Священная книга с философским названием

Любой грамотный советский человек должен был знать: что первично – бытие или сознание? Разбуди его среди ночи, он заспанным голосом лепетал правильный ответ: «Бытие определяет сознание». Эта цитата из Маркса считалась единственно верным ответом на основной вопрос философии. Признаюсь, единственно верный ответ меня всегда поражал своей двусмысленностью, которую упорно не замечали марксисты. Где двусмысленность? В словах «Бытие определяет сознание» подлежащим может выступать как «бытие», так и «сознание». Ответ означает, что сознание определяется бытием или... наоборот, что бытие определяется сознанием. По многим причинам Маркс не помощник нам в размышлениях о проблеме бытия. Между тем проблема эта волнует не только философов, но и многих думающих людей.

Именно с книги Бытия начинается наше Священное Писание. За первой книгой пророка Моисея закреплено философское название. Эта книга наставит человека, который мучается, быть ему или не быть? Быть! – потому что человек сотворен Богом, и в жизни человеческой есть высокий смысл. Есть достойная цель – стать подобием Божиим. Поможет книга Бытия и тому, чья мысль не тонет в круговороте повседневных забот, а стремится к началу всех начал. Книга святого Моисея с первых слов говорит о главном: «В начале сотворил Бог небо и землю». Вечный Бог положил начало миру. Безначальный Бог создал мир, и ко всему созданному относится с деятельной любовью.

Загрузить увеличенное изображение. 794 x 560 px. Размер файла 163015 b.
 Фото: Православие.ru
Фото: Православие.ru
Греческое название книги – Генесис. В русском языке это слово прижилось и без перевода: генезис, то есть возникновение. Под космогенезом понимают возникновение мира, под антропогенезом – возникновение человека. Об этом и рассказывает первая книга Библии: «Сия книга бытия (греч. Авти и вивлос генесеос) небесе и земли» (Быт. 2:4). Так читаем в славянской Библии. А в русской Библии вместо «бытия» значится «происхождение», и сам стих немного короче: «Вот происхождение (евр. Эле толедот) неба и земли» (Быт. 2:4). Происхождение неба и земли по сути и есть космогенез. Все мировое бытие творится Богом для людей как их место обитания, дом: «Сия книга бытия человеча» (Быт. 5:1). Вот и антропогенез, или «родословие Адама» (Быт. 5:1) согласно русской Библии. К этому надо добавить еще этногенез, описание того, как появился народ Божий (Быт. 10 и до конца книги).

Ежегодно Церковь прочитывает книгу Бытия на службах великого поста. На протяжении нескольких недель храмы оглашаются дивными откровениями, данными через пророка Моисея. И верующие смиряют свои души, прислушиваясь к словам о начале миробытия. Правда есть одна особенность, Бытие читается по будням. Не получается у меня приходить в храм так часто, чтобы услышать там всю книгу Бытия. Из этого не следует, что за великий пост я не могу дома прочесть эту книгу. Домашнее чтение священной книги будет для меня духовной пищей великого поста и в какой-то мере участием в церковно-постовой службе. Так рассуждая, я поставил себе правилом: за четыредесятницу как минимум прослушивать аудиозапись книги Бытия, а при благоприятном течении дел – прочитывать книгу. В этом году я надеюсь прочесть Бытие по греческой Септуагинте (древнему переводу семидесяти). К концу первой седмицы, благодарение Богу, добрался до переселения Авраама (Быт. 12).

* * *

О чем говорят живые строки первой ветхозаветной книги? Бог творит мир буквально из ничего. Наши тела и души не вечны. Нас не было, мы существуем только благодаря Богу. Поэтому нам нечем гордиться, мы всем обязаны Ему. И это смиряет душу, возводит ее к Создателю с благодарностью за счастье быть. Бог призывает из ничтожествования весь этот мир, и человек предстает как венец творения. Человека, в отличие от других живых существ, Господь создает по Своему образу. В райских условиях человек получает «заповедь о посте»: плоды всякого дерева можно есть, только от дерева познания добра и зла нельзя. Нарушение воли Господней влечет за собой фатальные последствия. Змей соблазняет первых людей, они нарушают заповедь. Происходит грехопадение, Бог старается привести Адама и Еву к покаянию. Но каждый из них предпочитает свалить вину на другого. (Подобный уход от покаяния не так уж редко происходит на нашей церковной исповеди.) Нераскаянность Адама и Евы приводит к проклятой, обреченной на смерть жизни людей. Таково происхождение зла.

Вместе со словами осуждения прародители слышат Божие пророчество змею: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем тоя: той твою блюсти будет главу (или сотрет, евр. йешуфеха рош)» (Быт. 3:15). С тех пор древний змей и все змеиное отродье, то есть падшие ангелы, воспринимаются людьми как заклятые враги. Человечество ждет век за веком Того, кто поразит сатану сокрушительным ударом. И вторая Ева, Пречистая Дева Мария рождает Победителя греха, Победителя всех злых сил. Семя Пресвятой Жены поражает змия в голову. На Кресте искуплены все грехи, воскресший Господь Иисус является как Царь, одержавший победу над нашими врагами. Но к этому торжеству ведет долгий путь. Начальные его стадии прослежены в книге Бытия.

Падшее человечество грешит и борется с грехом. Каин из зависти убивает Авеля, хотя Господь и призывает его бороться с греховными устремлениями: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Древнее человечество настолько коснеет в грехе, что умирает в водах всемирного потопа. Господь спасает лишь одну семью праведного Ноя. Один из трех сыновей Ноя старается посрамить отца, перед братьями принизить отца и возвысить себя. Напрасно. Братья смиряются перед Ноем и оказывают отцу почтение, а тщеславный поступок Хама до сих пор называется отталкивающим словом «хамство». Преемство праведной жизни переходит от Ноя к Симу и дальше из поколения в поколение к Аврааму, Исааку и Иакову.

Гордые люди земли сплачиваются в амбициозном проекте, они строят вавилонскую башню. С земли она кажется огромной, до неба. А с небесной выси видится муравьиное копошение маленьких человечков, их безумное стремление приравняться ко Всевышнему. Бог смиряет гордых, Он устанавливает языковые барьеры. Единомышленники перестают понимать друг друга, башня остается недостроенной. Возникают разные языки, появляются новые племена. Вот и этногенез. Среди множества людей разных народов книга Бытия прослеживает поколения людей Божиих, особое родословие.

Бог даровал человеку свободу, и каждый волен выбирать себе путь. Так было и в семье Авраама. Исаак наследовал благословение отца, а другой сын Авраама, Измаил, – нет. И это зависело не от родительских пристрастий. Любимым сыном Исаака был Исав, но он продал свое первородство, и благословение получил другой сын, Иаков. В материальном плане Исав не понес убытка, но с духовной точки зрения Исав оказался в стороне от настоящей жизни. Патриарх Иаков, не будучи человеком, состоящим из одних достоинств, всеми силами боролся за одухотворенную жизнь, настоящую жизнь. Его большая семья описана в Библии с почтением, но без прикрас. Один из сыновей Иакова прошел страдальческий путь, стал великим человеком и спас всю семью от смерти. Судьба Иосифа представляет собой живое пророчество о Спасителе.

* * *

Иаков относился к Иосифу как к любимому сыну. Братья Иосифа в гневе решили его убить, но старший брат уговорил их смягчиться. Иосифа продали в рабство за 20 сребрянников. На положении невольника Иосиф оказывается... талантливым организатором, как бы сейчас сказали. Хозяин назначает его управляющим над своим имением. Более того, чудесным образом в его руках оказываются экономические рычаги всей страны, не только из-за того, что он умелый хозяйственник. – Иосиф благословлен даром пророческого предвидения. Однако его жизнь в Египте не обошлась без испытаний, он прошел через тюрьму, куда попал по ложному обвинению в блудных поползновениях. Когда из Палестины приехали братья Иосифа искать хлеба, Иосиф принял семью под свое покровительство. Братья раскаялись и смирились перед ним. Да, книга Бытия приводит древние свидетельства о покаянии. И не только такой проницательный христианский ум, какой был у преподобного Андрея Критского, может их найти. Сошлемся еще на одно свидетельство: кается Иуда, сын Иакова (Быт. 38:26), он тяжко согрешил против своей невестки.   

...Жизнь ветхозаветных патриархов проходит в борьбе за Божие благословение. Противоборствуя греху, отдельные люди стараются объединять свои усилия. Горячее желание жить в мире с Богом сплачивает людей. К концу книги Бытия люди Божии уже составляют не просто семью, но нечто большее – род. Господь сохраняет Свой избранный род от гибели, хотя и не помещает его в какие-то искусственные тепличные условия. Вторая книга Моисеева начинается с того, что потомство Иакова в Египте умножилось и составило целый народ. Между Бытием и Исходом избранный род становится народом. Под водительством пророка Моисея этот народ переживает многие испытания и преображается в ветхозаветный народ Божий. Во время исхода из Египта люди совершают ветхозаветную Пасху – она указывает на спасительную жертву Христову. Это было «во время оно». А что в наши дни? Народ Божий по церквам готовится к участию в новозаветной Пасхе, и, читая книгу Бытия, славит Бога за все благодеяния, от дней древних до дня нынешнего.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
диакон Павел30 июня 2012, 01:00
Уважаемый Виктор! Да, связано. Человек, который продает свое первородство, показывает себя недостойным первородства и того благословения, которое получает первородный.
Виктор14 июня 2012, 20:00
Добрый день, отец Павел. Вы говорите: "Любимым сыном Исаака был Исав, но он продал свое первородство, и благословение получил другой сын, Иаков." В Быт.27 Иаков обманом получает благословение вместо брата. Связано ли то, что Исав продал своё первородство с тем, что он не получил благословение? Спасибо
Никита31 мая 2012, 06:00
Всё-таки правда, произвольным цитированием можно доказывать что угодно. Можно например доказать, что в Псалтири сказано: "Нет Бога". А то, что дальше там: "сказал безумный в сердце своем" никого уже не заинтересует.
Елена22 марта 2012, 07:00
Уважаемый диакон Павел! Прежде всего разрешите поблагодарить Вас за то, что не оставили без внимания мои просьбы разобраться в столь сложных и важных вопросах.Я глубоко и искренне Вам благодарна. Понимая то, что, наверное, дальнейшее наше обсуждение всей массы тех вопросов, что я затронула, могут, возможно, не лучшим образом повлиять на всех, читающих комментарии, и посеять сомнения в и без того грешных душах, может быть, Вы снизойдете до того, чтобы продолжить наше с Вами общение через мою электронную почту, дав мне адрес Вашей электронной почты? Мой электронный адрес у Вас есть.Была бы очень рада продолжить наш с Вами разговор. У меня есть еще много того, что мне хотелось бы Вам сказать, чем поделиться, в чем посоветоваться с Вами.С уважением, Елена
диакон Павел21 марта 2012, 20:00
Уважаемая Елена, наше обсуждение будет плодотворным, только если мы выберем один предмет обсуждения и рассмотрим его под определенным углом. В своих недавних комментариях Вы коснулись множества предметов для обсуждения. Я их отмечу: соотнесение понятий «душа» и «дух», библейское богословие в 103 псалме, Тело Христово – страдающее и прославленное, спор Господа Иисуса с саддукеями, аргументы против самоубийства и против поиска нескончаемых удовольствий и т. д. К сожалению, обо всем этом мы не можем подиспутировать. Надо выбрать что-то одно, по возможности сузить тему, – тогда станет возможным дальнейший толковый разговор. Всего Вам доброго!
Елена21 марта 2012, 15:00
Благодарю администрацию, хотя бы, за те комментарии, которые были опубликованны.Каждый из нас получит то, что заслужил, вне зависимости от наших точек зрения. Всем легкого поста!
Елена19 марта 2012, 23:00
Олег, а сколько дней прошло с момента его смерти на кресте до явления его ученикам своим? А сколько времени уже прошло и пройдет до 2 пришествия? Зачем же понимать всё так буквально?Кроме того, приди он в другом обличии, так кто бы его смог узнать? Думаю в том, кто придет судить человечество, это человечество не сразу его и признает именно из-за отсутствия сходства с тем, кто изображен на иконах (впрочем, даже на иконах он бывает изображен по-разному).Кстати, под другой статьей один комментатор Любовь объяснила мне, что даже говоря о слезах очистительных, речь не идет о тех слезах, что капают из глаз, что это просто такое образное выражение и, по-моему, она была абсолютно права.Да Вы и сами почитайте, никто вам Ваш образ не обещает, обновленное тело - да, но кто и где сказал, что идентичное сегодняшнему (или вчерашнему или предсмертному?)
Олег19 марта 2012, 21:00
Елена ,по воскресении своем Христос явился ученикам в том же теле и показывал им раны свои . И так был вознесен на небо . В том же теле . Если душа многократно перевоплощается , то по воскресении в каком она теле явится ?
Елена19 марта 2012, 16:00
И еще.В объяснениях опровергающих множества жизней проживающих одною душой есть такой пример, его задают Христу: чьей женой станет женщина при воскрешении, если за одну свою жизнь она успела побывать женою семи братьев. И это подается как пример того, что речь идет всего лишь об одной жизни этой женщины, а вопроса о нескольких жизнях не звучит, что , якобы , доказывает то, что в учении Иисуса о перевоплащении ничего не говорится.Но, во-первых, отсутствие самого вопроса на эту тему лишь говорит о том, что его ученикам не пришел в голову такой вопрос, а объяснение Христа на эту тему было достаточно в рамках уже одной жизни и ответ его вполне мог был быть перенесен и на множество воплощений.А вот само то, что Христос говорит о том, что он вернется на Землю, разве это-то как раз и не говорит о возможных перевоплощениях?
Елена19 марта 2012, 14:00
Вот, я беседовала с молодыми, которые в этой жизни успели дойти до мысли, что всё вокруг них дерьмо, жизнь бессмыслена и чем раньше ее прервешь, тем будет лучше и идут на самоубийство и никакие убеждения их в Страшном Суде и Царствии Божиим не останавливают их. Но, когда им говоришь, ребята! Душа-то бессмертна, Вы можете уничтожить свое тело, а душа будет мучаться вечно и не как-то абстрактно, а также как вы мучаетесь теперь, то есть в теле, только с утроенной мукой за грех ваш, за самоубийство. И вот когда таким людям даешь реальную картину их мучений, а не абстрактную и вероятную, но о которой никто не может в точности сказать что-то вразумительное, то в головах таких людей появляется просветление, тогда бывает достаточно им сказать, посмотри по сторонам, твой случай не самый крайний и ты можешь из него еще очень даже неплохо выкорабкаться. И ведь выкорабкиваются, поверьте.
Елена19 марта 2012, 14:00
А исповеди, что есть они как не внушение самому себе того, что можно однажды нагрешить по полной программе, а потом раскаяться и расчитывать на Царствие Божие?Уверяю Вас, д.Павел, подобным образом думает огромная масса людей и никто из них не вникает в то, что раскаяние должно быть искренним, а последующие шаги праведными, ведь всегда можно возвратиться, пока ты жив, исповедоваться и причаститься и продолжать расчитывать на Царствие Божие.На мой взгляд, как раз страх перед новым воплощением, причем менее комфортным, чем жизнь настоящая, раскошная, но неправедная, может сподвигнуть человека на дела праведные и жизнь праведника.Представьте себе олигарха, который видить, ну, хотя бы в телевизоре, передачу о каком-нибудь бомже и чувствуя за собой хвост тяжких грехов может задуматься о том, что следующий свой приход в жизнь для него будет идентичен судьбе такого же вот бомжа или какого-нибудь мауги в семье пьяниц.Может подобное осознание сподвигнуть человека еще в этой жизни измениться в лучшую сторону? По-моему, да.
Елена19 марта 2012, 14:00
Очищение душ от скверны.Никто не говорит о том, что Иисус придет в том же теле, в каком его однажды распяли, но в обновленном и не Страдальцем за грехи наши, но Судией за дела наши. А не есть ли уже одно это перевоплащением? За его праведную жизнь и его страдания за людей в новом воплащении он явится вершителем судеб наших, милующим и наказующим.Почти тоже, что я писала в предыдущим комментарии: проживешь свою жизнь достойно- так и в следующей тебе воздастся, а проживешь недостойно - так и в следующей ничего кроме горя и мучений не увидишь.Вот я прочитала о том, что не признавая переселения, христианство заставляет человека в этой одной единственной жизни быть более порядочным и ответственным, так как другого шанса у него уже не будет. Но, во-первых, почему же с приходом христианства мир не стал чище и прекраснее? Не значит ли это, что никого это не запугало и не заставило пересмотреть свое поведение, а, возможно, кто-то даже махнул рукой, мол, один раз живем на нашей грешной земле, так хоть этот один раз прожить по полной в удовольствии и роскоши, а уж что там будет и будет ли вообще, бабушка надвое сказала.
Елена19 марта 2012, 12:00
Спасибо Вам о.Павел.Я не изучала того, чему учат буддисты и индуисты.Но вот, читая Псалтырь в псаломе 103 29: "Сокроешь лицо Твое - мятутся; отнимешь дух их - умирают, и в персть свою возвращаются." 30: "Пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли" -- здесь нигде не говорится о том, что для каждого нового тела посылается новый дух (что в моем понимании душа есть) и я не говорила о том, что именно душа забывает предыдущую запись.Нет, не забывает, но вновь родившемуся не дано помнить этой записи, вот что я имела ввиду. Неприменно прочитаю предложенное Вами для прочтения.С уважением и благодарностью, Елена
Хрусталёва Лариса16 марта 2012, 22:00
Надо побыстрей и повнимательней перечитать книгу Бытия. Спасибо, о. Павел Хрусталёва Лариса
диакон Павел16 марта 2012, 22:00
Уважаемая Елена! В своем комментарии Вы изложили учение о перевоплощении человеческих душ. Это учение близко к тому, как верят индуисты и буддисты. Для христиан тело не просто оболочка души, а важная часть человеческой природы. Христиане верят: душа тело = человек. То есть человек представляет собой единство души и тела, душа не меняет тела. Душа без тела – это как бы «получеловек». Господь не дает душе перевоплощаться, а воссоединит душу с ее телом, воскресит человека, чтобы он снова обрел полноту жизни. Христиане верят, что Бог – вечен, а душа человека сотворена Богом и бессмертна. До творения души не было, с момента творения человеческая душа существует и будет существовать всегда. То есть душа человека как бы «полувечна». Христианская вера в воскресение – больше, чем доктрина. Ее не люди придумали, она основана на откровении Божии, на живом опыте встречи с воскресшим Христом. И люди это откровение богословски осмыслили, на его основе строят духовную жизнь. На основе веры в перевоплощение не получается строить жизнь: считается, что перед очередным перевоплощением душа теряет память о предыдущей жизни. Этот пункт веры в перевоплощение не выдерживает критики. Учения о перевоплощении в слове Божием нет. О расхождениях между разными учениями о душе можно посмотреть в книге «Раннее христианство и переселение душ» (http://mirknig.com/knigi/religiya/1181224737-rannee-xristianstvo-i-pereselenie-dush.html). Всего Вам доброго!
Елена15 марта 2012, 15:00
Я написала 2 комментария, но их не опубликовали, по-видимому, посчитав, что написала я что-то не то, а из разряда ереси. Может быть, но хотелось бы всё-таки послушать или прочитать мнение оппонентов, священников или хотя бы простых смертных.
Елена15 марта 2012, 14:00
Тем, у кого предыдущая запись черна и они рождаются в тяжелых условиях, им выйти на путь добра гораздо труднее, чем тем, у кого душа не обременена предыдущими смертными грехами, поэтому жизнь таких людей на земле тяжела.О таких мы часто говорим: несчастный! Такой хороший человек, а сколько у него бедного проблем, как ему тяжело!за что ему это? И, тем не менее, если новая жизнь души. жизнь праведника. то он неприменно выйдет из той среды в которой родился и будет счастлив и почитаем.Точно так же, как человек, ведущий неправедный образ жизни, даже. если он родился в идеальных условиях, в любви и заботе, встанет на неправедный путь, то жизнь его в конечном счете закончится в жутком окружении, а. если не эта жизнь, то следующая принесет ему жуткие мучения.По этому для меня понятия Рая и Ада - понятия земные.Как Рай, так и Ад ждет нас здесь , на Земле. Не зря же мы часто говорим: я как в рай попала - так мне было хорошо, или, напротив,слава Богу, я вырвалась из этого ада!
Елена15 марта 2012, 14:00
"Наши тела и души не вечны." Я, в отличии от диакона Павла Сержантова не специалист в данной области, но у меня есть свое видение.Я считаю, что душа бессмертна, т.е. вечна. Да, не мы над нею властны, а Господь Бог, но она вечна. Душа, как диск вложенный в телесную оболочку, записывает на себя всю информацию, все поступки этой телесной оболочки, а когда человек умирает - это всё равно. что вынуть диск и просмотреть его на каком-то общем всемирном компьютере, оценить и положить на нужную полку: порнография, убийства, классика и т.д.Но в любой момент можно взять этот диск с полки и вложить его в очередное тело для новой записи. Но ведь никто из нас не станет записывать на один диск информацию. неидентичную предыдущей записи, не так ли? А значит диск этот попадет в ту среду, которая соответствует предыдущей записи, т.е. если на душе запись убийцы, то тело с такою душой окажется среди людей подстать записи. Но Бог дает нам возможность исправить запись, лишая нас памяти о предыдущей записи и ребенок рождается чистым и непорочным изначально в любой среде как благоприятной для его дальнейшего развития, так и неблагоприятной.Бог дает возможность как бы снова выбрать направление в жизни: к добру или ко злу и греху.
Каюсь в грехах...12 марта 2012, 20:00
Земной поклон игумену Арсению,Максиму и Евгению и всем за участие и молитвенную помощь.Пост-опять в радость!Переживания утихли.Спаси Вас Господи!
игумен Арсений10 марта 2012, 03:00
Полезно и отрадно читать и Генесис по Септуагинте, и Берешит по Танаху.
Роман 9 марта 2012, 19:00
Прекрасная статья!
Максим 9 марта 2012, 17:00
@Запутанный в грехах: Ной НЕ ПРОКЛИНАЛ Хама и Ханаана. Ной сказал только «проклят Ханаан», а не «проклинаю Ханаана», т. е. произнес пророчество, а не проклятие. Ответы на вопрос, почему согрешил отец, а наказание несёт сын, есть в святоотеческом учении. Читайте Златоуста. Очень подробное объяснение дает Е.А.Авдеенко в аудиолекциях «Чтения по книге Бытия», можно купить CD или найти в открытом доступе в интернете. Послушайте 27-ю беседу «Вавилон (часть первая)», помоги Вам Господь...
Алиса 9 марта 2012, 16:00
Священное Писание - лишнее подтверждение того, как у Господа всё рационально и продуманно в отношении Бытия и нас в Бытии! Слава Господу!
Евгений 9 марта 2012, 15:00
Мне,грешному,мнится,что,пытаясь судить исторических "Персонажей",мы должны пытаться представить себе нравы и обычаи того времени.Видимо это было в обычаях того времени.Ну и для устрашения читающих,т.е. вразумления.Видите,как вас это впечатлило.И правильно,т.к.,на мой взгляд,это некая модель,матрица,что ли,участи всех нас,грешащих.И если бы не Господь наш Иисус Христос,искупивший СВОЕЙ КРЕСТНОЙ СМЕРТИЮ, все наши грехи,вто,что ожидало бы всех нас,согрешающих.А так-ВОСКРЕСЕНИЕ ВО ХРИСТЕ. Слава Богу,Великий пост-весна для души.
Запутанный в грехах 9 марта 2012, 11:00
А вот,кто мне окаянному и недостойному сможет ответить на вопрос-зачем Ной проклял не только своего сына Хама но и внука и всех его потомков и приговорил даже тех,кто ещё не родился быть рабами у своих родственников?Я не хочу и в мыслях и в сердце,чтобы потомки моего брата были рабами у моих детей и наоборот.Я,что -лучше Ноя?Это же сколько горя прибавилось на Земле из-за проклятия ветхозаветного праведника?Внука-за что проклинать?А я человек очень грешный и не совсем умный-если сына нельзя было простить,зачем правнукам жизнь калечить?Прости меня Господи!Праведник Ной-кто ответит мне недостойному?Я тоже люблю вино...А в начале поста -сам не свой.Господи, помилуй!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке