Первая строчка

Речь – о молитве святого Ефрема, чтение которой скоро надолго пресечется. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

Хочется представить образ человека, который допросился до обладания желаемым. Каков будет этот человек?

Он не будет праздным, а значит, по необходимости будет трудолюбцем, отдыхающим за сменой полезных занятий. Он не будет уныл, но весел в Духе, что будет лучшей проповедью Христа. Вы видели радостных монахов или просто христиан со светлыми лицами? Я видел и хочу сказать, что они светящимися глазами говорят о Христе больше книг и лучше слов. Чрезмерная же и постоянная печаль не есть от Бога, но есть признак нераскаянности.

Далее, сей неунывающий трудолюбец будет бежать от первых мест и занимать последние, как и сказано в слове. Власть не будет нужна ему, и необходимость командовать другими он воспримет как крест или наказание. И, наконец, он будет благоразумно молчалив. Не только гнилое, но и праздное слово из его уст мы не услышим. Таков прекрасный образ человека, молившегося молитвой Ефрема Сирина и воплотившего просимое в первой строчке в жизнь. Только в первой строчке!

Все это есть в посланиях апостола Павла: «Трудитесь своими руками»; «всегда радуйтесь»; «повинуйтесь друг другу в страхе Божием» и «всякое слово гнилое да не исходит из уст ваших». То есть нравственное учение святого Ефрема, кратко изложенное в его молитве, есть плод Того же Духа, что и послания апостола языков. И я хочу быть трудолюбивым, радостным, скупым на слова и не лезущим в командиры. Да и все должны хотеть. Значит, нужно с максимальным вниманием и внутренним усилием читать эту молитву в скудные дни, оставшиеся для ее произнесения.

***

Еще хочется проследить связь между грехами, просьба об избавлении от которых содержится все в той же первой строчке.

Первое и четвертое – праздность и празднословие – связаны между собой? По-моему, еще как! Только тот, кто ничего полезного не делает, и наполняет воздух словесным мусором. Основательные же знатоки своего дела всегда процеживают редкие слова, словно метят не в бровь, а в глаз. Эта словесная скупость является обратной стороной полезной занятости. Так что трудолюбец молчит, поет или молится, а праздный человек ищет кого-то, чтобы почесать языками на пару и скрасить празднословием унылые будни.

Опять таки, уныние с праздностью связаны? Связаны. Амвросий Оптинский говорил: «Скука – унынию внука, а лени – дочь». То есть уныние рождает лень, а лень, в свою очередь, рождает скуку. Начни полезно трудиться – и мир не будет тебе скушен так, как был он скушен согрешившему и в идолопоклонство впавшему Соломону.

Особые отношения интимно связывают празднословие с любоначалием, то есть третьего и четвертого «духов». Кто хочет властвовать, тот должен много говорить, должен обещать, должен хвалить се6я, должен словами, как красками, рисовать в воздухе миражи прекрасного будущего.

В демократических странах процедуре выборов предшествует процедура дебатов, предвыборных компаний и прочей болтовни, призванной расхвалить себя и опорочить рядом стоящего соискателя. И всей этой болтовни, в необходимости которой нас почти убедили, должно быть так много, что приходится нанимать целые армии пишущих, шепчущих и кричащих существ, готовых служить своему боссу и мозгами, и голосом. Никакая форма власти, кроме демократической, не делает столь очевидной связь между любоначалием и празднословием.

И любоначалие всегда связано с унынием. Рождаясь от гордости, желание властвовать никогда не даст человеку покоя. Обойдут его на дистанции или другим достанется больше славы – свет будет ему не мил. Если же он залезет выше всех, то, во-первых, останется один в разреженном воздухе власти, во-вторых, принужден будет сказать все те же соломоновы слова о «суете сует», поскольку душа продолжит оставаться голодной.

***

Все страсти связаны и скреплены, как звенья в цепи. Все люди закованы в свои страсти, носят их на себе, словно кандалы, и гремят ими при каждом движении. Звон этих кандалов слышен не в мире людей, но в мире ангелов и для сердечных ушей, то есть для совести. Может быть, для ангельских глаз вся наша жизнь есть лишь нескончаемая вереница закованных в цепи людей. Все бредут покорно, как по Владимирскому тракту в Сибирь во времена оны, и голова колонны из-за многолюдства теряется за горизонтом, так же, как и хвост, только с противоположной стороны.

Но есть люди, которые выскакивают из обреченного каторжного шествия. Они поднимают к небу свои цепи, словно просят Живущего на небеси разрубить эти кандалы. И просьбы некоторых исполняются мгновенно, а некоторым приходится просить дольше и настойчивей. Просят все одними и теми же словами: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Александр20 марта 2014, 23:00
"Они бросаются словами и любуются собой" - услышал эти слова еще в юности. Вроде бы и запомнил, но никогда не применял к себе (хотя очень часто делал то же самое). Прочитал статью и эта фраза всплыла в сознании. Спасибо тебе, Святой Ангел-хранитель! Сколько книг и статей читаешь, проповедей слушаешь - и всегда понимаешь, что это все о твоих грехах. А вот про празднословие ничего не слышал (хотя и читал, и слушал), только сейчас дошло до сердца. Слава тебе, Боже! Слава тебе!
Валерий 6 июля 2013, 17:00
Хотелось бы узнать,отец Андрей,есть ли в Уставе разрешение на чтение во время богослужения великопостной молитвы Ефрема Сирина в другие посты : Петров,Успенский,Рождественский. Ответьте,пожалуйста. Спаси Вас,Господи!
Александр24 июня 2012, 00:00
Если дебаты это плохо, то каков механизм выбора народных избранников?
Леван11 апреля 2012, 22:00
Спаси Господи за душеполезную статью!
Наталия11 апреля 2012, 22:00
А что подразумевается под этим словом "любоначалия" ?
Андрей11 апреля 2012, 15:00
Спасибо отче за Вашу мудрость, которой Вас наделяет Господь. Спаси Господи!
Светлана11 апреля 2012, 08:00
Спаси Вас Господь, отец Андрей. Как нам, немощным, помогает Ваша мудрость!
Dmitriy11 апреля 2012, 03:00
Ogromnoe Spasibo Otche Andrey! Khrani Vas Gospod IIsusu Khristos!
Ирина 10 апреля 2012, 23:00
Дорогой Батющка!Спасибо Вам за мудрые, такие проникновенные слова.Сначала смотрела с интересом Ваши передачи "На сон грядущим"(теперь не показывают этот канал), а теперь слушаю записи на диске. Ваше слово было и есть для меня просвещающим и наставляющим. Оно и укрепляло, и радовало, и удивляло, и поддерживало.Пусть Божия мудрость вдохновляет Вас в делах во Славу Божиюю.
ОЛЕГ10 апреля 2012, 23:00
Спаси Господи!
Р.Б. Ксения10 апреля 2012, 20:00
Спаси Господи Батюшка, за проповедь! Я думаю что каждый верующий христианин должен постоянно читать молитву святого Ефрема Сирина, а не только в Великий пост. Храни Вас Бог!
Нина10 апреля 2012, 19:00
Спаси Бог, батюшка!
Ксения10 апреля 2012, 17:00
ДА НЕ 'оскудеет' рука пишущего! КАК КРАСИВО! СПАСИ ВАС ГОСПОДИ, БАТЮШКА!
Елена10 апреля 2012, 17:00
ПОТРЯСЕНА ПОСЛЕДНИМИ ДВУМЯ АБЗАЦАМИ!!!СЛЕЗЫ И ВОСТОРГ!!!...СПАСИБО!!!ВСЕГДА ЖДУ И ЧИТАЮ СТАТЬИ Протоиерея Андрея Ткачева!ТАКИЕ мудрые,глубокие,злободневные!Информируют,поучают,назидают,воспитывают!СПАСИ БОГ!!!
Валентин10 апреля 2012, 15:00
Разумные, настоящие родители всегда любят своих детей такими, какими они есть. И такая любовь воспитывает детей лучше, чем всякие "низзя", "зя" и т.п. И Господь любит наш мир таким, каким он и есть (не сожжены же мы еще ?) Конечно, воспитание детей подразумевает каждодневное сеяние в их душах разумного, доброго, вечного. И, по аналогии с детским воспитанием, наш мир также просвещается светом евангелия, заповедями. От нас-то и требуется всего лишь - слушай, воспринимай, исполняй. Но не тут то было и все не так просто и гладко оказывается. И вот уже две тысячи лет зерно падает и в камни, и в тернии, и при дороге...
Наталия10 апреля 2012, 12:00
Отец Андрей, только что вернулась из Сретенского монастыря, где молилась за литургией Преждеосвященных Даров. И только думала об этой молитве: Господи, почему я так мало молюсь Тебе этой молитвой, почему забываю молиться ею во дни Великого поста, почему , Господи, я всё равно унываю....почему мне так плохо, Господи? А тут Ваш текст, и он мне немного помог. Опять буду просить, .....и опять буду унывать и празднословить, лениться....Господи,как страшно!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке