«Не будем откладывать исповедь»

Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)

Иеромонах Дионисий (Игнат)
Иеромонах Дионисий (Игнат)
Иеромонах Дионисий (Игнат), во святом Крещении Димитрий, родился 22 сентября 1909 г. в Румынии, в селе Ворничень уезда Ботошань, в семье набожных крестьян. Он был самым младшим, восьмым, ребенком, и едва ему исполнился год, как отец его умер, оставив бедную мать с сиротками на руках, мал мала меньше — старшему ребенку, будущему старцу Гимназию, было всего 10 лет. В таких тяжелых условиях, усугублявшихся лихолетьем первой мировой войны, будущий старец Дионисий все же закончил 4 класса начальной школы и проучился 2 года в училище.

В 1923 г., в возрасте 14 лет, он вслед за своим старшим братом Георгием ушел в монастырь — скит Мэгура в Молдове, близ г. Тыргу-Окна. 6 сентября 1926 г. оба брата и еще два монаха из Мэгуры пришли на богомолье на Святую Гору, чтобы здесь всю свою жизнь без остатка посвятить Богу.

На Афоне братья Игнат поступили в келью св. мвч. Георгия, что в скиту Капсала, где монашествовало 18 румын, а настоятелем был старец Герасим (Сперкез). В 1927 г. Димитрий Игнат принял монашеский постриг с именем Дионисий, а в 1931 г. он был рукоположен во иеродиакона.

В 1933 г. умер старец Севастиан, наставник братьев, и они уходят в келью свт. Тихона Задонского, что в Капсале, где в безмолвии подвизался отшельник Гедеон (Келару), опытный исихаст, также родом из Румынии. Братья Игнат становятся его учениками. Вместе с этим благодатным молитвенником иеромонах Дионисий подвизался 46 лет, до самой смерти старца в 1979 г. Его брат, иеромонах Гимназий (Игнат) скончался раньше, в 1965 г.

Здесь, в афонской келье свт. Тихона, будущий старец Дионисий в 1937 г. был рукоположен в иеромонаха. В том же году эта смиренная троица монахов-пустынников возводит с самого основания келью святого вмч. Георгия, относящуюся к монастырю Ватопед и располагающуюся над заливом Колчу, и переселяется в нее. В 1945 г. отец Дионисий принимает послушание духовника, а в 1979 г., со смертью своего старца, становится игуменом кельи «Колчу».

Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников, одним из последних столпов «старой школы» исихазма. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей, в том числе английский принц Чарльз.

Старец Дионисий (Игнат) отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира.

Предлагаем вниманию наших читателей небольшую беседу со старцем, посвященную таинствам Исповеди и Причастия.

***

– Отец Дионисий, расскажите нам, пожалуйста, немного о радости причащения, о таинстве Святого Причастия. Как нам готовиться к нему, чтобы радоваться тому, что мы соединяемся со Христом в таинстве Святого Причастия?

– Вы видите, видите? Как сильно смирился Бог, чтобы человек – вот этот человек, весь в грехах, человек ничтожный – удостоился Тела и Крови Самого Христа Спасителя! Как я уже говорил, Бог зовет к Себе всех: «Придите ко Мне, все труждающиеся[1], все грешные».

Поэтому, чтобы душа каждого из нас пребывала в мире, прежде всего нужно ходить к духовнику. У каждого из нас есть духовник, не так ли? Поведаем ему все наши скорби и немощи, какими нас ввело в соблазн естество, какими нас ввел в соблазн сатана и мы пали.

И посмотри, сколько же благости у Бога! Он дал эту благодать священнику-духовнику, и если он простит тебя, то ты прощен, а если не простит, ты останешься непрощеным. Что он связывает на земле, то связано и на небесах, а что он разрешает на земле, то разрешено и на небесах.

Видишь, сколько Божественной благости явил нам Бог! Он мог бы назначить ангела, ведь у Него имеются миллиарды и миллиарды ангелов, не так ли? «Ты, ангел, будешь духовником всех этих людей!» Но никто не осмелился бы сказать перед ангелом: «Я согрешил, я впал в столько грехов!» Человек тогда думал бы: «Ну как же я ему скажу такое? Ну разве это возможно? Да это невозможно!»

Но Бог поставил, благодатью Святого Духа, священника. Когда архиерей возлагает руки на священника, и благословляет его, и читает о нем молитву, сходит благодать Святого Духа, и он получает силу – что он прощает, то прощено на небесах, а что не прощает, то не прощено на небесах. Видите, сколько благости являет Бог!

А теперь ты идешь к священнику. Священник этот тоже человек, даже если он духовник, – он тоже плоть носит, у него свои немощи, у него свои страсти. И вот ты идешь к нему. У него тоже могут быть свои немощи – но это тебя не интересует. Ты знаешь, что он священник, поставленный святой Церковью быть духовником, и имеет власть связывать и разрешать.

– Как нужно готовиться, чтобы принести чистую исповедь? Что нужно делать – больше поститься, молиться, читать?

– Видишь, как написано в Священной Книге: «Приготовьтесь!»[2], потому что если ты неподготовлен, тогда это никуда не годится. Да испытывает человек себя, то есть пусть готовится, и так да приступает к Божественным Тайнам, ведь Божественные Тайны – это огонь сожигающий, они сжигают все грехи, и немощи, и трудности наши. А если ты приступаешь неподготовленным, они сожгут и тебя, и тогда все кончено! Поэтому нужно приготовление…

Не будем говорить: «Да ну, ничего страшного в том, что я поел, я попил, я поспал и еще кое-что сделал. Пойду причащусь», – как, я слышу, делают паписты, ведь у них литургия совершается поздно. Католики говорят так: «Нам хотелось есть, и мы с утра поели. Поели, выкурили и по сигаретке… Давайте теперь выпьем и кофейку, чтобы взбодриться. Да, но ведь в церкви еще не закончилась литургия! Пойдем-ка причастимся», – и идут, причащаются. Ну разве это приготовление?

– Нет.

– Я не представляю себе, как католики допускают такое. Видишь, они говорят, что еда – это одно, а причащение – это другое, это пища духовная. Как бы там ни было, но если нет приготовления, это погибель.

– Нужен ли канон к Святому Причащению, читать ли благодарственные молитвы?

– После Причастия, обязательно. Молитвы нужно читать с благоговением, с благодарностью к Богу за то, что ты удостоился принять этот столь великий дар[3].

***

– Батюшка, расскажите нам немного о приготовлении к святой исповеди.

– Ты, как человек, уже знаешь: «Ой, я сделал то-то, скажу духовнику, и еще то-то и то-то». Чтобы не забыть это, запиши все на бумаге, и когда пойдешь туда, скажи: «Батюшка, вот, я сделал то-то и то-то». А как только он сказал: «Бог да простит тебя!» – все, что было записано в анналах сатаны, стерлось.

С этого момента ты должен более не совершать грехов. Не дай тебе Бог совершать их опять, ну а если совершил, сразу же иди к священнику, ибо Священная Книга говорит: «Сколько б раз ты ни упал, вставай!»[4]. То есть, сколько раз ни случится тебе согрешить, не затягивай с исповедью.

Но не так, чтобы ты грешил в беспечности и говорил себе: «Ну вот, побывал я у священника, исповедался, ну а теперь возьмусь-ка опять за старое, я же потом опять исповедуюсь». Но это не так!

– Это грех против Духа Святого.

– Конечно. Грех против Духа Святого. Поэтому: «Я ходил к батюшкам, исповедался и, с помощью Божией, больше не стану делать этого». Ну а если мы только говорим так, но не делаем, то, сам того не замечая, ты себя губишь мало-помалу. Нет! Прими решение, вот так: «А ну-ка, вставай опять, быстро», – как больной, когда ему становится плохо: «Пойду приму таблетку, а то голова начинает болеть», – так и это.

– Итак, правила нет. Сколько раз почувствуешь, столько раз и надо исповедоваться.

– Так и есть.

– Исповедью нельзя пренебрегать.

– Нет-нет, конечно… И чтобы никто не смел когда-нибудь пойти причащаться не исповедавшись. Многие молитвы, которые читает священник, имеют благодать Святого Духа от Бога, ибо так устроил Благой Отец Небесный, чтобы прощалась вся мелочь, которая у тебя была. Ты говоришь, какие еще грехи у тебя были, все, что ты припомнишь, и так приступаешь к Божественным Тайнам. Ибо Святые Тайны – это огнь сожигающий, они сжигают все грехи, все беззакония и все злые помыслы, но если ты беспечен, существует опасность, что они сожгут и тебя. Поэтому и говорит святой апостол Павел: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Оттого многие из вас немощны и больны»[5], что приступают к Святым Тайнам без приготовления.

Никто не достоин причащаться Святых Таин, ибо там Бог, Иисус Христос, но насколько это в силах человека и насколько нам позволяют священные каноны Церкви, будем стараться быть близ[6].

***

– Батюшка, вот мы, духовники, может, тоже недостойные. И приходят к нам люди, может, более достойные, чем мы. Но мы призваны не отказывать им в приобщении, причащать их, потому что Христос не отказался подать и Иуде его кусок хлеба. Но часто к нам приходят люди с тяжкими грехами. Какой совет вы нам дадите, как нам поступать с причащением в их случае? Ведь послать его к епископу – это все равно что умыть руки, отделаться от него. Может, Христос послал его именно ко мне.

– Это так, вы имеете полное право… Но смотрите, чтобы, как бы там ни было, но мы не отходили от церковных канонов. Каноны, что установили святые отцы на семи святых Вселенских Соборах, они составили по благодати Святого Духа, потому что они были лучше любого из нас, ведь их вдохновляла благодать Святого Духа, научая их, как нам найти путь спасения.

Ты впал в грехи, а Бог стоит с раскрытыми объятиями и говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, придите, только не уходите, ведь вы только у Меня обретете покой». Но ты видишь: так решено было святыми отцами, чтобы за каждый грех человек получал наказание, чтобы он действительно понял, что согрешил пред Богом. Он должен получить наказание, не так ли?..

– Разумеется – епитимию.

– Маленькое-маленькое наказание, конечно. Не будем же отходить от канонов, насколько можно. Кое-какие снисхождения духовник может сделать, но не так, чтобы можно было оправдывать себя: «Это ничего, то ничего, все ничего», – ибо тогда мы совершенно погубим себя[7].

Иеромонах Дионисий (Игнат)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Calauza ortodoxa.ro

18 июля 2012 г.

[1] Мф. 11: 28.

[2] Буквально: «Покайтесь»(Мф. 3: 2).

[3] Из беседы 7 мая 2002 г.

[4] Ср.: Притч. 24: 16.

[5] 1 Кор. 11: 28, 30.

[6] Из беседы со студентами ASCOR, август 1999 г. (ASCOR –– Ассоциация румынских студентов – православных христиан).

[7] Из книги «Staretul Dionisie duhovnicul de la Sfantul Munte Athos» («Старец Дионисий, духовник со Святой горы Афон»). Vol. I. Editura Prodromos, 2009.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Духовник, вселявший в нас жизнь Духовник, вселявший в нас жизнь
Архиереи об архимандрите Арсении Папачоке
«Бог не любит плаксивых. Бог несет на Своих объятьях только борющихся», — часто говаривал батюшка тем, кто приходил к нему с разбитым сердцем, в слезах, и внушал, что кроме креста нам нужен еще и меч, что кроме чёток нужна и отвага исповедников, ибо смирение велико, оно приводит к Богу и служит мерилом нашего духовного состояния, но велика и отвага исповедников.
«Благодарю Тебя, Боже, что позволяешь мне говорить с Тобою!» «Благодарю Тебя, Боже, что позволяешь мне говорить с Тобою!»
Иеросхим. Иулиан (Лазар)
«Благодарю Тебя, Боже, что позволяешь мне говорить с Тобою!» «Благодарю Тебя, Боже, что позволяешь мне говорить с Тобою!»
Иеросхимонах Иулиан (Лазар)
Если даешь ребенку что-то, то это входит в его ум и крутится в уме. Пусть крутится молитва, а не что-нибудь другое.
Бог там, где смирение Бог там, где смирение
Из наставлений старца Арсения (Папачока)
Гордость – безобразная и нечистая страсть! Бог и слышать не хочет о гордом человеке! Он оставляет его, и тот превращается в великую мерзость; отнимает у него чувство прекрасного, оставляет его блуждать в хаосе по всяческой грязи закоулков мира. Нет у него уже образа, нет подобия, ни здравого рассудка. Правду говорят святые отцы: «Где случилось падение, там прежде поработала гордость».
Покаяние, исповедь и пост Покаяние, исповедь и пост
Епископ Афанасий (Евтич)
В наше время ставится вопрос: почему нужно покаяние? С социальной точки зрения неуместно говорить о покаянии. Есть, конечно, какое-то подобие покаяния, особенно в странах восточного тоталитаризма: когда отступил кто-нибудь от линии партии, то от него требуют "покаяния", или когда руководители партии сами отступают от своего первоначального плана - только это называют не покаянием, а какой-то "реформой" или "перестройкой"
Из чего рождается смирение и какова его польза Из чего рождается смирение и какова его польза
Архим. Клеопа (Илие)
Из чего рождается смирение и какова его польза Из чего рождается смирение и какова его польза
Архимандрит Клеопа (Илие)
Смирение одно, и без другой добродетели, может открыть нам двери Царства Небесного. Смирение – это единственная добродетель, которой не могут подражать бесы.
Комментарии
Ольга15 апреля 2017, 15:38
Елена М. Так же рассуждала про то, что я не могу и не пойду рассказывать о своих грехах, но Господь устроил так, что расскаяние захватило так, что мочи не было все тащить на себе, вышла из церкви и я до дома шла пешком, а мне казалось, что я лечу, я поняла что такое благодать, около года ходила и пархала, есть и спать не хотела; но наступает время как опять начинает шептуны шептать да ладно не ходи, потом сходишь на исповедь, то скушала не то, то какие-то причины искушенные не дают мне исповедоваться (но это все самообман и лишние причины) и начинаешь понимать и видеть как меняются твои мысли и жизнь..уйдя 1 грех, возвращается обратно с 7 Господи благослови и направь меня на путь истинный!
Екатерина другая.13 апреля 2017, 09:06
Дорогая Лена, сестра о Господе. Простите я не хочу ни обличать ни указывать, я напишу Ваши слова Вы только прочитайте как будто они не Ваши. "Нет, гордыни во мне точно нет.,Именно по Заповедям и их исполнению." Так что, же Вам мешает причаститься. Значит мешает что то. Первая заповедь какая - Любите друг друга!.Никакая молитва, никакие слова не помогут если нет Любви. Елена, подумайте почему Вас оставляли не давая окончательного ответа.Батюшка Евгений прав. В принципе то что Вы написали здесь, вот это все высказать также искрение над Евангелием и Крестом это будет Исповедь. С любовью Екатерина. Бог Вам в помощь.
ИРИНА13 ноября 2012, 13:44
КАКОЕ СЧАСТЬЕ, ЧТО Я НАШЛА ВАС!!!! ЧИТАЮ, ЗНАКОМЛЮСЬ, РАЗМЫШЛЯЮ. КАКИЕ УМНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ И КОМЕТАРИИ!!! МОЛЮСЬ, КАЮСЬ И МНОГО -МНОГО МОЛЧУ. ХРАНИ ВСЕХ ГОСПОДЬ!!!!
Maria 6 сентября 2012, 01:30
Слава Богу!!!! Богородица дала мне хорошего православного священника для исповеди, а до этого как в пустыне,... никого вокруг.
Галина 3 сентября 2012, 12:01
Елене М. Елена, с Праздником Вас – с Причащением! Очень много хотелось Вам написать, но не уверена, что имею на это право, т.к. сама еще только делаю первые шаги в Православии. Думаю, что Вы на верном пути – читайте другие труды Иоанна Крестьянкина и святых отцов (Аввы Дорофея Палестинского, Ефрема Сирина, Иоанна Кронштадского, Василия Великого и других, возможно Вы о них уже слышали или услышите (прочитаете). Еще очень рекомендую познакомиться с трудами Серафима Роуза ( в частности - «Душа после смерти»), читать Евангелие с толкованием Феофилакта Болгарского. Молиться, в том числе о сестре и простить ее. Помнить о том, что ответ на Сташном суде мы будем держать только за себя и своих детей (их духовное воспитание). Не стараться со всеми бороться и всех исправить, но как говорил Серафим Саровский - "Стяжите дух мирен и тысячи вокруг вас спасутся". Мир Вашему дому. Спаси Вас Бог.
Елена М29 июля 2012, 13:57
Допустил меня батюшка к причастию - причастилась. Правда Крестьянкин так пишет: "Прежде чем начать каяться, мы должны всем всё простить!.......Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа.", а я в запимке честно написала. что всё не могу простить и еще 1-я молитва Василия Великого : "О Господе Христе, Боже Мой! И да не будет мне в осуждение причащение пречистых и животворящих Твоих Таин, и да не сделаюсь я немощен душою и телом от недостойного причащения их;но дай мне до последнего моего вздоха причащаться Святынь Твоих не в осуждение, а в общение со святым Духом, в напутствие в жизнь вечную и в благоприятный ответ на страшном суде Твоем, чтобы и мне со всеми избранными Твоими сделаться соучастником полноты Твоих благ, уготованных Тобою, Господи, для любящих Тебя, в которых Ты прославлен во веки. Аминь" Из этого следует, что после причащения можно получить не только благо, но и наказание, не так ли?
Елена М27 июля 2012, 15:33
Ну вот, по совету Сергея начинаю подготовку к исповеди и причащению. Многое еще до воскресения нужно успеть, почитать Крестьянкина "Опыт построения исповеди", Последование ко Святому Причащению, записочку составить, пост не нарушить.Пожелайте мне удачи люди православные!Может быть и допустят меня к причастию....
Елена М25 июля 2012, 11:43
Иногда мне кажется, что многие люди рассуждают следующим образом: какое мне дело до тех, кто меня окружает, с кем я живу бок о бок, пусть себе грешат, им самим за свои грехи отвечать, а мне только о своих собственных грехах положено думать и бороться исключительно с ними, а то, что рядом со мною будут находиться нечестивцы, так это даже хорошо, мне их терпеть придется, а терпение на том свете мне в бонус зачтется, к раю небесному меня приблизит, да и раю, как говорится, меньше народа - больше кислорода. Только вот у меня сомнения, а эти люди уверены в том, что им, в этом самом раю, будет действительно хорошо? Я не уверена.Вот, если взять тех, кто там уже сегодня находится, к примеру, отцы святые, перед чьими иконами мы молимся. Можем ли мы позавидовать им, которые вынуждены изо дня в день выслушивать все наши многомиллионные, если не милиардные молитвы и просьбы, а после этого еще и за каждого из нас просить у Господа Бога и прощения и выполнения наших просьб? Я очень сомневаюсь, что такая небесная жизнь может быть в радость для многих земных людей.
Елена М22 июля 2012, 16:16
Уважаемая Ирина!Благодарю Вас за добрые слова и поддержку. Напрасно Вы пишите, что Ваши слова для меня, может быть, ничего и не значат. Это не так, поддержка и доброе слово любого человека, ко мне обращенные, для меня дороги, они помогают жить и придают силы.Завидовать мне, конечно, особо нечего, но и пожаловаться не могу, говорят же, что Бог дает нам по делам нашим, что заслужим, то и получим.И всех Вам благ, дорогая Ирина.
Елена М22 июля 2012, 16:06
Сергею: Долго не отвечала Вам, потому что пыталась осмыслить Ваши слова. Ваш комментарий, почти из всех других, мне показался чуть ли не единственным, излучающим бесконечную доброту и милосердие. Искренне Вам признательна. Пожалуй Вы меня, действительно, убедили и я, в самое ближайшее время, пойду на исповедь, напишу записочку, чтобы чего не забыть и перечислю все свои грехи, а в конце напишу: батюшка! вот в нескольких первых грехах я искренне раскаиваюсь и впредь буду стараться не повторять им подобных грехов, а вот в остальных, что ниже я не раскаиваюсь, потому как считаю, что не моя вина в грехах сих, не могу я простить сестру мою за то, что она делала и продолжает делать, молюсь каждый день о том, чтоб Господь ее вразумил, а результата никакого, поэтому, хоть и не по-христиански это, но пока не исчезнет источник, вводящий меня в грех, и пока она не начнет жить по Заповедям Божиим и осуждать ее буду и бороться против ее козней тоже буду, а, Вы, батюшка уже сами решайте: допускать меня к причастию или нет. Так вот и поступлю я, Сергей, по-Вашему совету, а там будь, что будет....
Виталий Я-ЗА22 июля 2012, 14:42
Елене М Многое Я в человеке выдает малый опыт его как христианина. Когда придет удручение много превыше Вашей самонадеянности (а такое удручение у всякого искреннего христианина случается и не однократно), тогда настанет время искреннего плача и молитвы к Богу. Тогда Вы узнаете целительное свойство исповеди и Дар Причащения Тела и Крови Христовых, которого мы всегда недостойны. Но есть еще слова о. Иоанна в его книге "Лествица" о мягкой и податливой глине (сердца человеческого), которой хватает теплых человеческих рук и твердом камне (сердца человеческого), требующем острого инструмента для обработки. Впрочем, сам невежда. Прошу извинить, если что не так.
Людмила22 июля 2012, 01:02
Елене М. А кто не сталкивался с такими мыслями как у вас? Да - каждый человек! Каждый человек в чем то раскаивается искренне, а в чем то нет. И именно это всё и говорят на исповеди (мол не раскаиваюсь и считаю что права или наоборот - раскаиваюсь) - на то она и исповедь - не показаться раскаявшейся, а показать то что есть на душе, а священник решает - готов человек к причастию или нет. Собственно никто никогда и не будет достоин причастия. Мы люди... Когда то на исповеди - так и сказала священнику - мол не пойду к причастию поскольку недостойна - знаете что он ответил? Когда станешь святой - тогда приходи:))) Понятное дело до меня дошло! Никогда мы не будем готовы! Исповедь - необходимость, а о причастии вам скажет священник.
Елена М21 июля 2012, 08:51
Вот почему-то, чуть что, нам говорят: всё ниспослано Богом, а в других случая говорят: это тебя нечистый смущает. Так всё-таки как: или мы поступаем определенным образом потому, что всё ниспослано Богом или всё-таки следует признать, что некоторые поступки и их следствия не от воли Божией происходят? Надо ли бороться с действами нечестивцев или отказаться от этой борьбы и смириться?От того, что часть людей будет жить по заповедям и следить исключительно за своими поступками, а другая будет только этим пользоваться в своих интересах и иметь блага,совершая нехристианские поступки, мир от этого не улучшится, а я считаю,что есть прямая взаимосвязь нашего мира с небесным, и до тех пор пока мы все, именно,все не научимся жить по заповедям на земле, там, в другом мире, никого из нас ничего хорошего не ждет,сколько бы мы себя не обманывали что мы-де и смиренные и ко всему готовые.Вот смиренная Лариса пишет мне, что я далека от настоящей исповеди и причастия. Нет, Лариса, от исповеди я не далека, могу как на духу всю свою жизнь изложить любому, кто готов выслушать,а до причастия мне - да,далеко, по суду моему...
Ирина20 июля 2012, 22:26
Ирина - ЕленеМ: Уважаемая Елена! Наверное, про меня тоже многие скажут, что я гордая, завистливая и в прелести, но честное слово, я Вам искренне по-хорошему завидую! В наше непростое время иметь четверых детей, с которыми пусть и нелегко, но которые, судя по Вашим словам, не создают все же особо острых проблем, иметь мужа, пусть и не идеального, нести достойно свой жизненный крест - да, тут есть чему позавидоваь. Легко в этой жизни лишь совсем беспечным и легкомысленным людям, которые не хотят брать на себя никакую ответственность, а для ответственных людей жизнь никогда не будет легкой и безоблачной. Но то, что Вы не жалуетесь, не унываете - это,на мой взгляд, очень много значит. Я, признаться, очень устала от постоянных жалоб своих знакомых, имеющих всего лишь одного ребенка - сколько с ним проблем, забот. А Вы все терпите, ищете свой путь, пусть даже ошибаясь, набивая шишки - я Вас уважаю, хотя для Вас это, может быть, ничего не значит. Конечно, хотелось бы, чтобы Вам ответили батюшки более компетентно, но мне кажется, что Господь обязательно увидит и оценит Ваше мужество и Вашу искренность и у Вас в конце концов все будет хорошо.
Елена М20 июля 2012, 19:10
"Духовник, вселявший в нас жизнь «Бог не любит плаксивых. Бог несет на Своих объятьях только борющихся», — часто говаривал батюшка тем, кто приходил к нему с разбитым сердцем, в слезах, и внушал, что кроме креста нам нужен еще и меч, что кроме чёток нужна и отвага исповедников, ибо смирение велико, оно приводит к Богу и служит мерилом нашего духовного состояния, но велика и отвага исповедников." - Это мне очень понравилось, действительно вселяет жизнь, и меч нужен, за жизнь нужно бороться, вот я и борюсь, а не смиряюсь.Грех ли это, Бог нас рассудит...
Елена М20 июля 2012, 19:02
Иерею Евгению:продолжение: Вы, наверное, очень на меня будете возмущены, что я Вам перечу и считаю себя вправе всё-таки давать собственную оценку и своим поступкам и поступкам других, но, объясните мне, почему я на это не имею права? Я же не страдаю какой-нибудь задержкой в умственном развитии, почему же мне запрещено? Вот в молитве Святителю Спиридону есть такие слова:"Сице убо прослави тебе, верного Своего раба, Владыко Христос, яко вся тайная человеческая деяния дарова тебе разумети и обличати неправедно живущия"И вот я думаю, когда есть те, кто рядом с нами неправедно живущий, должен же кто-то указать тому человеку? Что делать, если Спиридона рядом нет? Мне кажется ,каждый из нас в ответе за другого, кто с нами рядом находится.Никакой священник не дойдет до каждого да и потом, моя сестра себя считает просто фанатично верующей, даже поучает других, а вот живет сама не по заповедям. Я думаю, что если ей всякий раз спускать и прощать, так она и всю жизнь так проживет.Благо,если бы это не сказывалось на жизни других, но ведь это не так, от ее неправедного жития страдают другие.Что же делать?
Елена М20 июля 2012, 18:33
Иерею Евгению:Огромное Вам спасибо.Честно говоря,я на сайт"Провославие" зашла для того, чтобы найти для себя человека, у которого можно спросить, с кем можно поделиться и, конечно, чтобы он был из священнослужителей, но пока что-то не получается, даже вступая со мною в диалог, потом меня бросают так и не дав всех ответов.Вы пишите о моем самочинном отказе от Причастия.Но ведь и многие святые часто, наказывая себя, уходили в пустыню и молились.Я тоже каждый день молюсь, не в пустыне конечно, но иногда и большой город кажется пустынею.Да, я сочла себя недостойной Причастия,но в церковь же я хожу, молебны заказываю, записки подаю и за других радуюсь, что им даю возможность не ожидать меня, стоя на исповедь.Наверное, это и называется "прелестью"?Как-то сестра мне написала в письме: бедная,ты бедная,крутишься как белка в колесе,с 4-мя детьми, по дому от мужа помощи никакой,а я ей ответила, что очень довольна жизнью: у мужа есть работа, дома достаток, дети хорошо себя ведут и успешно учатся.И получила от нее ответ: Ты, Лена, находишься в состоянии прелести, а это большой грех.Она тоже была права? Далее
Елена М20 июля 2012, 18:03
Благодарю всех, откликнувшихся на мой комментарий, дай вам всем Бог здоровья и благополучия.Полоса у меня сейчас в жизни очень тяжелая, даже и не знаю, что правильно делаю, а что, может быть, и не совсем.Пытаюсь руководствоваться тем, какими становятся результаты,если правильно действую, значит меня точно Бог ведет: всё задуманное получается - стоит подумать и вот оно, а если на каждом шагу спотыкаюсь-значит что-то не то делаю. Нет, гордыни во мне точно нет. Чем мне гордиться? Живу как многие: на чужое не покушаюсь, другим не завидую (обладающим материальными благами), а вот людям уверенным в своем праве на причастие, действите-льно,завидую(наверное, это, и в самом деле, грех)Не совсем поняла, что значит справедливость без Евангелия? Именно по Заповедям и их исполнению я и считаю справедливо человек поступает или не справедливо.Как же можно отделить одно от другого?Вот и Вы, Екатерина, пишите:"Мы никогда не будем достоины Причастия." Так как же ж быть? Принимать Причастие будучи его недостойным?А к батюшке обратиться боюсь, если честно, ведь не у любого найдешь сочувствие и понимание, а разочаровываться в ком-то очень не хочется.
Лариса20 июля 2012, 15:59
Елена М! Далеко вам еще до настоящей исповеди и полного раскаяния! Ходите в церковь, молитесь, читайте этот сайт и другие духовные книги, может когда нибудь и удостоитесь настоящей исповеди и причастия!
Иерей Евгений19 июля 2012, 20:46
Дорогая Елена, Боюсь, что эти Ваши рассуждения - совсем не Ваши, а подсказаны Вам лукавым врагом человеческим. Посмотрите на их конечный результат - полный отказ от исповеди и причастия по Вашему "собственному" решению. Да, это именно то, что дьяволу нужно! Уже один самочинный отказ от причастия должен был бы Вам показать всю ложность Ваших "рассуждений". 1) Не Вам дано решать, что грех, и что нет - на то есть священники. Ваши расуждения - это то, что в духовной литературе называют "прелестью", самообманом. 2) Человек, судя о себе самом, всегда ошибается, поэтому-то мы идём за советом к другому человеку. Никакой священник сам себя наказать или простить не может! Так уж и Вы не пытайтесь сами себя судить - а идите к батюшке! 3) Не судите и не думайте о других - они сами за себя перед Господом отвечают. 4) И уж, конечно, что "очередь длинная" - это бесята над Вами смеются... Вот Сергей правильно подсказал - молитесь! Ведь (другого) времени помолиться у Вас наверно маловато?
Лена19 июля 2012, 18:44
А вот я наоборот, при исповеди всегда думала, что епитимия для меня каждый раз неизбежна, и каждый раз мне прощалось. И каждый раз удивление и радость от великодушия и милости Господней! Или наказания меня ждут впереди??...
Екатерина19 июля 2012, 13:45
Екатерина, Елене М. Все что я скажу не мое, я у святых отцов вычитала соими словами скажу.Елена, что такое справедливость без ЕВАНГЕЛИЯ, это наши расуждения.Как же мы тогда очистим свою душу? Значит в Вас больше гордыни чем смирения. Мы никогда не будем достоины Причастия. Почему мы должны думать о ком-то имеет ли они моральное право, не имеют, ведь мы стоим перед Богом. Господь видит все наши грехи и он ждет нашего желания признаться что мы не правы, согрешили. И знаите без помощи Причастия и исповеди никогда мы не освободимся от тех завалов что в нашей душе. Еленушка, постите за фамилиарность идете к батюшке, и все что здесь написали скажите ему и послушаите что он Вам скажет. Да поможет Вам Бог и Пресвятая Богородица. С любовью р.б.Екатерина
Сергей19 июля 2012, 01:31
Елена М Не отказывайтесь! У меня похожие мысли. Я пойду на исповедь и скажу все, как есть - в этом каюсь, а вот это грехом не считаю, буду повторять. Священник подскажет, как дальше двигаться, чтобы увидеть, осознать грех и не повторять его. Не все сразу получается, но, если не идти исповедаться, сами мы не точно не справимся, отпадем и пропадем. Про потоки желающих, ничего не поделать, не бойтесь, попробуйте не "стоять в очереди", а молиться, а подойдет черед, и исповедаться, мне очень помогает. Сил не только не лишаешься, набираешься!
Иванушка19 июля 2012, 01:03
Елена, зависть же грех, даже искренняя
Ирина18 июля 2012, 23:49
Мне рассказывали про одного иеромонаха, старенького уже, который никогда не накладывал ни на кого никакой епитимии. Когда у него спросили, почему он так поступает, он сказал:"Ко мне приходит столько людей, иногда с большими и тяжкими грехами, но когда они рассказывают о себе и о своей жизни, я чувствую, что у каждого из них вся жизнь - это епитимия".
Елена М18 июля 2012, 16:02
А я раньше исповедовалась в тех грехах, которые сама уже осознала и чистосердечно в них раскаялась, о них и батюшке говорила. Но знала, что были за мной те грехи, которые сама никогда грехом не считала, хоть и знала, что. с точки зрения Библии и заповедей, они считаются грехами. Не могла я себя перебороть и признать грехом то, что считала справедливым. А говорить о таких вот грехах на исповеди и с ясным взором уверять священника, что раскаиваюсь (на самом деле даже не думая раскаиваться) не могла. Теперь вот совсем от исповеди и причастия отказалась, не хочу врать и лицемерить, ведь, по сути,что-то утаить - это не исповедь, а лишний грех на душу.А осознанные грехи, что в них исповедоваться-то, достаточно того, что ты их осознал по-настоящему, а значит и не повторишь впредь.Кроме того, сейчас такие потоки жаждущих исповедоваться и причаститься, что в ожидании своей очереди можно и последних сил лишиться. Не знаю, так ли они рассуждают как я, о том имеют ли они моральное право на причастие, действительно ли ни одного камня за пазухой не оставляют, идя на исповедь, если так, то я им искренне завидую.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×