О Поясе Богородицы и "офонаревших" паломниках

Православие как объект ксенофобии

Источник: Религия и СМИ

Как только речь заходит о церковных вопросах, касающихся православной ойкумены России, экспертное сообщество охватывает специфическое возбуждение, которое иначе чем страхом перед возвращением общества к своему христианскому фундаменту я объяснить не могу.

В ноябре в столицу привозили святыню, пояс Богородицы. Событие для многих верующих долгожданное. Верующие идут поклониться святыне, излить свою любовь, укрепиться в вере, попросить о сокровенном. В общем, знают, куда идут. Поэтому спокойны.

Журналисты, экспертная тусовка и просто те, кто не дурак побазлать о "сакральном", напротив, в большой ажитации. Дискуссий было много. И весьма симптоматичных. Выяснилось, например, следующее. У социологов, психологов, работников пера и ноутбука, оказывается, не много, а очень много вопросов к тем, кто стоял на ветру Фрунзенской набережной. Например: "В России такое еще возможно?" "Да знают ли они, куда пришли? Зачем пришли?" "А если заменить этот их пояс на молчание Чумака – почувствуют разницу?"

Постепенно вопросы превратились в обличения, и стоявшие в очереди оказались ответчиками за всё – за плохую организацию, спекуляцию пропусками для вип-персон, за то, что греки не продлили пребывание Пояса. И просто за то, что пришли.

Фото: Euronews
Фото: Euronews

Эксперты считают, что народ "не тот"

Интеллектуалы разного достоинства, калибра и идейной ориентации серьезно, не по-детски удивлены. В самом деле: какие-то незнакомые, пришлые, вдруг собрались, рискуя здоровьем. К "честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим". Вроде русские. Извините, россияне. Но какие-то другие, не такие как мы...

Передо мной интервью Татьяны Малкиной из "Московских новостей" ("Для толпы, которая стоит в очереди за чудом, религия неотличима от колдовства"). Персонажей здесь двое. Журналистка с явно антиклерикальными взглядами, хотя и не очень четко формализованными. И Николай Шабуров, профессор, культуролог, директор Центра изучения религий РГГУ. Следить за их беседой одно удовольствие. Сперва профессор как будто осторожничает: ноблесс, что называется, оближ, научная этика – это вам не комар чихнул. Как может, оговаривается: "Видите ли, паломничество – это нормальная форма религиозной практики". Или: "Происходящее сейчас в храме Христа Спасителя говорит о глубинном процессе, который лучше анализировать, а не оценивать". Но бойкая умом госпожа Малкина уверенно возвращает господина профессора из научных сфер к прозе жизни. Оказывается, "те, кто смотрел Кашпировского по телевизору, кто заряжал воду под взглядом Чумака и кто сейчас стоит в этих страшных очередях, – одни и те же люди".

– В самом деле?

– А вы думали...

Позвольте. За все время стояния был ли проведен хоть один опрос, хоть одно социологическое исследование? Спросили ли хоть одного паломника, зачем он здесь? Нет, нет и нет. Ничего подобного не было опубликовано в СМИ. Но кого это смущает? "Меня пугает, – продолжает Малкина – ... большая группа офонаревших людей. Пугает то, что это государственная акция. Это как если бы взяли на госфинансирование, например, самых оголтелых футбольных болельщиков". И вот уже профессор стремится попасть в тон своему Вергилию. "Многие перешли от увлечения Рерихом и new age к православию. Есть и обратный путь – из православия к кришнаитам, например".

Так вот куда направлялась очередь на набережной! А мы и не знали. "Для этих людей религия неотличима от колдовства. Священнослужитель – маг-чудотворец, не более того".

– Ох уж эти прихожане!

Но мало соглашаться. Надо научно фундировать. Ведь для этого профессора и позвали. И концепт готов: причина духовных катаклизмов на Фрунзенской набережной – "закат рационализма". И далее: "Об усилении религиозного чувства речь не идет. Мотивация у людей разная, но для значительной части этот феномен можно определить словом "магизм".

Слово найдено! А главное, мысль новая и необычайно свежая. Привет Клоду Леви-Строссу, Николаю Бердяеву с его новым Средневековьем и Маршаллу Маклюэну с электронным неоязычеством. Профессиональная продажа неофитам интеллектуального секонд-хенда! И – что поделаешь! Не берут в расчет господа антиклерикалы, что культ ratio и картезианская премудрость – тоже религия, какой бы логической техникой не пользовались ее адепты. Что cogito ergo sum – это их "Отче наш". Что архетипы коллективного бессознательного непреодолимы научными средствами, напротив, легко воспроизводимы (прекрасный пример – советское обществознание). Что рационализм попросту достиг потолка развития. Что нынешние информационные технологии, которыми отдельные религиоведы занимаются под чутким журналистским руководством – и есть не что иное, как новейший и продвинутый аналог аутентичной магии. Это так, к слову.

Нет, их можно понять. Что делать антиклерикальным идеологам при наличии соответствующего политического заказа? Замолчать факты, приуменьшить количество паломников – нет, не настолько наши оппоненты циничные люди. Заниматься поруганием святынь – моветон, но развести в сознании обывателя святыню и очередь к ней очень даже можно. Пояс – он, конечно, реликвия, кто бы спорил. Да только не про вашу честь. Вы же сами не знаете, зачем стоите. Богородица настоящая, вы – нет. Вы пришли не туда. Преобладающий упрек со стороны светских СМИ – "бессмысленность" стояния к святыне. То есть люди понимают, что есть такая традиция, и готовы уважить эти мотивы у кого-нибудь другого. Но не у тех, кто идет по набережной со скоростью микрон в минуту. Их слишком много. Пугающе много. Они слишком целеустремлённы. Пугающе целеустремлённы. И поэтому не должны, не имеют права верить по-настоящему. Остается объявить, что перед нами смесь обрядоверия и язычества и успокоиться. "Если факты не укладываются в теорию, тем хуже для фактов". Политический заказ на антицерковность появился не вчера и выполняется аккуратно. И советскими академиками, пугавшими народ "клерикализацией", и правыми политиками из окружения куршавельского забавника, и политическим клоуном Охлобыстиным, и переменчивым Невзоровым. Конечно в условиях юридического паралича в стране этот вид ксенофобии, как впрочем и другие, неизживаем.

А что в церковных кругах?

Но куда интереснее, что и внутри самой церкви не все спокойно отнеслись к происходящему. Некоторые поспешили сделать непонимающее лицо и высказаться "о двух разных Россиях", одна из которых "стоит", а другая – "наблюдает". Они говорят более осмотрительно и осторожно. Например, так: "Кто все эти люди, которые пришли поклониться святыне и готовы стоять по 10, 20 и даже 26 часов? Они действительно христиане? Других вопросов я не задаю".

Но при всем при том господа непонимающие из церковных кругов склонны обильно цитировать как раз светскую аргументацию, сколь бы безграмотной и беспомощной та не выглядела. И вот эта когорта авторов, ставящих себя в ситуацию добровольного двоемыслия – мы в Церкви, но не с Церковью – пожалуй, самое любопытное во всей истории с Поясом. Хотя обладатели этого двойного сознания не так бросаются в глаза, как иные атеисты-пассионарии. Очевидно, что откровенно идти за антиклерикалами они не могут, иначе их пребывание в Церкви стало бы чисто номинальным актом. Но и признавать тех, стоящих на ветру, единоверцами, членами своей общины, они тоже не хотят и не будут. Им это неприятно. Остается отгородить партийный угол внутри церковной ойкумены. С неизбежным самоощущением – "Церковь – это мы". "Мы – не они". И далее путем строгого логического следования: "Они – не Церковь". Аристотель, закон исключенного третьего. Господа рационалисты должны быть удовлетворены.

Вероятно, их устроила бы Церковь, отвечающая каким-то совсем другим критериям. Тем, которых нет ни в Нагорной проповеди, ни в Деяниях, ни в святоотеческом наследии. Которая учитывала бы светский политес людей из приличного круга и чуралась общинности. Зачем? Наверное, потому что таковы отличительные признаки "современных" образованных людей. Возможно, да и скорее всего, за этим кроется нутряная тяга к секуляризации Церкви. Все вроде правильно, нужные слова произнесены, а внутри – пустота, симулякр. Уступив этому соблазну и разбившись на "партийные ячейки", Церковь и впрямь перестанет быть в полном смысле Церковью – зато приобретет статус "социального" института.

Надо ли нам, чтобы соль потеряла крепость?

Вы спросите, ходил ли я сам к Поясу и зачем. Да, ходил. Чтобы поклониться Матери Света вместе со всей Церковью, которой я – часть. А Церковь в те дни находилась именно в той самой очереди, которую хулили вышеупомянутые лица.

Александр Щипков

Источник: Религия и СМИ

14 декабря 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
АННА25 февраля 2012, 00:09
У меня было такое ощущение, что началась война и все пришли в пункт выдачи оружия, может не все знали военную науку, стоявшие там, но у всех было горячее желание защитить свою родину, свои семьи, себя от разложения духовного. И о чудо посмотрите как нас много и как мы сплотились.
Ольга18 декабря 2011, 21:27
Что-то не захотелось мне эту статью дочитывать даже до конца. А очередь по всей стране - это СТОЯНИЕ перед Божией Матерью! И я счастлива, что приняла в этом участие. Ехали в Самару на автобусе 8 часов и в очереди стояли 9 часов и потом назад 8 часов. Всю дорогу - только радость с молитвой! И над храмом Покрова Божией Матери в Самаре мы увидели радугу, дугой вниз, 11 ноября. Я в это время года ни разу в жизни не видела радугу, да еще дугой вниз, точь в точь как на иконе Покрова или Пояса Божией Матери. Кто хочет эти фото посмотреть - зайдите в "Мой мир". Ольга OLGA Башкортостан Стерлитамак
Татьяна18 декабря 2011, 18:45
Наташе: я не была бы такой категоричной. Возможно, кто-то именно через это поклонение и в церковь постепенно придет - под благодатным покровительством Матери Божией. Она ведь о всех нас молится, не сортируя, как мы, грешные...
Евгений17 декабря 2011, 13:24
Ересь жидовствующих под разными видами,бесконечное повторение...ну,не нравится им восстановление Православия на Руси.Но с нами Бог!
ангелина17 декабря 2011, 07:46
И я порадовалась за всех кто притёк к святыне,мне даже иконку привезли,а рассуждать кто и зачем пришёл к Пресвятой Богородице не стоит пути Господни не исповедимы.
Лера16 декабря 2011, 19:23
Цитата: ""Церковь – это мы". "Мы – не они". И далее путем строгого логического следования: "Они – не Церковь". Аристотель, закон исключенного третьего. Господа рационалисты должны быть удовлетворены". Господа рационалисты не удовлетворены: приведенное выше умозаключение - силлогизм по четвертой фигуре. Закон исключенного третьего здесь и рядом не стоял. И не надо причислять Декарта и рационалистов к противникам веры и Церкви. Разум - дар Божий.
Вера16 декабря 2011, 19:09
К Пресвятой Владычеце нашей Богородице смогла подойти только малая часть народа русского православного.А сколько негатива понеслось со всех этих С М И ! А если бы была возможность приложиться к Поясу всей стране - думаю малкины и шабуровы и иже с ними вообще не выходили бы в эфир. Мне кажется - усдыдились бы...
Каждый мечтал побыть рядом хоть взглядом, через экран телевизора,хоть через тех, кому посчастливилось побывать там!
Пресвятая Владычица Богородица! Спаси люд православный, спаси удел Свой, Россию!
Людмила16 декабря 2011, 11:40
Милая Пресвятая Богородица,спаси нас грешных!!!Я плакала когда СВЯТЫНЯ покинула нашу страну,опустело все сразу...Спаси Матушка,не покидай нас...с Тобой спокойно и уютно...Люблю тебя Солнышко наше Матерь Божия!!!
Владимир16 декабря 2011, 09:08
Отстоял в очереди к поясу Пресвятой Богородицы 20 часов и очень счастлив, что Господь и Матерь Божья дали здоровье и возможность выдержать.
Согласен с Ольгой мне также жаль людей, которые не понимают зачем люди стояли. Отвечаю: за благодатью и объяснить это тем кто не верует невозможно.
Те ли люди или не те? Не помню кто сказал - Господь и тогда и сегодня тот же.
Спаси Господи люди Твоя!
Виктория16 декабря 2011, 00:14
Согласна с Сергеем. Поосторожнее в выражениях! Вы вроде православный человек! А осуждение - грех! Даже если вы не одобряете способа жизни этого селовека, то не имеете права бросаться грубыми выражениями в адрес кого бы то ни было. Очень часто наше суждение оказывается очень даже неправильным, в чем со временем приходиться горько сожалеть. Вы не знаете помыслов его сердца, может таким образом он несет свет в наш мир. Видела одно его интервью и надо сказать оно меня поразило: простой вопрос он истолковал по христиански. Каждый видет то, что хочет видеть , кто-то лужу, а кто-то отражающиеся в ней звезды...
Сергей15 декабря 2011, 18:39
Полтора года назад 8 марта был в Иерусалиме в Храме горба Господня и стоял в очереди в кувуклю. Передо мною стояли две девушки из России и сомневались, надо ли выстаивать такую большую очередь. Убедил их, что это самая главная очередь в их жизни. Пока прочитал молитвы, помолился о здравии родных и близких, помянул усопших сродников, очередь и подошла. Мне совершенно понятны чувства и мотивы людей, отстоявших огромную очередь, чтобы поклониться святыне. Если кому-то непонятны, ну бывает, всему своё время, не дают младенцам твердую пищу.
Наташа15 декабря 2011, 15:06
А мне вот что интересно, те кто пришли к этому поясу и стояли там и мерзли, ходят ли они в свой храм так , как подобает православным верующим? Если это разовая акция, как у многих моих знакомых, пойти, посмотреть на артефакт , вдруг что то и получится..,то грош цена таким поклонениям.
Николай15 декабря 2011, 10:38
Вроде написано об актуальном, но не могу отделаться от мысли, что написано ЭТО перед зеркалом.
Юрий14 декабря 2011, 22:24
@@@Во время пребывания пояса Богородицы в России было радостно
за людей которые пришли приложиться к этой великой святыни,@@@ 100 Именно это и чувствовалось. А еще чувствовалось, что мы вместе, кто стоял в очередх,а кто не смог этого сделать.Это чуство единениния было прекрасно!!!Хвала Богородице собравших нас вместе!!!
Михаил14 декабря 2011, 22:01
Сергею:
Я смотрел "диалог под часами с о.Димитрием Смирновым". Старался быть объективным (что, конечно, в принципе невозможно :). Больше всего разговоров было об этом новом проекте Охлобыстина. Крайне бесперспективном и провокационном. Self-promotion. Но причем здесь Церковь? Причем здесь Христос?
Услышал очень много слов, в основном "о себе, любимом". По-мне - пустота. "По плодам их узнаете их". Кроме мыльных пузырей есть плоды?
Елена14 декабря 2011, 21:13
Согласна с Сергеем. После просмотренного диалога под часами с о. Дмитрием Смирновым Иван Иванович Охлобыстин совсем не кажется "политическим клоуном". Другое дело, что он в дурацком колпаке защищает русский народ, выносит на публичное обсуждение его проблемы, старается быть услышанным. Он считает, что в другом амплуа "низы" его бы ни услышали, а "верхи" не допустили его выступления.

Его "Доктрину 77" до этого не читала, теперь обязательно прочту.
Мария Калиш14 декабря 2011, 19:24
Люди стояли разные и это факт, я сама была в очереди. И когда началась давка, а это была ночь со вторника на среду, люди не начали хором молиться, как в таких случаях бывает в паломнических группах, ездила с такими видела. Не исключаю, что рядом со мной стояли и те для кого Пояс и кашпировский одно и то же. Далеко в моей семье ходить не надо, моя мама в церковь не ходит, к священникам относится как к пресловутым "попам на мерседесах", в смысл происходящего в церкви вникать не хочет считая это чушью, но очень настойчиво уговаривала меня сходить к Поясу, так как у меня проблемы с женским здоровьем. Я думаю была бы моя мама поздоровее и порешительнее тоже бы стояла вмести со мной, но отнюдь не для поклонения Богородице,а именно из магического чувства.
Я всё же о реакции на очередь и особенно о реакции т.н. церковный интеллигенции - мы первый раз увидели, что Россия перестала быть страной пустого неба, и это надо было переварить, переосмыслить. Вот это и пытается сделать "воцерковлённая" интеллигенция. И не надо обвинять их в сектантстве, попытки выделиться в какую ту особую церковь, просто всему надо созреть, в том числе и реакции на такие события.
Татьяна К.14 декабря 2011, 18:25
Не смотря на то, что частица Ризы находится в Москве уже много лет, лично я считаю, что приложиться к Святыни, к Поясу это, во-первых, почтение к Богородице, во-вторых, уважение к тем людям, которые это все организовали для нас женщин. По милости Божией Матери я прикладывалась три раза на недели, отстояв максимум 3 часа. Слава Богу))
Сергей14 декабря 2011, 15:25
"политическим клоуном Охлобыстиным"(c) Александр Щипков

Александр, вы бы побольше почитали и узнали о Иване Охлобыстине, чтобы не писать таких выражений. Если будет желание, то посмотрите "диалог под часами с о.Димитрием Смирновым".
Ольга14 декабря 2011, 13:31
Во время пребывания пояса Богородицы в России было радостно
за людей которые пришли приложиться к этой великой святыни,
за детей которых привели родители, за молодежь.Это о многом говорит.Но конечно жаль и журналистов и прочих ученых которые не почуствовали глубину этого события.Эти люди слепые и объяснить им как светит солнце бесполезно.Спаси всех господи и укрепи , кто организовал пребывание такой святыни на нашу РОДИНУ РОССИЮ.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×