Вифлеем

Причащение на литургии на месте Рождества Христова
Причащение на литургии на месте Рождества Христова
Священная география способна учить не меньше, чем буквы Священного Писания. Иордан впадает в Геннисаретское озеро и вытекает из него. Озеро кипит жизнью. Затем Иордан впадает в Мертвое море и никуда не вытекает. Море мертво. Урок лежит, как на ладони: принимаешь и отдаешь – живешь; принимаешь и не отдаешь – ты труп.

Или еще.

Колена Гада и Рувима не захотели переходить через Иордан, потому что, говорили они Моисею: «земля годная для стад, а у рабов твоих есть стада» (Числ. 32:4)

Моисей усмотрел в этом эгоизм и встревожился, как бы несвоевременная забота о стадах не развратила весь Израиль и не помешала перейти через Иордан для овладения землей. «Отродьем грешников» назвал он Гада и Рувима. Но те настояли на своем, и хотя пошли воевать впереди остальных, землю перед Иорданом оставили за собой. Гляньте в библейский атлас. Там на западном берегу Иордана – Гад, Рувим, Манассия и Дан. Плата за тревогу о скотине и пастбищах пришла позже. Эти колена раньше прочих подверглись нападениям, плену и ассимиляции. Память о них звучит в чтении о свиньях страны Гадаринской. Жители, разводившие свиней, тоже просили Христа уйти от них, дабы не терпеть материального урона. Урок тоже на поверхности. Есть время думать о себе, а есть время, когда нужно думать об общем деле. Вот казаки наши, к примеру, тем храбрее воевали, чем ближе к дому находились. С удалением от родных полей и стад заметно улетучивалось всякое желание сражаться. Это особенно проявилось в Гражданскую. Результат – уничтожение казачества, как класса.

Вся география Святой земли смешана с уроками истории и пропитана назиданием. И если про Манассию или про Капернаум каждый знать не обязан, то Вифлеем должен быть известен всем. Имя этого города, в окрестностях которого земля дала временный приют Богоматери с Младенцем, тоже содержит назидание.

Этот город, имя которого по-еврейски звучит как Бейт-Лехем, в переводе именуется «Дом хлеба». Совершенно не случайно Тот, Кто говорил о Себе, что Он – хлеб жизни, родился в окрестностях этого города. Не поленимся открыть 6-ю главу Евангелия от Иоанна, чтобы прочесть вновь эти слова о Небесном хлебе.

- Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий сей хлеб будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

- Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

- Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во мне, и Я в нем.

Есть пророческие речи, специфически темные по причине высоты предмета речи, в которых говорится и о Матери Христа. Толкователи Песни Песней усматривают пророчество о Богородице в следующих словах: «Живот твой – круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песнь Песн. 7:3)Песнь Песней нельзя было читать людям, не достигшим 30-ти лет. Это при том, что каждый мальчик закалял ум и воспитывал душу в чтении Писаний с 12 или 13-ти лет. То есть через 17 лет занятий он мог лишь дорасти вслед за зрелостью возраста до зрелости рассуждения и умозрения. Нам бы так же упражняться в изучении Писаний. Множество бед растаяли бы, как первый снег.

Так вот, «неистощимая чаша ароматного вина», это указание на Евхаристию. И не зря одна из икон называется Неупиваемая Чаша. А «ворох пшеницы», это – все тот же Хлеб, имеющий родиться из чистого лона, на чью чистоту указывают «лилии», окружающие пшеницу. Христос – Свет (Ин. 8:12), то Мать Его – Матерь Света (Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим) Если же Христос – Хлеб, то Она – Матерь Хлеба жизни. Родить Ей Христа подобает нигде более, как только в Доме Хлеба, в Вифлееме.

Все это, несомненно, урок, но этого мало. Любое знание нужно стремиться перевести из области теоретической в область практическую. Знание, не оправданное деятельностью – по Исааку Сирину – есть залог стыда.

Зная, что Христос есть Хлеб, сшедший с небес, что о Матери Его пророчески говорил Соломон, что именно поэтому место Рождества по имени связано с Евхаристией, необходимо к этой самой небесной Пище приступать «со страхом Божиим и верой». Праздники есть по преимуществу те временные точки, в которых максимальное число верующих людей освящается Таинствами. Полагать смысловую часть праздника в чем бы то ни было кроме Слова Божия, молитвы и участия в Таинствах, есть неразумие, способное окончиться либо полным безверием, либо местным вариантом язычества, либо чем-то еще далеким от воспеваемой правды Божией.

Причащаться надо, есть надо Живой Хлеб, для нас сошедший с неба. Он Сам зовет, Сам служит при Трапезе, «приносит и приносится, приемлет и раздает». Он может разгневаться на пренебрежение к Своему голосу и Своей Жертве. Представьте, что вы накрыли стол на тридцать человек и позвали всех персонально. Все готово, свечи зажжены и запахи от стола дурманят голову. Но никто не пришел! Ни один! Как себя чувствует хозяйка? Не плюнули ли ей в лицо?

Теперь скажите, что же мы делаем в отношении Христа, Который воплотился, вырос по плоти и вошел в полноту человеческого возраста, многократно и многообразно засвидетельствовал Свое Мессианство, пошел на Крест, умер на нем и воскрес из мертвых. Теперь Он готовит нам раз за разом трапезу с пищей бессмертия, зовет «Примите, ядите», а мы не идем! Что это? Что это за карикатура на христианство с редким причащением у одних по надуманному «благочестию», у других по реальной лени и теплохладности, у третьих по реальным грехам, умножающимся именно из-за удаленности от Чаши!

Христос родился в Доме Хлеба. Он Сам – Хлеб Жизни, и нет никакого христианства и быть не может вне Святой Трапезы, на которой лежит Агнец, за весь мир закланный. У причастия и у Церкви одно и то же Имя – Тело Христово! Пусть всяк говорит, что хочет, но практику редкого причащения (читай – пренебрежения Самим Христом и Его заповедями) нельзя обосновать никакими доводами. Ни богословием, ни аскетикой, ни текстами отцов. Кроме разве что католической средневековой практики, заползшей в семинарские учебники и в весь наш синодальный период.

Хотящий пить, нуждается в воде, а не в формуле воды, написанной на школьной доске.

Желающий жить должен приступать к Пище бессмертия со страхом и верой, а не просто теоретически что-то знать о Сыне Божием, ставшем Сыном Человеческим.

Если что-то доброе и крепкое в нашей жизни появится, то именно отсюда. Больше неоткуда.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Вера 7 января 2013, 17:05
А в Сретенском монастыре монахи причащаются 3-4 раза в неделю...
Татьяна 7 января 2013, 15:28
Татьяна: Согласна с Инной,по опыту знаю, без нужды как "духовного голода", нельзя благоговейно и благодарно Причаститься и у каждого своя "мера",которую поможет определить опытный священник
Татьяна15 января 2012, 10:39
Святая правда! Спаси Господи, о. Андрей!
Игорь13 января 2012, 14:32
В нашем храме прихожанам, регулярно причащающимся,соблюдающим все четыре поста в году, посты в среду и пятницу,священники благословляют причащаться на Светлой седьмице и на Святках.
Михаил12 января 2012, 11:38
Гора Шипка, крепость Баязет - это на Кубани? А река Ляохэ - её приток? А вот это всё находится "вблизи родных полей"?: «После победы под Сарыкамышем турки отступили к Эрзеруму и началось русское наступление между Ванским и Урмийским озерами. Весной 1916 года по всей Кавказской армии разнеслась весть о подвиге сотни 1 Уманского полка, совершившей многокилометровый длительный переход через пустыню и контролируемую турецкими войсками территорию. Под Багдадом (!) уманцы встретились с союзными английскими частями. За этот подвиг все казаки были награждены Георгиевскими крестами, а командир сотни – есаул Иван Гамалий еще и английским военным орденом» http://forum.fstanitsa.ru/viewtopic.php?f=72&t=1994 М.б. дело в том, что это за Веру, Царя и Отечество так стойко сражались казаки, а за учредительное собрание, имея в командирах мятежных генералов, фактически свергнувших законную власть императора - неохотно? "Ни за советы, ни за кадеты", так говорили казаки, пока большевики не начали массовые казни.
Михаил12 января 2012, 11:35
"Вот казаки наши, к примеру, тем храбрее воевали, чем ближе к дому находились. С удалением от родных полей и стад заметно улетучивалось всякое желание сражаться. Это особенно проявилось в Гражданскую. Результат – уничтожение казачества, как класса." Жаль, что многоуважаемый о. Андрей, не зная предмета, выносит такие резкие суждения. Бородино, Смоленск - это на Дону? а Неман - его приток? «Во время этой войны, с 12 июня по 1 декабря 1812 г., донскими казаками, предводимыми графом Платовым, было убито 18,366 человек неприятеля; взято в плен: генералов 10, офицеров 1,047 и нижних чинов около 40 тысяч. Отбито 15 знамен, 364 пушки и 1,066 зарядных ящиков. Страх, нагнанный казаками на врагов, был так велик, что при одном упоминании о них толпы неприятелей бросались в бегство.» http://evgrsaveliev.narod.ru/ataman/ataman-11.html
Павел11 января 2012, 21:52
А мне понравилось интервью одноо греческого монаха... в нем он рассказывал вообще про празднование Нового Года, и затрунул тему причащения в Греции. Там не то что поститься, там даже без исповеди причащают... Мое мнение, священники, которые запрещают причащаться постившимся в светлую и на святках, просто как то мало образованные чтоли... или я просто чего то недопонимаю... многие монахи всю жизнь постятся и никто им не запрещается причащаться... Вот тут видео интервью: http://ekklezia.ru/vsyo-soobschestvo/blagievesti/telereportazhi/260-kak-otprazdnovat-novyiy-god-pravoslavnomu.html
Елена11 января 2012, 19:45
Если не причащусь раз в неделю на Литургии,то как из решета на второй неделе все доброе утекает...совсем... А правило у нас благословляется укороченное-без канонов Богородице и Ангелу-тем,кто часто подходит к Чаше.Не думаю,что мои братья и сестры по приходу причащаются неблагоговейно-по их плодам выходит, что все в порядке. Простите.
Марианна11 января 2012, 15:22
Спаси Господи! А я ,когда была в Вифлееме,никак не могла сообразить,почему "Дом хлеба",а так ведь все просто и понятно!И про Иордан втекающий и вытекающий-тоже...
о. Витталий11 января 2012, 13:52
Вот по этому поводу: http://www.beleparh.ru/index.php/novosti/57-drugie-novosti/530-podgotovka-k-prichastiyu-kanonicheskie-normy-i-praktika-pomestnykh-pravoslavnykh-tserkvej-doklad-protoiereya-dimitriya-karpenko-na-xx-sezde-dukhovenstva-belgorodskoj-i-starooskolskoj-eparkhii О том, что нет постановлений о 3х дневном посте и обязательной исповеди перед причастием.
Маргарита11 января 2012, 13:49
Спасибо, отец Андрей! За все статьи, а за эту - особенно. А где Вы служите, в каком храме? Простите
Инна11 января 2012, 10:01
Прихожанка: Ну батюшки-то тоже знают, что делают. Да причащаться надо почаще, регулярно, но это не значит, что слишком часто. Я вот из Питера, прекрасного храма - Серафима Саровского. Меня с детства учили благоговейно относиться к причастию. Не причастились раз в месяц (взрослой, детям и подросткам в две недели) до поста - в посту могли и не пустить. Или пост почти пришел - и приходят лишь в конце - тоже отправляли, "подумать"! А на Святках, на Светлой понятно почему "не положено", там же поста никакого нет. Если в посту причащались - храните в себе эту благодать все праздники, а там, после, главное не утерять бдительность, и начать причащаться по мере готовности. И можно всегда с батюшкой обо всем заранее договориться; походить, послужить, всенощную не забыть - и никто ничего не запретит, я так считаю. Так что не переживайте, это - Страшная Жертва, к ней благоговейно надо подходить, чтобы не превратилось причащение в скупой, сухой, мимолетный ритуал.
ksenija10 января 2012, 20:33
Spasi Gospodi, otza Andreja
виктор 10 января 2012, 19:39
Спаси Господи полностью согласен что надо причащаться часто я за то чтобы причащаться надо на каждой литургии а то Господь наш зовет к причастию а я стою и не иду зачем-же я пришёл на службу если-же я иду причащаться с дурными мыслями так я же предупреждён во что это мне обернётся я ни в коем случае не против того что надо готовиться и причащаться надо с благоговением но не так громоздко не у всех на это время есть правильно о Андрей написал (хотящий пить нуждается в воде а не в формуле воды )простите что сумбурно но не получается выразить свои мысли на бумаге
Алексей10 января 2012, 19:00
«Живот твой – круглая чаша, в которой не ароматное истощается вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песнь Песн. 7:3) Срочно исправьте ошибку! В первоисточнике "в которой не истощается ароматное вино".
Прихожанка10 января 2012, 18:28
Прекрасная статья! Только вот и рады мы причащаться почаще, но батюшки сами же нас и не пускают. Не знаю как в столицах, а у нас в провинции вот попробуйте причаститься на Святочную неделю... Меня однажды не допустили по причине, что поститься нельзя, с тех пор даже и не посягаю: ни на Святки, ни на Светлой седмице, и вообще частое причащение мало кем из священников приветствуется: некоторые особо ревностные прихожане даже вынуждены иногда причащаться в разных храмах, раз в две недели: то в одном, то в другом храме, в разных концах города... Чтобы не наткнуться на запрет, причём не по причине смертных грехов, совершённых накануне (которых как раз и нет) или недолжной подготовки (а это всё вычитано в полном канонном объёме), а именно потому что "не положено". Может батюшки как-нибудь соборно между собой бы договорились вначале о нашем частом причащении? А мы - завсегда к этому готовы и с большой радостью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×