Крещение Господне: иконы и фрески

Богоявление – один из древнейших праздников христианского календаря, первоначально составлявший вместе с Рождеством Христовым единое торжество, чествовавшее Воплощение Слова и начало Его земного Домостроительства. Образы Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одного из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя. Это подчеркивается в песнопениях праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» (Тропарь праздника). Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах. Здесь, как и в других памятниках 4-5 веков, (например, мозаика арианского баптистерия в Равенне) крещаемый от Предтечи Христос изображался молодым безбородым юношей. Однако, в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте. Образы Богоявления содержат элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, в сцены Крещения художники помещали персонификации реки Иордан в виде седовласого старца и моря в виде уплывающей женщины. Эти изображения основывались на тексте псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…» (Пс. 113, 3). Кроме того, Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры начиная с 6-7 веков всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Наиболее часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа и лучи «троичного света». Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании.
Крещение_Преображение_Воскрешение Лазаря, эпистилий темплона. Вторая половина XII в., Синайский Монастырь

Крещение_Преображение_Воскрешение Лазаря, эпистилий темплона. Вторая половина XII в., Синайский Монастырь

Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, Метохия, XIV в.

Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, Метохия, XIV в.

Мозаика, монастырь Осиос Лукас, XI в.

Мозаика, монастырь Осиос Лукас, XI в.

Арианский баптистерий в Равенне. 493-526 гг. Мозаика купола

Арианский баптистерий в Равенне. 493-526 гг. Мозаика купола

Мозаика кафоликона Дафни, конец XI века

Мозаика кафоликона Дафни, конец XI века

Роспись ц.Спаса на Нередице, 1198 г., Новгород (утрачена)

Роспись ц.Спаса на Нередице, 1198 г., Новгород (утрачена)

Мозаика собора Сан Марко, XIII век, Венеция

Мозаика собора Сан Марко, XIII век, Венеция

Миниатюра. Императорский менологий (cod. Walters 521), XI в.

Миниатюра. Императорский менологий (cod. Walters 521), XI в.

Икона второй половины XIII века, Синайский монастырь

Икона второй половины XIII века, Синайский монастырь

Мистра. Церковь Богоматери Перивлепты, XIV в.

Мистра. Церковь Богоматери Перивлепты, XIV в.

Первая половина XIV в., Галерея икон в Охриде

Первая половина XIV в., Галерея икон в Охриде

Деталь Васильевских врат., 1336 г., техника золотой наводки на меди

Деталь Васильевских врат., 1336 г., техника золотой наводки на меди

Шитая пелена, 1580-е, Государственный Русский Музей

Шитая пелена, 1580-е, Государственный Русский Музей

Первая половина XVI в., Псковский музей-заповедник

Первая половина XVI в., Псковский музей-заповедник

Роспись придела св. Иоанна Предтечи, 1668 г., Троицкий собор Переславля-Залесского.

Роспись придела св. Иоанна Предтечи, 1668 г., Троицкий собор Переславля-Залесского.

Псков, середина XIV века, Эрмитаж

Псков, середина XIV века, Эрмитаж

Мозаика кафоликон монастыря Хора. 1316–1321 гг., Стамбул

Мозаика кафоликон монастыря Хора. 1316–1321 гг., Стамбул

Около 1497 г., Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Около 1497 г., Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Икона конца XV в., Музей Рублева

Икона конца XV в., Музей Рублева

Икона середины XV века, Государственный Русский музей

Икона середины XV века, Государственный Русский музей

Конец XVI в., Музей Греческого института в Венеции

Конец XVI в., Музей Греческого института в Венеции

Икона мастера Михаила, начало XVII в., Государственный Русский Музей

Икона мастера Михаила, начало XVII в., Государственный Русский Музей

Икона XVIII века, деревня Селезениха, Тверская губерния

Икона XVIII века, деревня Селезениха, Тверская губерния

Конец XIX века, частное собрание

Конец XIX века, частное собрание

Миниатюра из Евангелия. Монастырь Дионисиат, Афон, XI в.

Миниатюра из Евангелия. Монастырь Дионисиат, Афон, XI в.

Икона из праздничного ряда Св.Софии Новгородской, первая половина XIV века

Икона из праздничного ряда Св.Софии Новгородской, первая половина XIV века

Двустороняя икона-таблетка, конец XV-начало XVI века, Новгородский музей

Двустороняя икона-таблетка, конец XV-начало XVI века, Новгородский музей

Икона XIV века, Национальный музей Белграда

Икона XIV века, Национальный музей Белграда

Двустороняя икона-таблетка, вторая четверть XV в., Сергиево-посадский музей

Двустороняя икона-таблетка, вторая четверть XV в., Сергиево-посадский музей

Роспись северо-западного свода собора Сретенского монастыря 1707 г.

Роспись северо-западного свода собора Сретенского монастыря 1707 г.

Современная русская икона

Современная русская икона

Миниатюра, Византийский менологий, XIV в.

Миниатюра, Византийский менологий, XIV в.

Икона, Греция, XVII в.

Икона, Греция, XVII в.

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» - поется в тропаре на водоосвящении. Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3, 16). Подготовила Светлана Липатова
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анна16 января 2020, 21:29
Просмотрела еще раз.Смогла скопировать кое-что для представления богословия праздника. Работа Ваша серьёзная, ёмкая. Описание - тоже без воды. Жаль, что таких работ мало. Храни Вас Господь.Благодарю.
Игорь20 января 2018, 02:46
Впечатлительно
Наталья. УКРАИНА19 января 2018, 17:49
Слава Богу за все!Будем достойны любви и страданий Господа нашего.Поклонимся Крещению Его!
елена19 января 2017, 05:58
Поражает шедрость с которой составлен весь зрительный ряд.Проделана огромная работа по подборке изумительных фресок и икон.Древне русское искусство гордость и слава России.Слава Тебе ГОСПОДИ! Слава Тебе!
Вадим18 января 2017, 21:34
Спаси, Господи, страну нашу и народ!
С Крещением Господне!
Сергей19 января 2016, 07:56
C праздником !С Крещением Господнем, Богоявлением!!!Здоровья всем и радости. Спаси нас Господи.
иерей Емил18 января 2016, 14:24
С Праздником Богоявления!
Елена.Украина20 января 2014, 00:52
"Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный."
Кондак Праздника
антон19 января 2014, 14:48
Очень понравилась фреска церкви в Мистере.
Симфония. Эль Грековское что-то. Как этого не достает сейчас. Широко-и художественно и Богословски!
Алексей Суслов19 января 2014, 11:31
Поздравляю всех православных с Крещением Господнем!
Этот день как жемчужина во всём году, нарвне с с Рождеством и Пасхой.
Евгения18 января 2014, 23:04
Благодарю Господа за освящение вод своим пречистым телом.
З.Амри за стихи - спаси Господь.
Людмила19 января 2013, 16:49
Господи Иисус Христос! Поздравляю тебя Господи с Праздником Крещения!
З.Амри 7 марта 2012, 02:19
* * *
СЕГОДНЯ, В ДЕНЬ ГОСПОДНЕГО КРЕЩЕНИЯ,
ОСМЕЛЮСЬ ПОПРОСИТЬ У ВСЕХ ПРОЩЕНИЯ:
ПУСТЬ ЩЕДРЫЙ БОГ, ПРИНЯВ СИЕ ПРОШЕНИЕ,
БЕССЛЕДНО СМОЕТ НАШИ ПРЕГРЕШЕНИЯ,
И РАДИ СЛАВЫ ИМЕНИ ЕГО
НЕ ОБОЙДЁТ ПРОЩЕНЬЕМ НИКОГО!!!

P.S:
НЕВЗИРАЯ НА ХОЛОД И ВЬЮГУ,
ДЛЯ ЛЮБВИ ОТКРЫВАЙТЕ СЕРДЦА,
И ПРОЩАЙТЕ, РОДНЫЕ,
ПРОЩАЙТЕ, ДРУГ ДРУГА –
БЕЗУСЛОВНО! ВСЕГДА!! ДО КОНЦА!!!
Р.Б. Валентина 6 февраля 2012, 20:13
Спаси Господи! Довольна.
Ольга21 января 2012, 18:26
Спасибо большое.
ВАНЕЧКА19 января 2012, 20:14
КАК СМИРЕН НАШ ГОСПОДЬ, КАКОЕ В НЁМ СМИРЕНИЕ И ЛЮБОВЬ К НАМ
ЮРИЙ19 января 2012, 17:15
СПАСИБО,СПАСИБО!Лишних слов не нужно,СПАСИБО!
Людмила19 января 2012, 16:24
Спасибо за душеподезное просвещение.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

×