Сила инерции. Основы православной культуры и российская система образования

Все как-то привыкли считать, что раз в России в 2000-е появилась твердая власть, то все решения, принимаемые из Федерального центра, неукоснительно претворяются в жизнь на местах. К счастью для нашей страны, это чаще всего так и есть. В этом и состоит «вертикаль власти», гарантирующая суверенитет и целостность государства.

Поэтому, когда в августе 2009 г. появилось поручение Президента Российской Федерации Правительству «обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения ... с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики», многие православные родители нашей страны вздохнули с облегчением. Наконец-то у нас появляется возможность в общеобразовательной школе реализовать право, которое дает п.1. статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Каждый имеет право на получение религиозного образования». Безусловно, этот же закон гарантирует светский характер религиозного образования в школе, но «светский» уже не значит «советский», т.е. атеистический. Это вселяло (и вселяет) надежду, что наши дети по нашему выбору будут в школе узнавать о Православии, за которым государство (в уже упомянутом Законе) признает особую роль в истории России.

Эксперимент по введению комплексного предмета Основы религиозных культур и светской этики, проводившийся в 18 регионах, признан успешным. И закономерно 1-го февраля 2012 г. в Министерстве образования и науки был издан приказ утвердить изменения, вносимые в федеральный базисный учебный план, связанные с этим новым учебным курсом. Москва, таким образом, создала всю необходимую базу для реализации поручения Президента. Теперь слово за регионами, ведь реализация общего и среднего образования ведется субъектами Федерации. Как же тут обстоят дела?

Здесь как будто тоже все в порядке. В регионах знают свое дело. Характерен пример Новосибирска, третьего по численности города России: Министерство образования и науки Новосибирской области рассылает письмо отделам образования, в котором указывается на необходимость до 15 апреля провести в школах области родительские собрания, на которых родители выбирают для своих детей один из модулей, в том числе и Основы православной культуры.

Автор этих строк сам принял участие в этом процессе, как один из представителей Отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии. Что же происходит сейчас на самом низовом уровне, на уровне школ? На этом уровне импульс Федерального центра часто тормозится.

В некоторых школах на местах продолжают рассматривать «Светскую этику» как базовый предмет модуля, а ОПК как нежелательное отклонение. Кто-то из недоброжелателей даже запустил в интернет дезинформацию о том, что, выбрав для учащихся 4-го класса Основы православной культуры, школа теряет статус светской и становится религиозной. И эта информация смущает посетителей независимого форума городских школ. В некоторых школах идет глухое сопротивление: родителей запугивают дороговизной учебников, неготовностью преподавателей к введению ОПК. В иных школах сопротивление явное: руководство школы, к примеру, заявляет, что весь класс будет изучать только один предмет (и это будет, конечно, «светская этика» или «основы мировых религиозных культур», они, мол, подходят всем учащимся). Такова сила инерции! Конечно, многим школам так удобнее! Не нужно высвобождать классы, работать с расписанием, посылать учителей на переподготовку и повышение квалификации. А где-то прямо боятся, что ученики узнают о красоте и силе Православия и станут сознательно верующими, придя в храм.

Поэтому и можно услышать в отчетах на местах фразу: «Наша школа выбрала светскую этику». Именно так, не родители, а сама школа (т.е. ее руководство) выбрала один из модулей! А ведь «светская этика» учит детей тому, что добро и зло относительны: это выбор самого индивида. «Относительное добро» же бессильно против зла, которым поражено наше общество. Только Абсолютное добро Божьих заповедей дает человеку твердый ориентир в жизни. Именно этому учат школьников Основы Православной культуры, в помощь к преподаванию которых Новосибирская Митрополия предложила учителям и пособие собственной разработки (имеющее соответствующий «гриф») — в дополнение к основному учебнику. Всемерно помогает Митрополия и в подготовке учителей. На самом деле уже все готово к преподаванию ОПК, нужно только не бояться и начинать преподавать и дать родителям право реального выбора этого модуля.

А как загорелись глаза некоторых родителей, когда я рассказал им о тех нравственных ценностях, которые несет детям Православие: благодарности, дружбе, ответственности, честности, трудолюбии! Как давно дети в школе не слышали от учителей простые слова о добродетелях. Без них школа давно превратилась в «супермаркет знаний», который скорее подготовит умного и расчетливого эгоиста, чем заботливого семьянина и патриота своей Родины.

Безусловно, во многих школах подошли к выбору модуля ОРКиСЭ серьезно и основательно. На родительские собрания приглашают священнослужителей для того, чтобы они могли разъяснить родителям суть ОПК как предмета, учителям дают возможность повысить квалификацию, классы готовят к новым урокам. И это понятно, ведь предмет рассчитан не на один год, ведь когда выбор родителями делается свободно, он гораздо выше «допустимых» для секулярного лобби 20%. Это значит, что, несмотря на силу инерции, школам приходится смещать акцент в ОРКиСЭ со «светской этики» на основы культур традиционных для России религий. И в этом движении основная составляющая должна быть на пробуждении активности православных родителей. Ведь именно за ними выбор: учить ли своих детей подлинно духовным ценностям или безбожной морали, оставшейся нам в наследие от «строителей коммунизма».

Православные родители должны знать, что школа обязана обеспечить преподавание нашим детям Основ православной культуры, даже если в классе этот модуль выбрал только один ребенок. Наступил момент, когда нужно, наконец, занять активную гражданскую позицию. Без своевременной помощи православных родителей усилия епархиальных структур Русской Православной Церкви могут оказаться малоэффективными.

Диакон Димитрий Цыплаков

5 апреля 2012 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Еvelyn 5 февраля 2015, 02:00
"Только Абсолютное добро Божьих заповедей дает человеку твердый ориентир в жизни. Именно этому учат школьников Основы Православной культуры" - Вы подтвердили тем самым, что ОПК - не культурологический курс, как о нем говорят на высшем уровне, а именно религиозный, миссионерский. А для для этого есть воскресные школы. Учить добру, трудолюбию и дружбе можно успешно и без религиозного подтекста, зря вы так безапелляционно говорите что "ТОЛЬКО добро заповедей".
Татьяна 7 мая 2012, 22:00
8 лет веду факультатив по ОПК в школе. Вот мнение одного из моих учеников, который в этом году ее заканчивает:"Основы христианского учения, которые излагает нам преподаватель, теперь являются моими главными ориентирами в жизни. Многочисленные наставления и указания, описанные в Евангелии, не только не сковывают меня, но освобождают от цепей повседневных забот. Следуя им, я испытываю ни с чем не сравнимый душевный подъем, они приносят в моё сердце чувство умиротворения, покой и, главное, – надежду. Надежду на то, что всё-таки в этом противоречивом мире добро, любовь, вера гораздо сильнее чего бы то ни было".
Геннадий Елескин21 апреля 2012, 15:00
Совершенно очевидно, что церковь злоупотребляет религией в её наступлениях на общественное сознание. С 1 сентября 2012 года В в обязательную часть образовательной программы 4 класса вводятся "Основы религиозных культур и светской этики", сообщала глава департамента общего образования Елена Низиенко. http://mon.gov.ru/press/smi/9359/ http://www.pravoslavie.ru/jurnal/52694.htm В этих взаимодействиях церкви с государством ярко проявляются принципы несвободы совести и вероисповедания, а насаждение культа и веры в Бога вступающего в открытые противоречия с Конституцией о светской основе государства. Когда кровожадность попов посягает на женщин, детей и их матерей в лице Pussy Riot, возмущенных её ханжеством, то обществу следует дать старт движению за возрастные ограничения на доступ в церковь. Возрастные ограничения на посещение церковных служб несовершеннолетними должны быть урегулированы как административной, так и уголовной ответственностью церковнослужителей. Насилие церковников в отношении несовершеннолетних, в том числе и сексуальное, не секрет и не такая уж большая редкость. Хищничеству и паразитированию церковников на обществе следует жестко ограничивать их пределы.
Мария13 апреля 2012, 16:00
Продолжение моего поста от 5.04.12 В школе объявили, что из 4-х классов, ОПК для своих детей выбрали 8 родителей. И поэтому для этого меньшинства, специально выделять курс ОПК не будут. Просят переписать заявление.Наш ребёнок и так знаком с азами Православия, благо и книги и Интернет доступны. Он бы больше хотел познакомиться с мировыми религиями, но и это недоступно. Мы с мужем решили, что переписывать заявление не будем, всё равно введут обязательно "светскую этику".Вот нас и посчитали. Бред, в 4-м классе детям рассказывать об этике Гегеля и Фейербаха - это своевременно, а как ближнего любить и не драться - это рано ещё. За 20 лет уже выросли дети без нравственных ориентиров и опять те же грабли. Хоть бы кто задумался, что Вера - это национальная безопасность страны. Как вообще Россия выжила бы за прошедшие тысячелетия, если бы не Вера? Как можно сейчас рассказывать об истории страны без Веры, наверное, так же как и при коммунистах, они тогда даже из сказок Андерсена имя Христа удалили.Вообщем, будущее - в тумане. Но с Богом ничего не страшно!
Татьяна11 апреля 2012, 18:00
Юрий. П, Григорий, Ольга и все, кто высказывает похожие мысли - вы правы! И аргументы верные - Православию будет хуже. В светском государстве в общеобразовательных учреждениях maximum факультатив по Основам (любой) культуры. И преподавать ОПК должен священник.
Andrey 9 апреля 2012, 13:00
С другой стороны, стержень воспитания даёт всё-таки не ясли-детсад-школа, а семья. Если детки вместе с родителями по воскресеньям и на праздники ходят в церковь, исповедуются, принимают Святое причастие, а дома молятся и совместно читают Евангелие, жития святых. Если в семье обсуждаются вопросы духовной жизни за вечерним чаем. Если родители с любовью относятся друг к другу и своей жизнью, своими делами стараются воплотить Евангельскую истину, то в чём проблема? При чём здесь эти ОПК? Никто не приносит в ясли-детсад ребёнка с целью научить его говорить, ходить и т.п. Никто не просит чужих людей объяснить деткам, что у них есть отец, есть мать, есть сестрёнка-братишка и дедушка-бабушка. Почему тогда объяснение существования человеческого Начала, Творца и Промыслителя нашей жизни, мы стараемся сбросить с наших обязанностей? Объяснение только одно. В нашей жизни Бог не занимает значащее место, иначе мы бы обязательно постарались познакомить с Ним наших детишек без оглядки на кого-либо.
Alex Ra 7 апреля 2012, 17:00
Во всех общеобразовательных школах нашего района работают только светские учителя, так как они получили педагогическое образование в государственных учебных заведениях, а не в семинариях и духовных богословских институтах. Однако, обучение "Основам православной культуры" не доверяют преподавать светским учителям, которые исповедают православие,объявляя их не светскими. Подбирают на этот предмет равнодушных к предмету ОПК, а порой и враждебных. Одна учительница сказала, что ей лишний заработок не помешает. Т.е. здесь налицо прямой саботаж по отношению к ОПК. Если это не дискриминация по религиозному признаку, то это подобно тому, что на математический факультет педагогического университета стали бы запрещать поступать тем абитуриентам, которые знают предмет математика выше школьной программы. Статья 2 из Всеобщей декларации прав человека (Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года) Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
сергей 7 апреля 2012, 07:00
Здравствуйте! Я за ОПК. Мировые религии при правильном ведении ОПК преподователем , будут познаваться по ходу , приэтом ребёнок будет понимать ,суть истины православной веры, в случае же преподования мировых религий , мы получаем равный вес и безразличность всех мировых религий , соответсвенно вводя детей , в силу их возраста и отсутствия взрослой аналитики, в заблуждение.Проблема ОПК может быть в основном лишь в том, чтобы не оттолкнуть детей от Православия , не качественным преподованием , здесь главная задача в достойных преподователях.
Фотиния 6 апреля 2012, 15:00
И нас в школе всех попросили переписать заявления и написать, что мы выбрали основы мировых культур и светскую этику, сказали , что у школы нет денег и т.п. чтобы обучить учителей и еще запугивали, что у детей начнутся конфликты на почве религий.А некоторые православные родители просто побоялись, что ОПК будет преподавать неверующий человек и как бы из этого чего не вышло плохого.
Виталий Я-ЗА 6 апреля 2012, 06:00
Andrey: Господа,какая великосветская ЧУШЬ! Мы скоро будем бояться молиться перед иконами - вдруг наше чадо в ювеналку стуканет. Вокруг на 99,9% русского народа, а Ёсопли жуем"... Действительно! Сопли какие-то развесили. Амы... анас. Мы, которые во Христа крестились, которые отрицались от сатаны и всех дел его, что, теперь тихонько уйдем в свой уголок, чтобы нас не было видно, чтобы мы никому не отсвечивали? - а чем не отсвечивать то собираемся, своим безволием и малодушием, что ли? Теплохладные мы христиане ли?
Марина 6 апреля 2012, 02:00
Сложная и печальная ситуация, что и говорить... И без меня достаточно комментариев на эту тему. Но все же помимо общеобразовательных школ, есть еще при храмах воскресные школы. Не знаю, что выберут в нашей школе, по возможности, буду продолжать водить своих детей в воскресную школу. Хотя бы это право у меня никто отнять пока не пытается.
Andrey 5 апреля 2012, 23:00
Господа,какая великосветская ЧУШЬ! Мы скоро будем бояться молиться перед иконами - вдруг наше чадо в ювеналку стуканет. Вокруг на 99,9% русского народа, а Ёсопли жуем", что нашим деткам изучать? Да что угодно, только не Православие, слишком Оно "кость в горле" у гомосексуального запада!
Дмитрий 5 апреля 2012, 22:00
В Добринском районе Липецкой области 99.6% родителей выбрали Основы Православной культуры. Все зависит от директора школы, а еще больше от главы администрации. Архиерей епархии должен дать указания, чтобы священники работали с чиновниками прежде всего.
диакон Дмитрий 5 апреля 2012, 19:00
Предмет "Основы мировых религиозных культур" это такой же "спойлер" модуля ОПК как и "светская этика". Абстрактно, галопом и поверхностно о религии расскажут детям и на уроках истории и МХК. Об том и пекутся апологеты атеизма из Общественного совета Минобра, чтобы дети ни в коем разе не заинтересовались Православием. Поэтому московские директора школ хором выбирают ОМРК, чтобы вроде как не "светскую этику" с подмоченной репутацией, но и не Православие. А православным родителям, считаю, не следует поддерживать такие "проекты". Думать надо не только о своих детях (мол, они и так ходят в воскресную школу), но и о тех, что пойдут по их стопам. Кому как не православным родителям продавливать через атеистические препоны ОПК!
Владимир 5 апреля 2012, 19:00
1-Ныне семья - это люди, которые проживают по одному адресу. 2-Семья, лишенная духовных основ, не поправит положения в деле воспитания только за счет школы и изучения ОПК. 3-Государство, которое Основным своим законом не проговаривает идеологии, ставит под вопрос все "амбициозные планы". 4-Школа, во главе с чиновниками различного ранга, более всего заботятся о "гламурной организации педагогической среды", на что "тратятся" огромные средства. 5-Беда еще и в том, что "неумело зашли на цель" при подходе к организации духовно-просветительской работы с молодежью. В этом не меньше было гламура. 6-Мы уже "довыеживались" до того, что в наших храмах "служат молебны" бесноватые. Что еще ждем?!!
Марина 5 апреля 2012, 18:00
Согласно с тем, что требовать нельзя. Действительно, в классах дети разных национальностей. Может пусть знакомятся с мировыми религиями? По крайней мере будут знать, что есть мировые религии, а есть секты. А вообще могу сказать-"дожили"!!! В России, в школе, детям невозможно изучать Закон Божий!!!! Где это было видано до революции 17 года !
Мария 5 апреля 2012, 16:00
C грустью смотрю на сопротивление руководства одной из школ в многонациональном мегаполисе на юге России. Это хорошо, что в Москве выбирают модуль "Мировая религия". А у нас директор собрал родителей и объявил, школа не место для религии, будет только светская этика, остальные мнения неправильные. Такая хула на церковь и веру от него шла, но это его выбор, мы ему не указ. Считаю, что требовать ничего не надо, пожалели его,помолились. Жалко всех детей, что учатся в его школе, детки в 3 классе жестокие, а как быть добрыми наставники рассказать не хотят. Если составлять списки противников, это опять война, не по-христиански это. Так нас русских стравить хотят, думайте родители и об этом тоже. Бог в Помощь!
Ольга 5 апреля 2012, 14:00
Я, как православная христианка, выбрала бы для своих детей «основы мировых религиозных культур». Подлинно духовным ценностям мы обучаем своих детей не в школе. Что воцерковлённому ребёнку делать на основах православной культуры? Оценивать, правильно ли говорит учитель? Или предпочесть «основы православной культуры» как способ консолидации православноориентированных:) детей?...
Юрий П. 5 апреля 2012, 11:00
Ничего не надо требовать! Вы с ума сошли?? Сегодня мы потребуем, завтра мусульмане и т.д., и при том их резоны будут основательны. Зачем накалять страсти? Зачем давать повод вопить о притеснениях мусульман и других, их сейчас не менее 25%(включая гастеров)? Хотите третьей чеченской? Зачем будить зверя в лице атеистов и коммунистов? Хотите расколоть общество не только социально но и религиозно? И вообще, автор как себе представляет обучение по каждой из религий? Настал урок и класс разбежался по разным кабинетам-конфессиям? Или большинством решать, притесняя меньшинство? А за русских тогда не обидно будет, проживающих в Татарии и на Кавказе? Где преподавателей брать? Из учителей? А вы у них спросили? Можете себе представить как учитель истории(например), атеист советского замеса, будет рассказывать об основах православия? Наверно с любовью и понятным языком, да? Самый оптимальный выход, на мой взгляд, это предмет по истории религий, где учеников знакомили бы с основными религиями мира и все. Остальное дети получат по желанию родителей в воскресной школе, мечети или синагоге. И этот предмет нужен для именно знакомства с другими, чтоб знать как себя вести в гостях с представителями других конфессий. Меня так именно и учили в "проклятые ельцинские времена", и считаю что неплохо, православный но и других не обижаю. Думайте головой....
Григорий 5 апреля 2012, 11:00
> Александр: Нужно требовать введения основ православной культуры в школах. Я боюсь требовать этого нельзя. Во, первых, всякого рода бунтовщики против сегодняшней власти и Церкви сразу поднимут вой на весь мир, что у нас, дескать, на религиозной почве притесняют детей и учителей. Ну и если бы даже введение было бы обязательным, то не факт, что ради "галочки" директор не назначил преподавателем этого предмета человека, который мало того, был бы не верующим, но еще и так бы преподнес, что из детей выросли бы атеисты или сатанисты.. Поэтому, лучше умеренно и разумно.
Александр 5 апреля 2012, 10:00
Нужно требовать введения основ православной культуры в школах. Необходимо огласить список школ, где директора препятствуют этому.
Людмила 5 апреля 2012, 10:00
КаК поздно вышла ваша статья. В нашей гимназии такое собрание состоялось 22-го марта. И нам доходчИво объяснИлИ, какой модуль мы должны выбрать. Это основы мировых религии. Причин множество. Москва Многонациональный город. Мегаполис и все такое. Поэтому наши дети должны знать обо всех религиях. Якобы это удобно длЯ дальнейшего изучениЯ истории мировой художественной культуры. и учитель в школе не хватает и кабинетов тоже. И вообще этот предмет вводится за счет любого другого урока у нас например английского. Компитентных учителей нет. Священника приглашать нельзя. У нас ведь госУдарство отделено от церкви. А школа госучереждениегосударственное учреждение. Более того, на выходе из 4-го класса, дети должны знать не только чтото по этому модуля, но своим поведением показать это ( бред, с намеком на православие). Но Надо быть справедливым, модуль светская этика был отметен сразу, как одна сплошная демагогия. А в гимнАзии все держится зА свои местА вот и делайте выводы.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке