Грех и Конституция

В издательстве Саратовской епархии готовится к печати книга настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игумена Нектария (Морозова). Заявленный жанр — «Беседы со светским журналистом». Вопросы священнику — актуальные, зачастую острые и нелицеприятные, а главное — не безразличные всякому мыслящему человеку, — задавала саратовский журналист Елена Балаян. Мы рады первыми предложить вам выдержки из будущей книги. Выбрать их, честно говоря, было непросто — глаза разбегались. Похоже, бестселлеры от священнослужителей становятся в России хорошей традицией.

«Конфета» от экстрасенса

Е. Балаян: Одна из примет нашего времени — обилие «духовных услуг» и духовных учений самого разного характера. Когда Церковь говорит об опасности хождения к экстрасенсам, многие в этом усматривают банальную конкуренцию в борьбе за души людей, попытку перетянуть их на свою «поляну», то есть воспринимают и экстрасенсов, и Церковь как равновеликих участников некоего рынка услуг, вынужденных бороться за «клиентов» путем давления на «конкурентов»…

О. Нектарий: Ну, во-первых, что касается «перетягивания на свою поляну». Тут, наверное, нужно ясно понимать, что те, кого мы «перетягиваем», это люди, за которых мы впоследствии отвечаем. Совершенно очевидно, что выбор «пойти к экстрасенсу или в храм» могут делать лишь люди с огромным количеством проблем. Когда они приходят в храм, они приходят именно с этими проблемами. И этими людьми надо заниматься, им надо помогать, надо нести на себе то бремя, которое они до того несли только лишь самостоятельно. Поэтому говорить об этом как о каком-то корыстном приобретении, смысла нет.

Но вместе с тем каждый священник многократно в своей жизни сталкивался с теми же самыми людьми, только не в момент их выбора между Церковью и экстрасенсом, а уже тогда, когда этот выбор первоначально был сделан в пользу экстрасенса. И мы видим, что с этими людьми происходит спустя какое-то время. Самые распространенные случаи: человек сначала пришел к экстрасенсу с язвой, а спустя какое-то время — в храм с раком желудка. Человек, который пришел к экстрасенсу, потому что у него что-то не ладилось в жизни, в семье, приходит в храм, когда его супруг покончил с собой или ребенок стал наркоманом. И люди сами прослеживают связь, они сами понимают, что та самая точка, с которой в их жизни все начало рушиться, — вот этот поход к экстрасенсу.

Е. Балаян: Почему же так происходит?

О. Нектарий: Потому что ничто не берется из пустоты, из ниоткуда. Если человек обладает какими-то «сверхъестественными» способностями, то должен быть источник этих способностей. И совершенно очевидно, что он не в самом человеке заключается. Очевидно, что источник — внешний. И мы убеждены в том, что может быть два таких источника: во-первых, Божественная благодать, а во-вторых, страшная дьявольская энергия. Божественная благодать стяжевается соответствующей жизнью — чистой, праведной, святой. Но мы видим массу «целителей», которые такой жизнью отнюдь не живут, и между тем творят какие-то чудеса. И у нас есть все основания говорить, что в данном случае источником этих чудес является дьявольская разрушительная сила...

Е. Балаян: А каким образом целитель впускает в себя эту силу? Вот он просыпается наутро, понимает, что у него открылись какие-то способности и он может помогать людям. И что он должен с этими способностями делать — отказаться от них?

О. Нектарий: Безусловно, отказаться. Разве вам в детстве не говорили родители: Леночка, когда на улице к тебе подходит незнакомый дядя и протягивает конфету, не бери? Ведь было такое? Вот это очень важный принцип: не брать того, что нам дают, не понимая, кто дает.

Господь говорит в Евангелии, что каждое дерево познается по его плодам. И вместе с тем, Господь учит, что самый главный плод, который должен человек принести в жизни, — это плод покаяния. А экстрасенс — это человек, который встает между человеческой душой и Богом, лишая ее возможности покаяния. Понимаете, когда в нашей жизни что-то происходит — болезнь, несчастье, какая-то беда, просто неприятности — это всегда повод для того, чтобы обратиться внутрь себя, подумать, что в нашей жизни послужило причиной этих несчастий. И если человек пытливым и честным взором вглядится в свою жизнь и в свое сердце, то он обязательно увидит те поступки и те грехи, которые лишили его Божественной помощи и привели в такое состояние. Но вместо этого можно просто пойти к экстрасенсу и попросить помощи у него, и получить эту временную помощь, не раскаявшись перед Богом в своих грехах. И может, даже потом не будет ни распада семьи, ни какого-то тяжкого заболевания… но человек пройдет в жизни мимо Бога. В этом и заключается дьявольский обман.

Е. Балаян: Есть популярная телепередача «Битва экстрасенсов». Я пару раз ее посмотрела, у меня было ощущение, что я сходила на прием к экстрасенсу… Откуда возникает это ощущение? Казалось бы, человек просто сидит на диване, смотрит на экран, даже не из потребности, скорее, из любопытства…

О. Нектарий: Понимаете, человек такое существо: на что он смотрит, тому постепенно и делается подобен. Почему так важна в жизни христианина молитва? Потому что, когда человек молится, он как бы впитывает в себя, воспринимает те свойства, которые принадлежат Богу: способность быть милосердным, смирение, кротость. И когда человек всматривается с вниманием и интересом в то, о чем говорите вы, он это тоже впитывает, вбирает в себя. И это не может обойтись без последствий, потому что нет нейтральных сил — есть те, кто за, и те, кто против.

Гей-толерантность: куда идет «парад»?

Е. Балаян: Еще одно довольно пикантное явление современного социума — секс-меньшинства. Тема эта стала настолько заметной частью нашей жизни, что не обсуждать ее невозможно…

О. Нектарий: Эта тема не стала ни заметной, ни неотъемлемой — она вообще не стала частью нашей жизни, слава Богу. Ее делают заметной искусственно. И усилия к этому прилагаются гигантские. Это некая тенденция, имеющая своей целью разрушение традиционных основ, которые являются скелетом любого здорового общества. У нас, к примеру, в Саратове, в государственном техническом университете защищалась диссертация, написанная как раз представительницей такой группы граждан. Основная мысль этого «научного» труда в том, что существующая норма взаимоотношений между полами — это лишь некая ущербная, по недоразумению сложившаяся форма, а подлинная любовь — именно такова, то есть однопола. И эта диссертация на соискание кандидатской степени была защищена. Представляете, что напишет автор в диссертации на докторскую степень?

Е. Балаян: А вот организатор московских гей-парадов Николай Алексеев сошедшийся как-то в программе «Поединок» с Александром Хинштейном, жаловался, что ему не дали защитить диссертацию в МГУ как раз по причине его нетрадиционной ориентации…

О. Нектарий: Если диссертация была аналогична той, что защищалась в саратовском «политехе», то можно только порадоваться, что в МГУ все-таки есть духовно и душевно здоровые люди, которые смогли этому поставить какой-то барьер.

Е. Балаян: «Что же им теперь делать, убить себя о стену? — вопрошают защитники секс-меньшинских прав. — Почему они должны идти против своей природы, ломать себя? Только лишь ради того, чтобы кому-то понравиться, чтобы их перестали гнать и гнобить?» Как вам такая гуманистическая риторика? На слезы не пробивает?

О. Нектарий: Каждый человек, невзирая на то, насколько он верующий, церковный, обязательно сталкивается с какими-то искушениями и соблазнами, которые, как правило, исходят из его природы. Только верующий человек знает, что с этими порывами и бесчинством своей природы ему необходимо бороться. Что бы то ни было — блудная страсть, чревоугодие, гнев, что-то другое. То, о чем мы говорим выше, по сути ничем не отличается от тех искушений, с которыми встречается любой «нормальный человек». Почему в кавычках — потому что все мы до известной степени «ненормальны», то есть искорежены и изломаны грехом.

Если посмотреть на данные психологов или психиатров, необходимо признать, что есть определенный процент людей больных, а есть процент «пограничников», и он очень высок. И вот все эти «пограничники» благодаря бесконечно муссирующейся теме толерантности по отношению к сексуальным меньшинствам сползают к этим самым меньшинствам и тоже теряют возможность иметь нормальную полноценную семью, детей, жить той жизнью, которая и Богом, и здоровым человеческим обществом заповедана. Поверьте, мы сталкиваемся не с единицами, а со значительным количеством людей, которые приходят в храм, уже попробовав всего, и говорят: а я сам не знаю, зачем мне это было нужно. А вот это «зачем это было нужно» объясняется тем, что человек смотрел телевизор, ходил в кино, читал современную литературу и подумал, что это нужно. И потом избавиться от последствий бывает очень сложно...

Нет никакого официального отношения Церкви к гомосексуалистам. Нигде, ни в каких церковных документах Вы не найдете отдельных указаний на эту тему. Я не знаю священников, которые бы относились к гомосексуалистам с ненавистью, не считали бы, что это просто несчастье и беда. Если говорить о тех людях, которые выходят из года в год и устраивают бойню с несчастными московскими участниками этого самозваного гей-парада, я убежден, что, поступая так, эти люди свидетельствуют самым худшим образом о Церкви и о нормальной, здоровой части общества... Все эти кровопролития, разбитые носы и расквашенные челюсти — вот это все в конце концов приведет к тому, что гей-парады разрешат...

Но вместе с тем, мне не совсем ясно, каков, что называется, посыл этого гей-парада? Люди занимаются многими постыдными вещами в сокровенности своих квартир, в сокровенности своих сердец, и это дело их совести и Божьего суда. Но зачем это выносить на всеобщее обозрение?

Е. Балаян: Посыл в том, что они страдают от насилия, что их лишают многих прав, превращая в людей второго сорта.

О. Нектарий: Но это неправда. Вот Вы в своей среде наверняка знаете какое-то количество людей, этим недугом одержимых. Их кто-то обижает, бьет? Нет. Это одна из самых устойчивых форм самоорганизации. С античных времен известно, что люди, принадлежащие к этой части человечества, очень хорошо организовываются, держатся друг за друга и проявляют в борьбе против чего-либо завидное упорство и завидную настойчивость.

Е. Балаян: Тем не менее, Россия за запрет гей-парадов даже вынуждена платить Западу баснословные деньги, потому что проиграла иск в Страсбургском суде...

О. Нектарий: Да, это происходит, потому что эти люди задались целью доказать всему миру, что их образ жизни нормален и полноценен. Ничто не стоит на месте. Но почему так важно отстаивать какие-то рубежи? Потому что как только рубеж сдвигается чуть назад, человек сползает вслед за ним...

Церковь, не обличая конкретных людей, но говоря, что то, чем они увлечены, — это зло, недуг и болезнь человеческой души, встает у них на пути. Но это не она враждует против них, это они враждуют против нее. Я не знаю, много ли в России гомофобов, тем более активных, а вот «христианофобов» очень много. И «церквофобов». Но Церковь не выходит на улицы и не говорит о себе как о том меньшинстве, которое нуждается в защите.

«Обмирщение» Церкви

Е. Балаян: Вы не будете отрицать, что Церковь — это, в том числе, организация, причем влиятельная, имеющая силу?

О. Нектарий: Отрицать не буду. И будьте добры с ней считаться. Потому что это совокупность граждан страны. Если какая-то партия приобретает силу, с ней вынуждены считаться. А почему не считаться с такой же совокупностью граждан, которая представлена в мирском, земном смысле Церковью?

Е. Балаян: Однажды в Вашем блоге я прочитала комментарий, он был полон искреннего возмущения и даже обиды. Человек писал: «Мы жизнь прожили в атеизме, детей вырастили, внуков растим, а теперь сплошь и рядом нам Церковь навязывают — беспардонно и настоятельно, не считаясь с нашими убеждениями и жизненным опытом…» Вам как священнику не горько слышать подобные высказывания?

О. Нектарий: Я считаю, что Церковь и веру ни в коем случае нельзя никому навязывать. Это и неправильно, и опасно, и даже в чем-то преступно, потому что вера навязанная никогда не будет верой принятой...

Но, с другой стороны, когда люди пишут на форумах о том, что им веру навязывают, я бы хотел услышать конкретные примеры. Эти люди, которые были воспитаны в атеизме, совершенно спокойно относились к тому, что Церковь была гонима и унижаема, что людей за исповедание Православия сажали в тюрьмы, выгоняли с работы, превращали в изгоев. И их не интересовали ничьи права, не интересовала справедливость. Сейчас людей, если провести аналогию, не сажают в тюрьму за то, что они не являются христианами. Каждый человек свободен совершенно, у Церкви нет ни рычагов, ни возможностей преследовать «инакомыслящих». Что эти люди называют навязыванием веры? Введение в школах уроков православной культуры?

Е. Балаян: Конечно, и это тоже.

О. Нектарий: Но это не есть навязывание веры. Это культура, которой созидалась наша страна. Вся классическая русская литература является составляющей частью той самой культуры, которую мы называем православной. И вне контекста православия ни Пушкина, ни Лермонтова, ни тем более Достоевского не поймешь.

Е. Балаян: Думаете, школьного учителя недостаточно, чтобы объяснить, как правильно понимать Достоевского и Толстого?

О. Нектарий: Недостаточно. Потому что большинство наших учителей, особенно немолодых, — это люди, которые на протяжении десятилетий на основе, в том числе, Достоевского доказывали правильность революционных идей и необходимость красного террора. И плоды деятельности этих учителей мы видим в той неустроенности и безыдейности, которые в нашем обществе образовались сегодня.

Е. Балаян: Тут возникает еще такая проблема. Когда Церковь повсеместно начинает говорить о том, что вот это грех, это плохо, страшно и за это последует геенна огненная, многие люди воспринимают такую упертость как насилие над своей свободой. Потому что, как бы кощунственно ни звучало, свобода человека — это, в том числе, и свобода грешить, согласитесь. Кроме того, в Конституции о грехах ничего не сказано, зато сказано о правах. Так, может, не стоит Церкви пытаться оспорить Конституцию?

О. Нектарий: Сколько лет современной российской Конституции и сколько столетий той системе нравственных ценностей, которая основывается на христианстве?

Е. Балаян: Да, но мы должны жить не только по Евангелию, но и по Конституции, это основной закон нашей страны.

О. Нектарий: Во-первых, обычный житель Российской Федерации, если только он не правовед-государственник, чаще всего вообще не знает Конституцию. Вы знаете Конституцию Российской Федерации? Не знаете. При том, что Вы журналист, а не дворник и не кухарка. А систему христианских ценностей, которая в Евангелии представлена, Вы знаете.

И каким образом Церковь пытается оспорить Конституцию? Разве мы выходим на улицу, хватаем за грудки первого попавшегося человека и начинаем ему втолковывать, что грех, а что не грех? Разве мы говорим об этом не в храмах? Не в тех аудиториях, куда нас приглашают? Но если нас в эту аудиторию приглашают, мы говорим то, что думаем, иначе это будет ложь. А принимать или не принимать наши слова — личное дело каждого.

Е. Балаян: Вы слышали о концепции под названием «Вечные ценности — основа российской идентичности»? Церковь предложила обществу некий набор официально закрепленных нравственных норм с целью «восполнить вакуум ценностей»...

О. Нектарий: И что? Это плохие нравственные нормы? Они деструктивны?

Е. Балаян: Да нет, конструктивны, но разве такого рода декларация может принести пользу?

О. Нектарий: Это напоминание. Человек такое существо, которому свойственно забывать. И зачастую он забывает не только выключить утюг, выходя из квартиры, или взять зонт, когда на улице собирается дождь, но и про то, что должен делать, чтобы оставаться человеком. Потому что легче жить по-другому. Напоминание о должном является неотъемлемой частью процесса сохранения человека в человеке.

Е. Балаян: То, что вы называете нейтральным словом «напоминание», некоторые расценивают как попытку идеологической экспансии Церкви.

О. Нектарий: А Церковь предлагает что-то, что не совпадает с нравственными устоями этих людей? Или же речь идет о людях, которые не имеют нравственных устоев?

Е. Балаян: Кое-что не совпадает. Например, в декларации изначально была такая норма, как соборность. Позже ее убрали, и я понимаю, почему. Вряд ли эта норма понравилась бы либералам, ратующим за свободу и демократию и полагающим, что от соборности до самодержавия один шаг.

О. Нектарий: У меня возникает вопрос: а эти либерально настроенные люди — что сделали для страны, в которой живут? Они ее без конца ругают, без конца критикуют, говорят о ней уничижительно, но при этом они ее не созидали, не строили, не создавали. А Церковь, как бы к ней эти люди ни относились, немало сделала для страны, в которой мы живем. Я думаю, что в данном случае Церкви не надо даже спорить с подобными оппонентами. Мы в слишком разном положении находимся. Мы несем ответственность за людей и за культурное наследие, которое тоже нельзя сбрасывать со счетов, хотя оно значит гораздо меньше, чем живые люди. А за что несут ответственность те, кто предъявляет нам такого рода претензии?

Е. Балаян: Может быть, эти люди, с которыми Вы не хотите даже спорить, просто отстаивают приверженность общества демократическим ценностям?

О. Нектарий: Демократические ценности без конкретных дел — это абстракция. Куда у нас приходят бомжи, куда приходят отчаявшиеся люди? К либерально настроенным политикам? Нет, они приходят в храмы. И там им помогают: кормят, дают одежду, чтобы они не замерзли и не умерли. Нас ругают за то, что мы корыстолюбцы и прочее, и прочее. Но если бы мы не несли ответственность за людей, они бы к нам не шли.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Тина 1 апреля 2013, 11:54
Уважаемый отче Нектарий! Ваше интервью - бальзам на раны. Русский народ пребывал в темноте и невежестве коммунистического режима, и теперь задача Церкви - донести правду о православии, воспитывать в людях то, без чего невозможна достойная, правильная жизнь. Прискорбно, что старшее поколение, которое должно укреплять основы семьи, а через это - основы государства, в большинстве своем невежественно по отношению к православной Церкви. Почему так сплочены мусульмане? Потому что крепка вера, крепка семья, основанная на этой вере, и как результат - крепость государства. Есть у нашего народа полушутливая поговорка: "Страх Божий потерял". А на самом деле так оно и есть: потерян нами страх Божий, потеряно понятие этого страха и его пользы. Сейчас, в дни великого поста, каждый из нас должен задуматься и переосмыслыть свое понятие о православии, о его месте в жизни человека. Ведь моральный кодекс коммуниста ни что иное, как заповеди Божьи, то есть это главные общечеловеческие ценности, поэтому вразумление народа, пропаганда здорового образа жизни, наставление о правильности выбора, в котором мы свободны, - это хорошо, потому что к пользе душе человеческой. Душа уязвима, когда бездуховна, когда нет в ней силы духа. Спаси вас Бог, отец Нектарий, в вашем служении!
Роман13 октября 2012, 23:40
народ не может быть источником власти как написанно в нашей Контитуции. Всем нам известен другой ответ на вопрос откуда берется власть. Поэтому данная норма Конституции не соответсвует дейстивтельности и несет в себе ложные, неправдивые сведения. Последствия этого видите сами.
Василий30 сентября 2012, 13:10
Вы не будете отрицать, что Церковь — это, в том числе, организация, причем влиятельная, имеющая силу? О. Нектарий: Отрицать не буду. И будьте добры с ней считаться. Потому что это совокупность граждан страны. Увы, иногда "мнение Церкви" - это на самом деле лишь мнение части духовенства или т.н. "православных активистов". Когда в 2006 году в Коми руководство епархии настояло на отмене постановки оперы "Сказка о попе и о работнике его Балде" - вряд ли это было мнение "совокупности граждан". Когда в 1990 году из помещения храма Спаса на Песках выкинули на улицу кукольное отделение "Союзмультфильма" (с участием казачьего эскадрона!) - вряд ли необходимость такого решения разделяли все православные граждане.
Александр 5 августа 2012, 04:45
Геннадий, браво! "...надо мужественно говорить о проблеме безумия неверующих граждан". Не о безумии тех, кто приходит в специальные темные помещения, чтобы особым образом поговорить с вымышленными существами, надо говорить, а о безумии нормальных людей! Браво, Геннадий! Вы - лучший! :)
Геннадий 4 июня 2012, 00:16
Е.Балаян умышленно или неосознанно создает проблему якобы обоснованной негативной реакции неправославных граждан РФ на проповедь Церковью Евангелия, озвучивая их претензии, ссылаясь на Конституцию РФ. Ст.28 Конституции РФ вовсе не разрешает грешить, впрочем как и любая статья Конституции РФ. Наоборот можно с определенным допущением оценить Конституцию РФ как вариант "морального кодекса христианина": все должны жить в мире и согласии, пользоваться всевозможными свободами и правами, только не нарушать при этом свободы и права ближних, особо охраняется семья, материнство и детство. Имеете мнение - говорите, но не оскорбляйте; имеете мысли - высказывайте, распространяйте, но не совращайте; пользуйтесь информацией - но не извращайте. Вам нравиться наша Конституция, тогда знайте, что гарант ее действительности Президент РФ. Но я с каждым днем склоняюсь к мысли, что еще больший гарант нашей Конституции именно Православная Церковь. Все принципы Конституции РФ вы найдете в посланиях Апостолов. Поэтому не имеет смысла говорить о том чего нет - проблемы обоснованности негативной реакции необразованных безбожников или делателей неправды, надо мужественно говорить о проблеме безумия неверующих граждан.
Вера 1 июня 2012, 14:38
Благодарю вас, отец Нектарий,я прочитала то, что давно искала.Теперь знаю, как можно ответить на многие вопросы, которые задают о Церкви. И ответить грамотно. Спаси вас Бог!
Лариса 1 июня 2012, 01:12
Спаси Господи, отец Нектарий. Спасибо большое!
Павел31 мая 2012, 13:06
Спаси, Господи, собеседников! Жду выхода книги с нетерпением, с удовольствием прочту её!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×