В приближении Рождества

Пещера Рождества Христова в Вифлееме. 1833 г. Худож. М.Н. Воробьев
Пещера Рождества Христова в Вифлееме. 1833 г. Худож. М.Н. Воробьев
Рождество. Оно приближается, и им пахнет воздух. Одинаковый воздух праздника, однако, для многих пахнет по-разному.

У одних в голове печеный гусь и праздничные распродажи, а у других (где вы, другие?) – темная пещера Рождества, уже напоминающая будущий Гроб, ныне славящийся своей пустотой. Гроб Христов – это такая же пещера, как и грот Его Рождества. Всю короткую земную жизнь Свою Христос шел от одной пещеры к другой, от пеленок Младенца к пеленам погребения, а вовсе не от почестей к почестям.

Древняя Церковь праздновала Рождество и Крещение вместе. Так продолжалось долго, и никого не смущало, что исторически между двумя празднуемыми событиями лежит 30-летнее пространство. Они не были глупыми, христиане древности. Они просто подчеркивали этим способом празднования, что и там, и там, то есть и в Рождестве, и в Крещении, нам является Христос. Почему это важно?

Это важно потому, что Христос именно является, а не «становится». На этом месте придется зажечь фонарик и спуститься во мрак пещеры. Любая пещера темна, даже если это пещера Рождества.

Евреи считали и считают, что Мессией может стать любой потомок Израиля, если его изберет для этого Бог. Тогда (в случае избрания и призвания) должен явиться Илия и помазать на царство этого человека, который вместе с помазанием обретет силу и мудрость, необходимые для служения. Помазать так, как помазал Самуил Саула. Отсюда и голос из-под Креста: «Посмотрим, придет ли Илия спасти Его».

То есть по ветхим понятиям, Мессией человек именно «станет», а не родится им. Да, должны быть соблюдены и учтены многие формальности, связанные с чистотой крови, затем с воспитанием и так далее. Но главное – Мессией «нужно стать» и «нельзя родиться». Церковь же подтверждает год за годом свою веру в то, что Мессия родился уже Мессией, а не стал затем Им. «Явился еси днесь вселенной», – говорит Церковь о Богоявлении, потому что еретики именно так думали и думают, что Иисус «стал» Мессией после схождения на Него Святого Духа в виде голубя. А мы говорим, что не «стал», но «уже был», а ныне «явился», то есть проявил Свое внутреннее изначальное достоинство.

«Мария родила простого младенца. На которого сойдет затем Дух, и он станет Мессией», – так говорили еретики.

«От Марии родился, то есть воплотился и вочеловечился, Бог, Который утаит Свое присутствие в мире до определенного возраста. А затем явит Себя миру на Иордане, где Бог явится как Троица, а Иисус из Назарета явится как Христос», – так говорит Церковь.

Мысль, как клинок, оттачивается и, как алмаз, огранивается. Иначе мысль удобосклонна ко лжи. И тогда, когда ты в ложь поползнулся, за твою участь в вечности никто не даст дохлой мухи. Прискорбно для многих, но – факт. Человек спасается не сентиментальностью чувств, а верой. Причем верой правой. Отсюда – ключ к пониманию той жестокой борьбы, которую столетиями вела Церковь за чистоту мысли, то есть за догматы.

Бездогматичная вера – это либо вера людей, не умеющих и не желающих думать, либо вера людей безразличных, подобных тем, что второе блюдо высыпают в первое и все вместе едят на том основании, что «внутри все перемешается».

Но отрезвимся антихристом. Христос ведь ко всеми близок, поскольку всех любит. Но Он же и далек от всех, поскольку мы Ему не подобны и не любим святость и праведность более всего прочего, не ищем прежде всего Царствия Божия. Зато антихрист никого, кроме себя, любить не будет, но всем именно поэтому и близок. Он – сын лжи, а мы все в этой же самой лжи и запутались. Как же нам после этого не чувствовать внутреннего притяжения антихристового мироощущения?

Например, мы – сребролюбцы. Значит, рано или поздно нам захочется оправдать Иуду. Мы придумаем свои или повторим чужие байки (не одни же мы в истории мира сребролюбцы) про то, что Иуда не был виновен, но был посвящен в тайны и исполнял повеления свыше.

Или мы индифферентны к Истине. Тогда нам близок Пилат и его процеженное сквозь зубы: «Что есть истина?» Значит, и его оправдаем и наименуем посвященным в тайны. Дальше останется только сатану пожалеть, чем уже многие в истории занимались, неизменно плохо заканчивая свой жизненный путь. Внутреннее сочувствие лжи при отсутствии четкого понимания самых важных вещей духовного порядка – вот смесь, готовая в любое время вспыхнуть. А нам между тем говорят: «Верьте попроще. Не надо мудрствовать». Ой, не знаете вы, возлюбленные, какие драконы выползают из-под мнимой простоты.

То там, то здесь приходится слышать, что «антихрист уже родился». Говорится шепотом, но так убедительно, словно говорящий человек исполнял обязанности повитухи при антихристовых родах. Вот отсюда и «запляшем», отсюда, то есть, покажем необходимость догматической грамотности.

Как Христом нельзя стать, но можно лишь родиться, а затем явиться, так и антихристом нельзя родиться, а можно лишь стать и затем уже «явиться», обезьянничая по отношению к Первообразу. Тот, кого Бог назовет антихристом, а люди признают за всемирного царя, должен родиться простым человеком. Он будет человеком и только человеком. Никем более. Но затем, развивая в себе залоги лукавства и гордости, он достигнет равенства с бесами по части внутренней порочности. И это дело тайное, хитрое, скрытое от глаз. Это – «тайна беззакония», как говорит апостол Павел. Но родится этот человек как человек, а не как запрограммированный робот. Диавол не тинейджер, чтобы радоваться процессу управления бездушными механизмами. Ему венец творения подавай. Да еще по согласию этого самого венца творения. Тут его война с Творцом и им ожидаемые венцы.

Мы же, крещеные люди, сплошь и рядом говорим о Христе в категориях говорения об антихристе и – наоборот – об этом общем позоре человечества говорим в категориях, достойных Господа славы. Кто-то говорит, что Христос не родился уже Христом, а лишь впоследствии стал Им. А кто-то шепотом сообщает, что антихрист «уже родился», хотя учение о свободной воле и ненарушаемом достоинстве человека говорит о том, что антихристом родиться нельзя. Можно лишь стать им, превратиться в него. Вот и скажите мне после всего этого, что учиться догматам не должно и заострять мысль о изучении Писания не стоит. А я вам в ответ тогда скажу, что с подобным подходом Христа с антихристом перепутать можно будет легко и незаметно. К тому же, пророчества исполняются, стрелки тикают, время движется. Не ровен час, придется оказаться в ситуациях нежданных и негаданных. Весьма хотелось бы быть в то время похожим на дерево, растущее при потоках воды, а не на прах, поднимаемый ветром и разметаемый (См.: Пс. 1).

Правильные мысли не помеха печеному гусю. Покупай подарки и думай о Господе. Толкайся в очередях и думай о Господе. Коли орехи для кутьи и думай о Господе. Посоли солью памяти о Воплощаемом Господе всякое пока еще постное блюдо. Ешь и радуйся. Кто знает, что именно празднует, тот и за праздничный стол сядет с «добавочным» удовольствием. А кто не знает, что празднует, для кого весь праздник поместился в пакет с подарками, тот будет посреди самого торжества тупо грустить или безвыходно напиваться. Вместо того чтобы становиться лучше, он будет становиться хуже: циничнее, наглее, неблагодарнее. Есть такое свойство у Христовых торжеств: они созданы, чтобы улучшить человека, но тот, кто улучшаться не хочет, неизбежно станет хуже, чем был. Одним и тем же человек не способен оставаться.

Любой деликатес трава травой, когда нет ни веры, ни любви, ни чувства близости к душе любимого Господа. Иначе дело обстоит, если душа научена распознавать оттенки вкусов в смыслах библейских речений. Когда сама трапеза у человека – словесная и мысленная, составлена из молитв, гимнов и евангельских слов, а не только из разносолов, входящих во чрево и афедроном исходящих, – вот тогда и праздник настоящий.

Я – за настоящий праздник. Я – за ангельское пение, за коленопреклонение пастухов, за первую колыбельную Марии, за удивление Иосифа, за духовный смысл, сокрытый в подарках волхвов. Я – за веру Церкви и за саму Церковь, которую врата ада не одолеют. И значит, нужно «благовестить день от дня спасение Бога нашего» и кормить: одних – чистым словесным молоком нравственных учений, а других – твердой и взрослой пищей небесных догматов. Ненакормленные же духовной пищей люди – это (о, ужас!) всего лишь – трупы. Трупы, жующие рождественского гуся.

Протоиерей Андрей Ткачев

26 декабря 2011 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Светлана Тихонова23 декабря 2013, 12:00
Прочтите пожалуйста!!
Алла.11 января 2013, 13:00
Да,может быть строго, особенно по отношению к т.с."трупам" Но правильно!И самое главное, что после каждой статьи о.Андрея задумываешься о прочитанном!Благодарю Вас,о.Андрей!С Рождеством Христовым Вас!
Тамара 7 января 2013, 22:00
Делаю первые шаги.Спасибо Господи, что сподобил прочитать сие мысли Праведника. Трудно мне все понять и вместить, но верю Господь со мной. Со светлым праздником Рождеством Христовым!
Александр 9 января 2012, 13:00
Да, жестоко, особенно по себе знаю, наверно каждый из нас в своей жизни сталкивался с ситуациями, когда либо он сам, либо его окружающие его люди (не все), были, так называемыми, "Не накормленными духом трупами." И, по себе знаю, как это горько, Люди, желаю вам не только есть, но и есть пищу Духовную, от Духа Свята! С Рождеством!
Ирина Иванова 7 января 2012, 01:00
Спаси Господи нас грешных!С Рождеством Христовым! Такие статьи нас вразумляют. Спасибо батюшка за верно сказанные слова. "Есть такое свойство у Христовых торжеств: они созданы, чтобы улучшить человека, но тот, кто улучшаться не хочет, неизбежно станет хуже, чем был. Одним и тем же человек не способен оставаться. Ненакормленные же духовной пищей люди – это (о, ужас!) всего лишь – трупы."
Андрей 5 января 2012, 15:00
Рождение Христа, каждого человека и Его в сердце человеческом - квинтэссенция праздника, наше становление... Спаси Господи!
Андрей 5 января 2012, 14:00
Спасибо Вам батюшка за Ваши проповеди, которые Вы излагаете не только в живую, но и через телевидение и интернет. Спаси Вас Господи!
Павел 4 января 2012, 21:00
Да ХРАНИТ Вас Господь, батюшка. Спасибо Вам за Ваш нелегкий но очень нужный и праведный труд!
Natalia 4 января 2012, 21:00
Спаси,Господи,отец Андрей! Спасибо Вам за Ваш труд. Вразумляйте нас. Наставляйте на путь истинный.
Ангелина 4 января 2012, 17:00
Мне очень понравились слова:"Правильные мысли не помеха печеному гусю Мне очень понравились слова:"Правильные мысли не помеха печеному гусю". Спасибо за статью! 2
Ольга 4 января 2012, 15:00
Благодарна за мысль:"покупай подарки....и думай о Господе". Это то, чего нам многим не хватает!
р Б Ирина 3 января 2012, 18:00
Спасибо, Вам! за здоровую твердую пищу...
православный 3 января 2012, 01:00
Спаси,Господи!
Людмила 2 января 2012, 22:00
Спаси Господи Батюшка! Как все точно! Для себя вынесла особенно Вашу мысль, которая стучится в сознание с окончанием каждого поста: "Есть такое свойство у Христовых торжеств: они созданы, чтобы улучшить человека, но тот, кто улучшаться не хочет, неизбежно станет хуже, чем был". Спаси Господи!!!
Владимир29 декабря 2011, 23:00
1.Глубина статьи, как всегда поражает, но панацея «все излечивающая», с одной стороны раскрывает догматы веры, с другой стороны заглушает Слово Божие, а это, и словесное молоко, и твердая пища все смешано воедино. Но если мы будем говорить разными языками, пусть и верно, но тогда нужен и толкователь, иначе со стороны сочтут за неразумных. Да, число зверя – число человеческое, которое и Бог, и Антихрист. Апостолу Петру пришло время, и пошел, куда не хотел идти, но пошел, значит он и родился , но по времени пойти и не раньше, свершив дело Божие, но и он падал и вставал в силу человеческой природы.
Владимир29 декабря 2011, 23:00
2.Или апостол Павел гнал Церковь, и запрещает нам пить и есть, но он говорит нам, и овощи едим по немощам, а об идоложертвенном, не буду есть, ибо совесть разумеет не свою, а чужую, кто об этом объявил, ибо, зачем его свободе быть судимым чужою совестью, значит, и родился уже со своею совестью, а едим или не едим ничего не приобретаем, как и Давид постился по необходимости, теперь нет разногласий в догматах веры. А значит, радуемся и печеному гусю, и рассвету, и закату. Тогда и бремя легко и иго благо. Но никогда не станем прежними, ибо сегодня не только розовый свет, но и догматы веры, но это значит дверь одна, а путей к совершенству, что в море песка, ибо Дух един, а дары у всех различны, во всем равномерность, кому что потребно, значит и в печеном гусе равномерность. «Но не буду есть, и пить, от чего брат мой претыкается» (ап. Павел), но можно, также сказать, не только о пищи и питии. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь». (ап. Павел)
Нина29 декабря 2011, 13:00
Спаси Господи!
Денис29 декабря 2011, 09:00
Спасибо, отец Андрей! С нетерпением жду каждой вашей новой статьи и с удовольствием читаю! А иногда распечатываю и несу домашним почитать! Они о многом заставляют задуматься!
Елена28 декабря 2011, 06:00
Ох-хо-хо!... Не грежу о гусях и разговении, но мой пост от того не лучше. С чревом более ли менее воюю, а с нравом своим - куда как тяжелее! Ведь есть же светлые люди с чистой совестью, которым и покаяться-то не за что. Смотрю иногда на лица в храме и вижу - есть такие благостные... Люди добрые, помолитесь о грешной Елене!
Галина27 декабря 2011, 19:00
Кланяюсь Вам, отец Андрей, и благодарю за статью: смело и в точку! Спаси Христос!
Наталья27 декабря 2011, 16:00
А мне почему-то кажется, что было уже много антихристов и концов света. Так, 1917-й для русского народа тоже - совсем настоящий конец света. Да и не похож наш мир (к сожалению и во многом) на тот мир, который был до 1917-го года. "И увидел я другое небо и другую землю", - я бы тоже так сказала на месте Иоанна Боголосва, увидев в небе авиалайнеры, а на земле города-мегаполисы. А вот Царство Божье - есть "вещь эксклюзивная", и уж его, точно, ни с чем не перепутаешь. Его, точно, пока что не было. Но, верю, что будет. И с наступающим светлым Рождеством Христовым, мои дорогие братья и сестры! Ведь, не приди Господь на нашу землю - мы бы так и не узнали, что есть Добро, а что - зло. Он - главная Церковь наша, и крепость духовная.
Наталья27 декабря 2011, 15:00
Спаси Господи! Многая лета батюшка!
Ольга27 декабря 2011, 14:00
Спасибо, и в самом деле, готовясь к празднику рождества как-то больше думаешь о внешнем... и забываешь о внутреннем... с Вашего позволения я перескажу Вашу статью моим домашним :)
Галинка 27 декабря 2011, 13:00
Очень интересная и полезная статья.Спаси Господи!
Мария27 декабря 2011, 10:00
Спаси Вас Господь!!! За замечательную статью, за укрепление наше. С натупающим Вас Светлым Христовым Рождеством!!!
р. Б. Тамара27 декабря 2011, 08:00
Спаси Господи за статью, батюшка. Нас и вправду надо осаживать такими меткими сравнениями, как "трупы жующие гуся" (хотя я лично содрогнулась таким метким сравнением). Господь тоже в земной жизни делал обличения фарисеям, а уж те ли не были исполнителями Закона! А мы грешные вообще никаких законов и заповедей не хотим соблюдать. Про посты и говорить не надо! Только и ищем, как бы усладить свое чрево и чтоб Бога при этом не прогневить! А то не понимаем, что это НАМ нужно, молиться и молиться, чтоб в это время поста хоть ослабить свою страсть чревоугодия и обратиться к Богу с покаянием, чтоб в это время поста молитва наша Богом была услышана. А сытое брюхо, увы, к молитве глухо.
Наталия27 декабря 2011, 05:00
Спаси Христос, отец Андрей, все правильно. Все понимаем, но не всегда следуем.....
сергий26 декабря 2011, 21:00
Спасибо за статью!
Анна26 декабря 2011, 20:00
Побольше бы Вас, отец Андрей! читаешь не- начитаешься,слушаешь - не наслушаешься! Все откликается в душе, с нетерпением ждешь нового! Вот только бы услышанное помог Господь воплощать в жизнь!
Судьярова Лариса26 декабря 2011, 19:00
Спасибо, батюшка! Вовремя призываете собраться. А то и правда мысли рассеиваются. Особенно в новый год. Спаси Бог!
Ольга26 декабря 2011, 19:00
Спасибо очень понравилась статья.
Андрей26 декабря 2011, 18:00
Большое спасибо. Благодарю за статью.
Валентин26 декабря 2011, 18:00
Никто не радуется праздникам (любым) более, чем дети ! И нам надо брать с детей пример, ососбенно в Великие Православные Праздники. "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18, 3). "пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Мф.19: 14). И если даже накануне Рождества Христова у человека и не замирало сердце от чудных слов "Радуйся, ой радуйся, земле, Син Божий народився", то может в сам праздник или хоят бы после него сподобит Бог человека стать чище душою и, пусть иногда, но смотреть на мир глазами ребенка.
Татьяна26 декабря 2011, 17:00
Как же, отец Андрей, трупами-то образ Божий называть? "Расточенных" и "непросвещенных"? Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: в каждом почти образ Божий - и в преступнике, и в умалишенном. У Бога сегодня разбойник - завтра святой Моисей Мурин, сегодня мытарь - завтра евангелист. Разве что, для пафоса разогнавшись, ради красного словца: "трупы с гусями"... Впрочем, стилистически это тоже неоправданный сбой. Все ли у нас готово для грядущего пира духовного?
Артём26 декабря 2011, 17:00
Спасибо, батюшка!
Сергей Порубая26 декабря 2011, 16:00
Многие из нас родились и выросли в безбожной среде. Хотя и в СССР праздновали Рождество. И пусть в основном это были внешние, праздничные ритуалы (дети носили по домам кутью, поздравления, получая подарки), сохранившиеся благодаря серым, незаметным бабушкам-соседкам. А до настоящего празднования - с пением ангелов - нам еще расти и расти. Но первым шагом в общегосударственном масштабе должно быть перенесение празднования Нового года на послеРождественский период. Т.е. привести в соответствие с церковным календарем.
Алла 26 декабря 2011, 16:00
Спаси Господи ,Батюшка !
Ирина26 декабря 2011, 15:00
Спаси Господи, батюшка. Вы как всегда правы. Благодарю за статью.
Елена26 декабря 2011, 15:00
Спаси, Господи, батюшка!
Светлана26 декабря 2011, 14:00
Что делать нам, грешным?! за пост так, сластолюбцы, наговеемся, что на Рождественской службе только про скоромное и думаем! Господи прости! Подскажитте батюшка как стяжать тот самый Рождественский настрой?
Мария26 декабря 2011, 14:00
Как колко, и как правильно! Спаси Вас Господь, батюшка!
Ольга26 декабря 2011, 13:00
Спаси Господи! Благодарю за статью!
Ольга26 декабря 2011, 13:00
Спасибо,батюшка!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке