Первоверховные. Три урока от двух апостолов

Трудно найти людей, более непохожих друг на друга. Петр женат (Евангелие упоминает его тещу, а в посланиях есть слово о его жене-спутнице), а Павел – девственник.

Петр знал Христа с первых дней общественного служения Спасителя, а Павел узнал Христа только воскресшим.

Далее. Петр – галилейский рыбак, а Павел – ученик великих книжников и по воспитанию – фарисей. Они оба – евреи, однако Павел проповедовал слово Божие в основном язычникам, обновляя их Духом и из них составляя Церковь. Петр же проповедовал Евангелие главным образом обрезанным, то есть единоплеменникам.

Петр старше всех из числа ближайших учеников, но Павел больше всех потрудился, хотя и говорит: «Не я, но благодать Божия». Они и умерли по-разному.

Павлу, как римскому гражданину, отсекли голову. Три раза ударившись оземь, Павлова глава извела из земли три источника. Так и до сих пор называется место его смерти – «Три фонтана». А Петра распяли вниз головой, казнив перед тем его жену. «Жена, помни Господа!» – крикнул ей Петр и повис на кресте, ногами указуя Церкви на небо, куда всем нам взойти должно.

Такое различие двух апостолов, поминаемых и празднуемых вместе, о чем нам говорит? О том, что в Церкви все разные. И различие это – подлинное благословение, если есть единство веры и союз любви. Люди должны быть разными, непохожими, несводимыми друг на друга. Если у диктаторов «незаменимых людей нет», то у Бога все уникальны и все незаменимы. Главное, чтобы была общая вера.

Так Петр и Павел, по-разному потрудившись в разных местах вселенной, сошлись в конце пути в Риме, куда в те времена вели все дороги. Там они окончили мученически свой труд и свой земной путь, бесстрашной смертью подтверждая правду своей проповеди. Теперь они поистине вместе. Вместе – как наследники Царства Божия и венцов награды; вместе – как учителя Церкви, любимые всеми, кто любит Господа Иисуса.

***

Одна из важнейших составляющих духовной жизни – это перемена имени. Имя – не кличка, не звук, но сама сущность человека, явленная словесно. Прежде, нежели Авраам стал Авраамом, он был Аврамом. Вначале найдя, а затем испытав его, Бог меняет ему имя добавлением еще одной буквы, что чрезвычайно многозначно, и лишь по недостатку места и времени мы не говорим об этом подробно.

Так же и Моисей, умирая на границе Земли обетования, передает власть и полномочия своему соратнику Осии. Тот должен ввести народ в Землю, но прежде Моисей меняет ему имя на – Иисус.

В Апокалипсисе среди прочих обетований Христос говорит, что даст «побеждающему камень белый, и на камне – имя его новое». То есть спасенные будут переименованы в Царстве Божием, подобно тому как меняют имя христиане при монашеском постриге.

Вот и празднуемые Петр и Павел не всегда носили эти – общеизвестные – имена. Петр был Симоном, а Павел – Савлом. Христос переименовывал Своих учеников, провидя их будущее служение и зная их внутренние свойства. Так и сыновья Зеведея – Иаков и Иоанн – стали «сынами грома». Симон же, сын Ионы, получил имя «камень», то есть Петр. Этот камень – доброе исповедание Иисуса как Сына Бога Живого. На этом исповедании до скончания века стоит и будет стоять Церковь.

Павел же означает «маленький» (с латинского «паулюс»). Проповедуя язычникам Евангелие, подобало Павлу носить такое имя, чтобы слух язычника не оскорблялся непривычным звучанием. Маленьким себя назвал великий Павел, потому что считал себя за «изверга», то есть «выкидыша». Считал себя за бесполезное существо, так как было время, когда он гнал Церковь Божию. Не правда ли, знаменательно это переименование? Чему оно учит нас?

Оно сводит воедино две необходимейшие вещи – твердость веры и личное смирение. В имени Петра – твердость скалы, о которую разбиваются любые волны. В имени Павла – добровольное самоуничижение, врачевство от гордости, грозящей духовной смертью всякому человеку.

Петр и Павел не зря поминаются вместе. Ведь не что-то одно нужно человеку, но обе добродетели. Твердая вера без смирения чревата крахом и разрушением. Смирение же без веры – бесполезное самоедство. Вот нам и очередной урок от такой, казалось бы, незаметной темы, как новые апостольские имена.

***

Продолжим разговор о Петре и Павле. У важных дат есть так называемые предпразднство и попразднство, то есть дни приготовления к торжеству и дни наслаждения смыслом прошедшего праздника. Так поступаем и мы, говоря о верховных апостолах трижды – как бы до праздника, в праздник и по прошествии его.

Всякий раз, когда мы причащаемся, мы повторяем апостольские слова. Кстати! Не забудем, что мы не можем причаститься, не вспомнив прежде Иуду-предателя и благоразумного разбойника! «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Так молимся перед Чашей. Очевидно, потому, что всякий грешник перед Богом – разбойник, а самое страшное в вере – это измена, предательство. Лучше и не знать Христа, чем, узнав, променять Его на что бы то ни было.

И в этой же молитве есть слова Петра и Павла. Что самое главное из сказанного Петром? Исповедание, произнесенное в пределах Кесарии Филипповой в ответ на вопрос: «Кем Меня считают люди?». «Ты еси Христос, Сын Бога Живого», – ответил он тогда по внушению от Отца. Эти слова мы говорим перед причастием: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго».

А что говорил Павел? Ой, много. Но среди многого и это: «Христос пришел в мир грешников спасти, из которых первый – я». И эти слова мы повторяем перед Чашей.

После Петровых слов: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», – мы добавляем: – «пришедший в мир грешников спасти, от них же первый есмь аз». Таким образом, причащаясь, мы молимся словами Петра и словами Павла, в которых – чистое исповедание, с одной стороны, и смиренное осознание своих грехов – с другой.

Мы чуть ранее говорили, что сами имена апостолов учат нас твердости веры и покаянию. Петр – Камень, Павел – добровольно умалившийся. Говорили, что человеку должно не просто верить, но верить и смиряться. Но и не просто смиряться, чтобы не зачахнуть от тоски, а именно смиряться и верить.

В особенности соединение веры и смирения требуется перед Чашей. Здесь максимальное напряжение внутренних сил и умное внимание сердца! Здесь подлинное приобщение к силе веры апостольской! Здесь существенное родство с Петром и Павлом, с Андреем и Иаковом, с Фомой и Матфеем. Да что с ними! Здесь единение с Самим Воплотившимся Словом, Которое и жизнь дает, и от всякого греха очищает.

***

Вот нам три урока от двух апостолов: 1) единство веры в живом многообразии, 2) соединение твердой веры и деятельного смирения и 3) приобщение к апостольскому духу у Святейшей Чаши. Все это да вместится в нас молитвами бывшего галилейского рыбака и бывшего ученика Гамалеилова.

Протоиерей Андрей Ткачев

11 июля 2012 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Слово в день памяти апостолов Петра и Павла Слово в день памяти апостолов Петра и Павла Иеромонах Арсений (Писарев) Подошел к концу пост, втечение которого православные христиане готовились ко дню памяти святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. 12 июля – это день, когда, согласно церковному преданию, главные христианские апостолы, учителя среди учителей – Петр и Павел, были казнены в Риме. (MP3 файл. Продолжительность 15:49 мин. Размер 7.6 Mb) Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Иеромонах Симеон (Томачинский) У современного мира много героев, и в изобилии имеется у него кумиров. Одни из них возглавляют список «Форбс», другие красуются на майках и плакатах, о третьих постоянно пишет бульварная пресса. Но у нас, христиан, есть свои герои, совершенно не похожие на тех идолов. И их память, двоих таких героев, мы сегодня празднуем. И, как небо отстоит от земли, так отличаются наши герои от героев массовой культуры. (MP3 файл. Продолжительность 5:56 мин. Размер 2.9 Mb) Распространение христианства в европейских провинциях Римской империи в эпоху гонений Распространение христианства в европейских провинциях Римской империи в эпоху гонений Протоиерей Владислав Цыпин Есть бесспорные свидетельства раннего присутствия в Галлии изрядного числа христиан. Об этом надежно свидетельствует послание «рабов Христовых, живущих во Виенне и Лугдуне, в Галлии, братьям в Асии и Фригии». Это – один из самых впечатляющих документов христианского мученичества. В нем речь идет о пострадавших за Христа в Лугдуне при императоре-философе Марке Аврелии в 177 году. Слово в день святых апостолов Петра и Павла Слово в день святых апостолов Петра и Павла Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской Святые первоверховные апостолы Петр и Павел оставили последующим церквам, имев­шим возникнуть из ими основанных, свои писания, полные назида­ний, в которых доселе живет дух их для всех читающих и слышащих. Один своими писаниями утверждает веру, ослабевающую в искуше­ниях, для очищения нашего посылаемых (1 Пет. 4, 12). Другой рас­крывает неисчерпаемое богатство премудрости и ведения, заклю­ченное во Христе для всех народов (Кол. 2, 3; Еф. 3, 8).
Комментарии
Татьяна12 июля 2015, 22:00
Спаси Вас Господи,батюшка, за глубину Ваших проповедей.
Светлана12 июля 2015, 14:00
Благодарю за статью.Не была в храме,т.к. он за 100км,но утешилась статьей.Спаси Вас Господь.
Роман12 июля 2015, 08:00
Красиво! спасибо! остался сегодня дома, но стоило, чтоб прочитать эту статью, очень поучительно и вразумительно.
natalia11 июля 2015, 12:00
We understand you. Many thanks. Let God help you Natalia
Евгения12 июля 2014, 16:00
Дивная статья! Перечитываю ее не один раз за все это время! Поклон о.Андрею и всех поздравляю с праздником!
Надежда Ермишина11 июля 2014, 22:00
С праздником Святых Апостолов Петра и Павла!!! "Три урока от двух апостолов" Прот. Андрей Ткачёв http://www.pravoslavie.ru/put/54786.htm (Трудно найти людей, более непохожих друг на друга. Петр женат (Евангелие упоминает его тещу, а в посланиях есть слово о его жене-спутнице), а Павел – девственник. Петр знал Христа с первых дней общественного служения Спасителя, а Павел узнал Христа только воскресшим. Далее. Петр – галилейский рыбак, а Павел – ученик великих книжников и по воспитанию – фарисей. Они оба – евреи, однако Павел проповедовал слово Божие в основном язычникам, обновляя их Духом и из них составляя Церковь. Петр же проповедовал Евангелие главным образом обрезанным, то есть единоплеменникам. Петр старше всех из числа ближайших учеников, но Павел больше всех потрудился, хотя и говорит: «Не я, но благодать Божия». Они и умерли по-разному..........)
Галина14 июля 2013, 23:00
Галини:Просто расплакалась от умиления !1!Спасибо!
natasha chernyavsky13 июля 2013, 02:00
Ja evreyka katoraya lubit Xrista u Apostolov. Moyix predkov! Ya zivu v New Yorke! Nicto menya ne uchil on sam ko mne postuchalsya v serdze kogda my muz bolel! moju slyazu on uvidel u uslushel mou molitvu. Bolshoye spasibo vam batushka vu genialniy avtor!!!
Елена12 июля 2013, 14:00
Очень проникновенно!! Спасибо.
Александра12 июля 2013, 13:00
Спасибо, отец Андрей! Ваши проповеди и статьи воодушевляют и научают многому. С праздником Вас!
Василиса12 июля 2013, 11:00
Спасибо вам большое за то что вы делаете для нас ведь благодаря вам я узнала подробно!!!!! Я бы хотела впс спросить,меня крестили Василисой а зовут меня все Валентиной !Можно ли так?????
Анна12 июля 2013, 10:00
Спаси Вас Господи ! низкий Вам поклон
Lyudmila Toll 6 февраля 2013, 01:00
Спасибо вам отец Андрей за ваш труд по просвещению нас грешных . читая ваши материалы касаешься, приобщаешься к святыне и чуBсTвуешь.... какое счастье что я православная Христианка что все это написано и для меня также . В том то и состоит Чудо! что Господь избрал святых Апостолов из разных семей племен чтобы показать следующим поколениям и поколениям народов что все возможно Всевышнему Господу......... Творцу всея Вселенныя невозможного Ему ничесоже. Слава Богу за все !Аминь.
людмила19 июля 2012, 07:00
Продолжайте нас учить.Все доступно,понятно и сердце чувствуе истину .Слава Богу.
Ирина16 июля 2012, 09:00
Спаси Господи!Очень хорошая статья!
Екатерина15 июля 2012, 23:00
простите меня, может у меня тараканы в голове, но все-таки: исправьте пожалуйста в последней строчке статьи: бывшего ученика ГамалиИлова
Лидия14 июля 2012, 17:00
Спасибо за чудную статью. Бог дает вам разум и умение писать интересно . Слава Богу за все!
Alex14 июля 2012, 13:00
Спасибо!
Алексей14 июля 2012, 11:00
Поистине, полезная статья: просто, понятно и глубоко назидательно. Спаси Христос вас, отец Андрей, за изложение этих трех уроков апостольских!
Елена М14 июля 2012, 09:00
Геннадий:"Но все-таки, когда я задумываюсь о выборе Иисусом Христом Апостолов, то не вольно задаюсь вопросом: Почему они все соблазнились и не поверили в воскресение Господа? Даже Петр - "камень" сначала вообще отрекся, а потом был в изумлении, когда узнал о воскресении Иисуса Христа." - Мне кажется потому, что они при всем при том, оставались людьми, которым не чужды сомнения и которые всегда требуют и требуют дополнительных подтверждений в виде новых чудес. Всем нам не чужд симптом Фомы. Но "камень" - Петр, Петром стал именно потому, что он пытался с помощью христианства улучшить качества именно избранного народа, отошедшего от исполнения Божиих Заповедей, а для такого труда и сил, и духа требовалось гораздо больше, чем для того, чтобы обратить в христианство язычников.Я так думаю.Ведь евреи до сих пор так и не признали Христа мессией.
Елена13 июля 2012, 23:00
С благодарностью Господу и поклон Вам, отец Андрей, здравия, терпения и во всех добрых делах благого поспешения. Благоухают слова через Вас Господом нам посылаемые...многого не знала, чем дальше, тем больше открываю в Православии света и смысла! Жизнь прекрасна, если с нами Бог! Слава Господу за свободу от греха! Елена
Людмила13 июля 2012, 10:00
поучительно, интересно. Большое спасибо, о. Андрей.С праздником!
фотиния12 июля 2012, 23:00
Слава БОГУ за всё!!! В том числе и за Вас,отец Андрей!И даже интернету спасибо(который не так давно освоила)-ведь может же не только пакости распространять.
Геннадий12 июля 2012, 21:00
Отец Андрей. Апостолы Петр и Павел великие христиане по чину первенства - само Евангелие и Деяния свидетельство значения этих мужей для Церкви. Но все-таки, когда я задумываюсь о выборе Иисусом Христом Апостолов, то не вольно задаюсь вопросом: Почему они все соблазнились и не поверили в воскресение Господа? Даже Петр - "камень" сначала вообще отрекся, а потом был в изумлении, когда узнал о воскресении Иисуса Христа. Допустим Вы встретились с Иисусом Христом и более того Он учил Вас, тогда что может заставить Вас отречься от Бога или неужели Вы удивитесь узнав о его воскресении? Можно испугаться насильственной смерти, но это будет слабость от тела, которая наверное способна породить сомнение в помощи Бога избавить Вас от муки, и только поэтому объяснимо и возможно формальное отречение, однако в своем сознании Вы уже не сможете удивиться могуществу Бога воскреснуть, тем более Вы очевидец воскресения Лазаря. Для меня наречение имени Апостола Петра остается тайной. Смирение Павла честно. Но Павел, не найденный Иисусом во время благовествования, представляется даже более великим среди Апостолов-с момента своего обращения он оставался бескомпромиссным воином Христа без страха смерти. Поэтому наречение его Павлом это действительно очень сильный пример благодарности Богу и веры в спасение.
Александра12 июля 2012, 21:00
Спасибо большое за статью! Благодаря ей я многое поняла.
Леван12 июля 2012, 19:00
Огромное спасибо за благодатную проповедь! Слава Богу за все!
Сергей12 июля 2012, 16:00
Спасибо, о.Андрей, за проповеди. Точно в сердце как всегда. Божией помощи !!!
Людмила12 июля 2012, 15:00
Поздравляю всех с праздником ! Спаси Господи всех нас, спасибо отцу Андрею за замечательную статью. Просто глоток живой воды (извините за пафос ). Пишите для нас чаще!
Акуловская Татьяна Владимировна12 июля 2012, 13:00
Дорогой отец Андрей! Стараюсь никогда не пропускать Вами написанные статьи. Все они очень глубоки и красивы,душа исполняется радостью от высоты и многобразия русского слова, от глубины и пользы научения. Спаси Вас Бог, пусть слово Ваше будет со властью и силою, которую священникам - как апостолам - дарует Христос.
Андрей Самарец12 июля 2012, 12:00
Апостол Павел, несмотря на свою высокую образованность, также занимался ремеслом: делал палатки, о чем сказано в Новом завете Господа нашего Иисуса Христа. Спаси Бог.
Христина12 июля 2012, 12:00
Спаси, Господи! Спасибо Вам за такие простые, но очень глубокие слова! Всегда, с радостью читаю Ваши статьи!
Ирина12 июля 2012, 11:00
Спасибо. Вы как всегда все просто и доступно объясняете.
Мария12 июля 2012, 09:00
Святые апостолы Пётр и Павел, молите Бога о нас!
Евгений12 июля 2012, 08:00
Спаси Господи! Удивительно понятно.
Александр12 июля 2012, 08:00
то что нужно
Артем12 июля 2012, 06:00
!!! Спаси Господи !!!
Иерей Николай12 июля 2012, 03:00
Да спасёт Вас Христос, отец Андрей. Проповедь Ваша так же познавательна, как и поучительноа.
Александр Саблев12 июля 2012, 02:00
Отец Андрей, спаси Бог,тебя и дом твой, за то молоко небесное, которым, по милости Божией, потчиваете меня, слабого и немощного в вере, надежде и любви ко Христу. Все отдай Христу И сердце- Богу То, которое твердит-меня не трогай То, которое твердит-живи как жил Все отдай Христу, как кровь из жил Иеромонах Симон
Евгения12 июля 2012, 00:00
святые апостолы Петр и Павел,молите Бога о нас!Всех с таким дивным праздником!Спаси Господи за замечательное слово!
Александр12 июля 2012, 00:00
Гениально и просто! Глубоко и правослано!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке