Виртуальная реальность: взаимодействие компьютера и человеческой психики

Беседа с доктором педагогических наук, профессором МГПУ Михаилом Владимировичем Воропаевым

Компьютер прочно вошел в современную жизнь и стал привычным атрибутом повседневности. Компьютерные устройства во всем своем многообразии окружают и нас, и наших детей повсюду: на работе, в школе, на улице, дома. Компьютер и компьютерные среды оказывают глубокое воздействие на человеческую личность, однако аспекты этого влияния все еще остаются глубоко не изученными. Игровая и компьютерная аддикция буквально захватила молодое поколение россиян, став «чумой XXI века», но эта болезнь также не осознается обществом в достаточной степени. Тотальное и победоносное нашествие компьютерных технологий на среднюю, а теперь уже и на младшую школу сопровождается практически полным отсутствием в СМИ объективной информации о влиянии компьютерных устройств и виртуальных сред на детскую психику.

Мы обратились к доктору педагогических наук, автору книги «Психология и педагогика виртуальных сред», профессору московского городского педагогического университета, Михаилу Владимировичу Воропаеву с просьбой рассказать о психологических проблемах, порождаемых виртуальными средами и о том, как им противостоять.

***

М.В.Воропаев
М.В.Воропаев
– Михаил Владимирович, расскажите, пожалуйста, о том, где кончается привычная реальность и начинается виртуальная? Дополняет ли компьютер «базовую» реальность или ломает её?

– Виртуальная реальность, как понятие, уже давно вошла в общеупотребительный язык. Ее фактическим проявлением в нашей жизни служат «отключившиеся» от всего подростки, полностью сосредоточившиеся на компьютерном мониторе и сложнейшие программные среды, созданные для решения производственных и бизнес-задач. Для большинства молодых людей понятие виртуальной реальности связывается с «киношными» образами фантастических фильмов и литературных произведений. Полный ответ на вопрос займет сотни страниц и вряд ли будет исчерпывающим. Так что я постараюсь лишь его обозначить.

Во-первых, по сути своей, виртуальная реальность – это родная сестра других реальностей: реальности фантазии, реальности театрального сценического действия, реальности игры. Человеку свойственно пытаться уходить от основной физической, базовой реальности и стремиться создавать какие-то свои, особые реальности. Читая книгу, смотря фильм, человек отрывается от базовой реальности и уходит (кто глубоко, а кто поверхностно) в особый мир. Так что ничего кардинально нового, такого, что принципиально изменяло бы закономерности человеческой психики, виртуальная реальность не приносит. Да, несомненно, она специфична, она связана с компьютерными интерфейсами, программные среды влияют на ее характеристики, но она была, есть и будет неотъемлемо человеческой. И все нынешние проблемы виртуальной реальности – это старые как мир проблемы человека.

Во-вторых, обсуждение этих проблем оставляет за границами ту реальность, которую нельзя отнести к чистой виртуальности, поскольку она лишь частично является виртуальной. Эта так называемая «смешанная реальность» представляет собой огромный пласт повседневной жизни, связанный с взаимодействием человека с компьютерными устройствами. Водитель пользующийся GPS-навигатором, пользователь, размещающий на карте google фотографии реальных объектов, подросток, идущий по улице и одновременно набирающий SMS-сообщения как раз и являются субъектами такой реальности.

Может показаться, что подобные рассуждения относятся к области схоластических околонаучных рассуждений. Но ведущие мировые корпорации (например, известная Nokia) многие годы тратят колоссальные бюджеты на исследование и разработку специальных сервисов, предназначенных именно для смешанных реальностей.

– Что же представляют собой виртуальные среды? Каковы механизмы их воздействия на человека?

– Если говорить языком философии, то в человеческой природе заложено глубокое противоречие между его внутренней бесконечностью и его внешней физической ограниченностью, конечностью. В нашей обычной жизни мы привыкли к этому и живем, прячась за повседневной текучкой, примиряющей нас с этим фундаментальным противоречием. Для неверующего человека смерть – абсолютное окончание его индивидуального существования. А виртуальная реальность позволяет (увы, мнимо) преодолеть эту ограниченность человеческой природы.

Виртуальная реальность возникает путем взаимодействия компьютерного устройства и человеческой психики. Любая виртуальная среда ограничена лишь аппаратными возможностями компьютера и психическими возможностями человека. Понятно, что аппаратные возможности компьютеров стремительно растут. Не так давно было сообщение о создании электронного импланта, отчасти заменяющего человеческий глаз.

В научной литературе содержится описание многих исследований так или иначе отвечающих на вопрос «как влияет компьютер на человека?». Ответы самые разные и часто противоречащие друг другу. Есть исследования, утверждающие, что увлеченность компьютерными играми разрушает психику, а есть те, которые описывают позитивные эффекты от использования «компьютерного игрового опыта».

Если максимально отвлечься от конкретных теоретических подходов и авторских позиций, то можно выделить следующие общие характеристики виртуальности:

1. Виртуальность «растормаживает» многие запреты, которые ограничивают человека в повседневной жизни, так как создает иллюзию анонимности.

2. Виртуальность размывает идентичность человека, усиливая диссоциативные силы, угрожающие целостности человеческой личности. Физическое тело и его пять ощущений не играют решающей роли в виртуальной реальности. Чувство линейного прошлого, настоящего и будущего становится неясным.

3. Человек в виртуальности может создавать множество своих персонализированных проекций – аватаров, и это, с точки зрения психологии, не случайно. Взаимодействие человека и его аватаров – это особый тип психической динамики. Аватары являются различными проявлениями одной и той же личности, отражая её подсознательные влечения и страхи.

4. Опыт человека в виртуальной реальности очень похож на тот опыт, который мы приобретаем в мире собственной мечты, он сюрреалистичен.

5. Большая часть сегментов виртуальной реальности рассчитана на постоянное стимулирование непроизвольного внимания: яркие баннеры, ссылки, анимация и т.п. Это создает сильный «затаскивающий» эффект и тормозит механизмы произвольной (волевой) регуляции.

Говоря проще – многое в виртуальной реальности рассчитано на то, чтобы безвольный, апатичный, бескультурный человек чувствовал там себя комфортно и ни разу за часы пребывания не ощутил бы свою недостаточность.

В психиатрических лечебницах для обозначения больных с разрушенной личностью используют слово «овощ». Так вот, очень многие «поля» киберпространства созданы для произрастания психически нормальных «овощей». Добавлю еще – массовое их произрастание.

Повторю, что сами по себе компьютерные технологии не есть что-то изначально злое. Как всегда и было в человеческой истории, превратить нечто в зло или в добро может только человек. Информационное общество дает человеку огромные возможности, но и ставит его перед многими искушениями и угрозами.

– Чем отличается виртуальный мир от мира человеческих фантазий?

– Можно было бы сказать, что в фантазиях человек свободен, а в виртуальном мире – нет. Но это не совсем точно. В фантазиях человек ограничен степенью своей креативности и культурного развития. А в виртуальных мирах человек свободен, во-первых, в выборе одного мира из многих, а во-вторых, он свободен в рамках той свободы, которую ему предоставляет выбранный мир.

С развитыми виртуальными мирами сталкиваются в настоящее время преимущественно любители многопользовательских ролевых компьютерных игр. Для участников социальных сетей виртуальный мир – это сегмент общения с товарищами и знакомыми, который, как правило, дополняет «живое» общение. Для девушек и юношей, скучающих перед монитором служебного компьютера – это возможность заняться «веб-серфингом» и скоротать время до окончания рабочего дня. Для сотрудников, обеспечивающих дистанционную переподготовку персонала в рамках автоматизированных систем (как, например «Прометей») – это повседневная работа с электронной почтой, тестированием и т.п.

Все перечисленное выше – очень разные ситуации с психологической точки зрения. Их объединяет лишь специфика коммуникационного канала.

– Каковы основные механизмы воздействия виртуальной реальности на психику человека?

– Правильнее было бы говорить о том, КТО воздействует на людей в виртуальной реальности.

Действительно, у самой виртуальной реальности есть ряд фундаментальных эффектов, которые воздействуют на человека – о них мы упоминали ранее.

Но главное для человека, который вошел в Интернет – осознавать, что в момент подключения его персонального компьютера к сети, он сразу становиться мишенью для многих агентов и субъектов влияния.

Киберпространство, как и остальные социальные пространства, является ареной действия самых разных политических, экономических, религиозных сил.

Политики хотят, чтобы за них голосовали; бизнес хочет, чтобы покупали его товары; конфессии хотят привлечь новых верующих, интернет-провайдеры хотят, чтобы люди «сидели» в сети круглосуточно. Весь потенциал манипулятивных технологий используется в этой борьбе. Манипулятивные риски виртуальности весьма индивидуальны. Они сильно зависят от личностных особенностей человека. То, что для одних типов характера является не значимым, для других – может стать исходной точкой разрушения личности.

– Что бы Вы могли рассказать о проблеме компьютер и дети?

– Даже в насквозь, казалось бы, компьютеризированной Америке в педагогических работах обсуждаются ограничения на использование компьютеров в обучении. Не только по медицинским показаниям. Не каждый ребенок может обучаться с помощью компьютера.

Что же касается ситуации в нашей стране, то практически все составляющие реформы образования, которая сейчас реализуется, разрабатывались если не в обстановке секретности, то с абсолютным игнорированием мнения педагогического сообщества, как академического, так и педагогов массовой школы.

В ближайшие годы использование компьютера в обучении станет массовым не только в старших классах, но и в начальной школе. Но компьютерные технологии слишком глобальны по своему воздействию на ребенка, чтобы их можно было ограничить лишь обучением. Последствия этой инновации для младших школьников совершенно неочевидны, и наверняка будут сопряжены с массой негативных эффектов.

– Значит, детям лучше до поры держаться от компьютеров подальше?

– В принципе – да. Как минимум, время работы ребенка с компьютером необходимо ограничивать. Инструментов такого ограничения много – начиная с программ родительского контроля до прямого, «обычного» запрета.

В отсутствие ограничений со стороны родителей – уже к подростковому возрасту, с высокой степенью вероятности, сформируется тот или иной вид компьютерной аддикции.

– Почему компьютерные игры имеют такую притягательность, причем не только для детей, но и для взрослых?

– Обычная детская игра – обособленная реальность. Компьютерная игра – вдвойне обособленная реальность.

Игра может быть как способом «символического освоения реальности» для детей, так и способом ухода от этой реальности для взрослых.

Современные компьютерные игры, в основном, являются ловушкой для тех, кто хочет спрятаться от жизненных сложностей. Разработчики компьютерных игр фактически закладывают в них механизмы формирования аддикции, и противостоять этому сложно.

Игровые продукты стали фактором глобальной социализации. Воздействие их в большей степени негативно, чем позитивно. Государство, по крайней мере, наше, этой проблемы не видит. В западном мире, правда, эта проблема обсуждается и решается, но, увы – не кардинально. Например: есть списки игр, не рекомендованных для детей и подростков; существуют законы, обязывающие детские учреждения и библиотеки защищать детей и подростков от негативного контента.

– Как можно подготовить человека к встрече с проблемами виртуальных сред? Возможно ли создание виртуальных сред с социально-позитивными целями?

– Наверное, я повторюсь, но еще раз скажу. Детей нужно ограничивать в использовании компьютера, а где-то прямо запрещать. Естественно, делать это нужно не грубо и, желательно, педагогически грамотно.

Рвется там, где тонко. Это древняя истина. Так что самое главное «лекарство» для детей и подростков, которое сможет предохранить их от негативного воздействия виртуальных сред и сервисов – это нормальное, счастливое детство, нормальная (полная) семья, нормальное общение с товарищами, нормальная школа.

С Михаилом Воропаевым
беседовала Татьяна Пештич

16 июня 2011 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Елена 1 апреля 2015, 23:00
Игры бывают разные. Бывают красивые, добрые,но очень много и с насилием над психикой. Не могу не согласиться, что игра - это виртуальная реальность, в рамки которой тебя втиснули.Вне игры фантазировать не будешь, когда играешь. Мне, например, как чувствительному человеку тяжело даются игры со сценами насилия, крови, криками,убийствами, особенно если все это выглядит настоящим, живым.( Сейчас научились делать объемные, реалистичные игры).Я в такие не играю принципиально, потому что от этого становится плохо и морально и физически.Игры, навязывающие другие пороки тоже тяжело давят. Наизнанку выворачивает от отвращения и протеста.А фильмы 3 де и 7 де - это прямое насилие и вторжение в психику человека. Меня подруга взяла как то на такой фильм с летающими скелетами и не сказала, что это конкретно будет. Чуть живая оттуда вышла.Как будто всю душу изнасиловали. Если уж играть иногда, то лучше капусту сажать...Без гадостей.
нина 1 декабря 2011, 00:00
Статья нужная.Сама испытала негатив от компьютера.Как то незаметно он засасывает. И вот я уже сижу и переписываюсь,рассуждаю, обсуждаю,высказываю свое мнение и не могу выйти из этого состояния.А сама пониимаю, что нужно прекращать это!Потом все повторяется.Теперь по-тихоньку начинаю уходить с "мирских сайтов".
Матвей25 августа 2011, 18:00
Грамотная статья, но мало раскрыта, реальность ещё страшнее. Я сам раньше играл в S.T.A.L.K.E.R., и вот что интересно: сразу же после игры у меня появлялось какое то отупение мозгов (главный смысл игры - это убить всех которые машают выполнить задание или так, ради развлечения), голова после игры тяжёлая как котёл. Многие таким образом расслабляются. Да вот беда, не знаю как другие, но я после нескольких дней игры становился агрессивным, злым, раздражительным. Запросто мог оттолкнуть жену если она мешала пройти (меня не видела), на ребёнке мог оторваться, зло сорвать, о терпении, взаимопонимании и любви речь вообще не шла и т.д. по нарастающей. Таким образом до меня быстро дошло, что я переносил свою проекцию поведения в игре на реальную жизнь в семье и на работе. Но это я, здоровый взрослый мужик, могу всё осознать и проанализировать, подвести итог и сделать правильный шаг - прекратить играть вообще. А что сможет сделать ребёнок? Ведь ему играть так интересно! Если мою психику корёжило уже после нескольких дней, то что будет с личностью дитя через год или два безпрерывных игр?!
Сергей 2 июля 2011, 09:00
Спасибо) Но мне кажется вопрос недостаточно развернут) Общие понятия, да воздействие очень и очень опасное особенно от игровых приставок и пр.... Буквально две недели назад сын моего знакомого играя на PSP и одновременно смотря телевизор упал в конвульсиях, не выдержала психика я так понимаю... Слава Богу все обошлось и вроде все хорошо, эпилепсии нет и надеемся не будет... Замечу здоровый абсолютно ребенок. Не хочу никого пугать, но это факт из моей жизни, может кто то задумается и проведет время лично с ребенком а не сунет ему приставку дабы отвязаться...
Михаил28 июня 2011, 17:00
Вот видел недавно в продаже CD-ROM c интерактивно-обучающей программой для обучения Мусульманской религозной традиции,в этом CD-ROM:1)всё с самого нулевого уровня подробно и доходчиво (ну прямо таки разжёвано только смотри ипропитывайся насквозь),там и какую позу во время молитвы принимать,там всё красочно с видеороликами;2)там и молитва преподаётся мусульманская и для этого используется-система распознавания речи и визуализации произношения-это по типу:Интерактивных компьютерных курсов для изучения иностранных языков;3)эти CD-ROM к томуже есть на разных дисках в зависимости от уровня подготовки обучаемого.Православные несомненно также достойны подобных обучающих программ для освоения всех тонкостей своей традиции.А вот в эти обучающие программы нужно активно вводить СТОЛЬ ЛЮБИМЫЕ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ компьютерные игры -в этих играх показать сюжет о том как попадает грешник в АД и как спасается оттуда силой православной молитвы своих родственников своих Духовных Отцов.Раз уж компьютерные игры широко востребованы молодёжью то не осваивать эту нишу на рынке проповеди Православия-просто грех просто БЕЗУМИЕ.Извините меня за возможные кому либо от меня в этом тексте обиды.
Оксана23 июня 2011, 12:00
Проблема важная. У нас сейчас резко стоит вопрос с тем как же регламентировать игры на геймбое и PSP, которые у нас временно разрешены в связи с каникулами. Сам факт наличия такой развлекухи затмил все остальные варианты проведения времени: пошёл негатив на прогулки (скорее домой играть), как выясняется нет ни одного интересного занятия способного конкурировать и замещать эти эл.игры, на их взгляд, я тоже пока не нашла альтернативы. Остается одно: исключение этих игр из их жизни вообще. И как показывала практика, уже имеющаяся у нас – жизнь более или менее возвращается на прежний уровень интереса к обычным занятиям. Хотя часто на замену приходит телевизор. Дай хоть что-то готовое, красочное, захватывающее. Чтобы заместить все эти продукты в жизни детей нужно всё время уделять время на совместную с ними деятельность (игры в первую очередь). Но как обычно, то мы работаем, то устали, то домашние дела, то просто тоже хотим отдохнуть. Очень важно – задвинуть всё это, но чаще выбор не в пользу детей. А у них даже между собой игры на основе сюжетов эл.игр, продолжение виртуальной реальности в жизни. Жуть! Наверное просто унесу их из дома и баста
Алексий20 июня 2011, 15:00
В тексте статьи встречаются ссылки на Википедию. Вопрос: зачем?
Максим19 июня 2011, 15:00
Спасибо. Тема интересная и ныне очень важная. Подскажите, мне как программисту, который по 8 часов ежедневно, необходимо работать за компьютером, так же дома не редко сижу, каким образом вести себя с компьютером? Компьютер использую в основном как источник информации, так же слушаю музыку.
Алексей17 июня 2011, 21:00
Спасибо за опубликованную беседу! Весьма грамотно даны ответы на актуальные вопросы по теме. Храни вас Господь!
катя17 июня 2011, 11:00
большое спасибо!!!это статья мне мне поможет!!!
Илья16 июня 2011, 20:00
Сразу видно, умный дядька отвечал.
Александр16 июня 2011, 19:00
Спасибо автору! Действительно, люди часто увлекаются настолько, что меняются не только глубинные особенности личности, на первый взгляд незаметные, но человек может просто потерять ощущение реальности. Мой знакомый, несколько лет просидев на этой игле, ради чемпионата мира просил меня встретить поздно его девушку после работы. Когда я сказал, что моя девушка неправильно это поймет, он очень удивился - ведь я не участвую в чемпионате, значит - я свободен. Когда же ему пришлось сходить и встретить девушку самому, я спросил, как же чемпионат? На что он гордо ответил, что перенес его на час позже :) В общем, даже взрослые люди могут уйти в мир иной совершенно сознательно, поэтому трудно переоценить эту угрозу для детей.
Галина16 июня 2011, 11:00
Спасибо за статью. Слышала, что в школе с первого класса введут компьютерное обучение. Скажите, каким образом родители смогут контролировать, чем заняты их дети на занятиях в школе? Сейчас мы можем проверить тетради и увидеть, чем они там занимались. Как мы сможем оградить наших детей от негативного влияния виртуальных сред в этом случае? Можно ли отказаться от этого нововведения в индивидуальном порядке?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке