Деревня «Караул!»
Нигде такого разорения и запустения, как в русских селениях, нет

Источник: Столетие.Ru

В письме, что пришло в редакцию «Столетия», говорилось, мол, вымерло село, остались два человека, и вот когда совсем невмоготу, они выходят на крыльцо и кричат «Караул!» Их никто не слышит, а они все равно кричат, пока не станет легче.

Я тут же представил себе, как два согбенных, отживающих свой век человека – в латаных валенках и затасканных телогрейках – отворяют присыпанную сугробом дверь и, задохнувшись холодным и резким степным ветром, кричат слабеющими голосами: «Ка-ра-ул...».

В этом крике все: отчаянье от болезней, старости, надвигающейся немощи; страх от возможности умереть в холодной избе, и никто не узнает о твоей кончине, – так и будешь валяться, пока какой-нибудь случайный путник не натолкнется на заброшенную в степи, занесенную сугробом хату; надежда – а вдруг кто-нибудь услышит, придет, отогреет сердце душевным разговором, уймет боль в ногах и пояснице. В этом крике обида и на детей, которые забыли своих престарелых родителей, мыкаются где-то на чужбине, отбившись от своего, и не прибившись к чужому берегу. Боль и тревога за внуков: мы-то – худо ли, бедно ли – свою жизнь прожили, а у тех еще все впереди, и Бог весть, как сложится, когда все так неспокойно. И еще какая-то душевная, глубинная жалоба на огромную несправедливость, когда кажется, что и не жил еще, все надеялся – завтра, потом, а уж жизнь прожита, и ничего не исправишь, не изменишь, не вернешь, и жизнь оказывается большим обманом, только непонятно, кто обманывает и зачем...

Увы, это не литературное воображение автора.

За прошедшие с развала СССР 20 лет в стране не стало 23 тысячи населенных пунктов, из них 20 тысяч – сёл и деревень. Еще 20 тысяч – на грани вымирания, в них осталось по 5-7 стариков.

Я бывал в этих деревнях и видел этих стариков. На зиму, когда уедут последние дачники, а землю скует морозом, они обычно сбиваются в одну избу. И не только для того, чтобы таким образом сэкономить дрова и электричество. Вместе не так страшно. А главное, чтобы не помереть в одиночестве. А если и порознь живут, то каждый день навещают друг друга, чтобы убедиться, что сосед жив и не болен.

В деревне Новые Авгуры Кадошкинского района Мордовии осталось всего два мужика. Один выращивает скотину, другой делает срубы. Каждый живет своим хозяйством, а встречаются лишь для того, чтобы обсудить случайных путников, забредших в деревню. Потому что главную опасность для себя они видят не в диких зверях, не в холоде и голоде, а вот в этих незваных гостях.

Кировская область каждый год теряет на карте до 70 населённых пунктов. Только за последние 20 лет в регионе не стало 1300 деревень. Готовятся «к списанию» ещё 40 населённых пунктов. Среди «умерших» – деревня Марковцы. Остов дома, внутри которого уже выросло дерево, вот и все, что сегодня напоминает о ней – это ли не символ нынешней русской деревни? А ведь здесь когда-тобыло 15 жилых домов. Среди умирающих и деревня Пронинцы, что в нескольких километрах от Марковцев. Живут в ней, как и в Новых Авгурах, всего два человека. Старик Ивани Галина, она помоложе. Говорит: «Пока год-два поживем, а дед умрет, я здесь одна не останусь, уеду».

76-летний Владимир Быков когда-то жил в красивом селе на холме с церковью, прудом и примерно 30 домами. Сегодня он последний, оставшийся здесь человек – оборванный и забытый в своем доме из двух комнат. А умрет – сельцо Исупово Костромской области, затерянное в снегах центральной России, умрет вместе с ним.

