Два святителя – как три святителя

Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник
Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник
Наши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика. Отсюда делают вывод: имея перед глазами работы учителя, к работам ученика обращаться надо лишь по вопросам, которые не раскрыты учителем.

Конечно, у сопоставления двух русских святителей есть определенные исторические основания. Как известно, жизненные пути святителей пересекались. В 1844 г. молодой иеромонах Феофан показывал архимандриту Игнатию как более опытному свой курс лекций и получил от него положительный отзыв. Примерно через двадцать лет был другой эпизод: полемика между двумя святителями о природе души человеческой и ангелов. Из-за этого эпизода некоторые люди воспринимают учение двух святителей как принципиальную альтернативу и делятся на «сторонников» и «противников» того или другого святителя. Между тем, епископ Феофан и епископ Игнатий уже давно не по разные стороны в спорном и весьма непростом вопросе. Их святые души теперь по ту сторону нашего земного удела. Они вместе у престола Божия, на одной стороне, одесную Христа. Они и прославлены были Церковью одновременно, в год 1000-летия Крещения Руси.

Размышляя о двух русских святителях, не забудем, как много их объединяет. Оба принадлежат к исихастской традиции – весьма важное обстоятельство. Исихастская духовность изначально обреталась в средоточии монашеского опыта. Ее благотворное влияние вышло за монастырские ограды, распространилось и распространяется по благочестивым семьям. И это благодаря трудам таких подвижников как святые Игнатий и Феофан. Они умели своим личным примером, своим мудрым словом привить многим людям память Божию, то есть кратенькое, но частое молитвенное поминание Бога. Такая молитва у христианина проходит красной нитью от утра до ночи, изо дня в день. Путеводная нить молитвы постоянно выводит человека ко Христу, человек учится жить перед Лицом Божиим. За это научение святителям российским – земной поклон.

Конечно, все люди разные. И святые тоже. Для наших святителей характерен своеобразный язык. И если одним по душе живой яркий слог Феофановых писем, то другим – суховато-сдержанные трезвенные Игнатиевы увещания. Откровенно говоря, мне и то, и другое близко. Как сравнивать святых наших архипастырей? По количеству оставленного письменного наследия? Сейчас начат выпуск полного собрания творений святителя Феофана в 40 томах. У святителя Игнатия много меньше, несколько книг. Что из этого следует? Может, один был трудолюбивее другого? Нет.

Оба святителя любили Евангелие и Отцов-аскетов, трудились и строили свою жизнь на прочном апостольско-святоотеческом основании. И, говоря языком протоиерея Георгия Флоровского, у каждого из них сложился свой патристический синтез. Это значит, что, слагая в сердце учения многих Отцов, каждый приходил ко внутреннему единству в их понимании. В этом понимании христианства главное было у обоих – общим. А по второстепенным вопросам оказывались расхождения, вполне допустимые. Сходства и различия в учении святых мы найдем в XIX и в XIV веке, и в VII веке. Не будь в церковной традиции допустимого разномыслия, патрологи не могли бы говорить об учении святителя Григория Паламы и учении преподобного Максима Исповедника, но только – о некоем обобщенно- слитном святоотеческом учении. Поэтому расхождение в отдельных вопросах у святых Игнатия и Феофана не обязательно должно пониматься как непримиримое противоборство двух авторов. И не надо считать его досадным событием прошлого, которое мы обязаны растолковать так, чтоб вышло полное совпадение мнений у двух наставников духовной жизни.

Обратимся к историческим прецедентам. Примерно тысячу лет назад византийцы спорили, кто из трех святителей более велик: Василий Кесарийский, Григорий Богослов или Иоанн Златоуст. Споры были достаточно жаркими, выдвигались аргументы в пользу приоритета того или иного святителя. Прекратились споры только, когда произошло по-настоящему экстраординарное событие. Три святителя явились одному архиерею и открыли ему, что перед Богом они равны. В честь этого откровения был установлен общий праздник трех святителей (30 января по старому стилю).

История поучительная и к нашей теме имеет отношение. До каких пор мы будем соизмерять двух наших святителей? Пока они сами не вразумят нас о своем равном перед Богом достоинстве? Или мы уже сейчас имеем все основания для вывода: каждого из двух святителей трудно переоценить (и не следует преуменьшать его значимость). Каждый из них так высоко поднялся по ступеням духовного восхождения и столь многим помог подняться, что значимость святых Феофана и Игнатия выходит за рамки напрашивающихся сопоставлений.

Нет какого-то особого смысла устанавливать и отстаивать первенство того или иного святителя. Вот первоверховные Апостолы Петр и Павел, кто из них двоих первоверховнее? В ответ на подобный вопрос легко развернуть целую цепочку рассуждений: святой Петр гораздо раньше Павла пришел к Христу, созерцал фаворский Свет, но Апостол Павел в Антиохии противостал (греч. антестин) Апостолу Петру по вопросу соблюдения Моисеева закона и был, видимо, прав (Гал 2:11-16)... Не будем вдаваться в эти рассуждения полемического характера, потому что сама формулировка: «Кто первоверховнее?» – некорректна. Думается, подобным образом не вполне корректно и сравнение святителей Игнатия и Феофана на предмет верховенства одного из них. Предпочтительнее потратить время и силы, вчитываясь, вдумываясь в наставления святителей, и, главное, стараясь понемногу жить их наставлениями. Жить, как они учили нас – во Христе.

Диакон Павел Сержантов

23 января 2012 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Ольга11 мая 2016, 20:00
Сам Святитель Игнатий очень хорошо относился к Святителю Феофану. И в своих письмах к своей сестре, живущей в миру советует читать Иоанна Златоустова, Феофана Затворника, Дмитрия Ростовского,Тихона Задонского. Хватитит тебе окормляться на сих пажитях до тучности. Святитель:Игнатий и Феофан молите Бога о нас.
Евгений27 января 2016, 20:00
Я читая Игнатия Брянчанинова совсем разочаровался . В Книге Аскетические опыты Том 1 , в статье о восемь главных страстей , он пишет ,, Извергни грех, вступи во вражду с грехом искренней исповедью греха. Это врачевание должно предварять все прочие, без него врачевание молитвой , слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным , неудовлетворительным , непрочным ,, Я так понимаю что если человек не исповедуется,то зря тогда молится и постится? По словам Брянчанинова исповедь выше молитвы и поста ?!
римма23 января 2015, 12:00
Святители Божии, молите Бога о мне грешной. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
римма22 января 2015, 15:00
Святитель Игнатий Брянчанинов, Святитель Феофан Затворник, помолитесь обо мне грешной, даруйте мне радость ходить на работу с удовольствием. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Наталья19 января 2015, 13:00
Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан, Вышенский затворник, прошу молите Бога о нас грешных Наталье, Владиславе, Владимире; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия, ненасытности; о вразумлении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миролюбия. Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь.
Елена23 января 2014, 16:00
А как же Тихон Задонский? У нас есть 3 святителя. Даже помысла нет сравнивать.
ирина23 января 2014, 13:00
Даже в голову не приходит сравнивать. Сердце отвечает теплотой на слова и одного,и другого. Молите Бога о нас,святые угодники Феофан и Игнатий,да достанется нам хоть махонькая капелька вашего разумения.
римма23 января 2014, 11:00
Святители Божии! Молите Бога о даровании мне и моим родным здоровья, счастья, любви, уважения, достатка и жизни по вере Христовой! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Ксения Мерещенкова23 января 2014, 11:00
Святителю Феофане моли Бога о нас грешных и не достойных. Святителю Игнатия моли Бога о нас грешных и не достойных. Слава Богу за все!
Ирина Ивановна 8 февраля 2013, 14:00
А я уважаю всех святых отцов. Они трудились,писали для нас, учили, советовали. Делали это они от души для нас грешных, менее стойких перед грехом, чтобы нас укрепить в Вере. Я себя считала бы недостойной обсуждать степень достоинства таких уважаемых людей на Земле. Где бы взять силы и время, чтобы читать и следовать примеру всех святых отцов на Земле, в круговороте нашей ускоренной жизни, в век нано-технологий, которыми мы с Вами владеем, пользуясь интернетом? Я буквально заставляю себя молиться по утрам,прочесть кофизму из псалтири, главу из Евангелия, зайти на православный сайт, почитать там полезное для души, найти и загрузить полезную информацию на свой православный сайт, почитать научную информацию для улучшения своих сайтов, а кроме всего этого меня ждут дела по дому, помощь внуку, изучение английского языка в преддверии Олимпийских игр в нашем городе Сочи. В итоге, вечерние молитвы не читаю, спать ложусь в два и много позже ночи. Где другие православные христиане берут время ещё и для обсуждений величия святых отцов - большой вопрос для меня? Мне приходится понуждать себя быть правильной христианкой, я просто устаю и не успеваю сделать больше того, что описала. А по большому счёту, желательно и навестить больных, помочь нуждающимся, пойти на литургию, побольше почитать и так далее. На обсуждение явно не останется времени, успеть бы сделать то что написано выше. Прошу простить, если мои слова кого - то обидели.
Веселин 1 февраля 2013, 11:00
Простите моего плохого русского язьiка - я из Болгарии. Я спрашиваю Алексею:откуда он точно находил информацию, что свт. Теофан согласился с свт. Игнатим о природе ангелов и свт. Игнатий обрадовался? Мне ето очень интересует.Спасибо.
Евгений25 января 2013, 14:00
Поразился разразившемуся спору, кто лучше.. Осипов, кстати предупреждает, что произведения св. Игнатия многим не нравятся, уж очень много там резких высказываний в отношении православных в том числе христиан. А эти облечения нам очень не нравятся, "коробят" совесть, приятнее ведь думать, что мы возрастаем и возвеличиваемся. "Скучными" и "сухими" писания св. Игнатия никак нельзя назвать, написаны они очень красиво и гармонично. Мне лично писания св. Феофана кажутся скучноватыми и простоватыми что-ли. Но это индивидуально.
Александр24 января 2013, 09:00
Спаси, Господи!
Иван Х.23 января 2013, 22:00
Да, дела... Оказывается и такая проблема есть... Правильно над нами - православными в интернете потешаются. Может некоторым стыдно станет, на себя со стороны посмотрят.
Вячеслав23 января 2013, 20:00
Кто дерзнет назвать святителя Николая Мир Ликийского агрессивным,когда он ударил ария. Кто хвалит чужую веру, тот хулит свою. Неверный в мале и во мнозе неверен. Дух идеже хощет дышит и глас Его слышиши, но веси откуда приходит и камо идет. Время дано нам на искоренение страстей, а мы спорим кто больше и кто меньше. Соблазнам надлежит придти, но горе через кого приходит. Как установлено на семи Вселенских Соборах, так и нужно покланяться Богу которому слава во веки. Аминь!!!
р.б.Сергий23 января 2013, 20:00
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Не может слуга быть выше господина своего, а ученик выше учителя! Но навыкшим "питаться молоком" потребна уже и "твердая пища" и чем "разнообразней", тем лучше. БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! МОЛИТВАМИ СВЯТЫХ ОТЕЦ НАШИХ, ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, ПОМИЛУЙ НАС!
Алла23 января 2013, 17:00
Благодарю о.Павла за статью и хочу подтвердить, что оба наши дорогие святители действительно помогают тем, кто искренне ищет правильного пути спасения, причем каждый по-своему и дополняя друг друга: в этом я убедилась на личном опыте используя в практике духовной жизни их наставления. И правильно сказано в конце статьи: Предпочтительнее потратить время и силы, вчитываясь, вдумываясь в наставления святителей, и, главное, стараясь понемногу жить их наставлениями. Жить, как они учили нас – во Христе.
Елена Якутия23 января 2013, 08:00
Не нам судить и сравнивать двух великих подвижников, да и зачем. Здесь на земле мы не узнаем все доподлинно, только то, что явно открыто нам Господом. Святители такие же люди, как и мы, хотя по своей духовности на порядок и более выше нас. Поэтому могут быть в их творениях и некоторые субъективные толкования, не до конца раскрытые темы. Главное стержень у них один и святая вера.
Любовь21 января 2013, 15:00
Есть книги, которые учат, а есть книги, которые лечат, когда душа болит. Если надо найти разъяснение в каком-либо вопросе, то я читаю Игнатия Брянчанинова. А если надо справиться со страстями лично мне больше помогает чтение Феофана Затворника. Если Игнатий Брянчанинов стоит дома на полке, то Феофан Затворник всегда рядом - на тумбочке.
Сергей13 января 2013, 16:00
Автор статьи смешивает множество понятий: личную святость святого, богословскую ценность его творений, полезность его сочинений в духовной жизни мирянина, полезность его сочинений в духовной жизни монаха, актуальность сочинений и может быть что-то еще, так как все намешано в кучу. Если бы все определяла личная святость, то Феофану Затворнику и Игнатию Брянчанинову предпочитали бы, например, Серафима Саровского.
Maria21 октября 2012, 20:00
...ну диакон Павел, вы молодец! приятноe для души чтение. Мне всегда апостол Павел нравился своей прямотой.
Алексей12 мая 2012, 13:00
Господи, помилуй нас грешных! Мы уже совсем обезумели! Вместо борьбы с личным грехом, мы боремся друг с другом в вопросе, который для нашего спасения не имеет никакого значения! У Феофана Затворника есть прекрасная книга "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться", у Игнатия Брянчанинова - "О прелести" и т.д и т.п. Каждый святитель внес свой вклад, и нам ли, живущим грехом, о них судить?! Разве Христос сказал, что спасется тот, кто сможет определить кто из угодников выше/больше/святее?! Насколько верны слова, что можно всю жизнь ходить в Цекровь и быть далеко от нее - ибо Духа Святаго нет в таком человеке! Вот о чем нужно задуматься. Вот что страшно! Безумен человек - ни в этой временной жизни не "оторвется" по полной, ни в будущей ничего не обретет! Вот оно истинное безумие! Вот о чем плакать и с чем бороться нужно!
Алксей20 марта 2012, 13:00
"Странно выходит, люди, для кого ближе св Феофан, чем Игнатий настроены миролюбиво, а для кого св Игнатий ближе Феофана ведут себя агрессивно и претендуют на большее знание духовности... Но что же "ангелы поют такими злыми голосами"?"
Александр П.28 февраля 2012, 10:00
А вот мне не совсем понятно, почему в этой статье занимаются уравниловкой? Когда три святителя были признаны равными, так тогда это Церковь решала, а не кто-нибудь. Что может быть плохого в том, что один святитель оказывается выше другого? Как говорит Писание: иная слава солнца и иная луны. Конечно, творения святителя Игнатия несравненно выше, святее и душеполезнее чем труды святителя Феофана, и ничего оскорбительного для последнего в этом нет. Об этом говорили очень многие духовные люди, оптинские старцы, к примеру и пр. Уж не проявляется ли у автора статьи чисто советский рефлекс - всех уравнять?
Максим30 января 2012, 17:00
Православному. // его крестил Господь Иисус Христос, водою истекшей из ребра.читайте объяснение святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. Ефрем Сирин. Слово на Великий Пяток. О Кресте и о разбойнике И в этом слове нет не чего, о крещении разбойника водой истекшей из ребра. Не хочу ни кого обидеть,просто возникает не вольный вопрос. А Вы хоть сами читали эти объяснения? И откуда вы это вообще взяли?
максим30 января 2012, 14:00
Православному /// его крестил Господь Иисус Христос, водою истекшей из ребра.читайте объяснение святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. 1)Прочитал поучения Иоанна Златоуста: Избранные творения том 1, Беседы во дни страстной и светлой седмиц "О кресте и разбойнике". О крещении разбойника водою истекшей из ребра, там нет и в помине. 2) Ефрема Сирина не читал, а творений у него много. Если не трудно дайте ссылку именно по этой теме. Что касается статьи, я с автором согласен, считаю сравнивать двух святителей просто не уместно.
диакон Павел Сержантов30 января 2012, 00:00
К Православному (продолжение). В Гал 2 легко отметить те слова, которые указывают на «противостояние и расхождение», Ап. Павел пишет: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то Я ЛИЧНО ПРОТИВОСТАЛ ЕМУ, потому что он подвергался НАРЕКАНИЮ. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе С НИМ ЛИЦЕМЕРИЛИ и прочие Иудеи... когда Я УВИДЕЛ, ЧТО ОНИ НЕ ПРЯМО ПОСТУПАЮТ ПО ИСТИНЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ, ТО СКАЗАЛ ПЕТРУ ПРИ ВСЕХ: ЕСЛИ ТЫ, БУДУЧИ ИУДЕЕМ, ЖИВЕШЬ ПО-ЯЗЫЧЕСКИ, А НЕ ПО-ИУДЕЙСКИ, ТО ДЛЯ ЧЕГО ЯЗЫЧНИКОВ ПРИНУЖДАЕШЬ ЖИТЬ ПО-ИУДЕЙСКИ? …человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали… Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я СНОВА СОЗИДАЮ, ЧТО РАЗРУШИЛ, то сам себя делаю преступником». Ап. Петр принял эти слова кротко и в утверждал авторитет Ап. Павла, ставя его послания наряду с книгами Священного Писания. Итак, спорный вопрос о законе получил мирное завершение к пользе Церкви, что бы ни писали либеральные протестанты про «партии Павла и Петра». Надеюсь, что и споры вокруг творений свят. Игнатия и Феофана утихнут к нашей общей пользе, а любовь к святителям и Апостолам разгорится сильнее.
диакон Павел Сержантов30 января 2012, 00:00
Читатель, подписавшийся как Православный, оставил к статье комментарий: «Современные люди, ссылаясь на некое разногласие этих 2-ух великих Святых во второстепенных... вопросах пытаются найти оправдание... своеволию: мол, святые спорили и мы значит имеем право думать, как хотим... Апостол Павел в Антиохии противостал (греч. антестин) Апостолу Петру по вопросу соблюдения Моисеева закона и был, видимо, прав (Гал 2:11-16)... о.Павел - прочитайте толкование Святых Отцов на этот Библейский стих и вы поймете что никакого "противостояния" или "расхождения" у первоверховных Апостолов не было». Согласен: ссылки на святых не оправдывают нас, если мы хотим думать вопреки догматам. И все-таки даже святые, будучи едины в вопросах принципиальных, спорили по вопросам второстепенным или таким, о которых на тот момент не было выражено единодушное суждение Церкви. Отрывок из Гал 2 это подтверждает, если обратиться к толкованиям святых писателей церковных. Блаж. Иероним Стридонский писал о «мнимом разногласии» (simulata contentio) между Ап. Петром и Павлом по вопросу соблюдения Моисеева закона, а блаж. Августин считал разногласие не мнимым. Отсюда бы можно перейти к выяснению, кто блаженнее – св. Августин или св. Иероним? Но не стоит, видимо, не стоит и отрицать, что было разногласие у двух блаженных, двух первоверховных, двух святителей. Было, но прошло. Было, но они оставались согласны в главном: вера в Христа, доверие Библии, истинам догматического значения...
Прот. Петр Никольский27 января 2012, 17:00
Уважаемому читателю. Смею заметить, что вопрос границ Церкви решался Отцами по разному. Помните в Евангелии Господь сказал: "Кто не против вас тот с вами". Это как раз на эту тему. У св. Феофана есть статья "О Православии и прегрешениях против него" (или примерно так). Там он излагает свою позицию, сводящуюся к тому, что Господь независтно изливает свою благодать на ВСЕХ, а человек пребывающий в заблуждении становиться к ней невосприимчив в такой степени, в какой его догматическое сознание отходит от Православия (касается и людей видимо пребывающих и в церковной ограде). Господь ищет спасения грешника, а не предлога, чтобы "вырубить ему газ", как некоторые политики. Католичество потеряло духовное рассуждение и цельность предания, тем не менее отдельные подвижники и богословы, следуя Отцам или местному преданию, или правильной интуиции могли оказаться вполне православны. Если бы так не было творения преп. Максима Грека, Никодима Святогорца, святителей Дмитрия Ростовского, Тихона Задонского и саого св. Феофана не изобиловали бы явными и неявными цитатами западных авторов. Почитайте "Пути русского богословия" Флоровского, увидите откуда что берется.
Николаев27 января 2012, 10:00
Слава Богу!
Владислав27 января 2012, 01:00
Странная мысль сравнивать и сопоставлять святителей Игнатия и Феофана, вместо того, чтобы сравнивать их творения, которые они нам оставили. Несомненное преимущество творений святителя Игнатия (по крайней мере единственного прижизненного издания в 4-х томах) в том, что статьи, собранные в них были пересмотрены и откорректированы самим святителем в последние годы его жизни. Что касается творений святителя Феофана, то среди огромного их количества есть вещи очень разного уровня и прежде чем, что-либо читать, надо еще разбираться когда это было написано.
Сергий26 января 2012, 11:00
Хотелось бы добавить к этому вопросу еще слова Господа нашего Иисуса Христа, которыми он отвечал своим Ученикам,спросившими у Него кто из Них Первый?Кто Первый-тот Последний,а Кто Последний- тот первый,Вы Все Равны.Простите если не Дословно, Спаси Всех Господи.С уважением и поклоном Сергий.
Павел26 января 2012, 07:00
Поскольку один из участвующих в дискуссии ников, похоже, знаком мне по иным местам, не вызывающим у меня более симпатии, дерзну высказать пожелание придать работе сайта чисто информационный характер. Что тут спорят? Со наемники единонадесятого часа сопричти мя, Боже... Если Я сказал что сему ученику, что тебе до того? Ты следуй за Мною... Вот и все, по-моему, разрешение этому спору. Собственно, спору о святителях тоже. Кроме того, скажу так. Сама возможность написать отклик на многие материалы - скорее даже соблазн. Мне вот Бог даже возможности вопросы грамотно задавать не дал. Пусть уж личное общение возрождается, или хотя бы переписка на бумаге. Впрочем, не мне вмешиваться в Промысел Божий, тут руководят те, кто его лучше знает. Может, кому-то интернет как воздух необходим именно для духовных нужд... Я за себя отвечу: все, что я написал сам в любых местах интернета в таких дискуссиях стоящего, я мог бы высказать лично автору, для этого достаточно той же электронной почты, или обойти молчанием. Зато я давно наговорил на десять анафем и веду себя, как Авессалом, мечтавший вершить справедливость для своего прославления.
Читатель25 января 2012, 13:00
Для Максима. Профессор А.И.Осипов часто говорит то,что не соответствует учению Церкви. Вам следует помнить, что если слепой ведёт слепого, то ОБА упадут в яму. Упадут ОБА,даже если один из них профессор. Поэтому ищите правды Божией, а не "гуманистов" слушайте. Никаких "технических" преград для Бога нет,Богу всё возможно. Мiром правит Бог, нет слепого случая. Почитайте внимательно в Деяниях о крещении евнуха-ефиоплянина (гл.8,26-40) и о крещении сотника Корнилия (гл.10). Если кто может наследовать спасение, то Бог посылает и ангелов, и человеков. В случае с сотником Корнилием наглядно видно, что никакими одними якобы "добрыми" делами человек не спасётся. В книге Деяний видим, что тот, кто уверовал во Христа сразу принимал крещение. А то, что без крещения спастись нельзя сказано Христом в беседе с Никодимом (от Иоанна гл.3,3-7). Если кто-то не сподобился в жизни земной крещения, то это значит, что человек выбрал путь погибели, и крещение ему не нужно. Только не надо приводить пример с младенцами. Человек от зачатия признаётся как личность в Церкви, а значит имеет свою свободную волю, и Бог видит куда эта воля направлена. Без крещения и Церкви спастись нельзя, это относится и к младенцам. Ответы на вопросы нужно искать в границах Священного Писания, а не по принципам "гуманизма". Разделяя человечество на ветхозаветное и новозаветное, я имел в виду то, что до воскресения Христова все души усопших попадали а ад, в том числе и души ветхозаветных праведников.
Максим25 января 2012, 01:00
Для читателя Как раз это обсуждать и не странно, тем более на этом сайте. Исходя из Ваших доводов делается вывод, что ДО воскресения Христа все человечество было ветхозаветное, а ПОСЛЕ воскресения Христа все человечество стало новозаветным.Как известно апостолы вышли проповедовать после воскресения Христова, и проповедовали они годами, а до славян христианство вообще дошло через тысячу лет. Теперь вопрос: А как быть с народами которые Христа вообще не знали, так как апостолы по техническим причинам не могли донести до них слово божие (дальность расстояния,периоды гонений и т.д.),но исходя из ваших выводов, являлись человечеством новозаветным и естественно находились вне церкви? Вы действительно считаете, что Творец дал этим людям короткий миг бытия, при этом зная, что они все отправятся в гиену огненную? Рекомендую А.И. Осипов http://www.aosipov.ru/ Спасение вне Церкви Московская духовная семинария, 1998 - 1999
Православный24 января 2012, 22:00
Максиму: ///Кто Вам сказал, что вне церкви спастись нельзя?/// Христос, Церковь Христова. читайте Библию и Святых Отцов (Предание Церкви) ///Первым в рай вошёл разбойник.И кто его крестил?/// его крестил Господь Иисус Христос, водою истекшей из ребра. читайте объяснение святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. /// И какие догматы он знал? /// Он исповедал Христа - Богом-Творцом. ///А в рай попал по милости божьей , ещё до образования самой церкви./// все попадают по милости. но милость можно отвергнуть, отвергнув Бога, отвергнув Его заповеди - о Крещении, о послушании Церкви, о необходимости веры и т.д.
Читатель24 января 2012, 18:00
Для протоиерея Петра Никольского. У латинян другой Символ Веры, другая вера. Они верят в другую "Троицу". Они верят в другого "Бога". Латиняне не просто в расколе пребывают, они еретики. А ересь содержит в себе богохульство. Ересь -- смертный грех. Любые еретики не являются христианами. И совсем не нужно по поводу каждой ереси созывать Вселенский Собор. Латиняне подпадают под общие анафемы Вселенских Соборов, принимавших догматы в таком виде -- "аще кто не верует так–то, да будет анафема". Разве может быть, отец Петр, в богохульной латинской ереси "духовность" и "православие" ? Нужно следовать догматам Церкви, а не "гуманизму", который отвергает Христа.
Читатель24 января 2012, 17:00
Для Максима. Вне Церкви Христовой -- нет спасения, и это известно любому православному. Это даже как-то странно обсуждать на этом сайте. Вы не смешивайте ветхозаветное человечество с новозаветным. Благоразумный разбойник умер ДО воскресения Христова. Разбойник принадлежит, как мне думается, к ветхозаветному человечеству. Разбойник умер после Христа, но он умер ДО воскресения Христова и не нуждался в крещении, по моему личному мнению. А в рай разбойник вошёл потому, что имел веру во Христа и ПОКАЯНИЕ. Некоторые люди говорят, что разбойник вошёл в рай только по милости Божией. Но у Бога нет лицеприятия. Благоразумный разбойник явил веру во Христа и принёс ПОКАЯНИЕ. И лично я думаю, что в рай разбойник вошел также как и ветхозаветные праведники -- через АД, из которого его вывел Христос вместе с другими.
Вилар24 января 2012, 15:00
Прискорбно,что на православном сайте начались споры и обсуждения,которые присущи другим "мирским"сайтам.Нам не "дорасти "в своих рассуждениях до святых.Чтобы обсуждать эту тему,нужно прежде всего жить,как они жили,а мы погрязли в грехах,но все туда же лезем.Простите,если кого обидел.
Максим24 января 2012, 15:00
читателу: Кто Вам сказал, что вне церкви спастись нельзя? Первым в рай вошёл разбойник.И кто его крестил? И какие догматы он знал? А в рай попал по милости божьей , ещё до образования самой церкви.
Виктор24 января 2012, 07:00
Очень их люблю.
Леван24 января 2012, 04:00
Спаси Господи за интересную статью! Согласен с автором: за научения обоим святителям - земной поклон.
Елена24 января 2012, 02:00
Спаси Вас Господи за такую статью. Слава Богу, каждый святой уникален, и каждый дорог, и все наши учители и заступники. Люди очень разные, но каждому человеку Господь дает такого святого, которого ему легче понимать.
Православный24 января 2012, 02:00
они оба Православные Святые. вера их Православная, Святоотеческая. во всех Догматах веры они были абсолютно едины. (поэтому сравнивать современных "богословов" с ними глупо). и неужели люди нашли здесь повод к спору??? хотелось бы заметить немного другое, точнее акцентировать внимание на ином: современные люди, ссылаясь на некое разногласие этих 2-ух великих Святых во второстепенных (если не в третьестепенных) вопросах пытаются найти оправдание своему лжеверию и своеволию: мол, святые спорили и мы значит имеем право думать, как хотим. только вот современные люди забывают в чем были разногласия(а также забывают что они не святые, и не Епископы). современные люди спорят с Догматами веры, отвергают веру святых. что просто не мыслимо было и для святителя Феофана и для святителя Игнатия. вот это проблема, да. P.S. ***но Апостол Павел в Антиохии противостал (греч. антестин) Апостолу Петру по вопросу соблюдения Моисеева закона и был, видимо, прав (Гал 2:11-16)...*** о.Павел - прочитайте толкование Святых Отцов на этот Библейский стих и вы поймете что никакого "противостояния" или "расхождения" у первоверховных Апостолов не было.
Павел23 января 2012, 23:00
Бойтесь волков, наряжающихся в овечьи шкуры. Я не хочу обидеть тех, особенно священников, кто действительно предпочитает свт. Игнатия. Однако мне один старик почти так и говорил про Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, в смысле что Брянчанинов несравненно лучше, и даже рекомендовал не читать Феофана Затворника. Самозванец этот старик оказался. Я выгнал его, и все быстро стало на свои места, я вернулся к духовнику, а вот к творениям свт. Феофана по своей лености до сих пор не вернулся. Святителю отче Феофане, моли Бога о нас!
читатель23 января 2012, 23:00
Если епископ Феофан на самом деле говорил, что НЕ знает, спасутся ли латиняне, то это означает, что епископ Феофан НЕ имел полноты христианской веры. С чего он вообще допускал возможность спасения латинян ? Вне Церкви спастись нельзя, а латиняне вне Церкви. Или он не знал, принадлежат ли латиняне Церкви ? Но это православный человек ДОЛЖЕН знать по вере своей, так как ВЕРА В ЦЕРКОВЬ -- это догмат, который находится в Символе Веры. И вера истинная проявляется в УЗНАВАНИИ Бога, в УЗНАВАНИИ Христа, в УЗНАВАНИИ Церкви Христовой. Если человек по вере своей НЕ знает, где Церковь Христова , то он НЕ имеет полноты веры. Только сейчас очень часто отсутствие православной веры толкуют как "высокое богословие".
Протоиерей Петр Никольский23 января 2012, 19:00
Мне дороги оба святителя и каждый по своему. Когда переводишь их творения на другой язык, особенно сживаешься с авторами, их словом и личностью. Я бы не назвал Игнатиевы творения "суховато-сдержанные трезвенные увещаниями". В его языке очень сильно влияние романтической литературы, поэзии. Язык св. Феофана напротив бывает иногда схоластичен (Киевская Академия), но климат его сочинений гораздо оптимистичнее и мне лично он ближе. Как богослов св. Феофан был несравнимо более эрудирован чем св. Игнатий, а кроме того много путешествовал и лично познал греческое, арабское, балканское Православие. Бывал и на Западе. Западную духовность св. Игнатий знал весьма отрывочно и хоть справедливо критиковал доступные ему второсортные источники, позволял себе высказывания "за всю Одессу", которая, как известно, "очень велика", не подозревая даже о существовании в недрах католичества единомысленных ему авторов, напр. Иоанна Креста. Св. Феофан, как ученый, гораздо добросовестнее. Выдающийся патролог о. Георгий Флоровский назвал именно его продолжателем святоотеческой традиции за умение узнавать Православие вне формальных границ Церкви. Слава Богу, что святые разные и каждый может найти среди них своего учителя.
Александр Вадимович23 января 2012, 16:00
На мой взгляд статья принижает значение святителя Игнатия (Брянчанинова). "Суховато-сдержанные трезвенные Игнатиевы увещания" - это не та оценка, которой заслуживает этот великий и духоносный муж.
Александр Вадимович23 января 2012, 15:00
Из письма игумена Никона (Воробьёва): "Сегодня день рождения любимого нами Игнатия Брянчанинова. Как я благодарен ему за его писания! Не понять и не оценить его — значит, ничего не понимать в духовной жизни. Смею сказать, что сочинения епископа Феофана Говорова (да простит мне св. владыка) — работы школьника по сравнению с творениями епископа Игнатия (Брянчанинова)".
Елена23 января 2012, 15:00
Мне нравится Феофан Затворник. Это не значит, что я буду критиковать Игнатия Брянчанинова, который мне нравится тоже. Но моему сердцу ближе Феофан. Действительно, это вопрос личных предпочтений. Люди не одинаковы, они уникальны. Учеба эффективнее у учителей, которые человеку нравятся, пусть даже ка люди.
Ирина23 января 2012, 14:00
Святитель Феофан ,моли Бога о нас грешных!
Алексей23 января 2012, 14:00
Святитель Феофан очень жестко полемизировал по поводу природы ангелов и Бога со святителем Игнатием и даже требовал запрещения печатания его творений, однако с течением времени и возрастая духовно согласился с ним (Игнатием) по этому вопросу, о чём св-ль Игнатий радостно писал (простите возможную неточность цитаты) "О...если бы так заканчивались все споры!". Так что никакого столкновения точек зрения нет. Изучая Отцов (особенно современных нам) очень важно обращать внимание на то КОГДА (т.е. в какой период жизни и духовного роста) писались те или иные творения (этому учит и Осипов А.И., да и здравый смысл об этом же говорит). Что же касается уровней творений святителей, то с моей точки зрения св-ль Феофан душеспасительно действует на новоначальных, а Игнатий на более ищущих, ибо новоначальному может не усвоится глубина мысли св-ля Игнатия. ... кто же из них более свят знает только Творец.
Сергий А.23 января 2012, 10:00
Благодарю вас, о. Павел за своевременную статью о столь дорогих нам святителях. И .. "Предпочтительнее потратить время и силы, вчитываясь, вдумываясь в наставления святителей, и, главное, стараясь понемногу жить их наставлениями. Жить, как они учили нас – во Христе. ", - главное, на что мы сейчас должны обращать наше внимание.
р.Б.Роман23 января 2012, 10:00
Для того, чтобы соизмерять святителей, необходимо достичь сопоставимого уровня святости. А так - это досужие споры. Святитель Феофан, моли Бога о нас грешных!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке