Камень Церкви.
Храбрость и страх апостола Петра

Нам, людям, нельзя быть самоуверенными. Одно из наших основных качеств — немощь. Вместо «человека умелого», «человека разумного» наука могла бы нас назвать «человеком немощным». Даже те, от которых менее всего ожидаешь дрожи в коленях, по временам ослабевают и теряют самообладание. Яркий пример — апостол Пётр. Волевой и смелый, горячий и порывистый, этот апостол вошёл в историю не только исповеданием веры и проповедью Благой вести, но и отречением во дворе архиерея.

Св. апостол Петр
Св. апостол Петр
Кто-то не боится вступить в рукопашную с двумя или тремя противниками, но каменеет от страха при звуке бормашины. Кому-то не страшны ни болезнь, ни бедность, но изгнание с родины может свести его в гроб. Другими словами, у нас есть всегда хотя бы одна болевая точка, и прикосновение к ней для нас нестерпимо. Победа над собой потому всегда была более славной, чем победа над тысячами внешних врагов.

Пётр — пример человека, который, как Иаков, дерзает бороться с Ангелом, но может испугаться собачьего лая. Так, тёзка его — Пётр Первый — одолел и Софью, и Карла, но до смерти боялся тараканов. Эти «камни», — именно так переводится имя Пётр, — не боялись ударов молота, но их могли пробить насквозь равномерно падающие капли воды.

Вода, кстати, и проявила это свойство души апостола. Увидев Христа, ходящего по морю, Пётр захотел так же по воде прийти к Нему. Услышав из уст Господа «Иди!», он пошёл, но... испугался волн и ветра. Акафист Сладчайшему Иисусу говорит о том, что внутри у Петра была в это время «буря помышлений сумнительных». Душа смутилась от наплыва разных помыслов, испугалась сама себя в этом новом, неожиданном состоянии, и в итоге Пётр стал тонуть.

Нечто подобное было и во дворе архиерея. До этого Кифа бросался с мечом на воинов, пришедших в Гефсиманию. Он даже отсёк ухо одному из пришедших. Но вот во дворе у костра, когда утихло волнение в крови, когда Невинный уже был связан и торжество зла становилось густым, как тучи, Пётр испугался женщины. В известное время он был готов драться с мечом в руках против любого мужчины. Он не врал, говоря, что готов за Христом и в темницу, и на смерть идти. Вот только человек сам себя не знает, и храбрый Пётр оказался трусом перед лицом служанки, приставшей к нему с вопросами.

Хочу ли я бросить тень на святого? Боже сохрани. Радуюсь ли я его немощи? Нет. Я оплакиваю в нём себя и тебя, потому что вижу в нём слепок со всего человечества.

Писание не по ошибке и не случайно открывает падения праведных. Лотово пьянство с последующим кровосмешением, Соломоново женонеистовство, Давидов блуд... Это не для того, чтобы грешники оправдывали себя чужими грехами. Это для того, чтобы на фоне самых лучших людей мира, которые, оказывается, тоже грешники, засиял Единый Безгрешный и мы могли на литургии петь «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».

***

Своё согрешение Пётр оплакивал всю жизнь. А вот оплакал ли я свои грехи? Научился ли у Петра покаянию? Ведь и мы, согрешая, отрекаемся от Господа. «Тебе Единому согрешил», — говорит Давид, потому что грех — это не нарушение одного из моральных правил. Грех — это деятельное отречение от Творца, отказ Ему служить.

У Арсения Тарковского есть стихотворение, в котором автор во сне переживает весь ужас отречения и просыпается встревоженным. Вот это стихотворение:

Просыпается тело,
Напрягается слух.
Ночь дошла до предела,
Крикнул третий петух.

Сел старик на кровати,
Заскрипела кровать.
Было так при Пилате,
Что теперь вспоминать?

И какая досада
Сердце точит с утра?
И на что это надо —
Горевать за Петра?

Кто всего мне дороже,
Всех желаннее мне?
В эту ночь — от кого же
Я отрёкся во сне?

Крик идёт петушиный
В первой утренней мгле
Через горы-долины
По широкой земле.

Что здесь удалось поэту? Удалось чужой грех почувствовать как свой, а может — найти себя самого в чьём то опыте греха и последовавшего затем исправления. Евангелие ведь, кроме как о Господе, говорит не только о Петре, Иоанне, Каиафе, Иуде. Оно должно говорить и обо мне. Среди блудниц и прокажённых, мытарей и книжников где то всегда есть моё место. Если его нет — Евангелие незачем читать ни дома, ни в храме. Тогда это всего лишь история о людях, встретивших Бога когда то давно и где то далеко. Тогда это не про меня, а значит, и не для меня. Но в том то и раскрывается всё волшебство жизни Бога среди людей, что, говоря с самарянкой у колодца, Он и со мной разговаривает. И когда Пётр трижды повторяет «не знаю Человека», это тоже меня касается. Арсений Тарковский это почувствовал.

***

Не он один. Когда крещёный люд стопроцентно присутствовал на службах Страстной Седмицы, тогда множество сердец отвечали, вначале содроганием, а потом — слезами, на все события Великого Четверга и Великой Пятницы. Затем, когда благочестие ослабело, об этом стало возможно писать и размышлять как бы со стороны. Но и тогда честный разговор о святых событиях пронзал душу. Пронзает он её и поныне.

«— Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, — сказал студент, протягивая к огню руки. — Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

Он посмотрел кругом на потёмки, судорожно встряхнул головой и спросил:

— Небось, была на двенадцати Евангелиях?

— Была, — ответила Василиса.

— Если помнишь, во время тайной вечери Пётр сказал Иисусу: «С Тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Пётр, не пропоёт сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречёшься, что не знаешь Меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Пётр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал Его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Пётр, изнеможённый, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдёт что-то ужасное, шёл вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как Его били...

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

— Пришли к первосвященнику, — продолжал он, — Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Пётр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю Его». Немного погодя опять кто-то узнал в нём одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрёкся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с Ним в саду?» Он третий раз отрёкся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Пётр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые Он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошёл со двора и горько-горько заплакал. В Евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, тёмный-тёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания...

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слёзы, крупные, изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжёлым, напряжённым, как у человека, который сдерживает сильную боль«.

Это Чехов. Рассказ «Студент». Это произведение Антон Павлович считал лучшим из написанных им рассказов. Опять Пётр, опять поющий петух и опять неудержимо текущие слёзы из глаз у тех, кто всё это почувствовал.

Чехов делает из произошедшего очень правильный нравственный вывод. Всё, о чём говорили, это не о ком-то где-то, а о нас и для нас.

«Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё происходившее в ту страшную ночь с Петром имеет к ней какое-то отношение...

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, о чём он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Конечно, Пётр нам близок. Нам близко его исповедание веры, и им мы уповаем спастись. Нам близко всё то, что Пётр написал в посланиях и что рассказал устно, а за ним записал Марк. Но нам близко и падение Петра, его позор, его слабость. Это и наш позор, потому что мы не лучше Кифы. Мы хуже его, просто о наших грехах не известно всему миру, как известно об отречении Петра.

Если мы прикоснёмся краешком своей души к душе апостола, мы сразу заплачем. Но слёзы эти будут сладкими. Это будут слёзы, хотя бы частичного, покаяния. Это будут слезы души, ощутившей самое главное. Кстати, об этом тоже есть у Чехова.

«И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что Правда и Красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Фаина28 января 2016, 20:00
Святой Апостол, Петр! Будь для нас немощных нашим заступником пред Господом нашим Иисусом Христом! Аминь!
римма29 января 2015, 15:00
В прошлом году прочитала "Студента", просле Вашей статьи он читается по-особому, сейчас возникло желание перечитать вновь. Спасибо большое за статью. святой апостол Петр, помоги мне в период перемен на работе, сохранить достоинство и не сделать подлости никому, и выдержать натиск недоброжелателей без потерь душевного и телесного здоровья. Не оставь меня одну, когда будет трудно.
Узун Георгий, Зинаида12 июля 2014, 08:00
Спаси Господи о. Андрей!
Борис12 июля 2014, 07:00
Как слаб человек! Истинно верующий, любящий Христа, идущий за ним Петр, в секунду превращается в предателя, в страхе за свою земную оболочку. Этот случай отречения наиболее поучителен, так как и мы в своей жизни часто предаем из страха, не отстаивая свои позиции православных христиан. Господи, дай силы быть верным тебе и идти прямой дорогой веры. Прости нам слабости наши, дай ясного ума прощать слабости и друзьям и врагам нашим! Помилуй нас грешных!
Ирина29 января 2014, 17:00
Спасибо большое за статью!Тронула до глубины души, до слез.
римма29 января 2014, 10:00
Спасибо за статью. Обязательно прочитаю "Студента" Чехова А.П. Святой апостол Петр Моли Бога о здравии душевном и телесном мне и моим родным, исцели наши болезни, даруй нам мирное житие,добротолюбие и счастье. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Михаил Шомшин29 января 2014, 09:00
В суете житейской,как не говори.Пролетают быстро этой жизни дни. Спаси Господь о.Андрей.
Анастасия13 декабря 2013, 15:00
13.12.2013г Анастасия. Проникает до глубины души Ваша статья, о.Андрей. Сегодня я причастилась. А сейчас задаю себе вопрос - надолго ли? Камень этот помогает мне устоять, удержаться при набеге житейских волн. Это моя опора, я ее ищу, теряю из-за немощи своей и снова ищу... и как ап.Петр - до конца дней.
Наталья12 июля 2013, 21:00
Слава Богу за всё! Жизненный опыт святых угодников помогает мне не скорбеть и не унывать сегодня. Спасибо редакции портала за прекрасные публикации.
Максим29 января 2013, 18:00
Господи,Иисусе Христе,Сыне Божий,помилуй мя грешнаго.
софа29 января 2013, 11:00
слава Богу за все
Gordon Freeman29 января 2013, 10:00
А скажите ка православные, отчего тогда Иисус показывая на Петра говорил что на сем камне воздвигнет церковь однако вы отрицаете евангелие от Петра? И почему от Петра в Евангелие больше от Павла чем от Петра?
Николай29 января 2013, 10:00
Слава тобі Боже, слава тобі Боже, сдава тобі Боже!
Игорь20 июля 2012, 10:00
Очень трогательно.
Надежда13 июля 2012, 19:00
Спаси,Господи!Низкий поклон отцу Андрею!
Александр12 июля 2012, 23:00
Удивительно до чего мы слепы, зная писание не видим той глубочайшей истины в них сказанных. Слава Богу что есть люди открывающие хоть немного наши глаза относительно нас самих же, посредством святого писания. Благодарю вас о.Андрей.
Елена 12 июля 2012, 19:00
Спасибо за эту содержательную и поучительную статью.
Ирина12 июля 2012, 19:00
Спасибо за статью отец Андрей!
людмила12 июля 2012, 18:00
спасибо большое это на сегоднешний праздник самое лудшее
Сергий12 июля 2012, 15:00
Одна из лучших статей, которые я читал.
Татьяна 12 июля 2012, 12:00
Спасибо большое за ваши духовные труды . Господь и сегодня незримо помогает людям знаем мы об этом или нет. Статья действительно прекрасная трогает до глубины души тем более что видишь себя. Спасибо
Татьяна 12 июля 2012, 12:00
Спасибо большое за ваши духовные труды . Господь и сегодня незримо помогает людям знаем мы об этом или нет. Статья действительно прекрасная трогает до глубины души тем более что видишь себя. Спасибо
Дария12 июля 2012, 10:00
А не к своему стыду, не читавшей "Студента", сразу захотелось его прочесть. Огромная благодарность батюшке за данную проповедь. С Праздником всех!
Алла12 июля 2012, 10:00
Очень признательна отцу Андрею за рассказ.Читаешь и осознаешь,как близки Евангельские события сердцу.Храни Вас Господь Бог!
Алексей12 июля 2012, 07:00
И статья сильная, и кусок жизни Елены. И всё во Славу Божью! Спаси Господи вам всем!
Алексей11 июля 2012, 14:00
Однажды на Пасху случай завел меня в гости к одной пожилой женщине и она мне рассказала свою "историю отречения". Было это в 60-е годы, она работала учительницей в школе и вот однажды "добрые соседи" донесли в школу, что она верующая и у нее дома иконы. По законам того времени ее начали пропесочивать на собрании, и там она "как Петр отреклась" (почти цитата). Она сказала, что иконы не ее, а ее мамы. Прошло 50 лет, а она мне, эту историю рассказала, она ее помнит и, видимо, оплакивает всю свою жизнь. Вот вам и связь времен.
Людмила29 января 2012, 09:00
Отец Андрей! Огромное спасибо Вам за очень нужную и полезную статью. Всегда нахожу ответы на свои вопросы в Ваших статьях. Как всегда достучались. Спаси Господи.
Петр С.29 января 2012, 05:00
Так близко все тронуло. Это мы - слепки тех людей. Спаси Господь!
Алексей29 января 2012, 01:00
Трудно что-то еще добавить к этому. Спасибо!
Галина28 января 2012, 23:00
От всей души благодарю! Прекрасная статья, всколыхнуло душу. Низкий поклон. Спаси Господи.
Ирина27 января 2012, 09:00
о.Андрей! низкий поклон Вам и оргомная благодарность за Ваши статьи, проповеди и все Ваши труды. Как полезно читать Ваши работы, как душа оживает , просто даже питается какой-то благодатью, часто со слезами. Заново переживаются и Евангельские строки и свои немощи. Помогай Вам Господь.
Мария 7 сентября 2011, 09:00
Я читаю прот.Анрея Ткачева в своей душе,как прочитаю его проповеди-статьи.Трогает и его присутствие именно там,где жил Иисус и его ученики,их действия для спасения рода и нашего,жить хочется по заповедям,ориентироваться,как рыба в воде,знать язык общения простой и понятный,без выражений,не отлагающихся в мое сердце,умом немощным,Кругозор ума совершенен тогда, когда у тебя стремление познать все Писание. Но видимо я не познаю-мне не дано Богом.Хотеть этого-мало.Не твоя воля,а воля Бога.
Таня 6 сентября 2011, 05:00
Елене Спасибо и Вам, за ваш рассказ. Тронул за живое. Спаси вас Бог.
Любовь 5 сентября 2011, 13:00
Спасибо! Спасибо! Спасибо!
Людмила 4 сентября 2011, 18:00
Спаси Господи,о.Андрей за ваши статьи,за то,что будите нас,спящих в своей буденной жизни. Сегодня читалось Евангелие о богатом юноше.И для меня удивительно связались эта статья и Слово Евангелия.Живя и не замечая тех,кому могли бы помочь,мы,как бы отрекаемся от Христа,отворачиваемся от Него.И,самое страшное,даже не осознаем это.
Леван 4 сентября 2011, 04:00
Спаси Господи! Статья заставляет задуматься...
Владимир 3 сентября 2011, 21:00
Спаси, Господи!
Надежда 3 сентября 2011, 17:00
Спаси, Господи!!! Для нашего окамененного нечувствия... Нужные струны души затронуты. Низкий поклон отцу Андрею!
Елена 2 сентября 2011, 22:00
Читая эту статью, вспомнила о переживаниях, связанных с обсуждением евангельских событий. Я привезла старенькую маму ночью в больницу с сердечным приступом. Нас разместили в палате интенсивной терапии кардиологического отделения.Мама меня не узнава, громко стонала. Женщина в палате, выражая своё сочуствие, стала вдруг говорить, как помогал всем Христос, как исцелял больных. К разговору подключились другие, вспомнили тайную вечерю, Иудино предательство. Я тихо сидела, слушала, понимая, что Христос здесь, с нами. Врачи дали понять, что ситуация слишком серьёзна, что-бы надеяться на исцеление,нужно ожидать худшего. Сердце у мамы останавливалось. Утром кардиохирурги решились на вмешательство, и через неделю я забрала маму домой в приличном состоянии. До сих пор благодарна тем женщинам за сострадание, молитвенный настрой. Так, в простоте сердечной, свершалась помощь Божия для всех болящих в этой палате.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке