После причастия

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения, как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.

Фото: Екатерина Соловьева
Фото: Екатерина Соловьева
Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать. Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля – тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть». Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот, окружить его «неведением, забвением, малодушием и окамененным нечувствием». И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?

***

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам. Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения: «Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе».

Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.

В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Дмитрий27 ноября 2015, 22:00
Спаси Господи отец Андрей! Спасибо за хорошую статью. Согласен с поделившимися предо мной братьями и сестрами. Как долго мы храним в себе Божию благодать после причащения святых тайн? Иногда и не переступаем порога церкви, после святого причащения, а уже теряем...в разговорах, в отвлечениях.. незаметно лукавый подлавливает зазевавшихся..(опыт-то у него в этих делах большой). Присмотритесь со вниманием каждый к себе, со времени святого причащения, - получите удивительный опыт. Слава БОГУ за все!
Александр10 ноября 2015, 12:00
Вы знаете одно из самых полезных что - удавалось сделать в своей жизни это постараться после причастия придти домой и лечь спать, если есть возможность. Если не получается заснуть то просто искренне просить у Бога помощи что-бы сохранить дары,порой война за принятые дары идет до самой ночи, а порой и следующий день . . . .
Оля22 июля 2014, 18:00
Прочитала комментарии своей тезки Ольги и тоже хотела сказать, что после причастия либо усиленно борюсь со сном (но, как правило, безуспешно), либо просто валюсь и сплю, причем почти всегда 2 часа. Старалась высыпаться до, но результат тот же. Какие там дела мирские!!! Весь день нахожусь в спокойствии духа, нежелание куда-то ехать, идти. Хочется покоя и тишины. Мало что тревожит , раздражает и тем более злит. Единственное мучает вопрос, есть ли это благодать? правильно лия исповедалась, подготовилась к причастию, если получаю вот такой результат. Может все-таки что-то не так, и надо искать корень?
Юрий М.23 марта 2014, 21:00
Может быть, Христос в нас, после причастия, сам научит нас , что следует делать и как поступать? Если дать ему говорить и не заглушать суетой? Сам являюсь решетом для Божьей благодати.Но хотелось бы, как и многим писавшим, сохранить ее подольше. Предлагаю здесь делится своим опытом и другими сведениями ( труды Отцов и т.д) . Мне частично помогает в тот день после Причастия запись того, от чего хочу избавится. Как-то яснее видно.Да и когда пишешь, лучше обдумываешь. На второй день я уже, к сожалению,практически прежний. Но в течении недели начинает что-то чуть меняться. Причастие ведь не допинг, а лекарство от греха. А хронические болезни долго лечатся.По крайней мере, без долгого Причастия становится хуже.
Михаил 2 ноября 2013, 21:00
Попробуйте, кто может, по благословлению, провести сей благодатный день в тишине и уединение, дома или на природе. В размышлении, чтение и безмолвном молении. Если возможно, отключите средства связи. Уберегайтесь от соблазнов и не предавайтесь суевериям. Очень хорошо молиться на вечерней службе в день причащения. Храни вас Бог.
Валентина22 августа 2013, 11:00
Сегодня причастилась!На душе святая благодать!Всех люблю и ни на кого не обижаюсь Хочется летать Такое состояния у меня бывает только после причастия и было после рождения детей! Благодарю Тебя Господи За Все
Таисия Николаевна23 января 2013, 15:00
Благодарю, благодарю, благодарю. Хочу поделиться теми откровениями, которые являлись мне на Причастии: однажды я видела, что Господь вкладывал в сердца причащающихся виноградную ягодку, потом я видела, что каждому как-будто чебучек лозы сажал в сердце, а когда люди целовали чашу- то это они ноги Христа целовали. Спаси и сохрани делать это без благоговения и понимания. После причастия хочется не дышать, а не то что говорить, хочется руками закрыть свое сердце с этим чудным сокровищем и тихо-тихо дойти до дома и багодарить, благодарить Господа за милость и жертву. Печально смотрю, когда саму молитву ко Причащению священник читает скороговоркой, прости их Господи и вразуми. Спаси Бог, отец Андрей, ваши проповеди мне очень по сердцу и по духу, вот бы встретиться лично и помолиться сердцем к сердцу.Храни Вас, Господи и благослови.
Таисия Николаевна23 января 2013, 13:00
Благодарю, благодарю, благодарю. Хочу поделиться теми откровениями, которые являлись мне на Причастии: однажды я видела, что Господь вкладывал в сердца причащающихся виноградную ягодку, потом я видела, что каждому как-будто чебучек лозы сажал в сердце, а когда люди целовали чашу- то это они ноги Христа целовали. Спаси и сохрани делать это без благоговения и понимания. После причастя хочется не дышать, а не то что говорить, хочется руками закрыть свое сердце с этим чудным сокровищем и тихо-тихо дойти до дома и багодарить, благодарить Господа за милость и жертву. Печально смотрю, когда саму молитву ко Причащению священник читает скороговоркой, прости их Господи и вразуми. Спаси Бог, отец Андрей, ваши проповеди мне очень по сердцу и по духу, вот бы встретиться лично и помолиться сердцем к сердцу.Храни Вас, Господи и благослови.
р.б. Антонний23 июля 2012, 14:00
"...тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла."- Самые главные пожалуй слова ! Уважаемый Игорь С ! В Греции не был ни разу, но поверю Вам на слово, однако прошу помнить что считать себя православным и еженедельно посещая Храм Божий таковым человека еще не делает, а снимать службу на фото и видео это что то (прости Господи) из разряда шоу, а не серьезной работы над своей душой. По поводу радостных лиц служителей и прихожан не знаю, мне как то не до улыбок когда я прошу Господа о помощи, или когда его благодарю за что либо. Спаси и Господи !
иерей Алексий , Москва30 мая 2012, 09:00
Тема действительно важная, нужны и книги-сборники на эту тему. В такой сборник непременно должны бы войти Акафист благодарственный по святом причащении (http://happy-school.ru/publ/akafist_blagodarstvennyj_po_svjatom_prichashhenii/49-1-0-3938), выдержки из "Невидимой брани" Святогорца (ч.2,гл.3),советы свт.Феофана Затворника и др. Где-то в литературе о подвижниках 20 в.встречался даже совет: в день причастия видоизменять Иисусову молитву."Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, СЛАВА ТЕБЕ."
Анастасия25 мая 2012, 10:00
А как быть в таком случае. После Литургии мне надо проводить детский праздник во дворе храма. Переодеться в Буратино, танцевать, смеяться... Значит мне в этот день не надо причащаться? тогда получится, что ради праздника я откажусь от причастия, это еще хуже. Не знаю кому как, мне после причастия часто хочется бегать, как в детстве с горы.
Димитрий23 мая 2012, 03:00
в причасти надо быть кротким в молитвах
Игорь С22 мая 2012, 19:00
(продолжение) 1. Дети. Им реально тяжело, и конечно, надо их приучать, но я радуюсь, когда на территории рядом с храмами появляются детские площадки :) 2. Греки. Был в Греции пару раз. НАМНОГО более живые и радостные лица прихожан. В Афинах в храмах есть вторые этажи, где люди сидят и даже снимают службу на фото и видео. Храмов много и прихожан очень много. 98% греков считают себя православными и ходят в храмы РЕГУЛЯРНО, а не на Пасху. Был на Афоне. Службы в Ватопеде и Ксенофонте хоть и начинаются раньше, но короче и "радостнее" чем в нашей Почаевской Лавре. Лица монахов - "чащеулыбчатые", что ли. Не знаю, как правильнее, но этож они нас крестили? Хотя, помню - по ним прошлось турецкое иго, но все равно... 3. Протестанты. Уверен, большинство людей ищущие Христа и не приходящие в Православный Храм - жертвы "суровости" нашей религии :(. Очень тяжело оторваться от материального потребительского мира и сразу найти Что-то в строгой службе наших храмов. Особенно, если ты поиск начал не из-за Большой беды в твоей жизни, а к примеру, от желания найти ее смысл... Извините за сумбур. Сам УЖЕ принимаю и считаю СВОИМИ порядки РПЦ (со своим уставом в монастырь не суйся), но очень непросто это пропагандировать и защищать... Спаси Господи! Ангела Хранителя Вам и Вашим близким!
Игорь С22 мая 2012, 19:00
Христос Воскрес! С праздником Святителя Николы всех! Отцу Андрею - респект, обязательно подумаю над этим... Касательно же шума после причастия... Лично мне шум во время службы (разговоры, шелест пакетов около поминальных столиков!!, и т.д.) мешает и раздражает меня намного больше. Но пытаюсь себя бороть и не замечать братьев и сестер, которые себе это позволяют... Но каюсь в раздражительности и Но Радость после Причастия? ... Мне нравится! И вообще, наверное, многие согласятся, что в РПЦ (я хоть и из Киева, но не раскольник :) ) как-то все очень "мрачно" и "печально". Я 10 лет как уже воцерковился и уже привык, но:
NN20 мая 2012, 20:00
Большое спасибо за статью! Очень вовремя.
Татьяна19 мая 2012, 22:00
Христос Воскресе! Статья актульная, спасибо, автору. Благодарить Бога необходимо постоянно, за все и во всех обстоятельствах, а уж в такой день особенно. трудно и плохо готовлюсь, иду не готовой, боюсь ужасно, но Господь милостив. После причастия - словами не объяснишь.
Анна17 мая 2012, 20:00
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! СПАСИБО ОГРОМНОЕ О.АНДРЕЙ ЗА ТО, ЧТО ВЫ НЕ БОИТЕСЬ ГОВОРИТЬ ВСЛУХ О ТОМ, ЧТО ВОЛНУЕТ "СТАДО"... НЕПРЕМЕННО ВАШИ СОВЕТЫ ВОЗЬМУ КАК ЗА ПРАВИЛО. НО ХОЧУ ТАКЖЕ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ТЕМ, КОТОРЫЕ В КОММЕНТАРИЯХ НЕ ПОБОЯЛИСЬ ПОДНЯТЬ ВОПРОС О ПОВЕДЕНИИ ПЕРЕД СВЯТОЙ ЧАШЕЙ, О БЕГОТНЕ И ШУМЕ В ДОМЕ ГОСПОДА("ДОМЕ ПОКОЯ МОЕГО", ПОДЧЕРКИВАЮ НЕ У СЕБЯ В ДОМЕ, НЕ В СУПЕРМАРКЕТЕ, НЕ КЛУБЕ ПО ИНТЕРЕСАМ ИЛИ ТЕМ КОМУ ЗА....., НЕ НА БАЗАРЕ), О МОЛЧАНИИ СВЯЩЕННИКОВ (НАВЕРНОЕ БОЯТЬСЯ ОБИДЕТЬ НЕКОТОРЫХ ПРИХОЖАН), Т.Д. НЕ ЗНАЮ, КАК В ДРУГИХ ХРАМАХ, А У НАС ЕЩЕ ЕСТЬ "ТРАДИЦИЯ": АЛТАРНЫЕ ВРАТА ЗАКРЫЛИ, ПОСЛЕДОВАНИЕ КО ПРИЧАСТИЮ НА КЛИРОСЕ НАЧАЛИ ЧИТАТЬ, ТУТ ПРИХОЖАНЕ НАЧИНАЮТ МАССОВО ХОДИТЬ ПО ХРАМУ И ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ, ВРЕМЕНАМИ АКТИВНО РАБОТАЯ ЛОКТЯМИ ПО ОЖИДАЮЩИМ СВЯТОЙ ЧАШИ ПРИЧАСТНИКАМ, ВЫРАЖАЯ СВОЕ НЕУДОВОЛЬСТВИЕ..."ДАЙТЕ, ПРОЙТИ К ИКОНЕ". В НЕКОТОРЫХ МОНАСТЫРЯХ НА ДВЕРЯХ ВИСИТ ОБЪЯВЛЕНИЕ: "РАЗГОВАРИВАЮЩИМ В ХРАМЕ - НИСПОСЫЛАЮТСЯ СКОРБИ....СВТ. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК"; КСТАТИ, СКАЗАТЬ, ИМЕННО В ЭТИХ ХРАМАХ - ТИШИНА И ПОРЯДОК, КОНЕЧНО ЖЕ, НАСКОЛЬКО Я СМОГЛА ЭТО ЗАМЕТИТЬ. ПРОСТИТЕ МЕНЯ МНОГОГРЕШНУЮ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! СПАСИ ВАС ГОСПОДЬ!
Ольга17 мая 2012, 16:00
Христос воскресе!Спаси Господи отца Андрея и всех православных! После причастия хочется спать, все тело тяжелеет и нет сил ни на разговоры, ни на общение.
владимир16 мая 2012, 14:00
Как всегда, всё верно, кратко и по-существу.без пустословия и с благодарностью, искренно,внимательно к себе и братьям и сестрам. СПАСИ ГОСПОДИ!
Екатерина16 мая 2012, 05:00
Спаси Господь отца Андрея и нас. Этот вопрос встает после Причащения, когда-то давно читала у кого-то из святых отцов (не помню, к сожалению, у кого именно) совет читать Священное Писание и уединяться. Но весь день тяжело - как быть? Можно посмотреть православный телеканал "Союз", православные фильмы. В то же время слышала мнение о том, что надо в этот день творить добрые дела - навестить больных родственников, посетить заключенных, обездоленных детей в детском доме. По возможности пробовала, но собранность теряется. Как же быть? Хотелось бы узнать, какой положительный опыт в Церкви имеется для мирян, и поразмыслить, как применить к своей жизни. Помогай нам все Господь, как говорит уважаемый протоиерей Евгений (Попиченко) в Кадендаре на "Союзе".
Наталия15 мая 2012, 19:00
Спасибо Вам за то, что затронули такую важную тему для нас всех. Христос Воскресе!
Олеся14 мая 2012, 23:00
Не суди,да не судим будешь! Не так ли?Я сама об этом только недавно задумалась. Нам есть КОМУ судить. Все ТАМ будем. Господи,Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере,п реподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. По православному нарекли Олимпиада. 31 год.
Галина14 мая 2012, 17:00
Дорогие братья и сестры! После таинства Святого Причастия читайте Псалтирь, в ней найдете благодарственные псалмы,радостные. С Псалтирью лучше не расстоваться и читать постоянно.Радуйтесь о Господе.Христос воскресе!
Александр14 мая 2012, 15:00
Христос воскресе! Эта статья про меня. Я недостойно подхожу к чаше и я теряю Дар очень быстро. Смотрю вокруг, вижу других причастников, детей, стариков, и понимаю: они достойны, а я - нет. Я вижу, что они несовершенны и за это осуждаю, и тут же сразу себя укоряю за осуждение, и вспоминаю, что я-то хуже. И подходить страшно, а тебя еще и вперед пропускают. Знали бы, кого пропускают... Не хватает мне моих человеческих сил удержать в себе полученное Богатство. Механически прочитанные благодарственные молитвы сменяются круговоротом всяких событий и к вечеру не всегда вспомнишь, ЧТО было с утра. Буду молить Бога, чтобы Он укрепил меня в этой борьбе с искушениями. Спаси Господи!
Наталия14 мая 2012, 13:00
Шум начинается в храме в том момент, когда закрываются Царские Врата - в алтаре причащается священство - и начинается чтение молитв перед Причастием. Ну или канонов - в каждом храме по-разному. Но шум везде один и тот же! И это в то время, когда совершается Таинство! Во многих храмах пришлось побывать - НИГДЕ и НИ ОДИН священник НИКОГДА не сказал об этом моменте богослужения и о том, как следует себя вести прихожанам. Так что празднословие и проч. начинается не после Причастия, а уже до него... К сожалению...
Марина14 мая 2012, 11:00
... по поводу некоторых комментариев... Какие же все мы правильные и богословски эрудированные! Обо всём-то мы судим со знанием дела и опираясь на свой "богатейший" жизненный и читательский опыт. Кому сколько раз причащаться - знаем, кому что вычитывать - знаем, в чём некоторые батюшки теоретически не правы - знаем. Причастие - это что-то настолько сакральное, что и словами-то не сформулировать, что с душой происходит в этот момент. А то некоторые развели тут методологию. Нет и не может быть единой методички по причастию. Все святые отцы писали, живя в своё время, для своего времени и для тех людей, которые тоже жили в это время. Бог, Церковь, причастие - не меняются. Но сама жизнь на земле меняется, и мы меняемся. А то, что шумно всегда после причастия в храмах - это справедливо. А как по-другому? Меня это тоже напрягает. Но как запретить ребёночку, который смиренно и осознанно выстоял два часа по стойке смирно "ради Боженьки", как они сами говорят, после этого немножечко пошевелиться, поёрзать, пообщаться сотоварищи, даже может пробежаться из одного угла в другой? Как запретить бабулечкам радостно поздравить друг друга с причастием и обменяться новостями? Ну и т.д. Да, шум и чрезмерное оживлённое общение в наших храмах после причастия - это не есть хорошо. А как по-другому?
Светлана13 мая 2012, 19:00
В различных передачах,с участием православных священников слышу о необходимости ЧАСТО причащяться. И говорится об этом так легко. А ведь это таинство,подготовка к которому должна быть очень серьёзной. У меня появился страх, читая об участи недостойно подготовленных.Как же быть,когда благо,за которым мы идём,может обернуться против тебя?
Александр13 мая 2012, 13:00
Христос воскресе! Спасибо, о. Андрей, что вообще эту тему подняли. К сожалению, даже те, кто считает себя православным, не знает многие постулаты церкви. В том числе, как проводить день после Прчистаия святых Христовых тайн. Да и священнослужители очень часто про это ни словом. То ли от незнания, то ли от лукавого. Как вы, батоюшка, считаете?
Екатерина13 мая 2012, 12:00
Спасибо, отец Андрей, что снова поднимаете тему благодарности Богу. Ведь когда получаешь действительно что-то ценное, долгожданное, хочется это уберечь, сохранить как можно дольше, а не "засунуть на ходу в карман" и забыть. После Причастия очень хочется чувствовать радость, трепет, благоговение как можно дольше. Надо быть очень внимательным к себе, хотя бы в день Причастия. Терпеливо, настойчиво, даже упрямо ограждать себя от всего, что пытается оторвать тебя от ощущения величия свершившегося. Пусть сердце ликует или тихо улыбается, у каждого по-своему. Пусть каждый причастник постарается поскорей вспомнить всё, за что он благодарен Богу, даже самое незначительное, как нам кажется. Ведь мы так часто печалимся и просим и так редко благодарим Господа. Пусть для каждого день Причастия станет днем благодарности, и пусть с каждым разом число даров Божиих, которые мы увидели и, наконец-то, осознали, что это дар, увеличивается! Слава Богу за всё!
Евгений12 мая 2012, 22:00
Полностью осмыслить, «что же всё таки происходит в человеке после причащения?», мне кажется нельзя. Но можно провести аналогию с огнём. Чтобы зажечь огонь мы выбираем подходящее для этого место, а если это бытовые приборы они должны быть сделаны в соответствии со всеми требованиями по пожарной безопасности. Зажигаем свечу или лампаду возле икон и без присмотра не оставляем, а если пренебрегаем правилами по пожарной безопасности, может случиться пожар. Вот! И пока свеча или лампада горит мы читаем молитвы, а когда заканчиваем читать всё тушим. Так и душа человека, как лампада, причастился, молишься и помнишь о Боге-она горит. Осуетился, погряз в житейских заботах, не заметил как всё потухло. Спаси Господи о. Андрей за статью!
Наталия12 мая 2012, 14:00
Спаси Господи! Это истинная правда, но не доставало разумения понять и осознать, отчего после Причастия непременно согрешишь (языком в частности) и горюешь затем долго и безисходно. На следующий день после Причастия я обидела свою Мамочку, наговорив ей глупых упреков... Покаялась перед ней, попросила прощения и тут же получила его... А через две недели мама умерла... Как жить теперь с этим воспоминанием? Спасибо Вам, о. Андрей, за эту беседу, за науку, как вести себя после Причастия, чтобы не случилось такой непоправимой ситуации, как у меня!
Галина12 мая 2012, 12:00
Хорошая статья, актуальная. Спасибо автору! Вы знаете, у нас, к сожалению, сейчас даже принять благоговейно Тело и Кровь Христовы не могут - разговаривают, а то и ссорятся в очереди к Чаше, дети скачут перед Алтарем, бегают, и тут же родители их причащают, и отпускают бегом вприпрыжку к запивке. Взрослым родителям даже в голову не приходит слово "благоговение". Вот в чем проблема. А если не умеем принять с благоговением (прости Господи, словно стакан вечернего кефира для улучшения пищеварения принимаем Тело и Кровь Христовы!), то о каком уж хранении тут можно говорить. Может, сначала научить прихожан благоговению? А потом только допускать до Чаши? Ведь ведут себя так не новички, а те, кто много лет уже водит своих детей в храм и причащает их чуть ли не на каждой Литургии!
Константин12 мая 2012, 06:00
Спаси Господи за советы!
Александр12 мая 2012, 03:00
Как всегда, всё верно, кратко и по-существу. СПАСИ ГОСПОДИ!
Нина12 мая 2012, 00:00
Спаси Бог! Ох, верно..
Леван12 мая 2012, 00:00
Спаси Господи!
Надежда12 мая 2012, 00:00
= о болезнях и смертях недостойных причастников = с одной стороны понятие достойно подтверждается разрешением батюшки, а недостойно можно понимать как милость Божию к исправлению, очищению и конечному итогу жизненного пути. Все во власти Божией.
Сергей11 мая 2012, 23:00
Всё правильно. Сам замечал, что после причастия возвращаешся к мирским делам или едешь на работу. И так тебя закрутит в этот день, что вечером уже и не помнишь, что утром был в храме. И если последование ко Святому причастию вычитываешь внимательно, то на благодарственные молитвы по Святом причащении часто не находится времени.
Людмила11 мая 2012, 23:00
Спаси Господи, батюшка, за душеполезную информацию. Читала с замиранием сердца. Как необходимо нам, христианам, духовное просвещение. Благодарю Бога, что направил меня на вашу статью. А вам, отец Андрей, желаю долгие лета служить на благо нашей матери Церкви.
Татьяна11 мая 2012, 22:00
Автор забыл, что Никодим Святогорец в "Невидимой брани" очень подробно разбирает вопрос. Конечно, можно дополнять, иметь свое мнение, но проигнорировать такой труд нельзя!
Наталья11 мая 2012, 22:00
Сколько раз ловила себя, и корила себя, что вот -- утром радость причастия, а к вечеру вроде как и выветрилось всё, забылось за бытовыми заботами. Спасибо, батюшка за науку. По поводу вечерней молитвы -- как просто и как мудро. Храни вас Господь.
Максим11 мая 2012, 20:00
Даруй же рабам Твоим сердце разумное, чтобы различать , что добро и что зло.
Наталия11 мая 2012, 20:00
Отец Андрей, Вы, как всегда, затронули проблему, которая лежит на поверхности, но наши батюшки мало её понимают, потому что мало общаются вживую с прихожанами. И это практически не обсуждается. Я, например, вообще страдаю после причастия. У меня и полёта нет, и могу вести потом обычный образ жизни в этот день, всякий. А причащаюсь уже почти 25 лет. Вы мне помогли понять, что меня мучило, когда я пыталась причащаться часто: а как же жить с Этим, если каждое воскресение причащаться? Пока испугалась и причащаюсь реже, но ведь хочется причащаться чаще, иначе совсем страшно жить. Как быть? Христос Воскресе, отец Андрей! Спаси вас Господь.
Andriy Andreyev11 мая 2012, 20:00
Spasi Gospodi!
Галина11 мая 2012, 19:00
Спаси Господи , батюшка, что затронули эту тему. Я столкнулась и с тем, что у нас много пишут и говорят, как вести себя в Великий пост, Страстнуюю седмицу. А как благочестиво провести Светлую седмицу - ни слова! Тоже самое и после причастия.
Татьяна11 мая 2012, 16:00
Спаси Вас Господи, отец Андрей! Ведь верно: сначала препоны выставляются перед исповедью, перед причастием, а потом - тут же "атакуют", чтобы отнять сокровище, порой и сообразить не успеешь... Это, видимо, и от незрелости нашей духовной происходит, пока не утвердилась прочно душа в вере.
Елена11 мая 2012, 14:00
Христос Воскресе! Спаси Господи, Вас, о.Андрей! Очень хочется больше знать - как себя вести в день Святого Причащения?
алексей11 мая 2012, 12:00
Автор пишет: "Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать...". Легче? Мне кажется, что в этом и есть суть нашей проблемы сегодняшней, когда многие (даже некот.из духовенства) стали советовать частое св.Причастие - без серьезной духовной подготовки, и даже, как они говорят: "без пропуска", т.е.без св.Исповеди перед Св.Таинством Причастия. Т.е. целью поставили не углубление в духовную глубину, а облегчение того, что казалось слишком сложно: Ты не хочешь к Исповеди, грехов у тебя особых нет? Ну и иди причастись... Ты не постился - ну ничего такого... Тебе тяжело Акафист прочесть? Ну не страшно... И вот он легко потерял то, что хотел легко получить.
Юрий11 мая 2012, 12:00
Спасибо за то, что подняли вопрос сохранения благодати и за исключительно важный совет чаще читать благодарственные молитвы!
Юрий11 мая 2012, 12:00
"облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни" Ух-ты, а я-то думал мне кажется, что после причастия писание понимается намного глубже. Списывал все на психологию. Например, послания апостолов очень хорошо понимаются в день причастия. Даже стал специально читать самые сложные. Жаль только продолжается это день-два.
Саша11 мая 2012, 10:00
Храни Господь вас!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке