Дорогой великого князя

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 450 px. Размер файла 95771 b.

В 988 году от Рождества Христова киевский князь Владимир совершил варварский, с точки зрения современного либерала, шаг: он насильно крестил Русь. «Кто из вас хочет быть мне другом, приходи на Днепр креститься». Миролюбивое значение этих слов может сбить с толку историка. Но современники Владимира не могли не уловить здесь железного тона: ведь тот, кто не приходил креститься, тем самым свидетельствовал, что не желает быть другом могущественному князю. Но кто не друг, тот недруг. И потому вполне справедливы предположения, что многие из славян крестились «страха ради», а вовсе не из глубокой духовной симпатии к византийской вере.

Современный гуманист, надменно взирающий на средневекового варвара «с высот просвещения», из соображений терпимости часто отказывается крестить даже собственных детей. Дабы не стеснять детской свободы, он не желает давать им религиозное образование и воспитание и разводит бесконечные споры о недопустимости преподавания религии в школе.

Но честно спросим себя: кто более свободен? Тот, кого родители в детстве принуждали учить иностранные языки, или тот, кто вольно слонялся по дворам после школьных уроков? Первый может безмолвствовать или изъясняться на русском, французском, английском языках. Второй, слабо владеющий выразительными средствами, чаще всего принуждаем к молчанию. Ребенок, которого суровая родительская плеть научила играть на скрипке или фортепьяно, может (как в известном анекдоте) играть или не играть. Тот же, кому «посчастливилось» расти в семье либеральных родителей, оказывается лишенным выбора по отношению к инструменту: он может только не играть на нем.

Свобода вообще существует лишь там, где есть дороги. Можно ссылаться на то, что дорога ограничивает свободу, так как она ведет в определенную сторону. Но проблема в том, что бездорожье не дает и этой свободы, ибо никуда не ведет вообще.

Кроме того, дорога ведет, но не обязывает двигаться. Так человек, крещенный во младенчестве и воспитанный в православной традиции, легко может отступить от христианства. Для этого ему нужно просто перейти к бездействию в религиозном отношении. Поэтому однажды принять веру недостаточно. К ней вполне применимы слова Пифагора о любви: «это теорема, которую нужно каждый день доказывать заново». Так что князь Владимир отнюдь не посягнул на свободу совести. На самом деле, впервые в русской истории он попытался ее обеспечить.

Но выбор в пользу веры неизбежно ставит человека перед другой проблемой: это выбор самой веры. Нельзя назвать верующим того, кто смутно представляет себе, во что именно он верит – в Христа, Будду или Магомета. Религии всерьез различны и только невежественному человеку представляется, будто все они ведут к одной цели.

Как же осуществляется этот выбор? Рассказывая о крещении Руси, историки объясняют решение Владимира политическими мотивами и дипломатическими соображениями, стремлением объединить народ и укрепить личную власть. Среди прочих особую популярность приобрела версия о том, что ислам был отвергнут русскими потому, что запрещает пить вино. Общее мнение определенно: византийское православие было принято потому, что более всего подходило русскому характеру и образу жизни.

Подобные рассуждения изначально абсурдны. Вера не платье – ее нельзя выбирать по фигуре. Выбирая веру, ты выбираешь себе закон, который будет тебя судить. Ты выбираешь тот идеал, что безжалостно высветит твое несовершенство. Это образ боли и степень стыда, которые тебе предстоит понести, называя любимые привычки грехами. Вера задает тебе цель, к которой нужно идти, центр мира, по отношению к которому все, в том числе и ты, – далекая и глухая периферия. Поэтому тот, кто выбирает веру «под себя», совершает бессмысленный маневр. Если ты и есть «альфа и омега», то куда тебе идти? Если выбранный тобою закон благословляет все, что бы ты ни делал, то какой же это закон? О каком пути можно говорить там, где старт и финиш совпадают, смыкаясь в одной точке? Вера, филигранно приспособленная под страсти и похоти человека – что даст она тебе, человек?

Едва ли князь Владимир походил на «голливудских знаменитостей», добивающихся церковного благословения своим беззакониям. В могучем русском язычнике была одна несомненная добродетель – сказочная, почти неправдоподобная честность перед самим собой, не имея которой нельзя свободно решить вопрос о выборе веры. Когда греческий монах развернул перед Владимиром картину Страшного суда, у князя, имеющего на совести множество жен и десятки убийств, не было иллюзий относительно того, где должно быть его место в этой композиции. На это указывает его вопрос, заданный византийскому посланнику: «Что мне делать, чтобы стоять одесную Небесного Судьи?»

Человеку, который стоит перед выбором веры, можно пожелать: делай, что хочешь, но делай это правильно; будь разумен, избирая лучшую долю. Тому, кто уже стоит на пути, но сомневается и ищет доказательств своей «теоремы», уместно напомнить слова Христа: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые». (Мф. 7: 13 – 17).

Сравнивая между собой различные религии, следует забыть себя и вглядеться в святых. Сколь часто мы отвергаем веру, принимая за идеал ее искаженный образ! Но «оценивать дерево по плодам» – означает обращать внимание на то, что вера может сделать с человеком, а не на то, что человек способен сделать с верой. «Дивен Бог во святых своих». Красота Образа Божия в иных людях и является той аксиомой, с которой начинается доказательство упомянутой Пифагором «теоремы» любви и веры.

Сергей Мазаев

28 июля 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Вивея24 октября 2011, 13:07
Верую Господи ! Помоги моему неверию!
Александр17 августа 2011, 15:20
Спаси Господи! Вот открылись ответы на вопросы которых не мог найти.
Владимир 5 августа 2011, 23:06
1.Когда болеют наши дети , мы ищем пути к их выздоровлению, доктора , лекарства и т.д., когда нам незачем искать, мы не задумываемся, так и в повседневной жизни, тем более тех времен. Сегодня литературы духовной, полки ломятся, но, однако о ней и не задумываемся. Вопрос выбора веры по большому счету мог бы сделать и Святослав, и Игорь, но не могли они вместить, были не готовы, как и Давиду сказано Богом, Храм Мне построит сын твой. Но для этого должно произойти "сверхъестественное". Потому вопрос веры стал лишь после того, когда князь Владимир познал Бога Истинного, по Слову Божиему: " как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, так и Мои знают Меня", тем и свидетельствует, свидетельствующий о Нем.
Владимир 5 августа 2011, 23:05
2.«Сердце царя в руках Божиих», и без Него, Владимир не сделал бы правильный выбор, но поиск Бога, который ему открылся, несомненно будешь искать в вере, и, сегодня делаем тоже самое, в противном случае мы как бессловесные животные, как неблагодарные твари, хотя даже животные благодарят смирением. Но как и Авраам получил благословление, еще во чреве Отца, так и помазание, которое имеют Возлюбленные Его, имеют от Него, и оно истинно и неложное. И сегодня актуальны слова Владимира: « кто не со мной, тот против меня», т. е против Бога Истинного, и Владимир вполне отдавал своим словам отчет и, без сомнений, ибо в ком имеем Глагол Вечной Жизни, в брате, в отце и матери , которые оставляют нас, в сыне или дочери по плоти, в жене и т.д., но мертвые хоронят своих мертвецов, а у Бога все Живы.
Дмитрий 3 августа 2011, 14:25
Не стоит называть политические мотивы принятия православия абсурдом.Статья сама по себе слабенькая.Не такое уж огромное многоженство разрешает Ислам.Но не в этом суть.Автор умышленно замалчивает других посланников из сказания о "выборе веры".
"Когда греческий монах развернул перед Владимиром картину Страшного суда..."Давайте тогда честно смотреть на происходящее.Когда католический(да именно западные священники тоже приходили к Владимиру,пусть и до официального разделения)священник развернул картину Страшного суда.Когда иудейский раввин развернул эту же картину.И в этих случаях Владимир оказывался в аду.
А причины по которым он не принял эти религии прекрасно характеризуются его ПОЛИТИЧЕСКИМИ ответами посланцам германского императора и иудеям.Читайте летопись написанную Преподобным Нестором господин Сергей Мазаев.
Игорь 2 августа 2011, 16:40
Спасибо за статью, пригодилась как довод в беседе о вере.
Мария31 июля 2011, 20:48
Статья заставляет задуматься над своей жизнью глубже, даже живущему православному в ней.
Олег Горбунов31 июля 2011, 13:36
Четкая, ясная, лаконичная мысль! Спасибо, Сергий!
Ioanna30 июля 2011, 09:20
Спасибо! А то эта легенда о выборе веры "под себя" очень распространена, а о том, что Владимир услышал о Суде и выбрал веру... да просто из честности и здравомыслия - мало кто знает и говорит.
Сергей29 июля 2011, 22:04
Спасибо автору за статью!
Евгений Белокопытов 28 июля 2011, 19:59
По тексту : "во что именно он верит -в Христа , Будду или Магомета ". В Магомета не верят , он не Бог . Это человек , которому дарован Куран . Можно верить или не верить в божественное происхождение этого Писания .
Сергей28 июля 2011, 19:15
"Руси есть весели пити, не можем без того быти". Ислам был отвергнут князем Владимиром потому, что запрещает пить вино. Эта версия имеет множество сторонников и поражает своей наивностью. Ислам запрещает вино, но разрешает многоженство. Христианство разрешает вино, но настаивает на единобрачии. Спросите любого мужика, что легче: бросить пить или отстать от женщин? Если бы Владимир, имея многочисленных жен и наложниц, действительно выбирал веру, наиболее удобную для себя, он, несомненно, предпочел бы ислам.
Валентин28 июля 2011, 16:37
Верую Господи!!! Дай мне Веры!!!
Благодарю Бога и его посланника - Великого князя Владимира!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×