Чего добился Константинопольский Синод?

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 454 x 505 px. Размер файла 76666 b.  Здание Синода Константинопольского Патриархата. Фото: Православие.ru
Здание Синода Константинопольского Патриархата. Фото: Православие.ru
События, разворачивающиеся вокруг ареста отца Ефрема, дают серьезный повод задуматься о современных проблемах в межправославных отношениях.

24 декабря минувшего года стало известно об аресте и тюремном заключении настоятеля монастыря Ватопед архимандрита Ефрема. Уже 28 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил письмо президенту Греции, в котором говорилось: «Не подвергаю сомнению полномочия органов греческого правосудия и выражаю надежду на справедливое и объективное решение по делу об имуществе Ватопедского монастыря. Вместе с тем испытываю недоумение в связи с применением тюремного заключения прежде судебного рассмотрения дела по существу в отношении монаха, не представляющего угрозы для общества и неоднократно выражавшего готовность сотрудничать со следствием… Считаю своим долгом донести эту нашу общую боль до главы греческого государства и просить освободить из-под стражи архимандрита Ефрема, настоятеля Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон»[1].

Поддержку отцу Ефрему выразил и патриарх-католикос всей Грузии Илия ΙΙ, а также ряд архиереев Элладской, Кипрской и Болгарской Церквей. В последующие дни многие православные недоумевали, почему молчит и остается в стороне священноначалие отца Ефрема. Если бы реакция Константинополя была столь же оперативной и принципиальной, то греческим властям было бы крайне трудно игнорировать единую позицию православного мира, и есть все основания полагать, что отец Ефрем сейчас уже был бы на свободе.

10 января Священный Синод Константинопольского Патриархата во главе с патриархом Варфоломеем наконец сделал заявление по данному вопросу, но у многих верующих оно вызвало еще большее недоумение и разочарование, чем предшествующее молчание.

Во-первых, в этом заявлении Константинопольский Патриархат хотя и выразил сожаление по поводу ареста настоятеля Ватопедского монастыря, но вполне определенно дал понять, что поддерживать своего пострадавшего клирика не намерен: «Вселенский Патриархат, уважая, как всегда, независимость правосудия, избегает любого вмешательства в текущие судебные дела, принимая во внимание, впрочем, что он не осведомлен о содержании соответствующего дела».

Во-вторых, Константинополь негативно оценил выступление Московского патриарха в поддержку отца Ефрема, представив его как вмешательство в дела своей канонической территории: «Патриархат в связи со сделанными заявлениями со стороны братской Православной Церкви по вышеупомянутой теме напоминает, что нахождение на Святой Горе – ее канонической территории – православных монахов разных национальностей не придает ей всеправославного характера, который позволял бы вмешательство в какой-либо форме по ее поводу со стороны автокефальных Церквей»[2].

Читая эту отповедь, можно подумать, будто Патриарх Московский и всея Руси своим письмом в поддержку заключенного клирика совершил нечто небывалое и неведомое прежде в Церкви. Между тем подобные заявления и просьбы предстоятелей Поместных Церквей в поддержку притесняемых собратий – обычная практика, прослеживаемая как в древности, так и в настоящее время.

Например, всего несколько лет назад весь православный мир отреагировал на тюремное заключение архиепископа Охридского Иоанна, которому он был подвергнут в Македонии после того, как пришел в каноническое единство с Сербской Православной Церковью. Патриарх Московский и всея Руси Алексий ΙΙ точно так же обращался к президенту Македонии с просьбой об освобождении архиепископа, и со стороны Сербской Церкви это справедливо было воспринято с благодарностью как знак братской поддержки. Более того, президенту Македонии в январе 2004 года направили письма архиепископ Афинский Христодул и Константинопольский патриарх Варфоломей[3] – по-видимому, нисколько не считая это вмешательством в дела Сербской Церкви.

Еще ранее, когда Элладская Церковь весной 1967 года находилась в конфронтации с правительством, которое в итоге вопреки воле иерархии распустило Синод и вынудило уйти на покой архиепископа Афинского Хризостома, патриарх Алексий I 17 мая 1967 года направил греческому королю Константину телеграмму, в которой выразил глубокое огорчение событиями, происходившими «на земле возлюбленной нами древней Эллады»[4].

Обращаясь к совсем древним временам, можно увидеть, например, как святитель Николай Мистик, патриарх Константинопольский, написал в 917 году халифу ал-Муктадиру письмо с просьбой прекратить начатое им разрушение православных храмов на территории халифата[5].

Поневоле обращает на себе внимание столь значительная разница в позициях двух Константинопольских патриархов, разделенных тысячелетием: один не мог оставить без внимания страдания православных христиан иных Поместных Церквей, а другой не выказывает поддержки даже своему собственному клирику, оказавшемуся в беде. И более того: недоумение и возмущение многих верующих как в Греции, так и в России вызвала позиция Синода Константинопольского Патриархата, которую можно кратко выразить словами: «и сами не будем помогать, и другим не дадим».

Митрополит Калавритский и Эгиалийский Амвросий пишет: «Особенно неприятно нас поразил тот факт, что таким образом Вселенский Патриархат, предоставляя несчастного отца Ефрема, то есть своего человека, его судьбе, не позволяет и другим разделить вместе с ним его несчастье. То есть он отказывает членам вселенской православной общности, к которой также относятся и русские, в применении апостольских слов… радоваться вместе с теми, у кого есть повод для радости, и плакать вместе с теми, кто страдает! (см.: Рим. 12: 15)»[6].

Познакомившись с текстом синодального заявления, многие задаются вопросом: как так могло получиться, что Константинопольский Патриархат оказался «не осведомлен о содержании дела» – то есть обвинений, выдвинутых против одного из его самых выдающихся клириков и к тому же настоятеля святогорской обители, – при том что этому делу уже более трех лет? Почему за 17 дней, прошедших с ареста отца Ефрема и до заседания Синода, никто из команды патриарха не озаботился осведомиться о содержании дела и доложить Синоду? Неужели событие, которое всколыхнуло весь православный мир, показалось для Фанара столь мелким и заурядным?

Странно видеть, что Константинопольский Патриархат, обычно столь активный и громкий, когда речь заходит о требованиях почестей и повиновении со стороны других, оказывается столь тих и сдержан, когда дело касается того, чтобы самому помочь, поддержать кого-то – и даже не просто кого-то, а собственного архимандрита.

Возникает вопрос: почему Московский патриарх может написать президенту Греции письмо с просьбой освободить отца Ефрема, а Константинопольский не может? Почему архиереи Кипрской и Элладской Православных Церквей могут посетить в тюрьме отца Ефрема, а ни патриарх Варфоломей и вообще ни один архиерей Константинопольского Патриархата этого не могут?

Все, на что хватило Константинопольский Патриархат, – это снова напомнить про собственные права и почести, которые будто бы оказались под угрозой из-за письма Московского патриарха. Но как может повредить канонической целостности и церковно-административному порядку Константинопольского Патриархата письмо об изменении меры пресечения для отца Ефрема? Взгляд на жест помощи конкретному человеку как на попытку захватить управление Святой Горой – это что-то совершенно немыслимое и близкое к абсурду.

Особенно если учесть, что еще 5 января, то есть за пять дней до заседания Константинопольского Синода, на греческом языке было опубликовано интервью митрополита Волоколамского Илариона, в котором он подчеркнул, что Русская Православная Церковь нисколько не ставит под сомнение каноническую подчиненность Афонской горы Константинопольскому Патриархату.

В том же интервью владыка Иларион отметил, что «наша Церковь вообще всегда выражает свою озабоченность в случаях, когда где-либо христиане подвергаются преследованиям или дискриминации. Я не считаю это вмешательством в чужие дела. Когда, например, в Египте убивают христиан-коптов и патриарх, члены Священного Синода выражают солидарность с ними, разве это является вмешательством? Нет, это вполне естественное проявление солидарности с гонимыми христианами. Когда уважаемый афонский игумен, которого знают и поддерживают монахи Святой Горы, монахи его собственного монастыря, Священный Кинот, которого знают и любят многие люди в России… то это вызывает недоумение и негодование очень многих людей, и они доступными им способами выражают свою солидарность».

Тем не менее, выражение солидарности было интерпретировано именно как вмешательство. Неадекватная реакция Константинопольского Патриархата приводит на память наблюдение, согласно которому человек в других склонен более всего подозревать именно те пороки, которыми заражен сам.

Вмешательство в дела другой Поместной Церкви – это, например, учреждение своей иерархической структуры на канонической территории другой автокефальной Церкви, как было в Эстонии, или массовое принятие клириков другой Церкви без отпускных грамот или какого-либо согласования, как было в Англии при Сурожском скандале. Это вполне определенные канонические преступления, нарушающие вполне конкретные каноны Церкви. Строго говоря, данные случаи вмешательства со стороны Константинополя давали основание Русской Православной Церкви требовать созыва общеправославного Собора для церковного суда над патриархом Варфоломеем, и только крайней степенью снисхождения можно объяснить то, что наша Церковь не пошла на этот шаг.

Но какие каноны запрещают предстоятелю одной Церкви ходатайствовать перед светским лицом об освобождении из-под стражи духовного лица, принадлежащего к клиру другой Церкви? Таких канонов нет и не может быть, потому что канонические границы автокефальных Церквей касаются административного управления, но никоим образом не затрагивают веру православную и жизнь по вере. Для любви и милосердия нет канонических границ. Обязанность исполнения заповедей Христовых не ограничивается пределами «своей» автокефальной Церкви. Святые отцы писали, что даже иноверцу, попавшему в беду, христианин должен помочь, насколько это в его силах[7], что уж говорить про единоверного архимандрита, оказавшегося в тюрьме.

Естественное движение благочестивой души – накормить голодного, принять странника, навестить больного, помочь заключенному в темнице, ибо, по слову Господа, «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40). Ради исполнения этих слов Господа и было написано письмо Святейшего Патриарха Кирилла.

Точно так же во исполнение слов Господа «Давайте милостыню» (Лк. 12: 33) паломники из числа мирян и клириков Русской Православной Церкви регулярно оставляют пожертвования на канонической территории Константинопольского Патриархата, однако же это не воспринимается Фанаром как вмешательство в его дела и отнюдь не вызывает гневных синодальных протестов.

Нужно также добавить, что письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, как следует из самого текста, было не только личным движением его души, сочувствующей страдальцу, но также исполнением архипастырского долга по отношению к собственной пастве. Многие православные люди в России, Украине, Беларуси и Молдове, не исключая и автора этих строк, были искренне огорчены известием об аресте отца Ефрема. Подтверждение тому – тысячи подписей, которые уже поставлены под петицией в поддержку архимандрита. И наш патриарх со всем необходимым тактом и христианским благородством решил донести нашу боль до тех людей, от решения которых зависит изменение меры пресечения для отца Ефрема на время следствия.

Собственно, если бы Константинопольский патриарх использовал факт письма Московского патриарха, равно как и голоса поддержки из других Поместных Церквей, для активной защиты настоятеля Ватопедского монастыря, то это и упрочило бы на деле его авторитет в православном мире, и, скорее всего, привело бы к освобождению отца Ефрема. Но теперь своим странным выступлением Константинопольский Патриархат, во-первых, дал противникам отца Ефрема прекрасный повод не прислушиваться к голосам православного мира, а во-вторых, скомпрометировал себя не только перед Афоном и Русской Церковью, но и перед всеми православными христианами, в том числе и греческими.

Да, в греческом мире не все любят Русскую Православную Церковь, но даже самые строгие ее критики, положа руку на сердце, в данном случае должны будут признать, что, оказавшись на месте отца Ефрема, они бы захотели со стороны Церкви увидеть по отношению к своей беде, скорее, позицию Москвы, чем позицию Константинополя.

Упомянутый выше владыка Амвросий из Элладской Православной Церкви обращает внимание на еще одно обстоятельство: «Если Русский патриарх допустил оплошность и вмешался в дела другого Патриархата, тогда почему же в том же проступке не замечена и Элладская Церковь, и Кипрская Церковь, и Болгарская Церковь, представители которых тоже выступили с подобными заявлениями? Получается, что Вселенский Патриархат, по сути дела, ведет себя противоречиво и действует односторонне».

Действительно, такая избирательность в реакции окончательно разоблачает страхи обитателей Фанара и то, чем заняты их мысли. Все это, увы, настолько далеко от Евангелия и даже от элементарной адекватности, что наводит на весьма тягостные размышления. Неужели в Константинопольском Патриархате не понимают, что этим заявлением они, во-первых, только компрометируют себя, а во-вторых, все равно не смогут ограничить Московский Патриархат и другие Церкви в выражении своего мнения и своей озабоченности теми событиями, которые происходят в остальном православном мире, даже и на канонической территории Константинопольского Патриархата?

Собственно, как свидетельство падения авторитета Константинопольского Патриархата и пренебрежения к данному постановлению его Синода можно расценить игнорирование другими Поместными Церквами призыва к «невмешательству» по данному поводу «со стороны автокефальных Церквей». Уже после заседания Константинопольского Патриархата выступили с заявлениями, аналогичными письму Святейшего Патриарха Кирилла, Синод Элладской Православной Церкви, предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом, митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, направивший письмо генеральному прокурору Греции с призывом отменить решение об аресте отца Ефрема, и епископ Троицкий Панкратий, направивший письмо премьер-министру Греции и ряду высоких чиновников с аналогичной просьбой.

Так чего же добился Синод Константинопольского Патриархата? Он лишь показал всему православному миру, что люди, претендующие на исключительное место и главенство в Православной Церкви, в действительности уже настолько утратили связь с остальной Церковью, что потеряли возможность адекватно оценивать свои высказывания и поступки.

А отец Ефрем остается в тюрьме. До окончания следствия. Процесс обещает быть долгим, так что предварительное заключение настоятеля Ватопедского монастыря может растянуться на годы, даже если в итоге его признают невиновным! А что если слабое здоровье пожилого архимандрита не выдержит и он умрет в заключении? На чьей совести будет его смерть?

Но даже если все закончится самым лучшим образом: отца Ефрема вскоре выпустят, а затем и оправдают, – для Константинопольского Патриархата это, к сожалению, не будет означать, что проблемы позади.

И дело даже не в том, что упал авторитет в глазах верующих, а в том, что позицию, занятую членами Синода Константинопольской Церкви, будет очень трудно обосновать на Страшном суде. Потому что есть реальная опасность оказаться в числе тех, кто услышит от Христа: «Был Я в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25: 43).


Диакон Георгий Максимов

30 января 2012 г.

[1] http://www.mospat.ru/ru/2011/12/29/news55827/.
[2] http://www.itar-tass.com/c1/313380.html.
[3] Македонский перевод посланий можно видеть на официальном сайте Православной Охридской Архиепископии: http://poa-info.org/istorija.
[4] Журнал Московской Патриархии. 1967. № 6. С. 2.
[5] Николай Мистик, святитель. Письма к халифу // Византийские сочинения об исламе. М., 2006. С. 145–151.
[6] http://www.bogoslov.ru/text/2373213.html.
[7] См., например, «Послание о вере варяжской» преподобного Феодосия. – Православный собеседник. 1865. Ч. 2. С. 327.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Ронин14 мая 2013, 20:45
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Не скажу, что вижу людей насквозь, однако о. Ефрем создает впечатление человека деятельного и преданного Христу и Православию.А узнал о нём и о Ватопедской обители я впервые в позапрошлом году, когда пришел в Покровский храм города Уссурийска, куда о. Ефрем с братией привёз ни больше, ни меньше, пояс Богородицы. Где Афон, и где Уссурийск? Это я к тому, что трудящийся достоин пропитания (простите, но приходится часто путешествовать с семьёй, и не по наслышке знаю , в какие суммы обходятся дальнобойные групповые турне даже при минимальных потребностях путешествующих). Так вот, наивно ли , с одной стороны, полагать, что с подарком можно поступать по велению обстоятельств (это про озеро)? И, с другой стороны, здраво ли возлагать ответственность за коррумпированность греческих чиновников на о. Ефрема? Скоро политики поймут, что себя сами дискредитируют, и ( ...Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы..! )отпустят батюшку с миром на волю.
монах Геронтий 3 мая 2013, 22:51
своим поступком вселенская патриархия в который раз показыват свою сущность.Нужно принять к сведению.Сделать вывод.Усугубить молитву.Перво-наперво молитву.Мы предполагаем,а БОГ располагает.И не поднимать панику.
Сергей14 марта 2012, 19:31
В читие-миние мы читаем множество примеров подобных.Как много веков назад так и сейчас,князь мира сего ведет борьбу с войнами Христа.Будем молиться что бы Господь дал сил нести свой крест отцу Ефрему.Претерпевший же до конца спасется.Мф.24.13
Болгар21 февраля 2012, 18:28
Речь идет о злоупотреблении более чем на 1 млрд евро. Я не думаю,что архим. Ефрем так невиннен. Деньги пошли на кипрские дружественных кругов. Вы не должны так слепо его защищать
Наталья Сигал11 февраля 2012, 01:46
Слава Богу, что Московская Патриархтя чётко высказала свою морально-этическую оценку происходящему и отчётливо выразила свою позицию по отношению к совершённому над старцем Ефремом Ватопедским.Отче Кирилл, Спасибо за то, что заступились за старца. Умоляю Вас посетить старца в тюрьме!С каждым словом опубликованной статьи полностью согласна.Неплохо бы подключить московскую хельсинскую группу. Патриарх Варфоломей не является независимой личностью и подделывается под голоса своего правительства, а у православных одно правительство - Господь Бог! Я много в разные инстанции писала по поводу старца и мне радостно, что многое из написанного в статье написала и я - значит учил нас Господь не зря, что-то все мы за эти 2 тысячи лет поняли! Старец сейчас проповедует уркам,хоругвь ему в руки!Надеюсь, ему удастся спасти не одну душу в Корридалос, тюрьма станет не менее известной, чем те, в которых были заключены апостолы. Всем братьям и сестрам, заступившимся за старца, поклон и привет от меня. У нас в США пока тихо, сбор подписей не идёт. Прошу Московскую Патриархию помочь нам организоваться. Спасибо за этот журнал, он объединяет нас.Русский интернет предельно загажен, насилие над девственниками и малолетними, групповые изнасилования и любование этим стало там нормой. На русском интернете кроме православных сайтов читать нечего. Простите за этот всплеск эмоций, надо бы нам объединиться и в требовании очистки каналов информации. Раба Божья Наталья.
Андрей 9 февраля 2012, 00:42
..."О,если бы ты был холоден, или горяч!" Прости меня, Господи!
Father Vladimir Eremine 8 февраля 2012, 00:40
Dorogie Russkie Ludi,

Davaite posmotrim chto mi snaem seichas of Vatopaidi postupkah i chto po krainei mere znaet patriarch Vorpholomei I vse ostalnie partriarchi.

Otes Ephraim naschel v archivah monastira darstvennuu imperatora John V Palaiologos na osero v severnoi chasti Greece kotoroe bilo prirodnim sapovednicom do 1998; vskore ono perestalo bit sapovednikom i pereshlo v ruki monastira.

Grecheskoe pravitelstvo dolsno snat kas eto slochilos.

Vi soglasni?

Monachi ispolsovali svoe vlijanie i pomenjali semlu vokrug osera na 73 raslichnih sobstvennosti vkluchaja the gymnastics center 2004 Olympics. Oni ubedili greceskoe pravitelstvo pomenjt nocmmerceskuu zonu na commerceskuu I sosdali Vatopaidi Real Estate Fund stoimostu mesdu $1 billion and $2 billion.

Vi pravi v tom chto monachi nichego ne vzali dlja seba lichno, no to chto sdelat eto ne isposuja korrupsiu nevosmosno – eto fact.

Etot skandal vinudil Prime Minister Kostas Karamanlis v otstavku.
Sredi pervich actov novogo ministra finansov bilo obratitsa v sud na Vatopaidi i vosvratit sobstvennost pravitelstva Greece.
АЛЕКСЕЙ 6 февраля 2012, 13:47
Дорогие братья и сестры.Я обратил внимание на ссылку Татьяны на страницу-"Поместные Церкви",большое Вам спасибо,Татьяна.Всем советую просмотреть и почитать,очень много интересного и поучительного,особенно по экуменизму.
А Вам Servis Dei:Папа Римский никакой не христианин и не епископ,это не мое мнение,а мнение и учение наших Святых отцов Православной Кафолической Церкви."Римско-Католическая церковь" это еретическое религиозное объеденение и пора нам все говорить своими славами и правду,как заповедал нам Господь Иисус Христос.И не надо нам прикрываться толерантностью,глобализмом и еще хуже церковным модернизмом.
Все мыдожны молиться о всех и тем более о заблудших душах,потомучто мы все творения Божии.Но вера православная должна остаться непокалебимой ни при каких обстоятельствах.
р.б. Сергий 5 февраля 2012, 02:19
Хочу снова привести комментарий Натальи: “Статья по делу, но длинновата. Со многими моментами, высказанными здесь, соглашаюсь. Но вот только чувствуется, что автора слишком глубоко задел ход событий. Иногда нужно менее эмоционально испивать чашу горечи от названных друзей, чтобы эта горечь не сильно распространялась по свету и не соблазняла нестойких в вере... Простите.”
Да статья, конечно, нужная, много в ней правильного, но слишком уж она гневная. Так и сквозит непримиримым осуждением. А как известно, осуждение - грех. Можно высказать своё недоумение, сожаление и разочарование о действиях патриарха Варфоломея, но скатываться до осуждения и ”разоблачения” как-то нехорошо, да ещё вводить других людей в соблазн. Ведь при прочтении этой статьи, многих может охватить негодование – см. комментарии.
Я призываю пожалеть патриарха Варфоломея с епископатом Константинопольской церкви и помолиться о вразумлении заблудших (Будьте милостивы как и Отец ваш небесный).
А что касается о. Ефрема помолимся, братья и сёстры, о ниспослании ему помощи Божьей и всех Сил Небесных ! Ничего не происходит просто так, а только по промыслу Божьему. Господи, да будет воля Твоя, яко же уповахом на тя, Ты зришь нужды которых мы не знаем, Ты Один ведаешь, что нам потребно и даёшь всё к нашему спасению. Сможем ли принять ? Без осуждения, с любовью !
Простите
servus Dei 4 февраля 2012, 10:30
Папа тоже христианин,а не какой-то там злодей,желающий зла православным. Очень легко судить-рядить всех подряд,обвиняя в недостаточной православности. А сами мы как живем? мы что ли эталоны блгачестия? давайте молиться о всех. и о мнимых врагах тоже. servus Dei.
Татьяна 3 февраля 2012, 19:43
Хотелось бы внести поправку к своему предыдущему комментарию (31.01.16.42). На этом же сайте в разделе «ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ. Элладская церковь» есть информация, которой я раньше не знала. Статья называется «О подготавливаемом Ватиканом соединении Православной и Римско-Католической Церквей», автор Архимандрит Георгий (Капсанис), 2008 г. Может это и есть основная причина афонских событий? И сценарий написан давно?
Господи, защити игумена Ефрема!!!
Валентина 3 февраля 2012, 18:47
Спаси Господи отца Ефрема!
Иоанна 2 февраля 2012, 23:14
Спаси Бог за статью.
Господи Иисусе Христе,помилуй отца Ефрема и его братию.
astaforkin 2 февраля 2012, 21:04
Чтец Димитрий! Вам нужно самому быть поосторожнее с оценками.
astaforkin 2 февраля 2012, 21:02
Сестра во Христе Серафима! Патриарх Варфоломей бедный потому, что своим бездействием учавствует во зле против послужившего Богу архимандрита Ефрема, а также пытается удержать помощь нашего патриарха. Бездействие и действие - одинаковое зло. Так что бедный он поэтому, а не потому что, как Вы пишите, его "прессанули". Вы уклонились от зла, но не сотворили добро. А добро в данном случае - Ваша активная позиция по защите Вашего брата во Христе архимандрита Ефрема. Хотя уклониться от зла тоже не получилось, Вы осудили автора статьи.

Автор статьи изложил факты, намекнув на неадекватность поведения Константинопольского патриарха, хотя не надо быть прозорливым старцем, чтобы увидеть что авторитет нашего патриарха (пятого по диптиху) как небо и земля по сравнению с Варфоломеем. Вот он и мается.

astaforkin 2 февраля 2012, 21:01
Брат во Христе Антон! Вместо того, чтобы молиться за Константинопольского патриарха лучше помолитесь за то, чтобы Бог помог нам уразуметь, что происходит, а за Варфоломея много молятся, но ему мало помогает.
astaforkin 2 февраля 2012, 21:01
Fr. Vladimir Eremine:
Мы не такие наивные, чтобы верить суду и журналистам, а не здравому смыслу, который заключается в том, что монаху, принявшему обет нестяжания, тем более на Святой Горе, хранить плоды финансовых преступлений негде, разве только под скамьей, где он спит.
Уважаемый Vladimir! Странно, что Вам такая версия пришла в голову. Поскольку для человека, для которого деньги и прочие материальные коврижки не являются ценностями, представить это было бы очень трудно.
Людмила 2 февраля 2012, 17:04
Правильно написано, храни Господь о. Ефрема со братией, дай Бог здоровья о. Григорию.
АЛЕКСЕЙ 2 февраля 2012, 14:16
Простите меня,но Константинопольский патриархат давно утратил свое главенство.Это только формально они первые,а на самом деле что значит Константинополь?У архиеереев РПЦ епархии намного крупнее всего Константинопольского патриархата.А епископат Константинопольской церкви давно прогнил и толку с него мало.И что происходит с их чадами их совершенно не волнует.
Ольга 2 февраля 2012, 07:31
Fr.-у Vladimir-у Eremine-у:
За молитвы не может быть стыдно, стыдно может быть только за то, что человек верит явной лжи и клевете на не просто монаха, а на настоятеля Афонского монастыря, уважаемого во всем православном мире.
Как Христа гнали, так же и по сей час гонят всех угодивших Богу праведников и плохо и стыдно должно быть лишь тем, кто оказывается в согласии с их гонителями.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй отца Ефрема и братию!
Fr. Vladimir Eremine 1 февраля 2012, 23:46
Dorogie naivnie russkie ludi!

Podosdite poka sud rasberetsa v finansovih prestupleniah of Afon monahov. Vam moset bit stidno za vashi molitvi.
Тамара 1 февраля 2012, 20:55
Дай Бог скорейшего освобождения архимандриту Ефрему от заключения и всякого зла.Да будет воля Божия!
Тамара 1 февраля 2012, 18:00
Дай Бог скорейшего освобождения архимандриту Ефрему от заключения и всякого зла.Да будет воля Божия!
Светлана 1 февраля 2012, 17:19
Спаси ГОСПОДИ и сохрани отца Ефрема с братией находящихся в узах
Шиляев Игорь 1 февраля 2012, 15:35
Радоваться надо, а не гневаться, что Господь показал правду и дал испытания архимандриту Ефрему. О.Ефрем эти испытания принял, а вы негодуете. Поиск справедливости, в этом мире, где правит бал сатана и его подручные, безсмыслица и путь ведущий в погибель. Молиться надо дерзновенно и искренне за о. Ефрема и за всех монахов Святой горы. Они великое дело сделали и делают для России и для всего православного мира, вот Господь и попустил им испытания. И они их, с Божьей помощью пройдут. И Матерь Божия защитит своих избранников. Пресвятая Богородице моли Бога о О.Ефреме и о нас грешных...
Антон 1 февраля 2012, 11:44
Давайте все будем молиться об архимандрите Ефреме - и на домашней молитве, и в храме подавать записки за литургию и на молебен. Можно и за Константинопольского Патриарха молиться - чтобы Господь его вразумил.

Вообще, очень горько от того, что православный мир так разобщён и не может встать стеной за гонимого пастыря. Видимо, сатана очень старается сеять раздоры между православными. Прости нас Господи!
Серафима 1 февраля 2012, 10:26
Бедный патриарх Варфоломей, как же его прессанули...
Андрей 1 февраля 2012, 06:48
Спаси, Господи, отца Ефрема и отца диакона Георгия.

Да будет воля Твоя, а не моя.
Ольга31 января 2012, 23:11
Господи Сил! Владыко Иисусе Христе, Ты Еси Верховный Архииерей - Спаси Оплот Твой и милость даруй слугам Твоим! (присоединяюсь к молебну об Архимандрите Ефреме)
чтец Дмитрий31 января 2012, 23:04
Поосторожнее надо рассуждать в отношении первенствующего по диптиху патриаршего престола.
Василий 31 января 2012, 21:57
А может быть это испытание промыслом Божиим и попущено , чтобы пошире раскрылась и облечилась сущность Константинопольской иерархии ?
Господи, дай крепости отцу Ефрему !
архимандрит Василий(гедуев) ГПЦ31 января 2012, 21:10
о Варфоломее-а, король то, голый...
Мария31 января 2012, 20:50
Константинопольский патриарх в октябре был на Афоне, и его там освистали монахи, некоторые из них его считают еретиком. Может, поэтому он не защищает отца Ефрема и другим не дает? А еще он собирается созвать Всеправославный собор и надеется на нем присоединить часть церквей, которые относятся к Русской Православной Церкви. Сам же все судится с Турцией за право именоваться Божественным и Вселенским. Как можно обижаться на него? Ведь и так все ясно! Обиделся, что на Афоне зилоты его не признают, а в Россию афонские моанхи повезли великую святыню и благословение? Или это не он обиделся, а сатана, который обломал зубы, когда Россию посетил пояс Богородицы в руках батюшки Ефрема?
Pavlos31 января 2012, 17:22
Хорошо написали. Мы с братьями были ошарашены реакцией Варфоломея на арест старца.

Но в последний раз на Афоне нам пояснили, Варфоломей учился в папском университете в Риме и дружит с папами, получает оттуда финансирование, отсюда очень много следствий.
информация открытая, посмотрите даже в википедии есть.

Очевидно, что атака на старца лоббируется определёнными кругами, с которыми папы тесно связаны, иначе это не могло просто случиться в православной стране. Так что даже очень влиятельные люди не могут добиться освобождения схиархимандрита Ефрема.

Кстати, в 22 по Москве соборная молитва о старце. присоединйтесь
Евгения31 января 2012, 16:55
Дай, Господи, сил отцу Ефрему!
Татьяна31 января 2012, 16:42
По поводу статьи, позвольте напомнить две общеизвестные истины, много раз проверенные на мне судьбой:
- разделяй и властвуй. (Кому сегодня выгодны разногласия…. и почему?)
- когда ссорятся родители, страдают дети (Очень важно не давать волю чувствам и может даже не все… оглашать. Лучше идти на уступки)
Простите, что косвенно выражаю свое мнение - не имею права и не хочу кого- то обидеть. Еще раз простите.
Молюсь за игумена Ефрема. Он мне очень дорог. Только бы люди не молчали в его защиту! Помоги, Господи!

НАДЕЖДА31 января 2012, 15:05
Недоумение и смятение вызывает такой поступок.Он был бы еще как-то оправдан,не будь монах такого чина за решеткой.В данной же ситуации принимать положение "моя хата скраю"непозволительно.Что тогда дальше будет,если на святой Афон посягнули?
Наталья31 января 2012, 13:56
Статья по делу,но длинновата. Со многими моментами,высказанными здесь,соглашаюсь. Но вот только чувствуется, что автора слишком глубоко задел ход событий. Иногда нужно менее эмоционально испивать чашу горечи от названных друзей, чтобы эта горечь не сильно распространялась по свету и не соблазняла нестойких в вере... Простите.
Вера31 января 2012, 13:25
Статья правильная и своевременная, потому что многие православные были введены в искушение заявлением Синода Константинопольского патриархата, сердца многих наполнились негодованием, возмущением. Мы, не искушенные в духовной жизни, сами того не желая, подвергли наши немощные души греху. Как сказано в Евангелии - все подвергаются искушению, но горе тому, через кого оно приходит! В Синоде Константинопольского Патриархата должны это знать и помнить.
Мария31 января 2012, 12:57
Спасибо за такую прекрасную статью. я молюсь за игумена Ефрема и его братию. надеюсь на скорое его освобождение. Храни Вас Бог!
Владислав31 января 2012, 10:41
Спаси Господи отца Ефрема!
Владимир31 января 2012, 09:27
Очень сожалею, что существует такое непонимание между православными церквями, а ведь должна быть любовь как нам заповедано нашим Господом Иисусом Христом. А как можно не любить отца Ефрема за его Великое дело для православных Руси? Спаси Господи отца Ефрема!
Иванов Сергей31 января 2012, 09:01
Здравствуйте! Радует одно,что страдания арх-та Ефрема будут вознаграждены в вечной жизни. Разочаровывает позиция Константинополя,но да Бог им судья... Терпения арх-ту Ефрему,здоровья телесного и душевного! Храни Вас Господь! До свидания.
Андрей31 января 2012, 03:16
Во что превратился этот эфемерный "Константинопольский патриархат". В нем правит бал элементарная человеческая зависть и чувство неполноценности. Ай, Моська! знать она сильна, что лает на слона. На остальных расчлененных и полуживых карликов какой смысл лаять, никто и внимания не обратит.
amartolos31 января 2012, 02:13
prav o. diakon, i ya sogladen s ego argumentami.
No bylo by luchshe, esli by on s takim
zhe pafosom i posledovatelnostyu obrushilsya na tekh arhiereev na
matushke Rusi, kotorye kuda zhestche i nespravedlivee postupayut
s sobstvennym duhovenstvom. Skolko gorechi ot nikh...
No, konechno, legche uprekat drugikh - i bezopasnee.
Филипп30 января 2012, 18:47
Батюшка, ну зачем их так ругать? Ну оплошались. Я лично тоже , мягко говоря недоумеваю насчет реакции Константинопольского Патриархата. Ничегонеделание порой хуже оборачивается, чем делание зла. Но ругать то их зачем? Я конечно могу ошибаться, но мне так кажется.
Храни вас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×