Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления

Слово пастырей

Приближается Крещение Господне. Зачастую в народном сознании празднование того или иного великого церковного праздника ассоциируется не столько с богослужением, а в большей степени с «гастрономическо-развлекательными мероприятиями», занимающими, конечно же, свое место в традиции празднования.

Крещение Господне. Фреска. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, Метохия Крещение Господне. Фреска. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, Метохия
Не исключение из этого ряда и праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Многие христиане считают достаточным в этот день прийти в церковь только для того, чтобы набрать про запас Крещенской воды, или пойти искупаться в ближайшей проруби. А для некоторых политиков, общественных деятелей и звезд шоу-бизнеса купание в проруби становится частью саморекламы.

Эти традиции, конечно же, хороши, но является ли их соблюдение достаточным для христианина в этот праздник? Неужели это великое событие в истории человечества названо Богоявлением и Просвещением только потому, что в этот день освящается вода? Как, по вашему мнению, с настоящей духовной пользой встретить Крещение Господне христианину, семье, стране? – на этот вопрос отвечают наши пастыри.

***

Протоиерей Александр Григорьев, настоятель храма Николая Чудотворца при Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге:

– Трудно однозначно оценить, хороши или плохи для современного человека наши традиции. Одни приходят к вере и воцерковляются через них; другие, ограничивая себя только лишь традициями, так и не приходят к Богу, и тогда они для них бесполезны; третьи относятся к неизвестным им старинным традициям как к пережитку средневековья, не принимают даже вида их и из-за этого удаляются от Бога и от Церкви.

Например, фарисеи, придерживаясь ветхозаветных традиций, «преданий старцев», обвиняли Господа, что Он разоряет закон, и по «закону» Господь должен быть распят… Да, многие наши крещенные россияне, считающие себя православными, относятся к Церкви потребительски: ограничиваются тем, что ставят свечи, заказывают молебны и сорокоусты, даже во многих монастырях, на Крещение берут святую воду, забывая ее потом пить, на Пасху освящают куличи. И все это для того, чтобы Бог сохранил от бедствий, дал здоровье и благополучие, помог в делах и т.д. При этом они забывают, для чего дана нам православная вера и Церковь, которая словами Господа призывает: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а остальное приложится вам». Мысль о Царствии Небесном их пугает, они не хотят ни говорить, ни думать о смерти. А рассуждают так: дал бы Бог нам здесь есть, пить и веселиться, наслаждаться благами земными и быть счастливыми, а Царство Небесное приложится нам, ведь мы крещенные и спасемся.

К сожалению, мы, священнослужители, бываем в этом виноваты. Если бы людям, приходящим для требоотправления, освящения куличей, получения святой воды или окунания в проруби, объясняли, что для спасения необходимо исповедоваться, изменить саму жизненную ориентацию: от полной погруженности в плотские удовольствия – к жизни духовной и в причащении соединяться со Христом, и что эта временная жизнь дана нам для подготовки к вечной жизни! По собственному опыту скажу, что большинство приходящих в храм за требами не услышат священника, по слову Господа: «Уши имеют и не слышат, и глаза имеют и не видят, и не обратятся ко Мне, чтобы Я исцелил их, ибо огрубело сердце их». Но каждый раз, когда из этой толпы, которая спешит освятить куличи или получить святую воду и бежать домой праздновать, потом приходят на исповедь один, два или три человека, – это радость для священника, ни с чем не сравнимая.

***

Священник Андрей Лоргус, клирик храма свт. Николая на Трех Горах (Москва), ректор Института христианской психологии:

– Русское Православие неизменно воспринимается вместе с той традицией, которая окружает основной культ. Культ создает культуру, Культура преломляется в традицию. Традиция захватывает периферийные и маргинальные слои субкультур, скрепляя все это в формы народных обычаев.

Святая Агиасма превратилась в прорубь; из проруби получилась купель народно-христианского сознания. Что ж делать…

Праздник Богоявления некогда воспринимался как прославление Пришедшего в мир Бога. Пришедшего, чтобы весь мир, но главное – чтобы человек, преобразились, богоуподобились. Путь богоуподобления – это воипостазирование во Христа.

Народ, сидящий в тьме кромешной, к тебе обращен свет Христов! Открой сердце и глаза, открой разум и сознание! Бог открывается тебе, и ты откройся Богу.

Богоявление – праздник необычайной силы Божией! Явление нам Бога в силе и свете! «Явление Христа народу» – это и есть Богоявление. Там, в сюжете Иванова, много людей, и все обращены ко Христу. Вот бы и нам всем собираться в этот день вместе и встречать Христа.

Думается, что это очень хороший день для общих праздничных встреч. Жаль, что мы все, священники, так заняты «водой». Очень бы хотелось радостных встреч в этот день!

***

Иеромонах Макарий (Маркиш), преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии (Иваново-Вознесенск):

– Запомнился давний крещенский эпизод. Во Введенском женском монастыре в Иванове, где я тогда служил, мы раздавали людям святую воду. Как обычно, длинная очередь продвигалась медленно, несмотря на наши усилия: каждый норовил наполнить с дюжину принесенных с собою бутылей, бутылок и бутылочек… То и дело вспыхивали перепалки по знакомому с большевицких времен сценарию:

– Женщина, вы здесь не стояли!

– Больше трех банок в одни руки не давать!

– Да ты на себя-то посмотри!

– Да ты сама-то!..

– Простите, – сказал, – вы зачем, собственно, пришли?

– Как зачем? За водичкой!..

– И надо было такую очередь на морозе выстаивать? Набрали бы из-под крана.

– То есть как??

– А вот так. С подобной жизненной позицией для вас эффект будет ровно такой же. Таинство освящения воды, которое мы совершили, действительно – но для вас оно недейственно.

Очередь замолчала. Несколько минут слышно было только журчание воды и скрип снега. Затем под раздачу подошли те, кто не слыхал моего богословского экскурса, и ругань возобновилась.

И вот эти краткие минуты тишины и послужили мне основанием для некоторого оптимизма. Хоть несколько живых душ разнесут по домам вместе с крещенской водой искорки того света, которым Христос просвещает мир.

***

Священник Глеб Грозовский, настоятель прихода храма св.муч. Иоанна Воина в д.Малое Верево Гатчинского района Лен.области:

– Все мы, россияне, живущие в России, настолько разные. У кого-то из нас представление о том, что праздник Крещения Господа связан только с освященной водой; у кого-то на первом месте не вода, а Сам Бог и возможность принять участие в праздничной литургии – причаститься Тела и Крови нашего Спасителя. Кто-то несет эту водную святыню только себе, а кто-то делится с соседями.

Приятно, что Россия поворачивается лицом к Господу. Но вот в чем парадокс. Бог в душе, а о душе подумать некогда. Зачем прилагать усилия к исповеданию грехов, если можно просто окунуться в освященную водичку и «очиститься» от душевной скверны? Некоторые уверенны, что главное – вера в Бога, чтобы Он был в душе, а священники только мешают. Правда, с другой стороны, ждут, чтобы воду освятил именно священник.

Странно такое отношение. Но на этот случай есть предостережение от осуждения. Как тем, кто думает, что главное в этот день – попить святой водички, окунуться в Иордани и немного выпить спиртного, так и кому открыто понимание истинной евхаристической радости праздника Крещения Господня.

***

Священник Димитрий Шишкин, клирик храма Трех святителей г. Симферополя:

– Почему-то думается, что весь этот наш ажиотаж, «страсти по воде» – это от невежества, конечно, идет, вполне понятного после 70 лет выжигания веры, но все же и от наивной, неосознанной жажды чистоты, святости, чуда… Это не нужно скидывать со счетов, и это, как ни странно, отрадный знак того, что мы живы, несмотря ни на что, открыты высшим, духовным устремлениям.

Другое дело, что период этого «наивного детства», когда душа питается «молоком» чудес, восторгов, предметных и ощутимых «вложений перстов» в гвоздинные язвы, этот период затягивается, и тогда он становится грехом, если можно так сказать, «духовного инфантилизма». То, что допустимо для младенца, неприемлемо для отрока, и спрос иной с одного и с другого. Вот нам и пора уже переходить к «духовному отрочеству». Во всяком случае каждому христианину надо понять, что нельзя вечно оставаться «дитятей»…

Приходят в храм взрослые, умудренные жизненным опытом люди и рассказывают с умилением и гордостью, что они молитву «Отче наш» каждый день читают… и водичку в Крещение святят… и свечечку когда-никогда в храме поставят…

Все это, конечно, хорошо и правильно, но нужно двигаться дальше, не останавливаться на достигнутом… Вот это нужно нам, священникам, объяснять сейчас людям: что в веру православную нужно «вживаться», врастать, прилагая усилия, а не плыть по течению. И большая проблема, что человек, не зная, не вникая в глубины Православия, считает свою жизнь вполне благочестивой, достаточно доброй, чтобы «Бог простил». Это именно происходит от сознательной и добровольной ограниченности, по принципу: «чего не знаю, того нет». Или: «больше знаешь – хуже спишь». Но такое отношение само по себе грех, в котором нужно каяться и который нужно в себе изживать. Люди в массе своей боятся «заглядывать» в глубины веры, боятся потерять уютный комфорт своей «теплохладной» жизни. Но это неизбежно, и из этой скорлупы, из младенчества придется рано или поздно вылупиться и как-то расти. Здесь нужна смелость, спору нет. Но на помощь нашей маленькой смелости Господь подает такую великую благодатную силу, что душа скоро втягивается, «привыкает» к взрослению и уже не желает возвращения в младенчество и изумляется, как могла им довольствоваться раньше.

Впрочем, возрастание отнюдь не означает одно многознание, которое, как известно, лишь «надмевает», – а именно опыт христианской жизни, исполнение правды, в котором знание играет лишь роль необходимых «подпорок». Истинное взросление сейчас в отношении к общему состоянию нашего общества – это возрастание до минимальных норм христианской жизни. Соблюдение минимальных условий, без которых ни о какой христианской жизни говорить не приходится.

Нам, служителям Церкви, сейчас надо первоочередное внимание уделить этому «минимальному просвещению», переходу (переводу) христианского люда в массе своей от младенчества к отрочеству. Первое – всемерно содействовать, чтобы люди осознали наконец, пусть в общих чертах, но правильно и твердо основы православной веры. Без этого никак. Ведь это просто беда повальная: люди совершенно не понимают, во что и как они верят. Ну, то, что в Бога верует, это, пожалуй, любой скажет, а вот как – единицы. И это проблема номер один.

Далее. Нужно всемерно прививать навык домашнего чтения слова Божиего, Нового Завета, вдумчивого и, главное, сознательного исполнения заповедей Божиих. Это же так просто, очевидно, но в реальности, кроме «не убий, ни укради», мало кто знает, о чем говорит Господь, к чему Он нас призывает.

Исповедь, причастие – источник духовной жизни; как горько видеть, что не то что многие, а именно большинство крещенных людей лишают себя этой жизни и даже не понимают, чего лишают…

Молитва домашняя, не эпизодическая, по случаю, а по правильцу, пусть скромному, но постоянному, – это же тоже так важно! Апостол Павел желает всем христианам постоянства в доброделании (см.: Рим. 2: 7). Вот и нам надо людям объяснять, что важно именно начинать организовывать свою жизнь православно, вести христианский образ жизни, пусть даже соблюдая какие-то минимальные, но не совсем уж «младенческие», а, по крайней мере, «отроческие» требования.

Это очень важно сейчас объяснять, и именно широко, повсеместно. Впрочем, это уже и делается, но, наверное, плохо мы, служители Божии, молимся, если люди не понимают важность этих «малых» требований.

Соблюдение постов… Понятно, что трудно и неудобно и все такое… Но одно дело – не получается, и я иду в храм и каюсь, а другое дело – не хочу даже знать, чтобы не омрачать свою беспечную жизнь «ненужными» знаниями.

Ссылаются иногда на «удобное»: будьте, как дети… Мол, проще надо быть… Э-э, нет, погодите, давайте не будем наши вольные трактовки принимать за истину. Тот же апостол Павел говорит: «На злое будьте младенцами, а умом совершенны» (1 Кор. 14: 20). Вот в чем уподобляться надо детям – в незлобии, а веру свою нужно познавать всей полнотой данных нам способностей, творчески, ревностно…

Впрочем, самое главное – то, что никакими буквами не объяснишь, – это живое, искреннее стремление, любовь к Богу. Вера, чтение слова Божиего, исполнение заповедей, молитва и пост – это все средства, хоть и необходимые, но все же средства приобретения благодати – этого «ответа» любящего Отца на немощное сыновнее лепетание. Как эту любовь пробудить, как привлечь людей ко Господу, как зажечь их сердца?! Именно это главный вопрос, ответ на который скрыт в сокровенных глубинах Божиего Промысла. Ясно только одно: если мы, служители Божии, не будем этой любовью гореть – никого мы не зажжем и не увлечем из младенчества в отрочество, а значит, начинать взрослеть нам нужно, прежде всего, самим.

Ну вот… проговорил время, а о Богоявлении толком и не сказал ничего… Но, может быть, в этом и дело, что смысл, сокровенное содержание этого праздника – события явления в мир Бога! – невозможно познать одним только разумом, но благодатью, действующей в сердце, оживляющей и окрыляющей душу. Но для этого мы и сами должны делать все, о чем Господь нас просит так терпеливо и кротко, говоря: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14: 15).

Вот ведь простые, опять же – минимальные вещи, маленький, но такой полезный труд: накануне сочельника соберемся семьей да и прочитаем вслух или расскажем, кто знает о смысле праздника Богоявления. О том, что чудо великое свершается, Сам Бог приходит в человеческий мир, чтобы преобразить каждого из нас, оживотворить, даровать надежду и вечную, благодатную жизнь.

Сходите накануне праздника на службу торжественную, и не на десять минут, а от начала до конца постойте… Трудно… Зато какая за этой трудностью радость откроется – сами посмотрите. И ни с чем она не сравнится… Да и утром придите в храм, пусть с водичкой, но к началу службы. Помолитесь, а может быть, кто и найдёт в себе силы и решимость подготовится ко причастию. Вот уж радость будет! Да большего и желать нельзя. А там можно и водичку освятить и нести спокойно домой, но не как «трофей», а как символ, знак таинственной причастности. Как же это хорошо! И сопричастность эту иначе как посредством личных усилий, хоть малых, но сознательных не приобрести.

Словом, давайте не лениться вникать в собственную веру, и не умом только, но поступками, согласными с церковным опытом, и эта смиренная сопричастность Христу откроет нам совершенно иной, недостижимый в обычной жизни опыт. И из этого благодатного опыта, как из зерна, непременно начнет в нас возрастать и зреть благодатный колосок Небесного Царствия!

18 января 2012 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Почему я против крещенских купаний Почему я против крещенских купаний Еп. Домодедовский Евтихий Почему я против крещенских купаний Почему я против крещенских купаний Епископ Домодедовский Евтихий Сколько людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха. Евангелие о Крещении Господа Евангелие о Крещении Господа Свт. Николай (Велимирович) Евангелие о Крещении Господа Евангелие о Крещении Господа Святитель Николай (Велимирович) В давние времена Господь обещал явиться во славе великой. Люди услышали — и забыли. Но Господь не забыл слова Своего. Ибо слова Господни подобны твердыням каменным, нерушимым. Господь обещал прийти; однако Он пришел не тогда, когда Он нам менее всего нужен, а тогда, когда Он нам нужен более всего. Отличается ли канунная вода (18 января) от воды крещенской (19 января)? Отличается ли канунная вода (18 января) от воды крещенской (19 января)? Иеромонах Иов (Гумеров) Отличается ли вода канунная, взятая вечером 18 января, от воды крещенской – 19 января? Когда всё-таки надо набирать воду? Я только пытаюсь приобщаться к Церкви, поэтому многого не знаю. Можно ли освящать воду деревянным крестом? Можно ли освящать воду деревянным крестом? Иеромонах Иов (Гумеров) Почему в нашей церкви святили крещенскую воду деревянным крестом, а не серебряным? Все говорят - это не правильно.
Комментарии
Лика Титаренко20 января 2016, 17:00
Спасибо за статью!! С праздником!!! Возникло 2 вопроса - - слышала, что воду крещенскую не обязательно набирать 18 и 19, а можно это делать вплоть до отдания праздника - во всех храмах эта вода в эти дни крещенская.кажется до 24? Так ли это? - в сам праздник 19 -го крещенскую воду пьют весь день не натощак,распространяется ли это на 18 января и на последующие дни до отдания праздника?
Оксана21 января 2015, 05:00
С праздником Всех!
Мария18 января 2015, 22:00
Спасибо за высказанное мнение, батюшки! Есть над чем подумать и исправитья... Храни вас Господи! С праздником вас, братья и сестры!
Ольга18 января 2015, 12:00
Большое, большое спасибо вам!
Василий18 января 2015, 12:00
Всех с праздником! По поводу воды из-под крана - у меня вода стоит в бутылке, набранная ещё 7 лет назад в Крещение.Не зацвела, не пахнет, вообще как "новая". С верой в сердце, всё возможно.
виктор18 января 2015, 01:00
а мне кажется ,что сравнение с ребенком не очень удачное,потому что как раз ребенок это не что,а как.именно он подаёт пример истинности дел,именно с него мы должны брать пример отношения ко всему,ребёнка можно сравнить с началом человеческим и со святыми тоже,а нас с уставшими ,со все знающими, везде побывавшими...прости меня Господи. с праздником всех,виктор.
Галина17 января 2015, 21:00
Большое спасибо! Как-то в голове просветлело и мысли все упорядочились! Вразумили!
Наталья Богоявленская17 января 2015, 18:00
"Сказано: не искушай Господа Бога твоего", -- сказал Господь. Многие считают, что окунуться в ледяную прорубь в Крещенскую ночь совершенно безопасно, потому что Бог не попустит случиться ничему плохому. Но откуда такая уверенность?
Марат18 января 2014, 17:00
Во имя Отца, Сына и Святого Духа. В этом году начал с Петровского поста держать. Да очень трудно по началу, потом Успенский уххххх какой сложный, но выдержал. Правда пока только гастрономически. Вот и Рождественский пост прошел почти без нарушений. Сегодня в Крещенский сочельник старался и думал и читал рассказ Чехова и понимал, как мелок ещё сам и не силен....жутко от слабости своей бывает....Даст Бог нам большего радения в посте и молитве и достойной подготовке к Великому посту....пока не решился причастится. так вот. Будьте благословенны братья и сестры. Аминь.
Анастасия23 января 2013, 00:00
Да, забавно и немного грустно было... На Крещение в храме у нас кто-то прихватил наши заранее заготовленные бутылки для воды, потом ещё и наполненную бутылку умыкнули))). Вот думаю, и зачем этим людям таким образом добытая вода?! С другой стороны, уповаю, что Господь просветит их.))
Елена21 января 2013, 16:00
Спасибо, о.Димитрий, хорошо сказано!
Екатерина19 января 2013, 19:00
Очень благодарна всем батюшкам за честный и полезный разговор, особенно рада была прочесть мнение протоиерея Александра,иеромонаха Макария и Священника Димитрия.Согласна со всем и особенно,что жизнь по Богу - это труд, постоянные искушения и редкие проблески радости...Но, тем не менее, обратной дороги нет!С праздником Крещения всех православных! Возлюбим друг друга, как Господь заповедал нам!
Арсен19 января 2013, 14:00
Вот уже десятый год как мы во Христе Иисусе Господе нашем. Слава Отцу и Сыну и Духу Святому!Христос преобразовал нашу жизнь. Россия как и весь мир нуждается в преображении, к сожалению Церковь не является сегодня моделью Царства Божьего для многих россиян. При таком количестве крещенных в России процветают все пороки и всякая несправедливость. Мертвые души продолжают наполнять Церковную статистику. Церковь нуждается в преобразовании ее потенциал велик и велико предназначение. Будьте благословенны. С любовью Арсен.
Татьяна19 января 2013, 00:00
Со вниманием и понимание прочла наставления пастырей. Они нашли полный отклик в моей душе. Спасибо, большое. Для себя тоже сделаю выводы. Вы меня подвиги к новому пониманию...
Павел18 января 2013, 17:00
Чтобы в очередях за водой не было мирской суеты , наверно можно поставить табличку с просьбой читать определённую молитву .
Олег18 января 2013, 11:00
... приими Господи, слезы мои в осознание греха и немощи моей... Исповедание же имени Твоего перед людьми пусть станет мне пищею, водою, воздухом, дорогою ...
Надежда26 января 2012, 01:00
Спасибо за искренность и определенную смелость в слове на такую деликатную тему. Еще три года назад я сама была такой христианкой: "страсти по воде и куличам" меня заботили, в службе участвовала "ногами",час шел за три, так как не понимала , что происходит на богослужении.3-4 раза в год исповедовалась и причащалась, но мало понимала к какому Таинству я приобщалась. Думаю,еще немного, и перестала бы в храм ходить. В нужное время Господь привел меня на оглашение (научение христианской вере), где открылась такая глубина и высота православной веры!А главное, что Бог -живой, и так велика радость общения с Ним, радость благодарения , радость служения Ему, что прежние пристрастия и привычки, не сразу,но стали уходить из моей жизни.И радость Евхаристии в праздник Богоявления(Рождество Христово-это ведь тоже явление Бога человечеству) становится главной, а крещенская вода перестает обладать магическими свойствами,-от всех болезней, потому что если человек не меняет свою жизнь,свое сердце не очищает от зла и не отдает его Богу,вода-не в помощь.Всем желаю стремиться к узнаванию веры,к познанию Бога, Его Любви и Света
Наталья22 января 2012, 21:00
Спаси Господи за прекрасные проповеди, за науку бесценную!За Ваш труд и молитвы! Нам очень нужны и важны ваши молитвы и поучения!
Николай21 января 2012, 10:00
КРЕЩЕНИЕ и другие православные обряды, которые стали народными, - современными русскими, и даже ранее в 19 веке, - воспринимаютсяч в первую очередь в массе своей как РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ праздники и обряды, == то есть как ИДЕНТИФИКАЦИЯ своей принадлежности к Русскому Народу, -- прще сказать КАК РУССКОСТЬ !!!
Жанна20 января 2012, 09:00
Как стыдно, потому что все правильно говорит отец Димитрий. Именно суета, незрелость веры,и в то же время желание быть причастным к религиозным обрядам руководит нами. Но истинные духовные ценности не открываются при этом. Даже ежедневное чтение "Отче наш", стремление соблюдать все заповеди и благодарность Богу за все данное - это младенчество. Надо, надо расти...Трудно... Как трудно это для души и ума... Я ведь даже не исповедовалась никогда по-настоящему. Все копится внутри так долго...Спасибо огромное за статью! Что-то открылось для меня. Спасибо!
Леван19 января 2012, 21:00
Спаси Господи за освящение такой актуальной проблемы. Очень тронули слова пастырей, чувствуется боль и переживания за людей. Помогай вам Господь, пастыри Православной Церкви, в ваших богоугодных трудах!
Maria19 января 2012, 12:00
Maria ia oceni blagodarna za takie vot obiasnenia i propovedovania.Mnogie ot neznania istorii i istocnica istini iscut ee na storone. Xocetsea scazati:Lydi esli vi rodilisi v pravoslavnoi vere,prejde cem iscati istinu na storone,ucite istoriy svoei religii i ne soidete vi s istinnogo puti ,kak eto slucaetsea na segodnesnii deni s mnogimi kotorie ot neznania stanoveatsea jertvami religioznix sekt.
Нина19 января 2012, 00:00
"Налейте воду из-под крана" - это правильно сказано. В Крещение освящается все водное естество земли. Везде на планете - святая вода, крещенская.
Илья18 января 2012, 22:00
Спасибо всем, кто причастен к созданию этой статьи! Я сам и все мои близкие именно такие, как описано в статье (окунуться в Иордани, набрать святую водичку, посвятить куличи и т.д. на этом практически всё). Будем стараться исправиться.
Алексей18 января 2012, 21:00
Братья и сестры, торопитесь, сейчас как раз заканчивается очередной набор на курс дистанционной катехизации при Даниловом монастыре, сайт http://pravkurs.ru/ Этот курс привел меня от осознания себя верующим человеком (ну как же, ведь я кулич на Пасху святить в храм хожу и сайт Православие.ру постоянно читаю) к настоящей пасхальной радости и истинной вере в Господа Бога нашего Иисуса Христа. Спасибо отцу Димитрию за ответ на давно мучавший меня вопрос - "веру свою нужно познавать всей полнотой данных нам способностей". Так ведь все просто на самом деле, мы все разные и Господь не спросит с нас выше нашей меры, но по способностям своим дадим ответ Ему - "кому многое дано, с того многое и спросится". С праздником Крещения Господня!
Нина18 января 2012, 21:00
Стихира на литии:"Крещается Христос, и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир, и зрит разводящаяся небеса, яже Адам затвори себе и сущим с ним..." Выходя из купели крещения, Христос возрождает с Собою человека и все Свое творение - возрождает очищая, поэтому тут является вся Святая Троица...
Анна18 января 2012, 20:00
Вы правы!По настоящему веровать это не все могут, но в душе мы дети,и наивно думаем что Господь нас простит! Всех с Праздником Богоявления!!!
Евгений18 января 2012, 16:00
Спасмбо Вам за Ваш благородный и Великий труд!!!
Светлана18 января 2012, 16:00
Спасибо! очень интересная информация. Верю душой.
Елена18 января 2012, 14:00
Отличная подборка! Благочестиво, но в то же время просто и современно! Спасибо
Людмила18 января 2012, 14:00
Спаси Господи за мудрые слова !
Владимир18 января 2012, 13:00
Спасибо Вам за наставления. И нужно признать что за нашими житейскими проблемами ревности в вере не хватает. А все наша гордыня (самолюбие, тщеславие).
Антон18 января 2012, 13:00
Очень хорошая статья. Я узнал много нового. Благодарю!
Сергий из Ижевска18 января 2012, 12:00
Это сильно сказано: когда шумящей очереди сказано - налейте воду из под крана!!!
Вера18 января 2012, 12:00
Отцы Святые! Благодарна за ваши умные ответы.Горько осознавать себя младенцем,ленивым и не желающим даже отроком становиться.За суетой с бутылками,куличами и т.д. куда-то очень быстро улетучивается намерение познать умом и почувствовать сердцем Христа и Православие.
Жанна18 января 2012, 11:00
Священник Глеб Грозовский,как Вы правы.
Николай18 января 2012, 10:00
Храни Вас Господь!
Людмила18 января 2012, 10:00
СпасиБог, Вас отец Димитрий! С Праздником Богоявления, Вас и всех христиан!
Александр18 января 2012, 08:00
СПАСИБО!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке