Аскетические наставления на страницах Ветхого Завета

До сих пор ходит мнение, что аскетика значительно моложе Библии, то есть Бог в Своем откровении не заповедовал нам аскетических предписаний, и это потом монахи все придумали. Какая ошибка! Конечно, наиболее читаемые аскетические сборники – монашеские: «Добротолюбие», «Древний патерик». Но гораздо старше «Древнего патерика» одна библейская книга, которую тоже можно назвать аскетическим сборником. И в этом убеждении я основываюсь на авторитетных словах знатока Писания и монашеской жизни.

Лествица Иакова
Лествица Иакова
«Приточное учение представляется мне неким упражнением, обучающим души наши и делающим их гибкими в церковных подвигах», – пишет об этой ветхозаветной книге святитель Григорий Нисский (PG. 44. 617B). Книга Притчей представляет собой сборник для семейных людей, здесь приводятся наставления отца к сыну. Книга по большей части состоит из двух подборок изречений, принадлежащих святому царю Соломону. Между двумя Соломоновыми подборками вклиниваются слова мудрых. Кроме того, в книге есть еще: слова Авгура, слова Лемуила, царя.

В Притчах Соломоновых мы не отыщем проповеди постнического жития, того монашеского образа жизни, о котором мы знаем из творений преподобных отцов. Книга Притчей посвящена аскезе семейных людей. И это делает ее весьма близкой для прихожан, несмотря на то, что она из Ветхого Завета. Чему тут удивляться? В новозаветной Церкви полным голосом звучит ветхозаветная Псалтирь. И если к царю Давиду восходит наш самый древний сборник молитв (ветхозаветный молитвослов), то к его сыну Соломону восходит самый древний аскетический сборник. Оба до сих пор служат Церкви, потому что они были от Духа Святого вдохновлены и вобрали в себя опыт поколений, живших перед Богом, живших Богом.

Если монашеские сборники уделяют громадное внимание деятельной борьбе со страстями, то книга Притчей заботится об исполнении заповедей Божиих. Разве не стремление исполнять заповеди Божии породило борьбу со страстями? Ведь именно страсти мешают человеку жить по-Божьи. Борьба со страстями оказывается оборотной стороной исполнения заповедей. Книга Притчей не предложит нам подстрочный комментарий к десяти заповедям Моисеевым. Эта книга поэтическая, по большей части она написана в форме афоризмов. Но размышление о заповедях, конечно, будет.

Из десяти заповедей первые четыре учат человека любви к Богу, последние шесть – любви к ближнему (см.: Исх. 20: 2–17). Книга Притчей внушает всем сердцем надеяться на Господа, а не на свой разум (см.: Притч. 3: 5). Как это полезно усвоить тем, кто по сей день повторяет идеи эпохи Просвещения о всемогуществе человеческого разума! Дело доходит до обожествления нашего разума. Эх, не дожили поклонники разума до мировых кровавых безумств XX века, не полюбовались на «всесилие человеческого безумия». Впрочем, властители умов в XX веке обожествляли безумие и бессознательное.

А Библия ставит Господа превыше всех и запрещает поклоняться богам, творить кумиров, произносить имя Божие всуе. Так у пророка Моисея. В Притчах есть дивная молитва к Создателю: «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” – и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 8–9). Здесь ощутимо чувство меры, благословенная сдержанность, даже когда крайности приходят в форме излишков и оттого кажутся желанными. В контрастных резких тонах описывается безумное непочтение к Вседержителю: «Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать» (Притч. 3: 34). Это актуально и сейчас. Не только раз в неделю помнить о Боге, не только имя Божие окружать благоговением. Тот, кто старается всегда жить в присутствии Бога, ощутит действие Промысла в своей жизни: «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч. 3: 6).

В первой же главе книги описывается сообщество грешников. Они вынашивают преступные планы – ограбление и убийство (см.: Притч. 1: 10–19). Грешники лихо попирают заповеди: не убий, не укради, не пожелай чужого. Как важно юноше избегать подобного сообщества законопреступников. В такой среде и хороший человек может незаметно превратиться в лютого грешника и безвозвратно погубить свою жизнь. Заповедь о почтении к родителям получает в Притчах разные практические толкования. Например, трогательное и вместе с тем очень жизненное: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Притч. 23: 22).

* * *

На путях исполнения заповедей человек обретает мудрость. Начало мудрости полагает страх Господень (см.: Притч. 1: 7). Для православной аскетической традиции страх Божий является особым покаянным чувством. Если покаяние не остается только на словах, то кающийся приступает к борьбе со страстями, пытается хранить заповеди Божии. И убеждается, что без помощи Божией это невозможно, – так человек познает свою немощь, свое, говоря по-славянски, смирение. Познавший собственную немощь человек перед лицом Вышнего становится смиренномудрым. Так мудрость вырастает из страха Господня, из соблюдения закона Божия. Сразу после дарования десяти заповедей «сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог [к вам] пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исх. 20: 20). Страх Господень не только сохраняет от греха, он дает человеку смотреть в будущее радостно: «В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище» (Притч. 14: 26). Страх Божий изгоняет боязливость и наполняет христианскую душу надеждой, богобоязненное соблюдение заповедей возводит душу к любви. И Христос не случайно связывает хранение заповедей с любовью к Господу: кто соблюдает заповеди Его, тот любит Его (см.: Ин. 14: 21).

По Книге Притчей связь между покаянием и борьбой против греха прописана четко. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28: 13). Как порой непросто раскаяться человеку, который живет, привычно соблюдая общепринятые обычаи: «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. Соблюдение… правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Притч. 21: 2–3). Угодно Богу и то, и другое. Приступая к жертвеннику Всевышнего, нужно подготовить душу. Как? Очищением от грехов и жизнью по заповедям. Когда архимандриту Иоанну (Крестьянкину) приходилось говорить с неизлечимо больными людьми, он деликатно замечал, что покаяние продлевает дни человека на земле. Не из Ветхого ли Завета он это почерпнул? Там еще было записано: «Страх Господень прибавляет дней» (Притч. 10: 27).

Множество мудрых мыслей содержат Притчи. Перечислим хоть еще капельку. Кто помогает нищему, тот дает взаймы Господу (см.: Притч. 19: 17). За превозношением гордого следует его посрамление (см.: Притч. 11: 2). Божий человек не променяет любовь жены на внебрачные приключения (см.: Притч. 5: 15–21). Мудрый не надоедает другу (см.: Притч. 25: 17), не попрекает его прошлыми проступками (см.: Притч. 17: 9). Благоразумный муж не вынашивает планов мести (см.: Притч. 20: 22). Наказание Господне может быть суровым, но его не следует отвергать (см.: Притч. 3: 11). Наказание свыше отец Иоанн (Крестьянкин) называл епитимьей от Бога.

Ветхозаветная мудрость ценит ежедневное подвижничество больше одномоментного героизма: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16: 32.). Аскетические упражнения дают человеку умение владеть собой, мужественно переносить трудности, неприятности и лишения. Добиться этого с помощью Божией возможно.

Вот мы заговорили об аскезе в семейной жизни. А какова «роль женщины» по Книге Притч? Много значит для духовной атмосферы в семье «благонравная жена» (см.: Притч. 11: 16; в евр. эшет-хен – «благодатная, милая жена»; в греч. – гине эвхаристос). Заканчиваются Притчи настоящей поэмой, прославляющей материнский и супружеский подвиг женщины. В оригинале каждая строфа поэмы начинается с отдельной буквы алфавита. По порядку идут буквы. Очень красиво и, опять-таки, актуально.

Все наблюдения и советы ветхозаветной книги с разных сторон касаются главного в жизни, потому что воздержание от зла для человека – вопрос жизни и смерти (см.: Притч. 11: 19). И во дни великого поста выносят эту книгу на середину храма для того, чтобы мы внимали и получали от Господа дар жизни. Готовясь к Пасхе, мы читаем пророческие строки о Христе Жизнодавце: «Премудрость построила себе дом… заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!” И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите”» (Притч. 9: 1–6).

Ветхозаветная книга пророчила о Христе – Премудрости Божией. Сын Божий построил Себе обиталище в человеческом теле и человеческой душе, отдал Себя на заклание за грехи всего мира, послал апостолов обращать неразумных людей, призвать всех на Его евхаристическую трапезу. Подготовкой к Христовой трапезе и является аскеза. Для большинства верующих – это аскеза семейного человека. В Книге Притчей мы находим примеры ветхозаветных духовных упражнений, аскезы. Если их вдумчиво читает христианин, то много полезного найдет для своей жизни.

Диакон Павел Сержантов

2 апреля 2012 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Кирилл 8 апреля 2012, 03:00
Андрею: Христианство неразрывно связано с ветхозаветной религией. Сам Господь сказал, что пришёл не нарушить Закон, а исполнить. Ни Спаситель, ни апостолы, ни отцы не ссылались бы на Ветхий Завет в таком количестве для наставления христиан, если бы он был нам чужд. Просто есть ветхие установления, которые для нас неактуальны, которые утратили своё значение, ибо были нужны для воспитания человека в совсем других условиях. У нас есть христианский ориентир, по которому мы можем понять, что нам нужно из старого, а что - отжило. Повторюсь, что первые христиане молились вместе с иудеями в иерусалимском храме до его разрушения. А вопрос о том, нужно ли христианам соблюдать Закон Моисеев, потребовал созыв апостольского собора, то есть не был тривиальным. Впоследствии, к концу 1-го века установилось чёткое разграничение между христианами и иудеями. Во времена апостола не было новозаветного канона Библии. Тогда были отдельные книги, письма апостолов, собранные воедино лишь впоследствии. Какие-то были отвергнуты как апокрифы, другие признаны подлинными, а кое-где отцы даже делали правки, вставив фрагменты из одной книги в другую.
Андрей 6 апреля 2012, 11:00
Кириллу: «основная богослужебная книга христианской Церкви всех времён – Псалтирь» – это откуда взято? Этот «факт», в существенном смысле, ни о чем не говорит. К чему домыслы? Не только Иоанн Златоуст, но и прежде сам Господь, а затем и все святые отцы ссылались на Ветхий Завет. Но к чему такое замечание? То ли Вы статью не читали, то ли мои комментарии, то ли и то и другое. Кстати, мои изначальные вопросы были риторическими и основаны не на моих личных домыслах, а на согласном мнении святых отцов. Думаю, почти двух тысяч лет христианской апологетики и ее плодов вполне достаточно, чтобы это можно было заметить. «Новый Завет восполнил Ветхий» – это откуда взято? «Ветхий Завет можно пренебрежительно отложить» – это Вы сказали. Простите, вынужден повторить в третий раз: «Ветхий Завет знать полезно, и даже нужно!» «во времена апостола под Писанием прежде всего понимались ветхозаветные книги» – это откуда взято? «Христианство неразрывно связано с ветхозаветной религией» – грустно такое читать. Откуда это взято? Все вопросы в данном посте были риторическими. Дальше дело личного произволения. Когда новозаветный дух пожирается ветхозаветным – считаю, что это беда! Думаю, что данной ветки комментариев вполне достаточно, чтобы убедиться в этом. Разве я вправе запрещать донашивать ветхую одежду? Каждый свободен. Но свобода неразрывно связана с ответственностью (пожалуйста, почитайте об этом хотя бы у Св.Ефрема Сирина). Если кого обидел, прошу простить.
Кирилл 6 апреля 2012, 01:00
Да и тот факт, что основная богослужебная книга христианской Церкви всех времён - Псалтирь, уже говорит о значимости Ветхого Завета для нас.
Кирилл 6 апреля 2012, 01:00
Сам Иоанн Златоуст неоднократно ссылался на ветхозаветные примеры. Из того, что Новый Завет восполнил Ветхий, и отличается от него соответственно, из того не следует, что Ветхий Завет можно пренебрежительно отложить. Иначе мы даже не поймём Новый Завет. Апостол Павел писал: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен." (2Тим.3:16) Заметьте такой нюанс: во времена апостола под Писанием прежде всего понимались ветхозаветные книги, новозаветного канона книг, известного нам, тогда ещё не было. В послании к евреям апостол Павел так же ссылается на множество примеров из Ветхого Завета. Христианство неразрывно связано с ветхозаветной религией.
Андрей 4 апреля 2012, 11:00
и Дмитрию Матыс и Кириллу: утешительно знать, что среди современников есть люди, которые уже настолько познали Истину, что могут по своей воле наставлять других в вере, трактовать мысли святых отцов как «мыслепарения» и указывать, что верно и что «неверно говорить». Ни в коем случае не открещиваюсь от вас, ибо верю, что «нет ни Еллина, ни Иудея, ни … Скифа». Простите, но больше доверяю Свт. Иоанну Златоусту, говорившему: «Ветхий Завет отстоит от Нового, как земля от неба». Пожалуйста, позвольте полагаться на Священное Предание (на всякий случай скажу, что Священное Писание само собой разумеется). Прошу прощения у автора за то, что вместо комментирования его статьи людям приходится комментировать то, что «бессмыслица какая-то». В любом случае, и за третье омытие благодарен.
Кирилл 4 апреля 2012, 01:00
Андрею: Новый Завет и Ветхий непосредственно связаны, так что неверно говорить, что мы живём во времена Нового Завета, и при этом негласно открещиваться от старого. Христианство - это продолжение ветхозаветной религии, первые христиане вообще не отделяли себя от иудеев и молились с ними в иерусалимском храме. Чёткое различие появилось где-то в конце 1-го века. Основная богослужебная книга христианской Церкви всех времён - ветхозаветная Псалтирь. Да и сам Христос сказал в притче о богатом и Лазаре: у них есть Моисей и пророки.
Андрей 3 апреля 2012, 14:00
к Дмитрию Матыс: и за второе омытие благодарю Вас.
Дмитрий Матыс 3 апреля 2012, 14:00
К Андрею Ну и к чему вы это написали?Бессмыслица какая-то... А в статье о.Павла все черным по белому написано.
Андрей 2 апреля 2012, 21:00
к Дмитрию Матыс: Кавычки принято ставить там, где есть цитирование – чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать статью (плюс молитвослов) и сопоставить. Получается, что комментарии, выходящие за рамки сего факта, попадают в ранг домыслов. Помню, что книга, в которой было рассказано о степенях раба, наемника и сына, была написана не Вами. Но рад тому, что эта книга популярна – заметно, что Вы внимательно ее прочли. Простите за повтор: Ветхий Завет знать полезно, и даже нужно! Но все-таки, остаюсь в числе тех, кто считает, что живет во время Нового Завета.
Дмитрий Матыс 2 апреля 2012, 19:00
Ещё к Андрею: И,чтобы быть сыном нужно долгий путь пройти. С раба и наемника. А преждевременные мыслепарения о "гарантированном сыновстве" - верный путь к тому, что даже наёмником не станешь. Да, страх Господень - это лишь начало мудрости (Пс110:10). Но если не начать с этого, то и до любви, которая "изгоняет страх" (1Иоан.4:18)не добраться. Сам Господь говорил: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все"(Матф.5:17-18). Что-то в Ветхом Завете было прообразами и тенями.А что-то и осталось непреложным. Понятия правосудия Божия и страха Божия - явно из числа последних.
Дмитрий Матыс 2 апреля 2012, 19:00
К Андрею: А почему правосудие Божие в кавычках?Вы думаете, что в Новом Завете нет речи о правосудии Божием и о страхе Божием? "Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие"(Матф.7:22-23). Можно посмотреть также:Деян.17:31;1Пет.4:5;Евр.10:30;2Тим.4:8. О страхе Божием: Деян.9:31;1Пет.1:17;2Кор.7:1;Фил.2:12.
Андрей 2 апреля 2012, 15:00
Если брать в пример ветхозаветную семейную аскезу, то значит, при случае, могу и «разводное письмо» жене дать? Зачем мне «дивная молитва», напоминающая торг с Богом, когда я «николиже сотворих благое пред» Ним? Зачем мне трепетать пред «правосудием» Господним, когда, утесняясь, могу надеяться на Его любовь? Зачем мне рабски бояться «наказания Господня», когда, утесняясь, хочу любить Его, как сын? Что мне ветхозаветная красота и актуальность, когда есть красота новозаветной души человеческой, актуальная во веки веков? Ветхий Завет знать полезно, и даже нужно! Но зачем мне ветхая одежда обнажающая срамоту, когда, утесняясь, могу надеяться на новую, брачную одежду, которая срамоту покроет?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке