Последняя молитва последней Литургии

Речь пойдет не о той литургии, которая будет совершена в последние часы истории мира, и не о той, что имеет быть на вершине Афонской горы в последние времена. А о той, что совершится в большинстве православных храмов на Страстной седмице. Еще на год мы попрощаемся с литургией Преждеосвященных Даров, которая, как и любая другая, закончится заамвонной молитвой.

Фото: Православие.ru Фото: Православие.ru

Заамвонная молитва – первая гласная молитва священника в день его рукоположения. В чине литургии Златоуста и Великого Василия в этой молитве приносится прошение о полноте Церкви, о воинстве, о тех, кто любит благолепие дома Божия. Это знак того, что отныне священник должен будет молить Бога о многих людях и о разных состояниях. А в чине Преждеосвященной слова этой молитвы другие.

Там сначала говорится о Господе как о Премудром Творце. Затем благодарится о днях Четыредесятницы, внутрь которой Бог ввел нас «неизреченным Промыслом и многою благостью». Пост пугает многих при начале, но пролетает быстро, как курьерский поезд, и оставляет чувство жалости, что «вот и в этот раз толком попоститься не получилось». К посту действительно нужно относиться не как к тяжести, но как к делу неизреченной Премудрости и многой благости. И установлен он для «очищения души и тела; для воздержания страстей и надежды воскресения».

***

Пост устремлен к Пасхе. Без Пасхи наш пост не имеет смысла. Пусть кто-то и где-то постится как хочет ради других целей. Христиане постятся в ожидании Воскресения и стремятся очиститься внутри и снаружи, чтобы как можно полнее ощутить пасхальную радость. Вспоминать об этом не лишне, а напоминать не в тягость.

***

Далее священник вспомнит Моисея, которому в ходе сорокадневного моления Господь вручил скрижалиБогоначертанные письмена с заповедями. Эти каменные доски Моисею пришлось разбить, потому что, сойдя с горы, он нашел народ буйствующим и кланяющимся золотому тельцу. И пролилась кровь, и наказаны были наиболее неистовые, и снова Моисей взошел на гору, чтобы повторно получить заповеди. Эти вторые скрижали впоследствии легли в Ковчег Завета вместе с манной и Аароновым жезлом (см.: Евр. 9: 4). Но хранением в ковчеге и чтением в собраниях заповеди на скрижалях не ограничили свое действие.

Пророки усмотрели в скрижалях нечто таинственное. Они, по действию Духа, поняли, что для правильного и постоянного исполнения заповеди нужно написать на сердце, а не просто на каменных досках. «Вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом», – говорит Господь через Иеремию (Иер. 31: 33). То есть до вложения законов Божиих во внутренности и в сердца человеческие какой-либо из народов можно называть «народом Божиим» только с натяжкой и с оговорками. Плотски живя и по-плотски мысля, человек враждует с Богом. «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8: 7).

Человеку нужно дать новый дух и новое сердце, потому что со старым сердцем служить Богу всецело невозможно. Об этом молил Давид: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» Об этом же пророчествовал Иезекииль: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36: 26).

Все это имеет отношение к нам потому, что мы и вступать в пост должны ради внутреннего обновления и ради начертания законов Божиих тростью Духа на «плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3: 3).

И вот, помянув сия, то есть Моисея и данный ему закон, а также пророчества о Новом законе, пишемом на сердцах, священник молится словами апостола Павла: «Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизаться, течение поста совершить, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителями же греха явитися». Эти слова и буквально, и в общей тональности заимствованы из письма апостола к Тимофею: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4: 7). Только апостол говорит о том, что уже сделано, а мы, беря пример его слов, просим, чтобы и мы совершили добрый подвиг, путь поста прошли, веру сохранили. Добавляем же и просьбу о сокрушении невидимых врагов и возможности неосужденно достигнуть цели поста – святого Воскресения.

***

Как видим, дух молитвы церковной есть дух Писания, а многие библейские выражения целиком, словно золотыми нитками, вшиты в ткань церковных молитвословий. Пастырь, не читающий Библию, не поймет и всего смысла молитв, которые читает, а пасомые такого пастыря, по необходимости, обречены будут высмотреть все второстепенное, но «слона так и не заметить».  

И еще напомним себе о том, что само существование такой литургии, как Преждеосвященных Даров, говорит нам о невозможности долго жить без причастия. Долго не причащаться христианину настолько неестественно, что, не умея дождаться ближайшей субботы или воскресенья, истинные рабы Господни стремились к Чаше в постовые будни даже без Евхаристии. Лишь бы напитаться бессмертной пищей Тела и Крови Сына Божия.

Вот и остается после прочтения последней заамвонной молитвы на Преждеосвященной службе несколько дней пути до той ночи, когда Агнец, за весь мир закланный, преподастся под образом Тельца упитанного для всех, кто не откажется прийти на Божий пир. И тогда словами Златоуста возгласят повсюду пастыри, чтобы «пришли на трапезу все: постившиеся и не постившиеся, работавшие с третьего часа дня или пришедшие за час до полуночи».

Потому что благ Владыка – «и дело приемлет, и намерение целует».

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Литургия Преждеосвященных Даров Литургия Преждеосвященных Даров
Прот. Андрей Ткачев
Литургия Преждеосвященных Даров Литургия Преждеосвященных Даров
Протоиерей Андрей Ткачев
Для благопостящихся тружеников, ощутивших особо остро свою немощь, и создана литургия Преждеосвященных Даров.
Литургическое богословие. Коллизия или коллапс? Литургическое богословие. Коллизия или коллапс?
Прот. Игорь Белов
Литургическое богословие. Коллизия или коллапс? Литургическое богословие. Коллизия или коллапс?
Протоиерей Игорь Белов
Итак, главный вопрос состоит в том: можно ли считать, что вино, через погружение в него Святого Агнца, пресуществляется в Кровь Христову? Возможно ли пресуществление только лишь от соприкосновения с Телом Христовым?
Почему литургия Преждеосвященных Даров совершается только по средам и пятницам? Почему литургия Преждеосвященных Даров совершается только по средам и пятницам?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Великий пост издревле считается временем покаяния и принятия Св. Причащения. Почему же тогда литургия в посту служится реже? Откуда пошел обычай служить литургии Преждеосвященных Даров на буднях только по средам и пятницам?
Комментарии
Александр 1 мая 2013, 19:00
Добрый Пастырь аки ГОСПОДЬ утешит;и душу отогреет.
Арсений, студент19 апреля 2012, 00:00
Продолжение: "Церкви в Европе, такие как Кафедральный собор Феодоровской Божией Матери в Санкт-Петербурге (ныне церковь прекрасно отреставрирована), сохранили типичый внешний вид базилики. Большая часть цервей (имеется ввиду архитектура, строение храма) России и Восточной Европы, однако, переосмысляются в соответствии (reconceptualized the basilica after Jerusalem’s temple... )со (строением) Иерусалимского храма,а именно сооружением иконостасов,таким образом отделяя прихожан от клира. Данная тенденция достигла своей кульминации в московском Храме Христа Спасителя, в котором мы вполне явно видим одну церковь внутри другой. Мой Вам вопрос, отец Андрей, каким образом это "неуёмное воображение" (прим.: как я понимаю, здесь имеется ввиду наличие в православных церквях алтарных перегородок, которых, к сведению, нет в католических храмах) так резко разорвало связь с древней традицией совершения Тайной Вечери? Ведь отталкиваясь от данной точки зрения, мы действительно можем вообразить, что Господь на Тайной Вечери периодически появлялся из горницы и исчезал внутри неё, в то время как Апостолы терпеливо находились в другом помещении или даже на улице, подобно нашим бабушкам, во всё время совершения Тайной Вечери".
Арсений, студент19 апреля 2012, 00:00
Мне бы хотелось написать здесь примерный перевод комментария уважаемого Fr. Vladimir Eremine. Если у меня в переводе присутствуют ошибки, прошу меня исправить. Интересно было бы поддержать дискуссию. "Но мы видим в наших храмах гораздо больше,чем можем услышать - например, каким образом пространство храма используется верующими, с каким уважением миряне относятся к клиру, размещены ли в храме такие удобства, как скамейки или же они отсутствуют. Мы знаем, что в определённый исторический период Христианам разрешалось использовать крупные здания (примечание: базилика - крупная постройка, обычно здание суда, в виде прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри. Так же средневековый христианский храм, обычно в форме креста) в качестве молитвенных домов. Возможно они не являлись лучшими местами для совершения Евхаристии (как мы и читали об этом в Евангелиях - одна горница, один стол и, пожалуй, на этом всё; но было именно так, как оно было).
Ирина13 апреля 2012, 01:00
Наталия, прочитала Ваш комментарий, он очень созвучен моему настроению. Иногда, особенно на Страстной седмице, мне кажется, что я одна в целом мире - оставлена и Богом, и людьми, и нет уже мне спасения, и ничего впереди нет - тупик. Тогда вспоминаю мытаря и начинаю просить мысленно Господа:"Господи! Помилуй меня, рабу Божию, никуда не гожую! Но хоть и никуда не гожую, а все же - рабу Божию!". Потом немного приободрюсь:"Хоть сзади, а все же во Христовом стаде", а там потерпеть немного - вот и Пасха! Простите, если что не так сказала. Желаю Вам Божией помощи и Покрова Пресвятой Богородицы.
Наталья10 апреля 2012, 13:00
Унываю последнюю неделю, ленность не только пойти в храм, а вообще шевелиться. Почитаю проповеди в надежде дух поднять, но наоборот вижу только свою никчемность, негодность. От этого становится совсем плохо. Вот дошла до вашей проповеди и ободрилась, по крайней мере самоедство отошло, что мало молюсь, недостойно пощусь, недостойно причащаюсь. Спасибо, Вам. Ваши проповеди вселяют в нас немощных надежду и утешают.
Fr. Vladimir Eremine 9 апреля 2012, 22:00
But we see more in our churches than what we can hear – for example, how space of the church building is utilized by communities of the faithful, how laypeople are positioned with respect to the clergy, what type of accommodations like pews or lack of them. We know that at some point Christians were allowed to use basilicas as houses of worship. It might have not been an ideal type of the building to use for the Eucharist as we read about it in the Gospels – one room, one table and so force, but it was what it was. Churches in Europe or Theodorofski Icon Cathedral in St. Petersburg (now lovely restored) preserve the basilica’s basic structure. The majority of churches in Russia and eastern Europe, however, reconceptualized the basilica after Jerusalem’s temple erecting iconostases and thus separating the faithful from the clergy. This trend reached its culmination in Christ the Savior Cathedral in Moscow, where we actually see a church inside a church. My question to you, father Andrew, how did this wild imagination broke so vividly with ancient tradition of the Mystical Supper? Thinking back from the point of view of the Christ the Savior, we plausibly can think that our Lord was periodically emerging from and disappearing into some inner room, while apostles were patiently standing in a different room or even outside like our babushkas during the Mystical Supper.
Татьяна 9 апреля 2012, 15:00
Большое спасибо! Очень дух поддерживающая статья.
Леван 7 апреля 2012, 00:00
Спаси Господи!
надежда 6 апреля 2012, 15:00
Аминь
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке