Святитель Августин, архиепископ Кентерберийский

Аудио

Память 26 мая / 8 июня


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 6:20 мин. Размер 3.1 Mb) Читает иеромонах Игнатий (Шестаков)

***

Святители Григорий Двоеслов и Августин Кентерберийский Святители Григорий Двоеслов и Августин Кентерберийский
В 595 году папа святой Григорий Великий (память 12 марта) решил осуществить давно задуманную миссию к англосаксам в Великобританию. Доверенным лицом и руководителем группы из 40 монахов-миссионеров он избрал святого Августина[1]. В то время Августин был настоятелем монастыря святого Андрея, основанного святым Григорием на холме Целий. Новые апостолы отправились в путь по суше и прибыли сначала в Прованс, в Леринский монастырь – средоточие аскетической традиции, унаследованной с Востока. Эту обитель в предыдущем веке посетил святой Патрик (память 17 марта) по пути в Ирландию. Там, узнав о диких обычаях англосаксов, миссионеры испугались и малодушно решили вернуться обратно, но прежде, чтобы сообщить о таком решении папе, отправили в Рим Августина. Вскоре тот вернулся, принеся с собой строгие настояния святого Григория продолжить миссию с помощью Божией, а также рекомендательные письма к Арльскому архиепископу и франкским правителям. Отправившись далее, миссионеры перезимовали в Галлии, после чего пересекли Ла Манш и высадились на острове Танет, на востоке графства Кент. Эта местность была наиболее благоприятной для благовестия, ибо кентский король Этельберт, будущий святой (память 24 февраля), который правил южными англосаксонскими государствами, был женат на христианке Берте, дочери франкского короля. Августин отправил посланников к правителю, дабы сообщить, что принес ему Благую Весть и залог вечного царствования рядом с истинным Богом. Через несколько дней Этельберт прибыл на остров и попросил монахов объяснить это учение. Он был глубоко потрясен изложенным и позволил им проповедовать в своем королевстве, а также предложил резиденцию в своей столице Кентербери.

Римские монахи вошли в город крестным ходом, во главе которого несли крест и икону Христа, с пением литании по уставу, введенному в Риме святым Григорием. Они поселились в церкви, построенной до варварского нашествия, где обычно молилась королева. Там они установили монашескую жизнь, во всем подражая братскому образу жизни апостолов и первохристиан. Их проповедь была настолько успешной, что вскоре сам король Этельберт попросил окрестить его, призывая народ следовать за ним.

Святой Августин принял рукоположение в епископа от святого Виргилия Арльского (память 5 марта). Новая Церковь быстро набирала силу под его зорким управлением и получая помощь от короля. В 601 году Августин отправил двух учеников в Рим дать отчет святому Григорию о первых результатах миссии и испросить его особых пастырских указаний для этого отдаленного края. Папа откликнулся мудрыми и рассудительными советами и отправил вторую группу из 12 миссионеров, доставивших Августину паллий – знак власти над всей Английской Церковью, священные сосуды и святые мощи. Он начертал им план создания церковной иерархии Поместных Церквей: Лондон и Йорк становились митрополиями во главе 12 викарных епископств.

Тем временем Августин начал строительство Кентерберийского кафедрального собора, посвященного Христу, а в окрестностях города – монастыря во имя апостолов Петра и Павла (впоследствии – святого Августина). Церковь этого монастыря станет впоследствии усыпальницей архиепископов Кентерберийских и королей Кентских.

Когда пришло время распространить миссию на другие языческие королевства, святой Августин встретился с епископами и церковными учителями Уэльса. Он предложил им забыть об их вражде с англосаксами и изменить свои особенные церковные обычаи[2], чтобы вместе распространять Благую Весть. Святой миссионер в их присутствии вернул зрение слепому, что вызвало восхищение ученых мужей, но они попросили дать им возможность посоветоваться со своим народом, перед тем как ответить на предложение.

На вторую встречу прибыли семь епископов и множество ученых книжников из монастыря Бангор. По совету одного отшельника они решили, что подчинятся Августину только в том случае, если тот в знак уважения встанет им навстречу. Но когда они вошли, святой Августин уже сидел, и они решили, что с ними он будет действовать деспотически. В итоге они категорически отвергли предложение отказаться от своих литургических обычаев и признать его своим архиепископом, что в их глазах выглядело признанием подчинения Кентскому англосаксонскому королевству. Августин предрек, что если они отказываются от мира с братьями, им придется воевать с врагами. И действительно, вскоре англы разбили бриттскую армию при Честере.

Тогда, сделав опорой учеников, святой Августин рукоположил епископа Меллита и послал его проповедовать в земли восточных саксов с кафедрой в Лондоне, а Иуста поставил епископом Рочестера, в Кенте, к западу от Кентербери. Так было обеспечено минимальное количество – три епископа, необходимое для канонического рукоположения и работы поместных синодов, а значит, миссия могла распространиться на другие королевства. Посеяв семена новой Английской Церкви, святой Августин почил в мире 26 мая 604 года.

В 616 году скончался король святой Этельберт. И оба епископа, Меллит и Иуст, были вынуждены покинуть Англию. Только в 633 году Павлин, архиепископ Йоркский, прибыл в Кент и возобновил дело благовествования. В конце VII века святой Феодор Кентерберийский (память 19 сентября) придал Англосаксонской Церкви завершенные организационные формы.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

8 июня 2012 г.

[1] «Римский мартирологий» указывает его память под 28 числом. Как и в отношении других англосаксонских святых того времени (таких как, например, святой Вилфрид (память 24 апреля) и святой Феодор Кентерберийскй (память 19 сентября), можно было бы счесть нецелесообразным включение его в православный Синаксарь из-за его роли в установлении папской власти и римского обряда в Великобритании. Но чтобы должным образом оценить его церковную деятельность, ее нужно рассматривать в историческом контексте Запада после нашествия варваров.
В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
[2] Эти особенности касались установления даты Пасхи и способа крещения.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Nadia20 августа 2014, 10:00
Pobol'she bi takoi informazii! Spasibo!
Рейнмар26 мая 2014, 16:00
Искренняя благодарность за хорошую статью! Хорошую биографию этого святого нашел только у Вас. Желаю дальнейших успехов.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке