Не занимай взлетную полосу!

Мирянин может проповедовать. Особенно если батюшка молчит. Батюшка молчит лишь по двум причинам. Первая: он свят, но неискусен. То есть хотел бы говорить и понимает необходимость слова, но малограмотен, или косноязычен, или застенчив… Вторая причина – он враг благочестия, враг Церкви, сколько бы митр ни хранилось в его запасниках. Сам о себе он этого не то что не скажет, но и не знает. Он мыслит о себе, что он – «столп и утверждение». А он – враг и посмешище. Ну, да не много ли о таком? Лучше говорить о первом.

Он хочет говорить, но не умеет. Научился бы, если бы захотел, но он боится. Ему можно готовить к проповеди своих мирян, своих прихожан, которые способны сказать слово перед литургическим собранием. Что для этого надо? Кое-что надо.

Нельзя говорить что попало и так, как «с моста – в воду». Не нужно лебединых песен. К проповеди нужно готовиться. Схема проста.

Выбранный батюшкой и согласный проповедовать мирянин должен избрать тему. Пусть это будет тема, которая волнует его очень давно. Например, «прощение обид», или «необходимость ежевоскресного участия в службе», или «пост среды и пятницы». Тем может быть много. Дети, работа, слезы, деньги, потеря близких, уныние… Да мало ли? Каждого из нас что-то «свое» волнует годами. Об этом «своем» мы готовы говорить в любое время, и это «свое» понятно многим другим, поскольку жизнь-то у нас одинакова. Итак, нужно определиться с темой, которая тревожит одного из грамотных прихожан, способных говорить на эту тему с народом.

Затем он должен будет эту тему изложить письменно. Обязательно письменно. Прежде чем человек научится говорить без листа и без шпаргалки, он должен стереть зубы в написании и заучивании проповедей. Иначе – никакого плода.

Слово свое выстраданное нужно записать. Бумага чудотворна. Она проявит ложь, ненужный пафос, неуместную страстность и проч. То, что «съестся» в устной речи, в письме закричит и проявится фальшью. Писать надо! Как говорил Цицерон, кто умеет писать, тот говорит, как пишет!

Далее написанное нужно дать на прочтение настоятелю. Тот должен текст прочесть, оценить и отредактировать (уж на это он должен быть способен, иначе – какой же он священник?). Что-то уберется, что-то добавится. Текст нужно будет прочесть вслух и засечь время. Время чтения – не более восьми минут для начала! Не более! Остальное – вон!

Следующий шаг – выучить проповедь наизусть. Иначе нельзя. Только наизусть. Пока человек научится говорить легко и складно и по теме, он должен научиться выучивать проповеди на память, слово в слово. На этом этапе недурно учить проповеди великих проповедников. Так, Кирилл (брат Мефодия) учил наизусть слова и проповеди Григория Богослова и относился к ним как к отточенному мечу, который не просто оглушает врага, но рассекает надвое.

Теперь, когда проповедь написана, прочитана, отшлифована, выучена, она должна быть произнесена перед самой малой аудиторией. Перед тем же священником. Есть прекрасные писатели, которые теряются, видя море лиц перед собой. Воевать со смыслами и листом бумаги – одно, а громко сказать слово собранию людей – совсем другое. То бишь почти уже готовый проповедник должен произнести свою первую проповедь перед тем же настоятелем. Причем не раз, а два, три или четыре раза.

Только после этого (!) можно в назначенный день выпускать на проповедь мирянина, одевши его в стихарь, благословивши его крестом, переживая о нем как о себе самом.

Он не отработает на все сто. Он будет все равно бояться, запинаться, сбиваться. Но дело будет начато, и начало будет положено. Другие миряне, носящие в груди огонь серьезных вопросов, захотят тоже готовиться к подобному труду. Они вскоре попросят благословения на подобный труд. И можно будет устроить священную очередь благовестников, которые понесут батюшке на рецензию и на «прослушивание» свои выстраданные мысли. Все будет зависеть от священника. Даже если говорят не его уста, это будет его проповедь! Это будет благовестие его паствы, плод его трудов и кровь его сердца. Это будет оправдание его косноязычия, если он и вправду косноязычен. Это будет упрек всему молчащему священству и открытая дверь силе Святого Духа.

Стоит только начать этот непростой труд, не опуская ни одной названной стадии. Стадии как раз все важны до крайности. Отсюда смогут вырасти целые школы проповедников. Люди, однажды вышедшие на амвон, с ужасом поймут, как трудно проповедовать. Ведь они затратят без малого несколько недель на одну проповедь, а проповедовать нужно ежедневно и не по привычке, а живо, сильно, благодатно! Годы пройдут, пока тот или иной труженик станет способен говорить в любое время и на любую тему. Но чтобы эти годы прошли и чтобы желаемое приблизилось, нужно начинать сегодня и – с малого. Нужно, чтобы священник, не могущий благовествовать или ленящийся готовиться к проповеди, признался в своей немощи и призвал своих прихожан к участию в своих трудах, а значит и в своей награде. Нет такого прихода, где в отсутствие проповедника не было бы замены ему. Нет такого прихода!

Дело за малым. Рожденный ползать – не занимай взлетную полосу! Ленишься сам – зови других. Они тоже – царственное священство. Только контролируй их, подсказывай, сдерживай, направляй, и награда у вас будет общая.

Проповедовать надо. Данные слова – упрек священству, но не только. Они – путь. Не нужно гордиться, обижаться, завидовать. Нужно день от дня благовествовать спасение Бога нашего. Стоит только начать. Дальше дело само пойдет – так, как мы придумать никогда не смогли бы.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
миа24 апреля 2013, 04:48
Нашла случайно эту статью и понимаю теперь каким образом у вас,отец Андрей, появляются эти замечательные по силе и воздействию статьи. с Божьей помощью,конечно :) спаси вас Господь!
Дмитрий (Железнодорожный)31 июля 2012, 15:01
Отличная статья! Спасибо за грамотные советы. Я мирянин. Но иногда мне приходится разжевывать прописные истины другим людям. Но часто возникает следующая проблемма. Люди, всегда хотят узнать/познать смысл Христианства за 5-10 минут, не более. Они говорят: "А вот ты скажи мне!". И ждут, что я должен сказать 1 предложение, которое их потрясет своим содержанием. А для того, чтобы ответить на конкретный вопрос, нужно донести очень много информации, которая для нас является сама собой разумеющаяся, а для него (человека не верующего или мало верующего) совсем не известная. И когда, он понимает, что тема затягивается, ему нудно и он говорит: "Вот видишь! Ты не смог мне объяснить и доказать то-то и то-то!". Но самое смешное, что зачастую, даже если Дух Святой снизашел на меня и я сказал ответ максимально грамотно и лаконично, то он бы скорее не понял его. Потому что люди редко хотят получить ответы. Они хотят утвердится в правоте своего бытия и дальше гнить в своем теплом болоте фантазий и суеверий.
Елена М 8 июля 2012, 14:54
Владимир! А попроще изложить свою основную мысль не пробовали?
Андрей 7 июля 2012, 22:04
Свт. Лука Войно-Ясенецкий начал проповедовать когда еще был мирянином... (правда уже хирургом-профессором).
Владимир 5 июля 2012, 00:31
1.Апостола Павла "обвинили" в слабости красноречия в собраниях, на что есть его ответ: "какие мы в посланиях, такие и на деле", и, его утверждение говорит не о делах плоти, ибо он имел Духа, Который знал его, и, Которого он знал, и сегодня говорит с Ним на одном языке. Потому если речь о проповеди, то она только юродство есть, но трудное это дело, очень трудное. Но когда свидетельствуем, то говорим о свободе, но только свобода не должна служить соблазном, но в свидетельстве нет рамок закона. Потому проповедь имеет силу в даре красноречия, а свидетельствующим о Нем, нет необходимости в даре красноречия, ибо свидетельство говорит само за нас.
Владимир 5 июля 2012, 00:31
2.А если поступаем не по истине, то на нас ложь, ибо сомневающийся уже в немощах и всегда будет обращаться к третьим лицам в подтверждении своей правоты. Потому и ВПП без руководителя полетов никто не вправе занять. А если и свидельствуем за станом, то это не взлетная полоса, а не выпитая чаша до конца, но она в разы проще проповеди, ибо с проповедью приступаем к Страху Божиему, но без Бога Истинного к Нему не приступишь.
Владимир 5 июля 2012, 00:30
3. Свидетельствующий свидетельствует не только о Боге Истинном, но и о Страхе Божием, которым ум очищается от начала века, а сегодня познается. Словом оправдываемся, но и осуждаемся, если, сомневаемся и смотрим на третьи лица. Но у Бога нет лица, есть только Его образ различимый свойствами Отца и Сына, а третьи лица святые Божии человеки, связующие звенья одной цепи Его образа. Плоть ли примет, и у видит ли образ Отца и Сына, а если видим, то не знаем ли и себя. И кто способен к сему?! А если осуждаем того, которого видит Бог, то кого судим? У проповеди нет разделения чистого от нечистого, она только говорит о разделении, а Страхом Божиим уже разделен, и, если сегодня не обнаруживаются, то в оный день скрыться не смогут.
Александр 3 июля 2012, 15:29
Можно проповедовать мирянам. Но сугубо по благословению. И, конечно, не любому, а тому, кто может. В первую очередь людям уже учащим в Церкви - катехизаторам, преподам воскресной школы для взрослых и т.д. Желательно имеющих некое специальное образование или его получающим. Конечно, лекция и проповедь очень отличны, лекцию я говорю почти без подготовки, а проповедь... надо писать, учить, хотя и не зазубривать наизусть. Без подготовки не столь четко идет мысль, даже если тема знакомы и человек опытен в выступлении. Отец Андрей поднял интересную тему, дал интересную методику. Стоит ли прятаться за ленивое псевдоблагочестияе (нам низяя, мы овцы, мы никто, мы не смеем - и все вокруг тоже пусть не смеют!) или за древние дисциплинарные каноны, которые все равно в полной мере никто не исполняет?
Александр Н. 3 июля 2012, 09:06
Мы все - священство. Так сказал позавчера наш архиконсервативный отец Николай (Артемов). А раз так - то нужно нам и уметь говорить об уповании нашем. Или мы будем учиться этому сами, как можем. Или нас научат батюшки. И учить могут не только "святые, но безыскусные" батюшки, но и "грешные и искусные".
Елена М 2 июля 2012, 11:02
2012-07-01 17:52астафоркин: "Игорь, Елена М" Ну вот, пошла по Вашей ссылке, попала на комментарии к статье "Права и обязанности" Простите за то, что не сумела отгадать в чем заключается ответ. Поясните уже, Бога ради, не сочтите за труд.
Мария 1 июля 2012, 19:11
Не нужно себя ломать к тому,что тебе не дано Богом! Говорить умеют все и много,что Богу совсем не нужно; если тебе не дано владеть, от Сердца-Бога, словом( не занимайся зубрежкой и заучиванием) это не от Бога уже! И не истинно! Все выясняется чистым сердцем,душой и умом светлым! Мудрствовать- грех, без темы: везде и всюду,какое бы поприще ты не занимал! О.Анрей поднаторел в проповеди слова,вот и заметил изъян у некоторых батюшек! Тактично начал с прихожан! Спасибо за проповедь и ликбез на пути к духовности! P.S.Некоторые проповеди настолько понятны и ясны что помнятся долго,а иногда и навсегда! А почему ? Все от души простой,чистой, правдивой и очень,очень скромной(даже стеснительной по нраву).Вот, как я думаю. умное слово от умного!
астафоркин 1 июля 2012, 17:52
Игорь, Елена М Раньше в Церкви была традиция выступления с благословения священника мирян с проповедями. Вы забираете у священника, человека, как и мы все, право быть дураком. Это не демократично и не справедливо. Здесь Вам ответил http://www.pravoslavie.ru/jurnal/54191.htm
Владимир 1 июля 2012, 16:10
Прав Батюшка. Сколько мы в жизни говорим, убеждаем. Постоянно проповедуем, исповедуем веру. Не обманывайтесь. Священником не каждый может стать, а монахом - каждый. Чувствуешь силу Духа Святого - говори.
Марина 1 июля 2012, 11:42
Спаси Господи! отец Андрей, Ваш новый литературный поступок - новая радость читателю! Досадно от большинства комментариев: "к соли - хлебнется, к слову - молвится": 1) предмет речи большинством комментаторов не увиден, 2) и эти же не увидевшие - сами же рьяно проповедуют, не обращая внимания на прописанные здесь рекомендации к построению грамотной речи. Резюмировать можно по В.Далю: "Выше лба уши не растут"
Елена М30 июня 2012, 16:36
2012-06-29 17:06Игорь: "Дай Бог вам за все труды. Меня тоже не много смутила статья. Исповедовать свою веру я должен. А проповедовать,удел пастырей. Читал и в голову приходила горделивая мысль-а я бы смог. А для меня грешного это очень не полезно." Ну что Вы, Игорь, Вы, собственно, своими комментариями уже и выполняете роль проповедника, в некотором смысле, и у Вас это , действительно, неплохо получается, но гордыню, всё-таки, усмирять следует, эта статья для Вас испытание, так ее и воспринимайте.
Вероника30 июня 2012, 14:08
Простите уж и мне мое мнение от статьи. Одно смущение она оставила и ничего более. Встречала и я на своем жизненном "церковном" пути вот таких "мирян-проповедников", начитавшихся святых Отцов и возомнивших, что имеют духовный опыт, если уж не такой, как у Отцов, то где-то уже близко, шагающих через людские души напролом(во имя Его),видящих "насквозь" все грехи человеческие(их же собратьев-мирян и особенно священства). Жизнью своей надо благовестить, а красиво говорить многие могут. Например,женщины, ой как любят красиво говорить и учить. Может потом и женщин к проповеди допустить? Все это мирское мудрование и нет там Духа Святого. Много таких людей в Церкви(да наверное и всегда были), которые не имея истинного духовного опыта, чужие труды, пот и кровь принимают за свое.И как надмеваются в своей гордыни, что искренне считают себя достойными вести души других ко спасению. А такие определения как "неискусное" священство, или еще жестче "враги Церкви" я воспринимаю, как провокацию или "искушение", церковным языком. Любое священство(святое или грешное) наделено Благодатью, Духом Святым для осуществления 7 Таинств. Умение проповедовать это такой же дар от Бога и не у каждого он есть(это по усердию). А осуждать, критиковать священство это все равно, что судить чужого раба("кто ты, раб, что судишь чужого раба). Священник работает Богу, как и мы, все дадим ответ, каждый за свое. Простите, меня грешную, за многословие, да и неприлично женщине в Церкви глаголать.
р.Б. Николай С.30 июня 2012, 13:20
Вопрос, конечно, неоднозначный. История христианства знает немало талантливых и ярких проповедников, облечённых различными степенями священства. Например, епископа Аполлинария Лаодикийского, пресвитера Ария, Констанитнопольского патриарха Нестория, архимандрит Евтихия, монаха Мартина Лютера, псковского священника Карпа-стригольника (то есть попа-расстригу),иерея (или протоиерея?)Александра Введенского и многих других ересеначальников и расколоположников - скорбный список имён можно продолжать довольно долго. Бывало, что проповедовать отваживались и миряне без стихарей, иногда даже женщины, которым вообще-то положено самим научаться от супругов. Можно вспомнить св. равноапостольную Нину просветительницу Иверии-Грузии. Кто-нибудь дерзнёт упрекнуть её греховном в самоуправстве и ревности не по разуму? Иногда случается услышать, как очень хорошие батюшки, особенно немолодые и получившие духовное образование заочно, допускают во время проповедей досадные ошибки, видные даже мирянам. А молодые священники сознательно позволяют себе такие богословские и богослужебные вольности, что и слушать не хочется. Конечно богословски образованные и благочестивые миряне, имеющие дар слова, могут и должны проповедовать. Это наш христианский долг. Но во избежание соблазнов, делать это нужно не с амвона во время богослужения, а на приходских трапезах, собраниях и т.д.
Серый не волк29 июня 2012, 17:24
Спасибо, Лариса, что хотите меня словом спасти. Да только по переписке это невозможно. Я и не отчаиваюсь, а талантам применение нашлось. Кто-то скажет, что так и лучше, а я не то, что не согласен -- меня вроде и нет. Похоже, я не ранен, а совсем отсутствую. И все же: спасибо Вам за неравнодушие.
Игорь29 июня 2012, 17:06
Дай Бог вам за все труды. Меня тоже не много смутила статья. Исповедовать свою веру я должен. А проповедовать,удел пастырей. Читал и в голову приходила горделивая мысль-а я бы смог. А для меня грешного это очень не полезно.
Саша29 июня 2012, 14:24
Вы воистинну проповедник от Бога!
Лариса29 июня 2012, 12:45
Серому не волку: Словом конечно можно убить, но когда говориться многому люду то одним одно и то же слово будет во благо, другого убьет, а третьим мимо ушей пролетит. Но нельзя так болезненно ко всему относиться. Что не делается – все к лучшему, даже когда что-то даже очень сильно ранит (это я на себе испытывала, а потом даже стыдно было, что так расстраивалась из-за чего-то). Значит где-то найдется лучшее применение талантов, только стараться рассмотреть в чем, не отчаиваться и иметь терпение. И спасибо батюшке за очередную интересную статью.
Галка29 июня 2012, 11:43
Я ходила в секту некоторое время. там священников вообще нет и каждый сам себе проповедник, по очереди все "выступали", говорили "о своём" но всем это было близко, все плакали, аплодировали, было очень душевно! Статья о том, как найти замену ленивым священникам???? Мы можем еще и в алтаре кадилом помахать, если вам лень, только свистните!
Елена М29 июня 2012, 11:30
А мне понравился подход протоиерея Андрея. Взять к примеру, моего любимого святого Спиридона. Кем был он до того, как его признали святым? Неграмотным пастухом овец, а ведь именно он на Никейстем соборе "троичность Лиц всем очевидно уяснил", посрамив лжемудрие философов.Он же сказал о том, что "проповедь Христова не в препретельных мудрости человеческая словесех, но в явлении духа и силы."Я это понимаю так: не всегда истину глаголет тот, кто перелопатил груды литературы по данной теме, а тот иногда, кто даже не знаком со многим из того, что знает изучивший талмуды, но на кого снизошло озарение Божие и тот, который может на простом и понятном всем языке донести до каждого благую мысль.Думаю, что и о.Андрей того же мнения, спасибо ему.
Александр29 июня 2012, 09:52
Наверное, отец Андрей думал когда писал об одном, а получилось в итоге о другом. Мне кажется, что если батюшка "свят, но не искусен". Надо ему искушаться, а не искушать мирянина. Даже неумелое выступление освященного Духом Святым батюшки, можно даже читать слиста, будет много полезнее для прихожан, чем отточенное и изощренное словоизлияние "продвинутого" мирянина, ему же пойдет во вред, скрыто питая его гордость. А если проповедь напишет за него батюшка, а он лишь озвучит, то вообще не понятно зачем это представление. Пусть батюшка сам и читает.
Людмила28 июня 2012, 22:08
Дело сказал Андрей, Но много ли нас горящих? Способных будить людей, Даже почти неспящих.
Татьяна 28 июня 2012, 17:34
Статья почему-то смущает
астафоркин28 июня 2012, 16:42
Это был бы очень нужный шаг в правильном направлении. Кликуши и фарисеи возбудяться до крайней степени.
Роман28 июня 2012, 15:46
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
Олег28 июня 2012, 15:10
"...жатвы много,а делателей мало;итак молите Господина жатвы,чтобы выслал делателей на жатву Свою." страницы Евангелия показывают как это необходимо,...начало всему в молитве.
Анастасия28 июня 2012, 15:07
Это подходит для тех мирян у которых как говорится "язык без костей".Да и понимание православия на уровне не меньшем чем у батюшки.Не знаю много ли таких на приходе найдётся.У большинства (в том числе и у меня)ситуация следующая:"и не искусен и не свят".
Серый не волк28 июня 2012, 13:36
Рожденный ползать – не занимай взлетную полосу! Фраза известна в летных училищах. Там так говорят, чтобы побольнее кого-то уязвить. Кому статья как руководство к действию, я же дойдя до этого места погрузился в воспоминания об ушедших годах юности, о своих мечтах и о том, как жизнь пошла "запасным маршрутом", т.е. все пошло прахом, когда я не попал в летное... Дойдя до этого места -- шла бы... прахом (скажем помягче) работа до конца недели (или дальше), прочее вокруг меня... Словом можно убить...
андрей28 июня 2012, 12:06
спасибо батюшка за назидательное наставление, ведь унас зачастую и впрямь есть духовный потенциал у мирян, но они его немогут в полной силе выразить,для этого есть свои причины...
Дионисий28 июня 2012, 11:28
Батюшка, благословите. о.Андрей ваша статья меня немного смутила. Скажите пожалуйста, это мнение церкви по данному вопросу или ваше личное? Если мнение церкви то где оно отражено? Простите мою необразованность, разъясните как быть с 64 правилом Трулльского собора? Может оно де действует? Или какие либо руководства по применению существуют? Я сейчас думаю , что правила эти, пока их не отменили, обязательны для всех. Конечно я многих даже и в глаза не видел, но незнание закона(дальше сами помните). Не хочется быть "фарисеем", но для чего же эти правила тогда? Меня этот вопрос очень волнует. Спаси вас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×