Почему священников называют отцами

Вместо предисловия

Здравствуйте, журнал «Фома». Недавно я зашел в храм. Шла служба, читали, кажется, Евангелие. Читали довольно долго и непонятно, однако я разобрал фразу, которая звучит примерно так: Христос категорически запрещает называть отцами и учителями всех, кроме Бога. У меня это вызвало некоторое недоумение, потому что в церкви священников как раз именно так и называют (отец Сергий, отец Владимир). А один мой друг-христианин говорит, что православие давно уже отошло от заповедей Христа. И как пример, тоже говорит именно об этой практике называть священников отцами. Моя православная бабушка постоянно ходит в церковь, но почему-то только вздыхает, когда я задаю ей этот вопрос. Может быть, на священников это правило все же не распространяется? А если нет, то получается, что я, будучи христианином, не могу называть отцом своего родного папу?

Олег

Беседа с прихожанкой. Фото: Анатолий Горяинов
Беседа с прихожанкой. Фото: Анатолий Горяинов
В Евангелии, обращаясь к апостолам, Христос действительно произносит слова: «...Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 8 – 10). Замечательна эта заповедь тем, что она... никогда не исполнялась христианами! С момента возникновения Церкви священников принято именовать «отцами» и «наставниками». За пределами храма, например, в школах, те же христиане, не задумываясь, называли и называют своих преподавателей учителями. И тем более это касается обращения к родному отцу.

Уже апостолы, к которым, собственно, и были обращены слова Христа, не только не запрещали, но первые начали именовать себя отцами, наставниками и учителями. Апостол Павел в послании к коринфским христианам пишет: «...Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15). То есть он называет себя духовным отцом Коринфской Церкви. Апостол Иаков советует: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). И вообще в своих посланиях апостолы очень часто использовали обращение: «дети мои». Так могли обращаться к своим слушателям только те, кого, в свою очередь, называли «отцами».

Как объяснить это противоречие между евангельской цитатой и поведением апостолов? Либо они пошли против заповеди своего Учителя, неправильно поняли и исказили Его учение – либо Иисус, не разрешив христианам именоваться «учителями» и «отцами», все же имел в виду нечто иное, нежели формальный запрет использовать эти слова в обращении к людям.

Если принять первый вариант, мы попадаем в тупик: все Евангелия написаны апостолами. Получается логическое противоречие: если они сами назывались «учителями» и «отцами», то зачем вообще надо было оставлять эту заповедь Христа в Евангелии? Ради обличения самих себя?

Если же мы доверяем ученикам Христа и, в конце концов, просто здравому смыслу, то эту заповедь надо понимать как-то иначе. В таком случае, что же все-таки имел в виду Иисус?

Необходимо прочесть эту фразу в контексте, не вырывая ее из евангельского повествования. Ведь Библия – это не набор цитат, а цельный и связный текст. Слова об отцах и учителях Христос произнес в Иерусалиме за несколько дней до распятия. Тогда в городе было особенно многолюдно, ведь приближался праздник Пасхи. Христос, зная, что с Ним вскоре произойдет, использует это время, чтобы произнести Свои последние проповеди.

Однако и тогдашние религиозные учителя народа – фарисеи и книжники – используют в своих целях людей, пришедших к Иисусу. Считая Христа лжепророком и лжемессией, они при большом количестве свидетелей пытались скомпрометировать Его, уловить на какой-нибудь фразе, что в дальнейшем могло бы послужить поводом к обвинению.

После очередной неудавшейся попытки учителей и отцов израильского народа «уловить Иисуса в слове» Христос обращается к людям с жесткой обличительной речью против их религиозных наставников:

«На Моисеевом седалище[1] сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжкие и неудобоносимые и возлагают их на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища[2] свои и увеличивают воскрилия[3] одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: "учитель! учитель!" А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель – Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник – Христос». (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 2 – 10).

Из контекста видно, что речь идет о вещах более важных, нежели словооупотребление. Христос обличает здесь определенное состояние человека, взявшего на себя учительство. Во-первых, израильские учителя сами не следуют тому, чему учат, во-вторых, болеют тщеславием.

Эти евангельские слова относятся, конечно, не только к тем, кого непосредственно обличал Иисус, но и к современным христианам и их наставникам. Во что же может вылиться учительское тщеславие, почему Христос так обличал его? Представьте, например, учителя истории, который на лекциях заявляет: «Я создатель, повелитель и двигатель мировой истории. Все, что я вам рассказываю – я сотворил сам». Наверное, ничего, кроме сожаления, такая личность не вызовет. Ведь все понимают, что преподаватель любой дисциплины всего лишь посредник в передаче знаний, а его учительство – это служение. Будь то история, математика или химия.

Тем более это относится к религиозным наставникам. Их призвание – служение Богу. И человек, который забывает это, по мнению христианства, не может называться учителем. Именно такое учительство и обличил Христос. И в таком значении последователи Христа действительно не могут и не должны называться учителями.

Если же священники учат и проповедуют, не претендуя на исключительность своей миссии, понимая, что учение, которое они проповедуют, не их собственное, и они только ведут ко Христу, то им, как и апостолам, ничто не мешает называться учителями и отцами.

Но если вы вдруг услышите, что некто, пусть даже и священник, называет себя «новым христом», «источником откровения», «основателем третьего завета» – или даже просто заявляет об исключительности своего духовного опыта как единственно верного – к подлинному христианству он не имеет никакого отношения. Очень часто именно такие люди, вырывая заповедь Христа из контекста, толкуют ее как запрет словоупотребления и строго-настрого запрещают именовать себя отцами, наставниками и учителями. Обычно в сектах все называют друг друга «братьями». Что же меняется от этого? Да ничего! Можно выпустить тысячи инструкций, запрещающих слово «отец», но при это стать самым настоящим идолом для своих последователей. При этом скромно именоваться «братом». Но какая разница, кому обманутые люди отдают свои квартиры и рабски, фанатично подчиняются – отцу Х или брату Y?

Тех, кто внес наибольший вклад в развитие христианского вероучения, принято называть отцами и учителями Церкви. Но они никогда не присваивали себе звания спасителей человечества. Апостолы сравнивали себя с земледельцами, работающими на поле, которое принадлежит Богу. Поэтому священники – духовные отцы и учителя, всегда очень боятся стать Отцами и Учителями для своих духовных чад, т. е. вместо Христова учения учить чему-то своему, и вместо того, чтобы вести человека ко Христу, привести к себе.

Роман Маханьков

11 октября 2011 г.

[1] Моисеево седалище – метафорический образ учительства. Именно пророк Моисей на горе Синай принял от Бога и переедал Его Закон израильскому народу. То есть он был первым учителем Израиля.

[2] Хранилища – повязки или коробочки со словами заповедей Божьих, которые учителя еврейского народа делали на лбу и на руках в соответствии с повелением Самого Бога. Такие повязки назывались «хранилищами», потому что хранили народ от забвения Бога.

[3] Воскрилия – для того, чтобы израильский народ не забывал Бога, Он повелел пришивать к краям одежды гиацинтовые кисти. Таким образом, «воскрилия одежд» состояли из пурпурно-голубых кистей, пришитых к краям верхней одежды евреев. И «хранилища», и «воскрилия» должны были только лишь напоминать народу о Боге. Но религиозные учителя Израиля превратили их в символы своей власти.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Максим22 октября 2017, 10:36
https://youtu.be/guVj40MN594
Алексей21 марта 2014, 07:54
У Православных - один отец и учитель Христос, а у протестантов и Будда и Конфуций, и Рерих, и Кришна и иудейские равины. А Христос у них один из богов в Пантеоне, где главная фигура это ДОЛЛАР. И католики движутся в том же направлении.
Арсений, прихожанин РПЦ18 ноября 2013, 22:03
"Итак идите, НАУЧИТЕ все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19)". Представляется, что в этой прекрасной заповеди ГОСПОДЬ БОГ наш ИИСУС ХРИСТОС САМ нарекает (назначает) Святых Апостолов учителями, так как "научать", "учить" могут только учителя. Иначе ОН бы Апостолам заповедовал не "НАУЧИТЕ все народы", а например "свидетельствуйте всем народам", либо "расскажите...", или "распространяйте..."
Мне кажется, что истинным христианином является тот, который наряду с другими заповедями Священных Писаний соблюдает заповеди, закрепленные в частности в стихе 37 главы 6 Евангелия от Луки. Нам не нужно забывать, что ХРИСТОС заповедовал нам любить друг друга.
Алена 1 октября 2013, 22:15
Здраствуйте всем,Я НЕ СОГЛАСНА С ВАМИ ЧТО АПОСТАЛЫ НАЗЫВАЛИ СИБЯ ОТЦАМИ,ВИТЬ ОНИ ОБРАЩАЮТСЯ НЕ ОТ СВОЕГО ИМИНИ,А ОТ ИИСУСА ХРЕСТА,Вить ОН ГОВОРИЛ ЧЕРЕЗ НИХ!Я ТОЖЕ НЕДАВНО ПОЗНАЛА ИСТИНУ И ЧИТАЮ БИБЛИЮ,НО Я НЕ ХОЖУ В ПРАВАСЛААНУЮ ЦЭРКОВЬ,ВСЕМ БОЖЕГО БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ!
валерий17 июня 2013, 22:15
есле кто говорит у нас вера лучшая.Пусть почитает Святое Евангелие и есле Господь посчитает нужным ему открыть больше и верить нужно правильно.Священником становится не каждый Бог выберает.Вера одна Бог Один крещение одно.Православие правоя сторона Бога.Если и так не поймут то задайте вопрос.От кого было Крещение на Руси.С Богом.
Валерий13 июня 2013, 21:30
Господь Бог сказал когда буду делить людей козлов по левую сторону а о овец по Свою правую сторону.И У нас правое словение.Бог всегда прав. еще когда в школе по истории проходили какую князь веру примет я в то время не знал где находятся православные я переживал и ждал следующего урока чтоб узнать какую князь принял веру в учебнике не было написано и еслеб князь Влодимир принял другую веру.Я оставил бы всех своих родных близких друзей и уехал туда где православные.Сейчас спасибо Богу знаю что человек сам от себя ничего не может есле не дано свыше.С Богом.
Ильяс29 апреля 2013, 14:48
Мир вам, комментаторы!
Советую почитать Евангелие от Апостола Варнавы, он был гораздо ближе к Иисусу, мир ему, чем Павел. У вас сомнения рассеются относительно чего вы препираетесь!
Антоний27 июля 2012, 19:03
Эдик, к сожалению, вы плохо читали Библию.

Итак,
//1. крестятся во имя Отца и Сына и святого Духа а Библия учит во Имя Христа
Открываем Библию: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф.28:19)

//2. Поклоняютс идолам (картины стенные надписи и прочее)
Мы поклоняемся Богу. Если вы считаете, что изображать Бога нельзя, то тем самым не верите, что Он воплотился, был видим и осязаем. Короче говоря, "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины" (Ин.1:14). Смысл ветхозаветного запрета состоял в том, что Бога никто в те времена не видел, поскольку Он ещё не воплотился. С очевидностью это вытекает из книги Второзакония: "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира" (Втор.4:15-16).


//3. Называют себя отцами
Апостолы называли себя отцами, поскольку к христанам обращались как к чадам:
Апостол Иоанн Богослов: "Дети мои! сие пишу вам..." (1Ин.2:1)
Апостол Павел: "Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал.4:19).
Подумайте сами, кто прав: вы или апостолы. И если апостолы, то почему...
М.б., вы и своего кровного отца отцом не называете?

//4. крестятся от лба (где это вообще взяли)
При чём здесь это?

//5. Отпевают грехи смертным (вообще абсурд)
Абсурд говорить "Отпевают грехи смертным" как с точки зрения русского языка, так и смысла. Что вы имели в виду?

//6. Ставят свечки (смешно) кому за упокой ...
Вновь нет конкретной претензии.

//И при этом серебролюбивы ....
Увы, Церковь есть корабль спасения, а не только прибежище тех, кто уже спасся. Представляете, Иуда был в окружении Иисуса Христа! Вот он Его компрометировал!

//и еще много чего мог написать Вот почему я не православный а Христианин и придерживаюсь учения Христа по Библии...
Вы придерживаетесь карикатуры на учение Христа. Истинное учение сохранили мы, поскольку мы в Церкви, которая есть "столп и утверждение истины" (1Тим.3:15), и "врата ада не одолеют ее" (Мф.16:18).

//А их учение это прямая дорога в Ад...
Всё с точностью до наоборот.

//ну не как не соответствует Библии
Читайте Библию внимательнее (примеры см. выше).

//И при этом Они уча этому не боятся Бога ..Видимо Бог закрыл им глаза и уши..Да простит их Бог
Увы. Ослеплены вы сами.
Эдик25 июня 2012, 23:28
Не хочу обидеть никого из православной веры....но эта вера - не вера а заблуждение...
С Библией много что не сходится....все учения по догмам...
Но в мире истина только в Библии..
Например
1. крестятся во имя Отца и Сына и святого Духа а Библия учит во Имя Христа
2. Поклоняютс идолам (картины стенные надписи и прочее)
3. Называют себя отцами
4. крестятся от лба (где это вообще взяли)
5. Отпевают грехи смертным (вообще абсурд)
6. Ставят свечки (смешно) кому за упокой ...
И при этом серебролюбивы ....и еще много чего мог написать Вот почему я не православный а Христианин и придерживаюсь учения Христа по Библии...
А их учение это прямая дорога в Ад...ну не как не соответствует Библии
И при этом Они уча этому не боятся Бога ..Видимо Бог закрыл им глаза и уши..Да простит их Бог
Ирина 1 апреля 2012, 16:17
Не совсем уверена в правильности толковая. Апостолы - тоже люди были,и ничто людское им не чуждо. Это я о том почему они стали сами называть себя отцами. Думаю,надо придерживаться Святого Писания!
Алексей27 марта 2012, 10:51
Каюсь, бывают совпадения, Очень похож)
Николай24 марта 2012, 20:42
Алексею:
Если внимательно посмотрите на фотографию, то увидите, что сделана она в Псково-Печерском монастыре, а если по ней кликнете, то попадете в фотогалерею снимков насельников этой обители, на некоторых из которых обнаружите того же схимника, никакого отношения к "старцу" Херувиму не имеющему.
Алексей19 марта 2012, 22:59
Статья нормальная. Непонятно только что на фото делает называемый "старец" Херувим, человек к Московскому патриархату отношения не имеющий http://www.anti-raskol.ru/pages/147
анатолий21 декабря 2011, 15:13
что-то невнятное и неубедительное изрек Роман.
Даже если Апостолы назвали своих последователей дети мои из этого не следует, что можно заповеди нарушать.
Сейчас в РПЦ называют отцом и батюшкой молодого священнослужителя не достигшего и 30 лет. Неудобно даже обращаться, когда тебе 65, а иерею 25 со словами "батюшка"
сергей14 октября 2011, 13:21
Алксандр,судя по-высказыванию,вы не относитесь к православной церкви.Тогда и имею вопросы:
1.а у вас крестят через троекратное погружение или один раз окунают?
2.женщин причащаете?
3.книги вашей организации читаете?
..но об этом в писании ни слова.Значит вам грех
Николай14 октября 2011, 11:58
Сказал это не для того, чтобы возбранить нам называть отцами родителей плотских или духовных, а для того, чтобы мы знали, Кто по преимуществу и в собственном смысле Отец ваш. Такой Отец у нас – один Бог на небесах, а отцы плотские и духовные – скорее содействователи и слуги Его в рождении нас. Итак, говорит: отцом себе по преимуществу и в собственном смысле никого не называйте на земле, потому что такой Отец – на небе: один Бог в трех Лицах.
смирнова татьяна13 октября 2011, 22:49
Мы называем отцом того,кто произвел нас на свет и так же можем назвать человека отцом,пусть и не родного,но воспитавшего нас,если родного нет рядом.Что считается главнее?По моему главное и то и другое-без родного меня просто не существовало бы,а воспитавший сделал мою жизнь полноценной.
Александр Сабуров13 октября 2011, 19:53
Если же мы доверяем ученикам Христа и, в конце концов, просто здравому смыслу, то эту заповедь надо понимать как-то иначе. В таком случае, что же все-таки имел в виду Иисус?

Учите тому,что написано в Писании.Зачем прибавляете?
Это грех.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×