Переход через пустыню,
или Как пережить период духовной сухости

Отшельник. Фреска монастыря Дионисиат. Св. Гора Афон. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
Отшельник. Фреска монастыря Дионисиат. Св. Гора Афон. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
Сегодня мы вместе с вами вспомним 28-й стих 118-го псалма: Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих.

Это особая тема в духовной жизни. Во внутреннем состоянии человека не могут не происходить изменения, и иногда случается и то, о чем говорит Пророк: Воздрема душа моя от уныния. Сегодня мы поговорим о том, что нам делать и как себя вести во время этих изменений.

Есть одна западня, в которую мы с легкостью попадаем, когда хотим подвизаться, — это наше стремление следить за своими чувствами. Что я имею в виду? Как все вы знаете, обычно происходит следующее: когда человек начинает ходить в церковь, в первое время он переживает состояние Божественной благодати, которая дается ему даром. В этот период человек испытывает божественную радость; он чувствует, как играет его сердце, движимое любовью к Богу; он с легкостью собирает свой ум; страсти в нем отступают, укрощаются; божественное просвещение осеняет его душу. Естественно, всё это рождает в нашей душе приятные, радостные чувства. Нам бывает тогда очень хорошо, мы чувствуем себя в высшей степени прекрасно. Мы действительно ощущаем себя словно в Раю, вкушаем радость Рая.

Однако приходит час, в который происходит некое изменение: вместо всего перечисленного мы вдруг ощущаем себя покинутыми, чувствуем в душе тьму, мрак, чувствуем, что Бог нас оставил или что мы оставили Его, вновь ощущаем гнет страстей, смешение помыслов. Мы больше не хотим молиться, наше существо противится молитве, не находит себе упокоения в деле Божием, через силу мы убеждаем себя пойти в церковь и т.д.

Это противление, изменение человек воспринимает очень тяжело. Часто он огорчается и скорбит: «Почему я так себя чувствую? Почему я столкнулся со всеми этими трудностями, тогда как раньше ничего подобного не было?» Он начинает искать причины: может быть, дело в этом? может быть, в том? в другом?.. Но истина не в том, что человек где-то допустил ошибку. Истина в том, что человек должен научиться жить, так сказать, более твердо.

Как говорил приснопамятный старец Паисий, Бог похож на хорошего земледельца, который посадил маленькое деревце и поливает его каждый день, поскольку деревцу необходимо достаточное количество влаги для того чтобы пустить корни, прижиться и расти. Но постепенно земледелец начинает поливать его реже: сначала через день, потом ― через два дня, через три, через четыре, через неделю, раз в две недели, раз в месяц. Так он поступает с целью помочь дереву пустить корни глубоко в почву, чтобы оно получало настоящую влагу прямо из земли. Ведь если оно будет расти на самой поверхности, то, когда придут ветры, ливни и непогода, оно не сможет устоять, будет вырвано с корнем и упадет.

Поэтому человек по промыслу Божию проходит это обучительное оставление Богом (оставление лишь кажущееся), педагогическая цель которого ― чтобы человек глубоко пустил корни и устоял. По этой причине наша душа часто пересекает пустыню, переживает период сухости. Как во время засухи всё вокруг бывает иссохшим, нигде нет ни капли воды, ― тяжелый период для природы, ― так происходит и с душой человека. И в этот период человек должен быть крайне бдительным, чтобы, прежде всего, не потерять мужества. Он должен знать: мы верим в Бога и любим Его не потому, что Бог даровал нам те приятные, радостные чувства, какие были у нас вначале, но потому – и в этом мы абсолютно уверены, – что Бог всегда рядом с нами, и Он заслуживает того, чтобы весь наш подвиг мы совершали ради того, чтобы быть рядом с Ним. Подвизаясь таким образом, мы пребываем верными Богу, даже если само наше существо оказывает нам сопротивление. Наше существо приводит аргументы в свою пользу: вот, ты делаешь то и то, а результата нет, ― или: ты пытаешься исполнять что-то, а внутренне испытываешь от этого большие затруднения, хотя раньше совершал это с удовольствием.

Пророк Давид в одном из псалмов говорит, что враги спрашивали его: Где есть Бог твой? (Пс. 41, 4, 11). Человек спрашивает себя: «Где есть Бог мой? Разве Бог не видит, как я страдаю, как я Его ищу, как разыскиваю, что я — сплошная пустыня?» Бог, как внешне кажется, молчит и оставляет человека одного. В действительности это не так. Это просто субъективное переживание самого человека.

В этот период требуется большая вера. Человек должен устоять, сказав себе: «Ради любви Божией я пребуду на своем месте». Он не должен отступать и обращаться вспять: «Ну ладно, раз я делаю и не вижу никакого результата, то остановлюсь и больше ничего делать не буду. Ведь Бог мне не отвечает. Ведь Он не откликается. Ведь я столько уже подвизался, но ничего от Него не получил. Брошу я всё это». Бог желает уберечь нас от «чувства бакалейщика», то есть от ощущения, что мы покупаем благодать. Ведь она потому и называется благо-датью, что Бог дает ее даром. Мы не покупаем ее. Мы не пускаем ее в оборот между нами и Богом. Бог просто дает нам ее. Не по какому-то закону, который мы исполнили, не по нашим делам, но по Своей любви и милости Он нас спас, и по Его благодати, данной нам даром, пришло наше спасение и наше вечное единство с Ним.

Вместе с тем в этот трудный период мы должны быть внимательными и делать всё возможное, чтобы не оставить наше правило. То малое правило, которое каждый из нас совершает ежедневно, помогает нам устоять. Пусть это будет маленькая молитва, которую мы совершаем вечером или утром, наш небольшой пост или что-то другое, что мы исполняем (причащение, исповедь) ― мы должны подвизаться за то, чтобы соблюдать всё это в точности, даже если сейчас, в трудный период, не видим от этого результата. Если мы сохраним всё это, если пребудем на нашем месте и, несмотря на давление событий и помыслов, останемся стойкими и будем продолжать бороться, — тогда будем уверены, что Бог вновь вернется к нам (хотя в действительности Он всегда рядом с нами). И тогда человек начнет приносить сладкий спелый плод во время свое (Пс. 1, 3). Не во мгновение ока, как мы мним в первый период духовной жизни, когда впервые познаём Бога и через неделю считаем себя уже достигшими Божественной меры. В духовной жизни человек созревает постепенно и преуспевает возрастом и благодатию (Лк. 2, 52), и строит всё духовное здание на смирении.

Период сухости ― самый лучший период нашей духовной жизни. И это мы всегда должны иметь в виду. Когда мы переживаем период сухости ― мы переживаем самый лучший период нашей жизни, потому что в это время человек закладывает правильный фундамент. Это время смиряет человека, уничижает его душу даже до смерти, и его душа сходит до ада. И тогда человек видит, что его дела ― ничто, и сам он ― ничто, ноль. Но он не должен от этой уничиженности впадать в безнадежие, а должен держаться такого убеждения: единственное, что для меня осталось, ― это вера и надежда на Бога. Когда он будет так подвизаться, тогда приходит любовь, которая выше веры и надежды, и человек уже наслаждается в любви Божией. Он наслаждается, но перед этим он преодолел длительный период сухости ― испытание, которое иногда длится многие годы. Авва Исаак Сирин пишет о себе, что почти тридцать лет его душа не чувствовала действия благодати[1].

Господь ― хороший педагог. Как учитель, когда видит, что ребенок имеет желание учиться, но он несколько ленив и наивен, то начинает подталкивать его к занятиям, заставляет читать больше, задает ему больше уроков, иногда даже устрашает его тем, что такой-то учится лучше. Учитель видит, как продвигается его ученик, он знает его возможности, и потому, если оставит его без внимания, то, по сути, причинит ему вред. Учитель подталкивает его к тому, чтобы он приобретал еще большие знания. Так поступает и Бог, Который видит любочестивую душу человека, видит, что у нас возникает иногда благое стремление и желание, но мы не имеем сил или произволения, не хотим делать большего, лень и другое подобное нас парализует. И Бог своими «педагогическими приемами»: сухостью, испытаниями, скорбями, искушениями, помыслами ― устраивает так, что человек находится в постоянном духовном бодрствовании и движется вперед.

Я всегда вспоминаю два высказывания: одно ― древнего старца, другое ― современного. Слово древнего старца было следующее. Как-то раз брат спросил одного монаха, достигшего великой меры непрестанной молитвы: «Как ты смог достичь столь великой меры? Кто научил тебя молиться?» И тот, улыбаясь, ответил: «Демоны. Они научили меня молиться». ― «Но как это возможно, чтобы демоны учили нас молитве?» ― «Да. Они воздвигали против меня такие невыносимые брани, что я постоянно был вынужден пребывать в бодрствовании, духовном трезвении с молитвой на устах и в уме, потому что стоило мне лишь немного оставить молитву, как тотчас же в меня вторгались помыслы, пожелания, образы и порабощали меня греху».

Другой старец, современный нам, отец Ефрем Катунакский при каждой нашей встрече всегда говорил нам: «Будьте внимательны, не оставляйте пустоты между вашим умом и Богом». Многие годы я не мог понять этих слов. Что же они означают? Они означают, что наш ум должен быть настолько соединен с Богом, с памятью о Нем, чтобы в нашем общении с Ним не было ни трещинки, через которую в любой момент могут войти помыслы, желания, страсти, иначе говоря, то, что разлучает, разъединяет нас с Господом. Это бодрствование есть то средство, которое действительно помогает нам иметь крепкие корни для того, чтобы устоять в тяжелый период засухи, и удерживает нас в контакте с благодатью на протяжении всей нашей жизни. Мы должны пребыть верными Богу. Верный человек ― это не только тот, у кого всё хорошо, и потому он верит в Бога и призывает Его. Верный ― это тот, кто в период сухости, когда всё в нем сопротивляется, когда всё говорит об обратном, когда его душа ничего не чувствует, безусловно верит, что Бог его не оставит: Бог здесь, Он не оставит меня умереть во время этой засухи.

Отцы сравнивают это состояние души с сорокалетним странствованием израильтян по пустыне. Бог вывел их из Египта и они сорок лет блуждали по Синайской пустыне и никак не могли достичь Земли обетованной, Палестины. Она была рядом ― на расстоянии двухмесячного пешего пути. Но израильтяне шли сорок лет в земли пусте, непроходне и безводне (Пс. 62, 2). Там они подверглись многим бедствиям, невзгодам, испытаниям. И однако они остались верными. Когда они начали роптать, что в Египте им было лучше и потому стоит туда вернуться, всех их постигло бедствие. Писание говорит, что после того евреи стали говорить: лучше пусть кости наши падут в этой пустыне, чем мы вернемся в Египет.

Знаете, иногда мне приходится слышать следующие вещи: «До того, как я начал регулярно ходить в церковь, я чувствовал себя гораздо лучше. У меня не было помыслов, я никого не осуждал, всё у меня было в порядке, всё мне было понятно, а теперь я не понимаю ничего». Наша предыдущая жизнь начинает нам представляться в лучшем свете, чем нынешняя. Сейчас, когда мы ходим в церковь, наше положение, как нам кажется, осложнилось: мы ничего не чувствуем, целыми днями осуждаем, всё у нас вверх дном ― в общем мы не ведем хорошей духовной жизни. Мы уже иначе смотрим и на людей, живущих вне Церкви, говорим себе: «Посмотри, эти люди, которые не ходят в храм, какие они спокойные, безмятежные, их жизнь ― сплошная радость, всё у них в порядке и на работе, и в семье, они такие радостные, общительные». В нашем уме происходит перемена, нам вдруг представляется, что жизнь без Христа лучше нашей жизни, и это тянет нас обратиться вспять. Здесь от нас требуется принять решение: пусть лучше мы умрем в пустыне этого Божия испытания и оставим в ней наши кости, чем вернемся к прежней жизни, чтобы наслаждаться той радостью, которая, как нам кажется, там есть.

Бесспорно, что человек, перенося всё это, испытывает душевные страдания. Но если ему удается преодолеть препятствия со стороны своих желаний, образов и фантазий о самом себе и смириться перед Богом, тогда он находит ключ к отдохновению. Ключ этот ― молитва со слезами. Слезная молитва приносит успокоение человеку, имеющему глубокое смирение. Я говорю не о слезах, соединенных с жалобами и недовольством, когда человек начинает судиться и говорить «почему?», например: «Почему, Боже мой, Ты меня оставил? Почему Ты мне не помогаешь? Зачем Ты меня оставил одного, и я теперь грешу? Почему я дошел до такого скверного состояния?» Рождается много этих «почему». Но если человек всё это презрит, закроет на это глаза, падет ниц пред Богом, со слезами раскроет перед Ним свое сердце и изольет всю свою боль в молитве, тогда он находит большое утешение. Настолько большое, что после того как пройдет период испытания, для человека наступает лето, то есть новый хороший период. И человек с ностальгией вспоминает минувшее и то сладкое утешение, которое дал ему Бог, в то время как он не имел никакого человеческого утешения.

Будем уверены в том, что Бог не презрит нашей молитвы. Он не презрит нашего стенания, нашего испытания. В этот период сухости в человеке происходит подлинная внутренняя духовная работа. Если человек не переживает состояния сухости, если не проходит испытаний, значит, Бог еще не начинал Своей работы с ним. Значит, всё совершаемое человеком еще незрелое и сырое, он еще не вошел в печь, чтобы испечься.

В приведенном нами стихе псалма пророк Давид говорит: Воздрема душа моя от уныния. Одна из самых страшных стрел искусителя против нас, против нашей души ― это уныние. Уныние парализует дух, и человек не хочет ничего. Всё ему кажется неприятным. Как больной, который теряет аппетит и не хочет есть: ему приносят рисовую кашу на молоке ― «не хочу», приносят рыбу ― «не хочу», приносят самую лучшую еду ― «не хочу». Всё ему кажется горьким, плохим, отвратительным. Он ничего не хочет, у него нет аппетита. Если ты и дашь ему что-то, то он съест это только через силу.

Подобное бывает и с душой человека от уныния. Оно производит в человеке то, о чем говорит пророк, ― дремание. Когда ты дремлешь, ты садишься в кресло, тебя охватывает сонное оцепенение, ты растягиваешься и предаешься этой дремоте. Таково уныние ― стрела, которая в тебя попадает, и ты впадаешь в оцепенение всем своим существом: и духовно, и телесно. Ведь наше тело не может устоять: оно начинает болеть, как-то реагировать. Дремание от уныния ― одно из самых сильных орудий, которое диавол обращает на человека, духовно подвизающегося в молитве, поучении, исихии, любви Божией.

Откуда возникает уныние? Одна из главных причин ― это житейские попечения. Они всех нас охватывают, борют, окрадывают ― а мы того и не понимаем. Искуситель без конца подбрасывает нам заботы, заботы, заботы ― чтобы мы не могли остановиться. От них человек устает телесно и душевно и не имеет потом аппетита к духовной деятельности. Он и не может его иметь. Если к вечеру ты уже в разбитом состоянии, что тогда ты сможешь сделать? И так день за днем, день за днем. В конце концов, эта усталость отнимает у человека время и расположение к тому, чтобы хоть немного взглянуть на себя.

Да, конечно, у всех нас есть определенные обязанности, но не будем сами прибавлять к ним еще что-то сверх, что отнимет наше время и похитит последние оставшиеся силы. Умеренность и простота в жизни христианина ― вот главное основание для того чтобы иметь большую легкость в нашем общении с Богом. И ответ сегодня тому потребительскому обществу, в котором мы живем, состоит в том, что таков обычай Церкви: Церковь пользуется миром, но не мир пользуется Церковью. Ты ― господин вещей, а не раб их. Ты ― владелец своего времени и своих вещей, а не раб тех дел, которые в действительности тебя разрывают и не оставляют тебе возможности заняться тем, чем ты должен заниматься.

Духовного человека диавол не будет бороть напрямую, то есть не будет говорить тебе: «Знаешь, пойди-ка вступи в беззаконную связь, соверши грех». Ведь если он это скажет, значит, вступит с тобой в борьбу. Но он сначала приблизится, посмотрит: «Так, чем он тут занимается? А, он очень бдителен, следит за собой, молится, постится, подвизается...» Враг в первую очередь найдет способ, как отклонить тебя от того, что ты делаешь. Он отыщет для тебя множество хлопот, чем-то тебя займет, лишь бы ты перестал молиться и устремился к другим вещам. Он создаст для тебя такие условия, чтобы ты оставил свою духовную жизнь, а как только ты обессилишь, схватит тебя и заставит делать то, что хочет он. Враг сломает тебя, как соломинку. У тебя нет сил, ведь ты потерял молитву, участие в таинствах, исповедь. Ты в нерадении. Нерадение и уныние обнажат тебя и приведут на грань падения. Волей-неволей всё закончится падением.

С этой дремотой уныния нужно бороться. Об этом пророк Давид говорит далее: утверди мя в словесех Твоих. То есть утверди меня в вере. Ведь когда колеблется вера, тогда человек уже не сопротивляется греховному предложению. Утверди мя в словесех Твоих означает также «Господи, покажи нам необходимость иметь в себе словеса Божии». Подобно тому, как в нашем доме есть кладовая для продуктов и, когда наступают трудные времена, мы можем жить на запасы из этой кладовой. Или, как говорил старец Паисий: «Смотрите, работайте хорошенько духовно, чтобы получать духовную пенсию, чтобы, когда вы уже не сможете работать, к вам приходил конверт с квитанцией на получение». Что он хотел этим сказать? То, чтобы ты, когда у тебя духовно всё в порядке, ревностно подвизался, а во время испытания, в период духовной сухости имел духовные сбережения, собранные из поучений, из словес Божиих, из молитвы, и всё стойко выдержал. Чтобы не смог искуситель, враг, помысел убедить тебя, сказав: «Посмотри — ничего нет». Но почему вдруг нет? Вчера Бог был со мной. Вчера Он говорил со мной в моем сердце. Вчера я радовался вместе с Ним. Разве нет Его и сегодня? Есть. Вчерашний Бог, сегодняшний Бог, завтрашний Бог ― один и тот же Бог.

Поэтому молитва поучение в слове Божием, в творениях святых отцов ― это некий вклад духовных ценностей, который мы имеем в себе, чтобы во время трудностей питаться из него. Борьба, которую мы ведем в благоприятный период ― это пища, о которой мы вспомним, когда придут испытания, говоря себе: «Посмотри, Бог нас не оставляет. Минует это испытание, и вновь Господь придет, вновь наступит день». Есть день, и есть ночь: 12 часов ночи и 12 часов дня. Еще не было случая, чтобы ночь не прошла. За исключением нашей последней ночи. Но если это всё же не последняя наша ночь, то день наступит обязательно. Смена времени суток произойдет. То же и в духовной жизни. Ночь пройдет и взойдет солнце. Пройдет испытание, и после него мы увидим сладкие плоды.

Еще раз повторю и на этом закончу: самая правильная духовная деятельность бывает у человека в период испытаний и сухости. Именно тогда происходит духовная деятельность. Какие фрукты становятся сладкими? Те, которые выросли на «безводье». Самые сладкие арбузы и дыни ― «безводные», которые не наполнены водой, как прочие. Они сладки и ароматны, потому что выросли в трудных условиях. То же самое и с человеком. Кто «испечен» в трудностях и пребывает верным Богу, не уступает, он говорит: «Я не хочу шоколада от Бога, я хочу Самого Бога. Я обрету Бога в этих испытаниях. Я не убегу от Него. Не откажусь от своего места. Даже если мне предстоит здесь умереть, я паду в борьбе, но назад не поверну ни за что».

Когда человек скажет так и пребудет в таком устроении, прилагая все свои силы, несмотря на давление искусителя, тогда Бог поистине радуется и награждает этого человека. Этот человек действительно борец, атлет. Атлет Христов. И он вкусит обильные, прекрасные и сладкие плоды, когда минует время искушения.

[1] Слово 31: «Знай, чадо, тридцать лет вел я брань с демонами, и по истечении двадцатого года вовсе не видел себе помощи. Когда же прожил я и пятый из последних десяти, тогда начал находить упокоение. И с течением времени оно возрастало. И когда прошел седьмой год, а за ним наступил осьмой, упокоение простерлось до большей гораздо меры. В течение же тридцатого года, и когда оный приходил уже к концу, так сильно стало упокоение, что не знаю и меры, до какой оно увеличилось». И еще присовокупил: «Когда захочу встать для совершения службы Божией, могу еще совершить одну славу; а что до остального, если буду стоять три дня, в изумлении пребываю с Богом и нимало не чувствую труда». Вот какое ненасыщаемое упокоение порождено многотрудным и долговременным делом!»

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Артемий 3 сентября 2015, 20:00
Спаси Господи автора.Слава Творцу за то что посылает нам грешным таких людей!
Екатерина 9 февраля 2015, 12:00
Спасибо митрополиту Афанасию Лимасольскому! В моей жизни очень часто бывает уныние. Из этого состояния очень тяжело выходить, только через покаяние, Иисусову молитву и милость Божью. Очень часто вспоминаю изречение Силуана Афонского, когда ему явился Христос и сказал: "держи голову в аду, и тогда спасешься". Правильно пишет митрополит Афанасий все проходит, и день, и ночь, но Бог вечен и всегда со своими чадами. Так будем чадами божьеми!!!! Долгие лета я дорогому Митрополиту Афанасию Лимасольскому!!! Всем помощи Божьей в спасении!!
Ксения 3 августа 2014, 20:00
Эти ЖИВИТЕЛЬНЫЕ слова спасли от уныния и безнадёжия......................
Галина 18 июня 2014, 00:00
Благодарю за статью. Начинаешь понимать, что не только ты испытываешь такие чувства. Вначале все получаешь как-бы авансом, а потом приходится работать,молиться, преодолевать себя. Спаси Господи митрополита Афанасия.
Виктор15 мая 2014, 05:00
Господь мой и Бог мой, Упование мое! Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе...!!! Спасибо огромное!!!Укрепи нас, Господи!
Максим28 февраля 2014, 21:00
Спасибо
Светлана 2 февраля 2014, 12:00
Слава Богу за эту статью, именно сегодня посланную, - в час уныния и растерянности! Слова как живая вода - вне времени. Спаси Господи за публикацию.
Лия26 января 2014, 13:00
Это попадание точно в цель: статья митрополита Афанасия и комментарии Екатерины, потерявшей мужа. Это то, о чем я иногда думаю, но всячески гоню от себя эти мысли. Молюсь по настроению и утешаю себя тем, что все же и так неплохо. Муж, конечно, и пьет, и курит,и некрещеный но ведь любит меня. А отмаливать его нет сил - уж больно я устаю за день. Так и живу: вроде бы с Богом, а вроде как и сама по себе, как мне удобно. Страшно. Спасибо Вам, Екатерина, что не промолчали. Пронзительно очень. Да благословит Вас Господь и дарует благодать Свою, облегчающую и исцеляющую вашу боль.
Надежда21 декабря 2013, 00:00
Спасибо за статью! Как все точно сказано - один в один как со мной все происходит!!! Спаси Господи нас грешных!!! Господи, Слава Тебе!!! Слава Богу за все!!! Дай Бог здоровья и многая лета митрополиту Афанасию!!!
Екатерина13 ноября 2013, 21:00
А я когда переживала этот период, всетаки не получалось часто причащаться, молитву сократила сильно, хоть и не позволяла, и чем дольше длилось, тем больше понимала, что ждет меня "волшебный пинок" и т.к. длилось это 1,5 года и все хуже и хуже было, я все слабела и отходила дальше, то пинок оказался что есть САМЫМ СИЛЬНЫм. Отнято было самое дорогое - любимый муж, при чем я в таком бесовском состоянии сама всему этому виной и явилась. Но Слава Богу за все! Больно, ад теперь чувствую при жизни, скорбь большая, но зато в храм бегом бегу. Вот и получается, не знаешь что и выбрать: больно (адски больно на душе) но с Богом, или утешение но в сухости. И я на самом деле не прошу сейчас утешения, прошу сил терпеть, лучше так, чем та "смерть". А читаю, и понимаю со страхом, что снова это будет. Помоги, Господи, все претерпеть!
Юлия15 сентября 2013, 16:00
СпасиБо.
наталья19 августа 2013, 10:00
Спасибо за статью.Спасибо за укрепление. Как чистой воды попила.
валерия18 августа 2013, 23:00
Сейчас как раз такой период, статья вдохнула в меня надежду, спасибо.
Alexander17 августа 2013, 01:00
Spasibo za statu !!!
Людмила16 августа 2013, 22:00
От всего сердца низкий поклон и огромная благодарность за статью Митрополиту Афанасию! Очень все точно.Сейчас переживаю в жизни все написанное в статье.Господи, укрепи веру нашу! Спаси Господи!
ТаняСем15 августа 2013, 15:00
Как же все верно,вот прочитала и сердцу легче,и поняла,что Бог рядышком и никуда Он не делся,а просто тихонько отступил и подвизал меня бороться со своей ленью,одним из главных смертных грехов!А еще и гордыня рарзрослась и так тяжко бороться,что иногда и руки опускаются,и ничего не хочется,..но вот почитаешь эти строки и опять в бой по-тихоньку и по силам,которые Боженька тебе,как раз и подаст по молитвам твоим!!!Сразу ощущаешь поддержку,а ведь только недавно из-за духовной сухости печалилась и просвета ни в чем не видела...Спасибо Господи за все и прости меня грешную!
Елена14 августа 2013, 17:00
Спаси Господи! Читая поняла, что пережила все как сказано и дарованную благодать новоначальным и сухость как бедствие, крушение мирских понятий, открытие неправды... но как радость, что открыли мне эти строки поняла только сейчас ... хотя мне говорили верные... радуйся, Господь с тобой! Не уклоняйтесь от испытаний, не поддавайтесь лени и унынию! Спасения всем во Христе!
Людмила14 августа 2013, 12:00
Огромное спасибо, получила большую духовную помощь.
Дмитрий14 июля 2013, 18:00
Спасибо за статью! Как раз у меня такие переживания уже долгое время. Я всё не мог их понять, а теперь понял - воистину духовная сухость. Эх, да ещё и мирские заботы затягивают, и помыслы неверия нападают. Одно утешает - надежда, что Господь укрепит веру и дарует благодать. Ещё раз благодарю за статью! Господи, помилуй!
наталья18 июня 2013, 22:00
спасибо!как раз то что мне нужно было.Бог так любит меня!
Валентина 8 июня 2013, 20:00
Слава Богу за все! Еще и еще раз убеждаюсь, что Благ Господь, и что любящим Его ( читай" верным" ) все содействует во благо! Все- что бы с нами не происходило в нашей духовной жизни- все ко спасению! Спасибо за статью, еще более укрепила меня в вере. Дорогие братья и сестры, давайте будем учиться больше доверять Господу, угождать Ему , а не себе , и тогда он пошлет еще больше своей Благодати ! Ведь цель наша- Царствие Небесное, вечная жизнь с Богом! Слава Ему во веки!!!
Наталия11 апреля 2013, 16:00
Спаси Господь! Послал Господь утешение неожиданно. Слава Господу.
Михаил15 февраля 2013, 15:00
Благодарю. Очень нужная и важная статья.
Людмила27 января 2013, 09:00
Спаси Господи. Спасибо огромное- как стакан воды во время засухи.Слезы текут-СПАСИБО за помощь.
Feodor20 декабря 2012, 16:00
Spasibo!!
Виктория 6 декабря 2012, 16:00
Спаси Господи за статью, как будто с меня списано, но я теперь знаю, что не только у меня так бывает.
Виталий16 октября 2012, 11:00
Укрепляющая беседа.
Владимир 7 сентября 2012, 10:00
Спасибо Огромное! Слава Господу! А вам 123 скажу- Вкусите и видите яко Благ Господь! Кто имеет веру, тот становится сильнее сильного! Ему ничего не страшно на земле, Страшно потерять веру, и вернутся назад в свою блевотину.
александр10 августа 2012, 02:00
Огромное спасибо, митрополиту Афанасию и администрации сайта!
александр10 августа 2012, 02:00
Огромное спасибо, митрополиту Афанасию и администрации сайта!
Дионисий26 марта 2012, 15:00
Администратору. Прошу Вас не прекращайте Ваш многоценный труд по публикации наставлений Митрополита Лимассольского Афанасия. Замечательный и воистину пастырь Христов. Его слова - живые и непроложные истины для современного человека, которые питают душу. Спаси Господи!
ОЛЬГА26 марта 2012, 10:00
Спасибо!
Георгий26 марта 2012, 01:00
Спаси Христос за статью! Очень кстати пришлась.
Niki25 марта 2012, 15:00
Спаси Господи.
Ксения25 марта 2012, 01:00
Спаси Господи! На многое раскрыли глаза. Один батюшка на Камчатке говорил:"Православие - не религия комфорта. Ты переживаешь, что не хочется идти в храм, молиться, но ведь это свойственно всей твоей жизни сейчас.И у природы не бывает постоянства: светило солнце, набежала тучка, пошёл дождь. Но солнце все равно выглянет и согреет землю. Так и это состояние пройдет".
Марина25 марта 2012, 00:00
Здорово! Особенно мне понравилось про "духовную пенсию".
Ольга24 марта 2012, 19:00
Спаси Господи автора. Долгожданный ответ на мой вопрос.
Андрей24 марта 2012, 18:00
Спаси Господи!Как вовремя...
12324 марта 2012, 15:00
Не кажется ли вам что смирение сродни равнодушию.Вот у нас рубят деревья,а я смиряюсь:так хочет Бог,я человек маленький и ничтожный;самое главное это посты до обмороков и голод и издевательства над телом и молитва до изнеможения.И вообще христианство научило меня не вмешиваться в чужие дела,больше помалкивать,из общительного человека я превратился в затюканное испуганное существо с о-о-очень занитженной самооценкой.Я конченное ничтожество!И Бог это нам доказывает. христиане все"по норам-по норам"молиться,поститься,молиться и не спать как можно дольше пребывая в молитве и поститься как можно строже так и жизнь пройдет,как у подвижников.Я КОНЕЧНО НЕ ТАКОЙ,А КОНЧЕННОЕ ГРЕХОВНОЕ СУЩЕСТВО!Пойду каяться,уж найду в чем.
Тигран24 марта 2012, 11:00
Большое спасибо! Очень интересные мысли и сравнения, которые многое объясняют для меня и дают силу не отчаиваться, но дальше работать над собой.
Марина23 марта 2012, 23:00
Спаси Господь за полезную статью. В ней нашла определение своему нынешнему духовному состоянию.
наталья23 марта 2012, 23:00
Как своевременно...Все так и есть...
Димитрий23 марта 2012, 23:00
Уважаемое Православие.ру, издайте же уже наконец сборник поучений владыки Афанасия.
наталья23 марта 2012, 22:00
очень помогло
Людмила23 марта 2012, 22:00
Чудны дела Твои Господи! Только сегодня была в таком состоянии ,не знала как бороться и вот ответ и вразумление. Спасибо!
Ника23 марта 2012, 17:00
Вот и у меня такой период. Не хочется ничего, хотя исправно вычитываю правило, хожу на службы. Пустыня так и есть. Правда, что очень вовремя. Пойду Псалтирь читать
Александр23 марта 2012, 16:00
На этом сайте знаешь уже авторов, от чтения которых можно получить утешение. Митрополит Афанасий - один из них. Спаси Господи!
Татьяна23 марта 2012, 16:00
Спаси Господи, так своевременно!
esma23 марта 2012, 14:00
spasibo bolshoe..
Евгений23 марта 2012, 14:00
Спасибо за статью огромное! Очень и очень многое я открываю на этом сайте для себя. Появляется понимание того, как ты живешь на этом свете и только потом, для чего ты живешь на этом свете. Все что написано здесь - истинная и проверенная на себе правда. Это мой первый пост, когда я начал читать утренние и вечерние молитвы ежедневно. Хотя мне 32 года. Я пытаюсь увидеть себя со стороны и понять, кто же я такой на самом деле и что стоят все мои потуги в области материального блага. И Господь действительно помогает мне и помощь Его неоценима, да только по привычке мы это приписываем чему угодно и кому, но только не Ему. Слезы наворачиваются на глаза и хочется лишь, чтобы простил Господь за согрешения, кои творил я, зная какое наказание последует. Для меня, да и всех нас, плохо то, что мы не помним свои грехи, пытаемся их убить в памяти, и оттого грешим еще больше. Как черви на сковородке, все извиваемся, пытаясь за счет других решить свои проблемы. Очень тяжело жить, следуя заповедям Божьим, но кто сказал, что это невозможно?! Еще раз спасибо за статью!
Ольга23 марта 2012, 14:00
От всего сердца благодарю за статью!
натан23 марта 2012, 13:00
Спаси Господи митрополита Афанасия,как же все точно,так оно и есть.сухость и благость,житейское море,то шторм,то штиль
Евгений23 марта 2012, 13:00
Очень актуальная статья.Спаси Господи и укрепи в сём испытании.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке