Максим Соколов: «Интеллигенция злится на трудящихся и называет их быдлом»

Источник: Фома.Ru

Начиная серию разговоров о русской интеллигенции, «Фома» делает своего рода эксперимент. Интеллигенция — уникальный общественный феномен, присущий исторически только российскому обществу. О ее судьбах и роли в жизни страны спорят много. Решили поговорить об этом и мы. Вопросы у «Фомы» те же, что и у многих. Плюс — есть и свои, особенные.Как складывались отношения Церкви и интеллигенции? Почему именно она в XIX веке оказалась в авангарде безбожия и нигилизма, а затем через сто лет также в первых рядах защищала Церковь? Какова вера интеллигенции? Каково ее будущее? Мы пытаемся собрать разные мнения, разные позиции, посмотреть с самых неожиданных точек. Наш первый собеседник в рамках проекта «Интеллигенция» — публицист Максим Соколов. По его словам, не стоит забывать, что интеллигент, как правило, идет в Церковь спасать ее, а не спасаться самому.

— Максим Юрьевич, на Ваш взгляд, какие исторические изменения претерпела интеллигенция в постсоветское время и в какую сторону трансформировалась как сословие?

— Она утратила гарантированность своего бытия, своего благосостояния. Вообще все зависит от того, как определять интеллигентское сословие. Социальные критерии, которые действовали при Советской власти, сейчас уже не действуют. А что касается каких-то умственных или ментальных особенностей, то это несколько иной случай. Интеллигенция обладает своими особенностями сознания, родимыми пятнами, и так далее. Притом что с точки зрения своего социального бытия интеллигенция поменялась весьма сильно, а в плане ее сознания поменялось не очень много, как мне представляется. В известном смысле то, что про нее говорилось сто лет назад, может быть сказано и сегодня. Всяческая мечтательность, прекраснодушие — плоть от плоти помещичьего прекраснодушия. Живет на средства отечественной буржуазии, а служит исключительно народу.

— Но тогдашнюю интеллигенцию можно было назвать народнической. Ее идеал — служение народу, он был ее кумиром. Нынешнюю же интеллигенцию вряд ли можно назвать народнической.

— Тут я с Вами согласен. Служение народу ей как-то прискучило. Более того, одним из весьма распространенных интеллигентских выражений является слово «быдло», что свидетельствует о весьма специфическом народничестве.

— Не могли бы Вы дать определение интеллигенции? Что она такое — то есть, о ком идет речь собственно?

— Сословие людей, живущих умственным трудом и в своих отношениях с обществом и государством претендующих на учительство и наставничество.

— А считаете ли Вы себя интеллигентом?

— Не слишком. Быть героем «Вех» не так уж и почетно, а порой даже совсем непочетно. Конечно, обозревательскую деятельность при желании можно подвести под учительство, но моя неинтеллигентность здесь выражается в том, что я всего лишь пою, о чем вижу и что думаю, никак не претендуя на то, чтобы всех строить по флигельману.

— А как изменилось отношение интеллигенции к Церкви за эти годы?

— Оно чрезвычайно изменилось. При Советской власти, по крайней мере, при поздней Советской власти, то есть в брежневскую эпоху, отношение к Церкви было скорее положительным, но, боюсь, что это основывалось на некотором недоразумении. Церковь рассматривалась как своего рода естественный союзник интеллигенции в противостоянии власти, как некая структура, которая в силу своего положения вынуждаема к некоей Фронде.

А сейчас выяснилось, что, во-первых, Церковь не есть враг моего врага, и, следовательно, какой же она мне друг? Во-вторых, выяснилось, что представление о Церкви как о диссидентской или квазидиссидентской структуре было не вполне верным. Церковь мыслит свое бытие несколько в других категориях. Далее, с прекращением гонений, как это всегда бывает в церковной истории, наружу явились самые разные черты церковного обихода, в том числе и не самые привлекательные. При этом не надо забывать, что с точки зрения верующего человека есть некое различие между земной Церковью со всеми ее немощами и нестроениями и Церковью небесной. Если же для человека Церкви небесной не существует, а есть только то, что он видит земными глазами, то он, очевидно, может найти много поводов для критики. Наконец, не надо забывать про такое замечательное свойство интеллигентов, что он приходит в Церковь не спасаться, а приходит в Церковь, чтобы ее спасать.

— В чем на Ваш взгляд причина распространенности штампов о Церкви, связанных с темами «Церковь и богатство», «Церковь и государство», «агрессивная экспансия Церкви» и т.д.?

— Во-первых, надо бы заметить, что у этих штампов очень давняя история, не то чтобы почтенная, но очень давняя. Как только Церковь выходит из катакомб, она начинает заниматься храмосозиданием, начинает проводить богослужения с полной торжественностью. Я думаю, что где-нибудь в 6 или 7 веке от Рождества Христова какой-нибудь житель тогдашней одичавшей Европы, глядя на храмосозидание, мог сказать то же самое, что говорится в 21 веке. То есть, согласитесь, что величие храмов и роскошь убранства и богослужений прямо наводит на подобные мысли. В конце концов, если Вы не верите в Бога или в Церковь, и считаете, что с Господом Богом вы как-нибудь сами договоритесь, то возникает вопрос, зачем тогда вообще нужна Церковь. И тогда вы вполне логично приходите к выводам в духе Емельяна Ярославского или более ранних авторов, того же Вольтера, что все дело в корыстолюбии попов. Зачем они все это устраивают и дурят трудящихся, когда и на этом свете жить совсем неплохо, а если тот свет даже и есть, то я и сам как-нибудь разберусь? А тут какие-то попы… Наверно, у них есть какая-то корыстная составляющая. Это довольно естественный ход мыслей.

— А для Вас это естественный ход мыслей в контексте европейского Просвещения, или это скорее какая-то аномалия европейского развития?

— Я думаю, что если Вы отвергаете Церковь, и ищете разные аргументы, чтобы себя и других убедить в том, что ничего полезного в этом учреждении нет, то к мысли о своекорыстии вы придете автоматом.

— А чем, все-таки, на Ваш взгляд, вызвана такая острая полемичность определенной части интеллигенции в адрес Церкви? Чем Церковь их так раздражает?

— Ожесточенность и взвинченность всегда была присуща атеистам. Давно замечено, еще со времен Римской империи, что спокойный агностицизм — довольно редкий духовный дар. «Я не имею такого органа чувств, мне это представляется неактуальным и неважным, но другим это представляется актуальным, ну, наверно, им это надо, ну и пусть, а я на этот счет не имею никакого мнения» — такой спокойный агностицизм достаточно редок. В основном же это приобретает характер вражды, злобы, а к тому же становится одним из доказательств бытия Божьего. Если Бога нет, что же вы так яритесь и что же вас так корчит? Можно ли так корчиться по поводу несуществующих вещей?

— Нынешняя интеллигенция отличается от дореволюционной в плане отношения к Церкви? Изменилось ли тут что-то?

— Все скорее повторяется. На самом деле отношения к власти, отношения к Церкви, отношение к разным прочим традиционным институтам как-то очень сильно практически воспроизводится. Как-то получается, что ничего не забыли и ничему не научились.

— А наша страна чему-то научилась?

— Наша страна чему-то научилась. Если бы она ничему не научилась, тогда интеллигентская критика власти, Церкви, всего прочего встречала бы больший отклик в сердцах трудящихся. Трудящиеся тоже, возможно, весьма многим недовольны, но недовольны как-то по другому, не так, как им предписывает интеллигенция. А интеллигенция на это злится и называет трудящихся быдлом.

— Рискну задать такой вопрос: какова, на Ваш взгляд, главная ошибка интеллигента?

— Горд очень.

— Сформировалась ли на сегодняшний день на Ваш взгляд церковная интеллигенция или она только складывается?

— Она есть, думаю, она всегда была. Была даже в годы гонений. Была и в годы до гонений. Какое-то количество церковных интеллигентов всегда было, есть и будет. Другое дело, что церковная интеллигенция действительно стоит как-то особняком относительно основной интеллигентской массы.

Дело, наверно, в том, что гордых людей гораздо больше, нежели смиренных.

Источник: Фома.Ru

17 августа 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
РОМАН28 декабря 2013, 13:03
Быдлом русский народ называет только еврейская «образованщина», потомки тех, которые гвозди в голову русским священникам забивали, и тех, которые сумели убедить крестьян и рабочих в том, что православный царь, по букве и духу призванный на защиту веры православной, им первый враг. Многие одумались, когда были расстреляны сотни тысяч русских людей за то, что посмели назвать себя православными христианами. Много сейчас таких врагов истинной русской соборности, которые, подобно автору этой статьи, умалчивая о важном и не называя вещи своими именами, пытаются столкнуть лбами русских людей, натравить простых людей на только встающую на ноги русскую интеллигенцию, которая только и сможет защитить простой народ и их детей от его врагов. окопавшихся во всех учреждениях и институтах власти в России.
Титов Игорь Анатольевич28 декабря 2012, 02:58
Бог говорит с нами через наш материальный мир. Человеку физического труда., имеющему дело с предметами этого мира., проще не гордиться. Человеку нефизического труда (умственным он бывает не часто.) много труднее сдержать гордыню. Для этого ему требуются специальные знания или большая чуткость души. Не стоит так резко говорить об интеллигенции., ей часто труднее не возгордиться.
александр 1 марта 2012, 23:06
"Свято место пусто не бывает".На самом деле,ителлигенты - группа /плеяда\ православных философов,целью которых было обобщить духовный опыт святых отцев Церкви;с целью написания такого учебного пособия,которое позволило бы сократить время духовного совершенствования до нескольких лет.Дабы святой мог больше времени жизни использовать свой Дар Божий на благо Веры Православной.Цель насколько благородна,настолько же и невозможна.Ошибка произошла из-за недостаточного их проникновения в Веру.Не учли они,что логика Бога и логика Мира ротивоположны.Тем не мение,церковь сотрудничала с ними.После Философского Парохода,в России осталось лишь несколько интеллигентов,таких,как А.Ф.Лосев."Интеллигентами" сейчас называют или людей интеллигентного труда,или бренд-публицистов,которым нечем привлечь аудиторию,кроме как чужими лаврами.
Александр25 февраля 2012, 09:29
— Не могли бы Вы дать определение интеллигенции? Что она такое — то есть, о ком идет речь собственно? Сословие людей, ( в основной массе, хамелеонов приспособленцев) живущих умственным трудом (кого можно привести в пример?) и в своих отношениях с обществом и государством ( сожительством) претендующих на учительство и наставничество (сектантство). Послание к Филиппийцам святого апостола Павла 5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
marija23 августа 2011, 20:33
Самый правильный итог подвела Анна. только труд делает человека интеллигентом. тогда голова не засоряется дурными мыслями о значимости в этой жизни. да хранит вас всех Господь.
Игорь23 августа 2011, 17:41
Полностью согасен. Соль земли - крестьянство. Вспоминаю мою бабушку, умершую почти двадцать лет назад, Более доброго. более умного, более спокойного человека я не видел. Она всегда говорила, "Твои книги - это не все". Наверное, она думала "истина", хотя слова этого она не знала.
Александр.22 августа 2011, 19:24
Страннику. Уважаемый, а почему вас так раздражает Церковь? Почему-то я уверен, что Православная. Зато абсолютно не тревожат разного рода общественные образования и объединения которые существуют не за счет производственной деятельности, ну и другие религии тоже. Н.Дашкову. Яркий представитель интелегенции царской России А.С. Пушкин (надеюсь слышали об этом великом поэте) как-то писал "беру уроки научного атеизма...". Поэтому не нужно одних отбеливать и делать их "людьми мысли и разума", а других считать... ну вы поняли, в заголовке написано. Кстати, похоже вы определились - кто вы, раз эта статья так вас зацепила.
Николай Дашков19 августа 2011, 07:48
Очень неудачный репортаж с демагогическим заголовком. От «трудящихся» до «вся власть Советам!» не так уж далеко... Не надо смешивать интеллигенцию царской России с современным пост-советским сбродом образованцев (слово А.И. Солженицына), произвольно называющим себя «интеллигенцией». В царской России интеллигенция состояла из двух, количественно неравных частей: огромной массы образованных людей (и значительно меньшей банды негодяев, образованцев и двоечников, требовавших исключительно для себя звание «интеллигенции». Слово «интеллигенция» означает образованных людей, без различия профессий, от слесаря до академика – важно, что эти люди честно ищут истинных знаний и способны мыслить. Например, свт. Филарет (Дроздов) митрополит Московский, и прп. Иоанн Кронштадский, да и все священство РПЦ было и остается интеллигенцией в правильном смысле этого слова. Только революционеры считали интеллигенцией исключительно безбожников и террористов. А поскольку в 1917 году революционеры взяли власть, то они и привили нашему обществу подлог самого понятия интеллигенции (как и многого другого). Появился суррогат – советская, материалистическая псевдо-интеллигенция. Лучше бы М.Ю. Соколов и его собеседник потрудились поаккуратнее определить, о ком они собственно говорят, поскольку о настоящей русской интеллигенции, о людях мысли, веры и разума они не рассуждали... Итак, здравствуйте!
Странник18 августа 2011, 13:27
идет стандартное передергивание. "Раздражает Церковь", но отсыл идет к "Если Бога нет, то ...что же вас корчит?". Вариант ответа (я бы так ответил, если бы мне подобное сказали) : "Бога нет и он не может раздражать. Но Церковь есть и вот она-то и является источником раздражения". PS. А вообще, в определении интеллигенции нужно добавить ".. и не способной самостоятельно проводить какие-либо решения в области перестройки общества".
Геннадий18 августа 2011, 11:06
Полностью согласен.
Александр17 августа 2011, 23:06
Очень разумный человек... Согласен со всеми его словами...
Александр17 августа 2011, 19:59
Молодец! Кратко и емко.
Анна17 августа 2011, 17:36
Не в бровь, а в глаз, как говорится. Сама недавно пришла в Церковь со скромным ощущением "как им повезло, что я пришла". Постепенно дошло, что в духовном плане я - малое замызганное дитятко, расти еще и расти... Нравится помогать мыть полы в храме после службы - руки заняты, а голова свободна, очень интеллигентское занятие. И смиряет...
Ал17 августа 2011, 15:42
Молодец! Правильно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×