На картах Костромской области, как и Кировской, от десятков деревень остались одни названия: Половиново, Северный, Ульшма, Трасса, Усть-Сенная, Стеклянный завод, Ошурка, Игошино…

В Дьяково живут восемь семей. В соседнем Козино, где много лет назад закрылся сырный завод, две. В Домнино домом для большинства оставшегося населения стал православный монастырь. На много миль вокруг единственный человек, имеющим постоянную работу, – тракторист Николай Кузнецов, который зимой чистит дороги к обезлюдевшим деревням.

Но чаще всего дороги к ним никто не чистит, они заметаются снегом – ни пройти, ни проехать. Живут зимующие в них жители тем, что вырастили на огородах, собрали в лесу и купили у заезжих торговцев за лето. Когда заканчиваются припасы – в основном хлеб, крупы, кто-то из тех, кто покрепче, надевает на плечи рюкзак и на лыжах пробивается к большаку, к автолавке.

Накануне холодов просят трактористов из ближайших деревень вырыть на кладбище несколько ям. Ведь, не дай Бог, помрет человек, могилу в мерзлой земле старикам не осилить. Не оставлять же покойника на растерзание диким зверям.

Боятся старики не зря. В соседних деревнях могут жить не только такие же, как и они, бедолаги, а Бог знает кто: лихие переселенцы с Кавказа, нелегалы из среднеазиатских республик. А то и бродячие цыгане, бомжи, рецидивисты. Те могут отобрать и последнее. Или заставить жить по своим законам. Примеров таких хоть отбавляй.

Старицкий район Тверской области во время двух чеченских войн облюбовали чеченцы. Они скупали пустующие дома и селились кучно. В иных деревнях приезжих оказывалось больше, чем коренных. И жили они по своим законам, чувствуя себя хозяевами, а не гостями, заставляя и местных жителей жить по законам гор.

– Мне маленький чеченец сказал: «Ты здесь НИКТО, а я КТО!». Откуда это у него? – удивлялась одна из жительниц деревни Луковниково.

– Население района сокращается, очень низка рождаемость. Ни для кого не секрет, мы вымираем, – говорил мне с горечью глава района Сергей Журавлев. – Хотим мы этого или нет, пустующие земли все равно будут кем-то осваиваться – другими нациями, народностями. Можно, конечно, искусственно ограничить миграцию, но результата это не даст...

Специалисты утверждают: ещё 20 лет такой политики, и деревенский уклад может исчезнуть, а деревенская жизнь стать своего рода современной Атлантидой. Да что там уклад. Мы вместе с деревней теряем контроль над территориями, над страной. Кто занимает оставляемые земли? Никто не знает, нет такой статистики.

Валерий Михайловский – врач, писатель, этнограф из Нижневартовска долгое время был защитником интересов коренных народов ХМАО – ханты, манси, ненцев.

Однако, пройдя с экспедицией от Петербурга до Сургута, он пришел к выводу, что спасать надо прежде всего русскую нацию. Нигде такого разорения и запустения, как в чисто русских деревнях, нет.

– Вымирающий народ – это русские! Такая красивая природа, замечательные леса, дичи полно, и – умирающие деревни. Жутко! Представьте: стоят избушки черные, покосившиеся, придавленные снегом. Следов вокруг нет, всё брошено. Стекла разбиты. Окна – что пустые глазницы на черепе – слепые дома стоят. Все мы – слепые, страна слепая, потому что главной беды не видим. Мы слепые без этих деревень, без их жителей, без отсвечивающих на солнце окон, без тропинок, которые должны бы вести к каждому дому, без лая собак, без дыма над крышами. А где осталось несколько человек, впечатление, что это трупы ходячие. И не старики еще вовсе, люди по 40-50 лет, а выглядят древними, немощными. У них даже выветрилось нормальное человеческое любопытство. Мы заехали в деревню – а они и не спрашивают ни о чём, им ничего неинтересно. Устали люди от самой жизни. Это страшно. Нужно спасать русскую деревню, потому что культура этноса держится именно на ней. Город всех унифицирует, стирает различия между нациями, корней своих никто не помнит. Не будет деревни – не будет культуры, не будет нации.

Но есть и другая опасность. За 20 лет реформ мы потеряли не только 20 тысяч деревень, но и 20 миллионов человек – как во второй мировой войне.

У нас население продолжает сокращаться. А в мусульманских республиках, наоборот, растет. У нас демографический спад, у них демографический взрыв, последствия которого сами эти страны преодолеть не в состоянии.

В Таджикистане за последние 10 лет народа стало почти на полтора миллиона больше, прокормить себя за счет собственных ресурсов республика не может, хотя большая часть естественного прироста приходится на сельскую местность. Такая же ситуация в Узбекистане с той лишь разницей, что его население в четыре раза больше. Численность жителей ежегодно возрастает почти на полмиллиона человек. И две трети естественного прироста приходится на сельскую местность, что ведет к быстрому росту аграрного перенаселения и безработице. В Киргизии темпы демографического роста ниже, зато гораздо хуже экономическая ситуация, а крайне нестабильная политическая ситуация побуждает население к эмиграции.

Поредевшее же русское население жмется к Москве и крупным промышленным центрам, оставляя пустующими огромные территории. На них давно положили глаз не только наши ближайшие соседи, но и заокеанские.

Редакция одной японской газеты опубликовала открытое письмо американки, которая предлагает всем японцам переехать в Россию, выкупив аналогичный по размерам участок земли на ее территории, и построить там новую Японию, используя свои родные острова лишь как курорт для посещений, но не как место постоянного жительства.

Все это можно было бы принять за неудачную шутку, если бы не горькая действительность. Дальний Восток давно осваивают иностранцы – китайские фермеры. В центрально-европейский район по специальной программе предлагается переселять безработных жителей северокавказских республик. Более того, в свое время госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что шикарные сибирские земли для одной страны слишком жирный ломоть. Что за этим поможет последовать, нетрудно предугадать.

Вот какие картины видятся за тысячами брошенных деревень.

…Я ехал в Камышинку кричать вместе со стариками – «Караул!». Выйти на шаткое крыльцо и выкрикнуть, как выплеснуть из себя, всю боль нашего издерганного, распадающегося, сумасшедшего времени. Захлебнуться криком, как ветром, как горькой водкой – за всех отчаявшихся, обнищавших, покалеченных Афганистаном и Чечней, облученных Чернобылем, обожженных национальной ненавистью и опаленных братоубийством. За всех обиженных, больных, обманутых, осиротевших, ожесточившихся...

А Камышинка оказалась живой. Узнав, что в деревню кто-то приехал, потянулись к машине люди. Заговорили все разом, вроде как и не со мной, а друг с другом, спеша выговориться.

– Хлеб-то три дня в неделю привозят, уж мы и рады...

– А заболеешь, так у каждой какие-то таблеточки есть. Может и не годны, а все пьешь – вдруг поможет.

– Нам бы только дорогу намостили. Ведь прихватит – ложись в колею и помирай...

– На другом краю слепой фронтовик живет – без воды, без дров. Может, он «Караул!» кричит?

Фронтовиком оказался Дмитрий Федорович Самошин. Контузия лишила его слуха. А после войны уже в колхозе наметом прижало спину. Теперь не только не слышит, но и не видит. Детей нет, надеяться не на кого. Но самое горькое, государство не признает его фронтовиком. Какую-то нужную бумагу утерял, когда в войну выбирался из окружения, и теперь никак не восстановит.

– Он уж и плачет: как я ни воевал, а про меня забыли, в пенсиях с бабами уравняли, – говорит о муже Анна Петровна. – А то норовил руки на себя наложить, так я даже колодец во дворе завалила.

Одну зиму Самошины уезжали к племяннику в город, но вернулись. Тут, в Камышинке, и земля своя, и воздух роднее. Сядут рядком на завалинку – дома! А то Дмитрий Федорович возьмет в руки гармошку да запоет: «Прощай, страна моя родимая...». Люди плачут.

Все, все, все! Я понял, что больше не выдержу. Да сколько можно душу-то рвать? И одни ли Самошины в таком горе? За что же, за какие прегрешения выпала такая доля русской деревне?!

И вдруг подумал, что все мы, по сути, жители деревни Камышинка. А точнее, вся страна – одна большая деревня «Караул!». Когда я собирался в Камышинку, мои знакомые просили меня взять их с собой. «Караул!» крикнуть хотелось многим. Я, как бы отшучиваясь, обещал покричать за всех. А выходит, подвел.

И вот однажды оказался в совсем заброшенной деревне. Ни одного жилого дома, ни одной живой души. Вот здесь, подумал, и исполню обещанное. Вышел из машины. Взошел на крыльцо одного из оставшихся строений. Распахнул дверь. Изнутри повеяло нежилой сыростью. Вот и хорошо, подумал я, вот и ладненько. И никто не слышит. И не стыдно. Открыл рот. Набрал воздуха в грудь...

И вдруг испугался. Что не выдержат нервы, рассудок, сердце. Сошел с крыльца, пошел к людям. Не добро быть человеку едину. Давайте кричать вместе...

Александр Калинин

Источник: Столетие.Ru

17 октября 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Наталия 4 августа 2016, 12:55
Не так то просто уехать, а очень хотим с мужем. Но я реалист, вот мое видение ситуации:
В глуши страшно - там бандиты, ни больнички, ни магазина, ни храма, ни полиции.
Да и не в глуши не так то просто.
Тут надо квартиру продать, там дом купить. В идеале иметь две квартиры -одну продаешь и уезжаешь, другую сдаешь.
Работы там нет, получается жить будешь на то что вырастишь(скотина + огород).
Скотину держать - так комбикорм покупать надо, муку покупать, материалы строительные покупать, лекарства покупать и на другие нужды деньги обязательно понадобятся, а где их потом брать?
Хозяйство содержать - надо быть физически здоровым и крепким, а сейчас многие уже после 20 лет как коряги старые с кучей хронических заболеваний.
Вот так как то. Спаси всех Господи.
Olga 19 июня 2015, 08:38
А я хочу жить в деревне, но я онколог. А в деревне онкологи не нужны. Или вычеркнуть 19 лет жизни и стать просто фермером?
Olena Yeromenko 3 марта 2014, 23:27
Геополитическая война . К сожалению для всех нас в городах меньше насиления чем во время СССР , в селах и городах темболее половина населения СССР стерта с лица земли . Это геноцид нашей словянской нации . Смотрите статистику до развала и после . К этому деторождаемость , оброзование , какое количество раз было объявлено о переселенцах вычитывайте количество въеховших и высчитаете результат катострофический . Плюс статистика смертности и количество лет проживания . Статистика заболеваний у населения .
Николай 14 января 2014, 18:58
Я то же за переселение в деревню,брошенную или полузаброшенную не столь важно,но важно что через 10-20 лет места для русских уже не останется,всё заселят "братья"из бывшего СССР,сейчас они просто скупают дома для прописки,им главное что бы один влез,а там и весь аул приедет и через некоторое время все они станут россиянами,вот тогда уже "КАРАУЛ" поздно будет кричать.
Горец10 января 2014, 18:01
Сравнивать китайских и иных гастарбайтеров (таджиков, украинцев, узбеков)с жителями С.Кавказа некорректно - последние являются полноправными гражданами и имеют право жить там, где хотят, лишь бы соблюдались законы РФ. Советую, кстати, посмотреть худ фильм Старухи. А деревню русскую жалко. Что ж так бестолково там всё устроено, ничего никому не нужно. Конечно, нет инфраструктуры. Но коли переедет в деревню учитель или врач, то , считай, начало школе и больнице положено. Толковому человеку в деревне всегда будет чем заняться: лесопилку поставить, землю обрабатывать, сады разбить,скотоводство наладить, пчеловодство. Вон Стерлигов как развернулся, - настоящую усадьбу устроил. Скученность в городах до добра не доведет, если какая-то катастрофа случится, первыми пострадают горожане, ибо ни к чему не приспособлены. А земля всегда прокормит. В деревню, православные! Возрождайте Россию.
Виктор Николаевич15 октября 2013, 19:31
К А Р А У Л !!!я тоже кричу.!!!вот уже 15 лет кричу...приехал сюда из снг.и мыкаюсь .думал обживуси и детей собиру .ан нет.мыкаюсь по сараям..пеньсия мала жить лучше...за квартиру не хватает .вот и задумал уехать в такую деревню чтобы жить пока ходишь.а пот ом как в блокаду -шол шол -упал и застыл...
Анатолий 7 января 2013, 01:21
Не растраивайтесь люди!!! Во всем мире, а не только в России народ едет из деревень в города. А тажжики - городские дворники это тоже люди из кишлаков где нет работы. Мелкие деревни надо закрывать переселять людей в крупные села с нормальной как в городе инфраструктурой и сельхоз - производством. К чему вообще это статья? Хотите кричать караул? Может быть лучше кому то помочь?
Людмила l.yasinskaya@gmail.com 3 января 2013, 07:28

Я тоже собираюсь поселиться в родной деревне, она не вымерла в прямом смысле, но по сравнению с прежним моральным уровнем населения, сильно деградировала. Родной брат моей бабушки прошел всю войну, моряк Черноморского Флота, вся грудь в наградах, а его внуки - лечатся от алкоголизма. Мои предки - переселенцы из Правобережной Украины и старообрядцы из России, жили на этой земле более трехсот лет, сейчас же остались от коренного населения единицы, а молодежь уехала в поисках легкой жизни или за длинным рублем. По моему глубокому убеждению, наше теперешнее плачевное состояние не случайно, последние сорок лет нас очень сильно и поголовно развращали с экранов телевизоров, в системе образования, начиная с детсадов. В детстве я наблюдала, как жили общиной в нашей деревне, как строили друг другу дома, двери не закрывались, соседи были как родственники. Сорок лет назад в деревнях все люди были просто святыми, я только сейчас это стала понимать. Раньше в семьях было по десять и более детей, моя мама имела многочисленную родню, поэтому и было, кому защищать Родину от фашистов. А когда стало в семье по одному- двое эгоистов, боящихся за свою шкуру, вот и оказались в зависимости от глобалистов. Теперь для возрождения нации необходимо вывозить детей из этих богомерзких городов, объединяться в поселения и жить традиционным патриархальным укладом.
Анна 1 января 2013, 15:23
Я тоже хочу перееехать в деревню, меня останавливает только страх перед бандитами.Ведь полиции нет.
Маргарита31 декабря 2012, 00:03
Я мама троих детей. Живем в областном центре дотационной (= вымирающей) области. В округе на расстоянии 10 км от города деревни мрут. Хозяйств нет. Остались одни дачники. Многодетных у меня знакомых много. В городе им, да и мне тошно. Но проблема переселения в деревню у всех одна - отсутствие дорог. Обычных асфальтовых с освещением, чищенных зимой. Строиться за свой счет еще реально, даже всладчину ставить миниэлектростанцию, но вот дороги мостить... А сейчас условия такие: газа за городом нет и не будет, грунтовые дороги только с апреля по октябрь, электричество с перебоями и совсем не 220 В, как в городе.
Были в Белоруссии. Там дороги классные делают. К каждой деревне асфальт ведет и хорошее автобусное сообщение между деревнями и районными центрами. Деревни живут. Кто получше, кто победнее, но не вымирают.
мария17 марта 2012, 21:44
Зовут меня Мария. Я православная христианкамне56 лет.Ясобираюсь ехать жить в такую деревню в глушь.После 2-х лет обдумывание конкретно решилась. жаль что2 года потеряла.МУЩЧИНЫ !!!кто хочет жить свободно .вольно. с природой как мы раньше жили выросли вдеревне---вспомните!!!!!Прошу переселится в месте Давайте соберемся женщины мущчины если нас 5-6человек или семей ЭТО уже целая деревня!!!!!!!!!!!!!!!!конешно мы не МОЛОДЫЕ но мынабрали мудрости.......... .Мой т89196542101 РАНЬШЕ ЛЮДИ ЖИЛИ ХУЖЕ ВОЙНА РАЗРУХА НО ДЕРЕВНИ ЦВЕЛИ,,,,,Внаше время жить можно!!!
Анатолий28 октября 2011, 17:14
marta респект
marta21 октября 2011, 10:46
А мы вот с мужем надумали (ещё до этой статьи) перебираться из города в село.Нам по 36 лет.Ребенку 10.Хорошо, что у мужа работа к городу не привязана (дальнобойщик). Высматриваем дом, ищем развитую инфраструктуру - школу, больницу. Сами понимаете, что с ребенком в глушь не залезешь. Но в городе жить не хочется - быть рабом каменных джунглей, заложником ЖКХ и потребительства модных новинок, копить всю жизнь на квадратные метры...Хочется свободы и покоя, и красоты.
Cергей19 октября 2011, 12:13
Пора нам всё-таки признать, что бедствия народные есть следствия какого-то укоренённого в наших душах греха. Не хочется сто раз повторять банальности, но не нужно и забывать их: все мы имеем потрясающую склонность к греху Каина. Русский человек не любит помогать даже родным братьям. Это ужасно, это вызывает эмоции, желание спорить, но это правда. В гражданской войне Русские люди убивали друг друга с неслыханной жестокостью. Нельзя считать, что люди страдают за свой грех; скорее всего - наоборот, люди страдают за грехи тех, кто их бросил, не защитил и не защищает. А вина ложится на всех, ибо равнодушие и бездействие есть соучастие. Давайте навсегда запомним слова свт. Николая Сербского: "Просящий просит по своему христианскому праву, а дающий даёт по своему хритианскому долгу", и будем поступать так. И если в нас образуется навык повседневного и ежечасного милосердия и жертвенности, то далее Господь Сам соберет нас и научит - что нам делать. Без этого никакие усилия, никакие стройки и никакая организация ничего не сможет исправить. Грех Каина должен быть преодолён и изжит.
Илья19 октября 2011, 02:50
Для тех, кто хочет ехать жить в село, скоординироваться сейчас проще, чем когда бы то ни было. Координируйтесь через интернет: в любой деревне, где есть мобильная связь, можно выйти в интернет и обменяться всей необходимой информацией с любой точкой мира. Пожалуйста, координируйтесь, кто хочет. Создавайте сайт, группы в социальных сетях, ищите заинтересованных, собирайтесь в общины, налаживайте взаимодействие между общинами, развивайте экономику села.

Интересно, много ли реально заинтересованных?

P.S. То, что у нас село вымирает, есть прямое следствие деятельности советской власти (коллективизация, раскулачивание, колхозы). Удивляться нечему.
Дионисий18 октября 2011, 18:39
Многие люди хотят уехать в деревню, НО их надо организовывать! В одиночку не справиться.... а собрать семей 10 на первое время и можно хозяйство делать! Ну что в этом городе? Суета одна.....
Евгения18 октября 2011, 17:00
/Редакция одной японской газеты опубликовала открытое письмо американки, которая предлагает всем японцам переехать в Россию/
Братья и сестры! Страшно же! Американцы совсем с дубу рухнули - нашу территорию перераспределять, к себе бы лучше позвали! Но самое страшное - она права. Им (и другим народностям) земля нужна, а нам, получается, нет! А что делать-то? Кроме насильственного массого переселения людей из Москвы в сельскую местность, наверное, ничего не поможет.

Кстати сказать, киргизы, узбеки и иже с ними едут не в деревни, а именно в Москву и подмосковье. Было бы логично предлагать (настойчиво предлагать) им альтернативу, раз сами не пользуемся...
костя, 44 года18 октября 2011, 14:08
Хочу найти православную жену и рвануть в деревню, в какую-нибудь православную общину. Город-это сущий ад!
р.Б.Анатолий18 октября 2011, 13:33
Спаси Господи! Согласен с Дмитрием! Кричать легче всего, а вот делать, кишка тонка. Нравится цивилизация, комфорт. Но и с другой стороны без храма и священника остаться не хочется. Как быть? Спаси Господи!
Екатерина18 октября 2011, 12:29
Здравствуйте, всем, так эмоционально комментирующим.
А Вы, лично, в деревню, в которой только Ваш единственный жилой дом будет - поедете? В которой работы нет, да и вокруг ничего нет, а налоги платить надо и за землю и за дом - поедете?
И для детей школы нет, а образование дать хочется. И церкви нет. И больницы нет. Вода на улице, по-нужде на улицу, электричество с перебоями. Питаетесь тем, что вырастите.
Вы к этому готовы?
Ведь, наверняка, среди Ваших знакомых есть люди, которые уехали из деревни в поисках лучшей жизни. И Вы этот выбор, наверняка, одобрили. Чего теперь возмущаться. Вы так реагируете как-будто только из статьи узнали настоящее положение дел и за пределы населенного пункта, в котором живете не выезжаете. Кроме крика - ничего. А действенно помочь? Например, этому фронтовику или другим людям в деревнях. Узнать в чем особенно их нужды. Чего кричать - работать надо.
Елена Гурьева18 октября 2011, 11:26
Просто кошмар какой-то!!!
Татиана18 октября 2011, 11:11
Мужчины, пожалуйста, проникнетесь этой заботой и координируйтесь, если семьями начнут русские переселяться в брошенные деревни, рожать детей, строить нормальную малую инфраструктуру, дело сдвинется с мертвой точки. Это давняя проблема (вспомните "Прощание с Матерой" Распутина), в середине 80-х по распределению молодым специалистом попала в Новгородскую область. Посылали в деревни "помощь селу городов). Поразило количество брошенных деревень, беспробудное пьянство, женщины, которые в 20 лет выглядели на 30, а в 30 на 40. Безнадега. Думаю хорошо бы приглашать русских фермеров староверов, молокан, живущих за границей и мечтающих возвратиться на родную землю, обрабатывать ее, умереть на ней. Они будут примером деятельной любви и носителями высокой земледельческой культуры, утраченной нашим опустившимся крестьянством.
Viktor18 октября 2011, 10:18
Вот именно вместе! Нам сейчас нужно как никогда быть вместе! Мы народ терпеливый, но как говорится русский долго запрягает, да быстро едет, а терпение уже на исходе, нельзя нам быть врозь, нужно непременно всем вместе! Может тогда мы сможем в который раз отвратить неизбежное...
Дмитрий р.Б.18 октября 2011, 09:54
Опять только кричать.А положа руку на сердце много ли нас сможет всё бросить и уехать жить в деревню?Опять будем кричать ,что налоговых льгот нет ,света нет, дорог нет ,машин нет, школ нет,магазинов нет,кинотеатров нет.А трудиться и жить во славу Божью,подальше от разврата и "цивилизации" ,ну не такие мы ещё верующие,не так ли.А вот кавказцы и азиаты едут и живут,их устраивает жизнь в деревне.Кто виноват ,что старики живут брошеные всеми?Только сами и виноваты,как воспитали своих детей, то и получаем (ВСЁ ПО ГРЕХАМ НАШИМ).Простите меня, но виноваты во всём только мы сами ,В том числе и я грешный ,и исправляться нужно нам самим иуповать на милость Божью, а вразумление нам уже дано через всё что мы видим.Простите.Спаси Господи.
Александр18 октября 2011, 09:19
Я тоже был в таких деревнях в Кировской области. Исчезли деревня Чебакшино и рядом с ним село. Проезжал мимо еще одного села - так там камень лежит, что здесь была такая-то деревня. А от деревни только поле чистое осталось. Ни бревнышка.
Елена18 октября 2011, 06:50
Больно...
Ждать помощи деревням? Да их просто топят, как слепых котят! И нас, вместе с деревнями.
Моя тетя (Алтайский край, Рубцовский район) жалуется, что скотину НЕГДЕ пасти - с одной стороны земли взяты в аренду китайцами, не то корейцами, с другой - крупным холдингом (производство круп, муки). Местные кормят скотину сеном круглогодично, потому что на пятачке возле дома свежей травы недостаточно. Сено ПОКУПАЮТ. Конечно, все это невыгодно, хозяйство сворачивают, из деревень уезжают. Тетя цитирует президента (не знаю, насколько точно), которому "лучше крупный холдинг, чем несколько фермеров".
Я уж не говорю, что мясо и молоко посредники скупают за копейки. А самим селянам на рынок не пробиться - там настоящая мясо-молочная мафия. Тому у меня примеров тоже масса.
Мне кажется проблема не в деревнях, не в водке-наркотиках, не в педофилах - а в нашем состоянии. В том, что мы - живые мертвецы и все это легко позволяем. Мы - прутики от веника и нас по прутику ломают. Вот и все. Простите.
Вера18 октября 2011, 03:47
Плакать хочется.
Владимир Раменский18 октября 2011, 00:30
Ну, что ж, хором кричать: "Караул", куда как действенный рецепт спасения России. А выход-то в другом: пути надо менять, вместо негодящих руководителей выбирать новых, толковых. Россия ведь богата талантами. И бороться за своё право выбирать. А хоровые песнопения и крики, и слепая покорность властям... Не знаю, не знаю.
Татиана18 октября 2011, 00:22
Чего рассиропились,сопли на кулак наматываем!Не плакать,а действовать надо.Доколе будут пустовать деревни,села?Надо бросить клич.Позвать туда людей,молодые верующие семьи и семейных батюшек!Вокруг храма все и все оживают.Не сложили свои крылья,не пали духом Мересьев,Макаренко,Суворов,Ермак.А Жукову легко было?А Минину с Пожарским?Надо приехать,строить храм,рожать и жить там.Жить,не смотря ни на что.И тогда через 20 лет будет совсем другая картина.
Руслан17 октября 2011, 18:23
Малые города надо строить. Сразу с рабочими местами. По Европе едешь на авто - через каждый километр городок-деревенька-городок-деревенька... А у нас на десятки, а дальше на восток и север, сотни километров ни кола ни двора.
Феодор17 октября 2011, 16:50
Спасать людей можно только тогда, когда люди хотят спасения.
Павел Назаров17 октября 2011, 16:03
Ну, какой тут комментарий:"Караул!" Больно. Жалко. Я служил в Советской Армии ещё в 70-х в Костромской области. Рядом с частью была заброшенная деревенька. Один предприимчивый командир послал нас однажды поразжиться инструментом: всё что подруку попадётся. Хорошо помню тусклый свет в окошке одного дома и осторожный взгляд старушки из этого окна. Но тогда это была экзотика. В других местах, где мне довелось побывать, деревни выглядели вполне благополучно. Да, ситуация непростая и, решать её надо. А Кондолиза Райс пусть о своих прериях думает: там их тоже достаточно.
Александр17 октября 2011, 16:00
Побольше бы таких материалов... Правда хлещет как плеть. А мы, всё по городам, в клетках, за компами... Да уши забиваем речами "праведными", как всё хорошо то у нас... И экономика то поднимается, и рождаемость... А уж сколько православных и счастливых людей, так и вообще не счесть. Горько.
Татьяна17 октября 2011, 15:01
Горько читать эти строки, слёзы душат. Надо уже не просто кричать "Караул!" Пока гром не грянет, мужик не перекрестится! А уже давно и гром грянул и просто гроза непрекращающаяся... Встать бы всем русским миром на колени да и взывать к Богу и Заступнице земли Российской - Матери Божией! Где вы люди русские?.. Господи, спаси и сохрани Землю русскую российскую!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×