Про любовь

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Олеси Николаевой «Небесный огонь» и другие рассказы». В нее вошли как новые произведения, так и уже успевшие полюбиться читателю сюжеты. Главная тема книги – Божественный Промысл в нашей жизни. Издание снабжено множеством иллюстраций, в том числе из семейного архива автора. Вот один из рассказов.

***

Собор Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне
Собор Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне
Когда мы с моим мужем, покрестившись, попали в пустыньку к архимандриту Серафиму (Тяпочкину), можно сказать, что мы получили там дары на всю оставшуюся жизнь. Прежде всего — это были люди, с которыми мы там познакомились: священники, священномонахи, простые чернецы, богомольцы-миряне, юродивые, блаженные — Святая Русь. Одним из таких драгоценных людей был лаврский иеродиакон, который за эти годы стал уже архиепископом.

Но тогда, по благословению старца, он стал нас духовно опекать и просвещать, ибо мы были людьми в церковном отношении весьма темными.

Итак, этот наш просветитель и друг, в те времена студент Московской духовной академии, лаврский иеродиакон, принес нам послушать кассеты с записью лекций митрополита Антония, которые он читал лаврским академистам и семинаристам. Это были лекции о Боге, о пастырстве и о вере.

И вот мы сели вокруг стола, на котором стоял магнитофон, и начали слушать. А потом, на следующий день — стали приглашать друзей, родственников, просто знакомых, чтобы те послушали тоже. И это было ощущение некоего сокровища, которым надо поделиться с ближним, с дальним, со всеми. Когда никого не было — мы слушали сами. И то, о чем говорил владыка, и то, как именно он говорил, — этот его прекрасный голос, и его старомодный благородный выговор, и слог, и интонация — несли голодной душе неофитов, без преувеличения, «неизъяснимы наслажденья». Такой был лютый духовный голод.

А здесь, у владыки, присутствовал живой опыт личного свидетельства о Христе. Он говорил как знающий, как власть имеющий, как причастный тайнам Царства Небесного. Мы сразу полюбили его. И уже как любящие с особенным вниманием и трепетом вглядывались в его фотографию в Православном церковном календаре, с которой на нас смотрел из-под белого клобука красивый человек с проницательными глазами и густой черной бородой. Мы пытались мысленно восстановить его облик и по его голосу. А голос его, ежедневно звучавший в нашей комнате, был мягким, но вместе с тем, повторяю, очень властным и вдохновенным, и его обладатель представлялся нам человеком весьма представительного вида, высокого роста и полным сил.

О встрече с владыкой мы даже и не смели мечтать — ведь тогда еще был «железный занавес», а владыка жил в Лондоне, и мы знали, что даже его приезды в Россию — проблематичны.

Как и наш друг-иеродиакон, наш духовник жил тогда в Лавре, и мы ездили к нему очень часто — иногда раз в неделю, иногда и чаще. Он назначал нам встречу возле проходной в монастырь, а потом проводил в какой-нибудь тихий закуток или же в храм, где в это время не было службы, и там мы исповедовались или просто беседовали.

Я в ту пору переводила стихи грузинских поэтов, вот и уехала в очередной раз в командировку в Грузию. А мой муж отправился в Лавру, чтобы чуть свет поисповедоваться у нашего духовника и причаститься. Они должны были встретиться, как обычно, у проходной.

Это было 10 февраля 1983 года. Мороз лютовал, и муж мой, как-то по-студенчески легкомысленно одетый в джинсы и куртку, пока добирался на электричке до Лавры, уже успел замерзнуть.

В назначенный час он встал около проходной, ожидая, что вот-вот появится наш духовник. Но прошло десять минут, пятнадцать, а он все не показывался. Тогда мой муж, совсем заиндевев, стал просить монахов, входящих в монастырь, позвать ему нашего духовника, объясняя, что тот сам назначил ему это время. Но прошло еще пять минут, еще десять, а никто не появлялся. Мой муж, переминаясь с ноги на ногу и зябко ежась, почувствовал, как нечто вроде обиды кольнуло его в сердце, неприятное волнение колыхнулось в груди: может, наш духовник назначил час и сам забыл? Сидит в тепле и молится, воспаряя умом горе и не помня ни о чем земном? А вот-вот литургия начнется, как же ему причащаться без исповеди? Конечно, он успел бы еще поисповедоваться в надвратной церкви у другого священника, но вдруг — только он уйдет, как из проходной появится наш духовник в епитрахили, в поручах, с крестом и Евангелием в руках?

Поэтому он попытался отогнать все эти накинувшиеся на него разноречивые мысли как искусительные и стал еще сильнее переминаться с ноги на ногу, с тревогой отмечая то, что ступни его уже вроде как и не чувствуют себя самих, деревянные стали, непослушные.

Меж тем пробили часы на колокольне, началась литургия, а духовник все не шел. Не шел, а моему уже оцепеневшему от холода мужу казалось, что он вот-вот возникнет перед ним: ему было жалко, что он напрасно простоял здесь так долго, и ему хотелось, чтобы это напрасное ожидание было все-таки вознаграждено появлением духовника хотя бы за проявленную верность. Однако еще через некоторое время мой муж понял, что теперь ему и в надвратном храме исповедоваться уже поздно, и причастие, к которому он так старательно готовился, откладывается.

Он еще постоял под пыткой морозного ледяного ветра для укрепления чувства верности и в конце концов с сердцем, переполненным досадой, горечью и даже обидой, сдался, решив пойти немного погреться в храм Святой Троицы, к преподобному Сергию. А кроме того, он хотел помолиться, чтобы преподобный Сергий, и ныне и присно пребывающий игуменом своего монастыря, как-нибудь напомнил своему молитвенному насельнику кое о каких его земных договоренностях.

И вот пришел он в этот чудесный храм, приложился к мощам и, спустившись по ступеньке, так и остался стоять возле них. Людей было мало, священник тихим мерным голосом читал акафист преподобному, и несколько бабулек надтреснутыми голосами подтягивали: "радуйся, радуйся". Мой муж приложился к раке и пристроился в углу, опершись на стасидию. В храме было тепло и чудесно.

Постепенно там стали появляться семинаристы, устремлявшиеся приложиться к преподобному перед началом занятий, потом сразу начался приток народа, который, впрочем, скоро и иссяк — по- видимому, кончилась литургия и блаженные причастники пришли поклониться игумену-чудотворцу.

Итак, храм постепенно почти совсем опустел — день был будний, погода — неблагоприятной для паломника, и, пригревшись, мой муж в полутьме, освещаемой огоньками разноцветных лампадок, слился со словами акафиста.

Вдруг на пороге храма появился невысокий — даже маленький, как показалось моему высокому мужу, монах-старичок с седой бородой. Держался он очень прямо и сразу прошел к раке с мощами.

Священник, чуть задерживая чтение, поднялся на солею, открыл ключиком раку с мощами и у старичка-монаха, не имевшего на себе никаких знаков своего сана, попросил благословения. Увидев, что священник просит у этого старчика благословение, бабульки вытянулись в очередь и тоже стали протягивать ему свои крестообразно сложенные руки.

Мой муж, наблюдавший это из своего угла, подумал, что все-таки такое испрашивание благословения неизвестно у кого напоминает ему некий магический обряд: и ты не ведаешь, кто тебя благословляет, и он не знает, что у тебя на душе... Короче говоря, он решил даже и не приближаться к этому седому старичку в скуфье.

Меж тем тот уже направился к выходу, прошел мимо моего мужа и даже глянул в его сторону: он был единственным, оставшимся без благословения, но мой муж опустил глаза. И вдруг он уловил, как одна из бабулек, отвечая на вопрос другой, прошелестела что-то такое: "из Англии."

Тут мой муж встрепенулся — из Англии? Что, может ли такое быть, чтобы здесь и сейчас оказался владыка Антоний? Он об этом ничего не слышал, да к тому же этот маленький седой старичок с прямой спиной вовсе и не похож на того осанистого моложавого владыку из календаря. Тем не менее он понял, что если это и в самом деле владыка Антоний, его любимый владыка, он никогда себе не простит, что был рядом с ним и не попросил у него благословения. Поэтому он ринулся следом за ним.

Владыка уже был в дверях, и мой муж от волнения с некой неожиданной для него самого дерзостью крикнул ему:

Подождите!

Старчик в скуфье остановился и повернулся, с удивлением глядя на этого странного молодого человека.

Тут мой муж снова засомневался — такой маленький, седенький, а где же его властность? Где сила? Где энергия? И наконец — где панагия? Лишь какой-то особенный блеск в глазах этого все еще неизвестного монаха мог свидетельствовать в пользу того, что это все же сам митрополит Антоний.

Запнувшись, он вдруг спросил обескураженно и еще более дерзко:

Как вас зовут?

Антоний, — спокойно ответил старчик. — А вас?

Владимир, — ответил мой муж и тут же склонился, прося благословения.

Но владыка Антоний даже и не посмотрел на его протянутые руки. Он поднял свои, взял этого дерзкого, и растерянного, и смущенного, и пылающего от стыда молодого человека за щеки или даже за уши, притянул его лицо книзу так, чтобы до него достать, и трижды его расцеловал.

И тут мой муж — надо сказать, что он человек совсем не сентиментальный и отнюдь не склонный к внешнему выражению даже сильных чувств, а тем паче — посредством слез, ощутил такое радостное волнение, что у него на глаза навернулись слезы, и он в волнении пролепетал:

— Владыка, мы вас так любим, вы так много сделали для моей семьи и лично для меня, мы слушаем ваши лекции, записанные на магнитофон, как это важно для нас, какое счастье, владыка!

— Владимир, будем друг за друга молиться! — просияв лицом, сказал владыка. — Будем теперь молиться друг за друга всегда!  

— А мы когда-нибудь еще увидимся?

Обязательно увидимся! — пообещал владыка.

— И сможем поговорить?

Обязательно сможем!

Мой муж вышел на улицу и, не чувствуя холода, пошел к проходной. Душа его ликовала. Вот, думал он, как бывает, претерпит человек какую-нибудь скорбь, а Господь его так утешит, что сама эта скорбь вменится ни во что.

И он, теперь уже желая поделиться своей радостью с нашим духовником, который тоже очень почитал владыку Антония, попросил какого-то монаха, собирающегося нырнуть в проходную, позвать нашего батюшку.

Так он болен. Лежит в постели, температура у него под сорок. Грипп, наверное. Как его позовешь?

Вечером (разница с Москвой два часа) у меня в Тбилиси раздался звонок.

Знаешь, кого я сегодня видел в Лавре и кто меня благословил? — воодушевленно спросил мой муж.

Знаю, ты видел нашего духовника.

Нет, он очень болен — помолись. А кого я очень, очень хотел увидеть, но даже и не смел мечтать.

Владыку Антония? — спросила я, чувствуя, что у меня перехватывает от счастья горло.

Да! Завтра он служит всенощную на Трех святителей, послезавтра литургию, и я опять его увижу!

Я заплакала. Это было настоящее чудо, милость Божия! Почему-то тогда казалось, что Господь укрепляет нас таким образом перед грядущими гонениями: был, напомню, 1983 год, самое начало. И все духовные радости воспринимались и преумножались ввиду этих будущих бедствий.

Даже в 1986-м году, как бы сейчас это ни казалось странным, монахи, в том числе и лаврские, готовились к большим скорбям — тогда то ли в «Комсомолке», то ли в «Известиях» на первой полосе вышел махровый атеистический фельетон, и черноризцы — и молодые, и зрелые, и пожилые — готовились, в случае чего, уходить в леса, заучивали наизусть Евангелие и богослужебные тексты, а иные — из старых лагерников — так даже начали сушить сухари.

Приехав в Лавру, можно было увидеть старенького согбенного иеродиакона Филадельфа, который, опершись на руку молодого иеромонаха Порфирия, шел из монастыря в храм:

Как поживаете, отец Филадельф?

Сухари сушим. Газету-то читала? Опять начинается.

Или старый лагерник, архимандрит Зосима, которому энкавэдешники выбили глаз и на много лет заключили в лагерь на Соловках, теперь, когда я подходила к нему под благословение, грустно качал головой:

Да-да, недобрые времена грядут. Статью-то видела?

Это про него рассказывали, что когда он попал с гриппом в монастырский лазарет и у него брала кровь молоденькая медичка, она тяжело вздыхала:

Что это кровь-то у вас совсем не течет, дедушка?

— Так большевички всю выпили, деточка, большевички! — отвечал он.

Но вернусь к моему рассказу. Действительно, мой муж пошел тогда и на всенощную, и на литургию, и подходил к владыке на елеопомазании, и причащался у него, и целовал крест. И владыка каждый раз ему, называя по имени: «Владимир», что-то говорил — два-три слова. Но вот именно что поговорить с ним, спросить и услышать ответ, тогда не удалось.

И вот наступают новые времена, 1988 год. Митрополит Антоний приезжает в Москву и приглашает нас к себе в гостиницу «Украина».

Ликуя и робея мы вошли в его номер. И хотя я видела его впервые, у меня было такое ощущение, что я так давно знаю этого человека, и так давно его люблю, и он настолько мне близок и родственен, что я поразилась точности метафоры, когда говорят: «Этот человек мне по душе».

Вот и разговор у нас поначалу пошел такой оживленный, прерывистый, радостный — как бы даже и ни о чем: так бывает, когда люди давно не виделись и им доставляет удовольствие само присутствие друг друга, само ощущение общения.

Наконец я приступила к владыке со своими проблемами: ни много ни мало — Православие и творчество. Ну, Бердяев писал, что смирение и творчество, как гений и злодейство, — две вещи несовместные. Да и меня в творчестве с духовной точки зрения настораживало то, что сам этот процесс (хорошо, назовем все своими именами: вдохновение) полностью поглощает человека: когда я пишу стихи, я практически перестаю замечать мир. Я, в буквальном смысле, «не наблюдаю часов». Но как же тогда быть с добродетелью трезвения? Стояния на страже своих страстей?

Мало того, я чувствую в себе энергию и силы, не объяснимые моим собственным физическим естеством — в этом состоянии я могу работать ночи напролет. Но как же быть с различением духов, как понять, не лукавый ли меня подбадривает?

А кроме того — бывает, я пишу то, чему и сама порой удивляюсь, ибо я как бы этого и не ведала до того, как назвала, и лишь назвав узнала. Словно творящая душа видит большее, чем мое дневное житейское «я». Но все же — может, это и не «творящая душа», а «навет вражий»? Может, вообще я в какой-нибудь прелести, не приведи Бог? И, может, пока как поэт я блаженствую, как христианка я погибаю?

Все это я и поведала владыке Антонию. И еще прибавила, как порой пытаюсь бороться с этой самозваной творческой энергией: р-раз — и силюсь прервать ее волевым жестом. Как стремлюсь подключить свое православное сознание, как зову его в цензоры, как стремлюсь «закрестить» все темные углы и подвалы души, как подчас выворачиваю стихотворение к концу так, чтобы оно увенчивалось чем-нибудь благочестивым и проверенным, духовно надежным: либо евангельской аллюзией, либо скрытой цитатой из святых отцов, либо просто нравоучением. Но стихотворение от этих вмешательств перекашивается, заваливается, как человек, которому связали ноги, теряет жизнь.

И тут владыка остановил меня и сказал строго, почти грозно:

— Не смейте этого делать! Вы же все портите!

Это я говорю не вообще, а лично вам. Вспомните, в Евангелии есть притча о злаках и плевелах. Человек посеял на поле доброе семя, но пришел враг и насадил между пшеницей плевелы. Когда же рабы, предложили господину выдергать плевелы, что он ответил им? Он ответил им: «Нет, чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы». Вот и вы в тот момент, когда начинаете искусственно ломать то, что пишете, дивясь и блаженствуя, и на этом месте водружать нечто общезначимое и общеизвестное, портите свою пшеницу, свое, быть может, доброе семя. Оставляйте все как есть, пусть даже с плевелами, и уже не ваше дело судить это.

Так сказал мне митрополит Антоний, чтобы я поняла: там, где есть дух Православия, всегда дышит свобода. Но там, где свобода, всегда есть риск.

А отец Владимир, который тогда еще не был отцом Владимиром, помимо прочего спросил у владыки, как ему быть: его попросили в Издательском отделе Патриархии составить житие для канонизации Димитрия Донского. Но он был смущен некоторыми фактами его биографии, несовместимыми, как ему казалось, со святостью, и потому отказался. А теперь благоверный князь канонизирован, и что же теперь делать с этими сомнениями?

И владыка ответил со властью:

Так вы с ним самим молитвенно и объяснитесь. Он же святой!

И вот мы так замечательно сидим, и спрашиваем, и слушаем, и дивимся, как вдруг раздается телефонный звонок. Владыка берет трубку, лицо его превращается в улыбку, и он произносит радостно и даже как-то ласково:

Дорогой владыченька, ну, заходи, заходи!

Потом обращается к нам:

— Вы не возражаете, если сейчас к нам придет владыка, с которым мы очень близки? Знаете, к нему по-разному здесь относятся, но я его очень люблю. Он очень духовный человек — архиепископ Иоанн Снычев (в то время Иоанн Снычев был архиепископом Куйбышевским).

— Да как же мы можем возражать! — изумленно отвечаем мы, тем паче — это имя мало что нам говорит.

Буквально через три минуты раздается стук в дверь и входит архиепископ. Они расцеловываются, дают взаимное благословение, и очевидно, что между ними самые теплые, самые трогательные братские отношения, какие бывают лишь между двумя очень близкими людьми. Они похлопывают друг друга по плечам, называют «владыченька» и «владычка», «ты» и «ты», улыбаются, перешучиваются. Становится весело, жарко, тесно. Мы у гостя просим архиерейского благословения, хозяин этой гостиничной кельи нас представляет, про меня говорит: «поэт».

И тут владыка Иоанн замечает на столике стопку журналов с моими стихами, которые я принесла показать митрополиту Антонию, и со словами: «А что тут у тебя? ну-ка почитаем» берет один из раскрытых журналов и начинает декламировать, посмеиваясь и несколько запинаясь.

В этот момент я ловлю растерянный взгляд владыки Антония и понимаю, что он испугался, как бы его дружественный гость не стал иронизировать над моими опусами и своей иронией меня бы нечаянно не обидел.

В принципе, что ж, я была бы и не против такого прочтения, тем более что это было стихотворение «Переписка Грозного с Курбским» — диалогичное, напористое, характерное, «юродивое», что ли. Каждая строфа начиналась либо: «Пишет Курбский Грозному» и двоеточие, либо: «Пишет Грозный Курбскому» — и опять двоеточие. А за двоеточием — бесконечная брань, вечный спор западников и почвенников, либералов и государственников.

Но владыка Антоний этого не знал и ринулся на мою защиту.

После секундного замешательства он принялся отнимать журнал:

Это не тебе, это мне принесли, ты все равно ничего в этом не понимаешь!

А архиепископ Иоанн стал, в свою очередь, уворачиваться и прятать журнал за спину:

Нет, нет, дай-ка мы сейчас почитаем, что они тут насочиняли, писаки!

Так они поначалу стояли, размахивая руками, и перетягивали журнал друг у друга. Наконец победил владыка Иоанн: он выхватил несчастное издание из рук митрополита Антония и побежал от своего друга вокруг маленького журнального столика, стоявшего возле дивана, пытаясь что-то прочесть на ходу, несмотря на то что был преследуем буквально по пятам. И когда они сделали уже несколько кругов, смеясь и задыхаясь, владыка Антоний вдруг вскочил на диван и, оказавшись над самой головой своего гостя, который на мгновение упустил его из вида, торжествующе отобрал у него журнал, да еще легонько хлопнул его этим журнальчиком по голове.

Владыки смеялись, запыхавшись, а мы с мужем хохотали почти до слез — это было так весело, так чудесно, исполнено такой радости и такой любви, какая бывает лишь между близкими друзьями, братьями. Да ведь они и были и друзья, и братья.

И вот уже потом, через несколько лет, я узнала, что этих замечательных архипастырей Церкви принято среди недобросовестных партийно-групповых людей противопоставлять друг другу — мол, владыка Иоанн — духовный лидер «патриотов», а владыка Антоний — духовный лидер «либералов» (хотя какой он либерал? — монархист, традиционалист, антикатолик, антиэкуменист). Я даже сталкивалась с неформальными светскими и "православными" тестами, когда опрашиваемых пытаются сортировать вопросами: «А как вы относитесь к владыке Иоанну? А как вы относитесь к владыке Антонию?» И если ответишь: «К Владыке Иоанну я отношусь с большим почтением», то тебя тут же запишут в черносотенцы, а если признаешься: «Владыку Антония я бесконечно люблю», тебя тут же определят чуть ли не в масоны.

Увы! — привычка мыслить партийными категориями превратила этих двух славных и светлых архиереев в некие плоские знаковые фигуры, в жупел, которым стращают противников, в козырь, которым бьют оппонентов.

На самом деле они, конечно же, стоят неизмеримо выше этих человеческих, слишком человеческих счетов, разделений и группировок. Выше Курбского и выше Грозного, которые все продолжают браниться.

То мое стихотворение, которое тщетно пытался прочитать владыка Иоанн, кончалось так:

И такая брань сквозь столетья мчится,
откликается в русской душе, двоится, —
наваждения ее смятенны:
полоумный деспот засел в ней зримо,
перебежчик, опричник, шпион из Рима,
да младенцы плачут, что убиенны.

Разливаются реки, не сдерживаемые берегами,
и гудит земля, и горит земля под ногами.
Полнолунье. Солнечное затменье...
Но встает из крика, стона и всхлипа
чудотворный образ мученика Филиппа,
и Корнилий грядет из тленья!

Где-то там, возле преславного митрополита Филиппа и смиренного игумена Корнилия, во всяком случае именно в их ряду, в окружении и контексте того, что там, там, а не здесь, подобает нам вглядываться в дивные образы архипастырей, рядом с которыми сподобил нас Господь и жить, и творить, и каяться, и веселиться, и горевать, и праздновать, и петь едиными устами и единым сердцем и «Символ веры», и «аллилуйя».

Когда умер владыка Антоний, мы с моим мужем получили утешение — нам досталась удивительная фотография. На ней — два молодых светлолицых прекрасных епископа. Глядя на них, оживает сердце, светлеют глаза, ликует душа. Это — епископ Алексий, будущий патриарх, и епископ Антоний, будущий митрополит. Два русских архиерея — Ридигер и Блюм. Каждый — «во плоти Ангел, небесный человек». Мы смотрим на них, но и они не отводя взора смотрят на нас.

В конце концов начинаешь понимать, что главное сокровище земной жизни — это люди, которых ты здесь повстречал, узнал, обрел, полюбил. И этого уже никто не отнимет у нас!

Олеся Николаева

28 марта 2012 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Духовность и духовничество: доклад митр. Антония Сурожского Духовность и духовничество: доклад митр. Антония Сурожского
ВИДЕО
Духовность и духовничество: доклад митр. Антония Сурожского Духовность и духовничество: доклад митрополита Антония Сурожского
Старые фильмы о главном
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Эта видеозапись была сделана почти 25 лет назад, 18 мая 1987 года. В Издательском отделе Московского Патриархата проходила международная конференция, посвященная 1000-летию Крещения Руси. В тот день митрополит Антоний Сурожский выступал со своим широко известным сегодня, перепечатанным в сотнях изданий докладом «Духовность и духовничество». Говорил он незабываемо – и по сути, и по силе пастырского слова.
«Он был народным пастырем».
О митрополите Иоанне (Снычеве)
«Он был народным пастырем».
О митрополите Иоанне (Снычеве)

Диакон Владимир Василик
Его приемная всегда была полна народом, это были почтенные протоиереи и архимандриты, простые миряне, убеленные сединами старушки и молодые люди. Для всех них владыка находил время и возможность побеседовать, наставить на путь истинный, дать нужный совет в должное время…
Комментарии
Анна22 мая 2014, 19:00
Спаси Бог, матушка Олеся, за Ваше радостное творчество и как писательницы и как матушки и матери. В Ваших произведениях (каюсь - не все читала) чувствуется радость истинного верующего Христианина. Жаль, что не все понимают, что истинного Христианство может быть только радостным, даже и на плахе. Ну а недостатки - у кого их нет? первый пусть бросит камень и мы поймем, что он нехристь. Вы на виду и камней наверняка нахватались, пусть они будут на пользу Вашей душе. Боритесь пожалуйста, матушка, сражайтесь с духами злобы поднебесной, с Вашей замечательной улыбкой и на лице и в Ваших произведениях, и нам пример показывайте. А Влд.Антоний спасал, поддерживал меня через видиозапись, когда я умирала от онкологии, чудом и милостью Божьей я исцелилась. В Ваших же рассказах чувствуется единение со всеми Христианами всего мира, ощущаешь себя одной большой семьей,настоящей - и это тоже спасает, исцеляет. Низкий поклон за участие в передаче "Наблюдатель" 5 мая 2014г. на ТВ канале "Культура". Такое чудестно-мудрое и простое услышала, словно глоток свежего воздуха получила в этом затхлом мире.
Олег31 января 2014, 15:00
Именно настоящие русские священники. Сказано с уважением и любовью. Национальность, она как и вера, в душе. Она не имеет территориальных рамок и границ. Каждый человек сам определяет национальность лично, если хочет. Мои родители сами выбирали национальность- что сказали бы, то и указали бы в документах. Есть полно русских, которые не хотят быть русскими, изучают всё немецкое, хотят стать немцами. Так же и наоборот.
Алексей28 августа 2013, 15:00
Олеся, а мне показалось, что в глубине души глумитесь над русскими читателями....вот эта фраза из вашей книжки "Два русских архиерея — Ридигер и Блюм".... вы совершенно сознательно соединили в одном предложении национальность и нерусские фамилии архиереев. В православии нет национальностей, и русскость в вашей книжке за исключением этого места не фигурирует.. но вот сюда вы все же национальность поставили.
Олеся Плахута19 июня 2013, 14:00
У Вас чудесные книги и совсем не нужно их сравнивать с книгой о.Тихона /прочла некоторые комментарии/,просто они другие,но от этого они не менее духовные, душевные и теплые.Начав с книги "Небесный огонь",теперь сложно не читать Ваши другие произведения!Они приносят много радости и как мне кажется,что сам Бог говорит со мной через вас,там множество ответов на обычные жизненные вопросы-о добре, вере и терпении.Когда читаешь эти произведения очень хочется тоже побывать в монастырях, святых местах и обрести духовника!Спасибо Вам за творчество!Дай Бог Вам еще многое написать!С наилучшими пожеланиями мира и добра!
Марина17 февраля 2013, 17:00
Со сборником отца Тихона не сравнить книгу "Небесный огонь" Олеси Николаевой. Истории интересные, но сквозит какое-то тщеславие, что ли,несколько раз встретилась фраза-бездарные стихи, бездарность,- всё это по отношению к другим, малознакомым автору людям.Это оттолкнуло.Другие книги Николаевой покупать не буду, даже если они будут суперодаренными. А вот произведений о. Тихона Шевкунова жду с нетерпением.
Татьяна16 октября 2012, 10:00
Не все мне близко, но главное ощущение - любовь, радость верующего человека, это на ваших лицах. Спасибо, что рассказала о своих близких.
Макеенкова Юлия18 сентября 2012, 17:00
Олеся, Спаси Вас Господь за Ваш талант, за Ваши чудесные истории! Ваша книга удивительна! Очень много интересного прочитала. Благодарю Вас за Вашу искренность, с которой Вы рассказываете о Ваших встречах с Божьими людьми. Здоровья и радости всей Вашей семье!
Вика,35 9 августа 2012, 09:00
Согласна,что последний сборник рассказов выглядит тускло на фоне таланта отца Тихона.Но не корректно нелестно отзываться об авторе, не читая всего его творчества.Она гениальная поэтесса,а ее проза не менее талантлива.Прочтите "Мене, текел,фарес", "Тути", "Ничего страшного","Полет шмеля" и многое другое.Юмор помноженный на любовь,это сердце Олеси.Она действительно "настигнута радостью", и уже много лет, с не простых 80-х,ее огонь горит.А Ваш?
Мария26 июня 2012, 14:00
Спаси Вас Господь, дорогая Олеся Александровна. Мое знакомство с Вашим творчеством началось случайно, со сборника "Чудесные истории". Очень понравилось, понравилась та свобода, с которой Вы пишете о вещах, казалось бы,обыкновенных, но в которых явственно ощущается Промысл Божий. Потом стала искать другие Ваши произведения.А то, что Ваши книги не похожи на чудесную книгу о. Тихона, - так разве это плохо? Пусть расцветают разные цветы, с разным ароматом.
Ирина 2 июня 2012, 10:00
Книга "Небесный огонь" Олеси Николаевой оформлена в том же стиле, в котором оформлена книга архимандрита Тихона "Несвятые святые". Но эти две книги приблизить друг к другу невозможно. Краткие рассказы Николаевой похожи на незрелые яблоки. Автор повествует о людях, внесших значительный вклад в развитие православной кльтуры XX века, но все рассказы сводятся к субъективному авторскому восприятию. Все выводы в конце рассказов скомканы и странным образом подводятся под строки из церковных книг. Очень была удивлена, когда в Интернете увидела "послужной список" данного автора. Архитектоникой художественного произведения автор не владеет вообще. Написана книга очень неумело. Олеся, если Вам хочется писать, то пишите "в стол". Удачи Вам в Вашем профессиональном росте.
Иеромонах Поликарп 1 июня 2012, 14:00
Новоявленные книжки с нравоучительнsvb рассказами о духовной жизни, выдержанные в жанре "православие-лайт" наводнили книжный рынок. Много писали о книге о. Тихона Шевкунова "Несвятые святые". Книгу прочел на одном дыхании, очень даже понравилась. Сразу вспомнились встречи с батюшкой Иоанном Крестьянкиным (правда всего две, но оставили они след на всю жизнь а также его незабываемые письма мне грешному...) и прочими тогда еще жившими старцами Псковских Печер. А вот книгу Олеси Николаевой я не читал, но по появившимся в сети отрывкам сразу мне показалось что тут что-то не то... "...Когда мы с моим мужем покрестившись, попали В ПУСТЫНЬКУ к архимандриту Серафиму (Тяпочкину)..." (выделение крупным шрифтом мое -ИП). Вот с такойго маленького, но вранья началось мое знакомство с книгой Олеси Николаевой. Интересно, с каких это пор, довольно крупный районный центр в Белгородской области вдруг стал именоваться "пустынькой"? Многие скажут, что мол мелочи. Но вот лично для меня такая хоть и маленькая, но ложь весьма огорчила и книгу Олеси Николаевой я лично читать уже никогда не возьмусь.
Наталия31 мая 2012, 11:00
Очень трогательный момент встречи о. Владимира с владыкой. Радуюсь до слез вместе с героями. Спаси Господи!
Елизавета20 мая 2012, 16:00
Действительно чувствуется женский стиль написания, но рассказ впечатления не произвел. Не стала бы его ставить в один ряд с "Несвятыми святыми" о.Тихона...
Яков14 мая 2012, 11:00
Я читал со слезами на глазах.
Татьяна30 апреля 2012, 14:00
Весьма благодарю за то,с какой теплотой Вы написали об этих Богом нам данных пастырях,так навеяло минувшим,удивительно родным и бесконечно дорогим.Низкий поклон Вам.
Сергей20 апреля 2012, 14:00
Очень душевный рассказ, спасибо!
Ирина 7 апреля 2012, 11:00
Спаси Вас Бог! Очень трогательный и необходимый всем нам рассказ!
Ольга У 2 апреля 2012, 18:00
Какие гениальные слова: "там, где есть дух Православия, дышит свобода"! Спаси Вас Господи - вы очень помогли мне своей статьей. Я живу в Англии и, хоть, и видела владыку Антония на службах в течение нескольких лет, но узнала его лучше, прочитав эту статью. С огромным уважением, Ольга
Ирина 2 апреля 2012, 13:00
Спасибо за Ваши труды и поклон за книги.... Храни Вас Господь...
Макеенкова Юлия31 марта 2012, 20:00
Олеся Александровна, Ваши рассказы замечательные! Жизнь, -такая интересная! Промысел Божий так удивителен! Если есть возможность, надо записывать все. Я Вас понимаю. У Вас есть сокровище, и Вы хотите поделиться им со всеми нами. Спаси Вас Господь!
Марина31 марта 2012, 10:00
Замечательная статья! Она наполнена Любовью!
Игорь30 марта 2012, 01:00
Спаси вас Господь! Пробудили, Вы, Олеся, своим расказом добрые чувства. Пишите пожалуйста и дальше. И пусть Вас не смутят резвые нападки безрадостного хора... P.S. Олеженька, это же нормально: когда сердце ликует, человек поёт и танцует. А вы что делаете?... Несолидно! Вы ещё за псалмопевцем Давидом посчитайте: "а сколько это он раз про себя упоминает?" Поднимите голову, посмотрите шире. Разве расказ - самопиар? Это же просто - радость.
Галина30 марта 2012, 01:00
Спаси Господи,матушка Олеся, за такие живые воспоминания о любимейшем владыке! Вы как-будто выразили мои впечатления - это настоящее духовное пиршество слушать владыку Антония, да, важно не только, что говорит, но и как говорит - ему веришь сразу и безусловно (многие говорят правильные и красивые вещи, а душа им отказывается верить). Народ,что так язвительно? Что вместо "моего мужа" надо было написать "господин Н"?
Ирина29 марта 2012, 23:00
Спасибо за возможность услышать живые воспоминания о владыке Антонии! С большим уважением отношусь к нему. Будучи на встрече читателей книги "Несвятые святые" слышала, что у о.Тихона есть документальный видео-материал о владыке Антонии, который он намеревался в ближайшее время опубликовать на сайте. Жду этого момента. Очень хочется увидеть митрополита Антония воочию, т.к. при жизни встречать его не случалось.
Александр Владимирович29 марта 2012, 20:00
Спасибо, большое, Олеся - не знаю как вас по отчеству. За рассказ. Быль. Хохотал от души, - как бегали друг за другом два - владыки... Благодарю за свидетельство их человеческих качеств. Да, наверное, и пастырских. ..Один - не хотел дать в обиду, другой - наутек! А первый - победил! И как!.. Тем более, что я плохо знаю (знал) владыку Иоанна (расхожие мнения - не в счет...). А тут такая непосредственная зарисовка... Да еще и в компании с любимым мною митрополитом Антонием. Спасибо. P.S. Отдельное спасибо за слова митрополита Антония о положительном творчестве. Не знал.
Сергий29 марта 2012, 18:00
Очень хорошо, что у Олеси хорошее настроение и радость в душе и жизни. Мне бы этого побольше. Но, действительно - очень сладкая статья, даже дочитать не смог. Только картинку посмотрел. С уважением,
Марина29 марта 2012, 11:00
Из излишней деликатности не стала комментировать, чтобы не обижать автора. Но это сделали за меня.
блудный сын29 марта 2012, 02:00
Давненько не встречалось на православных сайтах такого откровенного "самопиара" ! И не столо бы великого подвижника вл.Антония именовать "старчиком"...
evgenia28 марта 2012, 23:00
soglasna s Haritonovym Andreem-ne ochen udachnyj rasskaz
Олег28 марта 2012, 21:00
Местоимение "я" встречается в тексте 28 раз, словосочетание "мой муж" встречается 16 раз. "В конце концов начинаешь понимать,..." ...почему женщине рекомендуют молчать...
Харитонов Андрей28 марта 2012, 15:00
Спасибо автору за труд, но рассказ не производит такого впечатления, какое на меня произвел сборник "Несвятые святые", хоть обложки и схожи. Слабее как-то и слащавее. Да и все эти интеллигентские искания о творчестве мне неблизки.
Светлана28 марта 2012, 13:00
Большое спасибо, очень душевно!
Наталия28 марта 2012, 12:00
Дорогая Олеся, спаси Вас Господь с батюшкой, чадами-домочадцами. Замечательная мемория. Батюшке - отдельный поклон за его служние на тяжелом посту пресс-секретаря.
Елена28 марта 2012, 11:00
Спасибо!
Светлана28 марта 2012, 10:00
Спаси Вас Господь, матушка Олеся! Просто чудо. Так утешительно.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке