Причастие Фаворского света

Загрузить увеличенное изображение. 600 x 493 px. Размер файла 162859 b.
Есть события, как бы несвоевременные, но святые. Так преподобный Серафим предсказывал, что при переносе его мощей Пасху будут праздновать летом. И действительно, принося мощи святого в Дивеево, не могли многотысячные толпы богомольцев сдержать в груди Пасхальные песнопения. Подобным образом сейчас, когда на дворе март, нам нужно мыслями перенестись в август, в число 19-е по новому стилю.

По одиночке шли и парами
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по-старому
Преображение Господне
(Пастернак)

Задуматься о Преображении нас понуждает память святого Григория Паламы, чья память совершается во вторую неделю Четыредесятницы. Житие Григория может привлечь интерес самыми разными подробностями и событиями. Он, например, был избран на кафедру Фессалоников по прямому ходатайству покровителя города – великомученика Дмитрия. «Этого я беру в свой город архиепископом», - сказал Дмитрий святому Георгию, и будущий архиепископ был удостоен слышать разговор славных великомучеников в сонном видении. Григорий был представителем той части архиерейского чина, который стремится больше к келье и книгам, чем к славе и суете. Лишь за послушание и для пользы народа Божия, со скорбью такие люди берут на себя иго управления паствой и ответственность за многих. Архиерейство было крестом тем более тяжелым, что епископов, как и басилевсов, нередко низлагали, изгоняли, заточали в ссылки и тюрьмы. Григорию же пришлось год провести в плену у турецких пиратов, где он проповедовал им Евангелие и где пришел к выводу, что греки должны незамедлительно (!) начать обращение турок в христианство. Но все эти, и многие другие священные факты священной биографии отходят на второй план, когда мы знакомимся с главным делом Григориевой жизни – учением об обожении человека и о Фаворском свете.

Вопрос этот никто не готовил специально и возник он, как бы, сам собой, постепенно обозначая подлинную пропасть между разными целями жизни внутри христианства и разными типами благочестия. Точкой приложения усилий и тем щитом, о которые ломались копья, стал праздник Преображения. Что произошло на Фаворе? Что видели апостолы, и зачем они видели то, что видели? Противники Григория говорили, что свет, виденный апостолами, есть свет особый, просвещающий, но сотворенный, подобно животворному для всей природы солнечному свету.

Григорий же, выражая отныне Православное учение, и в слова облекая прежде накопленный, но не зафиксированный опыт, говорил о нетварном свете Божества. Фаворский свет не сотворен, говорил он, и это есть свет Самого Бога и благодать Его, явленная настолько, чтобы причащающимся этого света людям не умереть, но освятиться. Не столько Христос преобразился, говорит Церковь, сколько Христос преобразил зрение и чувства учеников, чтобы те могли видеть Христа, каков Он есть. И это созерцание есть предвкушение будущего Царства, о котором сказано: «слава Божия осветила его (Иерусалим Небесный) и светильник его – Агнец» (Откр.21:23) Именно поэтому сказано перед Преображением, что «есть некоторые, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лук. 9:27). Не что иное, как зрение Царства Божия в доступном для земной природы зачатке, видели на Фаворе апостолы. И потому явились там Христу Моисей – от преисподних, и Илия – от небесных, чтобы Закон и Пророки поклонились Слову, ставшему плотью и эту плоть обожившему.

Праздник Преображения по смыслу и значению далеко выходит за пределы одного из праздников, но придает всей жизни смысл и сообщает цель. Цель – обожение. Петр говорит, что: «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4) Иоанн говорит: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2) И Петр, и Иоанн были с Ним на святой горе. Был еще и Иаков, брат Иоанна, он тоже сказал бы об этом, если бы не стал ранней жертвой Иродовой злобы.

Итак, увидим Его и будем подобны Ему, от самого созерцания изменяясь и питаясь благодатью, подобно тому, как Ангелы питаются ею ныне. Свести на нет этот праздник, вместо смыслообразующего значения придать ему характер частный, локальный, казалось бы, невозможно. Однако западная религиозная мысль именно так, не к месту скромно относится и к Преображению и к самой идее обожения. В Литургическом году католиков Преображение едва заметно, учение Григория считается ересью, и та пропасть в мировоззрениях, о корой мы говорили в начале, с течением времени стала почти непроходимой. Запад пошел по пути интеллектуализма. Оппонент Григория – Варлаам – говорил, что созерцание Бога есть мысленное восприятие Божества, но никакое не приобщение к вечному свету и нетварным энергиям. Из этой точки Восток и Запад разошлись разными путями.

Запад, доверяя уму и за рассудком оставляя главную ценность, философствовал, размышлял, ставил проблемы, пока не растерял саму веру и не заменил благодать силлогизмами. Мы же, находясь в длительном у Запада плену, все ошибки его впитали и воплотили. Критиковать Запад можно, только изживая болезни Запада из себя. Иначе критика будет самоубийственной. Наши семинаристы и академисты, иереи и архиереи столетиями не слышали и не говорили о том, о чем учил Григорий. При этом память его во вторую неделю Великого поста совершали исправно, что лишь подчеркивает чувство горечи. Исихазм и умная молитва, не найдя места в Академиях и семинариях, ютились в скромных обителях, но там-то продолжал жить апостольский опыт фаворских созерцаний. Это происходило часто без книг, как устная передача личного опыта. То есть, как подлинное Предание. Вот Иов Почаевский многие дни проводил на молитве в каменной пещере и монахи видели, как языки пламени, которое не жжет, вырывались временами из входа в эту природную келью. Всеми любимый Серафим, тот, чьи мощи перенесением своим однажды подарили Пасху среди лета, тоже был причастником Фаворского света. Эту благодать, как плод долгих молитв и умного в Боге молчания, он явил глазам Мотовилова, и мало кто из православных не слышал об этом. Словно в огне стоял на Литургии преподобный Сергий, огонь входил в Чашу при службе его и этим огнем он причащался. Так лучшие сыны Церкви нашей были практическими выразителями и исполнителями Православного учения, хотя мало кто из них мог бы теоретически это учение истолковать.

В заключение скажем, что раздел между Востоком и Западом в вопросе о спасении есть раздел между интеллектуализмом и человеческой праведностью с одной стороны, и подлинной святостью и начальным изменением падшей природы – с другой. Но обозначим некоторые опасные ловушки.

Во-первых, не все православные причастны в должной мере Божией благодати. Исповедание правого учения есть лишь указание правого пути. Но по пути нужно идти, а не просто указывать его. Поэтому хвалиться не надо. Во-вторых, западный путь размышляющего ума не есть путь абсолютного тупика. Свои открытия и свои полезные знания есть и там. Другое дело, что путь этот имеет конец и пределы, за которые выйти не в силах, и вот тут-то наступает время иных трудов и иных подвигов. Просто пренебрегать знанием, книгой, размышлением – грех. Григорий, выразивший самое возвышенное учение Церкви, был очень образованным человеком. Те науки, которым он отказывал в спасительности, были уважаемы им в должную степень и ему знакомы. Так, в юности он изучал Аристотеля и на одну из его лекций, читанных при дворе, раздались возгласы: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить её похвалы». То есть не отрицанием внешних знаний, а указанием на их границы характерно Православие.

Посему, находясь на большом отдалении от собственно обожения, нуждаясь сначала в очищении, исправлении и научении, будем все-таки знать: конечная цель жизни человеческой есть благодатное преображение естества нашего и приобщение к жизни Божественной. На земле – частично и зачаточно, в вечности же – по иному, так, что и говорить об этом пока нельзя.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Афанасий30 марта 2016, 09:00
Не понимаю. Зачем Григорию понадобились некие энергии, если уже были Дух Святой и благодать? Энергии это нечто неживое.
Климент20 сентября 2015, 02:00
Очень интересно! Вот может почему некоторые западные философы, может и цылые школы понимали под духом человека разум и то как рассудок (насколько я понял так нас учили в университете о Гегеле и тех кто основывался на нем - Марксе). Может именно из этой точки растет трагедия западной богословской и философской мысли!"Оппонент Григория – Варлаам – говорил, что созерцание Бога есть мысленное восприятие Божества, но никакое не приобщение к вечному свету и нетварным энергиям. Из этой точки Восток и Запад разошлись разными путями."
Tamara Kidzun 8 марта 2015, 20:00
Святой Григорий Палама, моли Бога о нас грешных! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Leonid Nikitin27 ноября 2014, 09:00
насколько я понимаю вопрос о Свете.,но я до сих пор не могу понять сколько их... в первый день Бог сотворил свет или Свет,в четвертый день тоже свет.,что это,задаюсь давно ,теперь что то начинаю понимать .,там где тонко там часто рвётся.Спаси нас Бог! виктор.
римма14 марта 2014, 11:00
Святой Григорий Палама, моли Бога о нас грешных! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
о. Сергий26 ноября 2013, 21:00
Насчет Аристотеля. Более верной кажется мысль архим. Киприана Керна: «поколения аскетов и созерцателей выработали свое учение о человеке, основанное больше на внутреннем самоуглублении, на изучении своего сокровенного мира души, чем на богословской диалектике и предпосылках античной философии» (Архимандрит Киприан (Керн) Антропология свт. Григория Паламы Антропология Пустыни). Вот так.
Агния13 сентября 2013, 08:00
О. Андрей, Вы подспудно внушаете людям свою трактовку пророческ=тва преподобного Серафима Саровского. Ни единожды звучит у Вас мысль, что " преподобный Серафим предсказывал, что при ПЕРЕНОСЕ его мощей Пасху будут праздновать летом". Кто сказал, что Перенос? Кто сказал, что это пророчество уже сбылось? (Вы говорите о нем в прошедшем времени). Я полагаю, Вы ошибаетесь. «Мне , убогому Серафиму, от Господа ПОЛОЖЕНО ЖИТЬ ГОРАЗДО БОЛЕЕ СТА ЛЕТ. (Преподобный отошел ко Господу, прожив 73 года, 5 месяцев и один день - Сост.) К тому времени архиереи русские так онечестивятся , что даже и важнейшему догмату Христовой Веры - Воскресению Христову и всеобщему Воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея превременныя жизни взять и затем во утверждение догмата воскресения, ВОСКРЕСИТЬ МЕНЯ, и воскрешение мое будет, яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской ПО ВОСКРЕШЕНИИ ЖЕ МОЕМ Я ПЕРЕЙДУ из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние.» «По обетованию Господню воскреснет на некоторое время и восстанет из гроба Великий Старец Серафим и пешком перейдет из Саровской пустыни в село Дивеево " С.Нилус
Ирина31 марта 2013, 15:00
Спасибо, о. Андрей! Хоть и задним числом читаю, но слава Богу, что просвещаюсь понемногу. Живу во Франции несколько лет. По поводу того, что "Запад ожирел", как считают некоторые ваши комментаторы, спорный вопрос. Но вы совершенно правы, что здесь кругом одна логика. Рассудочность. С другой стороны, здесь много благотворительных организаций, в которых работают беневолями простые люди и помогают другим. Может, они не размышляют о Боге, а просто дело делают... Мне это напоминает притчу о Марии и Марфе. Простите, если я не по теме сказала. Но спаси, Господи, Мир наш!
Сергий19 августа 2012, 19:00
Батюшка, благословите! Разъясните, пожалуйста, кажущееся мне противоречие в статье диакона Петра Михалёва " Восходил ли Енох и Илия на небо", где автор ссылается на святых и утверждает, что пророк Илия был взят не на небо, а как бы на небо и словами в Вашей статье : " И потому явились там Христу Моисей - от преисподних и Илия - от небесных..." Где же в самом деле следует понимать местонахождение пророка? С уважением, Сергий.
Сергий13 марта 2012, 13:00
И ещё добавлю, простите что не по теме, да ещё в Великий пост, но знать это не вредно. Сейчас много говорят и пишут о HAARP - климатическом (и не только) оружии. Весь интерент завален съемками и видеороликами странных "знамений" на небе, явно имеющих рукотворное происхождение. Просто нампоминаю всем: Блюдите убо, како опасно ходите (не только в духовном смысле). Ибо скоро, изобретения рук человеческих, позволят и огонь с неба сводить и "знамения" второго пришествия давать и мёртвых воскрешать, прельщая людей.
Сергий12 марта 2012, 11:00
Простите батюшка Андрей, но о фаворском свете лучше читать у Григория Паламы, а так же в житии Серафима Саровского, как его описал Мотовилов. Да и сам вопрос, почему фаворский свет видят монахи и даже некоторые миряне, да как, каким путём?, - стоит выше нашего разумения и желания, по крайней мере моего. А есть ещё и свет прелестный, тварной - вот про эту напасть было бы хорошо лишний раз прочесть. Может я грешный переспостился, но написали вы всё как-то заумно.
Валерий12 марта 2012, 00:00
Игорь! До Воскресения Господня души всех умерших находились в преисподней: и грешников, и праведников. В их числе и Моисей. А Илия был взят живым на небо. Потому он от небесных. Надеюсь я правильно ответил на Ваш вопрос.
Алёна11 марта 2012, 17:00
СпасиБо, отец Андрей, за те проблески Света, которыми через Вас освещаются на миг мои помрачённые душа и сердце...
Леван11 марта 2012, 16:00
Огромное спасибо Вам, протоиерей Андрей, за познавательнейшую статью. Узнал для себя много нового и важного. Рад, что Господь сподобил меня прочитать данную статью. Спаси Господи!
Борис11 марта 2012, 01:00
Правильно и хорошо! Для меня Григорий Палама - первый (по времени) источник православной веры, на который я набрел, когда почувствовал жажду духовную. Храни Господи всех православных христиан!
Ксения11 марта 2012, 00:00
Ксения: Спаси Вас,Господи, отец Андрей! Как высоко! Как просто! Помоги, Господи, хотя бы постоянно видеть тот маяк, куда идти! А идти трудно, грешна-грешна
мария10 марта 2012, 23:00
Пожалуйста, модераторы сайта, скажите - фотография какой фрески использована для оформления статьи!!! Очень понравилась, хотелось бы найти ее в более крупном разрешении.
ЛАПОТЬ10 марта 2012, 20:00
Гладко всё на бумаге, но, а в жизни всё овраги, а по ним ходить. С нашим укладом жизни, как освятиться Божественным светом? Как очистится от греха? Как получить от Бога хотя бы желание идти по пути к Нему? Это надо изменить сознание людей, их отношение к Любви,истине,совершенству, к друг другу.Только беда рождает сознание. Чем глубже скорбь - тем ближе Бог.Вот тогда и наступает и обожение, и просветление и народ сплачивается.Запад ожирел от своей жизни, вот и допускает определенные вольности по отношению к Богу, за что и будет страдать (упаси Господи). Всегда надо знать меру во всём.Бог замечает и приближает к Себе только тех, кто стремится к нему ежеминутно- без передышки!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! СПАСИ ГОСПОДИ РОССИЮ!
Игорь10 марта 2012, 17:00
"И потому явились там Христу Моисей – от преисподних, и Илия – от небесных, чтобы Закон и Пророки поклонились Слову, ставшему плотью и эту плоть обожившему." Почеиу Моисей явился от преисподних, объясните пожалуйста.
миша 9 марта 2012, 22:00
По пути нужно идти, а не просто указывать его. Это ответ на мой вопрос. Спасибо.
Ксения 9 марта 2012, 16:00
Спаси Вас,Господи, отец Андрей! Как высоко! Как просто! Помоги, Господи, хотя бы постоянно видеть тот маяк, куда идти! А идти трудно, грешна-грешна...
Валентин 9 марта 2012, 12:00
Хорошо! Прям в душу и голову!
Наталия 9 марта 2012, 12:00
Спаси Господи!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке