О подвиге добропорядочности

Источник: Фома.Ru

Великий Пост — это время, когда мы приводим свою жизнь в порядок; когда мы учимся быть порядочными людьми. Слово «порядочный» в нашем языке приобрело негативно-иронический оттенок: «порядочный» — это такой светский фарисей, человек, уверенный, что уж он-то точно не такой, как прочие люди, человек, демонстрирующий презрительную самоправедность, но очень часто даже без какой-либо веры в Бога.

Но само понятие порядочности надо бы вытащить из-под завала таких ассоциаций, потому что оно очень важно. Константин Леонтьев как-то заметил, что в России легче найти святого человека, чем честного. Конечно, он преувеличил, как это бывает с авторами блестящих афоризмов, но он обозначил проблему, которая остается реальной.

У нас принято свысока смотреть на добропорядочного обывателя, который верит в Бога, заботится о семье, ходит в Церковь, дает десятину на храм и еще какие-то пожертвования на благотворительность, добросовестно исполняет свою обязанности на работе и имеет хорошую платежную историю.

Настоящая вера — это подвиги; это что-то невероятное, ломающее все стандарты уютной мирской добропорядочности, это мученичество, или — раз уж мучители в наше время водятся в других областях земного шара — удаление в пустыню и почти рукопашные схватки с бесами, по примеру древних подвижников. А порядочный обыватель, который добросовестно продвигается по карьерной лестнице и умеренно жертвует благотворительному фонду, где у него хорошие знакомые, — это не то, нету в этом настоящего героизма.

Это соображение верно в одном отношении и неверно в другом. Вера — это действительно подвиг. Но подвиг — в отличие от мечты о подвиге — это трудно и, как правило, не щекочет самолюбие. Так юноша, мечтавший о воинской славе, развевающихся знаменах и героическом эпосе, оказавшись на плацу, начинает думать, что мечтал он немного не об этом.

Быть заботливым семьянином, верным прихожанином, честным гражданином и добросовестным работником трудно. Трудно быть добрым и терпеливым, ответственным и надежным. Трудно умеренно жертвовать — жертвовать вообще трудно. Это тяжелая, неинтересная и утомительная работа.

От нее хочется убежать — в мир мечты о великих духовных подвигах. Вот когда явится Антихрист, тогда я себя покажу, тогда я буду герой и мученик. Да и вообще, настоящая вера — это подвиги, а не обывательские добродетели. Так что обывательских добродетелей — вовремя отданных долгов, терпения, даже обычной вежливости — от меня не требуйте. Настоящая христианская любовь — это вам не мирская доброта. Вон, говорят, один святой еретика на соборе заушил... Что же мне пенять, что я несдержан и груб — я ведь тоже воин Христов! Вон как я в Интернете ополчаюсь на врагов Святого Православия — меня даже забанили везде!

Беда в том, что все мы рады забыть очевидное. Хотя святость выше добропорядочности, самопожертвование выше небольших денежных переводов, христианская любовь выше обычной доброты, все эти качества — по крайней мере не ниже.

Перед тем как карабкаться на высоты, надо заметить одну вещь: даже по снисходительным мирским меркам мы одичали. Не надо пока воспарять во области заочны, надо научиться гораздо более простым и базовым вещам — терпению, доброте, вниманию к другим людям, добросовестному отношению к своим обязанностям. Способности в чем-то себе отказать, сэкономить сто рублей и пожертвовать их. Да, негероично, трудно и скучно, и делать это придется по одному шагу за раз, ставя себе реалистичные цели и добиваясь их осуществления. Это и есть христианский подвиг, потому что выйти хотя бы на уровень добропорядочного обывателя, который хорошо заботится о семье и регулярно жертвует на благотворительность, будет уже великим достижением.

Сергей Худиев

Источник: Фома.Ru

7 марта 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Та же Галина из ХМАО23 февраля 2015, 08:07
Вы меня простите, уважаемый Сергей, но мне удивительно то, что обыкновенные нравственные понятия вменяются современному православному в "подвиг". Подвигом стало все, что является зачастую обыкновенной нормой для простого совестливого человека, даже неверующего или иной веры. Вот и живем с внутренним "задравносовым", глубоко прелестным ощущением, что я совершил(а) подвиг, если что- то сделала элементарно именно порядочное, допустим, какое-то милосердное дело. Одни сплошные подвиги без чистого сердца.
Вот вчера глубоко церковная, образованная, весьма уважаемая женщина с достоинством просидела часа два в одном собрании вместе со своей несовершеннолетней дочерью, а рядом также благополучно простоял все это время пожилой человек (говорю не о себе, я тоже стояла). Вот вам и все высокие слова и рассуждение, и "подвиги". Скучно, господа. Простите меня, Христа ради. Это не в осуждение, это всем известно. Наша нравственность застыла, словно прошлогодний цемент, и чтобы ее раздолбить, нужны поистине "подвиги". То, с чем жили наши предки, ушло, как вода сквозь сухую песчаную почву.
Cергей Ка. 7 марта 2012, 18:32
Понятие порядочности приобрело в культуре последнего столетия значение "светский фарисей", а в церковной лексике
положительному значению его соответствует понятие праведности. Праведник. Многие думают (и даже открыто проповедуют), что праведник - это тот, кто, не считая себя грешником, неизбежно будет в аду. Но как раз самая большая опасность с этой стороны - искусственное эмоциональное псевдосмирение, нечто вроде: "Считай себя грешником и делай, что хочешь". Фарисеи - как светские, так и церковные - взяли на вооружение психологизм, заменив им
и смирение и доброделание. Это - страшное явление, его последствия непредсказуемы.
Сергей Ка. 7 марта 2012, 17:53
Очень верная, нужная статья. Фарисейская одержимость, конечно, есть зло самое большое, но ведь фарисейство это, на самом деле, не исполнение базовых Заповедей, а пустое исполнение ритуалов и немилосердие к людям. А так - правильно, не стяжав ничего человек мечтает о великом.
В конечном итоге, по выражению старца Паисия Святогорца, получаются фарисеева гордыня и мытаревы грехи, "и вшивый
и паршивый". И, кроме того, разве базовые Заповеди - не подвиг? Для наших дедов было нормой вступиться, если бьют человека (т.е. вариант Заповеди "Не убий"), а это ведь риск потерять и здоровье и жизнь. В чем-то это, возможно, и тяжелее, чем не отречься от Христа и получить пулю в голову.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×