Пушкин – духовное противоядие

Бывает, узнав, что я Пушкина перевожу, меня спрашивают – то с насмешкой, то с сочувствием: «Поэзия – вещь прекрасная, а кто квартплату за вас платить будет? Пушкин, что ли?» Многие удивляются, когда я отвечаю не шутя, что именно Пушкин. Потому что они думают так же, как и тот тележурналист, недавно с сомнением спросивший у меня: «Да разве актуален Пушкин сегодня?»

Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов…

Не хочется опускаться до рассуждений об «актуальности» вечной красоты, особенно перед теми, кому нужна лишь польза да прибыль во всем. Хочется сказать о другом. О том, что Пушкин – по-пифагорейски целитель, ведь пифагорейцы (как раз жрецы Единого Прекрасного) лечили больных не только зельями, а стихами, веря в целительную силу молитвенной поэзии. Но скажу, чем еще Пушкин «актуален»: Пушкин – Евангелие в стихах, духовное противоядие от окружающей нас пошлости и уныния. И Пушкин особенно нужен нам, «интеллигентам», так как он лечит самую неизлечимую болезнь интеллигентности – пессимизм.

«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует – все суета!» (Еккл. 1: 2).

Екклесиаст выражает то, что мы современным языком определяем как депрессия. Трагедия жуткая, когда мы не видим смысла в жизни. Древнейшее стихотворение мира, найденное при раскопках города Ур в Месопотамии, тому свидетель:

Несчастный современный человек!
Таскается один-одинешенек
По шумным улицам грязного города,
Голова у него раскалывается от едкой боли.
Он уже не слышит голос бога своего,
Поющего ему в тишине.

Несчастный современный человек – 5 тысяч лет тому назад! Что-нибудь изменилось? Только хуже стало! Из Шумерии духовному страдальцу уже прямая дорога через миллениумы, через того же Екклесиаста до ада Макбета Шекспира:

Мы дни за днями шепчем: «Завтра, завтра».
Так тихими шагами жизнь ползет
К последней недописанной странице.
Оказывается, что все «вчера»
Нам сзади освещали путь к могиле.
Конец, конец, огарок догорел!
Жизнь – только тень, она – актер на сцене.
Сыграл свой час, побегал, пошумел –
И был таков. Жизнь – сказка в пересказе
Глупца. Она полна трескучих слов
И ничего не значит.

Примерно к такому мучительному заключению приходит весь современный театр. Беккет, О’Нил, Жироду, Йонеско, Уильямс, Миллер, Ортон, Вампилов, Мэмет, Фо… Все они – гении пессимизма, все, как Сартр, доказывают как раз то, что и Блок нам объявил:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

И обреченный Мандельштам нам передал грустный (хоть певучий) привет из Шумерии:

Я скажу тебе с последней прямотой:
Все лишь бредни, шерри-бренди, ангел мой.

Уже в преддверии XXI века, жестоко отвергая даже мимолетное утешение поэзии, унылый гений современного британского театра Гарольд Пинтер злорадствовал с насмешкой: «Убери этот едкий бренди! Он смердит современной литературой» (из его пьесы «Измена»).

Понятно, почему у народа «брэнд» высокой литературы в целом падает. Народ духовно голодает при общественном перерождении веры в цинизм, надежды – в уныние и тепла любви – в «cool» равнодушие. Когда художников сменили «продюсеры» и эстетику сменили «рейтинги», само собой вино поэзии и музыки превращается в духовную «кока-колу», ибо мысли только о «цене» обесценивают искусство. Как амазонские бабочки в «Красной книге», духовность и тонкость редеют, а плодятся, как вирусы, пошлость и наглость. Все это мы чувствуем и… увы! видите, я тоже жалуюсь. К скоро ожидаемому концу обитаемого света мы все давным-давно готовы.

Но все-таки грех нам бессвязно «ныть», когда жизнь у нас одна! Пушкин заметил: «Говорят, что несчастье – хорошая школа. Может быть, но счастье – лучший университет». Физика почти доказала уже, что мысль – материальна. «В начале было Слово». Искусство сотворяет – а не только отражает мир. Лермонтов писал:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,
Такая пустая и глупая шутка.

Но нельзя смотреть на жизнь только «с холодным вниманием вокруг», не то мы сами охолодим нашу жизнь. (Мне иногда думается, что весь феномен глобального потепления – последствие не только выхлопов углекислого газа и метана, но и плод духовного похолодания. Быть может, продолжение всей нашей жизни на планете Земля истинно зависит от возможности нашего скорейшего перехода от «мудрости» разумной депрессии к «глупости» искреннего сердечного тепла и веры.) Нужно, как Пушкин, смотреть на жизнь с теплым вниманием вокруг:

Вся комната янтарным блеском
Озарена! Веселым треском
Трещит затопленная печь…

В VIII главе «Евгения Онегина» герой, удрученный холодностью Татьяны, вдруг начинает читать:

И что ж? Глаза его читали,
Но мысли были далеко;
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки. В них-то он
Был совершенно углублен.

Призвание художника – учить нас видеть духовными глазами, понимать не только умом, а душой. Иначе:

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен.

Ныне в заботах «суетного света» про священное призвание искусства, конечно, забыто. Угождая самым низменным вкусам, продюсеры современных «шоу» и «блокбастеров» кино и ТВ чувствуют себя вынужденными ограничивать безвкусицу и святотатство лишь только бюджетом. Они думают: к чему духовность, когда «время – деньги», когда якобы нам нужны лишь шок да шик и негласное кредо делового и политического мира: «не пойман – не вор»? Ответ словами Пушкина: «Цель искусства – не какая-то польза, а созидание прекрасного…»

«Правда» обыденной жизни, быта, «фактов» и «новостей» – это всего лишь майя (иллюзия), как понималось уже в древних санскритских ведах. Над правдой есть Истина. А Истина в вере, в надежде, в любви.

Пушкин это понимал. Поэтому даже его холод греет:

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный, –
Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

В Пушкине уникально сочетается несказанное тепло его «всемирной отзывчивости русской души» (словами Достоевского) с восхитительной свободой мысли просвещенного западного интеллектуала. «Я по совести исполнил долг историка: я изыскивал истину с усердием и изучал ее без криводушия, не стараясь льстить ни силе, ни модному образу мыслей».

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова.
Иные, лучшие мне дороги права;
Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от властей, зависеть от народа –
Не все ли нам равно? Бог с ними.

«Иная, лучшая свобода» Пушкина равно пугает и радикалов, и консерваторов. Они ведь вечно между собой борются беспощадно «за правду». А Пушкину дороже милосердие, дороже Истина, поэтому «Бог с ними»…

Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
– Вот счастье! вот права…

Конечно, Пушкин прекрасно понимал трагизм жизни. Он же сказал: «Боже! Как грустна наша Россия!» И все-таки Пушкин остался светлым гением.

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Екклесиаст учил, что «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». А Пушкин – мудрец даже в шаловливости своей, доказывая нам порой, что жизнь слишком важна, чтобы ее принимать всерьез. Ибо самый страшный из всех грехов – гордыня. У Пушкина тот, кто по жизни модный «всезнайка»-пессимист, вечно пронизанный цинизмом, холодом и равнодушием, – не кто иной, как демон.

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия –
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, –
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, –
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел –
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

Пушкин, напротив, пропитан верой божественного наследия, дерзнул даже молиться:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Вот чем Пушкин «актуален». Вот почему в каждом из нас должен сохраниться наш живой Пушкин, чтобы каждый из нас мог в себе хранить тайную, истинную свободу, повторяя себе:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит.
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Джулиан Лоуэнфельд

6 июня 2012 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
biff-guy2010 7 октября 2013, 03:00
Юнна Мориц П У Ш К И Н С К А Я "О С Е Н Ь" Родители рыдают в Интернете, Что Пушкин устарел, учитель строг И требует, чтоб выучили дети Стихи, где восемь устаревших строк. "Очей очарованье" устарело, Зимы угрозы – устаревший слог, Вся эта дряхлость лезет озверело Из Пушкина – и сносит потолок! А детям не способны их родители Очей очарованье объяснить, Словцо "багрец" (хотите, не хотите ли!..) Не вдето в память, как в иголку нить. Кому нужны такие муки ада, Зачем учить такое барахло?.. Детей болванить Пушкиным не надо, Его тысячелетье истекло! И в ужасе от "вещего Олега", Где "вещий" – от вестей, не от вещей, Родительская требует телега От Пушкина избавить, он – Кащей! Какое там "очей очарованье", Когда забыты смыслы этих слов, И новое теперь образованье, А пушкинская "Осень" – для козлов!.. с "Персонального сайта Ю.М."
Василий19 июня 2013, 12:00
Сергею. Тогда уж сразу - на церковно-славянском. И вообще лучше всего отказаться от русского языка в пользу церковно-славянского.
Василий 7 июня 2013, 21:00
Ольга: "Сегодня это солнце пытаются замутить политической конъюнктурой, пристраивая великое имя на баррикады борцов против Русской Православной Церкви." На мой взгляд, пристраивать имя Пушкина на баррикады борцов за самодержавие - ничуть не лучше. Та же политическая конъюнктура.
Андрей З. 6 июня 2013, 23:00
Очень благодарен автору за древнее стихотворение, найденное в Уре Халдейском. Вот Авраам и родичи его, может быть, потому и вышли из Ура (см. книгу Бытия), что хотели более отчетливо слышать голос Бога своего. Интересно, каково толкование этого места св. Отцами?
Сергей13 января 2013, 00:00
Пушкин, как и другая классика, трогал бы нас ещё сильнее, если бы издавался на русском языке, на котором и писал свои стихи, а не на луначарице. Луначарица лишила русский язык многих его живых и и выразительных средств.
Ольга30 октября 2012, 23:00
Спасибо за то, что обращаете наше внимание к солнцу русской поэзии. Сегодня это солнце пытаются замутить политической конъюнктурой, пристраивая великое имя на баррикады борцов против Русской Православной Церкви.Дескать, и сказки не те, и попы все одним миром мазаны. Но Пушкина невозможно ни реставрировать, ни модернизировать, ни сдать в архив. Он не поддается никакому алгоритму, никаким законам и не вхож ни в один стереотип. Это наше ВСЕ.Это сама неисчерпаемость русской души - на все века, до конца.
ИринаС30 июня 2012, 19:00
Анне: автор вообще-то не женщина, а мужчина. Кроме того, эта статья не для этого сайта писалась и уверяю Вас, автор не "хотела" наших советов и комментариев. "Ей" наши комментарии безразличны, "она" в судебных процессах время проводит (как он пишет сам про себя - "ветеран судебных процессов"), и вообще вопросами Веры и Духовности, в нашем (посетителей этого сайта) понимании, не озабочен. Вообше к религии, кажется, индифферентен.
Анна30 июня 2012, 09:00
Автор выразила свои мысли, может быть даже, чтобы лучше разобраться в них, выразила их публично. Хотела ваших советов, комментариев. Пишите комментарии, но можно же в более мягкой форме их писать, с любовью к ближнему?
Ирина29 июня 2012, 17:00
Татьяне: Спасибо, Татьяна, Вам за комментарий "спасибо за комментарии"!!!
Татьяна19 июня 2012, 17:00
Ирине (не Сах), Ирина, спасибо, что Вы писали комментарии. А, как все же не ловко читать комментарии снападками.
Ирина19 июня 2012, 16:00
А все мои слова, что я-де смиренная, - это все словоблудие. Не верите, и правильно делаете. Многим, наверное, хочется выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Вот и я выдаю желаемое за действительное. Но рада хотя бы тому, что могу в этом признаться.
Ирина19 июня 2012, 15:00
Ирина - ИринеС: Да, Вы совершенно правы - у меня гордыня, да еще какая! Борюсь с нею всю жизнь, прожила большую часть жизни, а гордыня не только не уменьшилась, а еще и возросла. И что делать? Вроде бы ответ очевиден: смирись, гордый человек, и все твои проблемы разрешатся сами собой! Но это легко сказать - смирись, а на деле это так сложно, что и выразить нельзя. Но Господь еще терпит, значит, надеется. Хотя мне иногда кажется, что я уже теряю и веру, и надежду. Помните, у отца Романа: "Нерожденным позавидовал", - это про меня.
ИринаС19 июня 2012, 12:00
Ирине: так у Вас гордыня! :). Ну вот, давно бы так, а то все : "я смиренная, я многогрешная, простите великодушно..."
Ирина18 июня 2012, 22:00
Да, согласна с Вами, что в данном случае благоразумнее - молчание. Но так больно, когда оскорбляют то, что мне дорого, до слез...
ЛеонидС18 июня 2012, 18:00
Ирине: Ирина, Вы уже неделю назад хотели "отойти тихонько в сторону", а сами все "полемизируете". Вы уже свое мнение высказали, но Вам этого мало. Видимо, как раз для Вас цель - поговорить о себе, и именно Вы больше всех устраиваете перепалки, обильно перемежая их "простите, смиренно, и т.п."
Морозов18 июня 2012, 12:00
Тем кто, что-то про Пушкина-масона и про то,что его поэзия неправославна: 1)Пушкин ХОТЕЛ убить Дантеса,но БОГ не попустил убийства. 2)Пушкин так исповедывался перед смертью,что священник был изумлён.(Господь дал ему время и возможность это совершить) 3)Это самый православный писатель,какого я знаю.Два самых православных героя русской литературы:Пётр Гринёв иТатьяна Ларина. 4)И не надо здесь жидомасонской болтовни.Не надо из Великого РУССКОГО ПОЭТА делать,что вам выгодно. Читайте,читайте Пушкина!Это лучшее чтение ВСЕГДА!!!
Ирина17 июня 2012, 14:00
Ирина - Человеку: Масонская ложа... Как многие упрекали в этом Пушкина, и вспоминают ему это до сих пор. Простите, а Вы не состояли в комсомоле? Возможно, Вы молоды и не состояли. Но мое поколение состояло поголовно. И что же? Не хочу обобщать и кого-либо упрекать, но я лично много нагородила в своей жизни, несовместимого ни с верой, ни с добрыми делами. Но Господь спокойно и терпеливо направлял меня, чтобы я через ошибки, через падения наконец-то пришла, куда нужно. Поэтому-то стараюсь теперь никого не осуждать, а только радоваться за себя и за тех, у кого встреча с Господом все же состоялась, нисмотря ни на что. А насчет идола... Пушкин - не идол для меня, а национальное достояние, моя гордость, то, что неразрывно связано для меня с Россией и со всем лучшим, что есть в ней. Я всю жизнь прожила в Беларуси, но по национальности русская, очень люблю Россию, особенно чувствую Россию дореволюционную, люблю русскую литературу, вообще культуру, очень люблю и уважаю русский народ. Чувствую себя его маленькой, но неотъемлемой частицей. Поэтому так близок и понятен мне Пушкин. Никого ни к чему не призываю, ничего не навязываю, лишь высказываю свое мнение. Простите, если оно не совпадает с Вашим.
человек для Ирины17 июня 2012, 13:00
Пушкин, похоже, Ваш идол. Может, хватит идолопоклонства ? Вступление Пушкина в мacoнскую ложу, видать, тоже говорит о его гениальности...
Ирина16 июня 2012, 12:00
Трудно определить степень веры человека, потому что это очень сокровенно. Возможно, Пушкин был более верующим, чем все мы. Отличительное свойство гения - умение выражать объемные понятия в краткой и лаконичной форме. Так, например, Пушкин сказал:"Блажен, кто верует,- тепло ему на свете!". Я задаюсь вопросом: а нам тепло ли на этом свете? Едва ли... Если бы нам было тепло, от нас бы исходило тепло, согревающее окружающих нас людей. А пока что от нас исходят только колкие замечания и язвительные перепалки. Простите великодушно, никого не хочу обидеть и обращаю это замечание прежде всего к себе самой, так как отчетливо осознаю, что до такой веры, когда "тепло" при любых обстоятельствах и неурядицах, мне еще очень и очень далеко. С уважением - раба Божия Ирина.
Павел15 июня 2012, 12:00
Прекрасная статья, большое спасибо!
ППП 9 июня 2012, 16:00
Это чудесно! Чудесно! Спасибо за статью!!!
Андрей 9 июня 2012, 11:00
Действительно, не нам судить других людей. Ведь и разбойник, распятый с Господом по правую сторону, покаялся перед смертью, и был прощен Христом, и ПЕРВЫМ наследовал вечную жизнь. Все мы в своей жизни ошибаемся, все грешим. Но осуждать других всегда проще всего, чем себя самого. Пушкин был великим писателем, и скончался он в мире с церковью, а это немаловажно. Статья понравилась, спасибо.
Ирина 9 июня 2012, 00:00
Ирине Сах: Простите, но в данной ситуации даже полемизировать с Вами нет никакого желания. Более правильным считаю замолчать и тихонько отойти в сторону. Почти уверена, что переубедить Вас ни в чем не смогу.
ИринаСах 8 июня 2012, 22:00
Ирине: Кощунство - это называть поэзию Пушкина Евангелием в стихах. Я говорю только про одно стихотворение - "Сретение". Сначала прочитайте, а потом ужасайтесь. Странные мы люди. Вроде общаемся, а друг друга не слышим. Я говорю о том, что Пушкинская поэзия не имеет отношения к Богу, это подтверждается даже цитатами его стихов в статье. А то, что не имеет отношения к Богу - не духовно.
человек 8 июня 2012, 20:00
Пушкин "был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись четыре".(из Википедии) Пушкин хотел убить на дуэли Дантеса. УБИТЬ! А Дантес был вообще-то мужем сестры жены Пушкина. "Условия дуэли, по настоянию Пушкина, были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам."(из Википедии) И за что же Пушкин хотел убить Дантеса ? Из-за каких-то светских насмешек и слухов ??? Да-а, "духовность" в поступках Пушкина так и прёт.
Ирина 8 июня 2012, 15:00
Ирине Сах: Простите, что встреваю, но по-моему, сравнивать Пушкина и Бродского (а тем более ставить Бродского выше Пушкина) - это просто кощунство. Перед этим все "вольнодумные настроения интеллигенции" - всего лишь детские шалости. Ни в коем случае не хочу Вас обидеть, но Ваш комментарий поверг меня в состояние шока. Попросту не нахожу слов.
Татьяна 8 июня 2012, 15:00
Ирине Сах: а если не холодным лишь разумом и многознанием "сканировать" поэзию Пушкина, а сердцем - любящим и верующим - ощутить божественный свет, необыкновенную гармонию и - не побоюсь сказать - благодатный мир, излучаемый его лучшими творениями?! "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи"... Мы все из тьмы греховной пытаемся пробиться к Свету.. Исповедовавший Александра Сергеевича Пушкина священник был потрясен: он никогда не видел такой, подлинно христианской, по его словам, кончины... Нам не дано знать, в первый или в одиннадцатый час пришел наш великий поэт ко Христу - но он пришел к Нему. А разве в нашей жизни не было мыслей,слов, чувствований и деяний, за которые потом стало стыдно, даже, может быть, жутко? И мы каялись, с верой и надеждой молясь "о спасении душ наших", ибо Господь пришел спасти "не праведников, но грешников" и желал Он милости, а не жертвы, духа милосердного, а не буквы лишь... Простите великодушно.
ИринаСах 8 июня 2012, 10:00
АлександруН: Продолжение: Я считаю, что вольнодумные настроения в среде дворянства, интеллигенции и "цвета нации" - поэтов, писателей и т.п. подготовили почву для революции. Т.е. талант накладывает на гения особую ответственность за его произведения. По поводу того, что я привела выборочно строки, которые, как Вы пишете, Пушкин написал в отдельные моменты своей жизни, то это не я привела, а автор статьи. Это и вызывает мое недоумение и критику статьи. Ладно, хватит о грустном! Александр, а вот если Вы такой , в отличие от меня :), знаток поэзии, как Вам стихотворение И. Бродского "Сретение"? Вот где духовность. Одного этого стихотворения хватит, чтобы творчество Пушкина осозналось как суета.
ИринаСах 8 июня 2012, 10:00
АлександруН: Александр, так я и не отрицаю, что Пушкин -гений, и и пишу , что Бог дал ему талант. Но в том и трагедия его, что Пушкин его не Богу посвятил. Л.Толстой тоже великий, гений. Но это не помешало ему вообще хулителем Бога стать. И в этом тоже трагедия. Мы же не должны закрывать глаза на все, только потому, что кто-то - талант. Я хотела сказать, что Пушкин не является духовным ориентиром для христианина. Его поэзия - не духовна в истинном смысле и я против аналогий его произведений с Евангелием - это уже какое-то святотатство. И я не Пушкина сужу, а считаю неуместным проводить подобные аналогии и притягивать за уши его произведения к духовности, центр и смысл которой - Бог. Это большое счастье, что Бог дал возможность Пушкину причаститься перед смертью, в отличие от Толстого. Но не будем забывать, что такова была традиция и трагедия духовной жизни России в 18-19 в. в том, что религиозная жизнь , в т.ч. дворянства и интеллигенции свелась к внешнему исполнению обрядов (не про всех конечно сказано) - что и привело в конечном итоге к революции и к тому, что люди так легко отказались и от Бога и от веры и церкви уничтожались. Я не просто так пишу здесь и про это.
Андрей 8 июня 2012, 10:00
ИринеСах Не гордость ли в вас это твердит,мы все в разное время будучи даже духовными ,отвергаем и сомневаемся.В этом и есть путь и поиск БОГА.Прощайте других это наиглавнейшая заповедь.
Александр Н 8 июня 2012, 07:00
ИринаСах я смотрю Вы совсем плохо знаете Пушкина...Величайший гений,конечно со своими грехами,пороками и страстями,но он ВЕЛИКИЙ!!!Возьмите Онегина,где он раскрывает весь ужас того,как друг может хладнокровно убить друга....это один из немногих,но самых ярких примеров...а между прочим,когда Александр Сергеевич был ранен,Данзас хотел отомстить за него,но Пушкин сказал,что все!Хватит!Хочу умереть христианином...для него пригласили из конюшенной Церкви священника и Пушкин исповедовался и прчастился...так что нельзя так с плеча рубить...Вы просто взяли строки,которые Вам не понраву(которые кстати он мог написать просто в сложный момент жизни)и на этой основе разгоняетесь...нельзя так....
Татьяна 7 июня 2012, 17:00
ИринеСах, На православном сайте места всем хватит, и даже экстримистам (А, Я) :-,). Статья необыкновенно хороша!!! спасибо.
Евгения 7 июня 2012, 17:00
Наталья, поищите по имени Джулиан Лоуэнфельд, это он же.
Ирина 7 июня 2012, 14:00
Уважаемые посетители портала! Братия и сестры во Христе! Простите меня, грешную и многогрешную рабу Божию Ирину. Я не собираюсь никого поучать и переубеждать в чем-либо, просто не вправе этого делать, да и сама немощна и неразумна. Но на своем собственном опыте я убедилась, как легко мы подчас судим людей, и с особенным удовольствием - известных и знаменитых людей, по их отдельным словам и поступкам. А ведь забываем порой, что Един Судия у нас - Господь, Который лишь знает все дела и мысли человека, и лишь Он Один может знать сердце каждого. Знаю не по наслышке, что иногда надо очутиться на краю пропасти, даже уже, может быть, начать падать в бездну, чтобы возопить:"Господи! Спаси и помоги!". И Господь волен изъять человека и из бездны. Но это все сокровенно и нам не видимо. А мы судим по тому, что видели человека над бездной, и уже осудили его, и уже, можно сказать, похоронили его и обрекли (в нашем рассуждении, конечно) на вечные муки без прощения. Слава Милостивому Богу, что такой Суд вверен не нам, а то бы мало кто спасся. А отвечать на Страшном Суде мы будем не за Пушкина и не Лермонтова, а за себя. Поэтому не будем судить никого, может быть, тогда Господь и нас помилует.
Юрий 7 июня 2012, 13:00
Полностью согласен с 2012-06-07 10:46 ИринаСах: "а мне не нравится статья! И что она делает на православном сайте? ... Пушкину - Бог не нужен. ..."
NATALJA 7 июня 2012, 11:00
NAPISHITE KTO TAKOJ IULAN LOUENFELD GDE RODILSJ UCILSJA. OTKUDA ON TAK HOROSHO ZNAKOM S RUSSKOJ KLASICESKOJ LITERATUROJ I S POEZIEJ
ИринаСах 7 июня 2012, 10:00
а мне не нравится статья! И что она делает на православном сайте? По-моему, автор в лице Пушкина сотворил себе кумира и приписывает ему духовность в высшем смысле, которой у Пушкина и в помине нет. Очень показательны строки Пушкина:"Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать". О каком Евангелии в стихах может идти речь? У Пушкина - того, кто написал мерзкую "гавриилиаду"? Ну и что, что Пушкин осознает никчемность суеты, но где он ищет противоядие суете? В Боге? нет. Разве человек, верующий в Бога может написать такие строки: Жизнь – сказка в пересказе Глупца. Она полна трескучих слов И ничего не значит." ? А эпитет о "восхитительной свободе мысли просвещенного западного интеллектуала"? Все богоборцы-интеллектуалы могут себе приписать эту характеристику (Белинский и пр., Вольтер - просвещенный западный интеллектуал - говорил про церковь "Раздавите гадину" и пр.) Этот эпитет подтверждает, что Пушкину - Бог не нужен. И если он видел трагедию человеческой жизни, проявляющуюся внешне в тоске, унынии и пр., то он НЕ ХОТЕЛ видеть, что причина этой трагедии - в отвержении Бога, в гордыне. И талант, данный ему от Бога зарыл в землю, потому что не Богу посвятил его, а описанию своих и чужих страстей - той же суете.
Екатерина 7 июня 2012, 09:00
Прекрасная статья спасибо бльшое.
Игорь Евгеньевич 7 июня 2012, 05:00
Спасибо за статью! Как своевременно! И ночь, бессонница, унынье. Вдруг - Пушкин! С ним Господь. А значит, и со мной.
сергей 7 июня 2012, 00:00
Спасибо:ясно и прекрасно!
Andriy Andreyev 6 июня 2012, 23:00
Spasi Gospodi! Ewige Ruhe, Aleksandr Sergeevich!
ЮРИЙ(ГЕОРГИЙ) 6 июня 2012, 20:00
СПАСИБО !ЗА ПУШКИНА!!!НАША ЦЕРКОВЬ-ВЕРУЮ!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке