О супружеских отношениях

Из книги Старец Паисий Святогорец. Письма; Руководство к молитве; Духовное завещание, выпущенной издательство Сретенского монастыря

***

Дорогой брат Дионисий, радуйся.

На новом лете да будет благословение Пресвятого Вифлеемского Младенца.

Я получил твое письмо по вопросу супружеских отношений (у женатых священнослужителей и у мирских), о котором ты мне пишешь. Поскольку святые отцы не дают точных указаний, как именно поступать, это означает, что речь идет о чем-то, где ко всем людям нельзя подходить с одной меркой, что они предоставляют это такту и чести духовного разумения и силы каждого в отдельности. Привожу примеры женатых мирян и священнослужителей, ныне здравствующих и мне известных, чтобы сделать свою мысль более понятной.

Из их числа есть некоторые, имевшие связь по­сле вступления в брак и обретшие одни — одного, другие — двух, иные — трех детей и в дальнейшем жившие девственно. Иные имеют отношения один раз в году ради чадородия и затем вновь живут опять как брат с сестрой. Иные воздерживаются в периоды постов и затем имеют отношения. Иные не могут достичь и этого. Иные — один раз в середине недели[1], дабы было три дня до прича­стия и три дня по причастии. Иные претыкаются и здесь, посему и Христос по воскресении, явив­шись святым апостолам, первым делом сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20,21-23).

Цель в том, чтобы каждый подвизался с рассуждением и честью, сообразно своим духовным си­лам. Вначале, естественно, препятствует возраст. Однако по прошествии лет и по мере того как плоть ослабевает, дух может возобладать, при том что тогда и женатые начинают понемногу вкушать от Божественных услад; и это еще более помогает тому, чтобы они естественным образом отвлекались от плотских утех, которые и видятся им то­гда весьма ничтожными. Итак, и состоящие в браке некоторым образом освящаются и попадают в рай этой тропой, не так круто идущей в ropy. В то время как иноки устремляются прямо к вершине, карабкаясь по скалам, и поднимаются в рай.

Ты должен иметь в виду, что вопрос этих отношений касается не одного тебя и ты не имеешь пра­ва решать его сам, но только по взаимному согласию, как говорит апостол Павел (1 Кор 7,5). Когда и это будет достигнуто, то по взаимному согласию требует опять-таки осторожности: сильный должен вставать на сторону слабого. Во многих случаях одна сторона, дабы не огорчить другую, говорит, что согласна, но внутренне терзается. Главным образом это жены, так как они имеют мало страха Божия и обладают живостью плоти. Нередко по не­достатку рассуждения некоторые благочестивые мужья, слыша из уст жены, что она согласна, сразу без разбору переходят к большому периоду воздержания, и тогда жены терзаются, срываются в раздражительность и т. д. Мужья думают, что жены продвинулись в доблести и желают жить еще более целомудренно, в течение еще большего времени, и тогда у женщин появляется соблазн узнать приятелей и т. д. Когда и это произойдет, тогда у них начинаются угрызения совести (по поводу падения), а мужья пытаются жить еще более целомудренно, видя жен не имеющими расположения, по­скольку считают, что те больше их продвинулись духовно и не имеют желания плотских вещей. Причиною, естественно, является женский эгоизм и ревность, так как они чувствуют себя отстающими. Когда жена видит мужа желающим жить духов­ною жизнью, она принуждает себя превзойти его.

Прости меня за вторжение в чуждую мне область, ведь дело монаха — не эти темы, а четки. Но, чтобы не огорчить тебя, я вынужден был написать тебе по этим вопросам (о них мне известно со стороны), которые многим братиям в миру досаждают и дают поле деятельности диаволу.

Имеет большое значение, сходный ли темперамент у супругов. Когда у одного темперамент умеренный, а у другой — живой или у одного — живой, а у другой — умеренный, должно жертвовать сильному в пользу слабейшего, и тогда постепенно получит помощь и восстановит свое здоровье и второй, и тогда, будучи здравы, оба будут подвизаться.

Я уже говорил вначале и возвращаюсь к этому: требуется честная и с рассуждением борьба за освящение и женатого. Если мы посмотрим на это несколько духовно, мы поймем, что и женатые должны сколько-нибудь подвизаться (полагаю, это тоже неправильно, если бы они, будучи женаты, имели бы своей целью только еду, сон и плотские утехи; человек не только плоть, но и дух). Плоть должна помочь освящению души, а не погребать душу[2]. Не говорю, что тот, кто живет после одного-двух детей в девстве, или имеют отношения только раз в год для чадородия, или тот, кто воздерживает­ся в периоды постов, и т. д., должен первым получить оценку 10, вторые — 8, третьи — 6 и четвертые — 4. Бог видит усилия каждого и силы, данные Им каждому, и воздаст каждому соответственно. Я всех их равно люблю и восхищаюсь честно подвизающимися. Только бы они не совершали преступлений аборта и т. п.

Прошу у тебя прощения за свой плохой почерк. Поскольку у меня было одно духовное делание и затем сразу же множество писем, я пишу тебе в спешке, чтобы скорее приступить к своим занятиям.

Христос и Пречистая да будут с Вами.

Мое почтение отцу вашему, иерею.

С любовью о Господе монах Паисий

Келлия Честного Креста 1 января 1974 г.



[1] Мнение старца по этому вопросу не могло быть отличным от наставления апостола Павла (см.: 1 Кор 7,29) и апостола Петра (см.: 1 Пет 2,1).

[2] 1 Пет 2,11; 1 Кор 7,29.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Olga 18 июня 2014, 13:00
Моли Бога о нас, святой Паисий! Очень хорошо написал батюшка, и не удивительно - ведь святой. И Апостол Павел к Коринфянам писал как святой, а не как обычный строгий поп, возлагающий на мирян бремена неудобоносимые... Мы с мужем вступили в брак по любви (это возможно и в сознательном возрасте), я не могу иметь детей (перенесла сложную операцию), но мы живем супружеской жизнью, и нас священники за это не ругают. Конечно, мы воцерковленные люди, в особо постные дни воздерживаемся, и наша любовь в первую очередь духовная. И я думаю, что Господь больше оправдывает именно брак по любви, чем по расчету, "залету" или только чтобы родить детей, не важно от кого и как. Хотя, конечно, я не осуждаю никого - ведь всем дано по-разному.
Анна28 июня 2013, 16:00
Очень люблю старца Паисия Святогорца. На сайте радио БЛАГО можно скачать mp3 его ответов на вопросы, читает настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. http://radioblago.ru/arc/Duhovnoeprosveschenie/Podvizhniki/ Спаси Господи!
Сергий из г. Ижевска22 января 2012, 11:00
Я пишу для комментирующих данную статью. У Вас возникает вопрос почему монах , который никогда не был женатым может рассуждать о создании и ведении семьи и супружеских отношениях. Все очень просто. Дело в том, что монах получает Божественные откровения от Пресвятой Богородицы, Христа, Господа Бога Отца Вседержителя. Соответственно, эти утверждения самые верные. Монаху не нужно создавать свою семью, для того чтобы помогать страждущим – он живет в Боге. И этим все сказано. p.s. Кстати, я читаю сейчас житие Паисия Святогорца. Так вот я сделал для себя вывод в том, что этот монах стоит на уровне Сергия Радонежского и Серафима Саровского, а также Николая Чудотворца. Он или Святитель или Преподобный. Но это только мое личное мнение. Я надеюсь, что этот монах (умерший в 1994 году) будет причислен к лику святых в ближайшее время (по крайней мере я так молюсь). Аминь. Кстати, Житие старца Паисия Святогорца написал иеромонах Исаак (издательство Святая гора) Официально это звучит так: Исаак, иеромонах Житие Старца Паисия Святогорца / иером. Исаак; пер. с греческого (иером.Доримедонтом (Сухининым)). изд. 2-е - М.: Изд.Дом "Святая гора",2006. - 736 с.: ил., порт. - Доп. тит. л. греч.
Елена14 января 2012, 15:00
Знаю одну семью, священническую, у них 11 человек детей (все биологические, не усыновленные). Прихожане их храма знают, что и батюшка, и матушка обладают дарами и рассуждения, и прозрения. Уже сейчас многие к ним идут за советом, хотя им нет и 50 лет, и ради детей, младшей всего год, они скрытые, не принимают людей. Вот о таком-то освящении женатых людей и говорит, как я понимаю, старец Паисий. А если мы не достигаем, живя в браке, меры возраста Христова, значит, грехов у нас много, что-то мы делаем не так. Отец Паисий не пишет о браке как о чем-то постыдном, но говорит о том, что лежит за пределами понимания обычного человека. Он желает, чтобы и мирские люди достигали этой меры. Полемику по этому вопросу считаю своевременной, т.к. это один из важнейших вопросов для мирянина. Главное, чтобы мы не силились устанавливать свои параметры святости, и не считали себя достигшими чего-то раз мы уже христиане, потому что пока мы живы спасение каждого еще под вопросом, предстоит сдать главный экзамен - смерть. Надо прислушиваться к тем, кто этот экзамен успешно сдал. Чудеса на могилке старца Паисия - тому подтверждение.
наташа14 января 2012, 00:00
Согласна, чтобы писать о браке надо там побывать. И воистину странно и страшно, когда наши отцы пишут о браке как о чем-то грязном, почти постыдном. Ставя себя выше Господа и Апостола Павла. Воистину странно, как заказ выполняют по развалу семьи. Мне кажется Апостол Павел и писал -это чтобы распрей не было, по согласию двоих мужа и жены и все, не понятна вся остальная полемика вокруг этой темы .Отец Поисий кстати так и пишет что дело монаха четки а не эти вопросы и дает лишь ответ кому-то, кто просит а не сам по себе. Это важно ,тоесть никак не всем. И меня очень волнует вопрос к модераторам сайта ,почему эта тема так муссируется вами. Когда ответ дан четко и ясно Апостолом Павлом а остальное выходит от лукавого. И еще кому надо мне кажется сами могут спросить о себе у духовника. Кстати ни разу меня на исповеди в монастыре не спросили как я регламентирую свою семейнуя жизнь в пост .
иван12 января 2012, 16:00
Плоть должна помочь освящению души, а не погребать душу[2] Этим ВСЕ сказано. Во всем полностью согласен со старцем Паисием. (Женат, двое детей).
Владимир12 января 2012, 02:00
Старец Паисий Святогорец-сказал свое. Каждый из нас услышал и понял по своему! Вряд ли нужно его поправлять. Спаси Вас Господь.
Алексей З12 января 2012, 01:00
Ответ тем, кто считает, что только живущие в браке и познавшие жену/мужа могут рассуждать об этом. Однажды в Серафиму Саровскому пришла некая дама с вопросом по поводу изучения иностранного языка. Подойдя к старцу, она подумала, да что собственно может знать этот не образованный мужик? А Серафим Саровский, прочитав ее мысли ответил ей, чтобы она пошла и спросила у кого по умнее, чем он, где ему необразованному судить об этом. Монах, получивший откровение от Господа, не нуждается в сексуальных отношениях, чтобы ответить на вопрос супружеских отношений, ибо его устами говорит Дух святой. Да и в самом письме нет уничижения брака, но говориться о мере в отношениях. А мера всегда и во всем полезна - это и есть Царский путь.
Ирина11 января 2012, 14:00
Согласна с Виталием!!! Не стоит критиковать. для кого надо было, тому открылось!!!
Елена10 января 2012, 23:00
Как печально читать столько осуждения в адрес покойного старца Паисия! Прочитала все его "Слова" и верю в его святость. Нужно и должно слушаться таких монашествующих даже в вопросах семейных отношений, поскольку говорят они нам не от себя, не от своего разума, а волю Божию, хотим мы её слышать или нет. Сейчас вообще мало кто хочет знать волю Божию, а тем более спрашивать советы у кого-либо. Многие люди - сами себе боги. Да, брачное ложе свято. Но у кого сейчас оно чисто? Кто вообще не предохраняется? Единицы. Кто согласен рожать по 10 и более детей? Единицы. Кто в этом регулярно кается? Мало кто. У кого в самих супружеских отношениях кристальная чистота, не зараженная мирским духом, грязью века сего? Знает только Бог, от которого ничего не утаишь.
Руслан10 января 2012, 17:00
Ну не знаю. Брачное ложе свято, - говорил апостол. Коротко и ясно :)
Валерия 9 января 2012, 19:00
Понятно, что воздержание в отношнниях-один из способов обуздания плоти. как пост, ограничение развлечений . Ослбление и усмирение плоти помогает справляться со страстями и возрастать духовно. Другого способа нет.Для ищущих веры это азбука и спорить не о чем. А спорящие с о.Паисием просто не в теме.
Валерий 9 января 2012, 11:00
Во всем полностью согласен со старцем Паисием. (Женат.Трое детей)
Федор 8 января 2012, 10:00
Монаху и вправду лучше четки перебирать, чем в супружестве всякое нечистое искать.
Виталий 5 января 2012, 11:00
Думаю, надо учесть тот факт, что ответ в письме старца дан человеку- неизвестному. Ответ Паисия был только для этого неизвестного, и больше никого он не касался.Это после его ухода стали собирать письма, на момент ответа он думал только об этом человеке, а не о всём мире православия.Старец писал не для того, чтобы его критиковали на форумах благочестивые христьяне,или сопоставляли с другими святыми людьми.Кто нибудь знает этого неизвестного? Какие были у него духовные трудности на тот момент? Почему старец дал именно такой "молочный" ответ, а твёрдой пищей кормить не стал? На каком духовном уровне был тот молодой человек, в то время? а? Почему он написал старцу вообще? О чём он мыслил? За что он так переживал? Ко нибудь знает ответ? я нет... Не подерживаю и не согласен с теми православными, кто нашёл в этом письме старца какое то послабление для...или оттенок компромиса с...От глубокой веры и очень трудного для простого человека аскетизма,монах имел большую любовь,а кто больше любит,тот и больше прощает, равно и больше щадит.
Дмитрий 5 января 2012, 00:00
Святость в каждой букве письма. Просто не постижимо! Гениально и просто. Слава Богу за таких старцев!
Сергий 4 января 2012, 23:00
Люди одумайтесь! Вы дерзаете св. отца Паисия Святогорца поправлять или исправлять!
Всеволод 4 января 2012, 19:00
Меня, человека невоздержанного, в статье крайне оскорбляет, что кто-то может и вообще смеет воздерживаться. Было бы спокойнее, если бы таких людей всех можно было заклеймить как ненормальных. Если же отложить это чуство, которое, конечно, происходит и зависти и гордости, то главную мысль статьи о. Паисия усматриваю в предупреждении об опаснасти духовно надорваться, взяв на себя подвиг не по силам. Как доказывал невинно убиенный о. Даниил Сысоев, единствнное каноническое предписание супругам состоит в том, чтобы воздерживаться накануне причастия; а св. Иоанн Кронштадский показал, что можно жить с женой, как с сестрой, и через это, вкупе с другими добродетелями, достичь большой святости. Полагаю, что телесные отношения православных христиан могут находиться где угодно в этом диапазоне -- конечно, хорошо бы достичь меры св. Иоанна, но это не всем дано; поддержание мира в семье уже немалый подвиг.
Ирина 4 января 2012, 19:00
Про жён не согласна. Зачем так всех - под одну гребёнку? В моей семье прямо противоположная ситуация.
Наталия 3 января 2012, 17:00
Уважаемый Петр Петрович, Вы видимо не в курсе, что у старца Паисия есть целая книга ( и довольно толстая))))) под названием "Семейная жизнь". И наставления из этой книги не раз помогали мне грешной, если возникал вопрос в моей семейной жизни. А если верующий начнет перебирать батюшками: к тому пойду за советом по работе, а к тому за советом по воспитанию детей, то представляете сколько советчиков понадобится. Тут по моему нужно брать во внимание, что старец Паисий, как человек высокодуховный, имел дар прозорливости и не раз помогал своими советами мирским людям. Доверие нужно иметь ко многоуважаемому старцу и своим духовникам (ведь не все они многодетные отцы к примеру). Спаси Господи.
Михаил 3 января 2012, 17:00
Старец ответил на вопрос в письме.И всё.А здесь уже целая полемика.Поэтому и старцев нет,все про всё знают.
Александр 3 января 2012, 15:00
Андрей, Отец Паисий рекомендовал, как надо жить по-христиански. Он исходил из опыта своих близких людей и монахов, с которыми общался. Сразу видно, что вы не вчитывались в слова. Но, простите и меня: "Не суди и не судим будешь". К сожалению почти у всех нас так жить не получается. Но, надо стремиться. Идти рука об руку со своей второй половинкой и никогда не забывать, что жена твоя должна равняться на тебя. Это значит надо быть лучше во всем и быть примером для подражания детям. Тем более, что это письмо предназначено Дионисию, а не нам с вами. Не надо нападать еще и потому что мы с вами не безгрешны и мы уходим в защиту парируя собеседника. Отец Паисий, благодарю, что вы указали путь. Молитесь о нас, отче. Да услышит Господь все наши молитвы. С наступающим всех Рождеством Христовым! Возсияй мирови свет разума.. С уважением, Александр
Андрей 3 января 2012, 15:00
Спаси Господи! Но в том-то и дело, что подвижнику, монаху. Аналогия с врачом, по-моему, должна быть здесь несколько другая: может ли врач-педиатр лечить, скажем, артрит? Вряд ли, даже если он хороший специалист, но не никогда не учился этому и не имел такой практики. Помимо высоких материй христианская любовь в браке должна иметь и отношение к быту, в частности к сосуществованию с другим человеком, с иной моделью поведения, психикой и т. д. - т. е. с человеком противоположного пола. Все-таки легче говорить об этом, находясь вдали от мелких бытовых проблем, будучи монахом. И риск "наломать дров" выше. Расстояние больше - многого не видно. Мы часто бросаемся в крайности некритически усваивая монашескую практику. Зачем же нам сразу обвинять женатых в сладострастии и лечить их принудительным целомудрием? Возможно, живя в монастыре может показаться, что живущие в миру, в браке, погрязли в блуде, но, признаемся себе, это далеко не так. Я не имею в виду тех, кто предпочел христанскому браку распутство. 99,99% занимают дела земные и духовные. Когда же здесь предаваться сладострастию? В письме о. Паисия нет такий крайностей: "Цель в том, чтобы каждый подвизался с рассуждением и честью, сообразно своим духовным силам." Это золотые слова. Да, там описываются практики духовной жизни, практики регулирования половых отношений в семье, но это, скорее, для справки (как бывает в индивидуальных случаях), а не в качестве инструкции к действию для всех.
Рита 3 января 2012, 15:00
Прочесть,обдумать,согласиться..
Андрей 3 января 2012, 14:00
В словах отца Паисия вовсе нет осуждения брака и плотских отношений, как таковых, наоборот, он говорит, что все надо делать с рассуждением и подвиг брать по силам. Неверно рассматривать слова отца Паисия как поругание брака. И уж, тем более, странно рассматривать христианскую любовь в браке как преимущественно плотские отношения, и искать в Церкви "недобрые явления" на этом основании. Целью христианского брака является создание "малой церкви" и совместное спасение. Надо просто понимать, что есть идеал, а что - наша жизнь. От того, что мы несовершенны, идеал не перестает быть идеалом. Не очень понятно сопоставление отца Паисия - одного из великих подвижников Церкви и отцов Сергия Булгакова и Антония Сурожского. Если кого обидел - простите.
Петр Петрович 3 января 2012, 14:00
Дорогой о Христе Авив, монах не имеет опыта жизни в браке, а если он имел его ранее, то все равно он уже полностью настроен на другое. Давать советы брачующимся, тем более, относительно такой деликатной области, как интимные отношения, должен человек, имеющий опыт брака, живущий в браке, созревший в браке. Иначе все это напоминает советы художнику от дальтоника. Что хорошо в письме - нет жесткой категоричности, высокомерия и ригоризма, встречающейся у современных монахов (игумен Феогност Пушков, презрительно именующий своих противников "брачниками"), больше любви к ближним и признание того факта, что единого мнения у Церкви на сей счет нет. Что плохо - почему-то все советы сводятся исключительно к воздержанию в интимной сфере. Какой бы ни был авторитет у о. Паисия, у ап. Павла он выше. "Брак честен и ложе нескверно". "Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по согласию". Нет у ап. Павла воздержания как непременного условия "христианизации" семьи. Хочешь воздерживаться или оставаться вдовым - твое право. Хочешь жить семейной жизнью - точно такое же право.
Авив 3 января 2012, 14:00
Дорогой о Христе, Андрей! Если речь идет о "христианской любви в браке" то, кому лучше обращаться, чем совершенствующему в деле любви монаху, особенно столь почитаемому подвижнику нашего века старцу Паисию. Мы можем смотреть на вопрос с другой стороны и привести метафору: "Не нужно врачу болеть, чтобы лечить других" (в этом случае болезнь не брак и супружеское ложе, а сладострастие). Мир и премудрость Вам!
Марина 3 января 2012, 13:00
о.Сергий Булгаков: "Борьба с плотью - это борьба за тело". Антоний Сурожский: "...утверждение, будто целью брака является деторождение, не только спорна, но для православного богословия просто неприемлема. Цель брака есть брак. Рождение детей - его составная часть, но в брак вступают, чтобы осуществить жизнь взаимной любви..." "Целомудрие не есть что-то несовместимое с деторождением. Целомудрие - это внутреннее состояние, определяющееся не физическими категориями, а отношением: духовным отношением, отношением души и отношением тела". "И когда человек вступат в телесное общение в браке, это не осквернение, это момент, когда один человек другому ... отдаёт свою чистоту, чтобы своей чистотой поделиться с тем, кто в чистоте сердца, в духовном целомудрии его воспринимает". "Воздержание - другое дело. Человек может воздерживаться от всего плотского и гореть всеми страстями, которые оскверняют его ум и его сердце. Целомудрие - в другом: целомудрие не в воздержании, не в отрицании плоти, а в том, чтобы в своей плоти увидеть святость и поделиться этой святыней с другим человеком".
Андрей 3 января 2012, 11:00
Размышления о. Паисия оставляют двоякое впечатление. С одной стороны, он безусловно прав, призывая избегать крайностей - как в аскетизме, так и уступании плоти. Но с другой само это письмо - признак недобрых явлений в жизни Церкви. Если схимонаху, ни дня не прожившему в браке, приходится давать рекомендации вступающим в брак, то почему бы кухарке не править государством? О. Паисисий проецирует на брак свои, монашеские представления о нем, как о некоем "нечистом" состоянии, которое нужно "христианизировать" - строгим постом и молитвой. Об этом - многие каноны и мнения священства и епископата. Но как это далеко от Христа, который благословил брак в галилейской Кане, сотворив из воды вино, а не пришел понуждать брачащихся к воздержанию и посту. Думается, христианская любовь в браке, когда двое вместе несут этот крест и вместе вкушают радости и горести, важнее любых запретов, даже высказанных авторитетным священником. А то, что описывается в письме о. Паисия (брак как исключительно телесная близость, от которой нужно бежать в другую крайность: принудительное целомудрие), трудно не назвать поруганием брака. Это и союз душ, и союз судеб, но также и союз тел. Увы, монашеские взгляды на супружество, даже если их выражет старец Паисий Святогорец, не всегда близки к истине. Чтобы об этом говорить, все же нужно побывать в браке.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке