Болезни

Шиманский Г. И. Болезни и их значение в религиозно-нравственной жизни христианина. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 112 с. — (Серия «Христианский взгляд»).
Шиманский Г. И. Болезни и их значение в религиозно-нравственной жизни христианина. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 112 с. — (Серия «Христианский взгляд»).
Серия брошюр под общим названием «Христианский взгляд» составлена на основе рукописи курса лекций по нравственному богословию талантливого церковного ученого и писателя Г. И. Шиманского (1915-1970). «Христианский взгляд» — не просто изложение теоретических принципов, но рассказ о способе жизни, подобающем христианину, о моральных ориентирах в современном мире.

В брошюре «Болезни» исследуются духовные причиныи значение болезней в религиозно-нравственной жизни христианина.

Приводим отрывок из книги.

Происхождение и причины болезней

В настоящее время болезни едва ли не самый распространенный вид скорбей. Христианину надо стараться всегда правильно смотреть, а именно с христианской точки зрения, на болезни.

Врачебная наука указывает главным образом разные физические причины человеческих заболеваний. Мы рассмотрим здесь духовные причины болезней, а также значение болезней в религиозно-нравственной жизни христианина.

Если рассматривать болезни с духовной точки зрения, то они бывают как наказание за грехи, как вразумление, как испытание терпения и веры и многое другое, но все они имеют в своем основании наши грехи, начиная с первородного[1].

«Болезнь есть отрасль смерти, которая вошла в мир через грех. Следовательно, вместе со смертью пришла в мир и болезнь по дороге, проложенной грехом, а потому (вполне) естественно, если она и ныне приходит тою же дорогою». В святом Евангелии повествуется об исцелении Иисусом Христом двух расслабленных. И исцеляя одного из них, 38-летнего расслабленного, Господь сказал: вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин 5, 14), а другому при том же сказал: прощаются тебе грехи твои (Мф 9, 2). Здесь, очевидно, Господь исцеляет от болезни, действуя на причину болезни, причиною же была их греховная жизнь[2].

Бог часто наказывает тело за грехи души[3]. А множество грехов иногда производит безвременную (преждевременную) смерть[4].

Если мы внимательно рассмотрим всякую свою болезнь, то убедимся, что в большинстве случаев в основании лежат наши грехи, страсти, пороки. Особенно такие страсти и пороки, как невоздержание, чревоугодие[5], пьянство, разврат, раздражительность, гнев, ненависть, злоба, всегда почти своими спутниками имеют различные заболевания тела. Преподобный Варсонофий Великий указывает, что «наказательные болезни» посылаются за духовное нерадение, за нечистую, греховную жизнь: «Живущие нерадиво и нечисто, — говорит он, — впадают в болезни, пока не исправятся». Таковые «покаянием могут избавиться от наказательных болезней»[6].

«Отними грех, — говорит преподобный Серафим Саровский, — и не будет болезней, потому что они бывают в нас от греха»[7]. «Откуда недуги? — спрашивает святитель Василий Великий. — Откуда телесные повреждения? Господь (ведь) создал тело, а не недуг, душу, а не грех». Если таким создан человек, то что «больше всего (ему) полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя же эту любовь, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам»[8].

Могут спросить: неужели каждого больного надо считать осужденным на страдания за грехи? Неужели все болезни от грехов? «Не все, — отвечает святитель Иоанн Златоуст, — но большая часть». Случаются болезни и по другим причинам: для испытания и усовершенствования в добродетели, для большей награды духовными дарованиями здесь или в будущем веке. Некоторые же болезни бывают от беспорядочной жизни, от беспечности и небрежения о здоровье, от бездействия и лености, от чрезмерного воздержания и поста, от тяжелых условий жизни и изнурительных трудов, от сильных переживаний в бедах и скорбях; у некоторых людей — от естественной немощи по преклонному возрасту или слабости организма[9].

«Как и всякая скорбь, болезнь бывает не без Промысла Божия и есть отеческое наказание Божие, которым Он смиряет нас»[10]. Господь попускает христианину быть больным обычно через естественные причины (травмы, инфекции и др.), а также через действие на тело бесов[11].


Гермоген Шиманский

15 мая 2012 г.

[1] Прот. Валентин Свенцицкий. Полное собрание сочинений. Т. IX. Диалоги. С. 15. (Некоторые ссылкиприводятся в соответствии с авторской рукописью).
[2] Свт. Филарет Московский. Слово пред благодарственным молебном в прекращение губительнойболезни // Слова и речи. Ч. III. М., 1861. С. 208.
[3] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. VIII, 241.
[4] Там же. III, 207.
[5] Прп. Антоний Оптинский писал: «Те (христиане),которые без зазрения совести нарушают посты, за тобеспрерывно хворают и, не дождавши своего века,умирают» (Письма. П. 135. С. 161).
[6] Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Отв. 518.
1 [7] Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Изд. 2-е.С. 134.
[8] Свт. Василий Великий. Беседа 9. О том, что Бог непричина зла. Творения. Ч. IV. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1892. С. 213.
[9] Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 38 на Иоанна. —Творения. VIII, 241-243; Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. V. Изд. 3-е. М., 1889. С. 9;Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Отв. 518;Прп. Макарий Оптинский. Письма к мирянам. П.217. С. 401-402.
[10]Свт. Тихон Задонский. Творения. III, 293.
[11] Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Отв. 524 и517; см. также: Чинопоследование Таинства елеосвящения в Требнике: 3-я стихира по каноне; 1 и 3тропари на освящение елея и в каноне п. 9, 3; 4, 2;6, 2; 7, 4.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Vera 22 июля 2016, 23:35
Я полностью согласна с Игорем.уроки православия должны быть обязательны.Но как,их ввести?и психология тоже должна быть на уровне православия
Наталья Ионина 3 августа 2015, 13:14
ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТ БЛУДСТВА,ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ,РАСПУТСТВА И ИЗМЕН,ВОТ И ПРОИСХОДЯТ ОТ НИХ РАЗЛИЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Станислав25 июля 2012, 18:40
Каждое слово-святая правда! Господи прости нам наши грехи и избави нас от наших болезней. Раньше я многого не понимал, а теперь как заболел увидел эту истину. Спасибо Господи за то что наставляешь меня и помогаешь жить осмысленно. Да славится имя твое да будет Воля Твоя. Дай мне путь праведный в этой жизни, без греховных соблазнов. И дай мне сил побороть искушение. Избавь меня от честолюбия и зависти, осуждения и всех прочих грехов, что содеял до сего дня. И дай мне Господи наставника в делах веры, тяжело мне без него, как дал до нас апостолов что учили людей.
Сергей30 июня 2012, 13:38
Я думаю что комментарий Игоря самый верный и "указывающий путь". Спасибо
Ксения30 мая 2012, 17:46
Большинство болезней-наказание за грехи наши,-в этом не может быть сомнения. Осознание своей греховности болящими наступает практически всегда. Возникает желание покаяться, исправить свою жизнь и встать на путь истинный, причём , желание искреннее. Появляется надежда на МИЛОСТЬ БОЖИЮ , которая БЕЗГРАНИЧНА,БОЛЕЗНЬ уже не страшна,болящие надеются на ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВУ, как дети. СТРАШНОЕ НАСТУПИТ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНИ НЕ НАЙДУТ ДОБРОГО ПАСТЫРЯ , ПРИНИМАЮЩЕГО ИХ ПОКАЯНИЕ И ИМЕЮЩЕГО ЖЕЛАНИЕ ПРИВЕСТИ ИХ КО СПАСЕНИЮ ДУШИ. Желаю ДОБРЫМ ПАСТЫРЯМ ПОМОЩИ ГОСПОДА И ЕГО ПРЕЧИСТОЙ МАТЕРИ,ВО ВСЁМ!
student23 мая 2012, 10:44
Есть ли гарантия, что страдания не превысят человеческих сил ? И не ввергнут человека в бездну отчаяния. И не уничтожат Веру вместо её укрепления. Вот что является главным.Вот чего нельзя допустить. ВОТ О ЧЁМ СЛЕДУЕТ ПИСАТЬ, А НЕ ВЫВОДИТЬ РАВНОДУШНЫМ ТОНОМ ЗАНУДНУЮ ПОШЛЯТИНУ О СПРАВЕДЛИВОСТИ НАКАЗАНИЯ ЗА ГРЕХИ. Это мы и так знаем. Совершенно ясно видно, что нет у о. Шиманского абсолютно никакой боли о страждущих. Одно только холодное равнодушие.
игорь16 мая 2012, 14:19
Статью надо бы читать в школах,чтобы молодые и неопытные боялись пороков современного мирского бытия,боялись всеобщего распутства.За любой грех человеку придётся держать ответ рано или поздно.Жаль тех,кто в гордыне своей не понимает этого.
игорь16 мая 2012, 13:25
Болезнь необходимо рассматривать не как кару Божию,а как назидание.Телесная боль в качестве спасения души.Болеющий человек начинает переосмысливать своё бытиё,и тем самым находит путь к спасению для души.Проверено на себе.Пришлось переосмыслить свой пройденный путь.И, как только понял свою неправедность,болезнь начала отступать.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×