Святой Бонифаций Кредитонский, апостол Германских земель. Часть 1

О бессмертный Бог, прибежище и помощь всем Твоим чадам! Прославляем Тебя за все, что Ты дал нам, за все, что Ты сделал для нас, и за все, что Ты есть для нас. Ты сила в нашей немощи. Ты свет в нашей тьме. В скорби нашей Ты утешение и мир. Невозможно сосчитать благости Твои; невозможно выразить Твою любовь. Благословляем Тебя за все Твои благодеяния. Да будем жить, помня, что Ты всегда рядом; да будем любить все, что любишь Ты; да будем служить Тебе каждый день нашей жизни; да будет все это через Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Молитва святого Бонифация

В своем плавании по океану этого мира наша Церковь словно корабль, бьющийся с различными житейскими невзгодами. Наша обязанность – не бросать этот корабль и вести его в верном направлении.

Святой Бонифаций, апостол Германских земель

С материальной стороны англо-саксонская цивилизация потерпела неудачу; ее главной заслугой, кажется, было «производство» святых и отправление их в другие страны… Основание новой эпохи положил величайший из них – святой Бонифаций из Кредитона, апостол Германии, так повлиявший на историю Европы, как ни любой другой англичанин.

Кристофер Досон. Создание Европы

Череда великих англичан… посеяла семена цивилизации в лесах Центральной Европы… Величайший из них – святой Бонифаций из Кредитона: кроме него ни один англичанин не оказал такого влияния на мир.

Сэр Артур Брайнт. История Англии

Третий человек

Святой Бонифаций Кредитонский
Святой Бонифаций Кредитонский
Англия. 754 год от Рождества Христова. Один будущий святой пишет письмо другому будущему святому о появлении нового святого. Первый – архиепископ Кутберт Кентерберийский († 761; память 26 октября) пишет второму – Луллу, англичанину и архиепископу Майнца в Германии († 786; память 16 октября), о мученической смерти святого Бонифация. Архипастырь также писал, что Собор Английской Церкви постановил ежегодно отмечать 5 июня память о мученической кончине Бонифация. Кроме того, было решено почитать святого Бонифация третьим покровителем Английской Церкви после святых Григория Двоеслова († 604; память 12 марта) и Августина Кентерберийского († 604; память 26 мая). Ибо он принес свет Христов варварским народам, обитавшим в отдаленных и труднодоступных частях Европы, куда не смогли добраться даже римские легионы. Каким же был этот третий святой, просветивший Англию и затем отправившийся просвещать северо-западную Европу? Каким был этот странник по морям и горам, по лесам и глухим местам, посреди опасностей, которые могли исходить от язычников и разбойников, грабителей и лжебратьев? Что же это был за человек, так любивший свою родину и друзей, свой монастырь и братию, но оставивший это все ради того, чтобы в северо-западной Европе основать Церковь, строить там храмы и монастыри, проповедовать православную веру бесчисленным язычникам варварских племен и потом принять от их рук муки?

Ранние годы

Крещение святого Бонифация
Крещение святого Бонифация
Святому имя Бонифаций было дано не с рождения – он получил его перед тем, как начать свою миссию в Германии. В крещении ему дали имя Винфрид, что значит «друг мира», и, возможно, это указание на его смешанную – англо-кельтскую – кровь. Его отец был зажиточным англом, а мать, вероятнее всего, была кельтского происхождения. Родился святой Бонифаций примерно в 675 году в Кредитоне, что в Девоне – кельтской области, которая лишь незадолго до рождения Бонифация стала заселяться англами и была частью королевства Уэссекс. Его отец, возможно, имел торговое дело в Эксетере, что на границе Англии и кельтского мира, простиравшегося из Корнуолла далеко в Девон. В Эксетере кельты и англы жили бок о бок, но у каждого народа была своя Церковь.

Еще мальчиком родители отправили Винфрида обучаться в небольшой монастырь Эксетера. Здесь в святом разгорелся огонь веры. Но отец пожелал, чтобы Винфрид оставил обитель и занялся управлением их имениями, к чему его хорошо подготовило полученное в монастыре образование. Винфрид, однако же, чувствовал тягу к монашеской жизни и небесной науке, и отец наконец смягчился и дал позволение на постриг – это случилось при настоятеле Вулфхарде. В святом открылся, по словам составителя его жития Виллибальда, «дар к постижению божественных наук», и он желал совершенствовать свои знания и дальше. Со временем из провинциального Эксетера он перебрался в монастырь Нерслинга близ Саутгемптона, тоже в Уэссексе, но немного западнее (сейчас в графстве Хэмпшир). Здесь при настоятеле Вимберте Винфрид нашел то, что искал, и вскоре в совершенстве овладел латынью и получил некоторые познания в греческом. Он был поставлен руководить монастырской школой и стяжал славу учителя священных наук и монашеской жизни. И из других мест приходили к нему, как к знатоку Священного Писания, чтобы послушать его толкование священных текстов. Некоторые из сочинений Винфрида того времени сохранились до наших дней. Они написаны в манере святителя Альдгельма Шерборнского и Мальмсберийского († 709; память 25 мая), с которым Винфрид был, вероятно, знаком. Жизнь монаха Винфрида, «постигшего небесные истины», стала «образцом христианского жития и исполнения апостольского учения». Он жил в воздержании и молитве, строго следовал монашеским правилам, чему умело учил и других. В душе монах с самого рождения, Винфрид, когда достиг 30 лет – возраста, определенного канонами для рукоположения в пастыри, был посвящен в священнический сан.

Итак, в начале VIII века отец Винфрид был известен как преданный Церкви и одаренный многими дарами священнослужитель. Он принимал участие в церковных Соборах, его хорошо знал его правящий архиерей – епископ Винчестерский Даниил.

Но Винфрид горел желанием проповедовать Христа в Европе. Скорее всего, молодого подвижника вдохновляла на это миссия святителя Вилфрида Йоркского († 709; память 12 октября) во Фризию в 678–679 годах; немного позднее, в 690 году, с миссией туда отправились его ученики, одним из которых был иеромонах из Нортумбрии Виллиброрд, прославленный впоследствии как апостол Фризии († 739; память 7 ноября). Очевидно, что Фризия привлекла миссионеров, прежде всего, своей близостью – всего в 150 милях от восточного побережья Англии. Миссии благоприятствовало и то, что англы и фризы говорили тогда на схожих языках. Жившие на территории, расположенной между землями франков и англов, фризы были соседями тех и других. В то время Фризия занимала намного большую область, чем современная Фрисландия, – от севера Бельгии до Бремена в Германии, включая все побережье Нидерландов и другие районы.

В 695 году святой Виллиброрд в Риме был хиротонисан в архиепископа с именем Климент – в честь священномученика Климента Римского; хотя более он известен под своим прежним именем Виллиброрда. Центром своей епархии святитель сделал город Утрехт (бывший римский Траектум), где перестроил древнюю церковь, освятив ее во имя святого Мартина, и выстроил собор во имя Христа Спасителя. Он крестил и живших намного севернее, даже на острове Гельголанд, проповедовал и данам (датчанам). Английские пастыри помогали своему соотечественнику Виллиброрду в проповеди фризам, родственным англам. Среди них были святые братья Эвальд Светлый и Эвальд Темный, принявшие мученическую смерть от саксов около 695 года; святой Свитберт, ставший епископом в Вейк-бей-Дюрстеде, что в нынешних Нидерландах, а позднее основавший монастырь на острове Кайзерсверт в Германии, где его мощи почитаются по сей день. Об этих миссиях, очевидно, много рассказывалось в английских монастырях того времени.

Игумен Вимберт с неохотой, но все же благословил священника Винфрида (ему тогда было около 40 лет) проповедовать в Европе; снабдив его всем необходимым, он позволил двум или трем братиям сопровождать его. Весной 716 года эта маленькая компания отплыла из Лондона на фризском корабле. Прибыв в Вейк-бей-Дюрстеде, они застали его в бедственном положении. Архиепископ Виллиброрд был изгнан, а король фризов Радбод, ярый язычник, разрушал церкви и строил капища и все силы и средства направлял на борьбу с поддерживавшими христианство франками – главным врагом фризов. Винфрид смог поговорить с Радбодом (причем без какого-либо вреда для себя) и понял, что миссия сейчас невозможна, поскольку фризы воспринимали христианство как веру франков – своих главных врагов. И через несколько месяцев он оставил Фризию.

Но все было не так уж и плохо. Потому что Винфрид понял: корень проблемы – в испорченности нравов франкского духовенства, и, чтобы преуспеть в «бесплодной земле» фризов, он должен прежде исправить ситуацию во Франкской Церкви. Это означало, что для организации плодотворной миссии необходимы влияние и авторитет, признанные всей Западной Церковью.

Винфрид возвратился в Нерслинг и продолжил прежнюю монашескую жизнь. Через год умер настоятель Вимберт, и руководить монастырем избрали Винфрида. Но святой отказался, ибо сердце его жаждало новой миссии в Европе. Епископ Даниил принял отказ Винфрида, назначил новым настоятелем монаха Стефана, дал святому два рекомендательных письма и отправил его в Рим. Игумен Даниил, как и сам Винфрид, знал, что тот сможет снискать всеобщее признание франков только после того, как приобретет уважение папы.

Апостол

Винфрид пересек Ла-Манш осенью 718 года и уже больше не возвращался в Англию. Спустя несколько недель он в первый раз встретился с другим будущим святым – папой Григорием II († 731), носившим то же имя, что и апостол англов святитель Григорий I. Было еще много встреч с папой: Григорий II испытывал усердие Винфрида. В мае 719 года папа нарек Винфрида новым именем – Бонифаций (Вонифатий) – в честь святого мученика Вонифатия Тарсийского († 307; память 19 декабря. Тарс – родина святителя Феодора Кентерберийского). В переводе с латыни имя Бонифаций означает «творящий благо». Папа поступил так же, как до него другой папа, изменивший в 695 году имя первого великого английского миссионера: святого Виллиброрда он нарек Климентом. С именем Бонифаций подвижник прожил до конца дней своих, и именно под этим именем его все и знают.

В мае 719 года Бонифаций отправился в Тюрингию – область в центральной Германии, далеко на восток от Рейна и франков. Жители Тюрингии говорили на языке, который был близок родному языку Бонифация – староанглийскому. В здешних лесах и горах Бонифацию предстояло нести апостольские труды. Папа Григорий уже давно мечтал о такой миссии, чтобы Церковь могла расшириться далеко на восток к языческим германским племенам. При этом Бонифацию не была вверена какая-то определенная территория – его миссией было проповедовать «в языческих краях».

Бонифаций выехал из Рима, пересек Альпы и Баварию и прибыл в Тюрингию. Он обнаружил, что здесь есть и христиане: они были крещены франкским духовенством и святым ирландским монахом Килианом; по преданию, последний принял здесь мученическую кончину около 689 года (память 8 июля). Но большинство жителей Тюрингии если и знали о Христе, то христианами в полном смысле этого слова не были; их скорее можно было назвать полухристианами. Здесь не было организованной церковной жизни, и от этого христианство, которое в те края принесли странствующие ирландские миссионеры, переплелось с язычеством и культами Тора и Одина. Будучи нечестивыми, тюрингцы принялись гнать и преследовать Бонифация. Увидев столь тяжкое положение дел, Бонифаций отправился на северо-запад, в землю франков, за помощью. Здесь он услышал, что во Фризии ситуация изменилась: Радбод умер, а архиепископ Виллиброрд вернулся. Бонифаций не стал задерживаться среди франков и поспешил во Фризию – «в языческие края», где он с самого начала желал трудиться ради Христа.

Здесь он между 719 и 722 годами и трудился вместе со своим земляком святителем Виллибрордом. Это было удачное соединение опыта одного, уже в преклонных летах, и энергии другого, еще молодого. На западе Фризии с центром в Утрехте они оба основали местную Церковь. Бонифаций проявил себя как блестящий организатор. Святитель Виллиброрд хотел сделать Бонифация епископом и своим главным помощником, но тот отказался.

В 722 году, с благословения архиепископа, святой Бонифаций, сделав во Фризии многое и еще большему научившись, двинулся на восток – в землю Гессен. Он слышал, что там условия для миссии были более благоприятными, чем в Тюрингии. Виллиброрд же продолжил свои труды в Утрехте. Он отошел ко Господу в глубокой старости в основанном им монастыре в Эхтернахе (ныне в Люксембурге). Это случилось в 739 году. Миссию Виллиброрда продолжили его последователи, среди которых был его двоюродный брат Беорнред, игумен в Эхтернахе, впоследствии епископ Санский в Галлии. Другим продолжателем его трудов стал англичанин Лиафвин, известный по своей миссии во Фризии; он принял мученический венец в Девентере († ок. 755; память 12 ноября). С ним вместе был и святой Маркеллин (память 14 июля), помогавший также и святому Бонифацию. Были и миссионеры из Нортумбрии: святые Плехельм (память 16 июля), Виро и Одгер († 753; память 8 мая); первые два стали епископами. Другой нортумбрийский миссионер, Виллехад, проповедовал на севере, закончив дни свои епископом Бремена (память 8 ноября). Его епархия включала земли фризов и саксов. Он преставился в 789 году. Это был последний из великих английских миссионеров того периода.

Гессен, пограничный с Тюрингией район, удобный для продвижения в центр Германии, был, как обнаружил Бонифаций, землей еще дикой. Этот край и стал первым, с которого святой начал миссию как Христов апостол, ибо, в отличие от Тюрингии и Фризии, эта область полностью населялась язычниками, что, впрочем, совсем не заботило франкского епископа Майнца, к чьей епархии относилась эта земля. И сюда пока еще не добрались странствующие ирландские монахи. Опыт Фризии подсказывал, что проповедь надо начинать с племенных вождей. Бонифаций так и поступил. Двух из них он обратил ко Христу; за ними последовали сотни и тысячи простых людей. Но у святого было слишком мало помощников. И он отправился в Рим, чтобы доложить об этом папе.

Епископ

В начале ноября 722 года святой Бонифаций, сопровождаемый несколькими учениками, прибыл в Рим. И 30 ноября, в день памяти апостола Андрея Первозванного, Бонифаций, испытанный в правой вере, был рукоположен в епископа Зарейнского – его епархии отводились все германские земли, лежащие восточнее Рейна. Теперь святой подчинялся непосредственно Римскому папе. И у него была поддержка Римского первосвященника. Епископу Бонифацию была вверена власть над слабыми и порочными франкскими епископами и малограмотными и подчас еретическими проповедниками.

Папа написал для святого Бонифация пять писем с рекомендациями и советами. В них подробно объяснялось, как ему следовало проповедовать народам, жившим восточнее Рейна, а также говорилось о том, что всем клирикам и мирянам подобало жить по церковным канонам, и, к примеру, женившийся повторно не мог уже рукополагаться в священника.

В начале 723 года епископ Бонифаций прибыл ко двору франкского майордома Карла Мартелла и показал ему письма от папы. Мартелл не был истинным и верным христианином, но, как человек влиятельный, он мог обеспечить и действительно обеспечил политическую поддержку Бонифация и его защиту в Тюрингии и Гессене, которые были пограничными областями королевства франков.

Заручившись поддержкой Мартелла, святой Бонифаций отправился в Гессен. И вскоре там произошло событие, ставшее самым значительным за все долгие годы, проведенные святым Бонифацием на германской земле. Святитель вознамерился нанести удар в самое сердце язычества на этой земле. По совету христиан Гессена, святой Бонифаций собственноручно срубил священный дуб Тора близ Гейсмара – этот самый значимый символ язычества, и сделал это на глазах у собравшихся гессенцев. Когда он ударил топором по стволу дуба, поднялся сильнейший ветер – и вдруг один из порывов его повалил дуб на землю. Упав, дуб раскололся на четыре части, которые сложились в крест. Увидев, что бог грома не разгневался, когда топор вонзился в его дерево, язычники поняли, что верх одержало христианство. Вместо проклятий, гессенцы стали прославлять Бога Истины. Христос победил. Это было поистине значительнейшее событие, ведь этим язычество на той земле уничтожалось раз и навсегда. Сопротивление было сломлено, и те, кто собирался хулить Галилеянина, возвратились домой со словами хвалы истинному Богу на устах.

Из древесины этого дуба святой Бонифаций построил часовню и освятил ее во имя апостола Петра. На том месте со временем вырос монастырь Фрицлар. Гессен был обращен ко Христу, и весть о Евангелии Христовом распространялась очень быстро. Языческие идолы уничтожались, святая вера насаждалась, люди принимали крещение. Такой успешной была миссия святого Бонифация, что в 724 году он уже вернулся из Гессена в Тюрингию.

Но не язычество стало одной из главных проблем святителя в Тюрингии, а противодействие франкских епископов – об этом мы узнаём из писем святителя в Рим. Было много проблем пастырского и практического характера, потому в эти годы епископ Бонифаций часто писал в Рим, обращаясь за советами.

Прогресс был медленным. Святому часто приходилось и материально помогать христианам. Нередко язычники-саксы переходили северную границу и вторгались в Тюрингию.

Бонифаций столкнулся с тремя проблемами, с которыми сталкиваются все миссионеры в любом месте и во все времена: языческая реакция, предательство неверных сторонников и отсутствие помощи от сильных мира сего. В Тюрингии имели место и сопротивление язычников, и жестокость и предательство франков, бывших христианами лишь номинально, и ереси странствовавших проповедников, и минимальная поддержка Карла Мартелла. Поддержка, если таковая и была, состояла лишь в том, что Мартелл мало шел на компромиссы с развращенным франкским епископатом. Но по мере расширения миссии Бонифация все сильнее ощущалась другая проблема: нехватка работников на ниве Христовой. И если его просьбы о помощи у франков почти не находили откликов, то ответ Англии на его призыв был ошеломляющим. О епископе Бонифации не забыли в его родном Уэссексе. Он переписывался с некоторыми из соотечественников, и часть этой переписки сохранилась до наших дней. В конце 720-х годов к нему приехали первые помощники из Уэссекса: чтецы, сочинители, ученые; в 730-е годы помощь потекла уже сплошным потоком, а в 740-е годы выходцы из Англии просто наводнили германские земли. Среди приехавших были будущие святые: Вигберт из Гластонбери, ставший впоследствии игуменом в Фрицларе († 738; память 13 августа); другой Вигберт и Лиафвин; верный Витта (или Альбин, епископ Бюрабурга; † ок. 760; память 26 октября); Эобан (епископ Утрехтский; † 754; память 5 июня) и Денехард; святой Бурхард из Мальмсбери, позднее ставший епископом Вюрцбурга († 754; память 14 октября); святой Лулл из Мальмсбери, бывший ученик Бонифация в Нерслинге, ставший впоследствии его преемником и архиепископом Майнцским; святой Маркеллин, а также святые братья, состоявшие в родстве и с Бонифацием, – Виллибальд и Винебальд. Одни из них были талантливыми проповедниками, другие – способными организаторами. Среди замечательных сестер, прибывших из Англии, были, к примеру, Кунихильда и ее дочь Бергита, приехавшие в Тюрингию; Кунитруда, приехавшая в Баварию; будущая святая Вальбурга († ок. 779; память 25 февраля) – сестра святых Винебальда и Виллибальда, ставшая настоятельницей в Хейденхайме, ее мощи до сих пор источают миро; будущая святая Фекла, игуменья Китцингемская († ок. 790; память 15 октября). И конечно же, прибыла родственница и духовный друг святого Бонифация святая Лиоба († ок. 780; память 28 сентября), ставшая игуменьей в Бишофсхайме. Духовный рост христиан центральной Германии стал возможен только благодаря всем этим миссионерам.

Начиная с 725 года миссия в Гессене и Тюрингии добивалась все больших результатов. Усердие и мудрость принесли свои плоды. Несколько раз происходили массовые крещения, когда сразу крестились сотни и даже тысячи человек. Строились церкви, часовни и монастыри. Как и во всем православном мире, монастыри играли ключевую роль: это были центры молитвенной жизни, здесь обучали и наставляли, давали примеры благочестивой жизни. Несмотря на набеги язычников-саксов и нападки полуязычников-франков, монастыри были настоящими маяками веры и культуры, разгонявшими светом Евангелия мрак язычества. Особенно значимыми были первые построенные англичанами монастыри: в Амёнебурге во имя архангела Михаила, а также во Фрицларе и Ордурфе. К 732 году уже была учреждена местная национальная Церковь. В монашеской жизни и учености она намного превосходила Церковь франков.

(Окончание следует.)

Протоиерей Андрей Филлипс,
Перевел с английского Дмитрий Лапа

Orthodox England. Вып. 7.4.

18 июня 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталия18 июня 2012, 12:59
"Но большинство жителей Тюрингии если и знали о Христе, то христианами в полном смысле этого слова не были; их скорее можно было назвать полухристианами. Здесь не было организованной церковной жизни, и от этого христианство, которое в те края принесли странствующие ирландские миссионеры, переплелось с язычеством и культами Тора и Одина. Будучи нечестивыми, тюрингцы принялись гнать и преследовать Бонифация." - вот, как актуальны описания жизни древних святых! Ведь и сегодня много "полухристиан", которые о Христе слышали, но в силу обстоятельств ничего толком не знают... Время требует святых, Господи помоги нам!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×