Начало Петрова поста

Протоиерей Димитрий Смирнов Протоиерей Димитрий Смирнов
    

Если у человека спросить: «Как ты думаешь, какой самый страшный грех?» – один назовет убийство, другой воровство, третий подлость, четвертый предательство. На самом деле самый страшный грех – это неверие, а уж оно рождает и подлость, и предательство, и прелюбодеяние, и воровство, и убийство, и что угодно.

Грех не есть проступок; проступок является следствием греха, как кашель – это не болезнь, а ее следствие. Очень часто бывает, что человек никого не убил, не ограбил, не сотворил какой-то подлости и поэтому думает о себе хорошо, но он не знает, что его грех хуже, чем убийство, и хуже, чем воровство, потому что он в своей жизни проходит мимо самого главного.

Неверие – это состояние души, когда человек не чувствует Бога. Оно связано с неблагодарностью Богу, и им заражены не только люди, полностью отрицающие бытие Божие, но и каждый из нас. Как всякий смертный грех, неверие ослепляет человека. Если кого-то спросить, допустим, о высшей математике, он скажет: «Это не моя тема, я в этом ничего не понимаю». Если спросить о кулинарии, он скажет: «Я даже суп не умею варить, это не в моей компетенции». Но когда речь заходит о вере, тут все имеют собственное мнение. Один заявляет: я считаю так; другой: я считаю так. Один говорит: посты соблюдать не надо. А другой: моя бабушка была верующей и она вот так делала, поэтому надо делать так. И все берутся судить и рядить, хотя в большинстве случаев ничего в этом не понимают.

Почему, когда вопросы касаются веры, каждый стремится обязательно высказать свое дурацкое мнение? Почему в этих вопросах люди вдруг становятся специалистами? Почему они уверены, что все здесь понимают, все знают? Потому что каждый считает, что он верует в той самой степени, в которой необходимо. На самом деле это совершенно не так, и это очень легко проверить. В Евангелии сказано: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет». Если этого не наблюдается, значит, нет веры даже с горчичное зерно. Так как человек ослеплен, то он считает, что верует достаточно, а на самом деле он не может совершить даже такой пустяк, как сдвинуть гору, которую и без веры сдвинуть можно. И из-за маловерия происходят все наши беды.

Когда Господь шел по водам, Петр, который никого на свете не любил так, как Христа, захотел прийти к Нему и сказал: «Повели мне, и я пойду к Тебе». Господь говорит: «Иди». И Петр также пошел по водам, но на секунду испугался, усомнился и стал тонуть и воскликнул: «Господи, спаси меня, я погибаю!» Сначала он собрал всю свою веру и, на сколько ее хватило, на столько он и прошел, а потом, когда «запас» иссяк, стал тонуть.

Вот так же и мы. Кто из нас не знает, что Бог есть? Все знают. Кто не знает, что Бог слышит наши молитвы? Все знают. Бог всеведущ, и, где бы мы ни были, Он слышит все слова, которые мы произносим. Мы знаем, что Господь благ. Даже в сегодняшнем Евангелии есть подтверждение этому, и вся наша жизнь показывает, как Он к нам милостив. Господь Иисус Христос говорит, что, если наше дитя просит хлеба, неужели мы дадим ему камень или, если просит рыбу, дадим ему змею. Кто из нас может так поступить? Никто. А ведь мы люди злые. Неужели это может совершить Господь, Который благ?

Тем не менее мы все время ропщем, все время стонем, все время то с одним не согласны, то с другим. Господь нам говорит, что путь в Царствие Небесное лежит через многие страдания, а мы не верим. Нам все хочется быть здоровыми, счастливыми, мы все хотим на земле хорошо устроиться. Господь говорит, что только тот, кто пойдет за Ним и возьмет свой крест, достигнет Царствия Небесного, а нам это опять не подходит, мы снова настаиваем на своем, хотя считаем себя верующими. Чисто теоретически мы знаем, что в Евангелии содержится истина, однако вся наша жизнь идет против нее. И часто нет у нас страха Божия, потому что мы забываем, что Господь всегда рядом, всегда на нас смотрит. Поэтому мы так легко грешим, легко осуждаем, легко человеку можем пожелать зла, легко им пренебречь, оскорбить его, обидеть.

Теоретически нам известно, что есть вездесущий Бог, но наше сердце далеко отстоит от Него, мы Его не чувствуем, нам кажется, что Бог где-то там, в бесконечном космосе, и Он нас не видит и не знает. Поэтому мы грешим, поэтому не соглашаемся с Его заповедями, претендуем на свободу других, хотим переделать все по-своему, хотим всю жизнь изменить и сделать ее такой, как мы считаем нужным. Но это совершенно неправильно, мы никак не можем в такой степени управлять своей жизнью. Мы можем только смиряться перед тем, что Господь нам дает, и радоваться тому благу и тем наказаниям, которые Он посылает, потому что через это Он нас учит Царствию Небесному. Но мы Ему не верим – мы не верим, что нельзя грубить, и поэтому грубим; не верим, что нельзя раздражаться, и раздражаемся; мы не верим, что нельзя завидовать, и часто кладем глаз на чужое и завидуем благополучию других людей. А некоторые дерзают завидовать и духовным дарованиям от Бога – это вообще грех страшный, потому что каждый от Бога получает то, что он может понести.

Неверие – это удел не только людей, которые отрицают Бога; оно глубоко проникает и в нашу жизнь. Поэтому мы часто пребываем в унынии, в панике, не знаем, что нам делать; нас душат слезы, но это не слезы покаяния, они не очищают нас от греха – это слезы отчаяния, потому что мы забываем, что Господь все видит; мы злимся, ропщем, негодуем.

Отчего мы всех близких хотим заставить ходить в церковь, молиться, причащаться? От неверия, потому что мы забываем, что Бог хочет того же. Мы забываем, что Бог каждому человеку желает спастись и о каждом заботится. Нам кажется, что никакого Бога нет, что от нас, от каких-то наших усилий что-то зависит,– и начинаем убеждать, рассказывать, объяснять, а делаем только хуже, потому что привлечь к Царствию Небесному можно лишь Духом Святым, а у нас Его нет. Поэтому мы только раздражаем людей, цепляемся к ним, надоедаем, мучаем, под благим предлогом превращаем их жизнь в ад.

Мы нарушаем драгоценный дар, который дан человеку,– дар свободы. Своими претензиями, тем, что хотим всех переделать по своему образу и подобию, а не по образу Божию, мы претендуем на свободу других и стараемся всех заставить мыслить так, как мыслим сами, а это невозможно. Человеку можно открыть истину, если он о ней спрашивает, если он хочет ее узнать, мы же постоянно навязываем. В этом акте нет никакого смирения, а раз нет смирения, значит, нет благодати Святого Духа. А без благодати Святого Духа результата не будет никакого, вернее, будет, но противоположный.

И вот так во всем. А причина в неверии – неверии Богу, неверии в Бога, в Его благой промысел, в то, что Бог есть любовь, что Он хочет всех спасти. Потому что, если бы мы верили Ему, мы бы так не поступали, мы бы только просили. Почему человек идет к какой-то бабке, к знахарке? Потому что он не верит ни в Бога, ни в Церковь, не верит в силу благодатную. Сначала он обойдет всех чародеев, колдунов, экстрасенсов, а если ничего не помогло, ну тогда уж обращается к Богу: авось поможет. И самое удивительное, что ведь помогает.

Если бы какой-то человек все время нами пренебрегал, а потом у нас стал что-то просить, мы бы сказали: знаешь, так не годится, ты так ко мне препогано относился всю жизнь, а теперь приходишь у меня просить? Но Господь милостивый, Господь кроткий, Господь смиренный. Поэтому по каким бы путям-дорогам человек ни ходил, какие бы безобразия он ни делал, но если он обращается к Богу от сердца, на последний, как говорится, худой конец – Господь и тут помогает, потому что Он только и ждет нашей молитвы.

Господь сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам», а мы не верим. Мы не верим ни в свою молитву, ни в то, что Бог нас слышит,– не верим ничему. Вот поэтому у нас все и пусто, поэтому наша молитва как бы и не исполняется, она не может не только гору сдвинуть, а не может вообще ничего управить. Если бы мы действительно верили в Бога, тогда любого человека смогли бы на истинный путь направить. А направить на истинный путь возможно именно молитвой, потому что она оказывает человеку любовь. Молитва перед Богом – тайна, и в ней нет никакого насилия, есть только просьба: Господи, управь, помоги, исцели, спаси.

Если бы мы так действовали, то достигли бы большего успеха. А мы все надеемся на разговоры, на то, что как-то сами управимся, что-то такое сохраним на какой-то черный день. Кто ждет черного дня, у того он обязательно настанет. Без Бога все равно ничего не достигнешь, поэтому Господь говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия, и остальное все приложится вам». Но мы и этому не верим. Наша жизнь не устремлена в Царствие Божие, она больше направлена на людей, на человеческие отношения, на то, как бы здесь все наладить. Мы хотим удовлетворить собственную гордость, собственное тщеславие, собственное честолюбие. Если бы мы стремились к Царствию Небесному, то радовались бы, когда нас притесняют, когда нас обижают, потому что это способствует нашему вхождению в Царствие Небесное. Мы бы радовались болезни, а мы ропщем и ужасаемся. Мы боимся смерти, все стараемся продлить свое существование, но опять не ради Господа, не ради покаяния, а по своему маловерию, из страха.

Грех маловерия в нас проник очень глубоко, и с ним надо очень сильно бороться. Есть такое выражение: подвиг веры – потому что только вера может подвигнуть человека на что-то настоящее. И если каждый раз, когда в нашей жизни складывается такая ситуация, что мы можем поступить по-Божески и можем поступить по-человечески,– если каждый раз мы будем мужественно поступать по своей вере, то вера наша будет расти, она будет укрепляться.

Если взять гирю и каждый день поднимать ее по десять раз, а через месяц мышцу измерить, мы увидим, что она увеличится в объеме; а через год она будет еще больше. Так и вера: если мы ежедневно будем совершать некий поступок не по чувствам, не по разуму, а по нашей вере, то она в нас умножится. Вот раздражает меня какой-то человек тем, что лезет ко мне со всякими глупостями; надоел до предела. Что делать? Хочется убежать или сказать ему в ответ какую-то колкость, нечто такое, чтобы он больше никогда в жизни не приставал. Это мне хочется как человеку грешному, а как я должен поступить по вере? По вере я должен рассуждать так: зачем Господь ежедневно посылает ко мне этого человека, зачем Он дал мне этот крест? Для чего меня жизнь все время с ним сталкивает? Чтобы я терпел, чтобы я приобрел смирение терпя. Значит, буду терпеть год, два, три, четыре, десять лет, пока не смирюсь полностью, пока меня не перестанет это раздражать.

И если каждый раз мы будем поступать по вере, не выплескивать свое раздражение, а, наоборот, держать его внутри и просить у Бога: Господи, помоги мне, дай мне терпение удержаться, не сказать грубость, резкость, дай мне как-то выдержать это маленькое испытание,– если мы будем так делать день, два, неделю, месяц, год, десять лет, то как мышца укрепляется и становится сильней, так будет укрепляться и наша вера. И когда случится в нашей жизни какое-то действительно серьезное испытание, тогда мы сможем в вере устоять; мы не откажемся ни от Господа, ни от веры, ни от Царствия Небесного.

Если на спортсмена, который всю жизнь тренирует свое тело, нападут разбойники, и он от них побежит, а они все прокуренные да пропитые, 60 метров пробегут и отстанут. Спасется человек – ему пригодится то, что он занимался спортом. Поэтому когда мы терпим, допустим, свое раздражение, или все время преодолеваем свою жадность, или совершаем еще какой-то волевой акт, поступаем не по чувствам нашим, а по нашей вере, как должен поступать христианин, то мы это делаем не напрасно. Мы готовим себя к более серьезному экзамену, который обязательно будет. И самый серьезный экзамен, самое главное испытание – это смерть. Но и до смерти у нас будет очень много испытаний, и по мере возрастания нашей веры они будут расти.

Когда человек переходит в институте из курса в курс, экзамены все усложняются, а потом бывает самый главный, государственный, и диплом. Защита диплома – это наша смерть, а перед этим нужно сдать множество экзаменов. И чем больше растет наша вера, тем больше она будет Богом испытываться, потому что как иначе можно познать человека?

Был такой случай со Спиридоном Тримифунтским: он пришел на собор, а стражник его не пускает. Он говорит: «Почему ты меня не пускаешь? Я епископ». А был он в простой пастушеской одежде, потому что пас скотину, добывая себе пропитание. Стражник его ударил, и Спиридон подставил ему другую щеку. Тот говорит: «А, теперь вижу, что ты епископ, проходи». Вот он, пропуск. Сразу видно, что этот человек христианин. Не надо никаких документов, что ты, дескать, верующий. Вот написано: христианин; фотография – борода, усы; и печать. Этого не надо, потому что христианин проверяется не документом.

Единственный документ – исполняет человек заповеди Божии или не исполняет. А как это трудно! Какой-то простой мирянин бьет по лицу епископа. По церковным канонам тот, кто ударил епископа, отлучается от Церкви. То есть святитель Спиридон мог его за оскорбление священного сана отлучить от Церкви, и никто бы никогда ничего не сказал против этого. Но он его простил кротко сразу, и подставил левую, и на собор прошел, и все благополучно разрешилось, и того человека исцелил – он раскаялся. Вот поступок христианский. И наша христианская жизнь, и наша вера будут укрепляться, только если мы будем совершать христианские поступки.

Мы все пока не христиане, а ученики и только пытаемся жить по-христиански. Но если мы хотим христианами стать, нужно постоянно совершать христианские поступки и словом, и делом, и мыслью. Вот мысль какая-то пришла – если человек не христианин, он начинает этой мысли следовать, пока не придет другая. Обычно у того, кто не ведет духовную жизнь, в голове все время прокручивается какое-то «кино»: то одно подумал, то другое, то на то посмотрел, то на это. Увидел человека красиво одетого – у него зависть появилась. Увидел кого-то на машине едущего – думает о том, что он загазовывает воздух. Увидел красивое лицо – значит, другие какие-то мысли пошли. И так ум все время плавает. Но христианин должен постоянно бороться с помыслами. Каждый раз, когда мы отсекаем помысел греховный, мы совершаем нравственный поступок. Этот поступок не видит никто, кроме Отца Небесного. И Господь, видя тайное, воздаст нам всегда явное – он укрепит нашу веру.

Отсечь помысел не так уж трудно, это подвиг малый, но тем не менее еще раз руку согнул, еще раз поупражнял мышцу своей души, мышцу своей веры. Только таким образом можно веру укреплять. И любой спортсмен знает: сколько бы ты мышцу ни качал, но если ты год не тренируешься, то все исчезает. Тот, кто начинает заниматься спортом, обречен заниматься им до конца своих дней, иначе он превращается в огромную, неповоротливую тушу и у него портятся печень, легкие, сосуды, сердце. Так же и в христианской жизни. Не дай Бог кому-нибудь сделать эксперимент – взять и перестать молиться утром и вечером хотя бы дня три-четыре. На пятый день прочитать правило будет в сорок раз тяжелей, чем тогда, когда ты устал и пропустил, потому что душа уже ослабла.

Поэтому, чтобы нам веру укреплять, необходимо постоянное упражнение в молитве, в чтении слова Божия. Надо постоянно себя понуждать. Неустанно, хочу – не хочу, могу – не могу, надо заставлять себя идти в храм. Устал – не устал, дела у меня – не дела, прошел срок порядочный – надо заставить себя подготовиться к причастию и причаститься Святых Христовых Тайн. Какая-то сложилась ситуация – как тебе ни хочется поступить греховно, надо заставить себя поступить по-христиански, независимо от того, что ты чувствуешь и что ты думаешь. Есть заповедь Божия – и исполняй. И постепенно мы увидим, что заповеди нам становится исполнять все легче и легче, а потом почувствуем, что нам невозможно совершить грех: мы настолько привыкнем исполнять заповеди Божии, что согрешать нам уже будет тяжело, мы не сможем даже себя к этому понудить – у нас возникнет навык христианской жизни. Вот это и есть возрастание нашей веры.

Каждый из нас должен быть кремнем. Господь назвал камнем Петра: «петрос» по-гречески значит «скала». «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою». Так же и мы. Если мы хотим быть храмом Святого Духа, домом Божиим, то должны обязательно веру свою укреплять и с неверием в своей душе постоянно бороться, не надеясь ни на каких людей, а только на Самого Единого Бога. И нужно постоянно к Нему обращаться. Только таким образом можно избавиться от этого пагубного греха неверия, который в каждом из нас есть, но присутствует так незаметно, что мы его не видим. В этом его и крайняя опасность. Аминь.

Протоиерей Димитрий Смирнов
Крестовоздвиженский храм, 6 июня 1988 года

Православие и современность

20 июня 2011 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Галина29 июня 2016, 21:00
Низкий поклон отцу Димитрию за его проповеди.Побольше бы таких пастырей
Марина24 июня 2016, 04:00
Спасибо,Отец Дмитрий. Верую,что зёрнышко посеянное Вами в мой разум прорастет в колос. Спаси Вас Господь.
андрей18 июня 2015, 17:00
СПАСИБО
Наталья Богоявленская17 июня 2015, 14:00
Уважаемый Алексей (комментарий от 2015-06-15). Поглумиться-то и покуражиться может всякий, только это не делает чести автору куража. Кстати, вы не заметили, что отец Димитрий везде говорит "мы", то есть он себя отнюдь не отделяет от тех, кому адресует свою проповедь? А проповедь-то замечательная, о ней можно сказать цитатой из "Гамлета": "Ты повернул глаза зрачками в душу". Ну право же, лучше учиться, чем издеваться, дорогой брат Алексей, поверьте мне. Простите.
Алексей15 июня 2015, 20:00
А когда состоится испытание веры Димитрия Смирнова? Хочу поприсутствовать при движении горы. Уж у такого-то человека веры должен быть вагон и маленькая тележка!
самуил12 июня 2015, 18:00
дорогой отец Димитрий большое спасибо вам за это прекрасное наставление. Храни вас Господь. Самуил
Павел12 июня 2015, 11:00
Ну, отцу Димитрию - крепкого здоровья и долгих лет жизни. Было бы таких людей побольше - давно бы коммунизм построили. Храни Вас Господи, отец Димитрий.
Лариса11 июня 2015, 06:00
Дорогой о. Димитрий! Спаси Вас Господи за нужные и вовремя для меня сказанные слова, за образные и такие понятные сравнения. Думаю, что эта статья станет для меня компасом, направляющим к настоящей вере. Р. Б. Лариса
Анастасия10 июня 2015, 14:00
Прав о.Димитрий, прав. Тошно от этого, но так и надо, наотмашь, ну лично меня. Хотя, с мои позиции по некоторым вопросам с батюшкой расходятся, но тут я согласна и всё тут.
olga 9 июня 2015, 21:00
Дмитрию:лучше наивность по молодости,чем маразм по старости.Чтобы увидеть Евангельскую чистоту,нужно преодалеть в себе высокоумие.Корень которого находиться в гордости.
вадим 9 июня 2015, 20:00
Нужные Слова. Вразумляет.Потом еще буду читать эту проповедь.
Сергий. Кострома. 9 июня 2015, 17:00
В чем-то бесы лучше нас. Те, веруя, трепещут. А мы?..
Павел 9 июня 2015, 16:00
Спасибо, всё внятно и по четко. Чувствуется громадный опыт и твердая вера. Побольше бы таких проповедей. А то когда в блоге собеседники о. Димитрия начинают Берию восхвалять да рассуждать, как ученым запретить за рубеж выезжать - просто ушам не веришь: неужели это тот самый батюшка?..
Лариса Воронина 9 июня 2015, 15:00
Действительно, забросишь молитву - потом словно вагоны разгружаешь. Спасибо за нужные слова (а то будто не пост, а собрание кружка домохозяек. Вермишельки-салатики...).
Илона 9 июня 2015, 13:00
Батюшка Дмитрий, спасибо Вам! Спаси Господи!
Natalia 9 июня 2015, 12:00
budu tak delat! Natalia
9 июня 2015, 12:00
Спаси Господи, батюшка! Прямо все нутро мое видно стало. Спасибо за свет!
Владимир 8 июня 2015, 23:00
Аминь. Спаси Господь о. Димитрия!
Анна 8 июня 2015, 21:00
"Каждый считает, что верит настолько, насколько это необходимо". Действительно, сильно выражен "эффект Даннинга-Крюгера", чем меньше человек знает, тем выше он себя оценивает. Л.Н. Толстой яркий пример этого. "Я изучил догматической богословие в объеме семинарии", а между тем, я уверена, не сдал бы и простейшего экзамена по этому предмету. Между тем, он даже не допускает мысли, что может чего-то недопонимать или не видеть.
Дмитрий 8 июня 2015, 21:00
продолжение. Дальше-если все время терпеть,можно дойти до "толерантности" к содомии,абортам,убийству,"свободе в браке"-т.е. сплю с кем хочу по договору, и прочим мерзостям,тихо убаюкав свою совесть таким вот терпением. Простите, иногда надо просто в глаз дать.Спокойно так,со смирением,чтоб неповадно было! И тогда,может быть, посредством такой вот "проповеди",человек задумается,а может быть он неправ,и нельзя так дурно себя вести. Много примеров весьма высокой эффективности активного отпора,сопротивления злу силой. Господь открывает глаза человеку разными путями. И через проповедь священника или мирянина,и через жизненные коллизии,скорби и болезни,через Священное Писание и т.д.,по разному. " Господь назвал камнем Петра: «петрос» по-гречески значит «скала». «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою».-вот католики так и думают до сих пор. Петрос -по гречески -камушек,а скала-Петра,под которой Господь имел в виду себя.-ну это оплошка не в контексте проповеди ,а так просто комментарий , чтоб ясность внести . Отец Димитрий и все Ваши почитатели,простите меня великодушно,если кого обидел. Просто пишут одни панегирики,захотелось "разбавить",покритиковать малость:)
Дмитрий 8 июня 2015, 21:00
Очень уважаю отца Димитрия.Он способствовал моему воцерковлению ,посредством своей книги бесед на радио "Радонеж". Но эта проповедь - очень горячая и ,во многом ,наивная,по молодости батюшки наверное(1988г.) Некоторые моменты откровенно смущают. Вот Лидия писала 2011-06-21 19:01... Если вера касается каждого человека,а приготовление супа и высшая математика -не каждого,то естественно,что каждый человек имеет право на своё мнение в вопросе о вере. Да оно,мнение,м.б. неправильным,ошибочным,глупым,смешным.Ну так ,а кто должен объяснить,исправить,показать - как правильно? А.С. Пушкин? или Апостол Павел?-ну так он этим и занимался ,учил,проповедовал,ругал,укорял,убеждал,молился...чудеса творил. И далеко не всех,к кому были его слова обращены, привел к Богу,хотя был исполнен,благодати Духа Святаго.И веру он имел,наверное,малость поболе горушного зерна.
тамара 8 июня 2015, 20:00
Спаси Господи,Вас о. Димитрий. Многая Вам лета
Анна 8 июня 2015, 20:00
Спаси Господи! Как про меня сказано, как ответ на все мои "животрепещущие" вопросы! Как хотелось бы утвердиться на камене веры!
Юлия 8 июня 2015, 20:00
Спаси Господи! Ваши слова-большое утешение для моего душевного состояния!
андрей 8 июня 2015, 18:00
Спаси Бог! Блестяще
Кирилл 8 июня 2015, 16:00
Спаси Господи! Потрясающе...
Марина Анатольевна 8 июня 2015, 14:00
Нам не дано предугадать, как с л о в о наше отзовется, и нам с о ч у в с т в и е дается, как нам дается б л а г о д а т ь
Алексей 8 июня 2015, 13:00
Когда душу мою вынут из моей плоти и моя голова вместе со всем остальным будет лежать в земле, вероятно только тогда придет полное понимание, каким дураком я был. Встретят меня там, одуревшего здесь в своем неверии, полуверии, маловерии и недоверии Богу, и скажут: вот твое место "уважаемый". Выбора у тебя уже нет, весь вышел. Хочешь верь, а хочешь нет. И одни улыбнутся при этих словах, а другие нет. Хотелось бы, чтобы улыбнулись Ангелы, а бесы нет. Спасибо отец Димитрий, что не даете дичать мне в сердце своем, что боретесь с моим неверием и не оставляете меня с ним наедине.
Галина 8 июня 2015, 13:00
Спаси Господи Вас, батюшка! Так тяжело бывает в обыденной суете, а все оказывается просто. Храни Вас Господь!
Марина Баранова 8 июня 2015, 12:00
Спасибо очень доступно объяснили,спасибо вам за мудрые слова
Marina 8 июня 2015, 12:00
Спасибо, о.Димитрий, теперь и у меня есть Ваши проповеди в изданной книге Проповеди 1988-89гг, это одна из них, приобрела и следующую, читаю на ночь- очень приятно, доступно и полезно для души, а то хочется перечитать- ведь сразу в голове ничего не откладывается, сразу книжечку, где-то здесь о.Димитрий это подробно описал, да и не вериться, что все это было сказано более 20 лет назад, а актуально всегда, только вот следовать поучениям очень тяжело, вроде бы все понятно- но столько усилий надо приложить чтобы что-то изменить в своей греховной жизни. Будем стараться, Ваши слова очень хорошо "доходят" до самого нутра, благодаря им получаешь помощь в этой бесконечной борьбе!
Александр 8 июня 2015, 11:00
Как то не по себе от слов "дурацкое мнение". Неужели нельзя подобрать слова не оскорбляющее другого человека? Господь сказал в Евангелии (от Матфея, глава 5) : А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Это в Синодальном переводе. А в современном переводе "безумный" есть "дурак". Если говориться "СВОЕ дурацкое мнение", это указывает на то, что произносит его "дурак". Простите меня, грешного!
Ксения 8 июня 2015, 11:00
Большое спасибо за замечательную и познавательную проповедь. Опять получила ответы на свои вопросы. Да порой обидно, что люди начинают высказывать свои мнения о посте сами от себя (отсебятина, как я про себя это называю). И не хотят признать настоящую форму поста церковного, для чего он существует, особенно их раздражает Рождественский пост, когда надо плясать и веселиться в Новый год, а пост никто не отменял. Я порой даже теряюсь, что сказать таким людям. А может это мне для смирения дается? Все возможно.
татьяна 8 июня 2015, 11:00
Спасибо!!!!!!! Добавила эту статью себе в избранное. И спасибо редакции, что периодически её опубликовываете снова. Я очень давно читаю ваш сайт, а эту статью прочитала впервые
Людмила 8 июня 2015, 09:00
Слава Богу за все!Пусть все будет по Божьему.Спаси Господь батюшку Дмитрия.
Надежда 8 июня 2015, 08:00
Благодарна за статью.Укрепи нас Господи.С началом поста.
Сергей Овчаров 6 июня 2015, 00:00
Слава Богу за ВСЕ!
Евгений30 июня 2014, 20:00
Спаси Господи!
Наталья Богоявленская25 июня 2014, 22:00
Неужели это проповедь 1988 года? Как будто сегодняшняя -- настолько всё актуально, всё современно и... всё про меня. Спаси Господи, отец Димитрий!
Виктор20 июня 2014, 11:00
Спасибо за доступное изложение!
galina19 июня 2014, 12:00
Хочется выразить свое восхищение словами Наташи Ростовой примерно таким образом:"Это прелесть что такое!!!".
Pulheria Sibirskaya17 июня 2014, 00:00
А ведь дата этой проповеди 1988 год! Сколько лет тогда было батюшке? А уже - ума палата! Вот что значит Дух Святой!... Спаси Христос, отец Дмитрий!
Андрей15 января 2014, 22:00
Спасибо огромное.Я понял,что ничего не знаю о Боге и о Вере.Буду стараться. Спасибо.
Екатерина28 сентября 2013, 14:00
Спаси Господи, за публикацию проповеди!
Мария 5 июля 2013, 15:00
Спасибо, батюшка, за доступные и ясные слова.
Светлана v 4 июля 2013, 15:00
СпасиБо за проповедь - очень доступна каждому.Многие считают себя христианами-но не знают ни одной молитвы.И когда с ними случаются проблемы в жизни они не идут в церковь на исповедь,а ищут поддержки и утешения у близких.А ведь все жизненные испытания посылаются свыше и надо их проходить достойно.А когда человек остается без поддержки и не к кому ему обратиться за помощью-вспоминают о Боге.И Он милостив и всех прощает-кто к нему обратится за помощью.
Михаил 1 июля 2013, 21:00
Эта проповедь всегда будет современной потому, что мы не меняемся в лучшую сторону и остаёмся маловерами.
Валентина 1 июля 2013, 17:00
Спасибо за вразумление.Храни Вас Бог!
Станислав 1 июля 2013, 08:00
Какое было время?! Эта дивная проповедь многих согрела в наступившые 90-е. СПАСИ ГОСПОДИ! о.Димитрия, и о.Тихона (Шевкунова), за всех их труды.
Людмила 1 июля 2013, 01:00
Проповедь 1988 года, тогда я еще не была Крещеной, крестилась в 1993 году, очень жаль, что не было тогда интернета, сайта Православие"... В этой проповеди ВСЯ моя жизнь... СПАСИБО ГОСПОДУ, что послал к нам такого замечательного человека - пр.иерея Д.Смирного
Любовь 1 июля 2013, 00:00
От всей души спасибо батюшке за проповедь.Как во время кстати я прочла проповедь и отклики к ней.Спаси Господи нас.
Сергей12 апреля 2013, 16:00
Дмитрий Смирнов мудрый человек.
сергей 5 июля 2012, 12:00
Спаси Господи!
Андрей23 июня 2012, 01:00
Спасибо Вам отец Дмитрий! Спаси нас Господи!
Раба Божия, Наталья19 июня 2012, 19:00
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Сашок19 июня 2012, 05:00
Крестовоздвиженский храм, 6 июня 1988 года. Сильно. Всегда уважал о. Дмитрия, но вот эта его проповедь 24-летней давности - это очень сильно, это самое сильное что от него слышал! Многая лета Вам батющка, отдельное спасибо сайту за публикацию такой замечательной проповеди.
Надежда18 июня 2012, 18:00
РАДА ЗА ОТЦА Дмитрия, что ему это понятно и что господь одарил его таким даром и возможностью донести это до нас нищих духом. Потому что, когда нет "камня", трудно строить свой дом. Спасибо за помощь отец Дмитрий. Спаси вас ГОСПОДИ.
Repoliator17 июня 2012, 10:00
>Не дай Бог кому-нибудь сделать эксперимент – взять и >перестать молиться утром и вечером хотя бы дня три-четыре. >На пятый день прочитать правило будет в сорок раз тяжелей, >чем тогда, когда ты устал и пропустил, потому что душа уже >ослабла. Не совсем согласен. У меня часто бывает наоборот. Например, перед началом Поста я люблю себя пожалеть, уйти в отрыв, что называется. При этом я бывает не читаю правила неделеи по две, а то и больше. Потом, когда наступает Пост и уже никуда не денешься, приходится себя напрягать и снова начинаешь читать правило, вдруг понимаешь как бы заново как молитва все таки благодатно действует на душу. И молилться как раз совсем не тяжело, а наоборот, да душа ослабла, но молитва идет лекго, хотя склорее всего это просто результат воодушевления временного.
Наталья15 июня 2012, 18:00
Спвси Господи отца Димитрия! Слава Богу за все!
Людмила14 июня 2012, 19:00
Это про меня-"нас душат слёзы,но это не слёзы покояния,они не очищают нас от греха-это слёзы отчаяния..."Прочитала проповедь и стало на душе легче.СПАСИ ГОСПОДИ!
василь13 июня 2012, 17:00
Все сказано прямо в точку, таке саме я відчуваю після посту пасхи шо внаслідок 40 дневної бородьби із гріхом, потім і согрішити важко, але день за днем і дозволяєш по трошки і дальше воно іде по наростаючому, і знову кочуся з чого і начинав.
Светлана13 июня 2012, 17:00
Верую, Господи! Помоги моему неверию!
Руслан13 июня 2012, 11:00
Слушайте,какая хорошая проповедь! Спаси Господи!
Игорь13 июня 2012, 10:00
Замечательно! Спаси Бог!
Ольга13 июня 2012, 10:00
"Господи, верую. Помоги моему неверию!" Спасибо от всей души отцу Димитрию!
Любвь12 июня 2012, 23:00
Спасибо большое!
Анна12 июня 2012, 20:00
Спаси Господи! Очень не хватало именно этих слов! Слезы раскаяния на глазах.
Нелли12 июня 2012, 14:00
Спасибо за проповедь! Так просто и понятно о самом главном.В голове многое встаёт на свои места. Спаси Господи!
Елена12 июня 2012, 12:00
:) Какая хорошая проповедь! Благодарность батюшке Дмитрию! И какая польза от интернета! :))
Ирина12 июня 2012, 03:00
Спаси,Господи. Какая умница-о. Димитрий.....
Алексей12 июня 2012, 00:00
Хорошая проповедь! Интересно, что произнесена еще в 1988 году.Жаль, что не смог прочитать ее раньше.Мне это было бы крайне полезно в то время.
esma11 июня 2012, 23:00
chasto slushau propovedi o.Dmitria,spasibo..
Тамара11 июня 2012, 23:00
Батюшка Димитрий! Спаси вас Господи! Это вы все про меня написали. Я уже всем надоела, хочу всех в церковь привести, надо мне каяться маловерием.
владимир11 июня 2012, 16:00
Спасибо огромное за такое хорошее,полезное наставление!
Светлана11 июня 2012, 14:00
Спаси Господи, отец Димитрий!
Наталия11 июня 2012, 12:00
Огромное спасибо священнику за такую проповедь. Затронул все оспекты нашей жизни. Вроде всё как всегда просто, но сделать, а особенно держаться постоянсва сложно в своих дейсвтиях духовных. сложно, очень сложно. Постоянно молиться, не пропускать службы, постоянно быть с Богом.
Вера11 июня 2012, 00:00
Да-а-а-а! А я-то думала, что вера у меня есть, правда, не совсем полная, но всё же есть. А оказывается, как же далеко мне ещё до той веры, о которой здесь написано... есть над чем подумать. Люблю всех и желаю всем помощи Божьей во всех добрых делах!
михаил11 июня 2012, 00:00
Батюшка! эту проповедь Вы прочитали для меня!От всего сердца благодарю!
Дмитрий10 июня 2012, 23:00
С глубоким уважением отношусь к о.Дмитрию. Один из немногих проповедников, слово которого действительно имеет силу.
Вера10 июня 2012, 19:00
Как часто читаешь богословские статьи - так все красиво написано, а ничего не понятно, что делать, чего не делать, и как-то так все беспросветно... За что люблю батюшку Димитрия: четко, ясно, иногда резковато, зато понятно и доступно каждому, независимо от личной ситуации. Спаси Господи!
Ольга26 февраля 2012, 02:00
Спаси Вас Господь! Спасибо за проповедь!
Александр_дохтр27 июня 2011, 12:00
Спаси Господи О,Дмитрий!
р.Б. Александра27 июня 2011, 10:00
Спаси, Господи, о. Димитрий! Как все просто и верно сказано! Сразу видно бревно в своем глазу и путь, по которому надо идти каждому христианину. Нахожусь под впечатлением от паломнической поездки в Оптину пустыть. Господи, укрепи мою веру!
Александр26 июня 2011, 09:00
У каждого из нас своя правда, Истина - она одна. И Слово Божие на все времена. "Мы все пока не христиане, а ученики и только пытаемся жить по-христиански". Мне стыдно за себя. Спаси Господи!
Ирина24 июня 2011, 15:00
Стало стыдно. Спаси Господи!
Евгений24 июня 2011, 08:00
Благословите, о.Дмитрий. Со всем в Вашей проповеди согласен. Но нам маловерам все-таки легче, чем тем, кто даже не задумывается над вопросами веры, живет и, самое печальное, умирает в неведении и в неверии. Мы хотя бы знаем направление, молимся, читаем Евангелие, слушаем и читаем проповеди. А вот их, по-настоящему жалко. И действительно, в их погибели, неверии есть и наша вина.
Наталия23 июня 2011, 23:00
Спаси Господи! И спасибо огромное за такую замечательную проповедь!
Олег23 июня 2011, 16:00
Правильно сказал о.Дмитрий, что у нас дурацкое мнение о вере! Ведь баптисты и Иеговы, и сектанты, тоже верят в Бога!!! Но надо правильно верить, ведь Православие - это означает правильно славить Бога! А мы сами всё каверкаем, сами себе что-то придумываем и в итоге, как в песне В.Высоцкого: - нет, и в Церкви всё не так, всё не так,как надо...
р.б. Лариса23 июня 2011, 11:00
Спаси Господи! Как же помогают многим из нас такие проповеди, особенно когда нет своего духовника. Храни Вас Господь!
Ксения22 июня 2011, 14:00
согласна
Николай22 июня 2011, 14:00
Просто о главном. Прочитав проповедь понял, что навязывать веру не стоит, раньше этому большого значения не предавал. Храни Вас Господь!
Александр22 июня 2011, 10:00
Лидии: "дурацкое", потому что родилось от самопревозношения и гордости, а Бог гордым противится. Гордость не дает человеку познать Истину.
Алексей22 июня 2011, 09:00
Спаси Господи! Замечательная проповедь!
Ксения22 июня 2011, 05:00
согласна с батюшкой Дмитрием,есть у меня такой грех,я тоже везде стараюсь вставить свои 5 копеек
Лидия21 июня 2011, 19:00
"Почему, когда вопросы касаются веры, каждый стремится обязательно высказать свое дурацкое мнение?" А почему дурацкое? Каждый видит свой кусок мира со своей точки зрения, основываясь на своем опытее. "Не вы избрали Меня, а Я избрал вас", "Никто не придёт к Отцу, иначе как через сына" Я тридцать лет не имела о Церкви вообще никакого мнения, просто потому что для меня и Господь и высшая математика были из одного мира, а именно "меня это не касается, мне это не интересно". Но если люди как-то отзываются о Боге, значит они по крайней мере о Нем знают, думают, как-то оценивают. В конце концов, никто иной как апостол Павел был тем Савлом, который вытребовал право хватать и убивать христиан Дамаска - и каким от стал после того, как к нему обратился Спаситель? По-моему, лучше, чтобы было хоть какое-то мнение, пусть неверное, пусть даже отличающееся от мнения уважаемого отца Дмитрия (и потому, безусловно дурацкое), чем равнодушие, отрицание какого-либо отношения.
esma21 июня 2011, 16:00
tak vsio prosto i poniatno,xrani Vas GOSPOD batiushka
Anna21 июня 2011, 16:00
Amin.Bolshoe spasibo sa Propoved.Hrani Vas Gospod.
Елена21 июня 2011, 10:00
Спаси Господи, за проповедь!
Евфросиния21 июня 2011, 09:00
Так просто о самом важном...Огромная благодарность батюшке!
Лиза21 июня 2011, 00:00
Вроде бы, всё просто... Я вот думаю, что ничего не получается, и не надо значит упорствовать, кому это нужно. Сравнение со спортом очень хорошее. Когда я занималась фитнессом, то хотелось заниматься часто, и было не так трудно. А когда не занимаешься, раз сходить сил хватает, а потом тяжело себя заставить.
р.б. Ольга20 июня 2011, 21:00
Спаси Господи за проповедь и учение!
марина20 июня 2011, 20:00
Как всегда.Просто,понятно и проникновенно!Храни Вас Господь!
Алексей20 июня 2011, 18:00
Спаси Господи, за публикацию этой проповеди! Помощи Божией вам, братья и сестры, в соблюдении Петрова (Апостольского) поста!
лмк20 июня 2011, 18:00
Читала и училась. спаси Господи, батюшка. р. Б.Лариса.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке