Школа роста

Есть у Чехова рассказ под названием «Пари». Суть происходящего в рассказе заключается в том, что на одной вечеринке между людьми возник спор об уместности смертной казни. Одни говорили, что она необходима, другие – что она непозволительна и должна быть заменяема пожизненным заключением. Раздался также и голос некоего студента, который сказал, что с нравственной точки зрения убийство и пожизненное заключение одинаково ужасны, но что он бы, в случае выбора, согласился бы на пожизненное.

«Вы и пяти лет не выдержите, не то что пожизненное заключение», – сказал студенту один из присутствовавших на вечере богачей. На эти слова студент ответил предложением пари и вызвался за 1 миллион высидеть в добровольном заключении 15 (!) лет. На том и порешили. Заключение нужно было терпеть во флигеле упомянутого богача, сношение с миром осуществлять только через письма, все необходимое (книги, еду, ноты и проч.) богач обязывался предоставить по первому требованию. Общаться с людьми – запрещено, и если студент выйдет из затвора хоть на полчаса раньше – он проиграл.

Кто хочет узнать, чем дело закончилось, пусть читает оригинал. Мне же представляется важным то, чем занимался студент в своей импровизированной тюрьме, а точнее – что читал. Человеку крайне важно научиться работать с текстами и информацией, чтобы не захламлять сознание, чтобы избегать ловушек, чтобы не повторять чужих ошибок. В информационном же обществе (а именно в нем мы и живем) сей навык просто-напросто приравнивается к необходимой технике безопасности.

Итак, Антон Павлович следующим образом описывает поведение добровольного узника:

«В первый год юристу посылались книги преимущественно легкого содержания: романы с сложной любовной интригой, уголовные и фантастические рассказы, комедии и т.п.»

Именно так и читает большинство людей, одаренных умением читать. Для них искусство и культура лишь способ уйти на время в параллельный, ни к чему не обязывающий мир, попытка отдохнуть и расслабиться. Развлечения ищет «почтеннейшая публика» в таком подходе к искусству, развлечения и легкой альтернативы тяжелой и обременительной действительности. В мире братьев Люмьер этому чтиву соответствует tutti-frutti, то есть вся бурда: мелодрамы, боевики, мыльные сериалы, фэнтези. Но обыватель в тюрьме не сидит, и на этом этапе может провести всю жизнь без остатка. Зато студент сидит, и его душа вынужденно развивается, посему меняется и читательское меню.

«Во второй год музыка уже смолкла во флигеле, и юрист требовал в своих записках только классиков. В пятый год снова послышалась музыка, и узник попросил вина. Те, которые наблюдали за ним в окошко, говорили, что весь этот год он только ел, пил и лежал на постели, часто зевал, сердито разговаривал сам с собою. Книг он не читал. Иногда по ночам он садился писать, писал долго и под утро разрывал на клочки все написанное. Слышали не раз, как он плакал».

Классика пришла на второй год. Когда она придет к человеку, находящемуся в обычных, а не экстремальных условиях, – вопрос. Но она должна прийти. Нужно перечитать произведения школьной программы, чтобы развеять иллюзии знакомства с ними, и впервые прийти в восторг и уронить слезу над Гоголем, Пушкиным… Потом захочется самому что-то написать (студенту захотелось). Но это скоро пройдет (студент на утро разрывал все написанное).

Но на этом развитие тоже не заканчивается.

«Во второй половине шестого года узник усердно занялся изучением языков, философией и историей. Он жадно принялся за эти науки, так что банкир едва успевал выписывать для него книги. В продолжение четырех лет по его требованию было выписано около 600 томов. В период этого увлечения банкир, между прочим, получил от своего узника такое письмо: “Дорогой мой тюремщик! Пишу вам эти строки на шести языках. Покажите их сведущим людям. Пусть прочтут. Если они не найдут ни одной ошибки, то, умоляю вас, прикажите выстрелить в саду из ружья. Выстрел этот скажет мне, что мои усилия не пропали даром. Гении всех веков и стран говорят на различных языках, но горит во всех их одно и то же пламя. О, если бы вы знали, какое неземное счастье испытывает теперь моя душа оттого, что я умею понимать их!” Желание узника было исполнено. Банкир приказал выстрелить в саду два раза».

Та ступень, до которой дорос необычный затворник, называется жажда глубоких знаний. Здесь стоит оговориться и признаться, что у подавляющего большинства из нас нет и не будет никакой возможности засесть за фундаментальное образование во взрослом возрасте. Это – редкий удел небольшого количества людей. Но жажда подлинных знаний у нас быть должна. Сама эта жажда будет защитой души от всякой информационной суеты и мелочи, которая норовит всякому залезть в рот и набиться в уши, как таежная мошкара.

Мы уже видим направление развития личности. Сначала легкое чтиво, затем классика, затем – наука и языки. То есть сначала Маринина, потом – Сэлинджер, потом – Платон в оригинале. Или сначала – радио «Шансон», потом – оркестр Поля Мориа, потом – Бах и Гендель.

Но идем дальше.

«Затем, после десятого года, юрист неподвижно сидел за столом и читал одно только Евангелие. Банкиру казалось странным, что человек, одолевший в четыре года 600 мудреных томов, потратил около года на чтение одной удобопонятной и не толстой книги. На смену Евангелию пришли история религий и богословие».

Заметим удивление банкира. 600 томов и маленькая книжечка. Что там можно читать так долго? До чего над ней можно додумываться? Подобные вопросы не высказываются многими лишь по причине отсутствия повода. Но заметим: над Евангелием замер человек, закаленный в чтении и изучении серьезных книг и наук. Человек мелкий и пустой пробежит евангельский текст глазами, зевнет и включит телевизор. Потом на вопрос: «Вы Евангелие читали?» – он будет громко отвечать: «А как же!» Что ни говорите, но чем глубже и основательнее человек, тем глубже и основательнее его вера. У примитивного человека вера по необходимости будет примитивной.

«В последние два года заточения узник читал чрезвычайно много, без всякого разбора. То он занимался естественными науками, то требовал Байрона или Шекспира. Бывали от него такие записки, где он просил прислать ему в одно и то же время и химию, и медицинский учебник, и роман, и какой-нибудь философский или богословский трактат. Его чтение было похоже на то, как будто он плавал в море среди обломков корабля и, желая спасти себе жизнь, жадно хватался то за один обломок, то за другой!»

Последний этап характерен двумя вещами. Во-первых, человек, докопавшийся до глубин, в эти глубины глянувший, может действительно читать все. Ему все интересно и все не так опасно, как людям неискушенным. Во-вторых, студент находился на финишной прямой и ожидал окончания срока пари, а это самый тяжелый период заключения. В это время он особенно остро мучился и искал развлечения.

Вот, собственно, все, что я хотел извлечь из рассказа. Чем он закончился, я не скажу, стимулируя здоровый интерес к хорошей литературе. А нам с вами, братья и сестры, нужно извлечь из сказанного ту мысль, что душа, начавшая трудиться, непременно проходит на пути своего развития вполне определенные этапы.

Нужно переболеть всякой чепухой и перерасти ее.

Нужно добраться до серьезных книг, отнимающих сон и переворачивающих душу.

Нужно ощутить скорбь от того, что у нас нет глубокого классического образования, нет базы. И нужно постараться хоть как-то эту потерю восполнить.

Наконец нужно дочитаться до слова Божия и найти в нем ни с чем не сравнимую сокровищницу красоты, и пользы, и смысла.

Только упомянутую школу духовного роста лучше проходить на воле и в тюрьму ради этого не садиться.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
марина11 марта 2015, 10:00
отец Андрей спасибо Вам огромное.Перечитала анализ всех учителей - литераторов.Не глубоко дают анализ этого рассказа .Так как не прикоснулись к Евангелия.Хочется понять что-же дальше будет с героем.Хочется с Вами поговорить на эту тему.
Татьяна 9 июля 2014, 20:00
Конечно в первую очередь возникают слова благодарности батюшке за толкование рассказа А.П.Чехова, рассказа глубокого и простого одновременно, рассказа талантливого и поучительного. с рассказами отца Андрея я познакомилась недавно и случайно. Правда, думаю не совсем случайно. Я довольно долго пребывала в состоянии духовного сна,но помог из него выйти человек, который в своих рассказах показывал, как он боролся со своими пороками,прозревал.Проникшись его историей,посочувствовала своей жизни. И стала читать.Читала много познавательных книг, возвращалась к литературной классике, философии... И наступил момент, когда начала писать сама. Это было как вскрытие нарыва: все излилось на бумагу в порыве искренней исповеди, также очистительно и со слезами от осознания потерь. Я поняла, как много я уже не могу вернуть и искупить. Но с этого началось мое новое житие.Я многому научилась, мне легче преодолевать свою гордыню с помощью полученных знаний. Рассказ "Школа роста" лишнее подтверждение этому. Очень важно чувствовать и понимать что избранный тобою путь иесть путь истины. Р.б. Татьяна
Денис15 июля 2013, 16:00
Возникает соблазн подготовиться к чтению Евангелия путём прочтения серьёзной литературы. Но можно не успеть, ибо "В чём застану, в том и сужу", говорит Господь...
Лариса26 марта 2013, 21:00
Sergey, так говорил Батюшка Амвросий Оптинский
Анастасия20 марта 2013, 21:00
Пришлось прочитать "Пари" Чехова, так бы не прочла)
надежда21 февраля 2013, 22:00
Надежда Мне кажется что он специально выйдет раньше срока, потому что ему деньги не нужны, он получил больше чем дают деньги.
Виталий20 февраля 2013, 01:00
Анна: спасибо что написали чем все закончилось, любопытство одолело!!!! Я все ровно прочитаю))
Ксения19 февраля 2013, 21:00
Зачем было в комментариях писать, чем рассказ закончился? Православный эгоизм.
Анна28 марта 2012, 21:00
Не гордыня обуяла студентом, а предвидение, что банкир захочет убить его. А это тяжкий грех. Студент не захотел чтобы из -за него банкир совершил грех, поэтому ушел раньше времени.
Надежда21 марта 2012, 17:00
Спасибо за статью! Духовное образование крайне необходимо, особенно в наше время, когда молодежь разучилась ценить нравственность, чувственность, духовность и мораль - сейчас для многих эти слова ничего не значат!!! А ведь чтение действительно учит хорошему, в жизни всегда было, есть и будет наличие двух противоположностей, важно усмотреть в произведении мораль, его суть, ценность духовную,которое это произведение в себе несёт!!!
Ольга20 марта 2012, 11:00
Прочла-перечитала. все хорошо, но. Прошу обратить внимание - в заточение ушел человек образованный - студент-юрист. Т.е и гимназия классическая и т.п. и Закон Божий в его багаже были. образование у него было не чета нашему. Он знал. что кроме легких романов в мире есть и Фома Аквинский и Шекспир и Данте. И людей он видел и образованных, и о духовных по меньшей мере знал. И при этом результат - жуткое, страшное (да, материально, не духовно! спасительное для банкира) гордынное письмо в конце, перед уходом. Без любви. Пока для себя вывода на сделала. Думаю. Грустно. Что-то в этом примере не так. .человек находился без духовного руководства. Без отражения себя в другом человеке, в служении только себе. Там не случилось раскаяния. Только годыня разрослась.
Светлана19 марта 2012, 16:00
Спасибо.
Sergey19 марта 2012, 08:00
Не совсем согласен с Протоереем. Да, для некоторых людей действительно неплохо подковаться в литературе и философах а потом и Еванглие напоследок почитать. Но, для большинства вдумчивое прочтение Еванглия будет достаточно для того чтобы задуматься об спасении и Боге. Не надо этакое элитское богословие создавать и делить людей на дураков и просвещенных. Спасение Иисуса для всех-для иудея, элина и варваров неразумных. Может быть в Чеховском рассказе человек действительно смиряется перед величием Еванглия, но поверьте многие современные гуманитарно развитые люди полны высокомерия и величия и чтение Еванглия им не помогает. Как там ваш православных святой говорил, не помню кто: "Там где просто ангелов до ста, там где мудренно ни одного".
Надежда18 марта 2012, 18:00
Спасибо за статью! Как раз появилось жеkание читать классику.
Виктор18 марта 2012, 18:00
Спасибо вам, батюшка, за замечательную статью! Очень о многом задумался.
Artem18 марта 2012, 12:00
Благодарю
Елена16 марта 2012, 18:00
Спасибо! Храни Вас Господь
Клим16 марта 2012, 16:00
Есть много вопросов к статье. Я например читал, что Паисий Афонский не советовал читать художественную литературу (может потому что все таки это вымышленные или домышленные сюжеты - т.е. в каком-то проценте искажение реальности)? Или я не правильно понял мысль Паисия? Интересно в высокоразвитой православной культуре Византии была ли художественная литература как явление? И еще кто-то из ближайших к нам святых советовал читать художественную литературу? Я например не мог читать ее - сразу уныние веет от большинства классики учебной программы (украинских школ конца 90х и начала 2000-х: и Печерин, и Евгений Онегин, и Чичиков с компанией, и Дориан Грей, и украинская классика еще по песемистичней). Там мотивы такие, что все плохо, все мы подлецы и деградируем, что мир не справедлив и рушится. А где молодежи найти примеры правильной жизни, ну хотя бы подтверждение что истинные ценности есть и жизнеспособны и ведут человека к счастью? Хотелось какой-то надежды и позитивной доброй, но не глупо-примитивной, а реалистической героики в произведениях. Но это мое личное впечетление на фоне жизненного подросткового уныния... Сейчас я уже вышел из уныния благодаря правильному воцерковлению, но читать классику до сих пор не могу. Читаю только легкую литературу из святых отцов (Паисий Афонский)
Клим16 марта 2012, 16:00
Есть много вопросов к статье. Я например читал, что Паисий Афонский не советовал читать художественную литературу (может потому что все таки это вымышленные или домышленные сюжеты - т.е. в каком-то проценте искажение реальности)? Или я не правильно понял мысль Паисия? Интересно в высокоразвитой православной культуре Византии была ли художественная литература как явление? И еще кто-то из ближайших к нам святых советовал читать художественную литературу? Я например не мог читать ее - сразу уныние веет от большинства классики учебной программы (украинских школ конца 90х и начала 2000-х: и Печерин, и Евгений Онегин, и Чичиков с компанией, и Дориан Грей, и украинская классика еще по песемистичней). Там мотивы такие, что все плохо, все мы подлецы и деградируем, что мир не справедлив и рушится. А где молодежи найти примеры правильной жизни, ну хотя бы подтверждение что истинные ценности есть и жизнеспособны и ведут человека к счастью? Хотелось какой-то надежды и позитивной доброй, но не глупо-примитивной, а реалистической героики в произведениях. Но это мое личное впечетление на фоне жизненного подросткового уныния... Сейчас я уже вышел из уныния благодаря правильному воцерковлению, но читать классику до сих пор не могу. Читаю только легкую литературу из святых отцов (Паисий Афонский)
Татьяна16 марта 2012, 15:00
Спасибо! Как всегда интересно и актуально.
любовь16 марта 2012, 14:00
Спаси Господи,все верно!Прекословие грех,но я встретила в своей жизни человека совершенно не образованного по нашим мирским меркам,но чистейшей души перед Богом!Я со своим литературным образованием и поэтическим складом ума,в подметки не гожусь этому человеку.Он живет в монастыре около 20 лет.Поэтому,глубина веры ,на мой взгляд ,зависит от желания самого человека.Простите меня ради Господа!
Татьяна16 марта 2012, 14:00
Спаси и сохрани вас Господь, отец Андрей, ваши статьи как дождь в засуху.
Ксения16 марта 2012, 10:00
Как всегда прекрасно и душеполезно, отец Андрей! Спаси Вас, Господи! Цель одна.
Надежда16 марта 2012, 09:00
"Часто и болезнь полезна,когда она вразумляет грешника,и здоровье вредно,когда пользующемуся им послужит пособием ко греху."Умудри нас Господи!
Александр16 марта 2012, 08:00
Храни Господи отца Андрея. Всегда с нетерпением жду его новых статей, вернее проповедей, приобрел книгу с его проповедями, очень понравилось мне и моим родным.
Dmitriy16 марта 2012, 08:00
Spasi Bog Vas Otche Andrey I Vashu Semyu!
Dmitriy16 марта 2012, 08:00
Spasibo Vam Otche Andrey za dushespasitelnuyu informatsyju. Privet iz Los Angelesa
Александр16 марта 2012, 03:00
Отец Андрей, спасибо большое! Тут же прочитал данный рассказ. Очень тронут.
Виктор Пертрушкевич16 марта 2012, 00:00
Дорогой батюшка Андрей ! Благодаря Вам и А. П. Чехову я прочитал незнакомый мне ранее сюжет . Храни Вас Господь ... р.Б. виктор Днепропетровск
гость15 марта 2012, 23:00
Узником был не студент, а 25-летний юрист, и не на последнем этапе он особенно остро мучился и искал развлечения, а "В первый год заключения ... сильно страдал от одиночества и скуки."
Елена Алексеевна15 марта 2012, 23:00
Р.б. Елена Уважаемый отец Андрей, спасибо! А скорбь я ощущаю всегда. Страдаю от того, что в сердце моих взрослых дочерей нет веры. Что внучки растут эгоистками. Что мои близкие и я не понимаем друг друга.Я не могу найти нужных слова,чтобы быть услышанной. К сожалению , мое высшее образование не дало мне глубины знаний, а жизненный опыт не прибавил мудрости.А Антона Павловича я люблю перечитывать.
Нина15 марта 2012, 22:00
Спаси Господи!
гость15 марта 2012, 20:00
"Кто хочет узнать, чем дело закончилось, пусть читает оригинал." А вот интересно: можно ли сказать, что дело кончилось тем, что узника гордыня обуяла (исходя из текста его последнего письма)?
Татьяна15 марта 2012, 20:00
Спасибо!
Анастасия15 марта 2012, 19:00
Спасибо! интересная статья,полностью согласна. Обязательно прочту "Пари", каюсь ранее не читала ее.
игорь15 марта 2012, 18:00
Господи,как же правильно сказала Наталия-большинству действительно даже не подобраться ко второму этапу.Так и уйдём из мира сего даже не подобравшись к его пониманию.Вот суетимся всю жизнь ,а когда она подходит к концу начинаем искать в чём он - смысл жизни.Рассказ этот знаю давно и ловлю себя на мысли,что может и мне полезно было бы такое пари.В мирской суете трудно уловить сам смысл бытия,его прекрасные мгновения-всё бежим куда-то, торопимся,а потом оглядываемся,и вроде и не жили,или жили не так как надо.
Ксения15 марта 2012, 16:00
Спасибо большое за статью! Насколько же глубоко и правильно смотрит автор на жизнь!!!
Алексей15 марта 2012, 16:00
Спаси Господи, о.Андрей! Как всегда все актуально и полезно.
Евгения15 марта 2012, 15:00
Спасибо
Валентина15 марта 2012, 15:00
Огромное спасибо за прекрасную статью!
Александр15 марта 2012, 15:00
Спаси Господи, отец Андрей. А что если человек так и не дойдет до более серьезного знания? До конца жизни некоторые с ненасытимостью не оставляют греха.
Наталия15 марта 2012, 14:00
Спаси вас Господи, дорогой и уважаемый отец Андрей! Вот бы поскорее мне и моим близким дорасти хотя бы до этапа классики...
Гена15 марта 2012, 14:00
Хорошо написано. И Чехову А.П. бы понравилось.
Ирина15 марта 2012, 14:00
Глубоко и верно! Проверено на практике, спасибо, отче Андрей!
Ольга15 марта 2012, 14:00
спасибо огромное за статью!!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке