«Кто разодрал Твои ризы, Господи?»

Прежде чем землетрясение сложит каменные дома, словно карточные домики, его заметят датчики. Какие-то стрелки нервно задрожат, какие-то цифры поскачут галопом, и сидящий у приборов специалист поймет – быть беде. Подобным образом в Церкви беду прежде, нежели она войдет без стука, чуют сердцем святые. Когда арианская ересь готовилась драконом вылезти на свет и дохнуть на Церковь смрадным дыханием, Антоний Великий в пустыне был поражен видением. Видел он, как ослы и мулы вошли в алтарь большого храма и подняли там свой гикающий шум, переворачивая сосуды, стуча копытами, обнюхивая Святую Трапезу. Антоний с болью в душе понял, что ждет Церковь неизвестная дотоле беда, не снаружи терзающая Тело Христов, но пытающаяся ворваться внутрь.

И не только в пустынях есть духовидцы. Есть они (были, по крайней мере) и в больших городах. Петр Александрийский, предшественник борца с арианством – Александра, по преданию видел Христа, одетого в разодранные ризы. Это было тогда, когда ересь еще не заполнила вселенную, но лишь оформлялась и втайне, как опухоль, росла. Святитель тогда задал вопрос: «Кто разодрал Твои ризы, Господи?», и услышал в ответ Христово: «Арий». Эти слова вошли в богослужение.

«Кто Твою Спасе ризу раздра?», – слышим на великой вечерне в субботу после Вознесения. И ответ: «Арий, Ты рекл еси, иже Троицы пресече единочестное начало». Вообще богослужение наше столь глубоко, и свежо, и чудотворно, что уже одно оно есть громогласная проповедь в Духе и истине. Священник может молчать (хотя грех и горе ему молчать), но не молчат стихиры, не молчит канон, тропари звучат и псалмы переливаются. Проповедь Евангелия звучит на службе постоянно. И можно, как особую разновидность народного просвещения, вводить изучение праздничных тропарей, догматиков, кондаков накануне праздничных служб, чтобы разумно усваивалось богослужение, чтобы радостью узнавания играло верующее сердце. Некоторые батюшки так делают. Некоторые. Много энтузиастов подобной проповеди и назидания было на Руси перед революцией. А там, где священник не делает этого, сами люди нередко читают заранее, еще до службы дневной Апостол, Евангелие, тропари и стихиры.

Но вот, полетав немного, как птицы, в облаках, спустимся как птицы же, и сядем ближе к земле, на какую-нибудь веточку. Я расскажу вам то, что видел и слышал однажды. Расскажу кратко, ибо и сама история – с гулькин нос. Имен не назову, чтобы не обижать, но ничего не утаю, чтобы страшно стало.

В то же ровно время, что и сейчас, только довольно тому лет назад, накануне недели отцов Первого Вселенского собора, я был в паломничестве. Пил впечатления, трудил ноги на службах и засиживал спину в автобусах. И вот за час до вечерней службы в означенный Литургический день стал я свидетелем диалога между пожилой прихожанкой и молодым священником. Она ему говорит: «Батюшка, кто такой Арий?». А он ей: «Где вы таких слов начитались?» Она: «Да вот в акафисте Николаю во втором икосе говорится, что Николай Ария безумного от собора святых отогнал. А сегодня вечером будут петь (я заранее знакомлюсь), что Арий Христу ризу раздрал. Вот я и спрашиваю, кто это Арий безумный?»

Я, честно сказать, удивился, поскольку до тех пор ни разу не видал людей преклонных лет, обычных прихожан, которые бы детально знакомились с богослужебными текстами накануне праздника. Той же реакции естественно было ждать и от молодого попика. Но пастырь овец православных к моему неописуемому удивлению сказал женщине: «Вы и есть этот Арий безумный! Вы замучили меня своими вопросами! Прекратите лезть ко мне с вашими книжками!» И так далее, минуты на три, и все в таком духе.

Это было не на Луне. Это было в России, в одном из тех мест, где всенародные святыни из самых черствых сердец выжимают покаянные слезы.

Я вспоминаю все это сегодня – накануне памяти отцов Первого Собора, и воспоминания с мыслями слепливаются в некий странный ком. Таким комом, в котором трудно выделить главное и второстепенное, и есть наша жизнь. Церковь хранит молитвенную память о прошедших веках. Эта память воплотилась в песнопения, которые нужно знать и учить всю жизнь, чтобы не столбом, а человеком стоять на службе. Если это сделать, полюбят люди, сильно полюбят Церковь не в пример привычной поверхностности. И даже там, где мы ничего путного не делаем, люди сами ищут свет и идут за разъяснениями. А вот здесь некий наш брат по ремеслу, но враг по духу, бьет им, не щелбан, нет, но подлинный лещ, оттянутым заскорузлым средним пальцем. Тем самым, которым ныне обвыкли непристойные жесты показывать. И от этого леща пугливо съеживаются в православной голове остатки смысла. Остается только дзен-буддистский вопрос – если уже и попу Триодь не интересна, то чего удивляться, что Трумэн на Хиросиму бомбу сбросил?

Но ведь эта история и есть некий диагноз, подобный наблюдению дрожащих стрелок перед землетрясением. И ереси, терзающие Церковь, могут бесконтрольно плодиться только в одной питательной среде, имя которой – невежество народа и безразличие духовенства.

Но прочь, прочь лихие думы. Посидели на ветке, той, что ближе к земле. Теперь - марш наверх, в облака! Сегодня в церкви будут петь стихиры: «Кто Твою Спасе ризу раздра? Арий, Ты рекл еси, иже Троицы пресече единочестное начало в разделения: сей отверже Тя быти единого от Троицы, сей и Несториа учит Богородицу не глаголати. Но собор, иже в Никеи, Сына Божия Тя проповеда Господи, Отцу и Духу сопрестольна».

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
наталия13 августа 2012, 18:00
Благодарю Вас, отец Андрей.Пусть Господь помогает Вам и дальше в Ваших трудах земных. Приятно читать Ваши работы. Ваш труд "Мы вечны!" даже если этого не хотим заставил меня обратиться к всемирной паутине, чтобы поблагодарить Вас.
Николай29 мая 2012, 16:00
Уважаемый архим. проф. Павел Стефанов из Болгарии! В чем Вы видите анахронизм? Неужели в том, что видение с указанием имени еретика случилось до начала активной деятельности Ария? В таком случае следует признать анахронизмами почти всю Псалтырь: ведь пророк Давид задолго до Страстной Пятницы сказал: "Разделиша ризы моя себе и об одежди моей меташа жребий", там и других пророчеств множество, хоть часто и без имен. Если ошибаюсь - простите и разъясните подробнее суть.
алексей29 мая 2012, 12:00
2012-05-28 23:32архим. проф. Павел Стефанов, Болгария читаем внимательно **Петр Александрийский, предшественник борца с арианством – Александра, по преданию видел Христа, одетого в разодранные ризы. Это было тогда, когда ересь еще не заполнила вселенную, но лишь оформлялась и втайне, как опухоль, росла. Святитель тогда задал вопрос: «Кто разодрал Твои ризы, Господи?», и услышал в ответ Христово: «Арий». ** предшественник......тогда когда еще не..... простите
Анастасия28 мая 2012, 23:00
до дна? Есть нелюбимая фраза: он упал на самое дно и снизу ему постучали. Нет предела падения, так же нет предела взлета душ наших ко Господу. Дай-то Бог нам спасти души наши. Но, видя как разлогают нас отовсюду, детей наших... ох хо хо...Господи.
архим. проф. Павел Стефанов, Болгария28 мая 2012, 23:00
О. Ткачев ошибается в этой проповеди. Св. Петр Александрийский, которому приписывается видение юноши Христа с разорваной одеждой, умер мучеником в 311 году. А Арий начал пропагандировать свою доктрину публично лишь в 318 году. Поэтому связывать слова "Кто Твою Спасе ризу раздра?" с арианством является анахронизмом чистейшей воды.
Татьяна28 мая 2012, 15:00
Спаси,Господи, Вас отец Адрей!!!! Спасибо Вам за статью и за правду!
анна28 мая 2012, 15:00
Спаси Господи!
Елена28 мая 2012, 12:00
Спаси, Господи, Вас отец Андрей!Дай бог Вам здравия и терпения на долгие годы, чтобы Вы помогали нам искать верный путь, Истину, помогали нам становиться людьми, достойными Царствия Божия!
лариса27 мая 2012, 17:00
сегодня по "Союзу" услышала,что в советское время в Ленинградской обл.оставалось только 40 приходов. Сейчас-700.Представляете на каких ценностях мы жили и воспитывали детей!Прости нас,Господи!
Ирина27 мая 2012, 11:00
Были на школьной экскурсии в Муроме. Родители и ученики. Посещали и монастыри, и источники, и музеи. Учили в одном из музеев наших деток куклу обрядовую делать со всякими сакральными заморочками. Но не в этом дело. Кукла получилась в виде крестика, и когда местная хранительница старины спросила - на что это похоже?,- один мальчик сказал - на крест на котором Зевс висит....То есть этот мальчик куклу обрядовую теперь на раз смастерит, а то что на кресте Христос распят когда ещё узнает - его никто не поправил, а нам родителям попытавшимся раскрыть рот вежливо напомнили, что язычество и нумерология науки точные нам строить и жить помогающие. Вот так.А вокруг монастыри и святые источники.
Александр27 мая 2012, 00:00
Спаси Господи отец Андрей!Читаю и слушаю все ваши проповеди.
Татьяна26 мая 2012, 23:00
Я учитель и с болью вижу, что всеобщее невежество один из признаков и опасностей современностию Но я верю, что Божественный свет, который изливается в словах наших провославных церковных служб, о которых так замечательно написал о.Андрей, просветит всех любящих Господа.
Валерий26 мая 2012, 22:00
Благодарю отец Андрей! Храни Вас Бог!
О. Вадим.26 мая 2012, 21:00
Не в бровь, а в глаз! Ересь зарождается внутри церкви. Блаженна та церковь, в которой достаточно святых, способных эту ересь укротить и отогнать.
астафоркин26 мая 2012, 21:00
Паисий Святогорец говорил, что рассуждение - венец добродетели. Наше время это: 1. Разрушение Божьего мира и замена его на искусственный. 2. «Порча человека». Замена его на одномерное существо. Для осуществления этого с момента Просвещения проводится прометеевский проект в двух экспериментах: коммунистическом и либеральном. Результат «порчи человека» в коммунистическом проекте – это советский человек, в либеральном – американец. В 17-м захотели свободы - получили рабство, в 90-е захотели хорошо жить - получили рассеяние. В этом проекте воздействие на русских было наибольшим. В коммунизме мы забежали впереди всех (Гулаг) и в либерализме (90 годы). В обоих случаях мы дошли до дна. Разрушение Божьего мира можно оценить по двум критериям: загрязнение и обезличивание (снижение меры разнообразия). Обезличивание можно применить к культурной среде, как наш приход и вся Церковь, где кликушество-фарисейство пытается выдавить все православные формы, убив тем самым жизнь и возможность спаситись. Идет попытка взять крепость изнутри, попытка самая эффективная и опасная.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке