Познавать или нет Бога

Отшельник. Фреска монастыря Дионисиат. Св. Гора Афон. Фото: А. Поспелов / Православие.RuОтшельник. Фреска монастыря Дионисиат. Св. Гора Афон. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
Многие православные впадают в грех, когда предлагают на духовные вопросы свои личные, особенные, вольные ответы, противореча церковным догматам и все делая по-своему, так, как сами это понимают и интерпретируют. От возможной ошибки христианина ограждают Священное Писание, учение и разъяснения отцов Церкви; наконец, для того и имеют духовника, чтобы со всеми духовными и религиозными проблемами обращаться к нему, а не делать свои субъективные выводы.

Часто от христиан можно услышать такое: мы умом веруем в Господа; иные же утверждают: веруем в Бога сердцем. И всех их мучает один общий вопрос: как же должно верить в Бога – больше разумом или сердцем? Ответ таков: мыслью, мышлением, внутренним познанием, восприятием церковных таинств… Если именно так человек осмыслит, воспримет Господа, обязательно произойдет его изменение, измениться и его поведение.

Иногда бывает, что человек вроде мыслит правильно, но сердце тянет его в другую сторону, и в результате он раздваивается и впадает в грехи. Существует и другая крайность: человек верует лишь сердцем и не желает напрягать мысль, разум, чтобы познать Господа, не утруждает себя чтением Священного Писания и творений святых отцов, иных духовных книг. Некоторые лишь причащением, исповедью, присутствием на службах в храме пытаются продвигаться вперед, без разумного познания. Другие разумом верят в существование Бога, много читают, размышляют, но при этом не имеют опыта церковной жизни. Это тоже является признаком повреждения души. Поэтому скажу, подводя итог, так: воцерковленный человек должен стать в какой-то степени ученым, а ученый – церковным.

Некоторые православные христиане полностью отвергают церковную жизнь, впадают в отвлеченное богословствование и считают, что воцерковление, являющееся познанием Господа через общую христианскую жизнь, нужно для «масс», а не для избранных. И есть такие верующие, которые полагаются только на свой личный религиозный опыт, часто иллюзорный, считают, что достаточно одних духовных переживаний, и отвергают умственный опыт. Мысль о том, что мистический опыт якобы является прерогативой отдельных людей, особо предрасположенных к этому, а остальным остается довольствоваться лишь слепым подчинением догматическому учению, ошибочна.

Пророки, с которыми беседовал Господь, апостолы, которые своими ушами слышали живительные слова Спасителя, имели веру, основанную на личном опыте общения с Богом. Для других такой опыт недостижим, во всяком случае не обязателен. Нужно, чтобы у человека была вера и понимание церковного учения.

Часто христиане спрашивают: вот, по Ветхому Завету, человек не мог увидеть Бога и при этом остаться в живых, почему же по Новому Завету стало возможным лицезреть Господа? На это можно, прежде всего, ответить так: нельзя, недопустимо, чтобы Бог стал предметом ученого рассуждения. Богословие в корне отличается от философского рассуждения. Богослов не видит в Боге предмет какого-либо исследования. Его Бог – это Бог Библии, живой, личностный Бог. В отличие от других религий и метафизических учений, Библия утверждает абсолютность и личностность Господа, однако Бог скрывает глубины Своей природы; Самого Себя Он провозглашает Своей властью, и даже упоминание Его имени сакрализовано. Он окружен недоступным сиянием. Да, в Ветхом Завете человек не может увидеть Господа и при этом остаться в живых; невозможна встреча лицом к лицу с этой страшной Божественной Силой. Тут от человека требуется лишь подчинение и вера. Христианство освобождает человека, оно становится над любым учением. В откровении Господь познается через личные взаимоотношения, поэтому откровение – историческая реальность.

Нередко можно слышать и такой вопрос: возможно ли созерцание Бога? Царство Христа основано на вере, как на прочной скале. Святые совершали великие чудеса с помощью веры. Вера – эта глыба, но глыба неощущаемая, свободная от тяжести, глыба, которая стремится не вниз, а вверх, к небесам. Господь говорит: «Верящий в Меня и творящий дела любви не умрет…»

Он один имеет бессмертие, Он пребывает в недосягаемом сиянии, которого не видел ни один из людей и не сможет увидеть никогда. Поэтому очень сложно и требуют большой осторожности любые рассуждения о сущностной природе Господа. Святитель Григорий Нисский говорит: «Увиденный в пустыне ручеек вызывает в человеке желание не мысленного рассуждения, а того, чтобы, распластавшись на земле, выпить желанную влагу и возблагодарить дарителя этого блага». Не нужно исследовать, испытывать таинств Господних; достаточно того, что мы имеем определенные знания о Господе, ровно столько, сколько Он Сам открыл людям. Мы должны отличать познание Бога от Его познавания. Первое – по существу невозможно, а второе – хотя неполно, но все же возможно. Святой апостол Павел говорит, что мы частично созерцаем Господа, и это созерцание зависит от духовных сил человека.

Протоиерей Георгий Схиртладзе
Перевел с грузинского Мераб Джикия

19 июля 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Антонина10 августа 2011, 18:41
Пытаюсь познать Господа, но чем большее познаю, тем меньше знаю! Его необъять. Бог - это Любовь.
Владимир24 июля 2011, 21:36
1.Пророчество не имеет двойственного толкования. Познавать или не познавать Бога. Бороться с Богом, все равно , что бороться с самим собой, но и чашу яда приговоренным к смерти мимо не пронесут. Или мы не знаем кто мы, или знаем по сроку, "разве только то, что мы не то , что должно быть"(ап. Павел). Мы не умеем слышать и видеть - Его воля, и в Его же воле - снимается пелена с глаз, и в Его же воли - ходим "своими" путями, но если это путь к смерти, со дна океана поднимет. Разве Иисус Христос, родившийся без греха не облекся в плоть, или разве Христос не в вас? Или Он в этом мире родился в царских хоромах, выбрав плоть храмом, или пил и ел с праведниками? Не праведников Он пришел в мир спасти, но грешников , а если не так, то и не возродимся от Духа. «Рожденный от плоти есть плоть, а рожденный от Духа есть Дух». (Ап. Павел) Не родимся от Духа, то и не познаем Его, но не познаем Царя Небесного , не познаем и Отца.
Владимир24 июля 2011, 21:34
2. Не познаем Бога - не познаем и себя, или не познаем себя - не познаем и Бога. В первом случае проповедуем свободу, только бы свобода не послужила соблазном, ибо один ест овощи по немощам (по немощам), а другой говорит , что это идоложертвенное. Во втором случае познаем себя, познав себя - познаем Бога, через ограничения, но нет одинаковых путей (как в море песка), как и Дух Един но семь церквей. А едим овощи и по необходимости. На сегодня ты велик и ты ничто, бессмертен и умрешь, а уделы, уделы у всех разные, как, - и кому в чем пребывать, ибо и вчера и сегодня свободная воля выбора. Плоть немощна, но мимо чашу не пронесут, а Дух, поднимающий из мертвых – бодрствует, значит Жив, а мертвецы пусть и хоронят своих «живых» мертвецов, и говорим о Любви духовной, а не душевной. Благодать Святого Духа с Отцем и Единородным Сыном Его со всеми нами. Аминь. И да познаем Бога Истинного, но Он открывается и не ищущим Его, и не вопрошавшим о Нем. Но Святой Дух говорит жаждущим: « пейте Мою Кровь и ешьте Мою плоть, и не будете жаждать вовек».
Мария21 июля 2011, 09:13
Неизведанное,неиспытанное,неощутимое,незримое-все это чувственное нутром:сердцем,трепетом души такой маленькой,которая вмещает все и вся от Него,Жизни,Пространства
Неоценимого,Невидимого и нами никогда не узнанного,не дозволенного нам знать.И не стремись узнать,того чего нам не дано: не лезь со своей падшей,искаженной плотью жизни,не нарушай Закон Вседержителя Всего Мира-об этом сказано все в Евангелии Нового Завета.Как много мы теряем не прочитав Его.Жаль,что мне не дано было знать этого раньше,так было угодно Богу.Моя душонка не вместила бы этого от Него тогда не искушенной грехами,а сейчас немного,с песчинку, поняла.Этого мне видимо хватит на всю оставшуюся жизнь;много не дано и не проси большего,что тебе дано.А сколько песка на земле-представляете!Одной песчинки хватит, чтобы свою жизнь исправить для жизни правильной по Закону Природы-Бога.Чудес не ищите,они на каждом шагу нашей жизни-только мы не умеем их видеть,слышать и обонять по своей испорченности и развращенности.
Геннадий20 июля 2011, 19:10
"Богослов не видит в Боге предмет какого-либо исследования." - здравый подход.

"Он один имеет бессмертие, Он пребывает в недосягаемом сиянии, которого не видел ни один из людей и не сможет увидеть никогда." - из области никогда ниговори никогда.
православный19 июля 2011, 21:51
Спаси, Господи !
Marina19 июля 2011, 12:46
Spasibo otez Georgij sa pouchitelnoe slovo. Vaschu statju raspechatala i objasatelno dam pochitat nascim prichoschanam v Germanii.
Raba Boschija Marina
Ирина19 июля 2011, 11:58
КАК ЧАСТО, В ГОРДЫНЕ СВОЕЙ,ДУМАЕШЬ, ЧТО ТЫ, ЧЕЛОВЕК, ВСЕ ПОНЯЛ И ТЫ ВСЕ МОЖЕШЬ...И КАК ГОСПОДЬ СМИРЯЕТ...ПОПУСКАЯ СКОРБИ И НЕУСТРОЕНИЯ ДЛЯ ВРАЗУМЛЕНИЯ..СТАТЬЯ ВАША, ОТЕЦ ГЕОРГИЙ, ПОПАЛА В САМУЮ ТОЧКУ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, МОЕЙ ГОРДЫНЬКЕ СТАЛО НЕУЮТНО И ТЩЕСЛАВИЕ СЪЕЖИЛОСЬ.... ЗНАЧИТ ВСЕ ПРАВИЛЬНО... ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНО!!! И ОЧЕНЬ СВОЕВРЕМЕННО...КАК ДЛЯ МЕНЯ НАПИСАНО!!! СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×