«Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира»

Темы бесед и проповедей на отпеваниях и панихидах

В одной из библейских книг сказано: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» (Еккл. 7:2)

Не правда ли, как это не похоже на наши мысли? Мы с такой радостью принимаем приглашения на застолья и веселья, мы так боимся вестей о смерти и похоронах, что слова эти так же далеки от большинства людей, как небо далеко от земли.

Но так и говорит пророк Исайя о мыслях Божиих, что они отстоят от мыслей человеческих, как небо от земли. Прочтем поэтому дальше то место Писания, где говорится о доме плача, чтобы вникнуть в них глубже.

«Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.

Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.

Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» (Еккл. 7:2-4)

Все мы слышали о делах милосердия, которые хвалит в Евангелии Спаситель и за творение которых призывает в Царство праведников. Это «Накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, ввести в дом путника, посетить больного, оказать милость заключенному в темнице». Воистину, войдем мы в Рай Божий, братья и сестры, если ради Христа, а не ради похвалы или тщеславия будем, не ленясь, творить дела милосердия. Но есть и еще одно дело доброе, издревле помещавшееся в ряду духовных трудов. Это помощь при погребении, молитва за усопших, утешение скорбящих, потерявших близкого человека. У евреев в древности эти труды оценивались даже выше, чем раздача милостыни или хлеба голодным.

Действительно, давая деньги бедному, можно невольно помыслить о себе что-то ложно-высокое, мол, я – хороший человек. Но, омывая мертвое тело, или роя могилу, или вынося на плечах из дома гроб с покойным, человек меньше всего склонен думать о себе высоко. Смиряется в это время человек и думает: «И я таков же. Когда-то мой час пробьет?» А вслед за этими мыслями придет и молитва. И не о себе только, но и о всех. «Бедные мы люди. Господи, помилуй нас!»

Преподобный Серафим Саровский, а вместе с ним и все святые отцы, советовал часто думать о смерти. Думать и говорить Господу: «Когда пред Тобою стану, что тебе скажу? Пресвятая Богородице, помоги мне»

Так мысль о смерти рождает молитву и сострадание к уже усопшим.

Вообще молитва за усопших, для тех, кто имеет уши чтоб слышать, есть удобнейшее средство исполнения двух главных заповедей. Две главные заповеди это – любовь к Господу Богу и любовь к ближнему.

И любовь к Богу проявляется больше всего через любовь к молитве церковной, к богослужению. Кто любит церковную службу, тот любит Бога, по слову Иоанна Лествичника. А молитва за усопшего человека, это единственный способ помочь душе его. Сам он уже себе ничем не поможет. Сам он с яркостью и точностью, каких не было на земле, вдруг понял и вспомнил всю жизнь свою. Душа его ужаснулась и застыдилась. Теперь бы вернуться на землю – все было бы по-другому. Но грозны суды Божии и возврата нет обратно. Остается только любовь, «которая никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8)

Движимые этой любовью люди будут умолять Судию, и Тот, обещавший ранее услышать всех призывающих Его во время скорби (См. Пс.49:15) не отвратит слух от этой мольбы.

Так люди молятся, выражая любовь к Богу, и молятся о беззащитных душах, выражая любовь к ближнему. Обе заповеди выполняются одновременно.

Ежесекундно в мире умирают люди. Мы не думаем об этом, потому что привыкли думать только о себе и своих нуждах. Но кто задумается, устрашится. И прав тысячу раз старец в романе Достоевского, говорящий, что человек, желающий сделать нечто доброе прямо сейчас, пусть помолится, говоря: «Господи, помилуй души, в сии мгновения пред тобою представшие»

И не только в храме или дома может звучать заупокойная молитва. Есть еще одно великое место на земле, куда должны время от времени приходить мы все. Это – кладбище.

Есть в народе пословица: Если тебе грустно – иди на кладбище. Если тебе весело – иди на кладбище. Отчего так?

Оттого, что маленькая твоя скорбь растворится в море общей скорби, а глупая твоя радость не захочет выплескиваться через край.

Вслушаемся в слово «кладбище». Оно от корня «класть». Это смерть уложила в землю, словно одолела в борьбе и положила на лопатки и сильного, и слабого, и образованного, и неграмотного, и мужчину, и женщину. Но не просто она «положила». Мы, живые, усопшего похоронили. А это слово «хоронить» означает «прятать». Так в русском языке, так же и в украинском: «ховати». Прячут то, что нужно со временем найти. Мы прячем в землю тело человеческое, а Бог найдет и воскресит его в Последний день. Мы прячем в землю тело по слову: «Земля еси в землю отыдеши», а Бог найдет человека по слову Иезекиля: «Я выведу вас из гробов ваших»

Поймем и запомним, братья и сестры, что место погребения есть в то же время и местом будущего воскресения. Так смотрите на эти священные для нашего сердца места и, приходя на кладбище, читайте с сердечной верой слова Символа: Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

И отправляясь на кладбище, чтобы убрать и украсить могилку, чтобы посидеть молча на месте, где нашло покой тело любимого человека, берите с собой Псалтирь или Евангелие. Если Евангелие, то читайте оттуда о Воскресении Христовом или беседы Христа о вечной жизни и Хлебе небесном (5-я и 6-я главы Евангелия от Иоанна) Эти слова читаются и в чине погребения. А если Псалтирь, то – 17-ю кафизму и псалом 90-й. именно эти псалмы используются Церковью в молитвах за усопших.

Псалом 118 (17-я кафизма) это – великолепное дерево с двадцатью двумя ветвями, на каждой из которых – по восемь плодов. Этот псалом выучить должны были все евреи, чтобы читать его во время длинной дороги в Иерусалимский храм. Двадцать две буквы в еврейской азбуке, и в псалме – двадцать две части. Каждая часть начинается с очередной буквы алфавита. И в каждой части – восемь стихов. Восемь, потому, что семь это символ нынешнего века, а восемь – символ грядущего века и вечного Царства. И воскресный день есть День восьмой, День, вырывающийся в вечность и вводящий туда человечество. Наши воскресные службы поются на восемь гласов и собраны в книге, называемой Октоих (от греческого «восемь»)

Хоть он и очень длинный, этот псалом, но он столь сладок и глубок, что было бы хорошо его со временем и выучить. Голос Самого Христа слышится в пророческих стихах этой длинной молитвы и, возможно, Христос Сам отпел Себя, готовясь к страданию, словами этого псалма. Поскольку написано, что после Тайной Вечери Он и ученики «воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мк.14:26)

Мы начали с того, что ходить в дом плача лучше, чем ходить в дом смеха. Это могло показаться кому-то синонимом мрачности. Но не к мрачности, а к глубине зовет нас Церковь, и от пустоты отвлекает нас, чтобы дать полноту и истинную, а не притворную, радость.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Дмитрий Попель27 марта 2016, 20:00
Сильная статья!
тамара24 ноября 2015, 19:00
ох....как заставляет эта статья задуматься о жизни на земле теперь и будущей.Батюшка,спаси и сохрани Вас,Господи.какие чудесные рассказы,книги. читаешь.... и перед тобой уже не стоит вопрос,что делать,как поступать??? всё ясно и понятно.
Мария29 сентября 2015, 23:00
И я тоже плачу, порочитав по совету батюшки Псалом 118 , Кафизму 17. Спасибо батюшке Андрею за его статьи и рассказы. Прочитав две его книги, я стала каждое воскресенье и по праздникам посещать наш сельский храм (мне 29 лет). Вот уже три месяца.И чувствую, что просто не могу не пойти туда, так как потом всю следующую неделю на душе будет что-то не то... Спасибо Вам!
Татьяна 4 сентября 2014, 17:00
Псалом 118 , Кафизма 17 - правда очень удивительная молитва , когда на душе скорбь о родном ушедшем тебе человеке , читайте этот псалом , хотя бы один раз в неделю , и вы увидите как у вас в душе появиться спокойствие и умиротворение. Спаси вас Господи батюшка.
Ирина 8 августа 2014, 13:00
Спаси Вас Господи!!!Господи,научи нас оправданиям Твоим!!!
Ирина 5 августа 2013, 20:00
У меня дочка умерла год назад. Плачу. Прочитала. Как то светло на сердце стало. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. Спаси вас Господи!.
татьяна 6 июля 2013, 15:00
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ !!!
Андрей12 ноября 2012, 04:00
Интересное предположение: "Голос Самого Христа слышится в пророческих стихах этой длинной молитвы и, возможно, Христос Сам отпел Себя, готовясь к страданию, словами этого псалма. Поскольку написано, что после Тайной Вечери Он и ученики «воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мк.14:26)". Спасибо за статью! «Господи, помилуй души, в сии мгновения пред тобою представшие»
Гуков Андрей13 ноября 2011, 14:00
....и в какой-то вечер с ног валюсь, вернее в каждый)), и т.Аня говорит мне, Андрюшь ты что-то постарел, рано ложиться стал и встаешь на заре)), да и полюбил кладбище, на что я согласился и попросил прощения, перед т.Аней и перед всеми покойными моего рода, ну и когда приехал в г.Керчь, у Мамы на могилке тоже попросил прощения,что никогда не навещал их там! теперь спросишь у меня , какое место я бы выбрал для прогулки, парк или кладбище, я отвечу второе! (вторая часть)
Гуков Андрей13 ноября 2011, 14:00
Вот из жизни моей история, я раньше говорил, лет 8 назад, что, мол на кладбище ходить не надо и там плохое место, да и не очень понимал , зачем вообще кого-то оплакивать. считал это бабкиными сказками, ну вот будучи в москве на второй год прибывания, я жил с одной православной семьей, и там тетя Аня была, она лет 45, и рано вставала по делам , а уже к 9 вечера с ног валилась, ну вот я ей в один из вечеров и сказал - вы как старушка рано ложитесь)), прошло несколько дней, работы у меня постоянной не было, и приходит священник о.Евгений(младший) Никольский Храм в Салтыковке, знакомый т.Ани, и мне сходу предлогает работу на кладбище(Николо-Архангельском) землекопом,зная чтоя врач, что в двойне удивило..,и я через пару дней дал согласие, и вот я уже в 5 утра на ногах, в пол шестого на работе, в 6 уже копаю могилу...., снег идет, а я землю долблю, тишина , сначала страшно как-то, потом уже замечаю лица на памятниках, идя яна работы и с работы, и они вроде уже не нахмуренные на меня смотрят, а даже улыбаются, и на работе, очень тяжело,но в то же время на душе так спокойно, что не передать...(1 часть )ниже вторая.
Ксана 8 сентября 2011, 17:00
Один священник как-то сказал, призывая свою паству чаще поминать усопших: "Когда вы молитесь об усопших, их Ангелы-Хранители молят Бога о вас"
Валерий 1 сентября 2011, 12:00
Спешите делать добро, ибо жизнь на земле коротка, а впереди вечность. Молясь об усопших, человек творит спасение своей души, потому что ничто так не трезвит человека, как память смертная. Боже, вразуми и помилуй нас грешных! Аминь
Марина 8 августа 2011, 14:00
Слава и поклонение Господу нашему Иисусу Христу.
ludmila23 июня 2011, 14:00
SPASIBO!
Мария22 июня 2011, 00:00
Спаси Вас Господи, Батюшка! Ведь на кладбищах и правда царит удивительное умиротворение коего и близко не найдешь ни в одном из увеселительных заведений.Спасибо за упоминание 22-го псалма, как жаль, что мы так много не знаем и часто ленимся молиться! Ведь у Бога все живы!
Величко Алексей Михайлович19 июня 2011, 13:00
Спасибо, отче, за статью! Замечательная публикация. Невольно думаешь, что это и есть настоящее богословие, живое, прочувственное, доступное, нужное. Всего Вам доброго и новых публикаций. Алексей Величко
галина17 июня 2011, 23:00
я потрясена этой статьей. сижу и плачу. сразу задумалась о жизни, о ее скоротечности. о истине и Боге. спасибо батюшка.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке