Цена добра

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 663 px. Размер файла 87577 b.
 Джеймс Кристенсен. Лепта вдовицы
Джеймс Кристенсен. Лепта вдовицы
В послании апостола Павла к римлянам есть интересные слова: «Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». О какой мудрости идет речь? Разве для осуществления добра нужно еще что-либо, кроме горячего желания его совершить?

Возможно, апостол предостерегает нас от поддельного добра, которого в мире найдется гораздо больше, чем фальшивых денег. Так, например, существует практика благотворительности с целью добиться освобождения от налогов. В некоторых ресторанах имеется специальное предложение: съедая особый гамбургер, цена которого намеренно завышена, вы жертвуете некоторую сумму в фонд помощи детям. Можно ли с чистым сердцем говорить здесь о добре? Быть может, это оригинальная медицинская технология улучшения пищеварения? Ведь еще от профессора Преображенского из «Собачьего сердца» известно, что настроение, с которым человек принимает пищу, влияет на его обменные процессы.

Мудрость, различающая подлинные и фальшивые вещи, должна бы нам подсказать, что совершить добро не то же самое, что сделать кому-то приятно. Иначе банщик или массажист окажется добродетельнейшим из смертных. Это не значит оказать кому-то услугу. В этом случае официант – праведник. И даже принести пользу – не то же самое, что сделать добро. Тогда разумные эгоисты, создающие рабочие места в беднейших регионах с целью сократить производственные издержки, должны почитаться наравне со святыми.

Сделать добро не так просто, как помыслить его. В Евангелии от Матфея есть слова Христа, указывающие на то, что зло получает бытие очень легко – человеку достаточно его захотеть: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Но нигде не сказано противоположное: «Тот, кто восхитился подвигом праведника, сам уже совершил подвиг». Для обретения бытия добру, в отличие от зла, требуется жертва: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое».

Добро не сбывается там, где нет особой драматургической логики любви. Одно дело – снять с брюха излишки жира, и совсем другое – «положить живот за други своя». Отдавая излишнее, мы не совершаем жертвы. Не случайно указано в Евангелии, что две лепты – это все пропитание вдовицы. Отдавая их, она открывает себя страданию. Только такой ценой и сбывается в мире подлинное добро.

Те мелкие услуги, которые мы привычно обозначаем громким именем добра, есть не что иное, как «приобретение себе друзей путем неправедным». В Евангелии от Луки есть притча о неверном управителе, которого господин хотел отправить в отставку. Желая обеспечить свое будущее, хитрец заручился расположением должников своего хозяина, вернув им долговые расписки. «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, – советует Христос, – чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».

Что бы ни отдал друзьям человек – кроме того, что избавляет его от боли и смерти, – он по-прежнему следует «путем неправедным», ибо возвращает в мир то, что ему не принадлежит. Все, чем располагает человек, в том числе его личные силы и способности, есть дар от Бога. Отдать это – значит отдать не свое. Вполне своим человек может считать лишь то, что уводит его от боли и смерти. Только отдавая это, можно творить настоящее добро.

Среди циников распространен афоризм: за зло расплачиваться не нужно – расплачиваться нужно за добро. И в этом есть доля истины: верный признак того, что удалось сделать что-то хорошее, – если зло возмутилось и обрушило на тебя удар. И наоборот: если у тебя в жизни решительно все благополучно, это подозрительно. Почему дьявол не мешает? Быть может, ты давно уже с ним заодно, просто не подозреваешь об этом?

Зло, в отличие от добра, не испытывается страданием, потому что оно заведомо не может быть качественным. Так, пробу ставят на золото, а не на мешок с навозом. Зло совершается проще и минует этап экзистенциальной оценки, потому что каратов не имеет. В каратах оценивают бриллианты, стекло – принимают на вес. Экзистенциальная оценка добра – страдание, которое ты за него готов претерпеть. Поэтому если ты хочешь сделать добро, то будь готов к тому, что его тщательно оценят: на сколько карат «тянет» твое добро?

Стоит вспомнить о раннехристианских мучениках. Жития святых свидетельствуют о том, что некоторые из них намеренно провоцировали гонителей в поисках мученичества. Зачем? Видимо, им не хватало виртуального, умного христианства. Их кредо: если уж за нас Христос распялся, нам ли не распяться за Христа? Эта вера требовала бытия для совершенства. Поэтому они публично заявляли о непризнании других богов и топтали турецкие фески в присутствии султана. Имея сокровище, они желали знать и являть его ценность в каратах боли. В противоположность им мы, современные христиане, в большинстве случаев ищем комфорта веры и заботимся о своих «религиозных правах», не замечая того, что уже вполне свободно усвоили язык мира сего.

Помня о том, что добро без боли не бывает, мы, по крайней мере, сохраним одну христианскую добродетель – трезвость. Ведь как порой легко обольщается совесть привычно источаемой улыбкой и смиренно потупленными взорами. Как легко сопричислить себя ко святым, облегчив от мелочи карман подле нищей старушки. Какие чувства способен вызвать благочестивый разговор в кругу друзей с твоего прихода! Но истину о нас способна сказать лишь боль свершающегося при нашем участии добра – трагичного и торжествующего.

Сергей Мазаев

18 октября 2011 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Фотиния 9 мая 2013, 23:00
Главное добро, это исполнить заповедь Бога начиная со своей семьи.В Святом Писании Бог являет себя как Существо в высшей степени ответственное и любящее Свое творение, что послал Своего Единородного Сына. для того, чтобы освободил его от власти греха и его следствий, воссоздал, обновил человеческое естество, влил в него новые благодатные силы « я же к животу и благочестию». «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин.33:34; ср. 1Ин.2:7). А отвечаем мы с вами за то, что делаем? Или отвечают родители за свое творение-ребенка, которому они предоставили жизни? Что значит для каждого из нас " любить и быть ответственным"? Прежде всего, отвечать за то, что и как сделал. « Проклят, кто дело Господне делает небрежно, …» Иер. 48:10). И такой беде подвергаем себя, не занимаясь воспитанием детей: «Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4).: «Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их»(1 Цар. 3, 13).«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8).
Наталья30 июня 2012, 21:00
Добро в две последние свои лепты бывает, наверное, от Любви... и тогда ты не думаешь, что обрекаешь себя на страдания или благодать, а просто идешь жить дальше. И "зло не приблизиться к жилищу твоему", потому что в нем уже живет Бог.
nata 2 марта 2012, 15:00
" даже такие малые дела важны Богу". Лариса, Богу не важны и не нужны никакие наши дела, он сомодостаточен. А все наши дела, молитвы, посты и все прочие добродетели нужны прежде всего нам, для осознания своей духовной нищеты. И не то важно сколько подать, а что при этом в сердце иметь, с каким чувством это сделать. А почему " приобретайте себе друзей богатством неправедным"? Думаю, наверно, потому что у нас праведного богатства не может быть по определению, т.к. все Божье ивсе дает нам он не по заслугам нашим, коих мы пред ним не имеем, а по благости Божьей и милости к нам падшим.
Егор17 января 2012, 16:00
Как просто. Как важно.
игорь 2 ноября 2011, 09:00
было это в середине девяностых годов и так же с моим однокласником Мариком.В начале 90-х он служил в прибалтике, там женился , там и остался жить.Работал моряком. Начались проблемы в семейной жизни, пьянка, измена, психбольница.бросив всё приехал домой в новосибирск. Мы с товорищем стали ему помогать, водили в церковь, устроили на работу, жил он сперва у нас потом у мамы. Казалось бы всё нармолизовалось. И вот я сижу у знакомых и разговариваю про ихнего сына-наркомана, советую ему прийти в церковь, что только там можно получить помощь. Привёл пример с моим однокласником. Но реакция зла была на следующий день. звонит мама Марика и сообщает что он повесился на работе. Многие подробности я пропустил. Но финал получился печальным. Но я всё равно буду няньчится с моим однокласником Евгением, если он сделает первый шаг, если прийдёт в церковь.(или буду молится за него если не прийдёт). Ну а статья правильно что написана, надо помоготь людям словом, делом и опытом. Истина всё равно где-то посередине!
игорь 2 ноября 2011, 09:00
Сделать добро не так просто, как помыслить его. добрый день или вечер всем кто на форуме. поделюсь о своём. передомной встает этот выбор(реакцией зла). вчера я позвонил однокласнику и он мне сообщил что один из наших однокласников(евгений) спивается, что он несколько раз лежал в психушке на лечении и что ни чего не помогает. Я сказал что пьянство, как и наркомания это в первую очередь болезнь души и лечить её надо верой. У нас в городе есть храм, в котором священник по субботам ведёт группу алкоголиков и наркоманов. Я предложил прийти Евгению в эту церковь. НО для меня теперь встаёт вопрос борьбы добра и зла за душу Евгения. и к сожалению у меня есть печальный опыт на этом поле битвы.(продолжение следует)
Нина 1 ноября 2011, 20:00
Спаси Господи вас Сергий!
Александр Салий30 октября 2011, 11:00
Спаси Вас Господи всех и помилуй,пусть все Ваши имена будут записаны в Книгу Жизни Вечной. Лучше всех сказали Лара и Ольга. А автор (Сергей Мазаев)сказал истину.Аминь.
Маша28 октября 2011, 21:00
Братья, Православные!Почему никто не обращает внимания на второй абзац статьи?Автор напоминает о предостережении от "поддельного добра" обольщающего нас,и приводит потом животрепещущие примеры из современной жизни.За что автору огромное спасибо.Давайте честно признаем:кого фраза про облегчение кармана от мелочи не задела за живое?Меня-задела.Отрезвила и взбудоражила совесть. Не знаю, может быть я неверно поняла автора в той части, где он пишет о «приобретении себе друзей путем неправедным»..Мне кажется речь здесь именно о ПУТИ(способе)приобретения друзей мелкими услугами,красивыми словами,"разговорами в пользу бедных",т.е. тем приятным для нас способом,который и противоречит словам Спасителя о "приобретении друзей богатством неправедным"-БОГАТСТВОМ,полученным нами-управителями-от Господина,и которое мы расточаем.Еще раз оговорюсь-может,я неверно поняла автора..Статья настолько многогранная и глубокая,что немудрено и ошибиться в трактовке.
Надежда28 октября 2011, 13:00
Галине.БОГ-надо всегда писать с большой буквы. Простите.
Наталия27 октября 2011, 10:00
Благодарю Машу за толкование притчи.
галина26 октября 2011, 00:00
А вы заметили что Господь сказал -все клали от избытка своего а она от скудости.... -значит приимается и то и другое, только ее лепта ценится больше ,как последнее что есть у нее.Каждому по мере его готовности пожертвовать и слава Богу ведь мы еще не святые дай бог хоть что-то отдать суметь.
Л.25 октября 2011, 09:00
Все правильно , но одного не хватает любви! В этом злом мире преизобилует добро. Я будучи злым и жадным не имея в себе ничего доброго милостью Божией своими руками могу творить доброе. И понимаю, что хвалиться мне нечем ведь это Сам Господь меня призвал и видя просто мое сочувствие, вздох о добре соделал меня Своим инструментом для творения добра ибо любое добро кем бы оно не сделано было происходит от Бога. А так как Господь Всемилостивый то не всякому своему „инструменту” посылает испытания. Испытывает всех но по разному. Это нужно понимать иметь хоть чуток мудрости. Нельзя давать младенцу твердой пищи, а взрослый не будет сыт лишь молоком. Об этом и о многом можно поучиться у святых отцов да и просто читать почуть чуть Евангелие не наскоками , а с завидным постоянством,которого нам всем так не хватает. Простите меня грешного!
Инна23 октября 2011, 20:00
О притче: вероятно, имеется в виду "Приобретайте друзей с таким рвением, какое употребил управитель, выкручиваясь из ситуации, в которую сам себя поставил". Те, кого притча смущает, как и меня смущала долгое время, могут прочитать толкование на http://www.evangelie.ru/forum/t68853.html на первой же странице. Жаль, что автор не выступил здесь. Статья С. Мазаева не понравилась: очень зелёная. И зачем редакции брать у "иеговистов" картинки из их журналов?
Евгений23 октября 2011, 11:00
Может вдовица, в первую очередь не открывает себя страданию а вверяет себя Богу,доверяет Ему. Непонятно что значат слова " вполне своим человек может считать лишь то, что уводит его от боли и смерти.Только отдавая это можно творить настояшее добро." Правильно ли измерять праведность нападками зла? Церковь осудила провоцирование мученичества. У хрестьянина не может быть все благополучно в жизни:внутри себя он постоянно ведет войну за отношения с богом, за свою праведность. Может внешние страдания даются ,чтобы пробить нашу грубую оболочку,тормошить и будить нас, заставлять трезвиться.
Владимир21 октября 2011, 20:00
Добродетель сама по себе ничего не стоит если не приводит делающего добро к СМИРЕНИЮ. Делание, так называемых добрых дел, не цель, а лишь орудие или путь к воспитанию в себе СМИРЕННОМУДРИЯ. Куча добрых дел не приведших человека к СМИРЕНИЮ, так и останется бесполезной, поскольку он даже оценить их до конца сам не может - вообще добрые они или нет. Читайте внимательно авву Дорофея http://77omega7.livejournal.com/14702.html
Оксана21 октября 2011, 14:00
Спасибо вам за слова! Спасибо, что поддержали и объяснили! Я тоже считаю, что человек, которому на жизненном пути часто встречаются испытания, просто испытывается на прочность...И не всегда беды являются наказанием за содеянное....
Марина21 октября 2011, 11:00
Не вполне согласна с автором, ибо по его мнению делание добра неотделимо от последующих искушений. И если искушений не было, то вроде как и добро ты не сотворил. Скорее логичее градацию - добро с искушения и ценится выше. Но и добро без искушений втуне не пропадает и не считается не бывшми. Не сказал ведь Господь: только эта вдова сотворила милостыню среди всех прочих. Нет, он подчеркнул, что она сотворила бОльшую милостыню. Но и другие деньги, положенные в сокровишницу, тоже милостыня, пусть даже и от избытка своего. Более того, бывали случаи, когда "двоякий" поступок человека , все равно толковался как сделанное добро. Например, случай из жизни св. Петра. Он, еще не будучи уверовавшим, с раздражением зашвырнул буханкой хлеба в назойливого нищего, ибо ничего другого не оказалась под рукой. Тем не менее поданная таким образом милостыня спасла его от ада и положила начало его христианской жизни.
Осначёва Екатерина21 октября 2011, 10:00
У соседа по даче, чудака-профессора, рабочие из какой-то южной республики разгружали машину с торфом. Сухие, как урюк, чёрные от солнца лица их имели выражение, какое бывает обычно у бомжей и бродячих собак. Хозяйка и соседская бабулька ворчали, грозно косились на угрюмых, грязных работяг, а те работали молча и быстро, надеясь еще до вечера наняться на другой участок. Но Никитич усадил гастарбайторов за стол, стал угощать чаем со сладостями, а после хорошо заплатил им, надавал с собой хлеба, консервов. Жена с подругой пилили и ругали его, жаловались, что истоптан газон, запачканы полы на кухне, брезгливо перетирали чашки от чужих рук, давно не мытых с мылом... Через пару дней обе дачи были ограблены. Вынесли всё, даже соль и спички. Несколько дней обе хозяйки, жалуясь и причитая, вывозили грязь после лихих гостей, которые попировали в их домах, а позже забрали всё, что попалось под руку, срезали старые уже провода, не побрезговали и постелями. Профессор же, утешая супругу, говорил полицейским и страховщикам, что пожара не случилось, а остальное наживём.
наталья21 октября 2011, 08:00
"Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит." - свидетельствует Иоанн Златоуст. С этим, пожалуй, и автор согласится. Наверное, он просто хотел сказать о другом, скорее всего о чем-то очень личном. Пережитом. Да и мы переживали подобное, думаю, в большинстве. И искушения, и нападения, после сердечной молитвы особенно. Но статья вышла куцая и неубедительная, к сожалению. Особенно неуместна притча о неправедном богатстве, разумеется. Мысль-то автора - проста, и ясна сразу. Вопрос-то скорее в другом. Чтобы не бояться творить то "настоящее добро", о котором пишет автор, надо молиться больше, чтобы Господь от искушений избавил. И здесь нужна духовная умеренность, наверное. И хороший духовник, в этой связи. Или Иоанн Лествичник с Аввой Дорофеем поутру-вечеру. А иначе, есть опасность стать духовными калеками. Понести "боль" сил не хватит, впадем в искушения, и пройдя горнило Божественной любви - не отольемся в меч Архангела Михаила, а отпадем ни на что негодными "кусками" железа, разве что в переплавку) Так часто бывает - вместо радости о Христе - раздраженность и осуждение, к сожалению)
Александр20 октября 2011, 15:00
(окончание) При всем этом автор несомненно прав в том, что любовь всегда жертвенна. И добро, совершаемое во имя любви, тоже должно быть жертвенным. Но мне более близок совет св. Феофана, что жертва не должна быть всегда большой. Даже наоборот, не нужно искать больших жертв, а надо делать маленькое добро, но постоянно - много раз в течение дня. Такие случаи возникают постоянно, надо просто не проходить мимо. Помню, читал это и в проповеди отца Иоанна Крестьянкина.
Александр20 октября 2011, 15:00
Статья оставила противоречивые впечатления. С одной стороны, автор пишет много верного. С другой - есть моменты, с которыми трудно согласиться. Читал с большим интересом до того момента, где автор приводит притчу о неверном управителе. Перечитал текст несколько раз и не пойму: мне одному кажется, что автор прямо противоречит Христу? Христос говорит: "Приобретайте себе друзей богатством неправедным", а автор "приобретение себе друзей путем неправедным" явно не одобряет. Странно. Спасибо Маше, которая привела хорошее толкование этой притчи. И опять, насколько я вижу, позиция автора противоречит толкованию священника. Священник говорит, как и Христос, что надо любое имеющееся у нас богатство обращать на дело добра (и тем самым спасения). А автор - что далеко не все отданное таким образом будет добром. Хочется спросить: а чем тогда это будет? Долгом? Хорошо, но исполнение долга тоже есть добро. Непонятна и мысль автора по поводу "того, что избавляет его от боли и смерти". О чем тут речь? Я не понял. Вспомним, что и жизнь наша - дар Божий. И все, что с нами происходит - все по воле Божией. Даже волос с головы без Его воли не падает. То есть если мученик оказался перед лицом боли и смерти - то значит в этом воля Божия, и надо лишь ее исполнить до конца. Вспомним апостола Петра, как он вернулся в Рим. В общем, данной мысли автора я не понял, а с предыдущей не согласен. (продолжение следует)
Лара20 октября 2011, 13:00
Спаси, Господи, и автора такой замечательной статьи, и всех, кто оставил комментарии. Как много слов мы тратим на выяснение истины или принятие чего-то! И как хочется быть для всех и для себя белым и пушистым, и безгрешным...
Светлана20 октября 2011, 09:00
Согласна с Еленой, приведшей слова Феофана Затворника. Проще надо быть. Просто делать добро, как можем, как умеем на сейчас с радостью, с улыбкой. Спаситель всегда рядом, когда делаешь добро с любовью в сердце. Без надрыва, без трагедии. Хотелось бы простой радости о Христе. Тогда и нападения зла будут восприниматься с улыбкой :)
Александр20 октября 2011, 02:00
Когда добро совершается потому что по другому совесть не позволяет, когда последний кусок, когда потом тебя же и побьют, когда благодарности не ждешь, когда не считаешь сколько и кому, когда не оглядываешься на других из-за стыда или подражая, когда не то что нам не жалко - ВОТ ТОГДА это наши две лепты. А когда "от излишка", то получается как с бесрассудным богачом - а остальное оставлю себе, много у меня добра лежит на многие годы. Но можно и тихо, мирно, терпеливо, без надрыва НО чтоб всё с Любовью и во имя Господне и не теплохладно.
Алексей19 октября 2011, 21:00
Господи,спаси и сохрани. Да избавь от лукавого.
Виталий19 октября 2011, 20:00
Даже не зная, кто автор, угадал - студент, пишущий курсовую. 100% стиль - выдернуть пару фраз из контекста заслуживающего доверия источника, и развести вокруг мутную муть. Автор сам то смог понять, чего хотел сказать? Перед тем, как выкладывать на всеобщее обозрение, нужно показать хоть кому-то А то ведь многие примут это за чистую монету и поверят. Ужос! Перефразируя статью автора в двух словах: друзья, не помогайте никому ни чем, ибо это плохо! Ну если только жизнь отдадите....
Александр19 октября 2011, 19:00
Дельная статья! Четко и без лишних соплей.
Александра19 октября 2011, 17:00
Спаси Вас Господи!!! Очень глубокая статья. Сразу всполнились слова одного великого композитора "... Когда я пел о любви, она приносила мне страдания, когда же я пел о страдании - оно превращалось в любовь..." Любить всем существом, всем сердцем, жертвенно, не думая о себе, о наградах и выгодах, а в ущерб своего "комфорта" и "спокойствия" - это боль сердца, "плачь" за Ближнего своего. Такое страдание и рождается любовью и растворяется в любви. Цена добра - это когда положишь ради Ближнего своего душу свою.
Фотиния19 октября 2011, 17:00
Сергей, спасибо (искренне) за ваши статьи... За умение передать то "невидимое" и сразу "неочиведное" для всех.
Брусиловский Александр19 октября 2011, 16:00
Добродетель тогда особенно имеет свою цену, когда она совершается под огнем искушений, например, искушения болезнию или другим каким-либо несчастием; точно так же, как и солдат не тогда храбр, когда в пределах его отечества царствует мир и спокойствие, но когда нападают враги на царство, когда он сражается под огнем и мечом, тогда-то узнается его великодушие и храбрость, любовь к царю и отечеству. Без войны же хотя бы кто и храбрился, ему не много поверят. Подобно этому есть причины не очень много доверять тому человеку, который делает добро при благоприятных обстоятельствах и еще не испытал горя... Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)
Роман П.19 октября 2011, 15:00
Да будь ты хоть самым добрым, а без Любви - ничто. Будет Любовь - будет и добро, будет всё.
Людмила19 октября 2011, 13:00
Читала статью и вспоминала диалог святого Серафима Саровского с Мотовиловым.Вот ведь,что называется,рассуждения не от себя,а от Духа Свята!Добрые дела можно делать ради Христа,можно-по чисто человеческой воле,что не пагубно,но и не спасительно,а можно-по тщеславию(проявление бесовской воли).И понятно,что все люди разные,у каждого свой опыт духовной жизни...Для себя я поняла одно:даю ли я 10,50 или 500 рублей,делаю это ради Христа, сделала и забыла.Нам,дорогие братья и сестры,надо больше читать и доверять святым,которые с любовью поучали,руководимые Духом Святым и ничего,абсолютно ничего от себя.
Александр19 октября 2011, 13:00
Правильная тема. Тем более раз стольких людей "зацепило". В моем понимании, то о чем хотел сказать Сергей Мазаев, можно выразить следующим образом - добро только тогда "праведное", когда идет на пользу (для исправления души) и творящему и принимающему. А чтобы распознать - на пользу оно или нет требуется немало мудрости. Главный же критерий (знак качества, проба или гарантия, если угодно) того, что действительно творим богоугодное доброе дело или нет - с подлинной христианской любовью оно делается или нет. А там где настоящая любовь к людям - там всегда и страдания, но и награда от Бога (не от людей) тоже. Но любви в нас не хватает, поэтому и мудрость нужна великая, чтобы вместо добра, зло не совершить для другого и для своей души. Вот и все.
Кристина19 октября 2011, 10:00
Осознать наличие у себя излишка - тоже своего рода подвиг :)
Маша19 октября 2011, 10:00
Ларисе продолжение ответа священника на вопрос о притче про неправедное богатство: "Не надо забывать, что притча есть притча и не следует скрупулезно толковать каждую ее деталь. В притче важна главная мысль, и порой чем парадоскальней она выражена, тем большее производит впечатление. В данном случае Господь обращает наше внимание на то, что мы не умеем пользоваться данным нам богатством (в самом широком смысле слова). По словам святых отцов, всякое наше имущество может именоваться "неправедным", потому что оно - не наше, а дано нам Богом. Мы же этим "неправедным богатством" можем приобрести себе друзей на небе - нищих и убогих людей, которые будут за нас молиться, если мы будем подавать им милостыню. Если же вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное - небесное сокровище?" Спаси Господь.
Маша19 октября 2011, 10:00
Ларисе вот, ответ священника с этого сайта: "Вот эта притча из Евангелия от Луки (глава 16): "Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?"
Ольга19 октября 2011, 10:00
Я так понимаю, что вспыхнувшая полемика направлена на личность автора. Написал бы какой священник, то среди откликов были бы одни "спасибо, батюшка, как хорошо написано, открыли глаза мне...", а так - как смеет обычный грешник говорить мне о таких вещах! А может задумаемся, что так зацепило-то? Всё ведь правильно написано, что ищем комфортной веры, что подаём от избытка, что на бОльшее способны единицы. Что делать настоящее добро непросто, это не 10 рублей нищему пропойце подать. Лично для меня эта статья - это удар по гордыне. И правильно. Так и надо.
Елена19 октября 2011, 10:00
Согласна, что добру, сделанному через жертву - большая цена. И все таки, добро всегда остается добром, мне так кажется. Тем более сейчас, в нашем злом мире даже искренняя улыбка дорога, хотя и не требует жертвы. Вот совет Святителя Феофана Затворника: "И делайте, что попадется под руки, в вашем кругу и в вашей обстановке, - и верьте, что это есть и будет ваше настоящее дело, больше которого от вас и не требуется". Дальше пояснение "... "во всяком случае и при всякой встрече надобно делать то, что Бог хочет, чтобы мы сделали. А чего он хочет, это мы верно знаем из предписанных нам заповедей. Помощи кто ищет? Помоги. Обидел кто? Прости. Сам обидел кого? Спеши испросить прощения и примириться. Похвалил кто? Не гордитесь. Побранил кто? Не сердитесь. Пришло время молитвы? Молитесь. Работать? Работайте..." И чем плохо, если мы будем делать это с радостью? Глядишь, подрастем и дорастем до "драматургической логики любви", на которой так настаивает автор )
сергий19 октября 2011, 09:00
Философствовать - это хорошо, но мы православные христиане и если нет в вашей статье примеров из прошлого и сегодняшнего дней, кроме слов Спасителя, то грош цена вашему рассказу.
Николай19 октября 2011, 09:00
Похоже, комментарии, в некоторой мере, подтверждают написанное
Наталья19 октября 2011, 08:00
Нет,нет,все так!Когда делаешь что-то действительное,обязательно будут и нестоения,подвохи,препятствия.А всем ли легко дается ночь перед причастием,к примеру?
Александр19 октября 2011, 06:00
Простите, но не стоит разводить философию. Сказано то, что было сказано Господом. Философия начинается к приписыванию неких мыслей. Я обращаюсь к Автору этой статьи! Прочитайте: "Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое". Прочитайте так как написано. Вот когда прочтёте так как написано, и поймёте так как написано - тогда наверное и подумаете о том чего Вы ненужного дописали в Вашей статье.
Максим19 октября 2011, 02:00
Спаси Господи! Сам чаю в себе подобное, но утешаюсь семьей, малой Церковью. За нее готов пострадать хоть до смерти, возлюбив искреннего своего яко себе.
Наталья19 октября 2011, 01:00
А где в вашей системе мира Любовь и Радость о воскресшем Христе?
Димитрий19 октября 2011, 01:00
Но просто жертва ценится вполовину. Она должна быть умной, не чрезмерной и не недостаточной, не преждевременной и не запоздалой; она должна быть естественной, не вымученной и не притворной; пусть символьной, но и живой.
Марина19 октября 2011, 00:00
Делится не от излишка, а тем что у тебя есть. И улыбкой и добрым словом и своим временем и терпением и любовью, это порой мне думается сложнее чем отдать что то материальное. Творить добро с добрым намерением, с радостью и теплом в сердце. Марина
Marina19 октября 2011, 00:00
delitsja ne ot islischka, a delitsja tem chto u tebja est i to chem chochetsja podelitsja s bliskim tebe. S radostju rasdavat, i radost i ulibki ..., eto tosche po moemu dobro. Marina
Эдуард19 октября 2011, 00:00
Я вот как то не понимаю или вернее не принимаю позицию автора. Люди которые жертвуют чем то ценным ради другого человека когда вынуждает обстановка - герои. Но до чего хотелось бы жить в нормальном и разумном обществе где подобная необходимость была бы чем то из ряда вон выходящим. И простите 99.99% людей желает того же самого.
православный19 октября 2011, 00:00
Спаси,Господи!
Наталия18 октября 2011, 23:00
Спасибо. Просто спасибо за эту статью. Многое легло на сердце как давно понимаемое, но не сформулированное. Заставляет задуматься, еще разок взглянуть на себя. Спаси Господи!
Ольга18 октября 2011, 23:00
Простите меня, получается, если не положил живота своего, а просто сделал то, что мог, то все равно идешь путем неправедным, как описано в статье? Мне вспомнились слова Апостола Павла: Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность. А если положил живот, то разве можно быть уверенным, что сделал подвиг? Наоборот, сделал только то, что должен был. А если не сделал - то это очень плохо... Простите.
Лариса18 октября 2011, 22:00
Так остается и не понятным что уводит человека от боли и смерти : " Вполне своим человек может считать лишь то, что уводит его от боли и смерти" Также сколько я не старалась понять притчу о неверном управителе ( уже много лет) так и не дается - ведь не свои же деньги уплатил за должников этот управитель, а хозяйские- и это обман доверия. "Приобретайте себе друзей богатством неправедным чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" говорит нам Христос. Если Сергей Мазаев сможет мне это растолковать буду очень благодарна!
Елена18 октября 2011, 21:00
Спасибо за Ваши мысли, мне они очень созвучны.. Мы рабы неключимые
Лариса18 октября 2011, 19:00
Делилась и буду делиться "от излишка".Нельзя все поступки оценивать реакцией зла.Ведь тогда и делать ничего не захочешь,даже таким примитивным способом,поскольку мы немощны и слабы в духовном плане.И пусть это не "стакан воды",но хотя бы намеренье.Даже такие малые дела тоже важны Богу.Тут главное не возгордиться,не приписывать себе никаких добродетелей.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке