Похоронные речи

Во времена упадка религиозности многие приходы выживают и трудятся в режиме похоронной команды. Похороны, панихиды, девятый день, сороковой день, родительские субботы…

Прочее – не часто, а это – основной труд.

Все это само по себе уже удивительно, как доказательство невозможности истребить религиозность в человеке. Очевидность смерти и страданий эту самую религиозность постоянно в человеке поддерживают. Так подтверждается максима В. В. Розанова, сказавшего, что «боль жизни всегда сильнее интереса к жизни, и поэтому религия всегда одолеет философию»

У самого нехаризматичного, самого неспособного или ленивого к проповеди священника всегда под рукой погребальные стихиры Иоанна Дамаскина и великий псалом царя Давида. А значит у него всегда должно быть, что сказать человеку. И сами люди у него всегда, пусть хоть в скромном количестве, будут, поскольку если не придут они сами по любви к Богу, то принудит их прийти страх смерти или скорбь разлуки. И вот тут мы приходим к очень важной мысли. Приведенные в храм страхом, болью или семейным долгом, эти люди придут затем опять, если прикоснется к их сердцу благодать. И, наоборот, не придут в другой раз вовсе, если посещение храма не превратится для них во встречу со словом Истины, а останется отбыванием скорбного номера.

Ставить себе за цель удивить, ошеломить, потрясти словом пришедших на погребение людей, нельзя. Нужно лишь молиться искренно и проповедовать просто, одушевляя слова собственной верой. Вопреки атеистическому воспитанию и злобным установкам, подброшенным лукавым миром, сердца людские прочитают и усвоят бесхитростную правду, прозвучавшую в словах пастыря. Задача минимум для пастыря – верить твердо, молиться в простоте и не лгать. Последнее означает не актерствовать и не стремиться к внешнему эффекту.

Сказанное можно пояснить на примере.

Герман, главный герой пушкинской «Пиковой дамы», как известно был причиной смерти старой графини. Он пришел к ней из-за жажды денег и власти, подобно, как и Раскольников пришел к старухе-процентщице для проверки своей «идеи» и за деньгами на первое время. Раскольников бил топором по голове, а Герман всего лишь грозил пистолетом, да и то – незаряженным. Но итог был одинаков. Обе старые женщины умерли. Раскольников на похоронах процентщицы не бывал. А вот Герман в церковь на отпевание пошел.

Дадим слово «солнцу русской поэзии»:

«Имея мало истинной веры (как и наши «захожане»), он (Герман) имел множество предрассудков. Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь, - и решился явиться на ее похороны, чтобы испросить у ней прощения»

Пропускаем намеренно детали прощания с покойной челяди и родственников. Идем ближе к нас интересующей теме. Отпевал графиню архиерей, и на погребении была сказана проповедь. Вонмем.

«Молодой архиерей произнес надгробное слово. В простых и трогательных выражениях представил он мирное успение праведницы, которой долгие годы были тихим, умилительным приготовлением к христианской кончине. «Ангел смерти обрел ее, - сказал оратор, - бодрствующую в помышлениях благих и в ожидании Жениха полуночного». Служба совершилась с печальным приличием»

Надо ли напоминать читателю, что старуха-графиня по вредности характера и бесполезности на дела добрые мало чем отличалась от жертвы Раскольникова? И жила она, вовсе не готовясь к христианской кончине. Вместо полночного Жениха, в образе которого подразумевается Христос Господь, дождалась она Германа с пистолетом в руках. И это ночное посещение исходатайствовала ей ее беспутная молодость, проведенная в Париже, за карточным столом и за проеданием и проигрыванием имений, оставшихся в России.

Архиерей–проповедник, названный в тексте «оратором», ничего плохого делать не хотел и, быть может, не сделал. Хотя… Сделал – не сделал. Архиерей лгал. Этих общих, обтекаемых фраз, этой сладкой риторики от него, без сомнения ждали, как и сегодня от нас ждут ладана, чтобы заглушить смрад, и лжи, чтоб успокоить совесть. Ждали благозвучия, восторженности, слезного умиления, но не истины. И проповеднику трудно, очень даже трудно не отвечать на специфический спрос соответственными услугами. Хотя из служителей Бога Живого, в данном случае, рискует проповедник стать заложником своеобразных рыночных отношений, далеких от благодати.

Не знаешь покойника, или знаешь его с тех сторон, которые не поддаются похвале, молчи о нем. Благовествуй воскресение мертвых, говори о Христе-Исупителе и о нашей неизбежной встрече с Ним. Говори о Четверодневном Лазаре и о дочери Иаира, о необходимости покаяния, о частом посещении кладбища, как того засеянного поля, которое в последний День заколосится восставшими телами. Тем для надгробной проповеди – бездна. Сам чин погребения насыщен с избытком этими святыми мыслями. На каждой странице требника их больше, чем свечей на храмовом подсвечнике в праздничный день. Не умеешь говорить, стесняешься, поражаешься страхом неуверенности или сам скорбишь об усопшем – молчи. Только молись с сердцем. Но не лги! Не разукрашивай речь поэтическими оборотами позапрошлого столетия, не делай ничего приторно-слезливого, рассчитанного на одних лишь баб, готовых голосить по всякому случаю.

**

На Западной Украине, где православная славянская душа столетиями испытывала насильственное влияние польской культуры и латинского благочестия, со временем сложился такой фальшивый и чувственный способ проповеди на погребениях, что остается лишь жалеть об отсутствии здоровой критики на это не здоровое явление. Уши мои слышали то, о чем рука пишет. Там священник произносит речь от лица усопшего, в которой затрагивает столь чувствительные струны душ родственников, окружающих гроб, что редко обходится без обмороков. Да и похорон без ручьев слез, громкого воя и хотя бы одного обморока там у многих ксендзов Восточного обряда считается за «неудачный». Там вы услышите про скрип калитки, на которую родня выбежит по привычке, но это будет уже не «наш дорогой Иван». Услышите о том, как будут плакать посаженные руками усопшего деревья, как тропинка не захочет зарастать, помня шаги хозяина. И вся эта слезливая нечисть, произносимая только ради нервного эффекта, в девяноста случаях из ста не даст места слову о вере, о покаянии, о победе Христа над смертью.

Худшее, как известно, усваивается и наследуется легче. Эта ложь тоже умеет распространяться, но до времени умолчим об этом.

По Авве Дорофею лгать можно словами и лгать можно жизнью. Словесная ложь хотя бы теоретически понятна, а вот ложь жизнью – дело более тонкое. Казаться, но не быть, надевать маски, изображать что-то, что должно наличествовать, но чего нет, вот – ложь жизнью. При этом невозможно не лгать и языком. Язык принужден будет скрывать истинную действительность, и изображать вымышленную. Это хорошо по опыту известно неверным супругам обоего пола, продавцам залежалого товара, лицемерным радетелям о народном счастье и… нам, то есть церковным людям. Если некий наш брат «душевный, не имеющий духа» (Иуд. 1:19), но хочет произвести духовное влияние на паству, то подхватывает его в это самое время лживая волна, и несет в неведомые дали, без пользы для слушателей, с вредом для самого оратора.

Всему этому мы не одно уже столетие назад «от еретиков навыкохом». А время и совесть требуют честности и силы, простоты и ясности, мужества и нелицемерного сострадания.

Требует время. Проходит, убегает и требует.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
ирина12 мая 2012, 10:34
Христос Воскресе! Спасибо Вам за статью. Только, что я чуть не сделала ошибку, собираясь на похороны очень хорошего человека. Готовила помпезную речь, больше для аудитории. Теперь убавлю свой пыл, и составлю более плавную христианскую речь.Всего Вам доброго.
Галина19 марта 2012, 00:09
Какие весёлые и умные речи на страшащую нас тему! Мужественный опыт священника,тончайшее дело! Благодарим Вас!
Николай 9 марта 2012, 23:35
Вообще я думаю отпевание это такой обряд при котором всякая фальшь и неискренность со стороны священника просто не приемлема.Я поддерживаю автора потому что считаю отпевание нечто большим чем обычным обрядом. Оно есть последнее общественное собрание верующих, их последняя священная молитва за покойного, ибо далее вечность, далее то что Мы все будем проходить только одни: Суд Божий. И последнее предстательство за него выражает всю надежду, всю веру и надежду на нашего Господа Иисуса Христа, Того Кому мы должны отдать не только жизнь но и всё что у нас есть; всё то лучшее и светлое, то есть наше сердце и нашу преисполненную светом Божьим душу. И это самое главное. И конечно,молитва,святая, искренняя и от всего сердца. По вере вашей будет Вам. Простите если не точно. Спасибо.
Olga Losikova16 февраля 2012, 17:18
Случайный прохожий! Полагаю, после этих ваших слов, "0,01%", уж точно, от вас открестятся. Учитесь вести разговор по существу, с уважением, аргументированно. Надеюсь, внемлете этому призыву.
Григорий13 февраля 2012, 12:31
Очень актуально!Жаль,что сегодня очень много слов и мало дел, которые будут свидетельствовать об этом.Но все таки,"если хочешь изменить мир - начни с себя",стараюсь придерживаться этого высказывания и советую другим. P.S.Не хочу судить священство,у меня много друзей среди них(сам стараюсь быть человеком православным!!!),но последнее время наметилась тенденция к формализму(хотя,это всегда было). На причастии настоятель просит считать,сколько причастников было на службе.Отчет отправляется владыке.Если причастников мало,значит,на приходе никакая работа не проводится.А о душе когда будем думать?Простите за мои размышления,возможно они неправильные...
Маргарита12 февраля 2012, 16:42
Судьбе было угодно,чтобы я получила возможность прочесть строки излагаемые Андреем Ткачевым. Его книги-это наша сегодняшняя жизнь. Его слово-это совет, как нам в этой жизни руководствоваться!
Анастасия 9 февраля 2012, 17:04
Спасибо огромное за статью! Пересылала ссылку на другую статью о.Андрея друзьям и случайно( надо, наверно, писать в кавычках это слово) переслала эту статью знакомой матушке, супруге священиника. На приходе этого батюшки частично есть описанные в статье моменты. Реакция была довольно болезненной ( а я же другое хотело послать и не понимала на что она так реагирует). Но, я не жалею, что отправила,наверно, таков был Промысел Божий, может быть, этот замечательный материал поможет задуматься над проблемами своего прихода. Помощи Божией о.Андрею во всех трудах!
Иоанна 4 февраля 2012, 18:39
Спаси Господи за статью, отец Андрей, помогай Вам Бог просвещать нас и дальше. Ваши искренние статьи словно хорошая встряска. Только вот однажды объявив себя христианином, очень трудно оставаться им каждый день честно и без прикрас, особенно, когда одни (обычно, как говорят католики, "верующие, но не практикующие) начинают обращаться к тебе за советом, а другие (как правило весьма далекие от Церкви и веры)обвинять в недостаточной духовности,в неумении прощать, любить, вовремя помогать и т.д. А как мешает собственная лень!..
Иоанна 4 февраля 2012, 18:37
Спаси Господи за статью, отец Андрей, помогай Вам Бог просвещать нас и дальше. Ваши искренние статьи словно хорошая встряска. Только вот однажды объявив себя христианином, очень трудно оставаться им каждый день честно и без прикрас, особенно, когда одни (обычно, как говорят католики, "верующие, но не практикующие) начинают обращаться к тебе за советом, а другие (как правило весьма далекие от Церкви и веры)обвинять в недостаточной духовности,в неумении прощать, любить, вовремя помогать и т.д. А как мешает собственная лень!..
Николай, Донецк30 января 2012, 12:02
Спасибо за статью, о. Андрей. Храни вас Господь. Случайному прохожему (точно, что случайному) Бог, любезный, пишется с большой буквы. Сомневаюсь, что эта ошибка плод вашей безграмотности.
Случайный прохожий28 января 2012, 23:28
И,вам угодные,будут публиковаться.Ну и ну...
Случайный прохожий28 января 2012, 23:24
А что в московском патриархате иначе чем "На Западной Украине, где православная славянская душа столетиями испытывала насильственное влияние польской культуры и латинского благочестия, со временем сложился такой фальшивый и чувственный способ проповеди на погребениях, что остается лишь жалеть об отсутствии здоровой критики на это не здоровое явление. Уши мои слышали то, о чем рука пишет. Там священник произносит речь от лица усопшего, в которой затрагивает столь чувствительные струны душ родственников, окружающих гроб, что редко обходится без обмороков. Да и похорон без ручьев слез, громкого воя и хотя бы одного обморока там у многих ксендзов Восточного обряда считается за «неудачный». Там вы услышите про скрип калитки, на которую родня выбежит по привычке, но это будет уже не «наш дорогой Иван». Услышите о том, как будут плакать посаженные руками усопшего деревья, как тропинка не захочет зарастать, помня шаги хозяина. И вся эта слезливая нечисть, произносимая только ради нервного эффекта, в девяноста случаях из ста не даст места слову о вере, о покаянии, о победе Христа над смертью.". Да вы все(99,99%)коммерцианты и лжецы,и бог для вас - ВЛАСТЬ и ТЕНЬГА,но пока есть еще 0,01%- Будем жить!Слава,Отцу,Сыну и Святому Духу!Аминь! Привет из Макеевки,Дон.обл.Украина.
Любовь28 января 2012, 23:10
исправить ошибку Христе Искупителе (Исупителе)
Галина28 января 2012, 14:46
Спаси Господи, отец Андрей, за честную статью! Впрочем, они у Вас (из всех, что смогла найти и прочесть) все такие. В день, когда выходит Ваш материал на "Православии.ру", считаю удачным и значимым. Низкий поклон Вам, отче!
Наталия28 января 2012, 14:32
Спаси Господи, отец Андрей!
Татьяна27 января 2012, 20:25
Помоги Вам Бог, отец Андрей, и всем Вашим братьям - священникам, и всем нам, грешным... В свое время православие привлекло меня именно требованием предельной честности - перед собой, прежде всего. "Быть, а не казаться" - достойная цель жизни, истинно христианская...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×