Благодарность

Торжество Православия

Загрузить увеличенное изображение. 494 x 646 px. Размер файла 140906 b.
Как в ходе дружеского десятиминутного разговора "на равных" объяснить "внешним", что такое православие? Почему мы гордимся своей верой и стремимся сохранить ее в чистоте? Что возразить тому, кто скажет: христианство - религия слабых? Можно ли сравнивать христианство с иудаизмом и исламом? Отвечая на подобные вопросы, нужно учитывать, что язык Священного Писания и святых отцов, привычный для нас, не всегда является понятным для людей невоцерковленных. Использование таких слов, как "благодать" или "искупление", как правило, ставит собеседника в тупик. К счастью, существует несколько понятий, сверхзначимых для всякого человека, пришедшего в мир, - опираясь на них, возможно вести конструктивный диалог. Одним из таких понятий является "благодарность".

Английский писатель Честерстон однажды заметил, что религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец говорит с ним о Боге, а тогда, когда мать учит его говорить «спасибо» за вкусно испеченный пирог. Живое чувство благодарности, наподобие пружины часового механизма, является движущей силой веры.

Любая религия предлагает свою священную историю. Рассказ о происхождении мира и человека, драматургия отношений Небесного и земного напоминает заводку часовой пружины: слово о том, что Бог сделал для человека, определяет степень и характер благодарности человека ко Творцу. Возникает и набирает остроту вопрос: что мне делать, чтобы достойно ответить на Его дары? Священная история бросает человеку вызов. Особенность этой ситуации в том, что ее невозможно игнорировать: ответом на вызов будет любое действие, в том числе, и попытка сделать вид, что ничего особенного не произошло.

Ислам говорит о том, что Всевышний создал великий, чудный мир и дал его во владение человеку. Иудаизм уточняет, что Творец выделил из человеческих племен особый народ, из недр которого явится Мессия. Это народ священный, а потому он призван учить остальные племена и управлять ими. Христианство же представляет собой нечто большее – это величественная и трагичная история земной жизни Бога, «распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного. И воскресшего на третий день, согласно Писанию».

«Древнейшее зло», с которым столкнулся сотворенный человек, – это смерть, полагающая предел его бытию. Единственным «лекарством» от нее может быть только не имеющая пределов Вечность. Но вечен один только Бог. Он, несмотря на Свое всемогущество, не может сотворить другое совечное себе начало, другого Бога. Поэтому и спасти человеческую природу может «не пророк, не ходатай, не ангел», лишь «прививка» Самого Божества. Отсюда берет начало ключевая христианская идея о Боговоплощении.

Представим себе город, охваченный чумой. В него прибывает молодой врач, утверждающий, что он нашел лекарство от смертельной болезни. Правда, оно еще не опробовано. Врачебная этика («не навреди») не позволяет испытывать препарат на пациентах. И потому лекари часто проверяли свои лекарства на себе. Но молодой врач здоров. И вот он идет к больным для того, чтобы намеренно заразить себя. Когда болезнь в нем достигает нужной стадии, врач возвращается к себе и принимает свое лекарство.[1]

Так делает и Бог. Он, чуждый всяких нужд и страданий, намеренно «заражает» Себя смертной человеческой природой. Для того чтобы научить ребенка плавать, приходится вместе с ним влезать в воду. Чтобы научить человека воскресать, нужно умереть вместе с ним. И рожденный Марией Иисус из Назарета открыт для страданий и смерти. Сын Божий, Он и есть тот самый Бог, сотворивший небо и землю.

Вбирая в себя зараженную кровь, врач очищает и исцеляет ее своим лекарством. Победив болезнь, он переливает свою очищенную и содержащую антитела кровь пациентам. Во время Тайной Вечери Христос говорит ученикам: «Примите: это Тело и Кровь Моя, за вас и за многие изливаемая во оставление грехов и жизнь вечную». Эти же слова произносит священник во время Литургии.

«Евхаристия» в переводе с греческого означает благодарение. Неблагодарный не в праве считать себя достойным человеком, даже если он всю жизнь занимался благотворительностью. Именно поэтому тот, кто пренебрегает Причастием, по суровым правилам древней Церкви, автоматически исключается из церковного общения. Представим себе ситуацию: человек тратит всю свою зарплату и от души делает другу подарок. Но тот, равнодушно взглянув на протянутый предмет, выбрасывает его в мусорную корзину со словами: «На что мне это? Я думал, ты принесешь мне что-то стоящее!» Увы! Как часто мы поступаем так же! Проходя мимо жертвенной Чаши с Кровью и Телом Христовым, мы отталкиваем протянутую нам руку Бога, пробитую римским гвоздем: «Знаем про Тебя: Ты страдал. Сочувствуем. Но нам и так хорошо. Не нужна нам Твоя жертва». Воистину тонко подметила Марина Цветаева: «Лучшая благодарность – радость хлебу», который тебе дали.

Магометанство не призывает человека к совершенству, потому что рассказывает всего лишь о даре, который Всемогущему Богу ничего не стоит. Само слово «ислам» буквально означает «покорность». Достойно благодарить Бога – значит, бережно использовать Его дары, не отвергая их и не злоупотребляя ими. Это достигается засчет покорного исполнения религиозного закона – своеобразной «инструкции по эксплуатации мира». Иудаизм в качестве ответной благодарности Творцу предполагает ответственность каждого иудея перед Богом за весь избранный народ и верность Ему. Но чем может благодарить своего Распятого Бога христианин?

Одно дело – благодарить Бога за то, что не стоило Ему никаких усилий, и совсем другое – приносить достойную «жертву хваления» Тому, Кто принял ради нас мучительную смерть. Здесь уже недостаточно частичной жертвы. Никакая «десятина» трудов или плодов здесь уже неуместна. Тому, Кто отдал Всего Себя, подобает лишь полная жертва, то есть дар, не меньший чем жизнь, – самое большое сокровище, которым может обладать человек.

Если и есть в христианстве покорность, то эта покорность абсолютная, до отсечения своей воли. Если и возможна верность, то это непременно верность «даже до смерти». Совершенная радость разрешения от долгового бремени – это радость мученика, расстающегося с телом и вглядывающегося в свое любезное сердцу Небо в ожидании заветных слов: «Добре, раб верный! Войди в радость Господина своего!»

Вызов Божественной Любви измеряет собой всего человека, не оставляя ничего «человеческого, слишком человеческого». Даже социально безобидные, неподсудные закону слабости, совершающиеся мысленно, здесь расцениваются как грех, потому что стремление быть «просто хорошим человеком», а не святым – это попытка сделать вид, что «ничего не было»: ни Воплощения, ни Креста, ни Воскресения. Именно поэтому появляются в Евангелии слова: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

Сергей Мазаев

6 марта 2012 г.

[1] Английский врач А. Уайт, лечивший больных в госпитале Эль Хаммеди (Египет) в начале XIX века, намеренно заразил себя чумой. Доктор Уайт пытался найти защиту от чумы с помощью прививок - подобно тому, как была найдена защита от оспы. Однако опыт его кончился неудачно. Он заболел чумой и на восьмой день был доставлен в госпиталь для чумных в Розетте. Здесь он и скончался 9 января 1802 г. в сильной горячке. Другой врач, Эйсебио Валли (1755-1816), также прививал себе чуму, но выздоровел. Его погубила другая напасть. В сентябре 1816 г. он приехал на Кубу и занялся выяснением природы желтой лихорадки. Чтобы понять, как распространяется эта болезнь, Валли надел на себя одежду только что умершего от желтой лихорадки человека. В результате этого через несколько дней Валли умер.Немецкий врач Линдеман в июле 1851 г., чтобы проверить, является ли заразной вторая стадия сифилиса, взял выделения из миндалин больного, сделал у себя на руке надрез и внес в него эти выделения. Через несколько недель у него появились симптомы тяжелейшего заболевания. Парижская академия, под наблюдением которой проходил этот эксперимент, в заключительном докладе от 18 ноября 1851 г. отмечала: "Это было зрелище, разрывающее сердце. Представьте себе молодого мужчину с поразительно красивым и одухотворенным лицом, все тело которого было разъедено фагеданическими шанкрами и являло признаки конституционального сифилиса в его самой тяжелой форме. Этот новый Курций противился всем просьбам лечиться; он хотел довести опыт до конца и на упрек, что он потом, может быть, умрет, ответил словами: "Тем лучше! Моя смерть докажет, что учение о сифилизации является ужасным заблуждением, и предотвратит новое несчастье". Если это самопожертвование, когда медленная и ужасная смерть стоит перед глазами, не является возвышенным, то в чем же возвышенное?"

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Екатерина10 февраля 2013, 20:00
Хочу выразить Вам особую благодарность за Ваше "творчество" в рамках этого сайта! Читать все Ваши статьи - одно удовольствие, как культурологу и человеку православному. Вы пишите «сочно», доказательно, умно (но в меру - не заумно). Многие, размышляя на подобные религиозно-культурологические темы, зачастую сходят до уровня умозрительного «интеллектуального трёпа» или сухого догматизма. А Вы просто нашли золотую середину. Творческих успехов и помощи Божьей!
людмила проскурина13 июня 2012, 18:00
спасибо!
НЕБЛАГОДАРНЫЙ18 марта 2012, 02:00
ИИСУСЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ!
Сергей Мазаев15 марта 2012, 12:00
Саше: "переливание" произошло впервые во время Тайной Вечери, то есть до Распятия и Воскресения: "Пийте от Нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, еже за вы и за многия изливаемая во оставления грехов..." Но, возможно, с точки зрения вечности, временнАя последовательность событий не имеет значения: в той Крови, Которой причастились апостолы уже было Воскресение, которое в историческом времени еще не произошло.
Федор14 марта 2012, 13:00
Благодраю Вас, спаси нас Господи.
Саша13 марта 2012, 17:00
Спасибо! Объясните,пожалуйста,про очищенную кровь,которую дал Христос,ведь воскресения ещё не произошло и природа была смертна,спасибо.
Саша13 марта 2012, 12:00
Cпасибо! Но,если можно поясните,насчёт очищенной крови. Разве она стала таковой не после воскресения?
cjdf2459812 марта 2012, 07:00
Очень хорошая статья.Спаси вас Господи!
Мария 7 марта 2012, 22:00
Да, увы, это так... Но так это (и Богу свечку, и черту -тоже) до определенной поры, до той, пока все эти наслаждения жизни не становятся "поперек горла", когда ничего из "этого" не радует. И вот тогда начинаешь испытывать какую-то благодать от того, что в нищете - а у тебя настроение класс; проходишь какие-то ступени трудностей - и появляется гордость за их преодоление, за то, что хотя бы на чуточку ты становишься совершеннее, чтоб быть ближе к Нему. Поверьте, так бывает...
Сергей Ка. 7 марта 2012, 11:00
Бог требует от человека смирения, кротости, терпения, милосердия и всякого самоограничения. Диавол готов сей секунд дать власть над миллионами двуногих, осыпать золотом и долларами. Бог заставляет нести крест, мучает скорбями телесными и душевными. Диавол готов дать тысячу наслаждений в.т.ч. религиозно-экстатических. И так во всём. Бог "злой", диавол "добрый". Поэтому, совершенно верно, многие люди и слышать не хотят про заповедь "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный", но изобретают своё евангелие: "Я грешный порядочный человек, не чета другим - негрешным (Святым и праведникам) и непорядочным (злодеям, блудницам), всё хорошо". И Богу свечку, и чёрту свечку. Увы!
Татьяна 7 марта 2012, 01:00
Уточнение по поводу природы желтой лихорадки: заболевание передается только через укусы комаров, и никоим образом через одежду умершего.
Андрей 6 марта 2012, 15:00
Вряд ли, иудаизм может уточнять ислам, или в каком-либо контексте следовать за ним – история иудаизма насчитывает тысячелетия, тогда как ислам возник почти через 700 лет после возникновения христианства. Спасибо за статью.
Григорий 6 марта 2012, 15:00
Максиму. Внимательно изучите догматическое учение Православной Церкви. Ваши понятия соответствуют еретическим представлениям католиков.
Чтец Сергий 6 марта 2012, 14:00
"Христос волею взошел на крест и умер". Я всегда понимал это предельно просто: имея объективную возможность избежать крестной муки, Он ее не стал избегать. А что Вы, Максим, хотите сказать? Что Христос НЕПОСРЕДСТВЕННО умертвил Себя Сам? Своей рукой, так сказать? Попустил Он палачам убить Себя или помог им? В любом случае интересный вопрос: что было бы, если бы Христос не дал Себя распять? Жил бы ли Он до нашего времени, не старея и не изменяясь телесно или умер бы от старости? Богословы, отзовитесь!
Чтец Сергий 6 марта 2012, 14:00
Что значит "актуально бессмертна"? Нельзя ли сказать, что бессмертная божественная природа Христа, нераздельно соединенная в Нем со смертной человеческой, "вытащила" из небытия эту смертную человеческую природу в ходе Воскресения, измениля ее, научила воскресать?
Чтец Сергий 6 марта 2012, 14:00
Заинтересовал комментарий Максима. Но я с ним не согласен. "Человеческая природа Христа - актуально бессмертна; ей несвойственно тление". А как же боль? Испытывал ли Христос боль или только притворялся? А ведь боль - это и есть одно из проявлений тления человеческой природы, разве нет?
Максим 6 марта 2012, 14:00
///Так делает и Бог. Он, чуждый всяких нужд и страданий, намеренно «заражает» Себя смертной человеческой природой./// Сомнительная мысль. Человеческая природа Бога - второго Адама - актуально бессмертна. В этом смысле можно говорить только о том, что Бог взошел на Крест и умер нас ради волею, а не из свойственного смертной человеческой природе тлению. Вообще, аналогия с врачом грубовата. "Грех вземляй мира" Спаситель именно берёт наши грехи, а не "вбирает" их в Cебя.
Ольга 6 марта 2012, 12:00
Спаси Господи!
Алла 6 марта 2012, 12:00
Спаси,Господи.Сильная статья.
Константин 6 марта 2012, 11:00
Сергей, Вы написали очень хорошую статью. Захотелось "подвига" :) Спасибо.
Евгений 6 марта 2012, 11:00
Прекрасная статья! Да и много прежних очень хороши;) Пишите больше, у Вас талант!
Александр 6 марта 2012, 10:00
Спаси, Господи!
Евгения 6 марта 2012, 10:00
Спасибо.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке