Нуждающиеся

В Евангелии от Иоанна есть один эпизод. Выходя из Храма вместе с учениками, Иисус увидел человека, слепого от рождения. Апостолы, помня учение Моисея о болезни как наказании за грех, спросили Учителя:

       Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

       Не согрешил ни он, ни родители его, – ответил Спаситель, – но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

Известно, что дорожная авария или пожар, случившийся в соседнем доме, всегда привлекает множество зевак. Возможно, вопрос, заданный учениками, имел что-то общее и с тем самым любопытством, которое и по сей день побуждает нас под видом участия приходить смотреть на несчастье ближнего. Но Христос не потакает этому любопытству. Он учит нас мыслить конструктивно и при виде всякого нестроения в мире спрашивать не «почему так случилось?», а «для чего это нужно?» Ответ на такой вопрос не уводит нас к осуждению или к бесплодному сожалению – он побуждает действовать.

Если посмотреть на нуждающихся под таким углом и задуматься, не «почему?», а «зачем они существуют в мире?», можно совершить одно маленькое, но очень важное открытие. Дело в том, что нуждающиеся выполняют особую функцию в божественном домостроительстве. Не будет преувеличением сказать, что они нужны нам не меньше, чем мы – им.

Для чего больному врач, понятно. Но для чего врачу больной? Вопрос представляется странным. Между тем любой настоящий врач, учитель или спасатель не найдет здесь ничего странного. Эти люди знают, что больные по-своему выручают врача, ученики – учителя, пострадавшие – спасателя.

Известный христианский миссионер Владимир Филимонович Марцинковский, читая лекцию о смысле жизни, описывал следующий случай.

В Париже некий богатый юноша, пресыщенный жизнью, решил покончить с собой. Вечером, когда стемнело, он подошел к набережной Сены с намерением броситься в воду. Снимая с себя пиджак, он случайно опустил руку в карман и нащупал там кошелек. «На что мне теперь деньги? – подумал самоубийца. – Надо бы отдать их какому-нибудь бедняку». Он пошел по улице, завернул в первый попавшийся двор и спустился в подвал. Его глазам открылась картина ужасной нужды: бледные, исхудалые дети копошились на грязном полу; больная мать с изнуренным лицом лежала на кровати. Молодой человек отдал ей все свои деньги. Радость солнечным лучом осветила душный подвал: помощь пришла! Будет хлеб, будут и дрова! Эта радость перебросилась и в сердце юноши. «Он не пошел к реке топить ни в чем не повинное тело…, но решил утопить свое эгоистическое "я" в море страданья людского...» Он вновь захотел жить – уже не для себя, а для других, «униженных и оскорбленных».

Известно, что всякое доброе дело питает душу, наполняет ее жизненной силой, делает устойчивой ко злу. Тайна божественного домостроительства, в частности, состоит в особой оптимизации: Господь одним благодеянием спасает сразу двоих. Всякое доброе дело – это веревка, брошенная с Неба: одним концом Бог вытаскивает из смертной расщелины нуждающегося, другим – благодетеля. Сразу двое, опираясь на нее, обретают силу быть. Не потому ли святые так любят молиться за весь мир и имеют привычку благодарить своих просителей за то, что те не побоялись прийти и не постеснялись попросить?

«Просите, и дано будет вам; ищите, и обрящите; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Эти слова Христа часто не встречают понимания. Мир, скорее, склонен исполнять «заповедь» булгаковского Воланда, сказанную Маргарите: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» Гордость заставляет нас отказываться от благодеяний. Порой доходит до того, что старик или калека кончают жизнь самоубийством, только чтобы не обременять собою близких. Мы гораздо охотнее примеряем на себя образ благодетеля, нежели просителя. В результате злу даже не требуется применять разрушительную силу предательства – мир сам собой покрывается руинами прежней дружбы. В культуре уже cформулирована «житейская мудрость»: не хочешь лишиться друга – не давай ему в долг, ибо, если твой друг не сможет отдать то, что занял, он тебя возненавидит.

Между тем, избежать удушающего приступа гордости и сохранить дружбу в данном случае совсем не трудно. Нужно всего лишь вспомнить о том, что проситель тоже делает благое дело, пациент в некотором роде способствует исцелению врача, пострадавший выручает спасателя, а ученики умудряют своего педагога.

Офицеры МЧС по опыту знают «золотое» правило поведения в критической ситуации: если ты попал в зону бедствия и хочешь выжить, не зацикливайся на себе – оглянись вокруг, отыщи человека, более беспомощного, чем ты, и сосредоточься на его спасении. Тогда и твои личные шансы на выживание резко увеличатся.

Ситуацию учителя лучше всего передает известный анекдот о выступлении «математички» на родительском собрании: «Ваши дети крайне бестолковы! Один раз объяснила теорему – не понимают. Второй раз объяснила – безрезультатно. Третий раз объяснила – уже и сама поняла, а они все никак». Здесь, как и в случае со спасателем, действует похожее правило: лучший способ что-то понять – попытаться объяснить это другому, менее искушенному в науках человеку.

Врач в стремлении помочь пациенту накапливает медицинские знания, которые когда-нибудь помогут и ему самому. Кроме того, каждый из них – учитель, спасатель и врач – может быть благодарен своим подопечным уже за то, что те своими нуждами сняли для него самый мучительный из «вечных» вопросов: зачем я живу?

Всемогущий Бог, конечно, не нуждается в помощниках, и мог бы творить Свои великие дела сам. Но Он позволяет и нам участвовать в Его благодеяниях – участвовать ради нас самих. Вот почему Господь иногда посылает к нам тех нуждающихся, которые приходят к Нему. Вот почему Он дает нам власть помогать им.

       Как ты думаешь, Луцилий, зачем нужен человеку друг? – спрашивал своего ученика римский философ Сенека.

– Это как посмотреть, учитель. Эпикур, например, говорит: «Чтобы было кому ухаживать за тобой в болезни, помогать в оковах и в нужде».

– Нет, мой юный Луцилий, не для этого! Друг нужен для того, чтобы тебе самому было за кем ухаживать в болезни, кого вызволять из-под вражеской стражи. Для чего приобретаю я друга? Чтобы было за кого умереть, за кем пойти в изгнанье, за чью жизнь бороться и отдать жизнь. Пусть мудрому никто, кроме него самого, не нужен, он все-таки желает иметь друга, хотя бы ради деятельной дружбы, чтобы не оставалась праздной столь великая добродетель.

Вывод из всего вышесказанного прост: тот, кто любит совершать дар, но противится его принимать, желает спасения себе, но отказывает в нем ближнему.

Сергей Мазаев

17 мая 2012 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Алексей17 июля 2013, 07:00
"Он учит нас мыслить конструктивно и при виде всякого нестроения в мире спрашивать не «почему так случилось?», а «для чего это нужно?» Сидит такой изнасилованный ребенок и спрашивает "а для чего меня изнасиловали то? ЧТО ЗА БРЕД???
иоан30 марта 2013, 22:00
очень жаль прагматичные даже милостыню давать или нет обсуждаем и мнение священников не интересует ЭГО главный двигатель мысли давать или нет дело христианской совести . похоронив мужа женьшина раздала все вещи людям а любимую рубаху оставила стирала ее гладила как память о муже очередной раз развешивала ее на веревке к ней подошел бездомный мальчик и попросил милостыню в виде этой рубашки она отдала ее -память о муже на следующий день на рынке увидела мальчика продававшего рубашку мужа она горько заплакала и пошла домой ночью ей приснился Господь и поблагодарил за рубашку мне подошла а давать или нет милостыню дело каждого совести дающего или нет
Евгения14 февраля 2013, 18:00
Помощь другому человеку - это порыв души, и он настолько мгновенен, что если не осуществить его сразу, могут появиться мысли: "А зачем?, А вдруг пропьет? , А этот вообще профессионал-попрошайка". И пройти мимо,оправдывая себя. Но ведь порыв был! Вернись и помоги.
Анна27 мая 2012, 14:00
Лучше помочь тому, кто действительно в этом нуждается, а не тому, кто помог тебе, но нуждается в твоей помощи меньше первого!
Анна27 мая 2012, 13:00
Цитата:"Вывод из всего вышесказанного прост: тот, кто любит совершать дар, но противится его принимать, желает спасения себе, но отказывает в нем ближнему". Я такой человек.С детства приучили делать добрые дела, а вот сама помощь не всегда люблю принимать,т.к. думаю, ну вот нужно обязательно ответить взаимностью. Теперь понятно, что принимая помощь, я не обязана взамен отвечать тем же, хотя, понятно, что желательно.Спасибо, что объяснили. Гениально!
Елена18 мая 2012, 10:00
Спасибо! Стало светлее и легче на душе! Спаси Господи!
Александр18 мая 2012, 03:00
Спаси, Господи! Очень мудрая статья. Сегодня попытаюсь объяснить это своей тёще. Она больна и говорит, что хочет умереть, не хочет быть в тягость. Но на самом деле, она нужна нам с женой больше, чем мы ей.
Дмитрий18 мая 2012, 02:00
Уважаемые комментаторы, давайте будем внимательнее относиться к правописанию. Давайте уважать Русский язык!
игорь18 мая 2012, 01:00
Боже Ты мой,как правильно,и как несовременно звучит.Нас-то сейчас учат все СМИ любить прежде всего себя, а другому, ну что останется от безудержного себялюбия.Если мы хотим ещё сохраниться как народ,такие материалы должны быть в более массовых газетах и журналах.Воспитание нации,её духовный рост-наипервейшая задача государства.Что посеем- то и пожнём.
Игорь Пр.17 мая 2012, 23:00
Как хорошо, что есть те, кто напоминает нам о простых незыблемых истинах, таких важных для жизни нашей души. Спаси Господь! Дальнейших успехов на ниве делания Божия.
Христианин17 мая 2012, 23:00
Это надо рассказывать детям. Они поймут.
Юлия17 мая 2012, 21:00
Спасибо! Ваша статья помогла посмотреть на этот вопрос совсем с другой стороны.
АННА17 мая 2012, 17:00
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ!!!! ОДНАКО, ЕСТЬ ВОПРОС ПО ТЕМЕ: КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ПРОСЯЩИЙ ЯВНО СОБИРАЕТ НА БУТЫЛКУ? ПО ЭТОМУ ПОВОДУ БЫЛИ СТАТЬИ СВЯЩЕННИКОВ НА НАШЕМ (www.pravoslavie.ru)САЙТЕ, МНЕНИЯ ПОРОЙ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ.... А КАК БЫТЬ НАМ, КОГО СЛУШАТЬ? КАК ПРАВАЯ РУКА НЕ БУДЕТ ЗНАТЬ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЛЕВАЯ, ЕСЛИ ПОДАВАТЬ С РАССУЖДЕНИЕМ, НАПРИМЕР? КАК НАМ ВООБЩЕ, ВОСПРИНИМАТЬ ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ МНЕНИЯ ПО ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ВОПРОСУ??? ОЧЕНЬ ПРОШУ ОТВЕТИТЬ И ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРНА.
Анапчанка17 мая 2012, 13:00
Не секрет, что у нас в стране сейчас очень много так называемых профессиональных нищих. Особенно их много возле храмов и монастырей, и они оттягивают людскую помощь от тех, кто в ней действительно нуждается и остаётся без помощи. Есть в инете сайт для по настоящему нуждающихся людей. Это сайт Благотворительного фонда "AdVita" ("Ради жизни") при Санкт-Петербургском ГМУ им. Павлова для детей и взрослых больных лейкозами, нуждающихся в пересадке костного мозга и длительном дорогостоящем лечении. Именно сюда стекаются для пересадки все больные дети. На этом сайте огромное количество фотографий, воплей о помощи. Диагностические подтверждения можно просмотреть даже в увеличенном виде. Там есть даже свой мемориал - целое кладбище людей, которых не сумели или не успели спасти. Вам некуда отнести свои деньги? Здесь это можно сделать хоть онлайн, причём любым способом, начиная с сотового телефона. Переслать деньги можно, как адресно, так и в общую копилку фонда. Там же сейчас лечится наша 12-летняя анапчанка Света Егорова. Не пожалейте ей 100 рублей!
Светлана17 мая 2012, 13:00
Как верно и мудро сказано...так просто понять и так невозможно сложно воплотить...
наталья17 мая 2012, 12:00
Спаси, Господи ! Ваша статья очень погла мне сегодня. Это лекарство для души. Наталья
Игорь17 мая 2012, 12:00
Замечательная статья,очень по христиански мудрая!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке