«В церкви нет хозяев, кроме Самого Бога»

Источник: ИА Взгляд-инфо

Было обидно до слез...

В церковь каждый из нас приходит с разными целями. Одни хотят мысленно выговориться, стоя перед иконами, вторые – попросить у Бога помощи для себя или близких людей, третьи заходят туда лишь несколько раз в жизни просто потому, что «надо». Но я убеждена, что в любом случае пребывание в храме должно быть связано с самыми светлыми эмоциями. Человек должен чувствовать себя там свободно и комфортно, даже если он чего-то не знает или не понимает. Однако иногда грубая реакция, резкий ответ священников или прихожан бывают настолько неожиданными, что в душе может поселиться панический страх. И побороть его в себе потом не так-то просто.

Впервые с проявлением не самого теплого отношения в церкви я столкнулась лет семь назад. В праздник Великой Пасхи зашла в один из саратовских храмов и сразу же встала в очередь за свечками. Это была промозглая ранняя весна, я замерзла и автоматически спрятала руки в карманы куртки, чтобы немного согреться. Не успела я так простоять и пары минут, как ко мне подошла женщина в монашеском одеянии и сказала, а точнее, выкрикнула, что в святом месте православному человеку не положено держать руки в карманах. Сделано замечание было в довольно грубой форме, к ее критике охотно присоединились некоторые прихожане. От удивления я даже не смогла что-то ответить, а вместо этого стыдливо опустила голову. Было обидно до слез.

Тогда я списала это на недоразумение, но через несколько лет проявление совсем нехристианских чувств увидела уже в монастыре Серафима Саровского в Дивееве. Обстановка в маленькой свечной лавке, которую ежедневно осаждают сотни прихожан, была нервной. Одна из монахинь неверно расслышала просьбу покупателя, а когда он повторил ее, буквально кинула в него товаром, сопроводив это каким-то гневным высказыванием.

Наблюдая в дальнейшем за тем, как людей порой грубо одергивают в храмах по каким-то незначительным поводам (не так поставил свечку, не так ее затушил, не туда встал, не то сказал и т.д.), я всякий раз поражалась бестактности тех, кто делал эти замечания. Казалось бы, у кого как не у церковных людей в душе должно быть довольно доброты, чтобы при желании просто подсказать человеку, как и что нужно делать, а не зло укорять его в безобидном незнании.

Теперь всякий раз я захожу в храм с чувством непонятной тревоги. Боюсь сделать что-то не так или, напротив, не сделать и получить упрек в ответ. Проглатывать грубость не хочется, а отвечать в пику считаю неправильным, потому что исключаю для себя всякую мысль о грубости в святом месте.

Я не являюсь человеком воцерковленным в полной мере этого слова. В храмах появляюсь лишь несколько раз в году по крупным праздникам. Поэтому я прекрасно понимаю, что знаю далеко не все о тонкостях церковной жизни. Тем не менее, вряд ли такое поведение в церкви может считаться допустимым. Это словно запрещенный прием, от которого невозможно защититься. У каждого из нас может быть плохое настроение, и такие срывы, в принципе, можно считать делом житейским. Но для меня самый главный вопрос: как вести себя в такой ситуации? Конечно, церковь – это не сфера услуг. Но если где-то я могу отстоять свои права, попросив книгу жалоб и предложений, то получается, что в храме я абсолютно беззащитна перед хамством и негативом.

Елизавета Лаврова

«В церкви нет хозяев, кроме Самого Бога»

Нельзя сказать, что грубости в Церкви совсем не существует. Если бы мы принялись отрицать этот порой встречающийся факт, то погрешили бы против истины. Мне и самому не нравится то, как иногда людей встречают в храме. Особенно тяжело бывает сталкиваться с таким отношением тому, кто недавно пришел в Церковь. Господь только-только дотронулся до его сердца, он почувствовал благодать, а тут такое… Ему очень больно и обидно, это настоящий ледяной душ.

В чем же причина такого поступка? Да, у человека может быть плохое настроение, и поэтому он может не сдержаться, но на самом деле плохое настроение в данном случае лишь следствие более глубокой проблемы.

Иногда происходит так, что люди, которые долгое время работают в Церкви, постепенно утрачивают чувство святости самого этого места. Они начинают относиться ко всему, что касается Церкви, как к обыденности. Чисто психологически это объяснимый процесс, но он грозит человеку духовной слепотой и утратой самого главного, что есть в Церкви, – чувства благоговейного трепета перед лицом Живого Бога.

Церковь – это дом Божий. Хозяев там нет, кроме Самого Бога. Да, я – настоятель церкви, но я не могу себя считать ее хозяином. Я понимаю, что просто приставлен к этому месту, и с меня потом за это строго спросят. То самое привыкание произойдет, если я вдруг почувствую себя кем-то более значимым, начну относиться к людям потребительски и ругать всех, кто что-то делает не так.

Святые отцы не случайно называли Церковь лечебницей души. И если люди пришли сюда, значит, они поняли, что действительно больны душой. Поэтому особых различий между прихожанами и теми, кто работает в храме на постоянной основе, делать не стоит. Они все находятся здесь с одной целью – излечиться духовно. И уж точно не стоит надеяться на то, что, просто переступив через порог церкви, а тем более прослужив в ней какое-то время, человек сразу же станет святым. Этого не происходит автоматически.

И не надо думать, что недоброе отношение – это нечто, свойственное лишь людям церковным. Оскорбления, грубость, обида могут приключиться с нами на любом месте и от любого человека, никто от этого не застрахован, на то мы и люди. И церковная ограда не является в этом смысле какой-то волшебной панацеей или оберегом. Ведь даже живя насыщенной церковной жизнью, все мы остаемся немощными в духовном плане. У всех степень болезни разная, и ради излечения души вполне можно потерпеть неудобства. Ведь когда мы приходим к доктору, то сам врач частенько бывает раздраженным, и пациенты в очереди тоже неласковые попадаются. Но мы сидим и ждем, пока помощь не придет.

Православие – это постоянная работа над собой. Если мы расслабляемся, начинаем жить только хорошими, приятными чувствами и эмоциями, это ведет к заблуждению, которое называется прелестью. Тот, кто забывает об этом, начинает обижаться или, напротив, грубить. Хотя совершенно очевидно, что, несмотря на все эти чисто человеческие немощи, которые свойственны, в том числе, и церковным людям, шансы встретить в Церкви настоящее, подлинное участие и подлинное тепло гораздо выше, чем в обыденной жизни. И человек, который честен с другими и с самим собой, не может этого не замечать.

Ответ на вопрос, как поступать, если тебя обидели в храме, на самом деле может быть только один. Как ни банально это звучит, человека нужно просто попытаться простить, хотя прощение, пожалуй, самое тяжелое, что есть в жизни. Но о книге жалоб почему-то помнят все, а о словах преподобного Серафима Саровского «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» многие вообще не знают. А если и знают, то почему-то «свято» уверены, что относятся они к кому угодно, но только не к ним самим. В итоге вместо того чтобы постараться смириться, проявить любовь или хотя бы снисхождение, мы сразу же хотим отомстить своим обидчикам и вынимаем шашку.

И хотя поводы для жалоб могут возникать самые разные, заводить жалобные книги в храмах было бы неправильно и даже абсурдно. Никто не говорит, что грубость не надо замечать или что ее надо покрывать. Я сам борюсь с этим как могу, и прихожанам не стоит стесняться обращаться по такому щепетильному поводу к настоятелю или просто священнику, а в случае крайней необходимости и к руководству епархии. Обратиться всегда можно и лично, и через Интернет. Но как бы ни провинился перед тобой человек, как бы ни был он неправ, важно понимать другое, что речь в Церкви идет в первую очередь о спасении твоей собственной души, а не о призвании к ответу тех, кто тебя обидел.

Священник Михаил Богатырев
настоятель храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира г. Саратова

Источник: ИА Взгляд-инфо

14 февраля 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александр 20 декабря 2023, 04:16
Здравствуйте, злые бабушки в храме вовсе не пугают их даже жалко. А вот священники от которых исходит нервозность и в прямом смысле злословие, вместо духовной пищи крадут мир в душе. Надо конечно их терпеть,но не всегда получается и притом на кого надеешься или от кого не ожидал. .самое больное получать. Как говорится каков поп,такой и приход.
Анастасия26 января 2023, 10:03
На грубых и неадекватных натыкаюсь редко. В основном в церковных лавках. Почему-то люди, работающие там, считают, что если человек не может позволить купить что-то дорогостоящее по причине отсутствия средств, то с ним не надо церемониться, а можно унижать. В нашем храме таких вообще последние лет пять нет. Настоятель навел порядок Но появилось ощущение, что грубят от безнаказанности. Они знают, что их, в худшем случае, просто пожурят. Так им это как с гуся вода. Если бы последовало суровое наказание, то они бы что раз думали, как себя вести.
Ирена 4 сентября 2019, 15:34
Но в Храмах и даже монастырях, которые посещала раньше, случалось наблюдать. Однажды даже довелось пообщаться с матерящейся во всеуслышание старой женщиной (бабушкой язык не поворачивается назвать), которая работала при маленьком Храме. Да, Господь учит нас быть кроткими, не отвечать на злые слова и поступки других людей. Но, дорогие мои, ответьте, пожалуйста - стали бы эти самые злые бабки-тётки-дядьки так вести себя не в Храме, а в любом другом общественном месте? В магазине? В общественном транспорте? Если они могут себя сдерживать в других общественных местах, то тем более, в Храме надо прилично себя вести, а не ругаться и не приставать к малознакомым или вовсе незнакомым людям.
Ирена 4 сентября 2019, 15:31
Дорогие братья и сёстры, священники, сотрудники Храмов и т.д., доброго вам всем времени суток. Позвольте и мне вставить сюда свои наблюдения и размышлизмы на тему хамства в Храмах. В посещаемом мной Храме неподалёку от дома злых бабушек, тёток, дядек и вообще злых людей не наблюдается.
Гость21 июля 2019, 17:14
Я воцерковленная но мне все-равно делают замечания"злые бабушки".Это очень не приятно но стараюсь все-равно ходить в храм как-бы на душе не было тяжело после этого.
Ольга29 апреля 2019, 10:31
Продолжение. Сейчас такое время, что информации кругом валом, найти информацию в интернете о том как вести себя в храме нетрудно, или купить дешевую брошюрку в лавке.
Люди стали такие изнеженные, что простое вежливое замечание воспринимают как обиду. К сожалению, в таки дни как Крещение и Великая Суббота на индивидуальную подробную беседу нет не времени, ни сил.

О иконопочитании.
Всегда когда мы прикладываемся к иконам, можно прикладываться к ногам, к краю одежды, и конечно стерев губную помаду. Как же мы не уважаем других людей , которые за нами стоят, им неприятно целовать чужую помаду.
Ольга29 апреля 2019, 10:30
Храм в праздники. Я не сотрудник храма, я волонтер-консультант. Сама я никогда не встречала злых бабок, а замечания мне стали делать уже внутри ограды храма и только по делу. Но возможно для кого-то я стала такой злой бабкой, прошу прощения если кому-то так показалось. Когда люди собираются в незнакомое место, в театр, в кино, в модное место тусить, они подробно и тщательно узнают о том что нужно одеть, как себя вести и т.д.
Когда же раз в году они приходят в храм освятить куличи или набрать Крещенской воды, то этим не особо заморачиваются, воспринимая храм как место где им все должны. 27 апреля дежурила я в храме консультантом и считаю что не справилась, оказалась не готова к этому.
Алексей24 декабря 2018, 09:48
Свидетельствую, что меня от хамства в храме Господь уберег. "Злых бабок" не встречал. (У других это могло быть по-другому) Кто-то мог сделать замечание правильно держать руки; в этом случае я стал держать руки правильно, но даже не повернулся лицом к тому человеку и не видел его (это тоже правильно; Сим и Иафет не пожелали видеть наготы Ноя, и есть много случаев, когда человек может предстать пред нами не в лучшем виде). Открытой злобы в мой адрес не было. А вот добрых и бескорыстных людей в церковной ограде я встречал! Как простить того, кто тебя обхамил в храме? Предать всё это в волю Божию, вспомнить, что лучше тебе немного пострадать здесь, чем в вечности, и что у Бога все взвешено.
Галина13 марта 2018, 15:42
Хочу добавить к своему комментарию. Те бабушки, которые, при моем воцерковлении, казались мне, ну не злыми, а неприветливыми, со временем оказались очень даже добрыми и замечательными. Когда я встречаю их сейчас, мне хочется обнять их с любовью. Они, как могли, сохраняли для нас, неофитов, храмы и веру. Не надо судить людей по первой встрече. И вообще не надо судить. Судить надо только себя. Про себя-то мы все знаем, какие мы - любимые.
Галина13 марта 2018, 07:40
Здравствуйте! А я все время считала, что, когда я воцерковлялась, в храме мне не встречалось "злых бабушек". Тогда не было еще ни интернета, ни гаджетов. Узнать о поведении в храме, о подготовке к причастию было неоткуда. А я в первый раз пришла в храм именно с целью причаститься. Дома не было ни одной книги, откуда можно было бы все это узнать, кроме Евангелия. Бабушки в храме все мне рассказали и показали книги, которые надо приобрести. Как-то случайно в помнила, что и меня одергивали, если что-то не так делала, не там вставала, не так себя вела. Но в памяти эти случаи почти не отложились. Наверное, потому что себя винила в таких случаях, что вот, опять неправильно что-то сделала. Я сейчас, как вспомню - сплошной ужас, что я творила при воцерковлении. Я ходила на первое в своей жизни чтение Канона Андрея Критского в первую неделю Великого поста в светло-голубых джинсах со стразами. При моих пышных формах. А тогда в храм ходило очень мало людей. И на чтении Канона присутствовало всего человек двадцать на весь огромный храм. Невозможно было мне затеряться в своих голубых джинсах среди двадцати бабушек в черных одеяниях. Среди них было немало "злых бабушек". Но вот никто из них не сделал мне ни единого замечания. Время своего воцерковления я до сих пор вспоминаю со светлым чувством. А сейчас и вовсе у нас такой Благочинный, который всегда призывает с любовью встречать всех, входящих в храм, чтобы не отпугнуть нечаянной неприветливостью или грубостью. Очень замечательный у нас батюшка Благочинный. Сама хожу сейчас в новый строящийся храм, вернее, во временный храм при строящимся. Вот, где чувствуется, что Церковь - это мы, люди. Временный храм маленький, тесный, почти все иконы - репродукции. Но заходишь туда - и всех любишь. Батюшка наш очень молодой. Матушка тоже очень молода, она руководит хором. Они сумели создать такую атмосферу любви в храме, словами не передать. Все, кто к нам приходят изредка из других храмов, все время это отмечают. Люблю наш храм и наш приход. Иногда тоже помогаю в храме. И характер у меня, знаю, не сахарный, препротивный. Но на дежурстве в храме молчу, никому не делаю никаких замечаний, стараюсь быть приветливой. Вроде, у меня это получается. Когда мы перестанем вести себя в храме, как потребители, постараемся, хотя бы в храме вести себя со смирением, забыть гордыню - придет любовь. И, хотя бы в храме, будут узнавать по нам, что мы - Его.
Виктор 7 марта 2018, 03:12
Люди добрые, я прочел ваши комментарии и хочу спросить - а вы ничего не перепутали? Такое впечатление, что вы не храмы посещали, а концентрационные лагеря. Я лет 20 в Церкви и свидетельствую - ни дурных священников, ни дурных прихожан я не встречал. Во всяком случае, такого, о чем хотелось бы со слезой поделиться, не припоминаю. А, зная себя, скорее удивлюсь - как Бог меня то в Церкви терпит, а не тех бабушек, которых здесь с удовольствием пинают. Простите, если кого обидел.
Наталья24 февраля 2018, 09:51
Я не могу забыть случай, который произошел в одном из храмов в Смоленске. Мы встречались в этом городе с родственниками после многолетней разлуки и отправились в тур с экскурсоводом по знаменательным местам города. Экскурсовод не предупредил, что мы будем заходить в храмы. У некоторых из нас были брюки, но, к счастью, мы все нашли косынки. И вот одна прихожанка, как увидела нас, зашипела на мою маму:" В каком виде пришла?" Не забуду растерянности своей мамочки, которая тут же сказала: "Простите". А та добавила:"И людей безобразных с собой привела". Было это почти три года назад и мамочки моей, которая всех внуков научила молитвам и как молиться Господу, уже нет в живых, а я забыть не могу.
Ольга15 ноября 2017, 00:43
Люди, служащие в церкви, и постоянные прихожане не равно святые люди. Они борются со злом, которое видят в себе, но не всегда побеждают. И они могут раздражаться. "Не здоровые имеют нужду во враче..." Может быть, эта бабушка перед Богом плачет из-за своего поведения: старается не раздражаться, а не получается у неё. Неужели людям нецерковным всегда удаётся сдержать себя? Лучше помолиться за такого человека: "Господи, удержи её от раздражения, а меня от обиды. Спаси её, а с ней и меня, грешную". Нам лучше не на других людей обижаться, а за собой следить. А то себе всегда массу оправданий найдём, а другого за один случай осудим. И помнить, к Кому приходим.
Владимир30 июля 2017, 10:44
Добрый день, дорогие христиане или кто себя таковыми считает! Это проблема повсеместная. А от чего она? А от того,что люди цепляются за внешнее(обряды,одежды и т.д.) и не стараются меняться внутри.Внешнее нужно, ибо это традиция такого Богослужения,но главное-это настрой духа человеческого. Господь наш Иисус Христос сказал,что Бог есть дух:и поклоняющийся Богу должен поклоняться в духе и истине.Если мы кланяемся(образно) тем,кого уважаем,ценим,подчиняемся в повседневной мирской жизни, то тем более должны воспитывать соответствующее отношение к Творцу и Создателю нашему. Какое это отношение? ДУХ СОКРУШЕННЫЙ И СМИРЕННЫЙ,который и привлекает Божественную благодать. Не становитесь фарисеями.
Алексей31 января 2017, 13:28
Такого понятия о прелести не встречал!!! Сейчас ,благодаря статье, увидел ее в себе! Господи! Спаси меня!
Ирина29 октября 2016, 19:46
Спасибо Вам большое за Ваше обьяснение! Только что пришла из церкви, была на службе в этой церкви первый раз и второй раз в жизни, пошла помолиться и поставить свечи,набрать святой воды, пью ее на тощак и детям даю,умываюсь ее,а попала на конец службы вечерней, отстояла, все в очередь к батюшке пошли, и я встала, не знала, что вме исповедовались перед этим, батюшка меня отгнал, сказал к в штанах нельзя, а я в юбке была, ну ладно я пошла к иконам, свечи поставила, попросила у женщин, которые помогают в церкви набрать святой воды, а батюшка увидел и сказал, что я модет ведьма, что я может на воде колдую и что он меня вообще не знает, кто я такая, и просто так воду тоже не берут, что первый раз в жизни меня видит, и в общем довел до слез, и вот такая история. Воды денщины мне потом дали, а я больше идти туда не хочу, хотя церковь рядом с домом..
Марина 9 декабря 2015, 15:52
А мне в церкви на исповеди нагрубил батюшка. Обругал и довел до слез. Сама исповедь напоминала допрос с пристрастием,а батюшка зло высказывался цитирую " и после этого вы считаете себя православной христианкой?", " Вас что этому научили родители?" , " вы что думаете, у вас будет хорошая жизнь? Нет не будет" , " Вы и вам подобные живете во грехе, а потом рождаются больные дети". Я ушла с ощущением, как будто на меня вылили ведро помоев. Этот священник не первый раз обижает прихожан. На него за его резкие и грубые высказывания обижаются многие. Его коронная фраза " и вы считаете себя православной/ православным христианином?" Все остальные священники в нашем приходе корректные и доброжелательные люди. Если что- объяснят, подскажут и помогут, а вот такого грубияна я встретила впервые. Хотелось просто развернуться и уйти, оставив его с его злобой наедине, но уважение к его сану не позволило так поступить, да и отвечать ему грубостью на грубость тем более в церкви я посчитала недопустимым. Честно говоря после этого пропало всяческое желание посещать исповедь.
Елена14 ноября 2015, 02:34
Священник чинит забор, а за ним наблюдает соседский мальчик.Священник говорит "сын мой!Ты с таким интересом смотришь - ты хочешь стать плотником, как святой Иосиф?" "Не - мне любопытно, что говорят священники, когда попадают себе молотком по пальцу". Это я к чему? Если тебя оскорбили морально - помолился и простил. А если тебе в церкви причинили физическую боль? Я инвалид с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и, вдобавок, слабослышащяя. Однажды я зашла в одну церковь, и так поразила меня красота одной иконы, что я замерла перед нейю А шла служба, и началось каждение, а я не слышала и вовремя лицом не повернулась, а какая-то женщина как толканёт меня, да как схватит за за угол косынки, да как в ухо зашипит "кадят, не вишь, чтоль, рожей-то повернись, стоит тут. корова!" Если бы не трость с пружинным амортизатором, я бы упала, наверное, но всё равно я инстинктивно сменила точку опоры, ноги и спина отозвались таким всплеском боли, что хоть прямо "а-а-а" в церкви и ори. И это через минуту я уже подумала, что "всё, не расшиблась, Господь уберёг, а тётка не злая, у неё просто жизнь тяжёлая, её пожалеть надо", а в первую секунду была только боль и инстинктивное желание двинуть тростью ей промеж глаз, когда тело взрывается болью, мозг не думает.
Мне почему-то не думается, что Бог обиделся бы на одну глухую прихожанку, если она вовремя не повернулась к каждению, потому что банально не слышала.
Марина15 марта 2015, 13:25
Я хожу в храм постоянно только полтора года,в моей семье верующих нет. Когда я первый раз пришла без косынки, в брюках мне никто не делал замечания, мне в храме было просто хорошо и я хотя и редко, но с благодатью в душе ходила в храм. Сегодня произошла неприятная ситуация, где я смиренно не смогла отреагировать от неожиданности. Во время молитвы я задумалась смотря на икону Пресвятой Богородицы и почувствовала, что кто-то сзади положил резко мне руку на голову и нагнул, практически получился удар по тому месту где у меня когда-то была травма.Я сначала от неожиданности даже не повернулась, потом постояв минут пять не сдержалась повернулась и сказала женщине прихожанке что меня не нужно трогать, я все знаю, на что она ухмыльнулась и стала грубо говорить я даже точно не помню что, я сказала что она бессовестная и ушла заплакала. Во время исповеди я подошла к батюшке рассказала ситуацию, он был так расстроен, что после службы просто всем сказала поцеловать крест без всякого напутствия как обычно, я до сих пор чувствую себя виноватой, что не смогла смириться с ситуацией, не хватило смирения гордость.Женщина подошла в конце ко мне и попросила прощения, сказав что меня с кем-то перепутала, но я до сих пор не могу прийти в себя.
Екатерина 3 января 2015, 14:37
Хочется еще ответить Ольге (от 2012-05-20) хотя, конечно, с опозданием, но все-таки...
На своем опыте убедилась, что помехи перед причастием могут быть ОЧЕНЬ сильные... (но, Слава Богу, Господь помог преодолеть).
Когда душа только начинает задумываться о спасении и покаянии и тянуться к Богу, враг человеческий употребляет ВСЕ СРЕДСТВА, чтобы омрачить, помешать и сбить с пути истинного (также и через окружающих нас людей).
"Враг покушается расстроить душевный мир, потому что знает, что когда душа в смятении, то ему подручнее направить ее на что-нибудь худое, а ты блюди свой мир, ведая, что когда душа мирна, врагу нет к ней доступа..." (из "Невидимой брани", гл. 23)
Главное - не отступать и не сдаваться... и уповать на Божью помощь. Здесь от нас требуется одно – понуждение. ..."и нуждницы восхищают Царствие Небесное." (Мф. 11,12).
Будьте мужественными и просите терпения и помощи у Господа и Богородицы!
И еще, в вашем случае - может, попробовать попасть на причастие к другому священнику...
Укрепи и вразуми Вас Господь!
Екатерина 2 января 2015, 16:17
Хочется еще ответить Ольге (от 2012-05-20) хотя, конечно, с опозданием, но все-таки...
На своем опыте убедилась, что помехи перед причастием могут быть ОЧЕНЬ сильные... Но, Слава Богу, Господь помог преодолеть.
Когда душа только начинает задумываться о спасении и покаянии и тянуться к Богу, враг человеческий употребляет ВСЕ СРЕДСТВА, чтобы омрачить, помешать и сбить с пути истинного (также и через окружающих нас людей).
"Враг покушается расстроить душевный мир, потому что знает, что когда душа в смятении, то ему подручнее направить ее на что-нибудь худое, а ты блюди свой мир, ведая, что когда душа мирна, врагу нет к ней доступа..." (из "Невидимой брани", гл. 23)
Главное - не отступать и не сдаваться, ...и уповать на Божью помощь. Здесь от нас требуется одно – понуждение. ..."и нуждницы восхищают Царствие Небесное." (Мф. 11,12).
Будьте мужественными и просите помощи и терпения у Господа и Богородицы!
И еще, в вашем случае - может, попробовать попасть на причастие к другому священнику...
Укрепи и вразуми Вас Господь!
Екатерина 2 января 2015, 15:07
...И еще, из "Невидимой брани" Никодима Святогорца :
"Коротко сказать – все скорби и мучения, какие претерпевает душа во время внутренних искушений и оскудения духовных утешений и сладостей, не другое что суть, как любовию Божиею устрояемое очистительное врачевство, коим очищает ее Бог, если она со смирением и терпением переносит их. И всеконечно они уготовляют таким терпеливым страдальцам венец, стяжеваемый только посредством их, и венец тем более славный, чем болезненнее бывают мучения сердца, претерпеваемые во время их.

...Ибо пусть и от диавола бывает какое искушение, или от людей, или по причине грехов, но всячески оно зависит от Бога и Им посылается во благо нам и отвращение какого-либо большего искушения." (глава 25)

Укрепи и умудри нас всех, Господи!
Екатерина 2 января 2015, 15:03
Спаси, Господи, всех, оставивших отзывы, и за статью - очень поучительно!
Да, лишний раз убеждаешься - все мы, на пути к Богу, претерпеваем всякого рода искушения и напасти. Так было, есть и будет... Надо только помнить, что Господь не дает искушений выше наших сил.
И действительно, НЕЗАЧЕМ выискивать - кто прав, кто виноват, ...или вникать - за что меня обидели и почему? Все это - бесполезный (и душевредный) труд, уводящий от Бога (вражьи уловки). Никогда этого не поймем, пока...
...НЕ СМИРИМСЯ! (т. е. пока не скажем сами себе : "это случилось со мною за грехи мои...") Кто-то из оптинских старцев сказал: "Если будем чаще укорять себя, более терпеливо станем нести немощи других."
В утешение и поддержку всех хочется просто вспомнить слова Антония Великого: "Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе : при посредстве их приобретается духовный плод."
Простите, если что не так...
Укрепи и умудри нас всех, Господи!
по крещению Аркадий 1 сентября 2014, 23:55
А я привык к грубому поведению в храме,не сразу,правда.Это естественно как-то и вдруг замечу вежливость-удивляюсь.В грубом поведении воцерковленных(не всех) даже есть интересные наблюдения:на кого перекинулась грубость,если я ретировался( немного отошел вправо или назад),долго ли длилось грубое поведение,по какой причине прекратилось и т.д.-очень расширяет кругозор и раскрывает полнее душу ...
Людмила26 марта 2014, 16:17
Что толку спорить и искать кто неправ.
Всем нам нужно помнить ,что мы должны любить ближнего своего,иначе мы не любим Господа.Вот и все!
Во всяком случае об этом должны знать все, кто постоянно посещают храм ,и принимать с большой любовью этих "заходящих , ставящих свечи и топающих ".Увидев такое отношение к ним,они обязательно вернуться ещё и ещё ,а не пойдут в секты.Гораздо позже они научатся всему.
Наталья 9 марта 2014, 09:26
Здравствуйте! Сегодня из храма пришла с тяжелым сердцем. Столкнулась с раздражением служащей:я пришла с цветами и не смогла их поставить к иконе сама-ав церкви было много людей,не хотелось пробираться через них,мешать прихожанам. Попросила служащую поставить цветы после службы к иконе.. Не хочется дальше передавать все,что мне было сказано...Шла домой,в голове крутилась эта неприятная история.. Где,если не в церкви должно рождаться тепло и любовь к ближним,понимание и доброта?

mila t 3 марта 2014, 02:19
во всех этих рассказах нет одного только
и самого важного --тут отсутствует
СМИРЕНИЕ
вот о чем только и говорят отцы святые и с чего начинается
наше православие
золушка26 сентября 2013, 20:11

А в целом, считаю,если делать замечание - то так, словно разговариваете с королём или королевой. Где-то я читала рассказ про грубого человека, который стал вежлив и приветлив , когда ему сказали, что каждый встpечающийся ему - король.
Светлана16 сентября 2013, 16:47
Очень интересно читать" жалобы", и могу присоединится к ним. Даже если и посещаю храм более 20-и лет и у нас в стране и за границей всегда сталкиваюсь с хамством и от "новых" и от "старых" прихожан. Скорей всего непростительно для "старых", т.к. уж было время достаточно для изучения правил поведения в церкви. Тем более каждую службу поется псалом 33 где..."Удержи язык твой от зла,и устне твои, еж не глаголити льсти. Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и."...
А для "новых" я считаю необходимо безплатно раздавать эти правила. Я в свое время купила"Закон Божий" там все подробно написано. Конечно не исключаю, что привести человека в храм может душевное страдание, горе и просто порыв. Но мы обязаны заниматься самообразованием сами, а не кто-то нам должен давать уроки. Для этого есть время вне служб.
священник Александр31 августа 2013, 02:38
Кто-то написал, что надо выбирать людей для работы в храме. Простите, а из кого выбирать, если такие добрые и спокойные люди как Вы туда не ходите даже на службы. Если мы оправдываем свое нехождение в храм злыми бабками, то кому тогда там работать кроме них?Может Вы бы согласились целый день сидеть в храме и мило всем улыбаться?
Наталья30 августа 2013, 20:03
Меня зовут Наталья, я свечница, спаси Вас всех Господь, за то, что помогли мне разобраться в себе. Шесть лет назад по наивному желанию, "быть рядом с Богом"стала свечницей...О! Я и не предполагала какой дрянненький у меня оказался характер и с чем мне пришлось столкнуться... но одно хочу сказать, что мы все очень требовательны друг к другу, но не каждый лично к себе... у кого хватит ласки и терпения отвечать на однотипные вопросы( куда поставить свечку?а можно во время службы ставить свечку? А как написать записку?А дайте икону, что бы было всё хорошо...) и это слышать в течении нескольких лет, поверьте, человек даже не хочет потрудиться узнать эти мелочи, а требований и прав море- воспитание?Да всебщее!Так что желающии и без грехов бросайте свои камни, а чутким и отзывчивым- низкий поклон!
Игорь17 июля 2013, 00:23
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"
(Рим.8:5-15)
Игорь17 июля 2013, 00:08
Это говорит о том что в людях нет явного присутствия Святого Духа, человек водимый Святым Духом никогда не нагрубит другому. Даже если по вспыльчевости человек нагрубит-Святой Дух обличит его и он покается и попросит прощения.

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.


раба Божия Татиана28 мая 2013, 10:20
Я тоже не раз слышала от знакомых о таких случаях, когда они обижались до слез в церкви от какого-либо замечания или критики в свой адрес, и что примечательно, все эти знакомые были людьми невоцерковленными, порой с самыми дикими представлениями о Боге и церкви, не потрудившимися даже взять в руки книжку и почитать, что нужно знать начинающему христианину. А нужно всего лишь смирить свою гордыню, видеть свои грехи в первую очередь. Если человек действительно тянется к Богу, ему ничто не может помешать и никто не остановит на этом пути, я думаю, Господь нам посылает искушения, насколько сильна наша вера.
Максим27 мая 2013, 22:13
Дело не в старушках. Дело не в обиде. Дело в преступлении, которое совершается на наших глазах. Лучше будет ему если бы камень привязали и бросили в море, если он соблазнит одного из малых сих. Гнев или равнодушие к ближнему - это именно соблазн. Именно это причина отсутствия общин и разобщенности в храмах. Только настоятель может с этим эффективно бороться. Это преодолимо с помощью Божией. Многие теперь бывали в монастырях и храмах других Православных Церквей. Там такой разобщенности и грубости нет. Будем о том молиться, и по возможности бороться, хотя бы через священноначалие и письма в более высокие Церковные инстанции. Уверен , в некоторых случаях, когда обижают не тебя, молчанием предаешь Христа. Не надо негодовать в тряпочку, надо , по заповеди, сказать Церкви, если и тогда не вразумится - пусть будет тебе, как язычник и мытарь.
Если бы тогда, когда 20 лет назад в первый раз решился зайти в храм, ко мне проявили меньше равнодушия, не совершил бы стольких ошибок, и не принес бы столько боли своим близким.
н.р.Б. Олег27 мая 2013, 18:25
А Вы знаете, что и ХРИСТА гнали? И когда Вы пришли в ДОМ ОТЦА МОЕГО, И ОТЦА ВАШЕГО, и Вас там третируют то тем самым одевают на главу Вашу терновый венец, и прощая обидчиков, нанося удар собственной гордыне, ВЫ бываете вместе со ХРИСТОМ. Елицы во Христа креститеся, во ХРИСТА облекостеся... . И ещё на мой взгляд если процесс воцерковления идёт тяжело и болезненно, значит Вы на верном пути. А если Вас несут на лаврах, все хорошо и прекрасно срочно ищите другой путь, ищите ошибку.
Таисия11 ноября 2012, 15:05
Я хожу в секту,куда ,как пишет Светлана,ушли её знакомые,у нас в пяидесятнической церкви тоже хватает грубости даже от пастора,Сегодня получила по полной ни за что,пытаюсь прийти в себя.
ольга20 мая 2012, 13:43
Сегодня причащалась в храме. Делала это можно сказать сознательно первый раз. Старалась как могла подготовиться к этому событию. Но когда подошла моя очередь, от волнения сделала что-то не так.Священник резко, как мне показалось отреагировал на это. Вышла из храма со слезами на глазах.
Наверное есть в этом моя вина, что-то наверное во мне было не так. Но что мне делать? Мне теперь страшно даже подумать о следующем причастии. Помогите!

Алёна18 мая 2012, 18:06
Да, Елена в Электростали был отец Сергий Уваркин, мне тоже очеь помогал советами, сейчас в Электростальской церкви не нравится мне священник, не правильный он, темный какой-то, мое мнение!
А вот что Церковь этом Дом Божий, это так, но служители и тем более "продавцы свечек" часто про это забывают, а может и вообще не знают :(!
елена 5 апреля 2012, 14:40
Во первых здравствуйте моё мнение в наше время очень трудно найти священника который тебя выслушает все заняты чем больше храм тем больше ораны к настоятелю вообще трудно подойти но мне повезло я жила в городе Электросталь и там был настоятетель Отец Сергий Уваркин вот то человек от Бога
Вероника 1 апреля 2012, 15:07
Вчера я шла в храм на службу, поскользнулась и упала на спину, очень сильно ударилась. Зашла в храм, и всё же выстояла службу, хотя чувствовала сильную боль в голове и спине. после службы я подошла к настоятелю этого храма ( он же является там единственным священником)я рассказала ему всё что мне плохо со слезами на глазах. Он сказал, чтобы я сказала спасибо что осталась жива. Помощи мне никакой он не оказал, хотя возле храма стояла его машина и машины его помощников. Меня никто не довёз до дома. Я шла и плакала всю дорогу. А когда пришла домой позвонила священнику этому и спросила почему он мне не помог, ведь я являюсь прихожанкой храма и помогаю в строительстве храма. Священник обозвал меня истеричкой. Проплакала весь вечер, незнаю смогу ли ходить теперь в этот храм.
Антон21 марта 2012, 13:25
Мне тоже приходилось несколько раз столкнуться не сказать что бы с хамство но с какой-то злобой (скрытой) "Бабушек", меня с начала это да же немного удивило как же так ? это же Храм Божий ?! потом понял (спасибо православной литературе) все дело в ревности, многие из тех кто хамит, грубит и злиться именно ревнует Бога к остальным, как бы подразумевая я вот сколько делаю ради него и он должен любить меня ! я этого больше заслужил чем Вы только что пришедшие ! в какой то момент и у меня это было чувство но быстро себя поймал на этой мысли и с Божьей помощью избавился от это гадости, Храни Всех Господь !
Марина 2 марта 2012, 17:26
Те кто ходит в храм ставить свечи в большие праздники, действительно считают, что там как в магазине- должны обслужить, а если, что не так, то для этого есть книга жалоб. Но , все оскорбленные, забывают, что любое проявление грубости, есть не что иное, как искушение. Сама сталкивалась с подобными явлениями. Но "обидно до слез", показывает насколько мы горды. Согласна, тяжело быть оскорбленным, ни за что! Только не понимаю, при чем здесь оскорбивший тебя человек, это ведь САМ ГОСПОДЬ, показывает, всю ту грязь которая у тебя в душе!!! Если чувствуешь, что тебе "обидно до слез"- это значит у тебя лично большие проблемы. Почему бы не подумать о том, почему человек зол и раздражен? Может быть у него горе или он чувствует усталость, может болен?! И более всего меня удивляет мнение, что монахи, священники и просто трудящиеся в храме это не люди, так же подвергающиеся искушениям, а ангелы прилетевшие с Неба! А ведь их, ГОСПОДЬ испытывает куда серьезней, нас, простых мирян и захожан! А мнение, что можно отпугнуть людей таким поведением, не соответствует истине. Если человек открыл дверь ГОСПОДУ и хочет любить ЕГО всем сердцем, то при чем здесь окружающие? Ведь есть только я и БОГ! А вокруг страдающие и ищущие спасения люди!
Ирина20 февраля 2012, 15:49
В церковь хожу более 10 лет. Приходилось сталкиваться со многим и с грубостью и откровенным хамством со стороны работников храма -продавцов, уборщиц, да и просто "бывалых" прихожан! Было обидно до слез! Ну это еще ладно, но когда гнев, а подчас и оскорбления исходят из уст принявших монашеский сан (наблюдала такое в Троице-Сергиевой Лавре и в Дивеево) -просто дико! Раньше я в таких случаях терялась и не знала что сказать -просто краснела до слез, а сейчас у меня свой "метод" для обуздания "спасенных" и "праведников". обычно, я в таких случаях(когда вижу явно неподобающее поведение в храме со стороны людей воцерковленных) говорю: "Брат(или сестра) тяжело тебе? Попроси что б тебя освободили от этого послушания. Не вводи людей во грех своим поведением". А вот когда люди далеко нецерковные -так называемые "захожане" незнают как себя вести в храме, нужно им аккуратно объяснить с улыбкой, кротко и с любовью. По-своему опыту знаю -срабатывает безотказно.
Елена17 февраля 2012, 12:29
Спаси, Господи, всех неравнодушных, откликнувшихся на тему поведения в церкви! Злые старушки - это, к сожалению, уже неотъемлемая часть образа православной церкви. Я могу вспомнить женщину, мывшую в храме пол при входе, которая вслед вошедшим прихожанам громко сказала: "Так бы и дала им по морде этой тряпкой" Да, мы стараемся не замечать грубость и, конечно, же не отвечаем на нее. Но когда встречаешь такое отношение, невольно думаешь - а что эту женщину привело в церковь, почему она находясь в церкви чаше и дольше чем мы, не становится добрее и терпимее? Почему не помнит слова Серафима Саровского "Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся". Конечно ни о какой книге жалоб никто и не говорит, но проводить отбор обслуживающего персонала нужно. Да простят мне такое сравнение - в монастырь ведь любого желающего монахом не примут. Трудиться в храме - большая честь, даже просто полы мыть не каждый достоин, и хотелось бы, чтобы люди, приходящие в храм на работу, понимали это.
Наталья16 февраля 2012, 21:23
А у меня сейчас снова навернулись слезы от одного случая, который меня терзает, когда я это вспоминаю, хотя прошло уже лет пять. Между службами я зашла в кафедральный храм, подходила к иконам и не увидела, а услышала сердитый, ворчливый голос. Это работница храма мыла пол и ругала девочку. На вид ей было лет 12, она была бедно, не опрятно одета, в коротких брючках. Стояла перед иконой Богородицы, сложив ладошки, держала их перед лицом и очень жалобно глядела на икону. Работница ругала ее не за вид, а за эти самые ладошки: "Кто тебя так научил, ты что баптистка?" (или что-то в этом роде) И девочка пошла из храма. А я промолчала! А ругаю себя за то, что не пошла за той девочкой и не утешила ее, не поговорила с ней. Сколько раз вспоминаю, столько не могу себя простить.
Михаил16 февраля 2012, 12:44
Полностью согласен с Сергеем. Сталкивался с подобной наглостью неоднократно. Например, приходят в храм Божий даже в шортах, женщины одеты вызывающе, как будто нарочно. А ещё был случай. Батюшка кадит храм, а некий молодой человек сидит. После того, как священник попросил его встать, тот ответил, что он свободный человек, в том смысле, что даже Господь Бог не может ничего поделать без его воли. Так что особенно пенять на прихожан, делающих замечания, не стоит. Порой хамство надо пресекать.
Ольга16 февраля 2012, 12:33
Согласна с Анной. Сама в храм хожу лет 10, часто работаю у подсвечников. Грубость и невоспитанность часто наблюдаю со стороны "захожан". Люди говорят, что приходят к Богу, а что вокруг происходит (например, Евхаристический канон или Херувимская или чтение Евангелия) им все равно - им главное протопать через весь храм, расталкивая молящихся,поставить свою свечку перед нужной иконой и протопать на выход. И попробуй им сделать замечание, даже в самой вежливой форме - сразу же получишь хамский ответ. Я не говорю, что много таких - но встречаются довольно часто. Мало того, что ты пришел к Богу - научись благоговейно вести себя в Доме Божьем.
Галина16 февраля 2012, 08:55
В такой ситуации самый хороший способ, на мой взгляд, искренне(!!!!) сказать бабулечке: "Ой! простите, я просто не знала об этом, спасибо, что подсказали". Срабатывает безотказно - проверено. А на сдачу можете получить еще пару советов, но уже совсем в другом тоне.... и окажется, что и бабулечка не такая уж и плохая, и никакой обиды...
Елена Борисовна16 февраля 2012, 06:14
Анне
Как просто осудить человека. Позиция человека "будьте ко мне вежливы", думаю, вполне имеет право на существование в современном цивилизованном обществе. Тем паче в храме.
Ольга16 февраля 2012, 00:05
Хороший вопрос. Спасибо за ответ, с интересом прочитала. Я когда с таким сталкиваюсь, говорю себе, что смирение мне полезно. Главное, не забыть про это вспомнить вовремя.
Павел15 февраля 2012, 20:06

Если бы в храмах работали ангелы, то нам там и минуты нельзя было бы простоять, не получив ожог.
Макеенкова Юлия15 февраля 2012, 19:05
Господь все поставит на свои места. На кого посмотрит Господь с любовью? Только на кроткого и смиренного. А злые, немилосердные люди, которые нападают толпой на одинокого и зачастую несчастного человека, которого Сам Господь позвал в храм, от своей же злобы и пострадают (рано или поздно). "В злохудожную душу не внидет Премудрость". Объяснять им ничего не стоит.
р.Б. Ирина15 февраля 2012, 14:23
Да, действительно, на грубость в Церкви остро реагируют люди именно невоцерковленные. Понятно это желание человека, чтобы хоть в Церкви, в этом святом месте, не было хамства и грубости, как в остальном окружающем мире. Но немощи-то наши как у церковных, так и невоцерковленных людей одинаковые. Ведь не просто так Господь посылает человеку подобную ситуацию.Если у человека отбивается желание идти в храм только потому, что ему нам нагрубили, значит, и не хотел он этого на самом деле. А если человек искренне стремится у Богу, и у него душа болит от тяжести собственных грехов, ему уже особо не до грубости людей, находящихся в Церкви, он понимает, что немного смирить себя, не ответить тем же ему полезно.
Алексей15 февраля 2012, 13:37
А вот еще был случай в Церкви - один апостол предал Христа. А вот еще второй был случай в Церкви - другой апостол отрекся от Христа. И еще был случай в Церкви - будущий апостол участвовал в убийстве первомученика Стефана. И еще, и еще, и еще... Одни сплошные безобразия.
Natalia15 февраля 2012, 12:10
Каждый видит только то,что он сам хочет увидеть.Каждый слышит только то,что хочет услышать.
В Храм приходим молиться Богу,а не слушать замечания и не прислушиваться к тону,каким они высказаны.
Ольга15 февраля 2012, 11:23
Я тоже сталкивалась с замечаниями бабушек и действительно побаиваюсь зайти в храм,всегда кажется что-нибудь не так сделаю и получу тычок в спину(бывало)))). Но ничего,будем стараться)))
Сергей15 февраля 2012, 11:18
Все это грустно весьма. И комментарии лишь усиливают это чувство. "Ибо по тому узнают что вы мои ученики" - это уже не про нас. Увы...
Сергей15 февраля 2012, 11:18
Все это грустно весьма. И комментарии лишь усиливают это чувство. "Ибо по тому узнают что вы мои ученики" - это уже не про нас. Увы...
раба Божия Тамара15 февраля 2012, 03:04
Поведение в церкви - это, в самом деле, очень тонкий вопрос. так же и я сталкивалась в первый год после своего крещения (в 50 лет) с грубостью. но я никогда не обижалась, ведь я пришла к Богу. да и кто поможет, когда возникнут те или иные вопросы? те же самые люди. всегда ответят на вопрос, растолкуют что, где и как! но, мне кажется, как-то надо и священикам говорить с работающими в церкви, что нет надобности указывать, а только ответить, если спросят. но здесь уже другое. думаю, давать советы как себя вести - это просто в характере. а сказать приятно они не могут - вот и получается грубо. меня удивляет другое - ведь эти люди пришли в храм молиться, так чего же они смотрят по сторонам - кто как крестится или свечи ставит? это только Бог должен оценивать! но не смертные люди! мытарь вот и не молился даже, не постился, а его Господь прочил в Царствие Небесное! а фарисей в храме по сторонам смотрел - ...я не такой как мытарь. только Господь может нас оценить. Господи, буде милостив ко мне, грешной!
Андрей15 февраля 2012, 01:33
Елизавета права в том, что не хватает любви сегодня в нашем мире.
В первую очередь, мы - воцерковленные люди, должны и обязаны знать и поступать по Евангелию, а не требовать у прихожан быть более терпимыми и любознательными.
Есть проблема? Есть. Зачем оправдываться.
А любой, пришедший в храм человек, должен почувствовать к нему доброе внимание и сказать: "Смотрите, как они любят друг друга!" Аминь.
Наталья14 февраля 2012, 23:05
Как надо вести себя -
Одна моя хорошая знакомая рассказывала: она в храме хотела зажечь свечу от лампадки (в середине подсвечников, на вершине такие стоят, открытые лампадки), к ней подскочила женщина, прислуживавшая в храме и довольно злобно зашикала, мол, знаешь как тяжело потом чистить от воска и фитиль гаснет!!!! Моя знакомая ответила спокойно и искренне - Давайте я почищу?... Та женщина сразу в лице поменялась, устыдилась и попросила прощения :)
Светлана14 февраля 2012, 22:42
Анна,вы не правы...я тоже встречалась с таким же отношением как и Елизавета Лаврова...,я думаю вы кривите душой,если говорите,что не сталквались с таким отношением..
в связи с работой мужа,перемещаемся по России довольно активно,в "домашней"церкви,где крестилась,меня никто не одергивал,всегда ко двору....
а в Самаре ,где мы оказались,бабушки частенько из углов говорят,что не "вовремя"пришла,не тогда свечку поставила.....дико!!!!Я же не к ним,я к БОГУ пришла!!!!!
в Киеве были,так там тебе с большой любезностью дорогу к святыням укажут,и не будут тебе выговаривать,что ты одет не так или не вовремя пришел....Получается бабушки в церкви,которые не факт,что сами всю жизнь соблюдали каноны,теперь отпугивают молодежь...У меня столько подруг в секты ушло,и я сколько, не билась ничего поделать не смогла,говорят -нет такого равнодушного отношения,как в православной церкви...грустно....и больно..
Сергей14 февраля 2012, 20:18
Действительно,обидно до слез должно быть тому человеку, который зашел в Храм и держит руки в карманах. И при этом оправдывает себя и жалуется на грубость прихожан. Это элементарное проявления безкультурия и наглости. Часто приходится наблюдать, как современные женщины, во время службы, ходят по храму, громко стуча каблуками, разговаривают, если зазвонил мобильный, достают и ничего не стесняясь, начинают отвечать позвонившему. При этом на дверях храма написано:"отключи мобильный" или "ходит по храму и разговаривать во время службы запрещается". У нас в храме в воскресенье, на литургии, во время пения Херувимской, у дамы, стоявшей впереди всех, зазвонил телефон, она достала его и стала разговаривать. Что это проявление культуры или банальное варварство. Заходят женщины в храм и пьяные, ведут себя мерзко. Не говорю уже об одежде и помаде. Я был в шоке когда увидел на иконе Богородицы многочисленные следы губной помады. А какие давки устраивают женщины, из числа захожан, во время праздников. Иконы роняют на пол, опрокидывают вазы с цветами. Это действительно беда нашего времени. Люди не понимают, что пришли в дом Бога. Дом мой есть дом молитвы. А не разговоров и праздных хождений в неподобающем виде. Начало Премудрости - Страх Господень. Где наш священный трепет и любовь к Спасителю?
Сергий14 февраля 2012, 18:56
В Храме каждый находит то ,что хочет найти.Кто ищет Бога,тому покажут дорогу к Нему.А кому хочется скандала,тот найдёт способ получить его и потом жаловаться на грубость Церковного люда.Я 12 лет назад пришёл в Храм и за всё это время мне ,как-то не встретились батюшки=хапуги и бабушки-змеюки.
Татьяна14 февраля 2012, 16:27
Православие – это постоянная работа над собой. Думать надо только о Спасении своей собственной души и прощать ... Трудно, оч. трудно :(((( А кто сказал, что будет легко?
Анна14 февраля 2012, 15:21
Елизавета Лаврова, видимо очень мнительная женщина, несколько лет уже захаживает в церкви поставить свечки, а купить и почитать грошовую книжку из церковной лавки о том, как вести себя в церкви и что такое литургия не хочет. Позиция человека "обслужите меня красиво". Самообразование должно быть, вот девушка беременна - она читает о беременности, как она развивается, как себя вести, что кушать, что нельзя делать, чтобы не повредить ребенку и себе, как дышать во время родов и т.п. Ребенок родился - как ухаживать, как воспитывать, чем лечить простуду - это естественная необходимость современной женщины узнавать больше о том, чем она живет и за что отвечает. Почему придя в храм некоторые и не хотят узнавать больше о Православии? Проще зайти в храм с мысленым списком "Дай мне, Боже это, то, и еще ...", а если не получите? Накатаете жалобу в отдел защиты потребителей?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×