На передовой — дети

Белое от страха лицо, перекошенное от боли, — худенький солдатик, совсем еще мальчишка, одетый в форму времен Второй мировой войны, падает на снег, глядя мне прямо в глаза, пока кто-то безжалостно наносит ему удары ножом. Он судорожно пытается защититься рукой, но кто-то продолжает добивать его, уже лежащего, штыком. Этот кто-то жесток и неумолим, он мастерски управляется с оружием. Этот кто-то — мой семилетний сын.

«Мама, мы освободили Сталинград! Мама, мы взяли Берлин!» — звонки из дома, как весточки с фронта. Пока мама на работе, дома идет бой. Дома — новая компьютерная игра, и мой сын — на передовой.

Помню, как радовалась, когда сынок в полтора года научился включать компьютер, у него уже тогда были свои игры — стрелять по птичкам, что он освоил очень быстро. Это было так удобно — усадить ребенка за компьютер, а самой заняться своими делами.

Он рос, «взрослели» и игры, и если в пять-шесть лет он гонял на безобидных танчиках, играл с Лунтиком и Смешариками, то на свое семилетие сам — на подаренные ему деньги — выбрал себе игру. Конечно же про войну, потому что желание стрелять и убивать — вроде бы естественный этап взросления мальчишек. Так я считала. Или так мне хотелось думать?

Помню, как в детстве мы тоже играли в «войнушку» — в казаков-разбойников, собирали гильзы от пуль (мое детство прошло в военном городке), играли на бомбоубежищах — с них так здорово было кататься зимой на санках. А когда по телевизору показали фильм про Робин Гуда, всем двором мастерили себе лук и стрелы. Мы мечтали защищать обиженных, помогать обездоленным. Никто не хотел быть на стороне Плохиша. Никто ни за что не предал бы друга за банку варенья.

У моего сына друзей нет. Тех ребят, с которыми он общается в школе и изредка ходить гулять, трудно так назвать. Они не звонят друг другу, чтобы рассказать про интересную книгу или фильм, не навещают, когда кто-то заболел, не радуются успехам, всегда готовы ударить и поиздеваться, придумывают друг другу обидные прозвища, ябедничают, могут предать и даже не понять, что предали. Они просто проводят вместе время, потому что им… скучно.

Впервые я услышала это слово от сына, когда попыталась запретить ему компьютерные игры. Сразу же после того, как увидела белое, перекошенное от страха и боли лицо на экране и моего совершенно спокойного сына, хладнокровно орудующего виртуальным ножом. Современная компьютерная графика передала эмоции его виртуального врага настолько реалистично, что мне самой стало страшно и больно.

Почему же я раньше не обращала на его игры внимания, хотя вроде бы и понимала, что они не так безобидны, как кажутся, или просто не давала себе труда задуматься и осознать это? Я ведь читала статьи о вреде и разрушающем влиянии виртуальных «стрелялок-убивалок». Но мне всегда казалось, что пишут о ком-то другом, и с моим ребенком этого никогда не может произойти. Пока не посмотрела в интернете видео «Маленький компьютерный наркоман», где рыдающий ребенок бил и обзывал свою мать и бабушку за то, что они запрещали ему играть в компьютер. Я почти узнала в нем своего сына. Конечно, он не обзывал и не бил меня. Пока.

Почему я не остановила это раньше? Я ведь видела, каким возбужденным он становился всякий раз, как ему удавалось «победить», как тяжело он переживал, когда «проигрывал», как трудно было его успокоить и переключить внимание на что-то другое. И каким недобрым становился всякий раз, когда я пыталась игру прекратить. Почему я не запретила ему играть, прежде чем у него развилась болезненная компьютерная зависимость?

На все мои запоздалые «почему» один ответ: мне было так удобно. Компьютер включался каждый раз, когда нужно было «выключить» гиперактивного старшего, чтобы поспала младшая, или надо было выполнить срочное дело — и даже совсем не срочное, или просто хотелось отдохнуть пару часов… Причин всегда находилось множество, и каждый раз я, обещая себе если не запретить, то хотя бы ограничить время пребывания сына у компьютера, шла на поводу у этого «мне ску-у-учно», не имея желания, сил и времени развлекать своего ребенка.

Почитай книжку — скучно. Порисуй — скучно. Наведи порядок в комнате — скучно. Вымой посуду — скучно. Поиграй с сестренкой — скучно!

Помните ли вы, чтобы вам в детстве когда-нибудь было скучно? Я — нет. У меня и моих друзей вообще не было в лексиконе такого слова, хотя наши родители также были вечно заняты на своих бесконечных работах и тоже не имели возможности нас развлекать. Нам и самим было весело и интересно, мы много читали, придумывали разные игры, и даже если это была игра в войну, то это была война за мир во всем мире, а не против всех, лишь бы было в кого стрелять.

Я не смогла полностью исключить компьютер. Он стал стимулом, чем-то вроде поощрения за хорошее поведение или учебу. На замену «стрелялкам и убивалкам» пришли более мирные игры — сын завел компьютерную ферму, сажает и убирает овощи и фрукты. Время, проводимое за компьютером, ограничивается. Но это далеко не победа, скорее небольшая передышка.

Когда я рассказала о виртуальном огороде своей знакомой-педагогу, она спросила: «Почему бы вам не посадить настоящий? Хотя бы на подоконнике?». Сегодня мы купили с сыном горшок, землю и семена. Посадим и будем ждать всходов.

* * *

Священник Максим Первозванский
Священник Максим Первозванский
Прокомментировать эту ситуацию мы попросили главного редактора православного журнала для молодых людей «Наследник» протоиерея Максима Первозванского, отца девятерых детей:

— Есть такой воспитательный закон: если родители не воспитывают своего ребенка, это не значит, что он не воспитывается. Просто его воспитывает что-то другое или кто-то другой: учителя в школе, старшие товарищи во дворе, телевизор или компьютер. Поэтому у автора этой статьи и возникла серьезная проблема. Она честно говорит о ее причине: «Мне было проще усадить ребенка за компьютер, а самой заниматься делами». Причем сразу, в качестве первой игры ребенку было предложено стрелять и убивать. Это серьезный просчет родителей — деятельность ребенка была направлена не на созидание, а на разрушение.

Родители обязательно должны регламентировать и время нахождения у компьютера, и характер компьютерных игр, как мы регламентируем чтение, знакомства своих детей. Ребенок, как правило, не способен сам остановиться в игре. Компьютер или телевизор — это пассивное получение достаточно сильных эмоций. Человек испытывает какие-то переживания, получает информацию, при этом не затрачивая абсолютно никаких усилий со своей стороны. Организация каких-то развлечений в реальном мире требует усилий. Даже чтобы книгу читать, необходимо потрудиться, задействовать воображение. А в компьютерной игре ничего не надо воображать, тебе просто дается картинка, придуманная автором игры или создателями фильма.

В пост вообще можно запретить играть на компьютере. Но следует понимать, что когда у человека есть зависимость, что-то в его душе занимает большое место, это нужно замещать чем-то другим. Это касается и взрослых, и детей. Почему так сложно наркоманов, алкоголиков, игроманов вывести из этого состояния? Физическую зависимость снять легко, но в душе остается пустота, и если ее ничем не заполнять, пристрастие легко возвращается. Это достаточно серьезная, долгая работа по заполнению образовавшейся или образующейся пустоты чем-то правильным, созидательным.

Потому серьезным способом борьбы с компьютерной зависимостью — особенно если мы говорим не о взрослых, а о детях — является довольно жесткое ограничение времени и качества того, чем занимается ребенок у компьютера, а самое главное — активные созидательные формы совместной деятельности. И автор об этом говорит в конце статьи: необходимо вместе с ребенком что-то делать. Это может быть и спорт, и творчество.

Конечно, очень важно, чтобы ребенок все-таки читал, и тогда те миры и фантазии, которые он будет черпать из мировой литературы, для него будут все-таки интереснее и важней, чем то, что он будет получать в телевизоре и компьютере. По крайней мере, будет какое-то равновесие. Я это вижу по многим детям, в том числе и своим.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Slender 4 мая 2013, 17:07
Я полностью согласен с Elder!
Ника29 апреля 2013, 19:01
Про всякие эффекты качания, отупевания и глюков. Не могу сказать насчёт взрослых, но детям сидеть перед экраном вообще противопоказано. Это колоссальная нагрузка на психику! Касается любого контента и в пк, и в телевизоре. Кроме того, малышам нельзя слушать музыку в наушниках - это деформирует слух. Особенно всё это опасно для детей с повышенным внутричерепным давлением - а таких сейчас очень много. Дополнительно это просиживание нарушает общее телесное развитие. Почти никакой двигательной нагрузки, минимум тактильных и двигательных впечатлений, отсутствие разнообразия для тела. Ребёнок, который так проводит детство, вообще становится потом в этом мире чужим, потому что ему и тело-то не нужно, он не умеет его осознавать. Много просиживающие перед экраном взрослые тоже начинают страдать от этой самостоятельно выработанной дереализации.

Резюмирую: никакого компа и телевизора до 3х лет вообще быть не должно.
Unnamed 4 ноября 2012, 11:01
Да большинство тех кто обвиняет во всех бедах игры -сами представление о них имеют, по меньшей мере, смутное. "Вон там застрелил кого то,кровь,смерть-ужас. Теперь мой ребенок станет убийцей!" Такие суждения простительны бабушке лет 70. Но не людям молодого и среднего возраста. К сожалению это говорит о их недалекости. Так же как в суждениях о музыке "ужас этот Мэнсон раскрашенный,страшный и орет громко в микрофон-он наверное сатанист и злодей и призывает убивать". При том что текстов никто в глаза не видел даже. Также и в играх. Начинают видеть сразу только плохое,изучив их чуть менее чем НИКАК. Один знакомый 28 лет- 5 детей у него. Работает на 3 работах. И при этом играет с детства и даже сейчас находит время пострелять в танки или какой нибудь шутер. Общительный и дружелюбный человек. И мне самому стыдно читать какой бред пишут взрослые люди. Переедьте тогда с детьми в пещеру лесную чтобы их там ни игры ни жуткие интернеты не беспокоили.
Elder19 августа 2012, 15:27
К Вашему сведению, по последним исследованиям, в игры играет около 90% детей от 2 до 17 лет. Вы хотите сказать, что все они обречены на гибель? И кто после этого жесток? ;)
Гибнут единицы, и как правило они и до игр были психически неуравновешенными или имелись в семьях серьезные проблемы.(Кстати, вспомните еще, сколько детей погибало на улицах раньше? Мячик под машину укатился... Самодельная пиротехника в ручках взорвалась... С горки упал, шею сломав...) Если бы все было так, как "говорит" ваша паника, то человечества бы уже не было. Игры с 47го года начали свое развитие.

Итог: у страха глаза большие. Следите за своими детьми, как Ваши следили за Вами, а не кидайтесь в них компьютером. А уж если кинули ПК, то играйте вместе, учите и учитесь.
Elder19 августа 2012, 15:27
Вот мне интересно, Вы все говорите, что игры это плохо, что игры жестоки, что игры зомбируют детей, (можете что-то свое добавить)

Потому серия вопросов:
А Вы сами играли в них?

Неужели все игры - жестоки? Даже Барби или шахматы (хотя да... там же "пешек" рубят и "короля" в плен ловят)?

Неужели Вы думаете, что игры не могут учить? Многие даже не знают, что у игры жанры разные есть...
Шутеры - согласен, жестокость там есть, иногда даже слишком много, но для того они и создавались - не развлечение детям, а проверка реакции или способ вымещения злобы. Согласитесь, лучше если кто-нибудь убьет пару сотен нарисованных человеков/монстров, нежели если он убьет хотя бы одного, но настоящего.

А что Вы скажете про РПГ и Стратегии?
Во многих РПГ есть выбор кем играть - плохим или хорошим. Во многих из них нелинейный сюжет и практически всегда действия игрока меняют игрвой мир. Если ты всех спасаешь, то все персонажи тебя любят и обожают, а если наоборот всех бьешь и унижаешь - тебя попытаются остановить. Разве такие игры не могут научить морали?
Или стратегии: и что, что там убивают? Многие игроки даже не обращают на смерти отдельных юнитов (маленьких человечков, танков и тд) никакого внимания, потому что им важно обхитрить противника, а не слезы лить по кучке пикселей.

Людмила27 апреля 2012, 20:51
Игорь, любая игра это - игра и если по сей день не создано игры с "высокими моральными принципами" - значит это не приносит прибыли...

И как можно играть в высокие моральные принципы?...
Приведите концепцию игры что ли... Реально ли такое создать? кто профинансирует?

Есть обучающие игры , есть познавательные - это это всего лишь трамплин к играм другого рода...
Заодно это шаг к зависимости...

Всему свое время!
Детям компьютер вреден, и это понятно - для них реальность и вымышленность - практически одинакова - они всему верят...

Чем плохо - если ребенок начнет включать компьютер в лет 15 и то зная что этот предмет для РАБОТЫ и ОБУЧЕНИЯ прежде всего!

Самое интересное что ребенок познает МИР гораздо лучше - просто играя на улице, а не рассматривая - предметы в экране компьютера...
Игорь22 апреля 2012, 17:29
А что если сделать хорошую игру с высокими моральными принципами?
Людмила21 апреля 2012, 22:38
Миф о том что без компьютера дети себя считают ущербными и ОБЯЗАТЕЛЬНО надо им давать игры и прочее - я считаю мифом.

Мой муж работает в индустрии разработчиков компьютерных игр, а я сама работаю в сфере мультипликации - и поверьте, мои дети не пострадали - без всевозможных игр и мультиков- сериалов...

Конечно исключать из жизни ребенка развлечения и давать НИЧЕГО вообще - это просто наивно полагать что дети не найдут себе увлечение похлеще компьютера!
Так на то мы и родители что бы ВОСПИТЫВАТЬ!
Вы не можете запретить игры? Когда ребенку 7 лет? А что вы ожидаете в 14? в 20 лет?

Свято место пусто не бывает - или на этом месте будет родительское внимание - или ждите что вас заменят...

Могу еще отметить - я с самого малого возраста заменила телевизор и компьютер - книгами... Да книги отнимают время у родителей - их надо СНАЧАЛА детям читать:)
Зато ПОТОМ - дети будут читать САМИ:) Что и делает мой ребенок в 11 лет - читает сам и имеет прекрасный литературный язык.
Людмила21 апреля 2012, 22:37
Совершенно НЕ СОГЛАСНА с тем что " процесс "компьютеризации" детей уже необратим"

Это все равно что утверждать - что процесс отсутствия родителей в жизни детей - необратим:)

Я всегда не понимала ПОЧЕМУ не могут просто не включать детям компьютер... Мне кажется это очень простым.
Объясню.
У меня двое сыновей 11 и 5.5 лет, и НИКОГДА не возникало конфликтов из за компьютера(хотя их в доме два)

Дети знают - компьютер для РАБОТЫ, и там иногда можно посмотреть интересные мультфильмы и фильмы - вместе со взрослыми или когда родители разрешат...
Замете - ИНОГДА.

Да, конечно, у старшего сына возник лет в 10 вопрос - почему другим детям можно и родители разрешают сутками сидеть у компа - а мне - нет.

Я сказала, что как мама - несу ответственность за него - и воспитываю так как считаю НАИЛУЧШИМ и ему придется поверить мне - что компьютер у нас в семье - для работы. И если забивать играми ум - это трата драгоценного времени.

И решила после такого вопроса - занять ребенка еще больше - отвела в спортивную секцию - где по 2 часа тренировки - 3 раза в неделю ....
Даже если бы хотел - даже вспомнить времени нет - что хотел там что то посмотреть на компьютере.
День проходит занятым, с перерывами на отдых - отдыхает с книгами.

Елена21 апреля 2012, 22:19
александру: странные у Вас представления о мужском и женском образе труда - "заставлять мальчика играть в садоводство и иже с ними".Вспомните крестьянский труд - там в основном тяжелая физическая работа. Вырастить сад - это созидание,а "стрелялки" в компьютере - сплошное разрушение. Ратный труд оправдан только при защите Отечества. Простите.
Александр21 апреля 2012, 19:20
Мне кажется протоиерей Максим Первозванский очень верно подметил основной вред от компьютерных игр: сильные впечатления без соответствующих усилий.
Одно дело ехать на машине в реальности - сколько усилий надо для этого приложить. Как минимум получить права, раздобыть машину. На компьютере - только запустить программу. Таких примеров сколько угодно.
Потребление впечатлений даром. А даром, как известно, ничего не дается. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
*Еник20 апреля 2012, 22:57
Не соглашусь с Надеждой. Информатика детям нужна и нужна в очень и очень большом объёме, будущее всё-таки не за лопатой и плугом, а за станками с программным (!) управлением, itшный образ мышления необходим и школа его даёт вместе со всеми другими НАВЫКАМИ. Я специально выделила слово навыки, т.к. задача школы и иных образовательных учреждений дать детям навыки, а вот сформировать личность, воспитать - это задача родителей и только их и переложить её на школу нельзя. Поэтому в школе математика, информатика, литература, а дома - воспитание личности, формирование ценностей
александр 20 апреля 2012, 18:11
На детскую психику влияние компьютерных игр разрушительное,но не всех игр. Сам играю с 15 лет, при этом мне никто никода не запрешал этого делать. В свои 15 лет если мне было необходимо делать уроки я шел и делал их, а уже потом играл в компьютерные игры, или в случае если была пятница тогда я садился за копьютер на 2 часа и играл в enemy nations, кто знает тот поймет. Сейчас мне 29 лет, я уравновешен, играю в свободное от дел и молитвы время и не вижу в этом ничего плохого. Отчетливо понимаю что если сейчас посадить ребенка за большинство современных Блокбастеров игрового мира ничего хорошего не будет. Ребенок должен прежде всего учиться, заниматься спортом, читать, гулять и только потом играть в компьютер. Родители! Следите за тем во что играют ваши дети, следите за тем чтобы они читали книги, следите за их психикой.
PS в стрелялках типа второй мировой ничего плохого не вижу, и не зачем из мальчика делать девочку, то бишь заставлять его играть в садоводство и иже с ними.А вот от fear, gta, etc. Лучше оградить своих детей.
Это мнение человека который сам играет 14 лет. А чесли учесть денди и сегу то вообще с 8 или семи.
Вадим 20 апреля 2012, 16:54
Правда что компьютерная зависимость вещь страшно но хочу рассказать про себя. У нас не когда не было телевизора и в когда мне было 12 лет отец купил компьютер. Но он при этом сразу ввел такой порядок играли мы с братьями на компьютере не более получаса и в посты и постные дни не играли вообще и в какие игры мы играем отец строго следил. Позже лимит игры возрос до 2 часов но никогда больше за больше нас карали и что интересно ни я, ни мои братья ни когда не ходили на дискотеки я в 20 лет даже пива не пробовал и не хочу этого делать и мне удалось избежать многих других падений свойственых молодому возрасту, сейчас учусь у меня слава богу все замечательно как и у братьев, один из них хочет принять монашество и серьезно к этому готовиться поэтому я считаю что нельзя быть так однозначным по отношению к играм, ко всему нужно относиться рассудительно.
Кирилл20 апреля 2012, 15:25
Надежда, вы правы, процесс "компьютеризации" детей уже необратим. Но, я думаю, не в этом вред. Вред в неконтролируемом влиянии компьютреных игр на психику ребенка. Я пока не находил более-менее серьезных исследований на эту тему. Могу судить их влияние только по себе:
1. Вред физическому здоровью - ослабевает зрение. Я например уже с большим трудом написал второй диплом на ПК, и после этого свалился с опухшими глазами на 2 недели., развивается остеохондроз, потом могут болеть пальцы на правой руке из-за постоянного напряжения для управления мышкой.
2. Но самый главный вред идет на психику- это как наркомания - на меня, например, после часов 10 сиденья за цивилизацией (игрушка такая), в магазине смотрели как на наркомана: глаза, руки дрожат, речь бессвязная. Мысли, как бы поскорее дорваться до компьютера.

Потом это выливается в то, что мышление становиться просто тупым. Психическое развитие замедляется - мало общаешься с реальными людьми, мало получаешь реальных впечатлений.

Еще сейчас игры становятся более реальными и появляются откровенно сатанистские игры - FEAR например, которые проникают именно в подсознание. По сравнению с такмими играми - старый DOOM с многочисленными демонами - детский сад.
Антон20 апреля 2012, 15:09
Мне 22, Зовут Антон. Тоже страдаю от зависимости, но не стою на месте и стараюсь себя ограничивать другими делами, которые помогут мне с будущей работой.
Не постарались родители, постараюсь я. Одно дело получить зависимость и два дела побороть ее и выработать иммунитет и получить очень важный социальный, и психологический опыт.
Лично мои дети уже не будут как я проводить у компьютера сутками.
Лидия20 апреля 2012, 14:49
У меня много знакомых взрослых людей: семейных и нет. Что объединяет их- это зависимость от компьютера. Они не могут читать, не занимаются воспитанием детей, не высыпаются, но они больными себя не считают. Они умные , воспитанные , но бесчувственные, инертные. А ведь они в детстве не стреляли по вертуальным живым мишеням. Что же будет с детьми, которые стреляют по своей неокрепшей психике?
Кирилл20 апреля 2012, 13:57
Мне уже 32 года, но страсть к компьютерным играм у меня осталась. Наверно навсегда. Я начал играть на советских компьютерах, кажется они назывались ЕС-1840. У них было 2 дисковода, и не было винчестера. Но игрушки уже были тогда и очень интересные: Сопвич, перестройка, кэт, и, кончено, тетрис. Мониторы были тоже советские. Я играл и облучался от них в день до 18 часов. После этого у меня по ночам были галлюцинации и меня качало, когда я засыпал. Позже, к годам 18, это выразилось в том, что у меня, как мне казалось, качалась кровать в такт сердца, когда я засыпал. Я к этому тогда уже привык. К 20 годам, когда я засыпал рядом с играющим геймером, я в ощущениях поднимался с одеялом к потолку, потом падал, и одеяло, которое опускалось на меня, начинало душить. Так было несколько раз. Однажды, когда у нас ночевал один батюшка на моей кравати, ему ночью явился черный кот и начал его душить. Я тогда только слышал его стоны. Но все это в прошлом. Сейчас, слава Богу, я женат, у меня два сына, которых я не подпущу к играм, дай Бог, до достижения 18 лет. Результат от всего этого: Сейчас у меня проблемы во взаимоотношениях с людьми, неуравновешенная психика, и как следствие, проблемы на работе. Это результат компьютерных игрушек.
Надежда20 апреля 2012, 12:33
Процесс "компьютеризации" детей уже необратим. И все идет из школы. Детей сажают за компьютеры чуть ли не с пеленок.Информатика сейчас едва ли не самый главный предмет. И что вы хотите? Вообще все школьное образование сейчас-это разрушение личности ребенка.И речи не идет о воспитании,лишь бы подготовить к ЕГЭ.И мы видим результат такого обучения. Что творится сейчас с молодежью и в страшном сне не приснится.
Нет ни каких ориентиров, ни каких ценностей,ни каких норм поведения...Школьное "воспитание" зашло в тупик! Что делать?
Вернуть Православные Ценности в школу, ввести Закон Божий, подготовить воцерковленных учителей. Только в этом случае можно что то поправить.Наши дети ГИБНУТ!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×