Праведность от Закона и нечто большее

Пришел человек к священнику и говорит: «Я хочу креститься, но ходить в храм и молиться я не буду».

Мало ли чудаков на свете? Некоторые даже себя как «православных атеистов» идентифицируют. Отсюда и странные просьбы. Но священник сегодня должен быть ко многому готов. Да и сам проситель еще не знает, что он будет, а чего не будет делать после крещения, – он лишь заранее пытается обезопасить себя от будущей «чрезвычайной религиозности». Этакая психологическая защита, не более.

Что тут делать священнику? Крестить, да и все. Раз желание креститься у человека есть, то все остальное Бог сделает, добавит, приложит. Надо дать место Богу действовать, проявить Себя. Не все же от нас зависит.

Вместо этого священник (то был конкретный случай, а не моя выдумка) сказал: «Раз вы ходить в храм не собираетесь и молиться не будете, то и крестить вас не надо».

Формально священник, быть может, и прав, но по сути он совершил большую ошибку. Он совершил ее из желания сделать как лучше. Люди вообще склонны наиболее ошибаться не тогда, когда хотят согрешить, а тогда, когда стремятся сделать что-то великое и особенное. И ошибка эта не единичная и не эксклюзивная. Для многих подобное поведение есть норма, и они этой нормой даже гордятся.

Священник, предположим, стремится к образу строгого благочестия и склонен требовать от людей этого самого строгого благочестия, которое ему представляется единственно необходимым. Проще простого при этом «за деревьями леса не увидеть», то есть трудиться ради Бога и Бога же не замечать. Любить букву, но Христа в приходящих не видеть.

***

Ох уж эти благочестивые строгости!

Есть люди, которые годами ходят вокруг причастия, то сужая, то расширяя круги, но подойти и причаститься так и не могут. И дело не в их окамененном нечувствии, не в отсутствии веры или желания принять Святыню. Дело в той «тысяче мелочей», которая может быть кропотливо воздвигнута пастырскими руками на пути к Чаше. «Три дня назад кофе с молоком пили?» «Что-то я вас на Страстной седмице в храме не видел». «Телевизор смотрите?» «Химическую завивку делала?» И так далее. Таких вопросов может быть много, очень много. Из них составляются брошюрки, прочтение которых рождает боль в висках и приступ тихого ужаса. И задаются они для того, чтобы, сокрушенно вздохнув, сказать человеку: «Подготовьтесь лучше» или «Приходите в другой раз».

***

Слов нет: безразличие и теплохладность ужасны. Творящие дело Божие с небрежением, по слову Иеремии, прокляты, и слова эти цитируются часто даже теми, кто всего Иеремию не читал и читать не будет.

Безразличие ужасно. Однако стоит присмотреться к жизни, чтобы заметить: пустующие грустные приходы могут быть не только там, где священник никого ничему не учит, молиться не любит и службы сокращает беспощадно. Погасший огонь на алтаре и предчувствие «мерзости запустения» иногда ощутимы там, где требований очень много, где службы изнурительны, а поучения суровы. В таких приходах пастыри поют одну и ту же песню из трех куплетов: «Времена последние. Денег нет. Люди в храм не ходят».

***

А людям нужна теплота, потому что люди до самой смерти – это дети малые. И строгость они простят, если за фасадом строгости уловят любовь, ощутят жалость и милость. Людей можно даже ругать, если купить себе это право ночными молитвами о них со слезами. Так юродивые поступали, и люди на них за ругань не гневались. Но вот умножение формальных требований без любви, напротив – с бесчеловечной сухостью, люди тоже прочтут, и расшифруют, и исполнять не будут.

То что «суббота для человека», а не наоборот, мы хорошо теоретически знаем. Но как провести этот святейший принцип в жизнь, как научиться отличать главное от второстепенного, отделять зерно от плевел и мух от котлет… Это уже более сложная задача.  

***

Вот, например, мы можем смотреть на людей в своих храмах как на наследников идеалов Святой Руси. Из этой прекрасной идеи можно родить опаснейшее заблуждение, а именно – непосильное завышение требований к слабой еще и только формирующейся пастве. Это то самое связывание «бремен неудобоносимых», которое мы в теории хорошо знаем вкупе со словами «человек для субботы».

Куда легче тогда быть представителем племени дикарей, к которым только что приехал проповедник. Этих дикарей проповедник будет жалеть и учить, начиная с азов. До времени он не будет их ни за что ругать – а за мелочи бытовые и обрядовые так и вообще не будет. Он будет стараться вести себя с этими новыми чадами Царства как нежная кормилица. Так, кстати, и называл себя Герман Аляскинский по отношению к алеутам. Почитаешь о его отношении к простодушным людям, одетым в шкуры, и подумаешь с болью: «Хорошо им. А ты вот – наследник Святой Руси, и тебя к Чаше не пускают, если ты позавчера конфету съел». Впору захотеть стать алеутом, если, конечно, людей, подобных Герману, на твой век хватит.

***

Наших людей надо учить и жалеть так же, как учили и жалели свою полудикую паству Макарий Алтайский, Николай Японский, тот же Герман и подобные им миссионеры. Мы не живем в юртах и не ездим в собачьих упряжках. Но по части дикости мы можем соперничать с любым народом как прошлого, так и нынешнего времени. Зато смотрим мы на себя не простым оком, а сквозь цветное стекло причастности к традиции, к которой, по сути, принадлежит до ужаса мало людей.

На ином приходе священнику, зарождая впервые молитвенную жизнь или исправляя порушенное, в самый раз повести себя по примеру алтайского миссионера Макария. Тот учил людей молиться, читая вместе и вслух Трисвятое, Отче наш и Богородицу. Вот так соберутся, почитают простые и самые важные молитвы, потом он им что-то из слова Божия расскажет. Потом опять вслух помолятся вместе простыми словами и разойдутся до следующей подобной встречи. На изучение и уразумение главных молитв у него уходили месяцы. Потом к ним добавлялся Покаянный псалом или Символ веры. Так шли годы. До чтения и пения канонов они доходили медленно. А мы что, далеко убежали от тех смиренных алтайцев? Никуда мы не убежали. Но нашему бедному человеку, которому никто не объяснял смысл молитвы Отче наш, с которым никто вслух не разучивал Трисвятое, задают вопрос: «Каноны читал?», «Три дня постился?» – и, видя его потупленный взор, продолжают: «Причастишься в другой раз».

***

Дело церковного учительства тяжко, как латы средневекового рыцаря. Тяжесть эта заключается в том, что учительство предполагает любовь. Нет любви – пиши «пропало». А ее как раз с дипломом не выдают.

Когда никого не любящий человек начинает учить, то становится страшно. Или – тоскливо и неуютно. Святой может и подзатыльник дать, а все равно на душе светло. Иной праведник по-простому такое скажет, что ни одна цензура в печать не пропустит, а греха нет, и правда засияла. Но если правильные слова говорит и высокие требования предъявляет человек, который никого не любит, то киснет молоко в крынке и дохнут мухи на подоконнике. А о том, чтобы разрасталась и укреплялась приходская жизнь, и говорить не приходится.

***

Люди все очень разные: образованные, простые, перекрученные внутри, выжженные, уставшие, обозленные, красивые, постаревшие, богатые, толстые, лысые, в странных шляпках… Всего не перечислишь. Со всеми нужно говорить по-своему, особенно. Для этого никакого образования не хватит, а вот любовь нужна. «Любовь сыщет слова», – говорил Тихон Задонский.

Любовь же и научит различать времена. Разумею под временами то, о чем говорит Екклесиаст: время говорить и время молчать; время обнимать и время уклоняться от объятий…

Нужно научить людей тому, чего они не знают, и по временам предъявлять к ним требования строгие, словно по законам военного времени. Но иногда нужно забыть все строгости и правила и оказать милость пришедшему человеку. Сделать то, о чем так часто говорил митрополит Антоний Сурожский: «Оставить Бога ради Бога». Это значит пренебречь формальной правдой, авторитетной буквой закона ради живой иконы – человека, который вот здесь и сейчас требует внимания, сострадания, понимания.

***

И жизнь продолжается, и ошибки наши те же, и не стареет Евангелие, и все ответы – в нем…

Протоиерей Андрей Ткачев

8 сентября 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Димитрий 3 февраля 2013, 00:10
По некоторым историческим документам Крещение Руси происходило насильно прцентов на 85. Нанесло ли это вред славянам? Не думаю. Младенцев крестят не спрашивая их волеизъявления. Наносит ли это вред крещаемым?... Думаю, что если за хулу на Бога грамотный.., нет добросовестный... нет стяжавший Любовь Христову! БАТЮШКА с любовью засветит кадилом по лбу какому-нибудь материялисту, то тот потом ему еще и СпасиБо скажет! Христианин - человек нуждающийся в спасении. Душа каждого человека планеты Земля - христианка! Мусульманин или атеист мулла или поп - они ВСЕ Христиане! Только не знают этого, потому что больны, а болезнь лечится болью. Поэтому кадилом по лбу иногда полезно. Только право на такую "хирургию" имеют избранные, потому, что ставка в этой игре - Жизнь Вечная. Спасибо о. Андрей!
Viktoria 9 декабря 2011, 14:09
Какая хорошая статья, добрая.
Спасибо Вам!
Николай31 октября 2011, 17:28
"Идите, НАУЧИТЕ", говорит Христос.
На мой взгляд, катехизация крайне необходима.
Крестить без научения, все равно что родить калеку и ждать, пока он сам исцелится.
На милость Божию надеемся, но надо и самим делать все возможное.
Георгий26 сентября 2011, 15:11
прочитал - и тепло стало, и ком в горле, и слёзы на глазах...

Спаси вас Господи!
Георгий26 сентября 2011, 15:04
Сергей, но ведь дело в том, что священник - не цербер (пускать, не пускать), а поводырь! Я не священника осуждаю или обсуждаю, но просто запретить - я даже сыну своему не могу (!!!) пока он не получит ответа на вопрос "почему?"!!! Не являясь свидетелем того запрета могу лишь предположить, что по настрою вопрошающего и был дан ответ, и что может в другой ситуации - батюшка бы дал много поучительных наставлений и позднее крестил бы человека...
Наталья19 сентября 2011, 21:52
Сколько же мнений -- самых разных, какие жаркие споры возбудила статья отца Андрея. Значит, сильно задела за живое. И действительно, если вспомнить, в каком мраке мы жили -- восемьдесят лет абсолютного безбожия. За это время родилось и выросло три поколения. У моей (ныне покойной) тётки, когда она училась в первом классе, учительница со злобой сорвала с шеи крестик. Когда в школе училась я (это уже 60-е годы) нас накануне Пасхи строго предупреждали, что если кого-то увидят около церкви -- исключат из школы. Мы и не понимали, что нам говорят, но было очень страшно. Сейчас поднимаются ростки веры, становятся всё крепче, но всё равно они ещё очень слабые. Сколько бы человек ни ходил в храм -- год, пять, десять лет, -- это пока лишь первые шаги. Мы все ещё только учимся. Мне кажется, если человек пришёл к священнику креститься и говорит, что в храм ходить не будет, батюшке следовало бы (ни в коем случае не сужу, но пытаюсь размышлять), прежде всего спросить, а что же привело его сюда. И поговорить, постараться объяснить. Понимаю, что батюшки перегружены, у них ни на что нет времени, но вдруг спас бы душу человека! Спаси вас Господи, отец Андрей.
вадим панчук19 сентября 2011, 17:26
cпаси Вас Господи
Светлана19 сентября 2011, 00:30
Низкий Вам поклон,отец Андрей, за Вашу статью. Я крещена взрослой.Никакой огласительной беседы,объясняющей таинство крещения не было.Ничего не поняв,жила как и до крещения,только через много лет пришла в церковь.Но сейчас подумала, а если бы не была крещена,может быть и до сих пор в церковь не пришла.
Татьяна17 сентября 2011, 20:03

Пришел человек покреститься - Бог привел, так или иначе. И, может статься, он придет и еще, и воцерковится. Пути Господни неисповедимы. Может быть, не надо, братья-сестры православные, брать на себя слишком много и судить-рассуждать о человеке и его пути к Богу и о его спасении или погибели? Не будем забывать, кто вошел первым в рай со Христом. Мог ли кто это предположить заранее?! Наше смиренное дело в этой жизни - учиться любить и быть милосердным. Не в этом ли пафос статьи о. Андрея? Я сама покрестилась в 40 лет, вместе с моими детьми. Выросла в атеистической семье и к вере шла долго, горячо увлекаясь всем, что свидетельствовало об ином "измерении" нашей жизни. Но до моего воцерковления прошло еще несколько лет - в которые было многое пережито, в том числе, тяжелая болезнь и смерть моей мамы. Все это вызвало потребность быть ближе к Богу. . Давайте, все-таки, за деревьями видеть лес, за словами - не только их непосредственный, но и глубинный смысл.
heilkitty17 сентября 2011, 18:49
Крестить "православных атеистов" - это не снисхождение, а потакание. Результат такой практики сейчас налицо.
Светлана16 сентября 2011, 16:18
Спасибо за статью. Я живу в Хабровске и хожу в Храм. У нас отличные Батюшки, в Храмах тепло и любовь от них исходит. Я бывало по лени своей не схожу раза три подряд по воскресеньям в Храм, мне Батюшка звонит и спрашивает, почему не была.
Если бы я не побывала в Санкт Петербурге в Храме иконы Владимирской иконы Богородицы, я бы не поняла о чём статья. А опыт был такой. Я жила там три недели и по воскресеньям ходила в этот Храм. Накануне отъезда, а я очень боюсь летать на самолёте, я опоздала на службу (вернее не знала во сколько она начинается в будние дни) и прибежала когда крест целовали. Я поцеловала крест и прошу Батюшку исповедать меня. А он мне и говорит - "Исповедь завтра в 9 часов утра". А я говорю -"Я уезжаю завтра." А он мне рассказал расписание исповеди, повернулся и зашёл в алтарь. Я была в таком шоке. У меня в Хабаровске, меня обязательно бы исповедали и не отказали мои Батюшки. А если мне помирать завтра? Я, грешна, осудила его и спохватилась сразу свечку за него поставила, имени его не знаю, прости его Господи. Не дай Господь новоначальным иметь такой опыт.
Наталья15 сентября 2011, 22:52
Отрадно то, что столько душ неравнодушных и ищущих Его!Спаси Всех Господи! А Вы побуждаете Нас к познанию Его! Пишите! Пишите! Пишите! Р.Б. Наталья, Горячий Ключ.
Татьяна15 сентября 2011, 21:33
На исповедь же идешь не к священнику. Спасибо.
Елена15 сентября 2011, 10:54
Согласна с отцом Андреем!
Теоритически правы оппоненты: человек должен подходить к таинству осознанно, ответственно и т. д.
Но на практике... Как возможно выполнить призыв "познать радость жизни во Христе" до крещения, до сопричастности таинствам, до жизни церковной? Это невозможно! Как невозможно заранее почувствовать ответственность в полном объеме. Я помню себя прекрасно 3 года тому назад - тупень и все тут! Крестивший меня священник, видно не очень надеялся, что я скоро переступлю церковный порог, потому что убеждал меня ходить в храм какими-то рекламными слоганами, мол "церковь дает человеку прекрасные возможности абсолютно бесплатно" - что-то в этом духе. Сторонники ответственного крещения наверное сочтут подобную "агитку" за безобразие :)) Но я была счастлива - своими неуклюжими словами батюшка приглашал меня, звал меня в Храм! На первом этапе ободрение намного важнее строгости, а потом я сама выбрала наиболее строгого батюшку, потому что я хочу потрудиться Христа ради и чтобы батюшке моему не было стыдно за меня и мое не вполне ответственное крещение...
Алексей14 сентября 2011, 22:52
Галине:
"Мнение отца Андрея кажется не бесспорным. Как можно точно определить: где заканчивается неопытность человека и начинается душевная лень и небрежение к Святыне? Нужно быть святым, чтобы отличить одно от другого."
Ну сказано же: Любовь даст силы отличить! И не обязательно тут, по-моему, и святым быть. Если священник ЛЮБИТ, он очень быстро наберётся опыта, как мне кажется.
Маргарита14 сентября 2011, 07:09
Замечательная статья! Спасибо огромное! Почти каждый день обращаюсь к сайту и читаю. Спасибо вам, отец Андрей!

А по поводу крестить или нет, то как говорится, как Бог на душу положил, так и ответил священник, что нам грешным осуждать и рассуждать! То что при любом приходе и тем более храме должны быть катехизаторские курсы для желающих покреститься - это однозначно. Чтобы люди понимали для чего они совершают это таинство и так тянутся к нему, независимо от своего устоявшегося мышления на сегодняшний день! Спаси Господи всех нас!
Анатолий13 сентября 2011, 23:30
Крестился в 27 только для того чтобы носить крестик. Ума хватило не одевать его без крещения. Пришел к настоятелю узнать что для этого надо. Когда он стал рассказывать тот минимум что необходимо знать и выполнять - стало скучно. Крестил меня другой батюшка, о. Николай, который не задавал вопросов. Первый раз в храм пришел под 40! Да, уважаемые братья и сестры. Первая исповедь - еще позже, и совсем как о. Александр здесь пишет - одно самооправдание. Стыдно очень.
Очень благодарен всем батюшкам, снисходившим к моей никчемности. Благодарю автора статьи. Простите меня братья и сестры. Спаси всех Господи!
Константин13 сентября 2011, 13:58
Есть и такой взгляд для сравнения на все это.
Свобода для действия Промысла Божия о человеке это, конечно же, все хорошо... Но ничего Христос Спаситель так не желает, как свободного человеческого произволения. Всю страну крестили в девяностых годах в православных храмах... и что? Все русское население страны крещено. И все ждем что эти крещенне придут в храм. Где же они?
А сколько пар венчали без обьяснения, что такое Таинство Венчания и к чему оно обязвает? Почему же тогда распадается такое количество церковнх браков? Почему же Господь в путях Своих не привел их в Церковь и к христианской жизни за столько лет? Подумайте.

Уважаемй отец Андрей и читатели, почитайте это (сегодня на "Правмире" опубликовано):

http://www.pravmir.ru/pismo-staroj-russkoj-monaxini/
о. Владимир (Колчанов)12 сентября 2011, 19:22
Не возможно согласиться с мнением о. Андрея о крещении людей без их желания изменить свою духовную жизнь. Например, в учебнике *Введение в Литургическое Предание Православной Церкви* ПСТБИ, М.2004, по этому поводу так сказано: "Нельзя приходить к Богу с наглостью, неверием, с пустотой в сердце. Естественно, что когда человек приходит так, то не может в него (при Крещении) войти благодать Божия, а сатана, конечно, войти может. И может быть, поэтому теперь так много одержимых людей, так много больных, бесноватых, одержимых разными страстями, пороками, всяким злом. Потому что они не очистились в крещальной купели, потому что они не смогли воспринять тот дар, который Бог дает, хочет дать каждому крещаемому."
Владимир12 сентября 2011, 16:29
Очень понравилось, спасибо о. Андрей!

Я не священник и не знаю духовной жизни других, но создается впечатление, что это Вы «списали» с меня, а значит, духовная жизнь многих сходна. А по поводу реплик о том, что Вы портите и развращаете паству, вспомнился ответ Антония Великого пришедшей к нему постнице, которая «...ела один раз в неделю, и то не изысканную пищу, но напрасно трудилась...»
Людмила12 сентября 2011, 16:23
А я согласна с о.Андреем.Крестить надо всех,кто приходит.Ведь ясно,что человек,заявляющий,что крестится,а в церковь ходить не будет,скорее всего о церкви не имеет никакого понятия.А во-вторых,мы,недальновидные,что о себе знать можем.Может "припечет" так,что не только пойдет,а побежит в церковь.А в-третьих,вдруг человек завтра помрет,так хоть покрестится.А в-четвертых,некрещенный человек не имеет защиты Божией от бесов,могут в такой омут душу втянуть,что уже и не вытащишь.Спаси всех Господи.
Владимир12 сентября 2011, 12:53
Если имею дар пророчества,и знаю все тайны,и имею всякое познание и всю веру,так что могу и горы переставлять,а не имею любви,-то я ничто.И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение,а любви не имею,нет мне в том никакой пользы.(1 Кор)
Владимир12 сентября 2011, 12:22
Зачем человек пришел креститься? Спасти душу и иметь жизнь вечную.Если он преследует иные цели (колдовство, отречение от веры и т.д) то выкидыш счастливее его. Осуждение священника-грех.Спаси,Господи,и помилуй ненавидящия и обидящия мя,и творящие ми напасти,и не остави их погибнути мене ради грешнаго.(молитвы утренние).
Дмитрий р.Б.12 сентября 2011, 11:30
Ещё раз прочитал статью с глубоким уважением отношусь к о.Андрею , но в очередной раз не понял той радости которую читаю в отзывах многих людей.Чему радуемся?Тому что о.Андрей призывает крестить и причащать всех подрят?Да священник должен любить своих прихожан,да и всех людей (как и мы с вами),но какая же это любовь когда он лучше других знает что причастие без покаяния будет во вред человеку, или когда мамочка поднося ребёнка к Чаше говорит" открой ротик дядя канфетку даст"не есть ли хула на Святого Духа,а священник это знает и причащает ,любовь ли он испытывает зная что опаляет младенца огнём.Поддержываю точку зрения священника Александра и слава Богу в нашей епархии таких большинство.И число прихожан увеличивается.И прихожане идут больше в тот храм где соблюдаються все правила.Или мы хотим стать как католики.Простите меня ради Бога.Спаси Господи.
Александр12 сентября 2011, 09:38
Священнику Александру.

Простите меня батюшка. Я, можно сказать, и есть подобный «лентяй» о котором Вы упоминаете. Понимаю, что живу не правильно, грешен. И поверьте, не оправдываюсь. Стыдно конечно.
Но батюшка, как мне кажется статья эта, все-таки, не «апология духовной лени», она о недостатке любви…
Дмитрий11 сентября 2011, 16:29
Есть некоторая разница между сочувствием, снисходительностью к новоначальному - и крещением человека, который И НЕ СОБИРАЕТСЯ быть христианином. Автор считает: "надо крестить...". Церковь с первых веков считала по-другому. Патриарх, слава Богу, считает по-другому.
Ольга10 сентября 2011, 23:10
Великолепно! Спасибо.

Вы, наверное, рядом стояли на исповеди в день моих именин :))))).

священник Александр10 сентября 2011, 15:16
2 часть.Святейший Патриарх сказал, что священник должен оценивать свой труд количеством воцерковленных за год, а не крещенных.
Я вообще сторонник многих мыслей отца Андрея и нередко их цитирую, ссылаясь на него как на авторитетного о духовного автора и публициста. Но в этом вопросе, о крещении не желающих даже слышать о изменении жизни для Христа, с ним не могу согласиться.
Крестить по первому требованию нельзя, а если человек еще и говорит подобные вещи – должно быть болезненно для пастырской совести.


священник Александр10 сентября 2011, 15:15
1 часть. В начале христианской эры, когда в александрии был мор, многие язычники крестились на смертном одре. Священнику в видении явились ангелы с вопросом: "для чего вы посылаете нам сюда пустые мешки?"
Св.Антонию череп языческого жреца сказал, что он в аду стоит на головах крещенных христиан, которые не жили по христиански.
Начало статьи - апология духовной лени, повод для соблазна. Крестить человека который не собирается быть чадом Церкви, и открыто заявляет об этом опасно для спасения его души и дискредитирует служение священника, и труд служителя Церкви.
На одном из крещений, когда я объяснял символ веры и раскрывал обязанности христианина после крещения, которое есть «обновление жизни и смерть для греха» некто из присутствующих сказал мне «-я 15 лет назад в СССР крестился за 15 минут и все, а вы тут поразвели не пойми что».
И ушел, хлопнув дверью не дождавшись конца крещения своего маленького сына. (хорошо крестные остались)
Наверно это у него случилось описанное в статье: "все остальное Бог сделает, добавит, приложит. Надо дать место Богу действовать, проявить Себя. " Но вот у этого «крещенного по первому требованию» этого не случилось.
Вячеслав10 сентября 2011, 13:44
Христовой любви и теплоты к людям в наших родных Православных Храмах к нам,верно, духовно и нравственно дикарям,редко встретишь. Это-правда. Потери огромны! Сколько новомученников-Священнков! А кто пришёл им на смену? Часто совсем другие: духовно и нравственно. А мы,непросвещённая паства,страдаем,конечно! А священники сейчас не способны это почувствовать. И всё-таки:"Священников Твоих славлю..." Служить Богу,возрождать и строить Храмы,пробивая-годами-нашу бюрократию-огромный труд! А Владыка от провинциального Батюшки-в 8 часах езды-через горы-у нас так. Р.Б.Вячеслав. г.Сочи.
Павел10 сентября 2011, 11:24
Категорически не согласен! Крестить человека без огласительной подготовки, не желающего жить по-христиански нельзя. На мой взгляд, это вообще преступление. По крайней мере, человек должен хотя бы узнать, что есть жизнь во Христе. Иначе, крестившись, в полной уверенности, что так и надо, он будет посещать храм только ради свечек и куличей.
Священные каноны, которые мы часто забываем, совершенно определённо утверждают обязательность оглашения. Кроме того, перед желающим принять св. Крещение выдвигали ряд нравственных требований. "Надо дать место Богу действовать". Призывающая благодать Божия действует на всех. "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною"(Откр.3:20).
Анастасия 9 сентября 2011, 21:21
Cпаси Господи, батюшка.
Удивительно простые и, вроде бы, известные слова - любовь основа всего, без любви всё - ничто.
Пастырство невозможно, если священник не любит людей, это бывает очень тяжело. И действительно, от любящего и небезразличного к тебе батюшки можно принять любую оплеуху.
Виктория 9 сентября 2011, 16:52
А ведь протоиерей Андрей Ткачёв - это наш киевский батюшка. И радостно на душе, что он живёт где-то совсем рядом.
К сожалению, по украинскому каналу КРТ перестали показывать его передачи.
Димитрий 9 сентября 2011, 16:47
Это про меня, хоть я и не говорил батюшке таких слов.Я так крестился,в точности так,как написано.Почему-то думал, что протестанство - истинное христианство,но внутри что-то подсказывало ,чтоб креститься я шел в православный храм.Крестился, и сразу забыл о протестанстве.
Каюсь. Но верю, Бог милостив. Спасибо за статью.
Ксения 9 сентября 2011, 16:01
СПАСИ ВАС, ГОСПОДИ, БАТЮШКА! И ЖИТЬ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБ УМЕРЕТЬ!
Татьяна 9 сентября 2011, 15:11
Спаси Вас Господь, отец Андрей, просветляете разум помутневший и проясняете "очи сердечные". Любовью только одной во Господе мы и живы, ради нее прилепляемся ко Христу, и если ею всё поверять будем - то меньше мертвящих душу ошибок наделаем. Господи, пошли нам любовь нелицемерную и побольше "пастырей добрых", истинных делателей на ниве Твоей!
виталий.т. 9 сентября 2011, 01:34
виталий.т.неисповедимы пути господни.было мне 9 .10.лет.позвала меня бабушка друга и говорит.крестится тебе надо.я говорю зачем.она говорит чтобы счастье было.прошло время.баба нина умерла.иполнилось мне 12 или 13 лет.просыпаюсь я рано утром иговорю отчиму и маме.меня сегодня крестить надо.у меня и крёстные есть.привёл я их к родителям друга.от них в церковь.состоялось крешение.в церковь я не ходил.молитв никаких незнал.армия.крест на шее .в сознание бог меня бережёт.женитьба.крешение жены потомушто муж крещёный.редкие хождения в церковь.рождение детей.разочерование в свешениках .перестаю молиться.начинаю молиться посещать храм.я счастливый человек у меня есть бог.христос пастырь мой.спасибо бабе нине.мне 38 лет закон божий я начал читать 2 года назад.долгая дорога г богу.всё это время я носил крест и чувствовал что бог всегда рядом .
Диана 9 сентября 2011, 00:12
Наверное, многим слова о.Андрея как бальзам на душу, потому что в них чувствуется жалость к нам, грешным. Нет, без любви не будешь стараться ничего соблюдать, а если и будешь, так это ещё хуже - сушёный сухарь.
Владимир 8 сентября 2011, 23:42
Спаси Вас Господи, батюшка Андрей!
Ничего лучшего уж давно не читал на этом сайте. Как же повезло вашим прихожанам, иметь такого человеколюбивого батюшку большое счастье.
NNN 8 сентября 2011, 22:55
Галина, на мой взгляд, если человек вообще изъявил в принципе обратиться к Богу - это уже первая ступень к лестнице на пути к Небу и Источнику Всего Сущего. Неопытность быстро проходит, если человек регулярно жаждет познавать Веру. Лень - матушка всех грехов, и она тоже проходит, если человек регулярно молится, причащается, постится, а в некоторых случаях и Соборование нужно. С небрежением к святыне та же ситуация.

Нужно объяснять всем людям, что ангелы, все святые да и сам Господь иногда не сможет вмешаться в нашу жизнь, если мы сами не изъявим желание попросить все Светлые Силы помочь нам в чем-то или просто вести нас по жизни. Стучите - откроют, ищите - обрящите, просите - дано будет вам. А если не дают вам то, что вы просите - значит не пришло время, а может и не нужно вам это. Ну, допустим, даст вам Господь просимое... а что вы с этим делать будете? Может, вы с этим даром таких дел наделаете, что потом придется исповедоваться несколько раз. Ангелы ведут человека всегда по наилучшему пути, не забывайте об этом.
Александр 8 сентября 2011, 22:45
Ирина, простите, отвечу за Сергея. Когда крестят младенца, то ответственность за его духовное воспитание ложится на восприемника, взрослый же человек должен сам сделать собственный осознанный выбор.
Статья вообще очень понравилась, но в начале как раз возникают вопросы. "Надо дать место Богу действовать, проявить Себя. Не все же от нас зависит." Отец Андрей, в стране нашей большинство населения крещены, для многих ли из них вера на первом месте? Так следует ли из этого, что Господь этих людей оставил, не захотел в них действовать? Ведь ничью волю Он не насилует, а только "стоит у дверей и стучит", ждёт пока сам человек откроет.
Если же человек приходит креститься и говорит, что в храм ходить не будет, то сразу спросить хочется, а зачем тогда вообще креститься? Не лучше ли именно здесь "дать место Богу действовать", предоставляя Ему Самому присети человека к вере.
Возможно я не прав, простите.
NNN 8 сентября 2011, 22:44
Отличная статья, иногда люди попросту боятся исповедоваться, причащаться, стыдятся своей "греховности", слишком много думают об этом. Об этом не нужно много думать, ибо враг только и ждет того, чтобы мы вместо любви и благодарности к Творцу и его Духовным Дарам испытывали порой необъяснимый животный страх. Не бойтесь, люди! Бегите в храмы, кланяйтесь иконам, исповедывайтесь, причащайтесь. Души свои спасайте!

Сергей П, конечно, замечательно, если родители знают ДЛЯ ЧЕГО они крестят ребенка. Но, если они даже не собираются воспитывать его по-христиански, Таинство Крещения остается с человеком на всю жизнь и ангелы незримо охраняют человека, вне зависимости от того верит ли человек в Бога или нет. Таинство Крещения сопровождает всю человеческую жизнь, и, даже если родители "механически" крестили ребенка, то Таинство не перестает быть Великим Таинством. Спаси всех Господь.
Александр 8 сентября 2011, 22:44
Ирина, простите, отвечу за Сергея. Когда крестят младенца, то ответственность за его духовное воспитание ложится на восприемника, взрослый же человек должен сам сделать собственный осознанный выбор.
Статья вообще очень понравилась, но в начале как раз возникают вопросы. "Надо дать место Богу действовать, проявить Себя. Не все же от нас зависит." Отец Андрей, в стране нашей большинство населения крещены, для многих ли из них вера на первом месте? Так следует ли из этого, что Господь этих людей оставил, не захотел в них действовать? Ведь ничью волю Он не насилует, а только "стоит у дверей и стучит", ждёт пока сам человек откроет.
Если же человек приходит креститься и говорит, что в храм ходить не будет, то сразу спросить хочется, а зачем тогда вообще креститься? Не лучше ли именно здесь "дать место Богу действовать", предоставляя Ему Самому присети человека к вере.
Возможно я не прав, простите.
Владимир 8 сентября 2011, 21:59
1. Можно много говорить о любви, но только внешняя любовь видима, а внутренняя скрыта от глаз, о которой и не подозреваем. Мы напрягаемся от истины до головной боли, не вмещаем ее, теряем терпение и бежим от нее, только услышав, более того, другие будут кричать – распни, а еще вчера осанна, а сегодня многие служат ей. Человеческая мудрость, безумие перед Богом. Мудреное человеческое от плоти, которая принимает своих, и служит своей похоти, но оно ничто с немудреным Божиим. Фундамента на человеческом мнении не построишь – фундамент, построенный на песке, ветер подул, дождь пошел и, его унесло, размыло селевым грязевым потоком, причем в ту сторону, в какую подул ветер. Но что скажем, когда, Истиной живешь, это и есть скорбь и слезы, и не искусственные, ибо их не выдавишь увещеваниями, уговорами, наставлениями, ибо от печати Ангела писца, как и от самого себя не укроешься в потаенном месте, и если мы неверны, то Он остается верен.















































Владимир 8 сентября 2011, 21:58
2. Потому если и бежим от всех, то бежим от самих себя. Хорошо там, где нас нет, но от себя самого не скроешься. Но только Истина, делает человека свободным, и уже не будем бледнеть и краснеть. И Слово Божие говорит: « не все делайтесь учителями», ибо верхняя одежда еще не снята, пусть и служим ей, но Страх Божий ненавидеть зло познать мудростью дано, и, «Слово Его, не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы». (Ап.Павел) Можно сказать, Боже, помоги моему неверию, но и также можно сказать, Боже, помоги моему верию, но замечательные слова протоиерея Андрея Ткачева: «и жизнь продолжается, и ошибки наши те же, и не стареет Евангелие, и все ответы – в нем…», в прочем, как и его же, вышеизложенная статья. Но кто ходит днем? Как не споткнуться даже во свете, но кто сможет отлучить от Любви Божией?















































Александр Васильев 8 сентября 2011, 21:57
Спаси Господи, о. Андрей!
Позвольте и мне, грешному, написать несколько строк.
Это тот редкий случай, когда впечатление от Вашей статьи у меня двоякое. С одной стороны, [b]всё совершенно правильно[/b]. С другой - этот текст противопоказано читать любителям нарушать правила! Всё сказанное нужно бы обязательно говорить всем будущим священникам в семинарии, - но как этот текст воспримут те, кто готов креститься, а в храм ходить не собирается? А ведь они могут найдут себе в нём оправдание - и таки не пойдут в храм! Сколько раз я слышал от лентяев: "Главное - любовь, а всякие запреты - это бремена тяжкие и неудобоносимые". У нас ведь, к сожалению, только намекни на какое-либо послабление!.. (Пример: Поместный собор 1918 года рекомендовал каноны на утрени читать "не менее чем на 4", - и с тех пор по всей Руси более чем на 4 канон на приходах и не читают!)
"Оставить Бога ради Бога" - сложно для не-философа. В одном ряду с парадоксом Достоевского, который предпочёл бы скорее остаться со Христом, нежели с истиной, если бы они не вдруг совпали... Но Достоевский-то Христа любил - и знал, с Кем он хочет остаться! И любил-то на самом деле потому, что Он и есть Истина...
Простите великодушно Христа ради.
Дмитрий р.Б. 8 сентября 2011, 21:55
статья мне кажеться больше обращена к священникам,а нам,мирянам,не следует себе давать послабление.Имы покраеней мере отличаемся от алиутов хотя бы тем,что грамоте обучены и слава Богу можем свободно читать Святое Писание и житие Святых отцов,а вот лености и себялюбия у нас гораздо больше чем у алиутов.Спаси Господи,
Евмений 8 сентября 2011, 21:36
Думаю в указанном случае, священнику необходимо поговорить с человеком, попросить уделить ему время чтобы человек объяснил мотивы, которые привели его к купели. Суеверие это, или желание зачеркнуть старую греховную жизнь и начать новую чистую? Может быть, к примеру, человеку кто-то обещал что за него молиться будет, если он креститься, и он окрылённый пришёл в храм.

И каждый человек та самая драхма потерянная, сын блудный, и наверно радость пастыря должна соответствовать масштабу события, в котором образ получает шанс стать подобием.
р.Б. Владимир (РПЦЗ) 8 сентября 2011, 21:26
Спасибо за прекрасные, мудрые и своевременные слова!

Акривия превыше меры -- сродни прелести и уничтожает веру. За каждого отвергнутого пасомого, иерей ответит на Страшном Суде -- это надо постоянно помнить. Неплохо было бы священству перед каждой требой прочесть знаменитую молитву-поэму преподобного Ефрема Сирина "Господи, Владыко живота моего..."

А в греческой православной церкви -- учителей наших в христианстве -- приобщают Свв. Тайн без предварительной исповеди. Причастие не рассматривается, как некая "награда" за исповедь. Впоминаю это для того, чтобы знали, что многое нами воспринимаемое догматически -- суть обычаи: несомненно важные, но только обычаи...
Александръ 8 сентября 2011, 21:17
Ирине.Дорогая Ирина примите мой ответ о крещении младенцев.не судите строго я только учусь)))Механического крещения в природе не существует.Есть крещение Святым Духом.Закладывается семя а даст оно плод или нет зависит от восприемников и родителей.Ведь по их вере происходит таинство и будет духовно возрастать и укрепляться в вере малыш.Вопрос о крещении детей вводит в соблазн многих верующих и не только православных.У протестантов это камень преткновения.Скажите а зачем детей заставлять чистить зубы?мыться?вытирать себе попу?Когда вырастут сами научаться!А вы уверены?Детей нужно с младенчества приучать к хорошему.Только тот кто будет приучать должен сам знать чему учить.Учить и словом и что не моловажно собственным примером.Спасибо что дочитали до конца.)))Вот как то так.
Людмила 8 сентября 2011, 19:15
Воистину, все так и есть,как написано в статье.В этот раз даже и свои "5 копеек" вставлять не смею.Посему,как многое из сказанного "прошла" сама.Пришла в церковь "темный лес",ничего не знала,многое не понимала.Слава Богу,было твердое желание жить в вере.К первому причастию благословили только после 4 исповеди.А всего-то и надо было,чтобы прежде просто рассказать,как правильно готовиться и исповедоваться.Ну,а вообще,я благодарна своему батюшке за строгость.Для такой лентяйки,как я, очень полезно слышать "свист кнута" над ухом.А без любви вера мертва.Когда дежуришь в храме,столько людей приходит со своими бедами,слезами,горем.Так жалко их,ну где еще искать утешения,как не в Господе.Еще раз поклон о.Андрею,да дойдут слова ваши до наших пастырей.
священник Александр 8 сентября 2011, 19:06
Мир Вам, дорогие отцы, братья и сестры!
Статьи о. Андрея очень глубоки и верующему человеку невозможно, познакомившись с его творчеством остаться равнодушным.
Нет пожалуй темы сложней и мучительней в деле спасения нашего,чем то, с каким сердцем приступаем мы к Таинству примирения с Господом нашим. Безусловно все мы разные, и нельзя мерить людей одним аршином. К каждому нужно подходить ЛИЧНО. Но как страшно порой слышать на исповеди не покаяние, не раскаяние, а ОСУЖДЕНИЕ.Осуждение родных, знакомых, знаемых и незнаемых,а себяОПРАВДАНИЕ.Таинства Причащения, Исповеди и вообще все, НЕ СОВЕРШАЮТСЯ автоматически. И если ты пришёл ко Христу чтобы пред Ним осудить другого, а себя оправдать,то не узришь ты Царствия Небесного в своём сердце и приступишь себе в осуждение.
Дорогие братья и сестры! Грех, по определению свв.отцов 6-го Вселенского собора-это БОЛЕЗНЬ души.Разве в больничной палате больные обвиняют друг друга?
Наталья 8 сентября 2011, 18:18
Недавно я разговаривала со своей племянницей (ей 25 лет), почему она не крестится. И она рассказала, как когда-то, когда была ещё маленькой девочкой, она с друзьями-ровесниками зашла в храм. Прислуживавшая в храме женщина обратила на неё внимание и спросила, почему на ней нет крестика. Та ответила, что некрещёная. "Как! Некрещёная!! Вон из храма!!!" -- завопила женщина и вытолкала её взашей. Я постаралась объяснить ей, что женщина эта, видимо, забыла, а то и вовсе не знала слова Христа: "Не препятствуйте детям приходить ко Мне", -- причём Он не имел в виду обязательно крещёных детей. Сказала я и о том, что в храм мы приходим не ко всяким там женщинам, а к Богу. "Я всё понимаю, -- ответила мне племянница, -- но что-то меня не пускает, держит".
Благое ли дело совершила эта женщина, выгнав ребёнка из храма? Побуждения-то у неё наверняка были самые лучшие.
Александр 8 сентября 2011, 16:48
Александр . Статья потрясающая . Скажу про себя : было со мной такое . Не совсем тактично со мною обошлись в храме . Стерпел и благодарен Богу за данное мне терпение . Отец Андрей , пишите как можно больше , ваши книги и статьи мне очень нужны . Спасибо Господу за нашу встречу !
Напишите мне ,если это возможно .
Артём 8 сентября 2011, 16:43
Спаси Господи за статью.
Единственное не понял про какого Макария Алтайского вы говорили. Про преподобного Макария Глухарёва или же про Святителя Макария Невского. Оба были миссионерами на Алтае.
Любовь 8 сентября 2011, 16:13
Спасибо,Вам о.Андрей,за Вашу любовь к нам грешым, за терпение!За статьи, которые пронизывают до глубин души-до слёз! И так тепло и радостно и появляется надежда на спасение.Спаси и сохрани Вас,Господи!
Ирина 8 сентября 2011, 15:53
Сергею П.

На Ваши слова : "Иоанн Креститель говорил приходящим:"кто внушил вам бежать от праведного гнева? так сотворите достойные плоды покаяния..." Священник, который отказал в крещении был прав, потому что тот человек находился под неосознательном Божием внушением и должно пройти какое-то время, чтоб это внушение переросло в сознательную необходимость крещения. А чисто механическое крещение для чего?", возник вопрос:


Интересно, а когда младенцев крестят, это механическое крещение или как по Вашему?
Галина 8 сентября 2011, 14:39
Мнение отца Андрея кажется не бесспорным. Как можно точно определить: где заканчивается неопытность человека и начинается душевная лень и небрежение к Святыне? Нужно быть святым, чтобы отличить одно от другого.
Татьяна 8 сентября 2011, 14:35
14 лет назад на меня наложили 7 летнюю епитимью. "Отбыла" срок, но с тех пор так ни разу и не причастилась. страшно - вдруг снова наложат?
Марина 8 сентября 2011, 14:01
Жизнь сама предъявляет такие требования , что мало не покажется.
Тамара 8 сентября 2011, 13:49


Господи,помилуй наш грешных! И "научи нас молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать!"
Василий 8 сентября 2011, 13:31
Александр если человек Верует то не какай экзамен его не остановит , Крещение это еще и ответсвеность, что вот я крещусь я беру на себе ответсвеность жить по заповедям , жить в служении
Наталья 8 сентября 2011, 13:04
Столкнулась с такими "строгостями", когда папу (77 лет) привела в 1-й раз на исповедь и причастие. Он инвалид, родом из того атеистического прошлого, с трудом передвигается. Когда подошел к Чаше священник начал его спрашивать, есть ли на нем крест, "недавно наверное надел..." были его слова, как допрос с пристрастием. Когда ко Кресту подходили, те же вопросы пошли про крест. Видно же было, что пришел блудный сын к Отцу, уже на пороге Вечности, мне такое слышать было удивительно и неприятно. Папа сказал, что больше в Храм не пойдет. А Храм этот единственный в городе.
Мераб 8 сентября 2011, 12:57
Отец Андрей,огромное спасибо за написанные с любовью мудрые слова!
Наталья 8 сентября 2011, 12:46
Я, имея решительный характер, на первую исповедь пошла, зная, что не все смогу сказать, только мысленно у Бога прощения просила. Причастилась. Было это не в Киеве. Когда домой вернулась, в Киев, почти год морально готовилась, и исповедалась с Божьей помощью перед Пасхой, и причастилась, но до этого момента меня не покидало сильнейшее чувство стыда перед Священником, пожилым отцом Георгием,очень чутким добрым, и к тому же мудрым, человеком, который будто стоял у меня перед глазами и говорил: "что ж ты сразу не исповедалась?".
Мария 8 сентября 2011, 12:45
Вопрос:"Что выше справедливости?", ответ:"Милосердие."В статье нет речи о механическом крещении.Речь идет о милости к павшим.
Александр 8 сентября 2011, 12:42
Спаси Господи!
Татьяна 8 сентября 2011, 12:12
Благодарю Вас за доброту, чуткость и глубокое понимание того, что происходит внутри нас.
Лилия 8 сентября 2011, 12:08
Главное в жизни христианина-Христос и таинство Евхаристии. Очень жаль, что многие священники этого так и не знают.
Максим 8 сентября 2011, 12:07
Спасибо за реальную помощь увидеть свои недостатки!!!
Наталья 8 сентября 2011, 12:00
Прочитала, как святой воды напилась. Спаси Господи за благодать. Всегда жду Ваших новых статей. Божией помощи.
Наталья.
Ольга 8 сентября 2011, 11:52
Наверное, сотый раз мысленно произношу "Спаси Вас, Господи, отец Андрей!" Одной статьей Вы очередной раз развеиваете тучи, сгущающиеся в душе от непониания, что же дальше делать и как жить со Христом, и помогаете Свету нашему Трисолнечному коснуться наших сердец.
Юлия 8 сентября 2011, 11:09
Спасибо Вам огромное за такие нужные слова!
Я очень часто стою перед выбором: либо соблюсти правило, либо пренебречь им по любви к своему ближнему. И когда я стала выбирать второе, на душе становилось тепло и легко.
Любовь превыше всего!
Спаси Вас Господи!
Валентина 8 сентября 2011, 11:03
"И жизнь продолжается, и ошибки наши те же, и не стареет Евангелие, и все ответы – в нем…"

Спаси вас Господи, батюшка. Лучше не скажешь, да и не надо...
Андрей 8 сентября 2011, 09:16
Аминь.
Александр 8 сентября 2011, 09:11
В каждом слове этой статьи чистая правда, неужели это общая тенденция. Именно так и происходит отталкивание приходящих к Богу в храм слабых в понятиях веры людей, становление которых как личности происходило во время воинствующего безбожия.
После почти века коммунистической идеологии и истязаний верующего люда народ тянется к Богу, это его выбор. И как можно таких людей отправлять назад ("сдавать экзамен").
Нужно встречать его с любовью, без осуждения.
Первокласснику же не задают решать примеры с интегралами.
И самое главное показать радость жизни в православии, несмотря на запреты и ограничения, а не нагнетать ежедневно мученические истории и фатализм.


Сергей П 8 сентября 2011, 08:58
Иоанн Креститель говорил приходящим:"кто внушил вам бежать от праведного гнева? так сотворите достойные плоды покаяния..." Священник, который отказал в крещении был прав, потому что тот человек находился под неосознательном Божием внушением и должно пройти какое-то время, чтоб это внушение переросло в сознательную необходимость крещения. А чисто механическое крещение для чего?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×