«Успокоимся мы – успокоится мироздание»

Беседа с руководителем Пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым

Источник: Радонеж

— Василий, 21 февраля состоялся Священный Синод УПЦ, вокруг которого столько копий было сломано: то его объявляли, то отменяли, наконец, провели и сняли секретаря Предстоятеля УПЦ архиепископа Александра (Драбинко) с должности руководителя ОВЦС, вывели из состава постоянных членов Синода…

Действительно, ситуация была достаточно нелепой. Накануне Синода управляющий делами УПЦ архиепископ Митрофан признался, что архиереи уже устали от постоянных информационных «сюрпризов» - то захват власти в УПЦ, то ГКЧП, то узурпация, то церковный переворот и пр., - высосанных из пальца инсинуаций, раздуваемых униато-раскольничьей и светской антицерковной прессой. Распространением лжи и травлей занялись даже общенациональные каналы. Я написал перед Синодом реплику «О телеканале Коломойского и ветхозаветном хамстве» на сюжет всеукраинского телеканала «1+1», в котором в непотребном виде был показан Блаженнейший Митрополит Владимир, а высшие иерархи УПЦ – оклеветаны. И эта кампания по дискредитации священноначалия длилась много месяцев. Архиепископ Александр был уличен в причастности к ней, в результате он лишился поста руководителя ОВЦС УПЦ, был выведен из состава постоянных членов Синода. Обо всем этом подробно рассказал журналистам по окончании заседания Священного Синода управделами УПЦ архиепископ Митрофан.

Но формулировки Синода были достаточно жесткими…

Потому что дело касалось попыток внести вражду в саму Церковь. На тех же «плюсах» объявили, что, пользуясь болезнью Предстоятеля, злокозненная промосковская группа «епископов» пытается захватить власть в УПЦ, устранить от ее руководства ближайших соратников Блаженнейшего Митрополита, патриотов. «Группой» были объявлены высшие иерархи УПЦ, действительные многолетние соратники Блаженнейшего – митрополиты Агафангел, Иларион, Павел, архиепископ Митрофан, а их жертвами – молодые помощники Блаженнейшего Митрополита – архиепископ Александр (Драбинко) и священник-ключарь. Первые выполняют коварный замысел Святейшего Патриарха Кирилла, хотят лишить УПЦ автономии, превратить ее «вместе со всем имуществом и верующими» в «обыкновенную епархию Московского Патриархата», а вторые вместе с тяжелобольным Блаженнейшим Митрополитом Владимиром - героически этому сопротивляются. Даже анафематствованный М. Денисенко-Филарет не был в своих наветах на Церковь так глуп! У нас, как ты понимаешь, никогда не было недостатка в желающих разжечь антицерковный пожар – уния с расколами не дремлют, – но чтобы дровишки подносили свои – это новое. Поэтому решение Синода и было жестким.

Архиепископ Александр признал свою вину. И ситуация стабилизировалась?

Она и была стабильной, истерика-то поднята лишь в Сети да околоцерковных СМИ. Впрочем, и для них владыка Александр - только три строчки в первом абзаце, информационный повод, чтобы выплеснуть яд инсинуаций на Синод, Церковь, Патриарха. Верующих, переживших эпоху государственного богоборчества, этим, конечно, не удивишь и не растревожишь. И не такое читали. По моим наблюдениям, наше униато-раскольничье информпространство функционирует в режиме переполошившегося курятника: пока последняя «переляканная» несушка, вплоть до филаретовца Зори, саентолога Еленского, иных самых пропащих блогеров, свое не откудахчет – курятник не утихомирится. Причем, если первые из переполошившихся кур еще как-то соображают, о чем звон и перезвон, то крайние вопят уже без всякого толка и смысла. Последняя по времени статья на униато-раскольничьем сайте «Религия в Украине» вышла под заголовком «Путину подарили украинскую церковь». Оцени диканьковскую длину ассоциативной мысли: от увольнения молодого церковного чиновника до премьер-министра России.

Я посмотрел материалы СМИ - о Блаженнейшем Митрополите Владимире пишут положительно…

Конечно. Все, кто годами и даже десятилетиями травили Митрополита и Украинскую Православную Церковь, преобразились в его горячих защитников, даже лидеры унии и раскола. У нас есть такой заангажированный и лживый еженедельник «Зеркало недели», который, сколько помню, за многие годы ни разу не удосужился взять интервью у Блаженнейшего, всегда обходился антицерковными наветами своего аналитика Екатерины Щеткиной, которые нам приходилось опровергать. А теперь замредактору Сергею Рахманину как-то удалось пробраться в клинику и взять у больного Митрополита интервью. Щеткина тоже выдавила крокодилью слезу о Блаженнейшем под щемящим заголовком «Пошатнувшегося – подтолкни». Иродиада оказалась сердобольной.

Это интервью стоит и Интернете, с моей точки зрения, – чистая провокация. Вопросы-то какие: вы запретили, архиереи – провели; ваших помощников изгоняют; в синодальной комиссии нет близких вам людей; без вас руководят УПЦ люди, не видящие смысла в автономии; Святейший Патриарх Кирилл якобы признал вас недееспособным и пр. Как допустили к нему антицерковную газету? Ведь это единственное его интервью за последние полгода, если не год? Неужели нельзя было пригласить какое-то церковное издание?

Согласен, провокация примитивная, технологическая, когда клевета, заключенная в вопросах, распространяется вместе с ответами Предстоятеля и попадает на церковные сайты. Церковные же СМИ просто берегут Блаженнейшего и боятся утомлять его беседами. Пусть поправится. Да и вообще я не помню, чтобы какие-то СМИ допускали к нему в больницу для интервью и бесед, хотя желающих – пруд пруди.

Продолжая тему СМИ, хотел бы поговорить об интервью митрополита Одесского и Измаильского Агафангела о выборах в России. Оно живо обсуждается и в церковной прессе.

Я не могу понять, почему оно вызвало такой ажиотаж. У нас в Украине из общественных и политических деятелей только ленивый еще не высказался о российских выборах, событиях на Болотной. А почему нельзя изложить свое мнение православному иерарху, он разве, как в советское время, поражен в каких-то своих гражданских правах? У нас множество людей, ничего не значащих, пытаются быть притчею на устах у всех. Митрополит Агафангел – это, напротив, очень значащий человек в религиозной и общественной жизни Украины последних десятилетий. Он стал митрополитом еще в советские времена, был депутатом Верховной Рады первого демократического созыва 1990-го года. Шел на выборы в парламент по Виннице, где был тогда архиереем, обойдя и секретаря обкома партии, и известного националиста Муляву, и многих других. Любопытная деталь: лидер националистов в парламенте Игорь Юхновский в 1991 году отчего-то побоялся подписать Декларацию о государственном суверенитете Украины, а митрополит Агафангел – подписал. У нас в фойе здания парламента висит огромное живописное полотно, изображающее принятие этой декларации и парламентариев-отцов независимости. На нем изображен и наш митрополит, благословляющий это собрание. Так что владыка Агафангел – личность вполне легендарная. Он имеет все основания говорить нашим президентам о том, какую Украину, процветающую, свободную, независимую, в братском союзе с Россией и другими постсоветскими странами они создавали, принимая декларацию, и до каких процветания, свободы и братства наши правители ее довели. И говорил открыто всем четверым. Несмотря на травлю, всегда мужественно поддерживал Виктора Януковича, даже список регионалов в облсовет возглавляет, и не первый год. Меня поражает, что сегодня ему травлю устраивают провластные СМИ и деятели-регионалы. Когда он выступал за Януковича – это было великое благо для Украины, когда поддержал Путина – объявлен непатриотом, поскольку с оранжевых времен патриотом у нас может считаться только русофоб.

Одно дело – выборы в своей стране, другое – в соседней…

Так у нас российская оппозиция – и Немцов, и Навальный, и Прохоров, и прочие – с национальных телеканалов не сходят, все под рукоплескание студий клеймят путинский режим. А митрополит Агафангел в интервью российскому агентству, отвечая на вопросы журналиста, Путина поддержал и обосновал свою позицию. И тут же на него набросились, как на белую ворону. Демократия, знаете ли.

А внешнеполитический фактор оказывает влияние на церковно-государственные отношения в Украине?

Никогда не оказывал. Когда Борис Николаевич говорил, что, проснувшись, первым делом надо думать об Украине, и российские энергоносители стоили копейки, у нас преследовали православных за историческое единство с Русской Православной Церковью – захваты, погромы, шельмование. Я, когда бывал в то время в Российском посольстве, спрашивал и у посла, и у сотрудников: почему вы никак не реагируете? Если бы какую-то протестантскую общину у нас преследовали за историческую связь с собратьями в США – был бы международный скандал. Мне отвечали, что в наших странах Церковь отделена от государства, УПЦ – украинская Церковь, состоит из ее граждан, и все это – внутреннее дело Украины. Уже когда Сергей Сергеевич Кузнецов, который хорошо знал религиозную проблематику, приехал работать в посольство, при Викторе Черномырдине, ситуация немного изменилась. Помню, как Виктор Степанович в своей манере заступился за православную общину: как же можно захватывать храм, за что?

Ну, а сегодняшние газовые и прочие неурядицы?

Не думаю, что они как-то влияют. Тем более что в церковно-государственных отношениях застой: власть ничего не делает в плане возвращения церковной собственности, изменения законодательства, утверждения законности. И с высокой ценой на российский газ это никак не связано. И при низких ценах власть ничего не делала.

Ну, а как нынче чувствуют себя раскольники?

При болезни Блаженнейшего они воспряли, Михаил Денисенко (Филарет) дает интервью за интервью. Вразнос пошел, такое наговорил, что Кравчуку, Кучме и Ющенко впору сухари сушить. Леонид Кравчук в свое время божился, что в церковные дела никогда не вмешивался, никакого отношения к непризнанию властью Харьковского Архиерейского Собора не имел, был гарантом законности. А Филарет признался, как они с президентом Кравчуком руки выкручивали законодателям и силовикам, чтобы те подписали заявление Верховной Рады о непризнании Харьковского Собора. Хотя это – форменное преступление, вмешательство во внутреннюю жизнь Церкви. О Кучме рассказал, что тот перед ним «всех чиновников поставил на колени». О Ющенко сообщил, что тот душу положил, чтобы Константинопольский Патриарх признал богоотступный, воровской филаретовский раскол Церковью. Представляешь, какая банда во главе с президентами все эти годы противостояла Церкви Христовой в Украине! Один президент организовывал раскол, ограбление Церкви, захваты храмов, второй ставил чиновников перед анафемой на колени, третий пытался легитимизировать награбленное. И все это – грубое нарушение Закона «О свободе совести и религиозных организациях» и Конституции Украины. А Филарет еще и гордится тем, как с властью попирал законы, и пророчествует, что и Виктор Янукович пойдет дорогой Кучмы.

Поставит всех на колени?

Думаю, здесь ему не много обломится. Виктор Федорович любит читать стих, где есть строчки: «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано!» Но наглость, основанная на безнаказанности, у Филарета, конечно, беспредельна. Я кстати, много раз в те годы спрашивал у Блаженнейшего Митрополита Владимира: почему вы не благословите ни одной протестной акции? Ведь нас подавляющее большинство, нет проблем собрать и сто тысяч, и двести, и миллион – скажите, люди приедут в Киев и укажут власти, что пора заканчивать издеваться над Церковью. Ведь власть у нас ни законность, ни правду, а только силу воспринимает. Но Митрополит всегда жалел президентов: как им, бедным, трудно, народ нищенствует, проблем выше крыши, а тут еще православные восстанут – погубим все, и власть и державу. За 20 лет ни одной массовой протестной акции так и не разрешил. Лишь однажды в 1992 году благословил архиерейское стояние, и 15 наших владык стояли на спуске у Верховной Рады, увещевая депутатов. А вот бедные наши президенты, как свидетельствует Филарет, не нищим народом были озабочены, а вместе с анафемой вовсю интриговали против Блаженнейшего и Церкви. Они и довели Митрополита до больничной койки, превратив все последние его годы в муку.

Сам Филарет же ныне заболтался до такой степени, что терпение лопнуло у митрополита Павла, наместника Киево-Печерской Лавры, и он строго призвал Михаила Антоновича к покаянию. Думаю, у него нет другого выхода, как проситься на поруки к митрополиту Павлу, чтобы тот строгостью и наставничеством довел его до раскаяния, иначе в окружении своих лизоблюдов так и погибнет без покаяния, в отлучении от Церкви и смертных грехах.

Но Филарет теперь обвинил Святейшего Патриарха Кирилла в том, что он был инициатором его смещении, расстрижения, анафематствования и всех прочих бед.

Михаил Денисенко по старости придумывает себе рейтинговых оппонентов и недругов. Ими были Святейший Патриарх Алексий, Блаженнейший Митрополит Владимир, сейчас – Святейший Патриарх Кирилл. На самом деле – он никому не нужный ноль без палочки, жалкий, вороватый, тщеславный, а источник всех его бед – собственная гордыня и всепоглощающая ложь.

Как на сегодняшний день здоровье Блаженнейшего Митрополита Владимира?

Слава Богу, он намного лучше выглядит, говорит. Ему сейчас нужны тщательный домашний уход, только положительные эмоции и, конечно же, наши молитвы. Ведь сам Блаженнейший всегда молился за других и помнил обо всех. У меня отец был старше его, последние годы тяжело болел, был лежачим. А у Митрополита Владимира поразительная память на какие-то даже житейские подробности. Вот он возвращается в Киев из поездки или лечения, я набросаю вопросы, какие надо обсудить, распечатаю кучу текстов, которые он должен прочесть, приношу, Блаженнейший положит все это перед собой, но первым делом спросит: «Как папа?» Помолится о нем, потом – к делу. Когда были другие обстоятельства, и грустные, и радостные, расспросит о них – как там мама, как там сын в армии, как дочь в университете, как внучка. Непременно что-то посоветует, помолится. Он помнил внерабочие заботы сотрудников, интересовался ими. У нас в Украине многие считают, что по молитвам Блаженнейшего люди исцеляются, операции проходят успешно, поэтому много раз коллеги и знакомые просили через меня Блаженнейшего помолиться о ком-то из близких. Я просьбы передавал, Митрополит никогда не отказывал: выслушает, встанет, помолится.

А как Блаженнейший сам относится к тому, что люди так верят в силу его молитвы?

Я однажды даже спросил Митрополита об этом. Он тему сразу свернул, сказав: «Разве вы не понимаете, я-то здесь при чем?» Бог исцеляет и помогает.

Блаженнейший молился, держал в памяти проблемы не только сотрудников, окружения, но и вообще случайных людей. Вот прошлой осенью, перед самой бедой – переломом ноги, я забежал вечером к Митрополиту о чем-то посоветоваться. Почему-то в резиденции никого не было, стояла необычная тишина, но Блаженнейший собирался на службу, хотя неважно себя чувствовал – его пошатывало. Мы пару минут поговорили, я взял его под руку, чтобы проводить к машине, выходим, а у крыльца стоит какая-то бедная жалостливая старушка. Митрополит направляется к ней, обращается по имени и что-то утешительное говорит о ее какой-то беде. Старушка слова не может произнести, только мелко моргает, кивает, плачет и улыбается. Но он точно не видел ее очень давно, его и в Киеве не было, а не забыл ни эту случайную старушку, ни ее беду. Я думаю, что вместе с Блаженнейшим, нашими старшими великими архиереями завершится какая-то эпоха простоты, непритязательности, сердечности. Какого-то особого пастырства.

Что ты имеешь в виду? Что не пройдут мимо старушки?

А разве этого мало? У нас часто пастыри мчатся к сановнику, старушек не замечая, и вообще никого, кроме начальника, не видя. Но дело не в этом. У Блаженнейшего Митрополита есть знаменитое стихотворение «Подорожник» о смысле добра. Это растение неприметно, его затаптывают, но, жертвуя собой, подорожник исцеляет раны путников, поддерживает их в пути.

Есть представление о пастыре, который либо водительствует, либо гонит стадо нужной дорогой. У Блаженнейшего пастырь - не предводитель, не погонщик, а помощник, призванный поддержать человека на его пути ко Христу. Митрополит убежден, что душа человека не только по природе своей христианка, но и в том, что она не может не стремиться к Богу, и эта дорога бывает тернистой, мучительной. И пастырь должен, как подорожник, укрепить путника, подлечить ссадины, ушибы и раны. И в этом смысле душа старушки для пастыря, наверное, ценнее души сановника, поскольку исстрадалась больше.

Мне сейчас в этом символе подорожника-пастыря вообще видится нечто трагическое. Знаешь, молился за всех, прикладывая листки к чужим ранам, по частям себя расточал, а теперь пришла зима – оборванный, скрюченный, засохший, стоит у дороги, поскольку исцелить самого себя ему не дано. Поэтому, конечно, нужно молиться за нашего архипастыря.

Ну, а как тебе видится развитие ситуации в УПЦ?

Блаженнейший Владимир всегда хотел, чтобы в Церкви были единство и покой, чтобы ничто не мешало ей выполнять предначертанную миссию – вести человека к Богу. Об этом Митрополит заявил в своем последнем интервью, на этой же точке зрения непоколебимо стоят его соратники – члены Священного Синода, самые авторитетные архиереи, представляющие все регионы страны. Они не дадут расшатать единство и мир в Церкви Христовой, как бы кто этого ни хотел.

Большую досаду вызывает то, что в результате последних событий пострадал имидж Блаженнейшего. Я пребываю в убеждении, что это великий митрополит, человек высокого, подвижнического служения, много написал о нем в последние 20 лет. Скоро мы будем отмечать юбилей Харьковского Архиерейского Собора и Предстоятельства Блаженнейшего Митрополита Владимира. Я уверен, что его имя занимает достойное место в истории Церкви и Украины, чему должны посвящаться исследования и публикации. Вместо этого, куда ни кинь, имя Митрополита упоминают лишь в связи с придуманными интригами, стихами владыки-секретаря. И это тоже трагично.

Что же касается околоцерковной общественной возбужденности, то мне вспоминается случай с одним праведником. Корабль, на котором он плыл, попал в шторм, команда, пассажиры мечутся в панике, а он продолжает дремать на сложенных канатах. Наконец, его разбудили, просят о помощи. Он отвечает: «Успокойтесь вы – успокоится мироздание». Люди взяли себя в руки, успокоились – и тут же стихла буря. Я думаю, нам стоит поступить точно так же. Это особенно важно сейчас, когда наступил Великий пост.

Благодарю за беседу.

Василий Анисимов

Источник: Радонеж

29 февраля 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Юрий 6 марта 2012, 00:15
Надо было ВОВРЕМЯ уйти на покой согласно церковным канонам!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! И оставит приемника!
Юлия Павловна 1 марта 2012, 02:44
Как это актуально теперь для России: «Успокойтесь вы – успокоится мироздание»! Страсти, поднятые политикой в начале поста, не могут сослужить доброй службы никому.
Паўлюк29 февраля 2012, 16:32
Да, ведь в каких ситуация особенно покой необходим. Правильно, когда буря, или когда война Например, если враг напал на вашу страну, сядьте в кресло, спокойно вздохните и дремите себе спокойно. Ждите, когда мироздание успокоится само.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×