») – предметы, коим приписывалась магическая сила оберегать человека, животных, жилища от злых сил. Причем, апотропей, как правило, представлял собой изображение устрашающего божества, допустим, горгоны Медузы, или зверя, например, льва. Боясь предметов или явлений нашего мира, как заколдованных и заговоренных, суеверно пугаясь их, человек обращается к амулетам как неким мистическим носителям защиты. Магически понимая окружающий мир, суеверный человек использует магические же способы защиты.

Талисман же в оккультной парадигме есть то, что таинственным образом помогает человеку, приносит ему счастье и удачу. Если амулет исполняет только защитную функцию, то талисман мыслится как предмет, приносящий успех. Особенно часто в этом качестве выступают драгоценные или полудрагоценные камни, якобы оказывающие особое энергетическое воздействие на человека.

Довольно часто происходит смешение христианских символов с языческими оберегами. На картине Яна ван Эйка «Портрет мужчины с гвоздикой» (ок. 1435) можно увидеть, что на шее изображенного висит христианский крестик, к нижней части которого прикреплен амулет, маленький колокольчик. Это наглядный пример примитивной суеверности. Знахарка может обвешать себя православными крестами, ладанками, обвязаться поясом «Живый в помощи Вышнего», только от этого она не становится ближе к Богу, потому что воспринимает христианскую святыню как оградительный талисман.

На основе вполне реальных примеров сделаем обобщение. Достоверно известно, что после смерти человека, особенно если он не вел благочестивой жизни, его близких родственников могут посещать страхования. Демон является в образе умершего. Иногда родственникам слышится даже голос покойного. Невоцерковленный человек от таких страхований приходит в ужас и хватается за любое средство, лишь бы помогло. В некоторых деревнях в подобных случаях рекомендуют сделать из осиновых палочек крестики и расставить их по углам дома. На первый взгляд способ кажется вполне благочестивым и рассудительным – что как не крест прогоняет видения или, точнее, привидения? Но если вникнуть в суть, то видно, что это обыкновенное суеверие, с игнорированием подлинных духовных средств защиты от вражьей силы. Вместо того чтобы обратиться к Христову Распятию и приобрести крест, освященный в храме, невежественный человек сам изготавливает крестики. Он ставит их в углах на пол, то есть там, где не предполагается никакого благоговения и поклонения святыне. К этим крестикам не совершается молитв, сами они исполняют функции предохранительного талисмана. Темная сила может и отступить ради закрепления в человеке его суеверия.

Отличие христианских святынь от подобных вещей заключается в том, что носитель талисмана или амулета считается пассивно защищенным, тогда как от христианина требуется внутреннее соответствие той духовной символике и тем святыням, которые он носит на себе или к которым прикладывается. Невозможно заполучить помощь Божию, лишь повесив на себя крест или купив в храме икону, и при этом будучи равнодушным к Богу, не имея в сердце никакого к Нему стремления.

Необходимо четко различать: христианские иконы – не обереги, это священные образы святых, к которым мы призваны обращаться в наших молитвах. Святыня – не амулет, который оберегает человека сам по себе. Через святыню действует Господь Бог Своей всеспасительной благодатью. И помощь, которую человек действительно может получить через святыню, определяется прежде всего его отношением к Богу, искренностью веры, твердостью надежды и теплотой молитвы. Святитель Феофан Затворник писал еще и так: «Некоторые иконы бывают чудотворными потому, что Богу так угодно. Сила тут не в иконе и не в людях прибегающих, а в Божией милости».

В наши дни особенно важно помнить, что к святыне невозможно «пролезть», расталкивая других локтями. Неблагоговение, выражающееся в дерзком отношении к окружающим, препятствует приобщаться благодати святыни. Тот, кто украл в храме икону ради обитающей в ней «духовной силы», и думает, что обретет эту силу через обладание иконой, глубоко ошибается. Равно как и тот, кто пользуется церковной молитвой в личной экстрасенсорной деятельности, не имеет к Богу никакого отношения. В этом смысле святую воду нельзя воспринимать как оберег от сглаза и порчи, но как святыню, просвещающую душу человека, шествующего за Христом и в день Крещения и в день Распятия, чтобы чрез исполнение Его Заповедей приобщиться и Его Воскресению.

Итак, в христианстве человек полагается не на сам по себе предмет якобы обладающий защитительной силой, а на Бога, Который освящает святыни Своей благодатью, и потому когда на нас крест, когда с нами икона или в нашем жилище присутствуют святыни, мы знаем, что с нами Сам Бог.

Валерий Духанин

8 июня 2011 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Николай Долганов30 ноября 2014, 13:00
Я не автор статьи, но я вам отвечу: деятельность ложных богов и их жрецов можно связать с действиями бесов. Руны, вообще, своим смыслом очень похожи на то, что мы видим в европейской демонологии - на символы призыва и удержания демонов. Магия же представляет собой шарлатанство (магические шары, гадалки-психологи), одержимость (потомственные ведьмы, пророчицы - см. Деяния 16:17), либо исполнение языческого ритуала. Языческий ритуал может быть театральным действием (3-я Царств 18:26), либо приводить ко вполне конкретным чудесным явлениям (Исход 7:11). Результат зависит от мага и от того, чего он хочет. Некоторые шарлатаны настолько малодушны, что не нужны даже бесам: они лишь помогают пускать пыль в глаза. Другие же проявляют всю свою мощь (житие св. Киприана и Иустины). Но общий смысл и белой, и чёрной магии один: приведение человека к поклонению кому-либо кроме Христа.
Anzhelika Ivaschenko16 сентября 2014, 23:00
Хочу задать автору статьи вопрос.Он написал,про бывшего раскаявшегося мага,который изготовлял или амулеты или талисманы,при этом используя рунические знаки и заклинания.Но если почитать откуда произошла магия рун-ведь ее создал ложный бог,а раз так разве она не является людской выдумкой,как люди выдумали этих же ложных богов?
михаил20 октября 2013, 21:00
Добрый вам час! и огромное спасибо за вашу статью. она мне очень помогла и раскрыла глаза на многие вещи. я хотел бы спросить у вас! моя жена и я решили вышить иконы бисером. у нас есть много икон купленых в церкви и даже старовиных оставшихся от старшого поколения семьи. при вышевке бисером мы молимся и т.д не будет ли это действие грешным и будут или иметь эти иконы духовные силы как и те что купленые в церкви? по окончанию работы мы хотим отнести их в церковь что бы освятить! буте добры подскажите нам! зарание спасибо и да хранит вас бог!
Анна19 сентября 2013, 08:00
Спасибо и низкий поклон за спасительную для меня статью! Если бы я ее не прочитала совершила бы грех , находясь в душевном смятении, дай Вам Бог здоровья и многое лета.
Елена 3 января 2013, 19:00
Светлане! Лучше оставьте это кольцо в храме, там где люди оставляют книжки, иконки старые и то что нельзя выбросить.
Светлана23 июля 2011, 00:00
Это не комментарий, а вопрос к автору. Было бы интересно узнать мнения и других верующих Добрый день, Валерий! Моя дочь, жизнерадостная общительная школьница 15 лет, купила с нашей бабушкой в Храме колечко "Спаси и сохрани". По характеру нашей девочки, думаю, что она отнеслась к кольцу как к ювелирному изделию. Через некоторое время я заметила, что она его не носит. На мои вопрос - почему, она ответила, что как только одевает это колечко, то или заболевает или с ней случаются неприятности. Я не поверила и попросила её одеть кольцо снова, вечером у неё заболело ухо. Тогда я попробовала носить его сама, мои ощущения подтвердили слова дочери. В течение года - полутора, я периодически одеваю кольцо, и каждый раз вынуждена снимать его. Наша семья православная, часто посещаем церковь, квартира освящена, но к нашему большому стыду регулярно постится и причащается в нашей семье только бабушка. По гордыне своей я пришла к выводу, что особенности нашего колечка – это благодать Божия. И носить его надо для духовного роста и это своего рода ущемление плоти, а болезни и неприятности мелкие – расплата за наши грехи. Подскажите, пожалуйста, Валерий, как нам надо поступить? Надо ли продолжать носить это кольцо? Можно ли носить его как искупление? Поскольку, кольцо было куплено для дочери, могу ли его носить я или можно только ей? Большое спасибо, ждём ответа!
Людмила29 июня 2011, 10:00
Срочно идти с мужем в церковь на исповедь. Так советовал мне батюшка в подобной ситуации.
Владимир22 июня 2011, 14:00
наверно надо для начала самой Поверить в истинную силу Божию... слово "боюсь" - ключевое в письме Валентины. Так вот бояться и не надо!
Павел14 июня 2011, 23:00
Валентине в первую очередь нужно помириться и полюбить тетю мужа. Ведь та просто несмышленая маленькая девочка, до сих пор не наигравшаяся в куклы и верящая в сказки и волшебство. Относится к этому как к детским играм инфантильной женщины, тогда не будет страха перед колдовством тети и агрессии к ней лично.
Олег10 июня 2011, 19:00
Валентине!Вам нужно обязательно идти в Церковь, на исповедь и причастие, на исповеди рассказать всё священнику и попросить наставлений!!! Исповедь и причастие, это наша самая лучшая защита - это наша броня!!!))
Димитрий 9 июня 2011, 17:00
Уважаемая Валентина. Действительно магия существует в нашей жизни, и на нехристиан или недостаточно верующих она имеет разрушительное воздействие. конечно надо эту куклу уничтожить!Не давайте бесам запугать вас, посрамите их, это будет угодно Богу! А самой вам надо конечно сходить к священнику, чаще исповедаться и причащаться и обязательно освятить дом. Не забывать утреннего и вечернего молитвенных правил, при опасении каких либо действий со стороны этой женщины (хотя при условии полноценной христианской жизни можно не опасаться) можно добавить в правило 90 псалом. И надо периодически воскурять при молитве ладан.
Делающая первые шаги в православии 9 июня 2011, 10:00
Не стоит верить в куклы, заговоры и тому подобный бред, верить нужно только в Бога!Вы знаете, не раз слышала от знакомых, что страдали от домовых, от наговоров, но им помочь никак нельзя, так как веры в Бога нет. А вот от людей православных, верящих в Бога, которые ходят в церковь, я ни разу не слышала про заговоры.Ходите в церковь, исповедуйтесь, причаститесь, поговорите с батюшкой, желательно всей семьей. Ходите хотя бы каждое воскресенье, старайтесь как можно чаще исповедоваться и причащаться, и тогда и ваша тетя будет бессильна, и Вы сами поймете, насколько глупо бояться этой фигни.
Maргарита 8 июня 2011, 20:00
Валентине. Магия не имеет цветов, хоть белая, хоть черная, хоть зеленая. Главное слово - магия. Вы же говорите сами, что дети и животные бегут прочь, Вам неприятно. Всё указывает на характер увлечений "православной" тетушки. Ну, а зачем Вы на зеркала обращаете внимание? Суеверия? Так какие мы после этого христиане? К священнику идите обязательно и все расскажите, он и научит Вас как поступить и помолится за Вас. И Вы сами молитесь, да и квартиру осветите. Вспоминается добрая поговорка "На Бога надейся, а сам не плошай" Значит это - Господь наша сила, надежда и упование, но и мы должны жить в соответствии с высоким званием ХРИСТИАНИН.
любовь 8 июня 2011, 17:00
только Вера в Бога и молитва помогают !
Юлия 8 июня 2011, 15:00
Валентине: насчёт куклы право не знаю, не могу давать советов, но: если Вы верите, что тётка может сделать, то она обязательно сделает. А если верите, что без воли Бога волос с головы не упадёт, никогда ничего с Вами не случится. По вере Вашей.. (кто-то из проповедников, по-моему Дмитрий Смирнов, сказал в одной из проповедей: это выражение "по вере Вашей..." относится ко всему: если больной например не верит, что лекарство поможет - оно не поможет. И т. д.). Наилучший способ - сходить к священнику за советом (сугубо моё мнение). Простите, если что не так написала.
Татьяна 8 июня 2011, 15:00
Валентина, На Вашем месте я просто выбросила бы эту мерзость. Ведь если Вы верите в то, что эта кукла может причинить зло, то не крепка вера в абсолютную силу Отца нашего. Если с нами Бог - то кто против нас? Эта Ваша "тётя - христианка" на самом деле отступница и деяния её ни коим образом не могут быть приятны Богу, ведь это по сути-то чистой воды язычество. Посему если ВЫ верите в то, что этот предмет может Вам навредить, тем самым Вы даете бесам силы действовать. Лучше выкиньте её подальше и обратитесь к Господу с молитвой о защите. С наилучшими пожеланиями, Татьяна
Валентина 8 июня 2011, 12:00
Добрый день! Вы знаете у меня есть вопрос. Тетя мужа занимается магией, как она говорит "белой", но смутно верится глядя на ее атрибутику. Год назад она сделала для мужа и меня куклу своими руками, которая у меня вызывает крайне неприятные ощущения, собаки глядя на нее пугаются и с оглушительным лаем убегают, маленькие дети просто впадают в истерику и больше не заходят в комнату, где стоит данная кукла, ведь делая ее она вкладывала в нее часть себя, что меня крайне настораживает, так как отношения иногда были крайне не хорошие и в скандале она обещала сделать "гадость" мужу, хотя она крещеная и говорит, что верит в Бога, но это какое-то притворство с ее стороны. Скажите, пожалуйста, что можно сделать с этой куклой, выкидывать и сжигать боюсь, после получения данного "подарка" у нас уже разбилось без всяких причин несколько зеркал. Заранее большое спасибо
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке