Быть священнику в школе, не быть ему там?
That is the question.

Для начала нужно спросить самого священника: он хочет ходить в школу для работы, для бесед с учениками, или это ему нужно, как зайцу пятая нога? Всегда довольно людей, готовых сказать: нас не зовут – мы и не движемся; нас не пускают – так тому и быть.

Священник Анатолий Денисов проводит занятия с детьми. Село Спас-Водога. 1990-е гг.
Священник Анатолий Денисов проводит занятия с детьми. Село Спас-Водога. 1990-е гг.
У детей нужды в священнике не может быть по определению. Вся школьная система воспринимается ими, как аппарат насилия над счастьем детства. Чтобы понять, насколько эти мысли неверны, нужно повзрослеть. Польза от священника в школе может быть осознана самими учениками лишь со временем. Поначалу нужду в священнике ощущают взрослые.

Взрослые видят сатанеющий мир. Если они и не понимают, то непременно чувствуют, что надо укреплять берега. Иначе скоро всех смоет. Вот они и просят прийти к ним в классы, поговорить по душам, наставить, разъяснить. Просят те, кто сам нашел дорогу к храму и ощутил, насколько спасительно и освежающе действие Бога на измученную душу. Те из преподавателей, кто этого не пережил, священника в школу звать будут вряд ли. А те, кто пережил, будут звать, но не всякого.

Мы уже довольно сказали, что изобразить сказанное графически.

Рисуем мысленно равнобедренный треугольник с высокой и острой вершиной. Эдакую фигуру, похожую на острый небоскреб. Углы сторон при основании чуть меньше, чем 90 градусов.

Основание треугольника, это – тезис о необходимости присутствия священника в школе. Это фундамент. Но, как мы ранее сказали, дети нужду в священнике еще не чувствуют. Чувствуют те из взрослых, которые «вкусили и видели, яко благ Господь».

Отступаем несколько от основания вверх и проводим черту, параллельную бывшему основанию. Треугольник становится «острее» и уменьшается в размерах, словно усаживается.

Горькая правда в том, что не всякого священника позовут. Смиренный наш народ любит всех пастырей, но, обладая здравым смыслом и начатками умения анализировать ситуацию, в разведку хочет ходить не со всеми подряд.

Пора уменьшать еще уже и без того уменьшенный треугольник. Отступаем от нового основания вверх и проводим новую черту. Точно так же уменьшается в размерах возносящаяся в небо ракета. Она отбрасывает отработанные ступени.

Из тех, кого позовут, не все пойдут. Вот вам и новая причина для сокращения треугольника в размерах.

Есть требы, и здесь активность понятна всем. А есть апостольский труд, когда «красны ноги благовествующих мир», но эта деятельность не всем понятна. Многие в ответ на просьбу прийти, ответят, что недосуг, что работы полон рот, что сами, мол, пусть в храм приходят, и так далее. Пришла опять пора сокращать размеры однажды нарисованного треугольника.

Но те, что согласились, тоже попадают в царство необходимости. Там, с детьми, нельзя разговаривать так, как священник привык говорить с прихожанами. Там нужно втолковывать азы, там нужно прислушиваться, там нельзя командовать. К этой специфике, опять же, готовы не все.

В своем предельном урезывании треугольник стремится стать одной лишь вершиной, то есть точкой. От изначально большой геометрической фигуры он умаляется до размеров геометрической аксиомы. И снова впору задавать схоластический вопрос: сколько Ангелов может уместиться на конце иглы? Этот вопрос несправедливо осмеян. В нем – бездна смысла, и бытового, и умозрительного.

Мне хочется сказать несколько слов тем «ангелам», которые уместились на конце иглы. То есть тем священникам, которые таки пойдут в школу, и будут там трудиться.

Мы не идем в классы, чтобы читать катехизис.

Нам нужно научиться простым языком говорить с детьми о непростой жизни. Что мы расскажем им?

Мы расскажем о том, что если ты стал посвященным в чужую тайну, то, Боже тебя упаси, разболтать эту тайну кому бы то ни было.

Мы расскажем о том, что слабых обижать нельзя. Это не красит человека. И смеяться над увечьями и недостатками других людей нельзя. Неровен час, и ты в наказание станешь калекой, и придется тебе увидеть свои прежние усмешки на чужих устах. Подумай об этом заранее.

Мы скажем о том, что завтрак, принесенный в школу, нужно делить с другом на перемене. И что нельзя есть втихаря и в одиночку.

Скажем о том, что все, чем мы пользуемся сегодня, есть плод чужого труда. Свет в лампочке, пиджак на плечах, цветы на клумбе стоили денег, и пота, и труда. А значит, нам нужно беречь чужой труд из чувства благодарности. Много таких тем, ох, много!

Символ веры мы объясним потом. Потом, чуть позже заведем с детьми речь о молитве. Для начала нам будет нужно убедить их сердца в том, что мы учим их не сверху вниз, а лицом к лицу. И говорим мы с ними не об умозрениях, на которые многие просто по возрасту не способны, а самой жизни, о самой гуще ее, где растворены и смешаны вопросы этики и эстетики, совести и традиции.

Об этом, мнится мне, должны говорить с детьми те «последние из могикан», которых позвали, которые согласились идти и общаться с нашим будущим в лице детей, сидящих за партами.

**

Некто однажды похвалялся показать последнего попа по телевизору. Думал устроить шоу, думал явить миру «динозавра» с бородой и в рясе. Но вот, «погибе память его с шумом».

Впору последнего атеиста по телевизору показывать.

Это я к тому, что попам в школе быть. Как бы кто ни дергался и ни извивался.

Только не всем попам там быть, и это хорошо. Это даже естественно.

А тем, которым быть, нужно заранее готовиться к тому, чтобы быть детям не ментором, а старшим другом. Быть честным человеком, пришедшим от сердца к сердцу передать крупицы смысла и опыта. И не столько лекции нужно читать, сколько разговаривать с детьми о сложной человеческой жизни; разговаривать в режиме сострадания и большего, по возрасту, опыта.

Если будет это, то все остальное будет. И неважно то, что изначальный наш треугольник измельчился до одной лишь вершины, похожей на точку. На этой точке, на этом кончике иглы, не тесно будет многим и многим Ангелам, каждый из которых способен совершить работу великую и неоценимую.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Александр 1 сентября 2011, 02:00
Людям, посвящённым в сан, православным монахам или просто верующим никто не запрещает преподавать в школе. Учителей не хватает, тем более мужчин. Получайте соответствующее образование и милости просим. А так, "в школу мы пойдём, но при условии...". Никто этих условий никогда создавать не будет.
Вера24 июля 2011, 12:00
а мне понравился образ с треугольником) Говорить иносказательно - это не изобретение отца Андрея, все же знают, кто излагал притчами. Когда к нам в школу пришел отец Александр к самому бешеному классу, конечно же, это было по инициативе учителя и частично родителей. Вначале он очень долго объяснял детям, зачем они должны учиться. И дети слушали, разинув рты и затаив дыхание. Только один мальчик, из самых задиристых, молча крутился и извивался за партой. Мне почему-то подумалось, что ребенка мучают бесы, которым очень некомфортно рядом со священником. Ребята задавали очень много вопросов, но в основном о каких-то внешних церковных обрядах. Единичные беседы - это мало. Православие должно быть в школе как предмет. Как учитель и мама бывшей школьницы, особенно остро ощущаю, насколько нужны священники в школах, особенно такие, как наш отец Александр и отец Андрей.
Людмила Кюхкюнен19 июля 2011, 10:00
Почему же в дореволюционной России урок "Закон Божий" в учебных заведениях существовал, и не вызывал никаких проблем и возражений - быть ему или не быть? Так было должно. Несмотря на то, что страна и то время была многоконфессиональной. Находили выход для детей других конфессий. Так сейчас происходит в частности в Финляндии, мне нравится, как у них решено это дело. Я понимаю, что речь шла немного о другой стороне дела в данном случае, но найдутся священники могущие преподавать детям Божие Слово в нужной трактовке. А почему не создать преподавательскую программу по этому предмету? ( Как по другим предметам к примеру.) Что то слишком большую проблему взрослые люди создают.... Мне думается, что это потому, что существует слишком много противников этого нужного дела. Я конечно не знаю (я не педагог), как начинать преподавание 6-7летним деткам (особенно учитывая, если дети из невоцерковленной семьи), но грамотные люди могут решить. с чего начинать и как. У нас в семье произошло, так, что у 10-летнего внука начиналась депрессия(ребенок грамотный много читает к примеру, но все эти "Гарри Потеры" очень плохо действуют на детскую психику). Так я поговорив с ним о Боге, предложила сходить в церковь, исповедоваться, причаститься. Он на это согласился, и после первой же исповеди следов от депрессии не осталось. Он теперь сам просит меня взять его с собой в церковь, в школе , где он учится есть уроки Православия.
р.б.Сергий15 июля 2011, 18:00
Мир Вашему дому . В 2009\2010 уч.году в Риге , в школе им.М.Ломоносова , была попытка внедрить в начальной школе факультатив православного обучения. Все было принято в штыки - и многими учителями , и родителями . В итоге митрополит Александр снял благословение с этой программы и в этом году школа прекратила свое существование ( старейшая русская школа в Прибалтике ) . Детям было бы и интересно , и полезно , но --- взрослые живут в другом мире ...
Вера14 июля 2011, 23:00
За плечами - жизнь. НИКОГДА в детстве, юности или во взрослой жизни (почти до 50 лет) не имела счастья духовного наставления. Сейчас только с помощью таких наставников, как отец Андрей, или Василий Ирзабеков, - потихоньку -помаленьку идем по тропиночке к храму. И еще спасибо родителям, они веру не забывали, да мы не хотели в юности ее воспринимать. Думаю их молитвами и у нас сердца не совсем очерствели. Все-таки поняли, что без Бога жизни-то и нет. А священник в школе - сейчас самое первое лицо должен стать. Иначе - гибель. Нынешние дети своих родителей молящимися видят ли? Может благодаря школьному батюшке и родители спасены будут?
священник Григорий13 июля 2011, 19:00
Говорить о молитве и о многих других религиозных вопросах с детьми нужно обязательно! Без сомнения необходимо коснуться и указаных о.Андреем тем. Но если рассматривать их вне религии, то священник превратится в еще одного социального педагога. Этим путем пошли многие, если не все, протестанты и мы видим до чего докатилась в моральном плане Европа. В былые времена моральные поучения освящались духовными основаниями: детей учили бояться Бога и это сдерживало их от аморальных поступков, когда ум (а у детей он не сильный помощник) не справлялся с искушением. (Божьей милостию 4 года занимаюсь с детьми в школе изучением Православия)
Любовь13 июля 2011, 14:00
Дай,Вам о.Андрей терпения и примите низкий поклон за Ваши труды на многих поприщах!Помогай,Вам, Господи!!!
Социальный педагог12 июля 2011, 23:00
Спаси Господи, отец Андрей! Всё сказанное - в точку, в десяточку! Ничего заумного не вижу, всё очень наглядно и предельно ясно. Просто имела опыт общения со священниками, которые приходили в школу для встреч с детьми. Порой складывалось впечатление, что они боятся подростков. И манера общения выбиралась та, с помощью которой читаются прекрасные проповеди с амвона, но, к сожалению, для современных подростком это не годится. Слишком далеки от Бога! И школа здесь тоже очень виновата, имея в штатном расписании 90 процентов православных (по крайней мере, крещенных) педагогов, но оооооочень далеких от истинной веры. Да, священник должен стать собеседником, старшим умным, добрым, ЛЮБЯЩИМ наставником! Дай вам Бог здоровья! А нам всем, чтобы на конце иглы умещалось бесконечное множество Ангелов!
Людмила12 июля 2011, 21:00
Детское сердце очень восприимчиво,оно сразу чувствует фальшь,когда к ним относятся "поверхностно",без искренней заинтересованности.Поэтому быстро "закрывается".Но оно очень ищет и ждет настоящего друга,которому можно доверить самое сокровенное.Увы,часто встречаются "не те" друзья.Когда в лице духовного отца ребенок увидит старшего друга,наставника,человека,которому можно доверять,он обязательно и к Богу прилепится сердцем.
Марина12 июля 2011, 20:00
Как всегда очень разумно и по существу. И горько от понимания, что, действительно, бесконечно мало сейчас опытных, владеющих детской психологией, скорых на искреннюю реакцию (а дети фальшь чувствуют моментально) священников, которые, придя в школы, не оттолкнут детей от Бога и от всего, что связано с религией и с церковью,а наоборот привлекут. Например, я таких вообще не знаю. Наверное, мне не повезло. P.S.Если кто-то не понял текст, это вовсе не означает, что текст "заумный". Скорее, этот "кто-то" не "дотягивает".
Елена12 июля 2011, 18:00
Священник обязательно должен идти в школу.Идти самому, не ожидая приглашения.Отец Андрей,как всегда прав,только без менторства.По моему школа ждет священника, может быть сама не осознавая этого.Нашей школе не хватает мужчин,а священник-это мужчина штучный и этим уже заинтересует детей,нередко лишенных отеческого участия в семьях.Отцы, ваша любовь нужна детям не только в стенах Храма.Помоги вам,Господь!
Александр12 июля 2011, 16:00
Слишком заумно
Михаил12 июля 2011, 16:00
Олегу: Это такой образ. Это публицистика. Смысл в том, что не многие хотят работать в школе, и лишь у немногих это получится. В общем, согласен. На мой взгляд, лучше пусть не будет в школе "уроков православия", чем они будут, но скучными, неумелыми, сомнительными, и в итоге бесполезными. А чтобы они были полезными, нужны хорошие священники и, возможно, грамотные миряне. Их нужно искать, образовывать, поддерживать...
Олег12 июля 2011, 12:00
интересно, а с каким он интервалом отрезал треугольник и почему именно с таким, что получилась точка?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке