Все кроме Церкви у нас деградирует

Источник: Фома.ru

Певец Юрий Шевчук заявил недавно, что Церковь больна как и все другие общественные институты, больна теми же грехами, которыми больны и мы. С ним не согласен руководитель отдела социальных исследования Института общественного проектирования Михаил Тарусин, по мнению которого только Церковь и осталась единственной здоровой общественной силой в современной России. В беседе с корреспондентом «Фомы» он рассказал, как в постсоветские годы изменился портрет верующего и положение Церкви в обществе, а также объяснил: кого вообще можно считать верующим православным христианином, как минимум, с точки зрения социологии.

Михаил Аскольдович Тарусин
Михаил Аскольдович Тарусин
— Михаил Аскольдович, медицинские термины, наверное, не совсем применимы в социологии, но раз уж спор начался именно с них, скажите: Церковь больна или нет?

— Я скажу, что Шевчук неправ, когда ставит Церковь в ряд с другими общественными институтами, потому что других общественных институтов у нас просто нет, а Церковь есть. Церковь — это сегодня единственный, я бы сказал, последний окоп русской общественной, нравственной жизни. У нее масса проблем в отношении с той же властью, в возрождении социального служения, но это всё проблемы развития, проблемы существования живого тела. Что касается других институтов, то в них сегодня никакой жизни практически нет, поэтому сравнивать их проблемы и проблемы Церкви в сегодняшней России просто неправомерно.

— А что это за институты, которых нет, а должны бы быть?

— Во-первых, институты демократии. Мы же себя позицинируем как демократическая страна. Это свободные выборы, независимые СМИ и судебная система, а также независимые органы региональных властей и т.д. Во-вторых, малый и средний бизнес, который в экономике страны должен занимать не менее 50% ВВП, как в других развитых странах. В-третьих, — это неправительственные некоммерческие организации, роль которых в обществе должна быть, конечно, более серьезной и ответственной, чем та, которую они играют сегодня.

Вообще, национального возрождения за эти двадцать лет у нас очевидно не произошло. Мало того, произошла просто невероятная деградация национальной культуры, всего национального русского мира.

На этом фоне Церковь выглядит хорошо, но и ее силы не стоит переоценивать. Воцерковленными сегодня являются не более 16-17% населения России. Что же касается всех тех, кто называет себя православными людьми, то это скорее говорит о некой культурной и исторической традиции, но конечно не о внутреннем мироощущении и духовном состоянии этих людей. Среди них, конечно, много тех, кто не просто в своем нравственном состоянии, но даже в своей личной жизни далеки от христианского православного мира.

— Получается, что Церковь возникший вакуум все-таки не заполнила и проблем общественных решить не может? Или это вообще не ее задача?

— Ну, во-первых, что значит, «не заполнила вакуум»? Церковь это организация, как известно, добровольная, и она не может собой занимать все общественное пространство по той простой причине, что человек свободен в своем выборе: идти в Церковь или не идти в Церковь. Во-вторых, 20 лет в стране, которая до того не просто активно проповедовала, а воинственным методом насаждала атеизм — это не очень большой срок, так что даже те изменения, что уже произошли в обществе за это время, они, на мой взгляд, просто революционные. У нас в конце 1980-х годов было примерно 3-4% верующих в стране и примерно 5 500 — 6 000 приходов. Сегодня у нас 20 тысяч приходов, около 700 монастырей, и количество воцерковленных верующих увеличилось в разы.

Это, конечно, колоссальная победа Русской Православной Церкви, которая к тому же еще, могу об этом сказать с особой гордостью, сохранила национальную церковную традицию, чего абсолютно нельзя сказать о Европе, где либерализм и модернизация общества привели, фактически, к отказу от христианских традиций. Этого в России, слава Богу, не произошло.

Я не первый раз говорю о том, что, если бы от меня зависело, я бы поставил памятник русской православной старушке, потому что во многом благодаря этим старушкам Русская Церковь выжила во времена советской власти. Другие люди ходить в храмы в основном боялись, хотя, конечно, было много исключений. Старушки же не боялись ничего, и веру в своих душах сохранили именно они. Это был очередной подвиг русской женщины.

— Но теперь время меняется, меняются наверное и верующие?

— За последние 20 лет социальный портрет православного верующего в нашей стране сильно изменился. Если раньше соотношение мужчин и женщин было один к девяти, то сегодня это соотношение уже примерно три к семи. Значительно уменьшился средний возраст и выросло число образованных верующих. Этот портрет стал похож на портрет среднего россиянина, хотя, конечно, еще несколько отстоит от него по своим социальным показателям.

— А можно провести какую-то грань: верующий или не верующий? Кого можно считать верующим, а кого нет?

— Этот вопрос требует дополнительного разъяснения, потому что понятие верующий многосложное и не ординарное. С одной стороны, сегодня примерно 60-65% людей старше 18 лет по разным социологическим данным называют себя православными верующими. Но надо иметь в виду, что из них посещают храмы с разной степенью частоты не более половины из тех, кто так отвечает. То есть, около половины из числа опрошенных посещают храмы хотя бы один-два в год, например, по таким главным праздникам, как Пасха и Рождество Христово. Что касается воцерковленных верующих, то таковыми по моему мнению можно называть тех, кто ходит в храм не реже одного раза в месяц и хотя бы раз в год и чаще участвует в таинствах исповеди и причастия. Таких сегодня в стране примерно 15–18% от общего числа людей старше 18 лет. Я считаю, что это уже очень много, тем более, что эта цифра постоянно растет. Скажем, еще лет пять назад таковых было не более 10% - 12%.

— А чьи это данные?

— Это данные исследований, проведенных в Институте общественного проектирования, где я работаю. Я сам занимаюсь исследованиями вопросов религии и православной веры в нашей стране. Также эти цифры называют наиболее солидные социологические центры, которые занимаются этим вопросам, такие как ФОМ (Фонд общественное мнение), ВЦИОМ и еще два-три центра.

— Давайте попробуем подвести итог. На Ваш взгляд, должна ли Церковь быть сегодня агрессивной и активной в социальном плане?

— Понятия агрессивный и активный сильно отличаются. Навязывать свою социальную помощь обществу — я такого вообще не представляю, как такое может быть, тем более со стороны Церкви. А что касается социальной активности — несомненно.

Церковь уже ведет очень большую социальную деятельность. Патриарх говорил о том, что необходимо при храмах создать целый штат социальных работников, а фактически во многих приходах они уже есть. Может быть, они просто не в штате, но существует много специальных групп именно при храмах и приходах, которые занимаются социальной помощью нуждающимся, ведут масштабные социальные проекты, часто — при поддержке епархиальных властей и местного бизнеса. Мало того, сегодня эта социальная работа вышла на новый уровень, когда уже требуется активная организационная и иная помощь, в том числе правовая и со стороны властей и со стороны бизнеса, и, несомненно, со стороны священноначалия Русской Православной Церкви.

Михаил Тарусин

Источник: Фома.ru

1 ноября 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Сергей Сидоров10 января 2013, 10:52
Каждый человек может искренне заблуждаться. Возможно такое и для людей Церкви. Но у людей Церкви, в отличие от сотрудников СМИ, от власть придержащих и тех, кто за ними стоит, нет желания манипулировать сознанием людей.
Есть в Церкви и люди, пришедшие за "хлеба кусом", ради карьерного роста (обычно они в Церкви надолго не задерживаются, уходят в юриспруденцию, в дипломатию, в скандальную журналистику, в ФСБ, туда, где им комфортнее). Каждый находит в ней то, что ищет. Если вы ищете в Церкви грех, "человеческое, слишком человеческое" (Ф. Ницше) то вы его найдете. Если ищете святость, то и ее можно найти. Причем не обязательно у какого-нибудь батюшки из глухой глубинки, но даже в здании на Чистом переулке ("головной офис" Московской Патриархии). Способны ли вы сами понять, что это именно святость, если не являетесь святыми и даже не сталкивались с этим качеством?
У меня честность Шевчука вызывает очень сильные подозрения после фотографий, где он запечатлен вместе с Чириковой и Толокном. Эти две дамочки уже показали свою антицерковную ориентацию. Поэтому - "скажи мне, кто твой друг..."
Сергей Сидоров10 января 2013, 10:50
Александру по поводу сообщения от 4.11.2011.
Я тоже рокер. И что дальше? Я обязан протестовать ради протеста, по-вашему?
Лично я вижу, что болезней в обществе гораздо больше, чем в Церкви. Собираясь каждый день на работу, я на ВСЕХ телеканалах и радиостанциях вижу рассказы "из жизни поливающих", гороскопы и т.д. Слушать ведущих этих теле- и радиопрограмм реально невозможно, поскольку они пытаются формировать общественное сознание, а мне, выпускнику философского факультета МГУ, прошедшему очень жесткую подготовку противодействия манипуляциям, любую фальшь слышать непереносимо. Единственное место, где этой фальши нет - Церковь.
Я протестую против тотального оболванивания российских граждан посредством СМИ самой разной ориентации (можно очень легко распознать одинаковые методы манипуляции на столь разных радиостанциях, как "РСН", "Свобода", "Эхо Москвы", с одной стороны и "ВестиФМ", "Финам" с другой). Я протестую против лукавства светских правителей России. Но лукавства в словах большинства православных батюшек, в выступлениях и посланиях нашего Патриарха нет!
Василий 8 января 2013, 22:41
Шевчук ведь говорит не о Церкви в целом (Вселенской), а о конкретной поместной церкви - Русской. Я считаю, что он прав.

Лариса Николаевна 5 января 2013, 21:07
Молодым все плохо.Уж очень хорошо вы живете.Не знаете прошлых времен. Я работала в проектном институте. И у нас одна девушка одела крестик. Нас ВСЕХ 1500 челдовек загнали актовый зал ее поставили посредине и всячески унижали и нас стращали. Церковь была от нас в 100 метрах от института. Мы боялись ходить знали что следят. А накажут или премией или путевки не дадут или из очереди на квартиру выкинут. Еще рассказать.Хватит с вас. Церковь больная. Надо же такое придумать. Везде где святости больше там и искушений больше.А человек немощен. И не надо за цифрами гоняться.Только ГОСПОДУ известно сколько у кого веры.Не дерзите Господу говоря что " больная наша церковь". На все воля Божья. Попускает ОН это. За наши грехи.А бес обязательно покажет какую-нибуть гадость. Ну почему мне никогда не попадалоь ничего подобное. А обьездила я пол России. Во многих монастырях была. Жила в монастыре. Бес знает кого искусить. Прости меня за дерзость Господи.
Александр 4 ноября 2011, 22:02
Шечук рокер. Рок - это протест. Протест - это недовольство жизнью. Ты не доволен жизнью - ты не доволен Богом?
Любовь 3 ноября 2011, 16:43
Серафим Саровский сказал "стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся". Ну что вы все и всех подвергаете сомнению. Измените каждый самого себя, направте всю свою злобу и энергию на искоренение зла из сердца СВОЕГО и только тогда мир станет другим ,лучше , чище.А вы ,все критиканы, к мировому злу прибавляете еще и свое маленькое или большое зло. Остановитесь, пока еще не поздно.
IEFAI 3 ноября 2011, 08:30
УВЫ - ПРАВЫ ОБА - И ШЕВЧУК И МИХАИЛ - РАЗНИЦА В ТОМ - ЧТО ШЕВЧУК ГОВОРИТ ТО ,ЧТО ВИДИТ - И ЭТО ПРАВДА! - А МИХАИЛ ГОВОРИТ ТО ВО ЧТО ОН ВЕРИТ И ЭТО ПРАВДА! - ШЕВЧУК ГОВОРИТ ТО ЧТО ОН ДУМАЕТ - И ЭТО ПРАВДА! - А МИХАИЛ ГОВОРИТ ТО ЧТО ОН ЗНАЕТ - И ЭТО ПРАВДА! - ЧЬЯ ПРАВДА БЛИЖЕ К ИСТИНЕ - ОНИ ОБЕ РЯДОМ - А ИСТИНА В ТОМ - ВЕРА (ТО ВО ,ЧТО МЫ ВЕРИМ) - ТО И БУДЕТ ВОКРУГ НАС - КАК ТО ЧТО МЫ ВИДИМ , ЗНАЕМ , И ДУМАЕМ ... - А РАЗВЕ ЭТО НЕ ОЧЕВИДНО? - Евр.11:1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом... ПОМИЛУЙ И БЛАГОСЛОВИ НАС ВСЕХ ГОСПОДЬ!
Сварожичъ 2 ноября 2011, 23:28
Не знаю как в России, а на Украине 99.9% всех так называемых "батюшек"-это жиды, и это по вашему православная вера? Это больше похоже уже на синагогу с христианским уклоном!
Крестьянин 2 ноября 2011, 20:35
Шевчук в живую видел "батюшек" творящих беззаконие и разврат, в отличие от автора этой статьи. На мой взгляд статья ничем не отличается от речей наших политиков, очередное словоблудие.
ВАЛЕНТИНА 2 ноября 2011, 16:53
Слава Богу, последним значительным достижением Православной Церкви является открытие социальных служб, которые развиваются при помощи благотворителей. самих верующих, священноначалия и волонтеров, осваивающих патронирование болящих, сестричество; учеба в медицинских училищах и конечно Церковное служение- молебны, чтение Акафистов, требы и др. Дел много! Возрождается, то , что было неотемлемой частью в дореволюционной России Русской Православной Церкви, святым подвижникам мы молимся сейчас!
Владимир Иванович 2 ноября 2011, 01:28
Правдиво и коротко о главном. Замечательный ответ г-ну Кукушечку и всем тем, кто постоянно стонет и ноет. Таких у нас сегодня очень много. И вот ведь что интересно, чем лучше материально живём, тем больше стоноты. Это что, одна из черт национального характера? Даже иностранцы подметили.
Нашим старушкам, хранившим Православную Веру в самые жестокие времена, должно поставить памятник на Поклонной горе. Они выиграли битву по своему значению не уступающую Великой Победе в войне. А может быть и превосходящую. Нижайший им поклон.
Владимир 2 ноября 2011, 00:11
Всё это прекрасно, но прав, увы, Шевчук.
Валерий 1 ноября 2011, 15:20
Уважаемый Михаил Тарсин либо сам не ходит в церковь (храм), либо сознательно (непонятно, зачем на этом портале)приводит неверную статистику, ссылаясь, впрочем, на Центры изучения общественного мнения. Возможно, в отдельно взятом московском храме соотношение мужчин и женщин действительно три к семи, но если зайти хотя бы еще в один храм, то невооруженным глазом видно, что это не так. А если говорить о сельских храмах, то там соотношение один к пятидесяти, если не к ста. Воцерковленных в России не более 1% от населения, а иногда верующих (православных)- 4-5%. ФОМ и ВЦИОМ, к сожалению, не солидные центры, как утверждает автор, а ангажированные организации, имеющие вес только в глазах наивных обывателей, и то - только потому, что результаты их опросов просто некому публично опровергнуть. В том числе, как выяснилось из прочитанной статьи, и Институту общественого проектирования, сотрудником которого является г-н Михаил Тарсин, с чем его можно поздравить. А читателям "Православие.РУ", вынужденным потреблять искаженную информацию, можно только посочувствовать. С общим смыслом статьи и утверждением Михаила, что в России нет общественных иснститутов, и Цервовь является единственным оплотом нравственности, согласен.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×